Автор Марина Озерова
Марина Озерова
О детском рисовании
Второе издание, дополненное
Москва
Издательство Студии Артемия Лебедева
2013
От автора
Во втором классе я, как и все дети, обожала рисовать, но мне не повезло со школьной учительницей. Однажды по заданию я рисовала ворону и получила за свои старания «тройку». Учительница сказала: «Лапы птицы выглядят ненатурально». Что такое «ненатурально», я в свои восемь лет не знала, но с этого раза стала задумываться о том, как неправильно взрослые воспринимают детские картинки. Когда я выросла и стала заниматься с детьми, я часто вспоминала «ненатуральные лапы» и старалась дать свободу неумелым детским мазкам.
Спустя много лет, с педагогическим образованием и опытом работы, я пришла к мысли, что вместе с ребенком нужно учить рисовать и родителей. Именно их нужно освобождать от «правильных» школьных шаблонов. Из творческих семинаров для родителей родилась эта книга – как руководство для тех, кто считает, что неспособен к рисованию, но очень хочет помочь ребенку раскрыться в творчестве.
Почему дети начинают рисовать
Самые маленькие дети, не умея толком держать в руке карандаш или кисть, пытаются черкать по бумаге. Зачем они это делают? Ведь годовалый ребенок не способен изобразить что-то осмысленное, и рисунков с домиками его родители не увидят еще несколько лет. Многие исследователи детского творчества задавались этим вопросом и выдвигали различные версии происхождения детского рисования.
Сторонники «моторной» теории считают, что рисование для маленьких детей – это выражение постоянного стремления к движению. Рисуя, ребенок избавляется от излишков энергии. «Интеллектуалистическая» теория полагает, что рисунок – отражение знаний о предмете, а не его изображение. В теории «комплексных переживаний» рисование – средство для выражения чувств. Ребенок изображает свое эмоциональное состояние, а не предметы. «Подражательная» теория подразумевает, что дети рисуют без природных потребностей, из желания повторять действия взрослых.
Каждое из перечисленных обоснований имеет смысл. Но если ограничиться только «моторной» теорией, то неясно, почему для сброса энергии ребенку не хватает бега или прыжков. Если считать рисование подражанием, трудно объяснить, зачем малыши рисуют на стенах.
Скорее всего, первые попытки рисования – действия комплексные. Ребенок делает все сразу: развивает моторные навыки, имитирует взрослых и пробует способы самовыражения. Он осознает себя отдельной личностью (обычно это случается в период прохождения так называемого «кризиса первого года жизни») и чувствует потребность оставить видимый след в мире. Рисование дает ему возможность видеть результаты собственных действий.
Что такое рисование
Рисование – не просто популярный вид детского творчества, хотя оно ценно и в таком качестве. Это способ самовыражения без слов, рассказ о переживаниях, которые еще сложно осознать, непосредственная передача своего состояния с помощью художественных средств. На протяжении всего дошкольного детства – с рождения и до шести-семи лет – речь развита не настолько хорошо, чтобы ребенок мог сформулировать и внятно выразить то, что он чувствует. Рисование дает детям шанс изобразить свое состояние, отношение к чему-либо, вновь пережить приятное событие или избавиться от негативных эмоций.
- …
Автор книги: Марина Озерова
Жанр: Дом и Семья: прочее, Дом и Семья
Язык:русскийИздательство:Издательство Студии Артемия ЛебедеваГород издания:Год издания:ISBN:978-5-98062-058-5Размер:
-
Комментарии
| - Просмотров: 178
| -
0
Оценок: 0
Описание книги
Книга посвящена феномену детского рисования и рассматривает его как психологически важный аспект развития ребенка. Автор рассказывает о различных стадиях, которые проходит детский рисунок, выявляя связь между возрастом «художника» и способом отображения мира в его картинках. Практические главы содержат массу советов, рекомендаций и идей для взрослых, желающих развивать и поддерживать творческий потенциал ребенка, не навязывая ему изобразительных шаблонов.
Последнее впечатление о книге
- belka_brun:
- 8-02-2020, 20:39
Книга хороша в первую очередь тем, что дает установку родителям: развивают ребенка не мультики и планшет, а прогулки, совместная деятельность и рисунки на свободную тему.
Ещё
Не бывает неправильных рисунков, маленький ребенок вплоть до школы изображает не предмет как таковой, а свои впечатления от него, и поправлять, добиваясь схожести с эталоном – в корне неверная позиция. Вместо этого стоит разнообразить получаемые ребенком впечатления от внешнего мира и разговаривать с ребенком во время занятий (тут уж и речь подтянется, и мышление). Даны объяснения и советы по поводу случаев, когда ребенок боится сделать ошибку в рисунке, не хочет рисовать что-нибудь без заданного образца (т.е. книга подходит и для тех, кто не применял эти методы с самого рождения).
Также в книге приводятся примеры заданий, в том числе для самих родителей (например, нарисовать запах, ощущение, или предмет – но с разных точек зрения), даются советы по материалам творчества (не только разные виды бумаги, но и природные материалы, пластилин и т.д.), по различным техникам (рисование пальцами, самостоятельное изготовление штампов, нанесение брызг и т.д.). Хоть каждый день пробуй что-то новенькое.
Однако же непонятно, на кого в конечном итоге книга ориентирована. Сложилось впечатление, что автор попыталась усесться на два стула: написать книгу и для специалистов, и для родителей. В итоге намешала и занятия, которые могут проводить только родители, и графические тесты, которые целесообразно использовать только специалисту. Получилось ни нашим, ни вашим, чуть-чуть того, чуть-чуть сего. Общее впечатление в итоге смазанное, несмотря на наличие полезной информации.
И, как ни крути, цена тоже несколько отрезвляющая. Смотрю я на нее и думаю: а что такого принципиально нового я узнала? Стоит ли эта информация тысячи рублей? Как мама почти пятилетнего ребенка я видела эти идеи для творчества то там, то тут в интернете. И статьи на эту тему есть, и просто посты во всяких вконтактиках. Конечно, в книге все эти вещи более-менее структурированы и собраны в одном месте, плюс расписаны стадии развития и объясняется, почему надо позволить годовалому ребенку рисовать на обоях. Но не настолько, чтобы захотелось иметь эту книгу в домашней библиотеке, причем даже если бы она стоила раза в три меньше. Когда рассказывают об известных вещах, хочется видеть последовательное изложение, направленное на конкретную группу людей.
Свернуть
Остальные комментарии
Скачать книгу бесплатно в форматах:
Интеллект
В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество, но, к большому сожалению, родители часто считают игры и творческие занятия неважными, заменяя их бессмысленной зубрежкой и развитием механической памяти.
Сейчас довольно популярны различные методики, опирающиеся на преждевременное формирование логического мышления. Этот подход к обучению противоречит естественному процессу развития психики. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу. Уникальное свойство человеческого мышления — креативность — развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов — отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.
Развитие речи
Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление.
Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать. В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.
О книге «О детском рисовании» Марина Озерова
Книга под названием, говорящим само за себя, «О детском рисовании», опытного педагога Марины Озеровой открывает перед нами волшебный мир детского изобразительного творчества. Она даёт возможность любящим, заботливым родителям осознать и выявить тесную взаимосвязь между детским рисованием и психологическим состоянием ребёнка, помогает лучше понять своё чадо с его видением окружающего мира. Также в книге «О детском рисовании»родители и педагоги могут почерпнуть драгоценное знание о том, как помочь нашим детям развить и поддержать их творческие устремления, сохранив при этом свою индивидуальность.
Марина Озерова по образованию педагог и имеет степень магистра в данной сфере. Много лет занимается преподавательской деятельностью, творческим развитием детей, организовывая работу с ними в детских творческих кружках. Также Марина Озерова помогает родителям заново открыть для себя чудесный мир творчества, обучая их совместным творческим занятиям с детьми. Всё это Марина освещает в своих семинарах и лекциях, посвящённых развитию детей, а также их воспитанию и обучению в домашних условиях.
Книга «О детском рисовании» раскрывает нам не мало секретов, связанных с детским изобразительным творчеством, ведь оно занимает важную роль в развитии малыша. Ребёнок, говорится в книге, осуществляет попытки рисовать ещё до первого года своей жизни. Очень интересно и неожиданно здесь описываются этапы развития изобразительных возможностей ребёнка. Также книга дарит нам замечательных помощников в виде игр и упражнений для достижения цели — развить художественные способности ребёнка.
Книга прекрасно иллюстрирована, что помогает ещё лучше усвоить и применить знания, изложенные в ней.
Здесь приводятся интересные исторические факты о том, как было положено начало изучению раннего детского изобразительного творчества, которое постепенно искоренило устаревший подход к детскому рисованию и обнаружило большую значимость рисования в развитии и понимании ребёнка. Также радуют практические советы и удивительные подсказки для лучшего понимания взрослыми принципов и вариантов изобразительного творчества ребёнка. Благодаря этому взрослые смогут лучше понять особенности действий ребёнка во время занятия рисованием и их причины, что, в свою очередь, создаст благоприятную атмосферу для раскрытия творческого потенциала малыша.
О детском рисовании — читать онлайн ознакомительный отрывок
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «О детском рисовании», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.
Марина Озерова
О детском рисовании
Второе издание, дополненное
Арт-директор Артемий Лебедев
Метранпаж Искандер Мухамадеев
Верстальщик электронного издания Дорин Дякону
Главный редактор Катерина Андреева
Редактор Татьяна Деваева
Корректор Екатерина Касимова
Фотограф Евгения Филатова
Менеджер Светлана Калинникова
Студия Артемия Лебедева
Ул. 1905 года, д. 7, стр. 1 Москва, 123100, Россия
publishing.artlebedev.ru
Примечания
1
Гленн Доман – американский врач-нейрофизиолог, основатель Института человеческого потенциала. Широко известен разработками адаптирующих методик для детей с поражениями центральной нервной системы и головного мозга. Позднее эти методики стали использоваться для обучения и раннего интеллектуального развития здоровых детей. Суть концепции в том, что ребенку ежедневно, с увеличивающейся интенсивностью, показывают карточки с изображениями предметов (растений, животных, планет и пр.), точками или словами. Карточки разделены на тематические серии. Доман и его последователи считают, что таким образом ребенок к шести годам получит энциклопедические знания. Обучение предлагается начинать не позже трех – шести месяцев (в тот период, когда познание окружающего мира для ребенка происходит через эмоциональную сферу, а не знаковые системы).
2
Лев Семенович Выготский – российский и советский психолог, основатель культурно-исторической теории развития психики. Согласно ей, личность обладает низшими и высшими психическими функциями, причем первые регулировать невозможно, а вторые, к которым относятся восприятие, память, мышление и речь, являются сознательно управляемыми. Выготский занимался исследованиями деятельности мозга, развития психики, становления сознания, изучал психологию искусства, детскую психологию, дефектологию и психиатрию. Написал несколько классических трудов в этих областях. Ввел в педагогическую психологию понятие «зона ближайшего развития», повлиявшее на разработку современных методик обучения. Выявил психологические кризисы в развитии человека и рассмотрел их важный «созидательный» смысл.
3
Карен Маховер окончила Нью-Йоркский университет со степенью магистра психологии. Работала в больнице психотерапевтом, преподавала в Бруклинском колледже. Разработала метод анализа развития личности, основанный на интерпретации изображения человека. Самая известная работа – «Индивидуальная проекция в рисунке человеческой фигуры: метод личностного исследования».
4
Флоренс Гудинаф – американский педагог и психолог. Занималась преподаванием, а также исследовательской работой в школе для умственно отсталых детей. Впервые в истории психодиагностики показала, что выполненный ребенком рисунок знакомого объекта свидетельствует об уровне развития его интеллекта. Создала тест «Нарисуй человека». Известные публикации: «Измерение интеллекта с помощью рисунка», «Экспериментальное исследование ребенка», «Психология развития».
Фантазия и воображение
Рисование развивает воображение — способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.
Фантазия нужна будущему взрослому — она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить. То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, — они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.