Теория подкрепления б. ф. скиннера

Наказание

Применение наказания, как правило, имеет негативные побочные эффекты. В теории научения Скиннера обозначены следующие следствия наказания: высокий уровень тревожности, недоброжелательность и агрессивность, уход в себя. Иногда наказание вынуждает индивида прекратить вести себя определенным образом. Но его недостаток заключается в том, что оно не способствует формированию положительного поведения.

Наказание нередко вынуждает субъекта не отказаться от нежелательной модели поведения, а только лишь трансформировать его в скрытую форму, которая не подвергается наказанию (например, это может быть распитие спиртных напитков на работе). Разумеется, есть немало случаев, когда наказание представляется единственным методом подавления социально опасного поведения, которое угрожает жизни или здоровью других людей. Но в обычных ситуациях наказание является малоэффективным средством воздействия, и его необходимо по возможности избегать.

Теория социального научения бандуры. Бандура Альберт

Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия

Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» — это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория, систематически излагающая его взгляды на поведение человека. Дальнейшая работа в данном направлении привела его к более общим умозаключениям, постулированным в социально-когнитивной теории, которая существенно отличается от классического обусловливания по Павлову и от оперантного научения Скиннера.

Господствовавшие ранее в психологии точки зрения сводили объяснение поведения либо к личностным факторам, либо к ситуационным, исключая из поля зрения когнитивные структуры и процессы. Но человек не является абсолютно свободным от собственной природы. Наиболее важным оставался вопрос о том, является ли связь между ситуационным побуждением и последующим поведением примой (так, например, в теории научения Скиннера, которого часто критикуют за механистичность), или опосредована разного рода когнитивными процессами: оценкой актуальной ситуации, антиципацией событий и оценкой их последствий. Конечно, сложно наблюдать когнитивное переменные, можно лишь косвенно заключить об их существовании по отдельным признакам.

Бандура создал обоснованную теорию, в противовес-точке зрения, в которой индивидуум рассматривался как пассивный ответчик на внешние стимулы или жертва неосознанных побуждений. Автор показывает, что поведение объясняется в терминах непрерывной реципрокной интерактивности, в которой личностные, ситуационные и поведенческие факторы взаимодействуют между собой как взаимозависимые детерминанты. В рамках этого подхода наиважнейшую роль играют символические, косвенные и саморегуляционные процессы.

С самого начала своей научной деятельности Альберт Бандура уделял особое внимание огромной роли символического моделирования в формировании и распространении новых форм поведения и социальных отношений. С развитием коммуникационных технологий, символическое окружение играет все возрастающую роль в распространении идей, ценностей и стилей поведения

С позиций социального научения моделирование влияет на научение главным образом через информативную функцию\Если бы люди руководствовались в повседневной жизни только методом проб и ошибок, то научение было бы очень трудоемким, не говоря уж рискованным процессом. Но, в большинстве случаев, наблюдая за другими, мы обучаемся на примерах пусть даже приблизительных, и поэтому избегаем многих ошибок. V Наиболее спорным вопросом в научении через наблюдение является вопрос о роли подкрепления. Предполагается, что последствия автоматически подкрепляют поведение, без участия когнитивных структур. Однако в процессе изучения ученые пришли к заключению, что когда научение происходит неосознанно, то оно крайне замедленно во времени и малоэффективно. Чаще всего подкрепление переживается непосредственно или опосредовано. Однако, кроме прямого и косвенного подкрепления, люди свое собственное поведение регулируют посредством самоподкрепления. Самоподкрепление осуществляется в том случае, если люди придерживаются высокого уровня исполнения и вознаграждают или наказывают себя за достижения и неудачи. Люди способны осуществлять некоторый когнитивный контроль над своим собственным поведением, мотивацией и окружающей их средой. В контексте самоподкрепления Альберт Бандура вводит термин саморегуляция и показывает, как человеческое поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и самооценочными реакциями.

Самоэффективность занимает центральное место в размышлениях Бандуры. Когда люди осознают собственную эффективность в специфической ситуации, они начинают прилагать больше усилий, дольше могут противостоять препятствиям, выдерживают враждебные обстоятельства и неприятные переживания. Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к хорошему результату и повышает таким образом самоуважение. И, напротив, низкая самоэффективность приводит к неудаче и снижению самоуважения. Человек постоянно пытается контролировать непредсказуемые ситуации и таким образом пытается осуществлять контроль над разнообразными аспектами бытия.

Бандура считает поведение достаточно целенаправленной активностью, а эффективность намерений в регулируемом поведении определяется частично тем, насколько далеко цели устремлены в будущее.

Чубарь Н. Н.

Краткая биография Скиннера

Американский ученый, лидер современного бихевиоризма, БерресФредерикСкиннер (1904–1990) до избрания научной стезипробовал свои силы в писательском деле. Со временемон понимает, что раскрыть свой потенциал и тягу к знаниям он сможет на научном поприще. Оканчивает Гарвардский университет с дипломом психолога. Большое влияние на нового специалиста оказал У. Крозье, ученый-бихевиорист, благодаря которому Скиннер стал приверженцем этого направления.В 1948 году Беррес Фредерик издал роман «Уолден-два», который описывает утопическое общество.

Скиннер работал до конца жизни. Став профессором Гарварда в области психологии, читал лекции в крупнейших университетах США. Отмечен Президентской медалью за науку, Беррес Фредерик Скиннер – признанный лидер необихевиоризма.

Как использовать условное подкрепление в дрессировке собаки?

Методика использования условного подкрепления в дрессировке собаки проста:

  1. Наблюдайте за собакой или подскажите, чего вы ждете.
  2. Отмечайте нужное действие маркером.
  3. Подкрепляйте – удовлетворяйте насущную потребность собаки.

Если вы понимаете, что нужно вашей собаке, то и поощрение выберете правильно, а значит, сможете заинтересовать четвероногого друга и привить ему любовь к занятиям.

Очень важно на начальном этапе дрессировки каждый раз подкреплять правильные действия важным для собаки поощрением!

Ведь для собаки, пока она не войдет во вкус, значимо лакомство или игрушка, а не какой-то там щелчок. Да и для опытных учеников условное подкрепление без безусловного через какое-то время перестает быть значимым. Так что не скупитесь на поощрения.

Плюсы и минусы теории оперантного обучения Скиннера

Рассмотрим основные достоинства и недостатки концепции Скиннера. Ее плюсы заключаются в следующем:

Строгая проверка гипотез, контроль дополнительных факторов, влияющих на эксперимент.
Признание важности ситуативных факторов, параметров внешней среды.
Прагматический подход, который позволил создать эффективные психотерапевтические процедуры для преобразования поведения.

Минусы теории Скиннера:

Редукционизм. Поведение, демонстрируемое животными, полностью сводится к анализу поведения человека.
Низкая валидность по причине проведения опытов в лабораторных условиях

Результаты экспериментов сложно перенести в условия естественной среды.
Не уделяется внимание когнитивным процессам в процессе формирования определенного вида поведения.
Теория Скиннера не дает стабильных, устойчивых результатов на практике.

Способ формирования

Оперантное обусловливание имеет способность формировать поведение, в случаи, когда подпитываемые действия постепенно меняются, плавно превращаясь к исполнению, что мы хотим видеть в итоге.

Научение имеет в себе целую систему наказаний и особых поощрений, целью которых является усилить либо ограничить выбранный тип поведения.

Суть оперантного научения – это установка ассоциативной связи между основным поведением и следствием того самого поведения. Научение можно отнести к своеобразному методу обучения, только этот способ требует конкретного действия. Нередко оперантное научение называют методом Скиннера — в честь Бихевиориста Фредерика Скиннера. Скиннер был убеждён в том, что объяснить любое поведение мыслями или мотивацией – невозможно

По этой причине он пробовал обращать внимание на причины внешнего характера которые влияют на поведение людей

Такой термин, как «оперантный», Скиннер использовал как описание любого поведения, которое можно отнести к влиянию внешних факторов, выливших в определённые последствия. Проще говоря, Скиннер на примере научения объяснил нам, как люди приобретают привычки и модель поведения которые используются ежедневно.

Зачем нам нужно условное подкрепление?

Значение условного подкрепления в дрессировке собаки переоценить сложно. Ведь когда собака поймет, что за щелчком кликера обязательно последует что-то замечательное, она начнет прислушиваться и следить за нашими действиями.

Введение в дрессировку собак условного подкрепления позволило совершить огромный прорыв, так как оно открывает много возможностей:

  1. Очень точно указать на то поведение, которое нам нужно. Произнести слово «Да!» или щелкнуть кликером – гораздо быстрее, чем лезть в карман за печеньем или доставать игрушку.
  2. Собаке легче понять, что от нее требуется, а человеку проще объяснять.
  3. Можно работать с собакой на расстоянии. Ведь пока вы добежите до собаки с лакомством, она совершит еще десяток действий и совершенно не поймет, за что ее поощрили. А маркер поможет точно показать, что именно вы покупаете.

Теория стимула подкрепления берреса Скиннера. Теория подкрепления В. Скиннера

Теория подкрепления В. Скиннера доказывает, что поведение человека зависит от окружающей среды и не нужно искать познавательных объяснений. Теория использует закон эффекта, который утверждает, что поведение, которое имеет положительные последствия — повторяется, а имеющая негативные, скорее всего не повторяется .

Эта теория базируется на простой модели (рис. 12.4)

Процесс подкрепление действует так, что стимулятор обеспечивает ключ к ответу или поведения после которого следствие. В поведении человека есть четыре типа подкрепления, которые помогают менеджеру влиять на поведение конкурентной лица: положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, затухания и наказания. Исследованиями установлено, что положительное подкрепление и ускорения способствуют росту человека, а отрицательное подкрепление и наказание воспитывают незрелость у людей, пагубно влияют на всю организацию.

Рис. 12.4. Теория подкрепления Скиннера

Положительное подкрепление направлено на усиление желаемого поведения, включая обеспечение награждая последствия (похвала, продвижение по службе, свободное время) и ведет к повторению желаемого поведения. Отрицательное подкрепление тоже фокусируется на усилении желаемого поведения, но негативное том, что человек должен перейти к желаемого поведения для того, чтобы избавиться от негативного состояния.

Угасание включая содержание негативных последствий, имевших ранее место и в целом ослабляет поведение. Наказание, наоборот, включает обеспечение негативных последствий для того, чтобы уменьшить поведение (критика нежелательного поведения, задержка оплаты труда, отказ в предоставлении благоприятных условий для обучения, задержка выдачи нового оборудования и т.д.)

Ученые советуют акцентировать внимание менеджеров на положительном подкреплении, для того, чтобы способствовать желаемому поведению, которая будет поощряться

Прерывистое подкрепление

В этих случаях поведение человека усиливается только в определенных случаях. Эта программа, в свою очередь, подразделяется на две категории: интервальное усиление (фиксированное или переменное) или подкрепление по причине (фиксированное или переменное).

При интервальном подкреплении поведение подкрепляется через заранее установленный период времени (фиксированный) или случайный период времени (переменный). Тогда как при подкреплении разума человек должен выполнить определенное количество действий, прежде чем он будет подкреплен. Как и в случае интервального подкрепления, это количество ответов может быть заранее согласованным (фиксированным) или нет (случайным).

Что такое теория подкрепления?

Теория подкрепления, разработанная Скиннером, также известная как оперантная обусловленность или инструментальная обусловленность, пытается объяснить поведение человека в соответствии с окружающей средой или стимулами, которые ее окружают..

С помощью экспериментального метода Скиннер приходит к выводу, что появление стимула вызывает реакцию у человека. Если этот ответ обусловлен с использованием положительных или отрицательных усилителей, на эту реакцию или оперантное поведение может быть оказано влияние, которое может быть усилено или подавлено.

Скиннер установил, что поведение поддерживается из одного контекста или ситуации в другой при условии, что последствия, то есть усилители, не меняются или не изменяются в соответствии с определенной логикой, «правилами», которые должны быть обнаружены. Как следствие, поведение человека и животных может быть обусловлено или модифицированные с использованием ряда стимулов, которые субъект может считать удовлетворительными или нет.

В более простой форме Теория подкрепления подчеркивает, что человек с большей вероятностью повторяет поведение, которое усиливается позитивно, а также с большей вероятностью повторяет поведение, связанное с негативными стимулами или подкреплениями..

Может быть, вы заинтересованы: «Б. Ф. Скиннер: жизнь и работа радикального бихевиориста»

Что такое положительное подкрепление и как им пользоваться?

Для того чтобы выработать в себе какую-нибудь привычку, отучиться от чего-то плохого и отучить других людей портить вам жизнь, нужно научиться пользоваться лишь одним приемом — научитесь положительно подкреплять себя и других людей.

Положительное подкрепление может быть комплиментом, похвалой, прогулкой на свежем воздухе, мороженым или чем-то другим, что способно приносить удовольствие.

Начнем с выработки полезных привычек.

Для выработки полезной привычки надо:

• Разделить новое дело на маленькие составные части. • Активно подкреплять себя за начало. • Подкреплять себя в конце каждой части и по завершении дела. • В дальнейшем уменьшать подкрепление и делать его нерегулярным.

Допустим, вы хотите бегать по утрам, но никак не можете решиться — вы откладываете эту проблему в долгий ящик и в дальнейшем лишь укоряете себя за то, что ничего не делаете.

Я вам предлагаю следующий выход:

• Делите пробежку на следующие части: утренний подъем, выход на улицу и саму пробежку.

• Сразу после подъема говорите вслух: «Я молодец, что встал так рано ради пробежки! Скоро стану бегать в два раза быстрее и выглядеть намного лучше!»

• Выходя на пробежку, подбадривайте себя.

• После пробежки и душа можете улыбнуться себе, погладить себя по животу, послушать любимую песню и с чувством собственного достоинства продолжить положительно начавшийся день.

• С течением времени утренняя пробежка войдет у вас в привычку, и вы сможете смело уменьшать свое положительное подкрепление.

Надо дополнить, что этот метод работает не только применительно к самому себе, но и к другим. По отношению к другим можете использовать другие положительные подкрепления: похлопывания по плечу, комплименты, улыбки, подарки… Словом, все, что может быть приятно человеку, которому вы помогаете во внедрении хорошей привычки.

Теперь перейдем к отучиванию.

Для избавления от плохой привычки или нежелательного поведения есть несколько способов:

1. Уйти от проблемы.

2. Наказание (не лучший метод).

3. Не обращать внимания на нежелательное поведение.

4. Сделать так, чтобы человек занимался делом, одновременно с которым он не может проявлять нежелательное поведение.

5. Добиться того, чтобы человек показывал нежелательное поведение по сигналу и постепенно перестать подавать этот сигнал.

6. Подкреплять положительно все, что не является нежелательным поведением.

7. Разобраться в причинах нежелательного поведения и подействовать на них (лучший метод).

Примеры

• Если ваш новый друг оказался наркоманом, то, возможно, лучше просто избавиться от этого друга (способ № 1).

• Если ваш ребенок ноет, то лучше всего не обращать на него внимания и сказать, что на вас нытье не действует (способ № 3). После обязательно подкрепите его, когда он перестанет ныть.

• Если на вас напала жалость к себе, то начните танцевать. Вы автоматически перестанете себя изводить, потому что жалость и танец несовместимы (способ № 4).

• Если у вас в машине разбаловались дети, то остановитесь, предложите сыграть в игру «Кто громче всех прокричит?», и через пару повторений они привыкнут кричать по команде «Кто громче всех прокричит?», а вы будете ездить, наслаждаясь тишиной и спокойствием (способ № 5).

• Если на вас орет муж, то проигнорируйте это, ни в коем случае не вступайте в конфликт, он только этого и ждет. А после подкрепляйте любое другое поведение мужа, кроме нежелательного (комбинация способа № 6 и способа № 3).

• Если в супермаркете у вас кричит ребенок, то, возможно, он просто голоден и решением проблемы будет просто покормить его, а не наказывать (способ № 7).

В заключение хочу сказать следующее. Будьте внимательны к другим людям, наблюдайте за ними, положительно подкрепляйте их новые начинания, их усердие, их стремление стать лучше. Будьте внимательны по отношению к себе, подкрепляйте положительно себя за все, что может сослужить вам хорошую службу. Изменитесь сами — и мир вокруг вас изменится автоматически.

Теги: самовоспитание, правила поведения, личностная психология, работа над собой, привычки, комплимент

Ящик Скиннера

Согласно концепции оперантного поведения, обусловливание может использоваться для контроля над поведением окружающихи для самоконтроля. Для регулирования личного поведения необходимо положительное подкрепление для действия.

Эксперимент Берреса Скиннера

  1. Голодная крыса помещалась в специальный короб. Нажимая на рычаг, животное получало еду. Со временем подопытная крыса осознала (положительный результат), что нажатие рычага позволяет достать лакомство. Данный навык закрепился.
  2. Крыса снова помещалась в ящик, но нажатие рычага сопровождалось подачей тока. Каждый разряд тока создавал неприятное ощущение в памяти животного (негативное подкрепление). Ток, проводимый через лапки, заставлял выработанную форму поведения сойти на нет – наказание.
  3. Последняя фаза эксперимента: крыса помещается в ящик. При нажатии рычага крыса не получала разряд током, но и еду не получала. Животное не получало позитивного или негативного подкрепления, поэтому навык затухал.

Опыты Берреса Скиннера позволили изучить процесс обучения организмов и способы его контроля.

В 1960-е годы американские государственные психиатрические клиники начали применять результаты эксперимента для работы с людьми, больными шизофренией, расстройством личности.

Кем был Б. Ф. Скиннер?

Психолог, философ, изобретатель и автор. Это лишь некоторые из профессий, приписываемых известному психологу американского происхождения Буррусу Фредерику Скиннеру. Он считается одним из основных авторов и исследователей в поведенческом потоке Северной Америки .

Одним из его основных объектов изучения было поведение человека. В частности, я хотел объяснить, как это работает в ответ на различные стимулы, которые могут влиять на него.

Через экспериментальные манипуляции и наблюдение за поведением животных Скиннер набросал свои первые теории о роли, которую подкрепление играет в поведении, создав из них принципы теории оперантного обусловливания.

Для Скиннера использование так называемых положительных и отрицательных подкреплений жизненно важно изменить поведение людей и животных; хорошо, чтобы усилить или усилить определенные формы поведения, или подавить или устранить их. Точно так же Скиннер интересовался практическим применением его теорий; создание «запрограммированного образования» В этом типе учебного процесса студентам объясняют серию небольших информационных центров, которые они должны изучать последовательно, чтобы иметь возможность перейти в следующий информационный центр

Точно так же Скиннер интересовался практическим применением его теорий; создание «запрограммированного образования» В этом типе учебного процесса студентам объясняют серию небольших информационных центров, которые они должны изучать последовательно, чтобы иметь возможность перейти в следующий информационный центр.

Наконец, Скиннер также породил серию очерков, окруженных определенной полемикой, в которой он предложил использовать психологические приемы модификации поведения с целью повысить качество общества и тем самым укрепить счастье людей , как вид социальной инженерии для счастья и благополучия мужчин и женщин.

Личность и концепция научения

С точки зрения Скиннера, личность представляет собой тот опыт, который приобретается индивидом в течение жизни. В отличие, к примеру, от Фрейда, сторонники концепции научения не считают необходимым задумываться над психическими процессами, которые скрываются в разуме человека. Личность в теории Скиннера – это продукт, по большей части сформированный внешними факторами. Именно социальное окружение, а не явления внутренней психической жизни, определяют личностные особенности. Человеческую психику Скиннер считал «черным ящиком». Невозможно детально исследовать эмоции, мотивы и инстинкты. Поэтому их необходимо исключить из наблюдений экспериментатора.

Теория оперантного научения Скиннера, над которой ученый работал в течение многих лет, должна была подытоживать его обширные исследования: все, что делает человек, и чем он является в принципе, определено историей полученных им наград и наказаний.

Какие виды армирования есть?

Условные или усиливающие стимулы, как положительные, так и отрицательные, могут использоваться с целью исправления или изменения поведения человека. эти они очень полезны как в психологической терапии, так и в школьной обстановке, семья или даже работа.

Скиннер различает два типа усилителей: положительные и отрицательные..

1. Положительные усилители

Положительными подкреплениями являются все те последствия, которые появляются после поведения и которые человек считает удовлетворительными или полезными. С помощью этих положительных или удовлетворительных подкрепителей цель состоит в том, чтобы повысить уровень ответа человека, то есть увеличить вероятность выполнения или повторения действия..

Это означает, что действия, которые будут усилены, будут с большей вероятностью повторяться, так как вознаграждения, призы или награды, воспринимаемые как положительные, сопровождаются человеком, который выполняет действие.

Очень важно подчеркнуть, что для того, чтобы эта ассоциация была эффективной, необходимо убедиться, что человек рассматривает положительное подкрепление как таковое. То есть, что вы находите это действительно привлекательным

То, что человек может считать призом, не обязательно должно быть для другого. Например, ребенок, которому едва дают конфеты, может воспринимать их как приз, более важный, чем другой, к которому он привык. поэтому, Надо будет знать особенности и отличия человека Итак, чтобы иметь возможность указать, что будет идеальным стимулом, который служит положительным подкреплением.

В свою очередь, эти положительные усилители можно классифицировать по следующим категориям:

  • Первичные или внутренние усилителиЭто поведение, которое само по себе вызывает удовлетворение. Например, есть, если вы голодны.
  • Вторичные усилителиОни даны через обучение и являются внешними по отношению к человеку. Они могут быть материальными, такими как деньги или социальные, такие как признание.

3. Отрицательные усилители

Вопреки распространенному мнению, отрицательные подкрепления не заключаются в назначении наказания или отвращения к человеку; но наоборот. Использование отрицательных усилителей направлено на увеличение скорости отклика устранение тех последствий, которые оно считает отрицательными.

Например, ребенок, который учится на определенный тест и получает хорошую оценку. В этом случае родители освобождают его от выполнения домашней работы или любой неприятной деятельности..

Как мы видим, в отличие от положительного подкрепления, в этом случае появление отрицательного или отвращающего стимула устраняется, так что определенное поведение усиливается. Однако то, что у них общего, — это стимулы, которые также должны быть адаптированы к вкусам человека..

Статья по теме: «Что такое позитивное или негативное подкрепление в психологии?»

Кем был Б. Ф. Скиннер?

Психолог, философ, изобретатель и автор. Это лишь некоторые из профессий, приписываемых известному психологу американского происхождения Буррусу Фредерику Скиннеру. Он считается одним из главных авторов и исследователей в поведенческом потоке Северной Америки.

Одним из его основных объектов изучения было поведение человека. В частности, он пытался объяснить, как это работает в ответ на различные стимулы, которые могут повлиять на него.

Через экспериментальные манипуляции и наблюдение за поведением животных, Скиннер изложил свои первые теории о роли, которую подкрепление играет в поведении, создав из них принципы теории оперантного обусловливания.

Для Скиннера использование так называемых положительных и отрицательных подкреплений жизненно важно изменить поведение людей и животных; хорошо, чтобы увеличить или усилить определенное поведение или подавить или устранить их. Точно так же Скиннер интересовался практическим применением его теорий; создание «запрограммированного образования» В этом типе учебного процесса студентам объясняют серию небольших информационных центров, которые они должны изучать последовательно, чтобы перейти к следующему информационному центру.

Точно так же Скиннер интересовался практическим применением его теорий; создание «запрограммированного образования» В этом типе учебного процесса студентам объясняют серию небольших информационных центров, которые они должны изучать последовательно, чтобы перейти к следующему информационному центру..

Наконец, Скиннер также породил серию очерков, окруженных определенной полемикой, в которой он предложил использовать психологические приемы модификации поведения с целью повысить качество общества и тем самым укрепить счастье людей, как вид социальной инженерии для счастья и благополучия мужчин и женщин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: