Выражение чувств
Невербальное общение является средством выражения собственных чувств к другому человеку, поступку, ситуации
С помощью прикосновений демонстрируют дружеское либо любовное отношение, привлекают внимание, восстанавливают душевное равновесие, завоевывают лидерство
ЧИТАТЬ Интерактивная сторона общения: основные понятия
Безопасность
Сюда относят объятия, с помощью которых один человек выражает свою готовность помочь, поддержать, а другой чувствует это отношение. Потребность в объятиях возникает с самого рождения
Для младенца изначально важно ощущать маму рядом, чувствовать ее прикосновения. Со временем ребенок запоминает голос мамы, а затем улавливает смысл слов
Любовь
Любовь — невербальный способ общения, оказывающий наибольший эффект на межличностные отношения. Ее демонстрируют родители, дети, братья, сестры, родные и близкие люди. Проявляется это благородное чувство объятиями, пожатиями рук, поцелуями. Увеличение количества прикосновений между мужчиной и женщиной свидетельствует о переходе отношений в личные, а потом в интимные.
Доверие
Физический контакт, выражающий доверие, не возникает между малознакомыми людьми. Проявляется с помощью объятий. Когда присутствует доверие, человек разрешает к себе прикасаться, обнимать, целовать.
Дружба
Мужчины не приветствуют чрезмерное проявление тактильности, но в некоторых ситуациях позволяют объятия. Друзья обнимаются, когда долго не виделись, хотят выразить свою признательность, совместно переживают радостное либо печальное событие. Кроме этого, друзья позволяют себе объятия в состоянии опьянения, даже если дружба не такая уж и близкая.
Когда дружат представители разных полов, проявление чувств должно быть в рамках приличия. Частые прикосновения носят интимный подтекст. В губы друзья точно не целуются. Допускаются объятия, поцелуи в щечку.
Сексуальная подоплека
Невербальное общение направлено на привлечение внимания партнера. В процессе ухаживаний с помощью тактильного контакта партнеры демонстрируют свое желание стать ближе. Основные средства, которые при этом используются, — ласки, поцелуи, массаж. Когда пара знакомится, начинается все с внимания, общения. Затем следует фаза прикосновений и занятий любовью. Тактильное общение присутствует на последних этапах.
ЧИТАТЬ Нейролингвистическое программирование: что оно дает и как освоить сам метод
Прикосновения изначально случайные. Заинтересованный в близости партнер прикасается к нейтральным частям тела. Реципиент, которому интересно такое развитие событий, разрешает это делать. Затем появляются целенаправленные движения, которые завершаются сексом. С помощью прикосновений происходит проверка реакции партнера.
Защита
Проявление этого чувства выражается в объятиях, поглаживаниях. В ситуации, когда требуется молниеносная реакция, беззащитного партнера отталкивают в сторону, чтобы встать впереди. Такое поведение свойственно мужчинам, защищающим женщин, а также мамам.
Для исцеления своих ран
Физический контакт в виде точечного и обычного массажа или хиропрактики с древних времен использовался в целях оздоровления. Эти виды мануальной терапии направлены на исцеление человеческого тела, однако не менее важную роль они играют и в исцелении разума.
Квалифицированные психологи могут использовать на своих пациентах разные виды оздоровительных касаний. Они применяют контакт с целью помочь людям, подвергнувшимся физическому насилию, показать заботу и успокоить личностей с суицидальными наклонностями, содействовать партнерам во время решения ими сексуальных проблем, а также помочь людям на сеансах групповой терапии.
Перевод статьи — 5 Reasons You Need Physical Touch Daily via Клубер
Примеры детской травмы могут включать:
- Эмоционально недоступный родитель, который скрывает привязанность.
- Наказания посредством: пинков, тряски, ожогов, тряски за волосы, щипание, царапание или промывать рта с мылом, шлепков.
- Растления, показывание порнографии или любой другой сексуальной деятельности.
- Ребёнок, участвовавший в разводе.
- Неуместные или обременительные обязанности (например, забота о своих родителях).
- Не кормили или не обеспечивали безопасное место для жизни.
- Оставление в течение длительного времени без присмотра.
- Эмоциональное пренебрежение, не вырабатывание, поощрение и поддержки.
- Обзывание и словесное оскорбление.
- Унижение личности ребёнка.
- Порча личных вещей ребёнка.
- Завышенные требования.
- Унижения.
- Смерть значимых людей.
- Автомобильные аварии, или других стихийные травмирующие события.
Есть еще много примеров детских травм, эти примеры приведены, чтобы вы смогли предоставить, с чем имеет дело работа с внутренним ребенком
Важно также помнить, что наши родители были не единственными ответственными за провоцирование детской травмы – наши бабушки и дедушки, братья, сестры, иные члены семьи, друзья семьи и друзья детства, возможно, также сыграли свою роль
Что такое работа с внутренним ребёнком?
Работа с внутренним ребенком – это процесс общения, понимания, принятия и исцеления вашего внутреннего ребенка. Ваш внутренний ребенок представляет вашу первую подлинную личность, которая вошла в этот мир; она содержит вашу способность переживать удивление, радость, невиновность, чувствительность и игривость.
К сожалению, мы живем в обществе, которое заставляет нас подавлять внутреннего ребенка и «рост». Но правда заключается в том, что в то время как большинство взрослых физически «выросли», они никогда не достигают эмоциональной и психологической зрелости. Другими словами, самые «взрослые» не очень то и взрослые. Большинство людей остаются в состоянии ребяческого страха, гнева и травм, которые гноятся в подсознании в течение многих десятилетий.
Когда мы отвергаем и заглушаем голос внутреннего ребенка, мы накапливаем тяжелый психологический багаж. Этот неисследованный и неразрешенный багаж заставляет нас сталкиваться с такими проблемами, как психические заболевания, физические недомогания и расстройства в отношениях.
Фактически, можно сказать, что отсутствие сознательного отношения к нашему собственному внутреннему ребенку является одной из главных причин серьезных проблем, которые мы видим в современном обществе. От жестокого отношения к окружающей среде до жестокого обращения с собой, мы полностью отделились от своей подлинной невинности.
4 способа работы со своим внутренним ребенком
Учиться работать со своим внутренним ребенком не означает стать дитём, речь идет о восстановлении связи с искренней, детской частью.
Иными словами, есть большая разница между быть инфантильным и быть ребёнком.
Быть инфантильным вести себя как незрелый или наивный. По-детски это состояние чистоты и невинности. У всех нас есть потенциал, чтобы ощущать подлинную простоту; тот период в нашей жизни, когда мы видели мир с открытостью и удивлением.
Для того чтобы исключить чувство вины, стыда, страха, ненависти, отвращения и гнева, которые мы носим с собой, мы должны исцелить ребенка внутри. Для этого мы должны заслужить доверие нашего внутреннего ребенка через любовь и самолелеянье .
Есть простые правила для того, чтобы ребенок не привык к рукам:
-
Существует множество средств, чтобы кроха не чувствовал маму так близко: рюкзачки-«кенгурушки», переноски и слинги создадут барьер между вами и ребенком, но при этом он все равно будет чувствовать заботу и проводить время с самым любимым человеком.
-
Зовите помощников. Бабушки, папы, другие родственники или даже няни освободят вам руки (и время). Его можно потратить не только на мытье полов, но и на столь необходимый мамам отдых.
-
Завлекайте. Музыкальная игрушка, мультфильм или домашнее животное станут прекрасным «раздражителем» для маленького исследователя. Ребенок с удовольствием переключится на них.
Как укладывать ребенка спать?
К этому вопросу доктор Спок подходит достаточно жестко: «Ребенок должен понять, что ничего не добьется, просыпаясь и плача. Обычно этого можно достичь за 2-3 ночи, позволив ему плакать и не подходя к нему. В первую ночь он будет плакать минут 20-30 (вам покажется, что гораздо дольше), во вторую – 10 минут, а на третью плакать не будет совсем».
Последователи Спока пошли еще дальше. Как-то в одном из родительских журналов пару лет назад мне попалась статья, в которой родителей обещали научить справляться с ночными пробуждениями ребенка. Для этого с точностью до 30 секунд выверялось время, которое нужно выждать, прежде чем подойти к плачущему младенцу – в его первое пробуждение, например, предлагалась подождать 15 минут, подойти на 2 минуты, во второе – подождать 13,5 минут и подойти на 1,5 минуты и т.д. У меня возникло ощущение, что передо мной – алгоритм для какой-то компьютерной программы, а не советы для живых родителей.
Однако многие родители считают, что в 7-8 месяцев ребенок уже должен засыпать самостоятельно. Ситуация осложняется тем, что именно в этом возрасте у малыша повышается потребность находиться с матерью, ему нужно как можно больше времени проводить у нее на руках. В этом возрасте формируется образ матери, когда ребенок начинает выделять ее из других людей, но пока в его памяти образ матери не сохраняется. Поэтому у него возникает особая потребность в ее присутствии. Но родителям кажется, что их чадо уже достаточно выросло и «обнаглело».
А вот впечатления чада, правда, уже достаточно взрослого.
Сергей, 36 лет: «Однажды, на сеансе психотерапии мне удалось вспомнить свое далекое-далекое младенчество. Я лежал, туго спеленутый по рукам и ногам, и кричал от голода. Я чувствовал свою полную беспомощность, отчаянье, ужас и думал, задыхаясь от крика (думал пока еще не словами, а некими образами): что же делать, когда же ко мне, наконец, придут…».
Постарайтесь понять своего малыша. Поверьте, он делает это вовсе не назло вам. Потеряв мать из поля зрения, он еще не уверен, что она вернется когда-нибудь назад. А может, она ушла насовсем?
При этом зачастую малыш, как кажется, активно не хочет спать и пытается сопротивляться этому изо всех сил. Дело в том, что пока у него еще не сформировано представление о том, что после сна он проснется. Каждое засыпание для него – это маленькая смерть.
Поэтому кроха совсем не понимает ваших воспитательных мер. Мама исчезла (на какое-то время или навсегда?), а темное пространство совсем не способствует успокоению после 10-20 минут плача, отведенных доктором Споком. В конце концов, ребенок замолкает, но не потому, что успокоился, а потому, что наступило истощение, и у него уже нет больше сил плакать.
Общение с малышом сразу после рождения
В результате десятков исследований в разных странах ученые пришли к выводу, что для малыша и мамы крайне важно контактировать в первые часы после родов. В рамках эксперимента одних детей сразу после рождения выкладывали на мамин живот, других уносили для проведения традиционных послеродовых манипуляций
В первой группе малыши вели себя одинаково: лежа на животе у роженицы, они открывали глаза, двигали руками, дотрагиваясь до мамы и до своего рта, искали грудь, высовывали язык и пытались приложиться к ней, наконец начинали активно сосать, когда в процессе своих поисков добирались до цели.
Реакцией мам на такое поведение было резкое возрастание уровня окситоцина (гормона привязанности и удовольствия). Исследователи сделали вывод, что новорожденные используют доступные им двигательные навыки для стимуляции выработки окситоцина у матери и, как следствие, для налаживания первого контакта. Поскольку окситоцин отвечает за эмоциональное состояние, после родов он позволяет женщине расслабиться и отдать молоко, которое начинает вырабатываться под воздействием другого гормона — пролактина, выделяющегося, когда малыш сосет грудь. Окситоцин также вызывает сокращения матки и уменьшает послеродовое кровотечение, что ускоряет наступление восстановительного послеродового периода.
Более половины малышей из другой группы после возвращения к маме не демонстрировали поискового поведения, долго не могли приложиться к груди и начать сосать.
Носить ли малыша на руках?
Об этой весьма серьезной проблеме знаменитый доктор Спок пишет следующее: «Ребенок хочет, чтобы его носили на руках, потому что привык к этому и считает своим правом. Когда мать садится, чтобы немного передохнуть, он сердито смотрит на нее, как будто говорит: «Женщина, работай!»». Таким образом, для того, чтобы не избаловать ребенка, Спок предлагает телесный контакт свести к минимуму.
Но с другой стороны, в грудном возрасте именно телесный контакт является главной формой познания мира. Максимальное количество информации ребенок получает через тело, ощупывая и пробуя на вкус все, что попадает ему под руку.
Ирина, мама пятимесячной Леночки: «Даю дочке новую погремушку, рассказываю о том, какая она красная и как громко звенит. Но ребенок тут же засовывает ее в рот и облизывает, невзирая на все мои протесты».
Это – абсолютно нормальное поведение для грудного младенца. Его мышление пока еще не сформировано, зрение недостаточно сфокусировано, поэтому мир предстает для него не в привычных для нас объектах (которые мы можем называть и запомнить), а в некотором размытом комплексе ощущений. Например, мать ассоциируется у ребенка с определенным запахом, вкусом, теплом.
Для того, чтобы в младенчестве ребенок получил достаточно этих ощущений, у него должно быть как можно больше различных телесных контактов, впечатлений вкуса, обоняния, осязания. Телесный контакт помогает малышу осознать границы собственного тела и границы других предметов.
Важность телесного контакта невозможно переоценить и для эмоционального развития ребенка. Как вы думаете, что лучше успокоит расплакавшегося малыша – если мама возьмет его на руки, прижмет к себе и погладит или если это будет чисто механическая стимуляция, вроде популярного нынче мобиля над кроваткой? И более старший ребенок, ударившись, бежит к маме, чтобы та пожалела и приласкала его
Да и взрослому в трудную минуту подчас нужно «поплакать в жилетку» – что это, как не интуитивный поиск все того же телесного контакта? Контакта, который может защитить, согреть, успокоить…
Именно от недостатка этого контакта больше всего страдают дети в Домах ребенка. Если вы зайдете туда, то скоро вас со всех сторон буквально облепят ребятишки, которым больше всего на свете хочется прижаться к надежной взрослой руке.
Американский ученый Г.-Ф. Харлоу в 1960-х годах проводил интересные эксперименты с детенышами обезьяны. Маленьким обезьянкам, отлученным от матери, он предложил две искусственных “мамы”: одна из них была теплой и мохнатой, а другая – сделана из проволочных каркасных конструкций. Обе “мамы” были снабжены бутылочками, из которых обезьянки могли сосать молоко. Малыши-обезьяны отдавали решительное предпочтение первой “маме”. Но еще удивительнее, что, когда теплая и пушистая “мама” лишалась бутылочки с молоком, обезьянки по-прежнему выбирали ее. Стало быть, теплые телесные ощущения значат для малышей больше, чем собственно кормление!
С тактильным контактом связывается и еще одна проблема, которая рано или поздно встает перед всеми родителями:
Когда возникает эмоциональная связь с малышом
Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает складываться сразу после появления малыша на свет — с первого взгляда, прикосновения, поглаживания.
Но у женщины все начинается еще раньше, во время беременности, когда будущая мама приходит к осознанию величия момента — зарождения внутри нее новой жизни. Вынашивая малыша, она ведет мысленный диалог со своим сыночком или дочуркой, придумывает имя, разговаривает, читает книги, слушает музыку. Правильно питаясь и поддерживая позитивный настрой, мама передает малышу крепкое здоровье и оптимистичное отношение к жизни. Готовить вещи для новорожденного, обустраивать детскую комнату — это тоже канал общения с ребенком, который еще не появился на свет, но уже всецело занимает мысли будущих родителей.
И наконец, рождение ребенка закрепляет эмоциональную связь, делает ее реальной.
Как совершить путешествие – визуализацию
Более активный способ связаться со своим внутренним ребенком и ранними травмами посредством визуализации.
Чтобы соединиться с внутренним ребенком через визуализацию, необходимо создать «энергетическое пространство» или безопасное место. Для этого необходимо визуализировать красивый сад или любое место, в котором вы чувствуете себя в безопасности, вдохновленным и целостным. После вхождения в энергетическое пространство, вы можете пригласить своего внутреннего ребенка, чтобы поговорить.
Вот несколько шагов
Расслабьтесь, закройте глаза и глубоко дышите.
Представьте, что вы идете вниз по лестнице.
В нижней части лестницы находится ваше ресурсное место, или безопасное место. В этом месте вы чувствуете себя сильным, надёжным и готовым поддержать.
Потратьте немного времени в вашем ресурсном месте. Погрузитесь в него. Как оно выглядит, пахнет и звучит?
После того как вы познакомились со своим ресурсным пространством, представьте, что ваша маленькая личность входит к вам, возможно, через дверь или водопад.
Обнимите себя – ребёнка, позвольте ему чувствовать себя как дома.
Когда вы будете готовы, задайте своему внутреннему ребенку свой вопрос, например: «Когда впервые я почувствовал себя грустным или напуганным?» Важно формулировать вопрос в детской терминологии. Ждите его ответ
Ждите его ответ.
Обязательно обнимите его, поблагодарите и скажите, как много он значит для вас.
Попрощайтесь с ним.
Возвращайтесь из своего ресурсного места, поднимаясь вверх по лестнице.
Возвращайтесь к своему обычному сознанию.
Это очень простые шаги, но они обеспечивают план, как выполнить путешествие – визуализацию.
Дети воспринимаю мир иначе, чем взрослые. Мы предполагаем, что какие- то события или явления из детства, не могли доставить нам травму, но у ребёнка это могло оставить глубокие шрамы
Поэтому важно никогда не делать предположений о своем внутреннем ребенке
Через работу с внутренним ребенком, можно научиться горевать, исцеляться и разрешить те травмы, которые вы бессознательно удерживали так много лет. Это может освободить вас и позволить вам жить жизнью истинной зрелости, эмоционального баланса и благополучия.
Я надеюсь, что эта статья вдохновила вас на то, чтобы воссоединиться со своим внутренним ребенком. Поделитесь, а каким образом вы научились исцелять травмы из своего детства? Спасибо!
Записаться на консультацию можно по телефону или заполнив форму обратной связи, перейдя на страницу с контактными данными.
Как совершить путешествие – медитацию
Присоединение к своему внутреннему ребенку через медитацию – это пассивный процесс: просто глубоко дышите, расслабьтесь, позвольте себе стать свидетелем своих мыслей и задайте свой вопрос. Например, вы хотели бы спросить: «Дорогой ребёнок, когда я впервые испытал травму в своей жизни?»
Позвольте себе стать свидетелем мыслей, которые возникают и исчезают. Ваш внутренний ребенок может помочь вам найти ответы
Помните, что важно быть терпеливым, любить и принимать. Если ваш внутренний ребенок не хочет раскрывать ответ, примите это
Важно, чтобы ваш внутренний ребенок чувствовал безопасность, надёжность и готовность.
Вы можете повторять свой вопрос время от времени, если не возникает никакого ответа внутри вашего разума. Этот процесс может занять от пары минут до часа и более.
Для того чтобы совершить путешествие, вы должны будете иметь опыт медитации. Научение быть свидетелем своих мыслей может занять много практик, поэтому если вы не привыкли к медитации, вы можете сопротивляться этой техникой, первое время.
Трудности с установлением контакта
Несмотря на все усилия будущих родителей, иногда установление первого контакта может быть отсрочено по разным причинам. Что это за причины?
Образ реального ребенка не совпал с образом ангелочка из ваших фантазий, сформировавшимся во время томительного ожидания малыша. Он не розовощекий, совсем не похож ни на одного из вас, у него вытянутая голова, и он вовсе не так мил. Родители, терпение! После жизни в водной среде и путешествия по родовым путям малыш действительно может не обладать ангельской внешностью, но щеки — дело наживное, а родные черты будут узнаваться, когда кроха начнет улыбаться или хмуриться в ответ на ваше к нему обращение.
У мамы гормональная буря или послеродовая депрессия. Уход за ребенком, прикладывание его к груди, совместное пребывание помогут привести эмоциональный фон в порядок.
Процесс родов отнял у мамы огромное количество сил и энергии. Ей нужно отдохнуть, хорошо, если на это время заботу о малыше возьмет на себя папа
Важно, тем не менее, чтобы ребенку был обеспечен телесный контакт с мамой и прикладывание к груди. Последнее необходимо для слаженной работы гормонов, способствующих лактации и установлению крепкой эмоциональной связи.
Новорожденному потребовался специальный медицинский уход, и он находится в палате интенсивной терапии
Ничего важнее родительской поддержки для него сейчас нет, поэтому старайтесь как можно больше находиться рядом с малышом, гладьте его, берите на руки, разговаривайте с ним, смотрите на него: это успокоит младенца и сделает ваш контакт более близким.
Какова бы ни была причина, важно поскорее определить проблему и устранить ее. Обратитесь за помощью к родственникам, медицинскому персоналу в роддоме или другим специалистам — неонатологу и психологу
Поддержка и добрый совет помогут вам наладить связь с вашим ребенком.
Качество проведенного времени с ребенком меряется всего двумя критериями:
Вы делаете то, что хочет ребенок.
Вместе убирать двор или мыть посуду — не значит проводить время. Если, конечно, это не мечта ребенка мыть с вами посуду. Что, скорее, печально. Часто таким образом ребенок пытается хоть на каком-то уровне провзаимодействовать с родителем.
Вы делаете только это.
Если ребенок выбрал складывать пазлы, играть в конструктор или катать автомобили — отложите все дела и займитесь только игрой. Если по ходу игры вы отвлекаетесь на телефонные звонки, переключаете новости или жарите блины — в совместное время это занятие не засчитывается.
Эти два критерия не предполагают какого-то заоблачного времени вместе. Если вы не сможете выделить 1,5-2 часа в день на долгие совместные занятия — ничего страшного. Начните с 10-15 минут, но с полной отдачей. Можете прямо таймер себе поставить. Постарайтесь в это небольшое время полностью посвятить себя ребенку.
Эти 10 минут полной вашей вовлеченности дадут ребенку больше, чем полтора часа игры во время просмотра фильма
Важно, чтобы он чувствовал ваш интерес, искреннее внимание и удовольствие от процесса. Качественно уделяя ребенку время, вы показываете, как любите его
Мальчикам тоже важны «телячьи нежности»
Родительская любовь нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам.
По статистике, мальчиков до года обнимают в 5 раз реже, чем девочек. Родители считают, что будущему мужчине ни к чему «телячьи нежности», что он может от ласки и объятий вырасти «маменькиным сыночком». Однако в этом возрасте еще нет половых различий в психологическом развитии ребенка. Сыновья тоже хотят ощутить мамино тепло, им необходимо, чтобы их брали на руки, прижимали и ласкали.
Недополучившие «сюсюкательную», как говорят дети, любовь в возрасте до 7–8 лет мальчики вырастают мужчинами, нуждающимися в любви со стороны взрослых, удовлетворении своей детской потребности. Кстати, с сыновьями родители испытывают больше проблем, чем с дочерьми, уже в возрасте до трех лет: всегда тяжелее растить мальчиков, чем девочек. Не по этой ли причине?
В раннем возрасте наши милые дочки, как правило, получают вполне достаточно нежности и тепла от родителей. У них проблемы чаще возникают при взрослении и пике потребности в любви примерно к 11 годам. Тут снова родители опасаются переласкать подростка и ограничивают проявления любви.
Почему мужчине важно чувствовать прикосновение женщины?
Когда женщины обращаются с вопросом, интересуясь, как им заставить мужей выслушать себя, обычно рекомендуем им прибегнуть к помощи прикосновений не только до, но и во время разговора
Это наверняка привлечет внимание мужа (или парня). Нежно поцелуйте его в тыльную часть шеи, спрячьте свои ладошки в его широких ладонях, нежно укусите его за ушко
И он окажется полностью в ваших руках. После этого, не прекращая прикосновений, вы сможете сказать ему все, чего только ни пожелаете.
Попробуйте, и вы сами это увидите; по отношению к большинству мужчин такой подход окажется гораздо эффективнее, чем покупка слухового аппарата. Плюс, прикосновение — это гораздо дешевле, и вам не придется собирать батарейки, разбросанные по всему дому.
Если вы хотите привлечь внимание мужчины (в 90 процентах случаев), просто прикоснитесь к нему. Вы можете касаться мужчин везде — любой части тела (некоторые части нашего тела более особенные)!. Прикосновения к друзьям
Прикосновения к друзьям
Прикосновения оказываются не менее эффективными и в общении с друзьями одного с вами пола.
В этом отношении многие женщины очень часто не понимают своих мужей. Они полностью выкладываются, делая для своих близких множество всяких вещей, но далеко не всегда осознают, что внутри мужчины живет человек, которые буквально жаждет ощутить себя нужным. Говоря «нужный»
, мы имеем в виду вовсе не его востребованность на работе, но потребность, которую должна испытывать в нем жена.
О важности прикосновений
Кожа – самый большой и тяжелый орган нашего тела. Она имеет тесную связь со многими системами организма, особенно нервной. У них одно происхождение (из наружного зародышевого листка) и тесное рецепторное взаимодействие. Именно от кожи центральная нервная система получает самое большое число импульсов. Эти импульсы тренируют и развивают межнейронные взаимодействия. Связи между клетками формируют опыт и навыки. Без них развитие замедляется.
Прикосновения также стимулируют кровообращение, участвуют в регулировании работы эндокринной и иммунной систем. В Институте тактильных исследований при Майамском университете изучают воздействие контактов на ребёнка и выделяют их в отдельный раздел «тактильной терапии». По их данным она помогает при коликах, расстройствах сна, повышенной возбудимости и даже способствует увеличению весовых прибавок.
Ребенок сразу после рождения. Первый контакт мамы и малыша.
С первой вашей встречи начинает формироваться сенсорный опыт малыша и новый опыт материнства. Контакт важен для обоих, и для мамы и для ребенка:
- Малышу он передает вашу любовь и заботу о нем, вселяет уверенность в новом мире.
- Мама же укрепляет связь с ребёнком, которая способствует становлению лактации и комфортному протеканию послеродового периода.
Другого первого раза не будет. Не отказывайте себе в близости с младенцем.
Ручной ребенок. Почему тактильный контакт действительно важен?
Для новорожденного очень важен тактильный опыт, причем это не только ношение на руках и контакт «кожа к коже». Это любые прикосновения, любой физический контакт: прикосновения, поглаживания, похлопывания, поцелуи, укачивание и прочее.
Контактов не бывает слишком много!
Трогайте щёчки, пальчики, ручки, стопочки, ушки. Гладьте по головке, плечикам, животику, спинке, ягодицам. Всё тело малыша в ваших руках. Гормоны радости выработаются у обоих участников этого процесса.
Во время общения с малышом он ощущает не только прикосновения, но воспринимает звуки и запахи. Это неотъемлемые компоненты любого физического контакта, а значит, стимулы для развития головного мозга и формирования новых нейронных связей.
Впечатление о мире
Окружение малыша, наличие или отсутствие постоянного контакта с матерью (или взрослым её замещающим) формируют у новорождённого представление о мире его окружающем.
Если с малышом взрослые всегда в контакте, берут на руки, при общении смотрят в глаза и разговаривают, озвучивают свои действия, удовлетворяют базовые потребности, формируется позитивное впечатление о мире. В противном случае – негативное.
Эти впечатления оказывают огромное влияние на формирование его личности.
(1
оценок; рейтинг статьи 5.0)
Слишком хорошо — тоже нехорошо
Что происходит, когда стиль сближения возводится в некий абсолют? На основании того, что природа мудра и справедлива, нам предлагают строить детско-родительские отношения по принципу обезьяньей семьи?
Наше общество – все же не обезьянье племя. Поэтому, хорошо это или плохо, но законы природы, по которым живут обезьяны, не всегда вписываются в культуру современного бытия. У животных периоды развития значительно короче, чем у человека. Вначале детеныш действительно висит на матери, не отрываясь. Но вскоре он начинает самостоятельное исследование территории. Родовое сообщество у животных (как, впрочем, и у первобытных племен) довольно большое. И когда детеныш слезает с матери, им начинают заниматься другие взрослые самки или молодые обезьяны-«подростки»
Ни один детеныш не окружается пристальным вниманием всего племени, и нет ни одного племени, которое живет только ради этого детеныша
В нашей же культуре (особенно, культуре больших городов) ребенок нередко занимает центральное место в семье, становится этаким «пупсиком Земли». Когда ребенок подрастает, эта концентрация внимания вокруг него нередко ущемляет свободу его развития (он не пытается ползать, ходить, самостоятельно исследовать мир), несколько ограничиваются его контакты с окружающими, и поэтому малыш испытывает трудности с вхождением в детский коллектив.
Если все желания малыша мгновенно угадываются и выполняются, у него нет опыта ожидания какой-то радости, нет потребности бороться. Мама, которая пытается оградить свое чадо от отрицательных эмоций, вызываемых активной деятельностью, нередко лишает его этой самой деятельности. Но ведь именно здоровая фрустрация вызывает потребность так или иначе справиться с проблемами и сложностями.
Когда мама все время присутствует в поле зрения малыша, у него нет необходимости сохранять ее образ в памяти.
Иногда родители говорят, что ребенок кричит при малейшей попытке положить его
Здесь важно учитывать два момента:
- У малыша может быть повышенная неврологическая возбудимость или серьезные болевые синдромы (сильные колики, например). В этом случае нужно искать причину постоянного плача и по мере возможности устранять ее.
- Родители привыкли носить младенца на себе, и он тоже к этому привык. В этом случае стоит попробовать занять кроху каким-то другим интересным занятием.
Когда ребенок подрастает, постоянный телесный контакт ограничивает его свободу. Нередко, умея ползать и ходить, малыш побаивается оторваться от мамы, чтобы отправиться в самостоятельное путешествие, и предпочитает находиться на руках. Образ матери не сохранился в его памяти, и поэтому малышу страшно от нее отделяться. Его спокойствие возможно только при близком тактильном контакте.
Постоянное ношение ребенка на руках тяжело и для мамы. Тяжело физически – подросший ребенок весьма ощутим для позвоночника, и эмоционально. Ведь ни одна мама не в состоянии поддерживать эмоциональное общение двадцать четыре часа в сутки. Поэтому нередко такое «ношение на себе» заменяет собой нормальную эмоциональную связь, которая включает в себя глазной контакт, диалог, детские игры и пр. Зачастую малыш на руках у мамы, но мама не с ним (она читает, готовит, сидит за компьютером и т.д.). Возможно, что если бы в этот момент ребенок играл рядом с игрушками или исследовал содержимое шкафов, это было бы гораздо полезнее для него.
Упражнение «Сундучок любви»
Очень здорово сделать коробочку, в которую в течение дня можно складывать записочки от всех членов семьи с добрыми посланиями ребенку. Например: «У тебя самая милая улыбка», «Я очень люблю, когда ты смотришь на меня. Ты красивая», «Было приятно, когда ты помог мне полить цветы, спасибо, дорогой». «Ты отлично подготовился к уроку, горжусь тобой», «Люблю, когда ты веселишься» и т.д.
Каждый вечер перед сном открывайте вместе этот сундучок и читайте записки. Можно сделать ещё одну коробочку, в которую ребёнок будет складывать свои послания для вас. Это упражнение не только поможет в проявлении вашей любви к ребёнку, но и научит его проявлять любовь к вам. И конечно, эти послания наполнят всех добротой и заботой. Надеюсь, эти упражнения окажутся для вас полезными.
Очень важно не просто любить внутри себя своих детей, думая, что и так понятно, — что вы их любите… Нет, дети должны слышать, видеть и чувствовать любовь каждый день в наших глазах, словах и прикосновениях
Если мы хотим, чтобы ребёнок вырос эмоционально зрелой и самостоятельной личностью, мы должны исполнять его душевный «кувшин» заботой, вниманием, нежностью, а самое главное – любовью
Превращайте подарок в сюрприз
Гораздо приятнее получать подарки, когда меньше всего их ожидаешь. Цветы на 8 Марта, День рождения и годовщину приятны. Но вы знаете, что вам их подарят. В то время как получить их просто в понедельник утром, без повода — настоящий сюрприз.
Точно также реагируют и дети. При этом крайне советую не превращать подарки в рутину. Так, например, если папа каждый вечер после работы дарит что-то ребенку — это уже не подарок, а повинность. Здесь уже нет места удивлению и радости. Это отношения, где родитель обязан что-то принести, а ребенок чувствует, что имеет право требовать.
Не превращайте этот ритуал в обыденность.
Пусть в жизни вашего ребенка всегда присутствуют моменты спонтанных неожиданностей, объятий и разговоров. Любите своих детей и наслаждайтесь временем рядом с ними.
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста.
Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, , Telegram.
Школа Дмитрия Карпачева
«О любви и гармонии в семье» — совместный спрецпроект 5 СФЕР и Школы Дмитрия Карпачева.
Дмитрий — психолог, писатель и знаменитый телеведущий социально-психологических реалити-шоу на украинском телевидении.
Определение понятия
Передача информации происходит с использованием осязания. Это специфический способ общения при помощи прямого физического контакта с другим человеком. Тактильные данные поступают в головной мозг от сенсорных рецепторов, находящихся в мышцах и суставах. Таким способом человек получает информацию о положении тела в пространстве, внешнем мире.
Тактильное общение является одним из способов коммуникации. Это визуальный либо невербальный контакт
С помощью тактильной коммуникации человек привлекает внимание, налаживает связь, выражает отношение к партнеру, демонстрирует отрицательные эмоции. Тактильная коммуникация и нормы, которые с нею связаны, зависят от культуры местности
По своему значению осязание бывает обрядным, игривым, сексуальным, дружеским, а также намеренным, случайным. Тактильное общение дополняет визуальную и вербальную коммуникацию.