«Я-концепция» – представление о себе
Изнутри себя (для самого себя) человек воспринимает свою личность в виде «Я-концепции» – совокупности описательных характеристик, которые он считает своими, относящимися к себе. Когда человек говорит: «Я – вот такой», он имеет в виду свою личность, систему качеств, особенностей, убеждений, принципов – все, что он ассоциирует с собой.
Один из основных психических механизмов формирования «Я-концепции» – это рефлексия – размышление о самом себе.
Очень важной частью представлений человека о себе как о личности являются самооценка, самоуважение. Также у личности есть представления о своем желаемом образе, о том, «каким я хочу стать»
Стремясь реализовать свои представления, человек работает над собой, активно взаимодействует с внешним миром – так происходят изменения в его личности
Также у личности есть представления о своем желаемом образе, о том, «каким я хочу стать». Стремясь реализовать свои представления, человек работает над собой, активно взаимодействует с внешним миром – так происходят изменения в его личности.
Любопытно отметить, что важную роль в этом процессе играет память – ведь человек осознает себя сегодняшнего тем же, кем он был вчера благодаря памяти.
«Первое рождение» личности
«Первое рождение» протекает в дошкольном возрасте, знаменуя формирование первых иерархически выстроенных отношений и мотивов, первое подчинение неосознанных побуждений и влечений нормам общественного устройства («эффект горькой конфеты»).
Возможно определение временных рамок «первого рождения»: оно начинается ориентировочно в возрасте 3 лет и продолжается вплоть до младшего школьного возраста. Следовательно, это не единовременный, а достаточно длительный процесс.
Основным критерием прохождения данного этапа в процессе формирования личности является принятие индивидом норм и ценностей социального устройства общества в качестве основополагающих мотивов поведения. Внешним проявлением данного принятия выступает, например, способность ребенка «не брать» желаемый предмет лишь потому, что это запретил делать воспитывающий взрослый. Причем необходимо, чтобы эта способность проявлялась даже тогда, когда ребенок находится наедине с данным предметом: ребенок должен понимать, что предмет нельзя брать ни при каких условиях. Когда ребенок способен на такое подчинение желаний указаниям взрослого, можно говорить, что социальная норма, которая выступала внешним регулятором деятельности ребенка (то есть родителю приходилось повторять свое требование) преобразовалась во внутреннюю форму регуляции.
Отдельно необходимо описать выявленный в процессе одного из экспериментов А. Н. Леонтьевым «эффект горькой конфеты». В данном исследовании принимал участие ребенок-дошкольник. Суть эксперимента была сведена к следующему. Перед ребенком было поставлено задание: достать со стола предмет, не вставая с места, при том, что стол располагался на значительном расстоянии от ребенка. Каждый раз за успешное выполнение задания ребенок получал конфету. В течение того времени, пока взрослый контролировал процесс, ребенок справлялся с заданием, как и необходимо – не вставая с места. На середине эксперимента взрослого якобы просили ненадолго выйти из кабинета, взрослый выходил (на самом деле он наблюдал за ребенком из соседней комнаты). Как только ребенок оставался один, чтобы достать предмет, он просто вставал с места, подходил его и брал. Взрослый, вернувшись в комнату и обнаружив предмет в руках ребенка, предложил ему конфету за правильно выполненное задание. Но ребенок сначала отказался от награды, а потом, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.
А. Н. Леонтьев предлагал следующее объяснение данному феномену. Любое действие ребенка является объективно вписанным в систему особых отношений с окружающей действительностью. Одним из таких отношений является отношение «ребенок – взрослый», другим – «ребенок – предмет». А в связи с тем, что любое отношение субъекта к объекту может быть реализовано лишь в формате деятельности этого субъекта, движимого конкретным мотивом, А. Н. Леонтьев указывает, что действие ребенка по-разному соотносилось с двумя значимыми для него мотивами: желание взять предмет (так как за него предполагается награда), но социально одобряемым образом его получить достаточно сложно (а ребенок в таком возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослых). Когда экспериментатор вернулся в комнату и предложил награду за «правильно» выполненное задание, ребенок переживал конфликт мотивов, в связи с чем конфета для него была «горькой» относительно личностного смысла.
Данный эксперимент доказал, что у ребенка начался процесс соподчинения мотивов, при этом наиболее важными представляются именно социально значимые мотивы, отражающие следование социальной норме.