Нарушение выраженности и силы эмоций
- Сензитивность. Характеризуется чрезмерной чувствительностью к эмоциональному событию и ранимостью. Например, человек может расплакаться, если у него из рук выпало яблоко. Сензитивность может быть врожденным качеством или сопровождать расстройство личности.
- Эмоциональная холодность. Характеризуется притуплением эмоций. События не вызывают адекватной реакции. Явления и объекты встречаются холодным отношением, независимо от их значимости. Например, смерть близкого человека не вызывает грусти или печали у человека. Обычно встречается при шизофрении и шизоидном расстройстве личности.
- Эмоциональная тупость. Это абсолютная эмоциональная холодность. Любое событие, независимо от эмоциональной значимости, не вызывает реакцию. Эмоциональная тупость возникает при шизофреническом дефекте – конечном состоянии шизофрении.
- Апатия. Характеризуется безразличием и безучастием к событиям внешнего мира. Они не вызывают интерес или побуждение.
Мини-советы на каждый день
Напоследок вот вам еще несколько полезных рекомендаций.
- Соблюдайте режим. Ночные бдения, работа без отдыха, сон до обеда – все эти факторы препятствуют умственному развитию.
- Чаще бывайте на свежем воздухе, чтобы обогатить клетки кислородом.
- Включите в свой рацион красную рыбу, орехи, какао, зелень, морскую капусту. Эти продукты содержат вещества, необходимые для нормальной работы мозга.
- Играйте в настольные игры – карты, шахматы, шашки, нарды.
- Разгадывайте кроссворды, решайте головоломки и логические задачи.
- Развивайте когнитивные функции с помощью специальных тренажеров. Найти их можно здесь: Викиум, Битрейника, BrainApps.
- Слушайте классическую музыку. Ученые доказали, что произведения Баха, Бетховена, Чайковского и других великих композиторов стимулируют мозговую активность.
- Учитесь самостоятельно решать свои проблемы. Привычка перекладывать ответственность на других расхолаживает мозг.
Лечение тупости
Лечение аффективного уплощения напрямую зависит от причин отклонения, поэтому первична диагностика состояния и сбор анамнеза. В раннем возрасте благодаря комплексному воздействию медикаментов, психолого-педагогической коррекции можно выровнять состояние. В ситуациях, где нет поражения головного мозга, ситуацию можно исправить исключительно психотерапией, хоть и достаточно длительной. Важным моментом является терапия всей семьи, поскольку именно ее устройство спровоцировало эмоциональную тупость.
В случае с взрослыми необходимо обследование сразу у нескольких специалистов, чтобы выявить состояние нервной системы, работоспособности мозга, уровня развития когнитивных и мыслительных процессов. Терапия строится с учетом приоритета основного заболевания, так если подобные изменения спровоцированы опухолью в мозгу, то первостепенным будет ее удаление и последующее лечение, а только потом психотерапия, если показания еще останутся актуальными.
При крайних стадиях развития обычно не требуется длительная диагностика – всем окружающим видно патологическое состояние человека и в данном контексте показана принудительная госпитализация в психиатрический стационар для медикаментозного лечения.
Медикаментозное лечение использует препараты, регулирующие эмоциональный фон, работу проводящих мозговых нейронов, выработку гормонов и регуляцию прочих множественных изменений в химических процессах головного мозга. Одной схемы лечения эмоциональной тупости не существует, каждый препарат и дозировки подбираются индивидуально психиатром. При этом важным этапом всегда является работа с психотерапевтом для выработки актуальной стратегии поведения. В самых запущенных случаях психотерапия не эффективна из-за разрушения личностного ядра, а возможно исключительно медикаментозное постоянное поддерживающее лечение.
Причины возникновения
Возникновение эмоциональной тупости появляется как процесс нарушения ответной аффективной реакции на внешние событийные или социальные стимулы. Происходит это вследствие нарушения мозговых процессов, связанных как с нейронными связями, передачей импульсов, уровнем мыслительных и интеллектуальных процессов. У данного аффективного изменения нет возрастных особенностей, единственное, что существует специфика провоцирующих факторов более подходящая для различных этапов развития. Эти изменения всегда свидетельствуют о неправильной работе психики, и у взрослых связаны с заболеваниями психиатрической направленности (депрессия, деменция, шизофренический спектр), а в детском возрасте причинами являются психологические (полученные психотравмы, неправильное воспитание, негативные психо-эмоциональные условия в семье).
Отдельно стоит выделить органические причины возникновения аффективного уплощения на фоне поражений головного мозга – травм, опухолей, инсультов. В детских вариантах сюда относятся различные задержки психического развития, аутизм, последствия патологических родов.
Социальные факторы развития могут сформировать отсутствие правильной эмоциональной реакции, если включают в себя депривацию эмоциональных примеров. Наиболее часто подобные нарушения встречаются у сирот и детей, чьи родители полностью погружены в работу или решение собственных проблем. Не получая должного количества примеров, не проходя моменты усложнения реакций, благодаря наблюдению и разъяснению взрослых, ребенок так и остается на начальном уровне эмоционального развития. Для сформированности полного набора разнообразных тонких и сложных реакций ему необходимо активное взаимодействие и поддержка со стороны взрослых, их объяснения того, что с ним происходит и как это можно выражать.
Если нет того, кто может объяснить происходящие переживания, то они остаются непонятными и пугающими, закрытыми от проявления, а впоследствии и от реализации. Дальнейшее развитие происходит без использования всего эмоционального спектра, поэтому спустя несколько лет психика перестает переживать данные эмоции, отбрасывая их как не нужную функцию. Так нарастает дефект даже при отсутствии медицинских или органических проблем.
Симптомы эмоциональной тупости
Признаки тупости человека в эмоциональном плане на начальном этапе проявляются чрезмерной холодностью даже к близким. Это отсутствие сочувствия или сопереживания, радости за успехи тех, кто причастен к жизни человека. На первых этапах человеку еще доступны эмоциональные переживания, но чем дальше, тем примитивнее они становятся. Так реагирование, подразумевающее негатив (там, где может быть обида, расстройство, недовольство, отсутствие удовлетворения потребности и грусть) реализуются через яркие аффективные вспышки гнева. Часто эти переживания вытесняются, и после приступа он может продолжать предыдущую линию поведения, просто потому что не помнит, как кричал или бил кого-то. Эмоции положительного спектра (удовольствие, радость, получение желаемого, гордость и прочие) переживаются также ярким аффективным состоянием эйфории. Отсутствует критика относительно реальных проблем, возникающих преград, цельное восприятие ситуации нарушено.
Присуще снижение понимания этических и нравственных норм, поскольку основными регулирующими факторами становятся первичные эмоции. Проявляется это пошлым юмором (а впоследствии отсутствием понимания шуток), грубостью, бесцеремонностью и демонстративностью поведения.
Находясь в эйфории, человек будет привлекать к себе внимание ярким и нелепым внешним видом, громким голосом и смехом, в состоянии депрессии могут игнорироваться банальные социальные номы общения и поведения. Часто люди сами понимают неадекватность своих реакций и степень непопадания в общие нормы общества
Они способны замечать реакцию окружающих, но не имеют инструментов коррекции своих действий и проявлений. Без должной поддержки и лечения аффективное уплощение неизбежно приводит в депрессивную фазу, на фоне которой возникают суицидальные попытки от непереносимости происходящего
Часто люди сами понимают неадекватность своих реакций и степень непопадания в общие нормы общества. Они способны замечать реакцию окружающих, но не имеют инструментов коррекции своих действий и проявлений. Без должной поддержки и лечения аффективное уплощение неизбежно приводит в депрессивную фазу, на фоне которой возникают суицидальные попытки от непереносимости происходящего.
На последних стадиях наступает полная отстраненность от внешнего мира, внутренние переживания человека становятся недоступны даже ему. Это сравнимо с опустошенностью, безразличием, вопросы о настроении и испытываемых эмоциях могут оставаться без ответа сверх длительное время или полностью игнорироваться. Это не нежелание отвечать или сильные переживания, просто находясь в крайней точке эмоционального уплощения, это сравнимо с тем, как спрашивать слепого от рождения какой его любимый цвет или на каком кресле он сейчас сидит.
При клинической картине последних стадий человек способен на совершение любых аморальных и преступных поступков – рамки цензуры, этики и воспитания полностью отсутствуют, а эмоциональная холодность позволяет снять внутренние ограничения. Такие люди могут задушить младенца, чтобы выспаться, пройти мимо аварийной ситуации, выгнать на мороз тех, кто мешает им получить удовлетворение в настоящем времени и множество других противоправных и антигуманных поступков. Если нарушения еще не столь серьезны, то с данным аффективным нарушением люди могут соблюдать социальные нормы, но делать они это будут скорее по памяти, ориентируясь на то, что так было всегда, а не на собственные внутренние ценности и ощущения.
При эмоциональной тупости меняется и внешний вид человека. Лицо становится похожим на маску, голос невыразительный, тихий, без эмоциональный; движения замедляются вплоть до того, что человек может не двигаться сутками.
10 признаков недалекого человека
Прежде чем вешать на себя ярлык тупицы, неплохо бы разобраться в ситуации. Я знаю людей, которые регулярно играют в » Что? Где? Когда?», наизусть цитируют Ницше и извлекают в уме интегралы, но при этом считают себя тупыми.
Такова природа человека – чем больше он знает, тем критичнее к себе относится. Поэтому если вы самостоятельно поставили себе этот неутешительный диагноз, велика вероятность, что вы ошиблись.
Следующие признаки помогут вам определить, действительно ли ваши умственные способности требуют серьезного развития.
Вы совсем не читаете книг. Если в последний раз вы держали книгу в руке еще в школе, то можно с уверенностью сказать, что ваши интеллектуальные способности оставляют желать лучшего.
Соцсети отнимают большую часть вашего времени. Соцсети для мозга – как простые углеводы для тела
Информация оттуда быстро усваивается и занимает внимание, но при этом никакой ценности в себе не несет.
Вам все равно, что происходит в мире. Пофигизм – яркая черта недалеких людей
Они живут по принципу «моя хата с краю». Пока что-то не коснется лично их, это что-то совсем не будет их волновать.
У вас нет интересов и увлечений. Тупому человеку невдомек, зачем люди тратят время на хобби. Можно же спокойно лежать на диване и смотреть любимый сериал.
Вы ищете готовые ответы. Вместо того, чтобы включить мозг и попытаться использовать его по назначению, недалекий человек лезет в Интернет за готовой информацией. Любые умственные усилия для него пытка.
Вы пристально следите за жизнью поп-звезд и популярных блогеров. Своя жизнь на фоне ярких кадров с раскрученных страниц Инстаграма кажется унылой и блеклой. Поэтому человек глубоко погружается в чужую.
Вы инфантильны и не хотите брать на себя ответственность. Глупым людям все вокруг что-то должны – родители, государство, их более успешные друзья и родственники. Вместо того, чтобы заниматься собственным развитием, они выбивают из людей несуществующие долги.
Вы с трудом выражаете свои мысли как в устном, так и в письменном виде. Речь тупого человека изобилует словами-паразитами, междометиями, жаргонизмами. Люди с трудом понимают, что он имеет в виду, поэтому вынуждены по несколько раз переспрашивать.
У вас присутствуют серьезные пробелы в знаниях. Если дать глупому человеку пройти тест по школьной программе за 5 класс, он его провалит. И не будет считать это чем-то позорным. Ценность знаний для него где-то в районе нуля.
Вы суеверны. Если черная кошка и женщина с пустыми ведрами заставляют вас впадать в панику, а утром вы первым делом читаете астрологический прогноз – поздравляю! В средневековом обществе вас бы точно приняли за «своего».
Диагностика и лечение
диагностика проводится в специализированной клиник
- Сниженное настроение
- Апатия
- Снижение концентрации и внимания
- Потеря интереса к ранее любимым делам
- Ограничение социальных контактов
- Иногда – психосоматические проявления (боли различной локализации)
- Этап 1. Купирование острой симптоматики. Достигается путем применения фармакотерапии.
- Этап 2. Стабилизирующая терапия. Прием медикаментов в поддерживающей дозировке и курс психотерапии.
- Этап 3. Профилактика депрессивных эмоциональных расстройств. Достигается с помощью поддерживающей психотерапии и психообразовательных бесед.
Симптомы эмоциональной нестабильности
Неустойчивость эмоций бывает двух вариаций: импульсивной и пограничной. Пограничному типу присуще довольно развитое воображение, чрезмерная впечатлительность, подвижность восприятия, неумение адекватно воспринимать обыденные трудности, аффективная лабильность. Любое препятствие на стези таких людей воспринимается ими мучительно и нездорово.
Подобное состояние также именуют неустойчивой психопатией. Оно граничит с шизофренией. Психическая лабильность рассматриваемого типа зарождается в пубертате. Поскольку именно данный период характеризуется превалированием собственных желаний над общепринятыми поведенческими нормами.
Эмоциональная нестабильность подростков здесь обнаруживается в неусидчивости, сменах настроения, фрустрации и невнимательности. Человек, имеющий эмоционально-лабильное расстройство данного типа, часто адекватно воспринимать жизненные испытания не может. Поэтому нередко данные особенности отношения к бытию приводят индивидов к алкоголизму либо наркомании, также могут толкать на преступление. У лиц с рассматриваемым типом отклонения сильно развито ощущение привязанности, что порождает отсутствие самостоятельности. Такие люди склонны шантажировать близких собственным самоубийством. Они довольно конфликты и любят закатывать скандалы из-за ревности.
Людям с эмоционально-неустойчивым отклонением импульсивного типа свойственная чрезмерная возбудимость. Эмоциональная нестабильность у ребенка здесь характеризуется детской капризностью, обидчивостью. Такие малыши склонные к истерикам, агрессии. Взрослым лицам, помимо приведённых симптомов, присуща распущенность и высокая половая активность.
Такие индивиды часто совершают публичные эмоциональные действия, которые нередко сопровождаются вспышками ярости.
Окружающих людей страшит подобное поведение, у них отсутствует понимание поступков индивидов, страдающих лабильностью эмоций. Поэтому они стремятся минимизировать взаимодействие с подобными лицами. Индивиды, страдающие описываемым типом отклонения, выделяются бескомпромиссностью и жестокостью.
Люди с лабильностью эмоций характеризуются нарушением самооценки, невозможностью построения адекватных взаимоотношений с социумом. Они ощущают одиночество, вследствие чего совершают яростные попытки, дабы избежать его. Им свойственны резкие смены настроения. Такие люди ощущают всеобъемлющий страх из-за необходимости внесения корректив в планы.