Структура личности и ее содержание
Как все значимые системы общественной жизнедеятельности и все закономерности природы, сознательный человек имеет свою личностную структуру. Эта структура является многоуровневой, и каждый уровень характеризует ее в разрезе разных нравственных качеств личности:
- Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).
- Психологический уровень объединяет психологические особенности личности (чувства, воля, память, мышление).
- Социальный уровень заключается в конкретном образе жизни, стиле общения, обоснованных убеждениях, социальных ролях. Сюда входят семейные, образовательные, мировоззренческие, финансовые, авторитетные факторы, раскрывающие нравственные качества личности.
Каждый уровень раскрывает отдельные составляющие личностного багажа в целом. Помимо уровневого контекста структура личности рассматривается с позиции составляющих ее элементов. Сюда относятся:
- разумность – способность человека мыслить, развиваться, познавать, приобретать навыки и компетентность;
- психоэмоциональность – совокупность чувств, желаний, импульсов, мотивов и прочих факторов, противопоставленных разумности;
- мировоззрение – восприятие мира и определение своего отношения к нему любым представителем общества: мужчиной или женщиной, взрослым или ребенком, реалистом или мистиком;
- направленность – интеграция характера в способности определения человеком самостоятельно выбирать свои ценности и жизненные приоритеты;
- опыт – накопленные с течением времени навыки, умения, знания, повадки, доведенные до автоматизма, привычки;
- способности, пожалуй, самый важный инструмент личности, которым определяются ее возможности к совершению полезной деятельности;
- психотип – протекция характера, поведенческих моделей и реакции человека на происходящее вокруг него;
- темпераментность – проявление конкретного типа темперамента, энергетическая и динамическая составляющая проявления яркости, скорости, силы эмоционального реагирования;
- рисунок тела – подача человеком своей внешней оболочки в выгодном для него ракурсе.
Теории личности в психологии
Данные теории занимаются изучением общих элементов поведения индивида. Их основу составляют вопросы, с помощью которых отечественные и зарубежные представители психологии и социологии составляют новые теории или совершенствуют старые. Сами вопросы заключаются в следующем:
- Механизм личностного развития – врожденный или приобретенный;
- Наиболее важный возрастной период его формирования;
- Доминирующие процессы личностной структуры – сознательные или бессознательные;
- Наличие свободы воли, контроль человека над своим поведением;
- Внутренний мир человека – объективное или субъективное понятие.
Структура личности в психологии
Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Существуют различные подходы к определению структуры личности. Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности:
- направленность Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится? — проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения;
- знания, умения, навыки Что человек может? — приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;
- индивидуально – типологические особенности Что он есть… что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности? — проявляются в темпераменте, характере, способностях.
Наиболее обособленную и развернутую структуру личности предложил К. К. Платонов. В структуре личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры. Особенностями отдельных свойств этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.
Ведущим компонентом структуры личности является направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий, характеризуется доминирующими потребностями, интересами; склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением. Направленность – это система побуждений (совокупность устойчивых мотивов), определяющая избирательность отношений и активности человека.
Кто основоположник предмета
Внимание к личности человека проявляли еще античные мыслители. Как предмет научного осмысления психология личности зародилась в начале XX в
Проблема личности так сложна, что существует несколько десятков теорий, которые пытаются объяснить ее сущность и механизмы развития.
Первые научные попытки объяснить формирование личности были сделаны в XIX в. в рамках биогенетического подхода.
- Чарльз Дарвин — британский ученый, автор теории эволюции, заложил основы биогенетической концепции. Он высказал мысль о том, что развитие человека подчиняется определенным закономерностям, истоки которых следует искать в биологическом начале.
- Эрнст Геккель — немецкий естествоиспытатель, впервые сформулировал понятие онтогенеза — индивидуального развития организма и филогенеза — исторического развития всех организмов.
- Гренвилл Холл — американский психолог. Полагал, что человек в своем становлении проходит все стадии развития человеческого рода.
Первая детально разработанная концепция развития личности в рамках психологического знания была сделана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом
В его работах в первую очередь внимание уделяется анализу психосексуального формирования личности
У истоков отечественной психологии личности стоял советский ученый Лев Выготский. Им была предложена концепция, которая включала в себя следующие положения:
- В развитии ребенка есть 2 основные линии: самостоятельное созревание высших психических функций и формирование личности, обусловленное социокультурной средой.
- Развитие мышления, речи, внимания, памяти происходит через внешнюю деятельность, а затем переходит на внутренний психический уровень.
- В формировании психики определяющую роль играет «зона ближайшего развития» — обучение должно идти впереди развития, показывая ребенку перспективы и возможности.
3. Представления К.Г. Юнга о развитии личности
Вопросам развития личности К.Г.Юнг придавал большое значение в своей теории. Особенности его взглядов на развитие личности связаны с понятиями «самость» и «индивидуация».
Как уже упоминалось (см. п.1), самость – это архетип психической целостности и единства личности. Однако самость выступает не только в качестве архетипа, но и как конечная цель развития личности. Архетипические черты самости связаны с тем, что, во-первых, окончательное ее достижение эмпирически невозможно (следовательно, развитие личности по сути не имеет предела), во-вторых, стремление к внутриличностной гармонии свойственно практически всем без исключения людям, что и обусловило закрепление самости как одного из ведущих символов в коллективном бессознательном. Само понятие «личность» в связи с достижением самости К.Г.Юнг определял как «определенную, способную к сопротивлению и наделенную силой душевную целостность» .
Индивидуальное и общественное К.Г.Юнг понимал как явления, связанные между собой обратной пропорциональностью: чем больше общественного, тем меньше индивидуального, и наоборот. Поэтому достижение самости, по мнению К.Г.Юнга, может осуществляться лишь за счет индивидуации – в ущерб общественному. Индивидуация представляет собой процесс дифференциации, обособления индивидуального от общественного и «образования … психологического индивида как существа, отличного от общей, коллективной психологии» . Конечной целью индивидуации так же является развитие личности. В связи с осуществлением процесса индивидуации К.Г.Юнг также определял понятие «личность» как «высшую реализацию врожденного своеобразия у отдельного живого существа» .
При этом индивидуация не обязательно означает вхождение личности в конфликт с общественными нормами: «Индивидуация ни при каких обстоятельствах не может быть единственной целью психологического воспитания. Прежде чем делать себе цель из индивидуации, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно адаптации к минимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение, предназначенное для наиболее полного развития своих способностей, должно прежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили» .
Так как развитие личности связано с индивидуацией, оно неизбежно требует значительных психологических усилий и затрат: «развитие личности от исходных задатков до полной сознательности – это харизма и одновременно проклятие: первое следствие этого развития есть сознательное и неминуемое обособление отдельного существа из неразличимости и бессознательности стада. Это – одиночество, и по этому поводу нельзя сказать ничего утешительного. От этого не избавит никакое успешное приспособление и никакое беспрепятственное прилаживание к существующему окружению, а также ни семья, ни общество, ни положение» .
Наличие большого количества затруднений, встречающихся на пути развития личности, приводит к тому, что далеко не каждый человек становится личностью: «Тот факт, что неизменно процветают конвенции какого-нибудь вида, доказывает, что подавляющее большинство людей выбирает не собственный путь, а конвенции, и вследствие этого каждый из них развивает не самого себя, а какой-нибудь метод, а значит, нечто коллективное за счет собственной целостности» .
Развитие личности, по мнению К.Г.Юнга, может продолжаться в течение всей жизни человека.
Таким образом, развитие личности, с точки зрения К.Г.Юнга, осуществляется в направлении достижения самости (личностной целостности и гармонии) посредством индивидуации (обособления индивидуальности от общества).
Теории личности в психологии
Данные теории занимаются изучением общих элементов поведения индивида. Их основу составляют вопросы, с помощью которых отечественные и зарубежные представители психологии и социологии составляют новые теории или совершенствуют старые. Сами вопросы заключаются в следующем:
- Механизм личностного развития – врожденный или приобретенный;
- Наиболее важный возрастной период его формирования;
- Доминирующие процессы личностной структуры – сознательные или бессознательные;
- Наличие свободы воли, контроль человека над своим поведением;
- Внутренний мир человека – объективное или субъективное понятие.
Задачи теорий личности
В рамках отечественных исследований в сфере психологической науки главное значение в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу. Его основой выступает подтип предметной деятельности, разработанный Карлом Марксом.
В качестве принципа, который объясняет психические процессы, категорию деятельность используют в процессе анализа различных областей психической действительности. В рамках конкретной деятельности индивида, включая ее порождение, объективное выражение нашли не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.
В отечественной психологии теории личности объединяются с помощью главной задачи. Она состоит в анализе и исследовании зависимости составляющих элементов сознания, а также характеристик раздражителей, которые их вызывают. Позже данная двухэлементная схема находит свое отражение через формулу «стимул = реакции» (S-R). В целом ее нельзя считать верной, так как она исключила содержательный процесс, который осуществляет реальные связи человека и предметной среды.
Самые известные концепции личности в отечественной психологии включают научные изыскания сторонников учений Выготского Л. (в частности, Божович Л. и Леонтьева А.).
Классификация теорий
Психологи составляют личностные теории на основе вышеописанных вопросов. На сегодняшний день имеется довольно устойчивая классификация теорий, которая раскрывает разные стороны личности, ее поведение в обществе.
Психологи занимаются личностными проблемами
Человек как индивидуальность
Краткое описание понятия индивидуальности гласит, что это своеобразная личностная форма человека, имеющая уникальные особенности, отличающие его от других представителей социума. К ним относятся такие личностные элементы, как темперамент, интересы, интеллект, потребности и навыки человека. Кроме индивидуальности, данные качества личности определяют место и роль человека в социальном обществе, а также его стремление к социальной мобильности.
Теории, изучающие классы людей
Изучением классов людей занимается социология. Отмечается отдельная ее отрасль – социальная стратификация, которая разделяет людей на «слои», объединяя социальные статусы по некоторым обособленным критериям. Людей делили на классы уже очень давно, началось все с сословий, основанных на происхождении человека, статусе семьи и т. д. После индустриального периода возникло понятие социальной мобильности, т. е. возможности «перемещаться» между классами, отныне это стало зависеть только от индивида.
Гуманистические теории личности
Гуманистические теории личности занимают особое место среди теорий, которые делятся на группы в зависимости от способа описания личности и объяснения поведения человека, а также характеризуют процесс личностного развития человека. Они возникли позже многих других теорий личности, относящихся к психодинамической, социодинамической и интеракционистской теориям, и, более того, находятся в оппозиции ко всем этим теориям.
Почти все теории личности, появившиеся до начала 1940-х годов (именно в это время возникли и развивались гуманистические теории личности), так или иначе отождествляли психологию и поведение человека и животных. Это отразилось в содержании теорий следующим образом: во-первых, они часто рассматривали биологические инстинкты и потребности как движущие силы человеческого поведения; во-вторых, они фокусировались на том, что объединяет людей и животных, а не разделяет их.
Теории делятся на экспериментальные и неэкспериментальные, в зависимости от метода получения данных о личности человека. В теориях личности экспериментального типа основным источником данных о них, составляющих основу теоретических обобщений, являются факты, полученные в научном эксперименте с использованием современных психологических тестов и методов математической статистики. Примером такой теории личности является теория черт личности. Неэкспериментальные теории — это теории, созданные на основе анализа и обобщения наблюдений, рассуждений и т.д., т.е. теории, основанные не на экспериментально полученных данных, а на наблюдениях и служебных догадках ученого. Примером такой теории является гуманистическая теория личности А. Маслоу.
В зависимости от акцента на структурных или динамических аспектах личности, теории делятся на две группы с соответствующими названиями: структурные и динамические. Структурные теории личности сосредоточены на описании личности, спецификации ее структуры, а динамические теории сосредоточены в основном на изучении процесса формирования, развития и изменения человека как личности, т.е. его динамики. Типичной структурной теорией личности является эго-теория личностных черт, поскольку ее авторы были в первую очередь озабочены выявлением и описанием характеристик, которыми обладает человек как личность. В свою очередь, психоаналитические и гуманистические теории личности можно рассматривать как структурно-динамические.
В зависимости от четвертого критерия — возрастного диапазона, охватываемого теорией личности, — все теории можно разделить на следующие две группы: Теории, которые касаются в основном детства, и теории, которые охватывают всю жизнь человека. Теории первого типа фокусируются на том, что представляет собой личность от рождения до 15-16 лет, то есть до конца детства. Теории второго типа рассматривают личность в процессе ее формирования и изменения на протяжении всей жизни.
Бихевиористическая теория личности
Основной идеей бихевиоризма является рассмотрение поведения человека как процесса адаптации простейшего живого существа к окружающему его миру. С точки зрения данной теории – поведение человека – это просто система реакций на поступающий внешний раздражитель.
Основными задачами в исследованиях личности в данной теории являлись:
- выявление и описание различных типов реакций человека на воздействие окружающей среды;
- исследование процесса образования данных реакций;
- предсказание поведения человека, его реакций и определение стимула, вызвавшего данную реакцию.
Замечание 1
Согласно взглядам исследователей, придерживающихся данной теории, главным процессом в развитии личности является механическое научение, не требующее активности человека и его волевых усилий.
Понятие личности в психологии
В понимании личности наука психология исходит из представления о ней как о системном объекте, интегрирующим в себе большое количество разнообразных черт и качеств. Личность в психологии изучается как:
- индивид, конкретный человек, представитель рода homo sapiens (это понятие фиксирует отличие человек от других биологических видов);
- индивидуальность (учитываются особенности, отличающие одного индивида от другого);
- субъект (активно действующее существо);
- носитель социальных ролей, статусов;
- «я-образ» (система самооценок, уровень притязаний, мотиваций деятельности, процессов рефлексии).
Психология рассматривает личность, опираясь на концепцию неразрывного единства в ней физических, биологических и социальных компонентов, при этом биологическая составляющая в человеке понимается не только как продукт естественного развития, но и результат исторического, социального развития. Биологическое в человеке всегда опосредовано социальным, переплетено с ним. Более того, многие физические свойства, способности появляются только в процессе социализации личности. Когда мы говорим, что тот или иной процесс является физическим или социальным актом, подразумевается лишь то, что та или иная сторона (физическая или социальная) в данном процессе доминирует, преобладает.
Так, к естественно-биологическим признакам личности можно отнести пол, возраст, темперамент, конституцию тела, однако и они в процессе функционирования и развития приобретают социальную окраску, социально обусловленные формы, модифицируются под воздействием общественной среды. Неразрывное переплетение биологического и социального наблюдается в таких психологических процессах, как способности, воля, характер, эмоции, память, мышление.
В формировании по преимуществу социальных свойств личности, таких, как идеалы, убеждения, знания, навыки и пр. всегда имеется природой заданное, биологическое основание. Формируясь и развиваясь как социальное существо, будучи зависимой от влияния семьи, школы, общества в целом, личность в психологии одновременно рассматривается как существо относительно автономное, независимое, обладающее способностью к самоосознанию и самосовершенствованию. Переплетение разных компонентов личности обнаруживается в многочисленных концепциях, описывающих структуру личности.
Классификация теорий
Психологи составляют личностные теории на основе вышеописанных вопросов. На сегодняшний день имеется довольно устойчивая классификация теорий, которая раскрывает разные стороны личности, ее поведение в обществе.
Психологи занимаются личностными проблемами
Человек как индивидуальность
Краткое описание понятия индивидуальности гласит, что это своеобразная личностная форма человека, имеющая уникальные особенности, отличающие его от других представителей социума. К ним относятся такие личностные элементы, как темперамент, интересы, интеллект, потребности и навыки человека. Кроме индивидуальности, данные качества личности определяют место и роль человека в социальном обществе, а также его стремление к социальной мобильности.
Теории, изучающие классы людей
Изучением классов людей занимается социология. Отмечается отдельная ее отрасль – социальная стратификация, которая разделяет людей на «слои», объединяя социальные статусы по некоторым обособленным критериям. Людей делили на классы уже очень давно, началось все с сословий, основанных на происхождении человека, статусе семьи и т. д. После индустриального периода возникло понятие социальной мобильности, т. е. возможности «перемещаться» между классами, отныне это стало зависеть только от индивида.
Гуманистическая и когнитивная теории личности
Гуманистическая теория личности – это теория личности, в соответствии с которой основным источником развития личности является ее врожденное стремление к самоактуализации.
Гуманистическая теория личности опирается на два направления: «мотивационное» (А. Маслоу) и «клиническое» (К. Роджерс).
В соответствии с теорий К. Роджерса, психика человека включает в себя две ведущие тенденции, заложенные от природы:
- «самоктуализирующаяся тенденция» — содержит в себе те свойства личности, которые будут развиты в процессе жизнедеятельности;
- «организмичексий отслеживающий процесс» — это механизм по контролю за развитием личности человека.
В соответствии с теорий личности А.Г. Маслоу, в основе развития личности заложены потребности:
- физиологические (еда, питье, сон и т.д.);
- потребности в защищенности и безопасности;
- потребность в определенном социальном статусе и принадлежности;
- самооценка (компетенции, самоуважение, достоинства);
- потребности в самоактуализации (красоте, творчестве и т.д.)
Потребности, представляют собой пирамиду (от низменных к высшим). В основе данной пирамиды заложены физические потребности. Только с удовлетворением нижней потребности, индивид может испытать следующую потребность.
Когнитивная теория личности – это теория личности, разработанная Дж. Келии, в соответствии с которой основным источником развития личности является окружающая его внешняя среда и социум.
Теория личности Дж. Келии опирается на то, что интеллектуальные процессы оказывают значительное влияние на поведение человека и развитие его личности. Особое место отводится и познавательным процессам, которые формируют у каждого человека свою личностную структуру восприятия и понимая окружающего мира и социума.
Типы личности в психологии
Весь спектр существующих на данный момент типологий можно разбить на группы, в связи с этим считаю необходимым выделить перечень наиболее востребованных в научном мире и исторически значимых типологий:
-
Гуморальная типология (Гиппократ) наблюдает связь типа личности и соразмерность 4 видов жидкости, сосредоточенных в человеческом организме (кровь, чёрная и желтая слизь, желчь).
На базе рассуждений Гиппократа Галеном, а в конечном итоге И. Кантом, была разработана полноценная, широко известная типология темпераментов.
- Морфологическая теория (Ф. Галль, Э. Кречмер, У. Шелдон) указывает на корреляцию анатомии/телосложения и особенностей психики человека.
- Психофизиологическая теория (И.П. Павлов, В.Д. Небылицын) обращена к нервной деятельности человека, темперамент — продукт специфических поведенческих реакций человека. Стоит отметить, что в своих последних трудах физиолог Павлов рассуждал о диспропорции свойств нервной деятельности, что предполагает количественное расширение классической четверки темпераментов.
- Почти все мы знакомы с типологией Карла Густава Юнга. Исходя из факта преобладания мышления, ощущения, интуиции или эмоции в формировании темперамента человека, можно установить его принадлежность к экстравертированному (установка на внешний мир) или интровертированному (установка на мир внутренний) типу.
Что влияет на развитие личность человека?
Теории о том, что влияет на развитие личности человека, довольно разнообразны. Например, учитываются гены: считается, что тенденция к развитию определенных черт личности может быть записана в наследственном генетическом материале. Однако гены, безусловно, не единственный фактор, определяющий, каким будет человек.
Существенное влияние на развитие личности оказывает и окружающая среда: семья, близкие люди, друзья и целый ряд других внешних факторов, с которыми человек сталкивается.
Не стоит забывать о некоторых биологических детерминантах личности – структуре и функционировании его нервной системы. Также следует учитывать и гормональные факторы, например, тестостерон: основной мужской половой гормон может оказывать влияние на такие характеристики, как половое влечение, склонность к социальным взаимодействиям и импульсивность.
Личность человека начинает формироваться с момента его появления на свет. Считается, что окончание развития специфической для человека модели отношений и психологических черт происходит примерно в возрасте 20 лет.