Понятие о развитии и формировании личности человека

Семинарское занятие 2 тема: Обучение как двусторонний процесс: сущность, функции, виды.

Основные понятия:

Процесс обучения – целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Современный словарь по педагогике. — С. 509.

Закономерности обучения – объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.

Подласый И.П. Педагогика. Т. 1. — С. 420.

Закономерности обучения – объективно и постоянно существующие связи между явлениями.

Жук А.И., Казимирская И.И.,Жук О.Л. Жук, Коновальчик Е.А.

Основы педагогики: Учеб.пособие. – С.338

Функции обучения:

образовательная – формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений;

воспитательная – формирование определенных качеств человека, свойств и отношений человека;

развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности

Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — С. 330.

Функции обучения:

образовательная – формирование знаний, умений и навыков учащихся, усвоение ими законов, теорий, видов деятельности;

воспитательная – формирование взглядов, чувств, ценностей, черт характера, привычек поведения;

развивающая – развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. — С. 76.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения, обеспечения информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Подласый П.И. Педагогика. Т.1. — С. 294

3 стр., 1002 слов

Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции …

… воздействию , мы рассматриваем процесс педагогической коррекции МО не только как деятельность педагога, направленную на нравственное развитие … гуманной личности в различных педагогических системах, концепции личностно-ориентированного обучения и воспитания направлены на решение общей цели – … Шипициной Л.М Казаковой Е.И. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. Для подготовки данной работы …

Преподавание – это планомерное руководство учителем учебной деятельностью ученика.

Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. — С 276.

Учение – разновидность процесса познания.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. — С. 77

Учение – это и деятельность, и процесс усвоения учеником содержания образования как части общечеловеческой культуры.

Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. — С 276.

Конфликт — столкновение противоположных взглядов, оппонентов, или субъектов взаимодействия, чреватый осложнениями и борьбой.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,1991. С. 44

Педагогический конфликт — возникает в разнообразных ситуациях общения, как результат обострения межличностных противоречий учителя и учащихся. Его основными структурными компонентами являются: субъект, объект, предмет, инцидент, конфликтные действия, поступки, отношения.

Профилактика конфликтогенности педагогического общения обеспечивается гармонизацией межличностных отношений, демократизацией и гуманизацией стиля учебно-воспитательного взаимодействия.

Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления. М.,1998. С. 16.

Конфликт — столкновение между субъектами социального взаимодействия, характеризующее их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии СПб., 2004. С. 396.

Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии СПб., 2004. С. 396.

Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами, воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии СПб., 2004. С. 397

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие педагогического конфликта. Объект, предмет, субъект, инцидент в его структуре.

2. Особенности педагогических конфликтов в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

3. Педагогическое управление процессом преодоления деловых и межличностных конфликтов.

4. Конструктивность разрешения педагогических конфликтов и ее показатели.

Тема для реферата:

1. Стратегии управления педагогическими конфликтами.

2. Такт учителя в преодолении межличностных конфликтов с учащимися.

3. Стрессогенные конфликты в зарубежной школе.

Процесс формирования личности

Социализация, как процесс формирования личности.

В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса. В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически — организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.

Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества. Процесс социализации личности — это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.

Воспитание, как процесс формирования личности.

Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе невозможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду.

Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя социальности с определенными мировоззренческими, нравственными, эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате воспитания как целенаправленной деятельности общества.

С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я»

При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни

Способы

Если рассматривать формирование мировоззрения как процесс, связанный с обучением, можно выделить следующие способы (методы):

  • словесные методы (сюда относятся беседы, диалоги, дискуссии, споры, объяснения, рассказы, лекции и прочие формы взаимодействия людей, в процессе которого у слушателя происходит становление мировоззрения),
  • наглядные методы (человек становится наблюдателем в отношении статичных или динамичных изображений, фильмов, рисунков и целых процессов, научных экспериментов, опытов, постановок и т.д.),
  • практические методы (умственные или практические упражнения, самостоятельное изучение процессов и ситуаций и т.д.).

Мировоззрение также формируется под влиянием авторитетных людей (воспитатели, родители, старшие браться и сестры и т.д.), которые используют методы беседы, убеждения, приучения, поручений и т.д.

Также они используют стимулирующие приемы через поощрение и наказание.

В совокупности все эти способы формирования мировоззрения позволяют &laquo,воспитателю&raquo, закрепить в сознании человека заданные нормы поведения.

Семинарское занятие 5 тема: Основы семейного воспитания.

Основные понятия:

Семья – основной институт социализации личности; в основе семьи лежат брачные отношения, в которых находит проявление естественная и социальная природа человека. Семья – это материальная и духовная сфера социальной жизни.

Андреева Т. Семейная психология. СПб, 2004. С.75.

Семья – это общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества – родительства — родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Андреева Т. Семейная психология. СПб, 2004. С.76

Семья – это система, в которой все взаимосвязано, единое целое, единый психологический и биологический организм.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 181.

Неблагополучная семья – это семья, где имеются явные дефекты в воспитании детей.

Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. С. 52

Воспитательный потенциал семьи – это множественная характеристика, включающая и отражающая разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, который определяют ее воспитательные предпосылки, и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие личности ребенка.

Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. С. 45

Факторы, определяющие воспитательный потенциал семьи: социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический.

Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. С. 45

Вопросы для обсуждения:

1. Семья как основной институт социализации личности, её функции и воспитательные задачи.

2. Принципы и правила семейного воспитания, его содержание, формы и методы.

3. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка.

Темы для реферата:

1. Традиции семейного воспитания в странах мира (по выбору студентов).

2. Подросток в семье, особенности его воспитания.

3. Неблагополучная семья: проблемы, пути их разрешения.

Факторы, влияющие на формирование личности

Личностное развитие каждого человека обусловлено взаимным влиянием друг на друга определенных компонентов. Так, факторы, влияющие на формирование личности, а к ним следует относить: особенности воспитания, наследственность и практическую деятельность человека, создают немалый вклад в развитии индивидуальности каждого из нас.

Факторы формирования личности человека

В настоящее время взгляды ученых относительно того, какие факторы являются приоритетными в личностном развитии, раскололись на две группы. Одни считают, что наследственность определяет будущее новорожденного, отбрасывают при этом немаловажную роль воспитания и окружающей среды. Другие же, в свою очередь, придерживаются мнения, что основными факторами формирования личности является сочетание социальных и биологических компонентов. Рассмотрим каждый из них более детально:

1. Социальная среда. Общение и деятельность, направленная на улучшение жизни общества, помогают создать для личности все условия жизни, помогая тем самым формировать познание и создать все необходимые условия для самореализации. Именно приобретение новых коммуникативных навыков свидетельствует о личностной активности человека. Но, пожалуй, негативным качеством данного фактора есть порой непреднамеренное, стихийное влияние социума на развитие каждого из нас.

2. Воспитание порой способно полностью изменить человеческую природу. Отменным считается только то воспитание, которое опережает развитие. Иными словами, ведущим фактор формирования личности, независимо от ее возраста, выступает самовоспитание.

3. Биологические факторы формирования личности:

  • биохимические особенности организма (обмен веществ и пр.);
  • предрасположенность к определенным болезненным состояниям;
  • вредное воздействие пагубных привычек родителей, родственников на развитие плода;
  • тип высшей нервной системы, передаваемый по наследству;
  • врожденные индивидуальные человеческие свойства (темперамент, от которого зависят совершаемые личностью поступки, принятые решения);
  • анатомо-физиологические особенности каждого организма (некоторые задатки способностей, передаваемые, опять же, по наследству: строение головного мозга, органов движения и чувств).

Продолжая тему о задатках способностей каждой личности, следует отметить, что их наличие еще не гарантирует, что в вас живет гений. Без ежедневного упорного труда, направленного на овладение определенными навыками, вам не удастся стать великим математиком, астрофизиком и т.п.

Семинарское занятие 4 тема: Воспитательная работа классного руководителя

Основные понятия:

Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.С. 60.

Классный руководитель – истинный педагог в самом полном и исходном значении этого слова.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга. М., 1999. С.10.

Функции классного руководителя:

  • всестороннее изучение и воспитание учащихся,
  • оказание им помощи в учении и развитии,
  • решение проблем профессионального самоопределения,
  • взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей,
  • взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач,
  • контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.С. 60-61.

Функции классного руководителя:

  • обустройство школьной жизнедеятельности класса,
  • организация предметной деятельности класса,
  • организация духовной деятельности по осмыслению жизни,
  • стимулирование и организация личностного развития школьников,
  • связь с семьей учащихся,
  • работа с индивидуальностью школьника.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга. М., 1999. С.35-58

Основные направления работы:

  • индивидуальная работа со школьниками;
  • организация коллективной деятельности и общения;
  • организация воспитывающей среды;
  • организация повседневного быта учащихся;
  • координация взаимодействия с родителями, учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом.

Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М., 1999. С.22-23

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи и содержание работы классного руководителя.

2. Планирование воспитательной работы классным руководителем.

3. Подготовка и проведение коллективных творческих дел (классных собраний).

4. Взаимодействие классного руководителя с семьей школьника.

Темы для реферата:

1. Роль классного руководителя в управлении процессом развития личности школьника.

2. Личность классного руководителя современной школы.

3. Классное собрание глазами американского учителя.

Вопросы для дискуссии:

  1. Когда школьники говорят о классном руководителе: «Нам повезло!», что они подразумевают?

Практическое задание:

1. Проанализируйте тематику родительских собраний 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов и определите специфику работы классного руководителя с родителями школьников разного возраста (см. Дереклеева Н.И. С. 16-38).

2. Подберите наиболее актуальные, с Вашей точки зрения, проблемы для обсуждения с учащимися 1-4, 5-9, 10-11 классов.

3. Закончите предложение: «Успех в работе классного руководителя зависит от…»

Проанализируйте высказывание и выразите свое согласие/несогласие с автором. В чем вы видите основные задачи родителей в воспитании детей?

«Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться, по возможности скорее, обходиться без нас». (К. О. Конради)

3. Прочитайте русские пословицы, которые отражают три подхода к воспитанию детей в семье: авторитарный, демократический, либеральный. Разделите пословицы на три группы и будьте готовы устно охарактеризовать эти подходы. Приведите примеры подходящих по смыслу народных изречений в вашем родном (иностранном) языке.

А. Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.

Б. Понуканье – не воспитанье.

В. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Г. Верная указка не кулак, а ласка.

Д. Люби сына, как душу, но колоти, как грушу.

Этапы формирования

Наука выделяет три этапа формирования мировоззрения:

  • мироощущение,
  • мировосприятие,
  • миропонимание.

Мироощущение выступает в качестве эмоционально-психологического базиса для мировоззрения.

Выражается в отношении индивидуума к природе и окружающем мире, выраженном в форме чувств и действий. Образ мира, который формируется на этапе мироощущения, называют &laquo,лоскутным&raquo,.

Мировосприятие , это целостное видение картинки мира и отношение к этому &laquo,образу&raquo,. Внешний мир проходит фильтр, состоящий из внутреннего мира.

Миропонимание опирается на интеллект и желание познавать. Картина мира при этом основана на научных знаниях и рациональном объяснении действительности и явлений, происходящих в этой действительности.

Важность саморазвития

Прежде чем перейти к списку основных факторов, необходимо разобраться с простым, но важным моментом: зачем вообще заниматься саморазвитием? Действительно, мы уже рождаемся людьми, и чтобы быть «человеком» делать ничего не нужно. Однако, принадлежность к определенному биологическому виду не дает гарантий достижения положительного результата — гармоничной жизни.

Самосовершенствование личности охватывает различные области жизнедеятельности, и способствует возвышению человека по линии личностного роста. Под этим процессом понимается самостоятельная работа, которая направлена на получение новых знаний, навыков и качеств. Это помогает в самореализации (практическом применении своих желаний и опыта). Причем самореализация это не только карьерный рост или финансовая стабильность, хотя и эти составляющие нельзя назвать второстепенными, это культурное и духовное развитие. Только личность, которая в своем сознании смогла посеять «плодородное зерно», может выйти за пределы обыденности, сдерживающей креативное мышление, и создать вокруг себя благодатные условия для работы и жизни.

Усовершенствование может проходить под воздействием жизненных ситуаций, обстоятельств, личных примеров других людей. Но человек также может не ждать “внешних стимулов”, а самостоятельно заниматься личностным становлением. Достаточно знать основные факторы, влияющие на развитие.

Семинарское занятие 3 тема: Сущность процесса воспитания и самовоспитания.

Основные понятия:

Воспитание – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 84.

Самовоспитание – формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 679

Перевоспитание – это перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и требованиям общества.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С.29

Концепция — совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих научно-теоретическую сущность какого-либо явления или процесса.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 339

Закономерность– объективно и постоянно существующие связи между явлениями действительности.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 338.

Принципы воспитания – общие требования к воспитанию, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С.25

Социализация – усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 245

Культура поведения– совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении), в которых находят внешние выражения моральные и эстетические нормы этого поведения.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 363

Вопросы для самостоятельного изучения и повторения:

  1. Понятие процесса воспитания и самовоспитания: сущность, особенности, структура.

  2. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ о целях, принципах и содержании воспитания школьников.
  3. Зарубежные модели воспитания.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Почему процесс созидания Человека, Личности требует целостности и в чем она состоит?
  2. Общеизвестна крылатая фраза А.П. Чехова: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Реальна ли эта мечта?
  3. В чем сходство и различие социализации и воспитания, социальности и воспитанности?
  4. Может ли быть успешным воспитание без самовоспитания и самовоспитание без воспитания?
  5. В чем проявляется субъектность позиции ученика, студента в воспитательном процессе?
  6. По каким критериям можно анализировать ход и результаты процесса воспитания?
  7. Какие проблемы воспитания существуют в Республике Беларусь на современном этапе?

Стадии развития личности: этапы становления нашего «Я»

Фаза 1: от момента рождения до 1 года

Самая яркая и насыщенная фаза развития нашей личности. Во время ее мы получаем огромное количество информации. Наше сознание формирует первые базовые принципы взаимодействия с внешним миром. Как уверяют психологи, мы не помним себя маленькими лишь по той причине, что эти яркие и необычные воспоминания, просто бы вытесняли все из нашей головы на протяжении всей нашей жизни.

Фаза 2: от 1 года до 3 лет

В тесном симбиозе с развитием нашего сознания, мы приобретаем первые моторные и социальные навыки. Мы стараемся изучить окружающий нас мир с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений. Базовый фундамент нашей личности и характера закладывается именно на этом промежутке времени

Поэтому родителям очень важно обеспечить комфорт ребенку в этом возрасте

Фаза 3: от 3 до 7 лет

По достижению 3-летнего возраста мы уже много умеем делать самостоятельно. В этот период мы начинаем наши первые вербальные взаимодействия с посторонними нам людьми. До семилетнего возраста мы закладываем основу нашей социальной адаптации среди людей

В этом возрасте очень важно контактировать с такими же малышами, как и мы. Родителям нужно быть очень внимательными, чтобы следить за процессом становления личности у ребенка в этом возрасте

Фаза 4: от 7 до 12 лет

Этот период характерен всеми приобретаемыми комплексами неполноценности. Мы тщательно впитываем в себя окружающий нас мир, и все мнения (в 99,99% случаев неправильные) о нас, которые слышим со стороны

На этом этапе очень важно правильно оценивать себя и свое положение в социальной среде. Родители должны помочь детям приобрести уверенность и выработать стойкость характера

Фаза 5: от 12 до 16 лет

Как правило, в этот период наше детское «Я» уходит, и мы взрослеем как личность. До 16 лет у нас формируется характер, который уже практически никак нельзя изменить в будущем

Если мы раньше задавались вопросом: «Откуда я взялся?», то в этом возрасте наш главный тезис: «Что я хочу, и каково мое место жизни?» Родителям очень важно на этом этапе помочь подростку понять истинную картину окружающего его мира, чтобы во взрослой жизни он трезво оценивал действительность

Фаза 6: от 16 до 22 лет

Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон описывают этот период как прыжок во взрослую жизнь. Юношеский максимализм просто зашкаливает и нам кажется, что мы центр Вселенной. То как мы успешно прошли предыдущие периоды формирования личности, обуславливает нам успех или полный провал во взрослой жизни. Как показывает практика, некоторые люди в этот период могут изменить свой характер, чтобы подстроиться к окружающему миру

В этот момент очень важно не попасть под чье-то дурное влияние

Фаза 7: от 22 до 27 лет

В этот период мы уже сформировавшаяся личность с определенными целями и взглядами на жизнь. Где-то, конечно, наша прыть поубавилась, но зато мы трезво понимаем, что творится в окружающем нас мире. В этом возрасте обычно люди не меняют себя, а просто живут в свое удовольствие, стремясь к своей системе ценностей. Наша личность полностью сформирована. Главные вопросы, которые мы себе задаем в этом возрасте: «Что нужно изменить, чтобы жить лучше?»

Фаза 8: от 27 до 35 лет

В этом периоде мы впервые сталкиваемся с кризисом среднего возраста. Наш гормональный фон падает, нам не хватает тех ярких ощущений и красок, которые были в бурной молодости. Именно в этот промежуток мы пытаемся занять себя чем-то новым. Либо идем по деструктивному пути: находим новые опасные увлечения, рушим семьи ради новой любви. Вопрос, который больше всего волнует нас: «Что нужно сделать, чтобы все изменить?»

Фаза 9: от 35 до 55 лет

Если мы успешно преодолели все ненастья до 35 лет, то тут мы полностью сосредоточиваемся на себе, в разумном пределе удовлетворяя все свои надобности. Если наша жизнь насыщена и счастлива, то мы не будем ощущать бессмысленность жизни. Некоторым из нас предстоит пережить чувство сопричастности человечеству и заняться очень важными и серьезными делами. Вот почему этот возраст считается «золотым» для политики и любых общественных дел. Наше «Я» говорит нам: «Что я могу изменить вокруг себя?»

Фаза 10: от 55 лет до конца жизни

После 50-летнего рубежа мы совершенно по-другому смотрим на жизнь. Можно сказать, что наша личность окаменела, и мы начинаем подводить некоторые результаты всей своей жизни. Мы анализируем наши успехи и неудачи, стараемся выжать на финальном отрезке жизни максимум. Главное на этом этапе отдыхать морально и физически. Ведь в жизни еще есть столько всего неувиденного. Так что, смело вперед к приключениям!

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Для того, чтобы мировоззрение сформировалось, необходимы:

  • опыт,
  • метафоры,
  • информация.

Информацию и метафоры мы сполна получаем из внешних источников (учебные заведения, СМИ, общение с людьми, собственные поиски знаний).

А вот опыт мы проживаем внутри, как чувственное состояние.

Мы переживаем и принимаем/отрицаем правдивость тех или иных знаний.

Мировоззрение , это первая ступень уверенности. Ведь именно благодаря сформировавшемуся мировоззрению человек может сказать, что он поступает правильно или не правильно, так как в голове уже сформированы определенные ориентиры и образцы поведения.

Мировоззрение человека и его структура, мировоззрение личности , формирование мировоззрения:

https://youtube.com/watch?v=Hh_f-3Yh1I0

Проанализируйте высказывания о роли матери и отца в семейном воспитании. Согласны ли вы со сказанным? Дополните таблицу собственными суждениями по этому поводу:

Роль матери

в семейном воспитании

заключается в:

Роль отца

в семейном воспитании

заключается в:

1) развитии эмоциональной сферы ребенка через любовь и привязанность

1) развитии у детей требовательности к себе и другим

2) создании благоприятной семейной атмосферы для воспитания и развития ребенка

2) воспитании у детей ответственности перед семьей, родными, соотечественниками, обществом в целом

3) помощи ребенку в приобретении положительного жизненного опыта через общение, игру, познание, труд

3) воспитании уважения к матери, женщине, готовности защитить ее и свое достоинство

4) воспитании у детей таких качеств, как……………………………………

4) воспитании у детей таких качеств, как…………………………

5. Изучите советы родителям по организации трудового воспитания детей в семье. Дополните их 1–2 собственными рекомендациями.

  • Систематически приучайте ребенка к самостоятельному труду.
  • Вырабатывайте ответственность за выполненную работу.
  • Продумайте для ребенка постоянное трудовое поручение.
  • Учите ребенка уважительно и бережно относиться к труду старших.
  • Не наказывайте детей трудом, чтобы не вызвать негативного отношения к нему.
  • …………………………………………………………………………………

Проанализируйте, что играет для вас решающую роль в достижении высоких результатов в учебе, и поясните вашу точку зрения:

а) хорошие природные данные; д) интерес к учебному предмету;

б) благоприятные материальные е) собственное упорство и

условия; трудолюбие;

в) семейное воспитание; ж) личность преподавателя;

г) поддержка и помощь друзей; з) другое____________________

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального …

… Терпеливость. Проницательность. Праксические. Праксическими называют свойства личности, обеспечивающие формирование и развертывание операциональной структуры деятельности, т. е. ту сферу человеческой активности, … учащимися группы Организаторские Организовывать учебную деятельность учащихся на уроках производственного обучения Организовывать собственную деятельность в процессе обу­чения и воспитания …

10. В чем вы видите педагогический смысл русской пословицы «Человек – кузнец своего счастья»? Приведите примеры аналогичных народных изречений в вашем родном языке и прокомментируйте их.

Контрольные задания по теме 3

  1. Определите иерархию следующих понятий: педагогика, дидактика, частная методика. Представьте схему отражающую эту иерархию.
  2. Что является движущей силой обучения:
  3. ответственность учащихся за свои знания;
  4. требования учителей, предъявляемые школьникам;
  5. противоречие между возможностями ученика и его потребностями;
  6. понимание учащимися необходимости получения образования;
  7. ваш вариант ответа.
  8. Какая из приведенных ниже схем отражает структуру процесса обучения? Дайте пояснения.

а б

Процесс обучения Процесс обучения

деятельность

учителя

деятель-

ность

учителя

деятель-

ность

ученика

деятельность

ученика

Источники

Мировоззрение формируется на базе внутренних и внешних процессов, которые позволяют человеку создавать свою систему взглядов. Информация поступает из разных источников, чтобы подвергнуться анализу и усвоиться.

  1. Познавательный источник. Человек познает окружающий мир через собственные эксперименты и опыты (обыденное познание), а также посредством научного обучения (в школе, институте, курсах и т.д.). Обыденное познание приносит плоды в виде несистематизированной информации, которая позволяет ориентироваться в мире. Например, когда человек длительное время остается на солнце и получает удар, он может поставить солнце во главу проблемы и сделать вывод о небезопасности пребывания на пляже без зонтика. Именно так работает обыденное познание. А вот научное познание может уже объяснить причины теплового удара, его виды и последствия.
  2. Нормативный/ценностный источник. Нормативный источник формируется на базе ценностей, а также &laquo,кодекса поведения в обществе&raquo,, который негласно регулирует отношения людей.

    Осмысленные убеждения позволяют человеку верить в истинность и правоту своих действий.

  3. Практический источник. Знания, не задействованные на практике, не всегда являются благодатным материалом для формирования мировоззрения.

    Но если человек использует их проверяя случайную информацию или устойчивые аксиомы, подключается внутренний &laquo,оценщик&raquo,, который может сделать новые выводы на основе примененных на практике знаний.

  4. Эмоциональный источник. Человек в некоторой степени зависим от своих эмоций, поэтому некоторые идеалы, ценности и убеждение формируются на уровне чувств и интуиции.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: