Движущие силы и факторы развития личности
РАЗВИТИЕ — это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.
Человек в течение своей жизни развивается в нескольких отношениях:
-физическое развитие — изменение роста, веса, объема человеческого тела;
-физиологическое развитие — изменение физиологических процессов (например, половое созревание);
-психическое развитие — это обогащение фонда условных рефлексов, выработка характера, развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.;
— социальное развитие проявляется в усложнении отношений с окружающей средой, в которые вступает человек на протяжении своей жизни Источником всякого развития, в том числе и развития личности, являются внутренние противоречия. Например, противоречие между требованиями общества и актуальным уровнем развития ребенка, противоречие между потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения, противоречие между стремлением ребенка к самостоятельности и его потребностью в помощи взрослых, противоречие между целенаправленными воздействиями и стихийными влияниями социальной среды и др. Эти противоречия и выступают в качестве движущих сил развития личности
Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда и воспитание.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении
СРЕДА — это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Ребенок от своих родителей наследует следующие признаки:
-анатомо-физиологическую структуру биологического вида «человек разумный» (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т.д.);
-безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентировочный и др.);
-физические особенности (особенности телосложения, черты лица, цвет волос, кожи, глаз и т.п.);
-функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и др.);
-аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, псих. заболевания и др.);
-особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность);
-задатки.
Материальными носителями наследственности являются гены (генотип).
Однако этот наследственный багаж является лишь необходимым. но недостаточным условием, потенциальной возможностью, предпосылкой для последующего развития человека. Значительная роль здесь отводится социальной среде и воспитанию.
Среду обитания можно подразделить на природную (географическую) и социальную. В понятие природной среды входят: климат ресурса, ландшафт и др. Социальную среду, окружающую ребенка, можно подразделить на макросреду и микросреду. Под макросредой понимается общество в целом, общественный строй: социально-экономические, политические, морально-правовые условия жизни. Термином «микросреда» обозначается ближайшее окружение человека. Сода можно отнести материально-бытовые условия жизни ребенка, дошкольное учреждение, где он воспитывается, а также людей, непосредственно контактирующих с дошкольником. Макросреда не воздействует на личность непосредственным образом. Это воздействие осуществляется преимущественно через микросреду. Социальная среда выступает как определяющий фактор развития личности. Только «живя в обществе, человек может сформироваться как личность.
ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.
Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, Руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге человек входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.
Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование. Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания.
Рефлексия как механизм личностного развития.
Рефлексия как механизм личностного развития.
Самый длительный и сложный этап раннего онтогенеза – дошкольный возраст. Именно в этот период начинают развиваться сознательные механизмы личностного самопостроения. В силу интенсификации, увеличения напряжённости социальных связей общество предъявляет новые требования к самосознанию растущего человека
Внимание к ребёнку вызвано прежде всего тем, что он сталкивается с качественно новыми условиями бытия. Поэтому задача педагогической науки – найти и отладить механизмы, способные помочь ребёнку перейти на качественно новый этап своего развития
Однако проблема ( с ней часто приходиться сталкиваться взрослым) в том, что ребёнок не только не испытывает потребности в развитии, но и не осознает, когда и как происходит это развитие. Привыкнув шаблонно воспроизводить услышанное, многие дети механически выполняют задания упражнения, свои дальнейшее продвижение считают не отделимым от требований педагога, уровень которых – от детского сада к школе – весь более возрастает каков дальнейший результат? Личность развивается неосознанно, а значит, неэффективно. Вот почему педагогу так важны знания тех конкретных механизмов, которые влияют на развитие ребёнка, обеспечивают его успешность.
Развитие – это только потенция , только возможность, которую необходимо пустить в определенном направлении. В этом психолога – педагогическая наука видит внутренний ресурс личностного развития. Поэтому главная задача в любом возрасте, особенно в детском, актуализировать в себе личность.
Одним из существенных механизмов личностного развития, характеризующих её динамику и движение, выступает рефлексия, т.е. самонаблюдение, анализ собственных мыслей и переживаний. Способность к рефлексии означает «возможность становиться вне себя», т.е. выходить за пределы самого себя. Через рефлексию человек открывает в себе духовную сущность. Рефлексия – это не просто способ самоанализа, это ещё, и средство самоосвобождения: субъект, осмысленно совершая « акты самопознания, морального действия, оценки», получает удовлетворение от поиска духовного усилия к своему освобождению. Одновременно рефлексия – глубинное самопостижение, выявление своих психических возможностей, это « мышление в мышлении».
Принято считать, что рефлексия как целостное образование складывается в младшем школьном возрасте. Однако нельзя отрицать, что способность отделить себя от своей жизнедеятельности начинает проявляться и на этапе дошкольного развития. В дальнейшем способность эта должна идти по пути глубокого и всестороннего постижения самого себя и значимого другого человека. Речь идёт о « своеобразном удвоенном процессе зеркального отражения индивидами друг друга, о взаимоотражении, содержанием которого выступает восприятие внутреннего мира партнёра по взаимодействию». Приобретая знания, ребёнок будет не только развиваться, но и адаптироваться к жизни в обществе. Ведь в обучении исторически кристаллизирован опыт мировосприятия, общения, деятельности. Заставая образовательное пространство в сложившемся виде, ребёнок будет строить в нем свое Я, обретая культурообразующие смыслы.
Что же должно выступать объектом рефлексии, объектом самонаблюдения, анализа? Опыт знаний ребёнка о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и в самом себе. Опыт ориентации на определенные условия работы, усилия и уровень достижения успеха, опыт сотрудничества, соотносимый с умением осуществлять, налаживать сотрудничество, коллективное взаимодействие. Совокупность названных компонентов – необходимые условия для формирования познающего и действующего существа, для развития субъекта. Важная характеристика личности как субъекта взаимодействия – знание своих возможностей и ориентация на должное в личности. Вырастить такую личность – главная задача педагога.
В психологии идею рефлексии как инструмента саморазвития. Модель «рефлексивного Я» он рассматривает как иерархическую структуру, в которой «высшие уровни формируются лишь на основе низших».
По мнению многих исследователей, необходимая гарантия успешного личностного развития в дошкольном возрасте – оптимальное формирование рефлексивности на внешние практические действия. На этих действиях следует «упражнять» и «отрабатывать» рефлексивный механизм, чтобы в дальнейшем его можно было «перенести» на поведение ребёнка в целом и на познавательные процессы.
Противоречия и прогресс
Противоречивость личности — это свойство о, котором говорил Фрейд и другие психологи. Человек устроен довольно интересным образом и находится постоянно во взаимодействии с окружающим миром. При этом, каждый день принимает решения и делает жизненный выбор, бывает, что идёт в разрез с ближайшим окружением в своих суждениях, вступает в конфронтацию.
Можно вспомнить и ситуации, когда у нас возникает внутренний конфликт и борьба различных частей личности — взрослый, ребёнок, учитель
А может, это конфликт добра и зла, сложно сказать, главное, что в этих моментах рождается истина, важно найти себя и сформировать нужные качества
Стремление к прогрессу — естественно, что все желают достичь успехов в жизни, в ходе преодоления жизненных преград, на пути к цели закаляется характер и формируются волевые качества личности. Все жизненные ситуации — это уроки, которые мы проходим, а как награду получаем новое «Я», с новыми ещё лучшими качествами.
Саморазвитие
Саморазвитие личности — мы постоянно совершенствуем себя, производя работу над своим внутренним миром, подчиняя своей воле психические процессы и эмоции, улучшая черты характера. Подобную работу можно производить, как самостоятельно, так и путём прохождения специальных тренингов. Каждый человек определяет для себя, каким образом ему легче развиваться. Главное — желание достигать новые результаты, работать над формированием своей личности постоянно, заниматься поиском необходимой информации и знаний.
Развитие может выступать и в качестве защитной функции. Человек постоянно развивается, как физически, так и духовно, это необходимо для выживания в нашем мире
Для успешной жизни нужны определённые качества, как иммунитет для борьбы с заболеваниями, так и сила воли нужна для достижения результатов, а терпение — важное оружие для покорения вершин. Естественно, для полноценной жизни необходимы: крепкое здоровье, высокие интеллектуальные и духовные качества, которые вырабатываем в процессе жизни, вольно или невольно, под влиянием жизненных обстоятельств
Таким образом, мы рассмотрели закономерности развития личности, и теперь лучше представляем причинно-следственные связи. Конечно, на наше развитие оказывают влияние многие факторы, условия развития личности человека, и всё же радует, и собственными усилиями можем корректировать свою жизнь и развитие.
Закономерности развития личности
Развитие личности, её становление — это взаимосвязанный и целостный процесс, которому свойственны этапы развития личности. Давайте подумаем над вопросом: какие же закономерности развития личности? Почему личность развивается и как это происходит?
Итак, основные закономерности развития личности:
- Возрастной фактор — чем моложе человек, тем быстрее идёт его физическое развитие. Со временем процесс замедляется. Такие же наблюдения есть и о духовном развитии, чем младше человек — тем быстрее происходит его духовный рост.
- Поэтому часто слышим, что стар, что млад — дети очень хорошо понимают стариков, могут быстро вникнуть в рассказ, проявляют интерес, впитывают знания и чувствуют душевное состояние рассказчика.
- Неравномерность развития — наблюдается в наличии определённых периодов роста, которые наблюдаем в развитии и своих детей. Организм развивается не постоянно, нам кажется, ребёнок вдруг начинает расти на определённом этапе, это физиологические особенности организма То же можно сказать и о духовном развитии — присутствует неравномерность
В разное время свойства человека могут изменяться, находиться на разном уровне развития. В жизни бывают более благоприятные условия для развития личности и менее благоприятные. При этом условия эти будут иметь временный характер. Что же влияет на человека?
Конечно, общение с окружающим миром и людьми, духовное развитие происходит в познании мира и себя. Бывают и скачки в развитии и осознанности процессов, благодаря стрессовым ситуациям, которые вносят кардинальные изменения в личность человека. «Нет худа без добра» — говорят в народе. Даже в такие периоды, когда кажется, мир рушится, думайте о том, что Вы построите на пустом месте.
3. Колебания в развитии — органы человеческого организма развиваются каждый в своём темпе. Это отражается на психических и нервных процессах. В основном, различия между людьми и уровнем развития проявляются в поведенческих моментах, мышлении, интеллектуальном уровне, социальном и моральном развитии.
Самосознание личности
В психологии понятие «самосознание» — это психический процесс, который обеспечивает и формирует основные характеристики личности – единственно, постоянство, целостность. Самосознание выражается в способности личности принять самого себя и собственных качеств, совершенствуя человека, как и другие движущие силы развития личности.
Конечно, эпицентром понятия самосознания является «Я». Осознание внешнего мира и самосознание формируются и развиваются параллельно и одновременно. Представление о самом себе складывается из собственных ощущений о самом себе. Психологи расценивают ощущение внешнего мира и самого себя, как необходимые условия для успешного осознания себя. Посредством самосознания формируется ощущение целостности и постоянство личности.
Основная функция самосознания – объяснить человеку мотивы, причины и результаты поступков, помочь выяснить – какой он есть на самом деле.
Про уровни развития личности рассказывает профессиональный психолог.
Образование как фактор развития личности и общества
Образование – это источник развития личности и общества. Рост и просвещение нельзя отделить друг от друга. Если бы люди вспоминали эту истину немного чаще, то возникновение и разрушение цивилизаций не вызывало бы удивления. Например, в 90-е годы все европейское сообщество с удивлением наблюдало за прогрессом, который происходил в «Стране восходящего Солнца» — Японии. В рекордный срок она стала страной Солнца, которое было не только «восходящим», но и «взошедшим». Наблюдать за чудом – похвально, если только учиться также и видеть причины, по которым это чудо происходит.
Япония стремилась восстановиться после войны как можно быстрее, и для этого был использован ряд инструментов – снижение налогов, внедрение в различные отрасли новых, зарубежных технологий, экономические перемены. Не последнее место среди причин «японского чуда» занимали реформы образования – оно рассматривалось как главный источник развития личности. Как итог, Япония занимала второе место среди самых обеспеченных стран мира в течение порядка 40 лет.
Например, так характеризировал образовательные реформы того времени президент Конференции по профессиональной ориентации С. Фукуяма:
Есть ли взаимосвязь между «японским чудом» и реформами образования? Не будем спешить с выводами и обратимся к еще некоторым фактам истории.
В начале 60-х годов среди американцев, которые были потрясены успехами русских в освоении космоса, ходила шутка: «Или мы все срочно должны заняться наукой, или нам придется учить русский язык». Чтобы спасти национальное достоинство, американцы прибегли к неожиданному решению – они запустили программу по поиску талантливых детей. Программа, называемая «Мерит», включала в себя психологическое диагностирование старшеклассников, и ее результаты не заставили себя ждать. По признанию многих исследователей, американский прогресс в сфере естественных наук в немалой степени зависел от программы «Мерит».
Понятие личности и условий ее психологического развития
Замечание 1 Определений понятия личность великое множество, если собрать их воедино, то можно представить личность как человека, взятого в системе социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях, устойчивы и определяют характер нравственных поступков индивида, значимых как для него самого, так и для его ближайшего окружения.
Развитие ребенка это процесс, происходящий в определенных условиях, в окружении культурного и материального наследия человечества, в системе сложившихся отношений между членами того или иного общества. Таким образом, можно уверенно сказать, что развитие личности ребенка всецело зависит от социальной ситуации.
Именно она предопределяет все изменения, которые будут происходить с личностью на протяжении периода взросления. Благодаря социальной ситуации, возможно, определить пути и формы развития, виды деятельности, новые психические качества и свойства, приобретаемые ребенком.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Процесс психологического развития личности 410 руб.
- Реферат Процесс психологического развития личности 250 руб.
- Контрольная работа Процесс психологического развития личности 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Именно это и составляет условия для психического развития личности ребенка, и в связи с этим следует обращать максимум внимания на социальные условия, которые окружают ребенка.
Среда обитания
Конечно, среда обитания и общение с людьми во многом определяют личность, ребёнок впитывает культуру, нормы и правила поведения, принятые в определённом обществе. И люди разных национальностей и культур могут кардинально отличаться. Таким образом, приходим к выводу, что всё тесно взаимосвязано.
Естественно, большое влияние на человека оказывает семья, друзья, детский сад и школа. Ребёнка приучают к определённым нормам и правилам поведения, закладывают основы для формирования моральных устоев. Под влиянием окружающих людей дети усваивают ролевые игры, манеры поведения, впитывают и узнают огромное количество знаний благодаря школьной программе.
Сторонники теории «среды» считают, что человек, как чистый лист, приходит в этот мир, а родители и среда обитания пишут и создают личность. Однако, часто слышим замечания, что даже в одной семье, при равных условиях, дети совершенно разные? А значит, природное начало также имеет большое влияние на развитие личности.
Итак, есть два базовых условия — внешняя среда и наследственность. Возникает вопрос, может ли человек самостоятельно влиять на своё развитие или всё зависит от внешних факторов?
Заключение
Несмотря на то, что внутренние задатки представляют собой главный источник развития личности, этот процесс не происходит без участия внешних факторов. Воспитание, требования в школе и на работе, необходимость профессионального роста, различные жизненные вызовы определяют возможности роста личности не меньше, чем информация ДНК. Общество как основной источник развития личности может и способствовать росту, и запускать процесс регресса. Поп-культура, уставшие и недальновидные родители, деградирующие друзья – все это не самые лучшие факторы для личностного роста. Вывод можно сделать следующий: если рядом глупые люди, решения нужно принимать самому. Если же общество умное и позитивное, а сам человек плохо ориентируется в ситуации – лучше прислушаться к окружению, со временем научившись от него мыслить самостоятельно.
Тематика: Личностный рост, Детская психология, Развитие детей