Характерные черты и признаки
К характерным чертам можно отнести следующее:
- Целостность. Все понятия и установки, которые формируют повседневное мышление человека, обладают автономностью и самодостаточностью. Любой вид опыта или знаний входит в отдельную сферу жизни человека, которая имеет свои закономерности и правила. Так, воспитание потомства относится к системе семейных ценностей, а умение выполнять работы по дому к системе ведения домашнего хозяйства. Эти системы не связаны напрямую между собой, каждая может существовать отдельно от другой, не теряя своей целостности и самодостаточности.
-
Ассоциативное мышление. Воспринимая опыт своих предков и других членов общества, человек действует ассоциативно.
Попадая в ситуации, которые он до этого наблюдал на примере других людей, индивид уже заранее знает, какие шаги ему следует предпринять.
- Связь знаний. Получая знания о разных системах, человек может их совмещать и успешно интегрировать. Так, навыки коммуникативного общения могут успешно применяться в семейных, дружеских, профессиональных отношениях.
Сочетание ощущений и опыта. Обыденно мировоззрение формируется на основе не только житейского опыта, но и ощущений. Интуиция, эмоциональная чувствительность, чувство самосохранения и другие присущие человеку ощущения помогают ему в формировании обыденного восприятия.
Фрагментарность. Все знания, из которых складывается повседневное мироощущение человека, воспринимаются им фрагментарно. Большинство людей воспринимает только необходимую и интересную для них информацию из каждой системы знаний, поскольку постигнуть все невозможно.
Эклектичность. Разнообразие взглядов в обществе на одни и те же вещи приводит к тому, что обыденное мировоззрение у людей сильно различается. Семейные ценности, нормы поведения, модели коммуникации и другие составляющие повседневного мышления представлены в большом разнообразии.
Каждый индивид выбирает тот вариант, который наиболее соответствует его взглядам.
Бессистемность. Обыденное мировоззрение в большей степени основано на абстракциях. Конкретные методы и системы в данном случае неприемлемы.
Классификация мировоззрения
В философии, обществознании и психологии выделяют несколько типов мировосприятия, в зависимости от рассматриваемых приоритетов. Обобщив различные классификации и сортировки, можно назвать основные виды мировоззрения.
Обыденное
Также называется житейским, поскольку опирается на жизненный опыт. В процессе работы, учебы и общения человек формирует личное отношение к жизни, используя различные знания и учет своих ошибок. Оно дает простые и понятные ответы на повседневные вопросы, упрощает быт и удовлетворяет базовые потребности в развитии и образовании.
Религиозное
В основу жизни ставится духовное развитие и вера в высшие силы. Религия ищет поддержки от Бога и позволяет более пристально изучать свой внутренний мир. Религиозное мировоззрение обеспечивает тесную связь человека с культурным наследием предков, воспитывает нравственное поведение.
Философское
Обладает схожими чертами с религиозным мировосприятием, но при этом не всегда принимает теоцентризм — веру в одного Бога. Данное мировоззрение предпочитает обобщать знания о мире и выводить последовательные идеи. Философия допускает вольное трактование взглядов на жизнь, самостоятельное установление ценностей, но только при наличии систематизированных теорий и знаний. Главными объектами философского мира может являться человек (антропоцентризм), природа (природоцентристское видение мира), а также знания или социум.
Рис. 4. Научное мировоззрение
Мифологическое
Крайне редко встречается в современном мире. В древние времена мифы во многом послужили становлению культуры. Отсутствие научных знаний и восприятие мира через эмоции создавало фантастические образы в умах людей и порождало красивые сказания и легенды. Зачастую предания, основанные на эмоциях, предрассудках и страхе перед неизвестным, не имели ничего общего с реальностью, сильно искажая научную картину современного мира.
Научное
Такое мировоззрение опирается на исследования, опыты и подтвержденные знания. Считается максимально объективным способом воспринимать этот мир без искажений и личных оценочных суждений. Научное мировоззрение отрицает высшие силы и стремится найти логичное объяснение всем процессам. Рациональная картина мира позволяет сделать человеческую жизнь более комфортной и продолжительной, благодаря использованию достоверных знаний.
Гуманистическое
Называет счастье человека и возможность сохранения его уникальных качеств самой главной ценностью мира. Это мировоззрение развивает в человеке чувство справедливости, милосердие, уважение к жизни других людей. Оно призывает к отказу от насилия, убийств, учит не осуждать мнение других людей, а наивысшей целью существования ставит достижение счастья.
Все формы мировоззрения тесно переплетаются друг с другом и могут взаимодействовать в мышлении человека, создавая уникальное мировосприятие конкретного индивидуума. Духовный мир, житейские и научные знания, вера в высшие силы и соблюдение моральных устоев формируют своеобразные уровни, из которых складывается портрет личности. Опора только на один какой-то тип мировоззрения может привести к внутреннему кризису и конфликтам с внешним миром. Отсутствие четкого восприятия мира, оценочных суждений и моральных устоев превращает жизнь человека в несвязное и запутанное существование. Мировоззрение помогает найти себя и понять свое место в мире, получить интересные знания и наладить общение с другими людьми. Узнайте еще больше интересных фактов о мировоззрении из лекции в предложенном ниже видео.
Развитие мировоззрения
Устоявшееся мышление оберегает от неадекватных действий, но вместе с тем не позволяет взглянуть на жизнь под иным углом. Воззрение обеспечивает психическую устойчивость, без чего человек ощущает себя неуверенно, незащищённо, по-отшельнически.
Адекватность мышления — наиболее ценное, что есть у человека, но людям более свойственно придерживаться своих иллюзий, а не заботиться о «чистоте мозгов».
Мировоззрение не способно развиваться без достаточного интереса к объективной действительности, включая проявление психических процессов — самоосознание. Эффективность и целостность мирофоззрения будет зависеть от степени многогранности интересов, в качестве которых нежелательны узко-направленные мистические и паранормальные идеи, неподтверждённые опытом, обусловленные состояния зависимости.
Конкретное направление хорошо практиковать с использованием прочно выверенного научного метода. Сведения должны подвергаться сомнению и проверяться личным опытом, а не восприниматься верой.
Мировоззрение сопряжено с любознательностью, способностью удивляться, чувством единения с природой, причастностью к истории, благоговением, восхищением и прочими гранями человеческого сознания.
Структура мировоззрения
Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.
Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).
Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них. Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом
Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.
Научное мировоззрение
В отличие от всех других типов этот основывается на объективных знаниях о природе и человеке. Это своеобразный высший этап развития философской мысли, но с меньшей обобщенностью и с большей точностью.Такой способ видения мира опирается исключительно на достижения науки и человеческого познания, которые позволяют составить объективное изображение действительности, объяснить сущность личности и ее роли в становлении и развитии существующей реальности.Достоинства:
- опора на новейшие открытия;
- связь с реальной сутью вещей;
- практическая направленность, непосредственное влияние на деятельность людей.
Недостатки:
- безразличие к смыслам и духовной сфере;
- интересы человека, стремление улучшить его положение не играют большой роли.
Функции: кратко в таблице
Можно выделить следующие ключевые функции обыденного мировоззрения:
Функция |
Проявление |
Информационно-отражающая |
Все явления, события и образы, которые человек поглощает из окружающей действительности, отражаются в его сознании в соответствии с существующими у него установками и принципами. Получая информацию извне, каждый человек воспринимает ее по-своему, поскольку структура обыденного мировоззрения у каждого своя. |
Ориентационно-регулятивная |
В своих поступках и решениях человек руководствуется своим внутренним мировоззрением. Его действия соответствуют убеждениям, моральным принципам. Если в процессе жизни меняются существующие взгляды на некоторые вопросы, то и оценка соответствующих ситуаций будет меняться. |
Оценочная |
Все наблюдаемые вокруг себя явления индивид воспринимает через призму обыденного мировоззрения. В итоге любому явлению он может дать оценку в соответствии с существующими взглядами и убеждениями. |
Мировоззрение его виды и формы
Выделяют определенные компоненты мировосприятия:
- Знания. Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
- Чувства. Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
- Ценности. Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
- Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
- Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
- Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, уверенности в себе, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.
Философское мировоззрение
Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.
Религиозное мировоззрение
Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.
Мифологическое мировоззрение
Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.
Научное мировоззрение
Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.
Обыденное мировоззрение
Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.
Историческое мировоззрение
В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.
Что такое мироощущение
Мировоззрение, мироощущение — это представление личности о мире, который её окружает. Это система убеждений, вера в некий образ мира на основе взглядов, идей, оценок, переживаний, принципов. На основе мироощущения формируется организованная целенаправленная деятельность человека.
Мироощущение — это эмоционально-психологическая основа мировоззрения, осознание, в процессе которого происходит преобразование информации и формируются два типа восприятия:
- обыденный — человек обретает мнение о предпочтительном образе жизни, окружающих, семье, работе и прочем;
- теоретический — познание себя и смысла жизни согласно научных и философских данных.
Мировоззрением является объединение всех уровней восприятия действительности в одну систему ценностей, знаний, эмоциональных реакций и жизненную позицию, которая подтверждается практически.
Какие бывают мировоззрения у людей: философское направление
Существует огромное количество знаний и идей, касающихся роли и места человеческой культуры, личности в мироздании, а также вопросов жизни и смерти в целом. Переосмыслить все имеющиеся представления о действительности и выделить наиболее значимые для обсуждения темы взялась философия.В процессе исторического развития возникало (и появляется до сих пор) множество различных школ, многие из которых идейно конфликтуют между собой. Философы высшими ценностями считают самопознанию, поиск истины, самоактуализацию. Отличия от религии и мифа:
- основывается на рациональном знании, а не на вере;
- главенствующую роль играет рефлексия;
- наличие целостности, системы;
- четкие понятия и категории.
Понятие мировоззрения
Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека. Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.
Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.
Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).
Факторы формирования мировоззрения:
- Социальное окружение, в котором находится человек.
- Условия социума, в которые помещена личность.
- Государственный строй.
Функции мировоззрения
Можно без преувеличения сказать, что мировоззрение определяет всю жизнь человека, заставляя его выбирать для себя тот или иной путь при принятии судьбоносных решений. При этом у него есть 3 основных функции:
- Познавательная. Мировоззрение является источником знаний. Эти знания не обязательно являются достоверными, но позволяют быстро находить ответы на возникающие вопросы.
- Ценностно-ориентационная. В рамках данной функции мировоззрение помогает человеку формировать его собственную систему ценностей.
- Практическая. Каждый день мы принимаем сотни решений в разных сферах жизни, руководствуясь своим мировоззрением.
Структура мировоззрения
Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:
- знаний;
- идей;
- принципов (точки зрения);
- убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);
- идеалов (целей);
- духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);
- жизненных установок.
Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:
- стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);
- осознанный — на основе рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира («Сделанное тобой к тебе же и вернется» — часть буддистской философии, к которой может прийти человек через свои наблюдения).
Структура миропонимания
Как известно, формирование мировоззрения начинается с двух-трехлетнего возраста. Годам к семи у детей уже складывается личное мироощущение, основанное на том опыте и практическом его применении, что они успели получить и переработать.
Главные вопросы, характеризующие деятельность человека в любом возрасте, это:
- знать, чего он хочет;
- иметь представление, как этого достичь;
- хотеть именно этого;
- достигать желаемого.
Чтобы понять, что такое мировоззрение, следует знать, из каких структурных элементов оно состоит:
- познавательный – включает в себя все научные, социальные, технические, обыденные и другие знания, которые известны человеку и в совокупности создают его универсальное миропонимание;
- ценностно-нормативный – включает в себя идеалы и убеждения, которые лежат в основе поступков каждого индивидуума и составляют его систему ценностей;
- морально-волевой – объединяет имеющуюся систему знаний с эмоциональным восприятием действительности и определением человеком своего места в обществе, коллективе, мире и отношение к нему;
- практический – мировоззрение считается полноценным и воспринимается, как руководство к действиям, по которым можно определить, какие ценности лежат в его основе.
Люди на протяжении всей жизни могут менять свои убеждения, но основные ценности остаются постоянными.
Какой может быть роль мировоззрения в жизни человека
- Является основой целостности личности, которая предполагает наличие четкой системы ценностей, идеалов.
- Структурирует окружающее пространство, делая его знакомым, более понятным и безопасным.
- Подсказывает те или иные пути достижения целей.
- Его отсутствие делает жизнь хаотичной, а психику дисбалансной, полной противоречивых установок, что приводит к неразрешимым внутренним конфликтам.
Бывает состояние, когда старое мировидение разрушается (например, приходит разочарование в религиозных принципах), а новое на его месте еще не сформировывается. Такой этап называют мировоззренческим кризисом
В этот момент крайне важно как можно скорее вернуть личность к целостности, иначе на место здоровых форм мировоззрения придут различные заблуждения и суррогаты: алкогольные и наркотические вещества, сектантство и так далее. С мировидением связано также понятие «менталитет», которое означает определенный склад ума, совокупность психических свойств и особенностей поведения
Он отражает характер целой группы людей (например, нации), представляя собой внутренний мир личности, пропущенный через призму исторического опыта.
Какое бывает мировоззрение у человека: экспоненциально-личностное представление
Согласно этой концепции образ мысли формируется по ходу взросления индивида. Когда от пассивного, зависимого состояния он переходит к подростковой рефлексии, кризису. Тогда и далее он ощущает на себе весь вес общественного и культурного влияния. Так, фундамент мировосприятия складывается из многих мировоззренческих типов: вера переплетается с мифом, философией, обыденным образом мысли и наукой в различных пропорциях.
Догматизм
Часто мировидение складывается посредством догматического способа восприятия. Он предполагает некритическое, но осознаваемое следование установленным извне правилам, нормам, законам.
Рефлекторность
Другой «стиль» приверженности тем или иным идеям, догматам – подсознательное, неосознаваемое стремление к ним. В этом случае (в отличие от догмы) разум уже не включен в аналитическую деятельность и рефлексию, поэтому подчинение определенным принципам и предписаниям происходит импульсивно, рефлекторно.
Факторы, влияющие на формирование мировосприятия
Наше ощущение мира начинает формироваться еще в детстве. Обучаясь речи и мышлению, человек создает индивидуальное представление о мире и нормах морали. На формирование мировоззрения влияют следующие факторы
Окружение человека
Семья, образовательные учреждения и рабочий коллектив оказывают огромное влияние на личность, взаимодействующую с ними. Это — один из самых сильных факторов, который может весьма радикально изменить взгляды на поведение, саморазвитие человека и его этическое представление мира.
Страна и местность проживания
С детства ребенок перенимает обряды, предрассудки и традиции, которые сохраняет целый народ, живущий в конкретном субъекте государства или целой стране. Наше представление об успешности во многом зависит именно от национальных обычаев и взглядов.
Религия
Все мировые вероисповедания накладывают схожий отпечаток на мышление людей, обучая терпимости, вере, сохранению семейных ценностей и прочих элементов поведения, которые большинство людей назовут правильными.
Образование и наука
Изучение искусства, природы, сущности и свойств окружающих предметов определяет мировосприятие человека. Он начинает по-другому видеть мир, оценивая происходящее не только с точки зрения эмоций, но и опираясь на полученные достоверные знания.
Эпоха
В определенный временной промежуток в обществе могут формироваться традиции, нормы и представления о мире, уникальные именно для этого периода. Объем знаний, доступный для конкретной эпохи, также играет важную роль.
Работа
Профессиональная деятельность формирует у личности определенный характер, необходимый для продвижения по карьерной лестнице в конкретной сфере труда.
Рис. 2. Типы мировоззрения
Личный опыт
Представляет собой совокупность всех факторов, влияющих на человека в течение всей его жизни. Кроме того, особенности врожденного характера позволяют людям по-разному реагировать на происходящие события и делать различные выводы.
На мировосприятие в той или иной мере влияют все перечисленные факторы. В зависимости от возраста, социальных и трудовых условий какие-то способы воздействия на личность человека обретают более выраженную силу и сказываются на окончательном восприятии мира.
Природные настройки восприятия
Природные настройки восприятия — это то, что человеку дано изначально по факту его сотворения и рождения.
Проблемы восприятия жизни — притупленность, безчувственность, гиперчувствительность, стресс — это всё перекосы вследствие неправильной работы полушарий мозга и каналов восприятия информации.
Чаще всего подобные сбои начинаются в раннем детстве, когда ребёнку навязывают убеждения и установки, что и как нужно делать, ограничивают развитие, воспитывая на манипулировании, обидах и страхах.
С возрастом каналы восприятия информации закрываются, так как человек старательно пытается избегать всего того, что причиняет ему “боль” — обид, страхов, непринятия, непонимания и т.п. — то есть всего того, на чем его воспитывали. Всё это приводит к сбоям в работе правого полушария, так как ему не хватает данных. Поэтому оно передаёт полномочия левому.
Так человек ограничивает самого себя вместо того, чтобы развивать то, что дано от рождения.
Для того, чтобы восстановить природные настройки восприятия, важно найти и освободиться от ограничивающих установок, блоков и убеждений, убрать страх боли, непринятия и осуждения. То есть провести мощную работу по разборке психологических завалов из детства и юности
Ещё одним методом восстановления природных настроек восприятия является взаимодействие и сонастройка с природными камертонами — дельфинами и китами, а также людьми, у которых уже восстановлены и активно работают оба полушария и каналы восприятия информации. Но этот способ помогает на время, даёт краткую возможность почувствовать и ощутить всю полноту жизни. Однако если у человека сбиты настройки, то сначала необходимо убрать то, что их заблокировало.
Вот и получается, что основная проблема восприятия жизни — это само сломанное восприятие, которое важно исправлять через восстановление работы обоих полушарий мозга и каналов восприятия информации
Определение понятия и характеристика
Что такое обыденное мировоззрение?
Обыденное мировоззрение , взгляды человека, которые формируются на основании житейского опыта и логических умозаключений.
Обыденное мышление позволяет индивиду аккумулировать весь опыт, накопленный поколениями, для успешного его применения на практике.
Наблюдая за другими людьми из своего окружения, прислушиваясь к советам старшего поколения, узнавая информацию из книг, человек получает определенные навыки.
Эти представления о том, как устроено общество и мир, позволяют ему не только функционировать в настоящем времени, но и прогнозировать свое будущее.
Повседневное мировоззрение помогает охватить все массовые ключевые вопросы: отношение к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.
Благодаря обыденному мировоззрению люди осваивают следующие важные навыки:
- самообслуживание,
- коммуникация (вербальная, невербальная),
- физический труд,
- построение семейных, родственных отношений,
- воспитание потомства,
- проведение досуга,
- празднование знаковых событий,
- участие в ритуалах,
- забота о своем здоровье, о безопасности и т.д.