Шизофреногенная мать или оба родителя?
Идея шизофреногенной матери возникла примерно в те же годы, когда была написана эта книга — ее впервые высказала Фрида Фромм-Райхман в 1948 году. Такая мать, по описанию Фромм-Райхман, холодная и доминирующая, эгоистичная, стремящаяся к полному контролю над поведением ребенка. Ее поведение включает в себя особый паттерн, называемый double bind или двойная связь, что означает два противоречащих друг другу утверждения. В приведенных случаях видно, что такие паттерны встречались довольно часто в семьях пациенток, например, когда от них требовали самостоятельности и в то же время ограничивали во всем, разрешали встречаться с мальчиками и в то же время порицали любые сексуальные проявления и т. д.
Однако, теория Фромм-Райхман не получила научного подтверждения. В случаях, приведенных в книге, к тому же, речь не идет о поведении одной только матери: в формировании мироощущения больных участвуют все родственники. Так что, скорее, можно говорить о шизофреногенной семье, дисфункциональных отношениях и обстановке, провоцирующей заболевание.
Формы шизофрении
Американская психиатрическая ассоциация упразднила деление на кататоническую, параноидную и дезорганизованную шизофрению, так как это не помогает подобрать лечение и понять, насколько оно будет эффективным. Однако в предыдущей версии Руководства по диагностике и статистике психических болезней (DSM-IV), выпускаемом Американской психиатрической ассоциацией, было отражено два вида классификации шизофрении: по характеру течения (непрерывная или вялотекущая шизофрения и приступообразная шизофрения) и по проявлениям (кататоническая шизофрения, гебефренная или дезорганизованная шизофрения, параноидная шизофрения, недифференцированная и остаточная).
При кататонической шизофрении пациент то не разговаривает и остается в одной позе часами и днями, то наоборот — проявляет повышенную, но бесцельную активность: ходит кругами, размахивает руками, издает громкие звуки, гримасничает, повторяет слова и телодвижения других людей. Пациент может не реагировать на просьбы и сопротивляться попыткам изменить его позу. Возможна также восковая гибкость — при этом руке или ноге пациента можно придать любое положение, и она будет оставаться в этом положении часами. При дезорганизованной шизофрении человек теряет связь с реальностью. Его мысли спутаны, речь тоже. Характерно дезорганизованное поведение — неспособность одеваться, мыться, готовить еду, заведение бессмысленных споров, а также вялое проявление эмоций, отсутствие глазного контакта, языка тела. Иногда пациенты демонстрируют эмоции несообразно ситуации, например могут громко рассмеяться во время серьезного разговора. Параноидная шизофрения — это бред и слуховые галлюцинации. Характерные признаки этой формы — беспокойство, гневливость, склонность к спорам, насильственные действия, мысли о самоубийстве и о том, что кто-то хочет нанести вред самому больному или его родным. При остаточной форме присутствуют негативные симптомы (пациентам сложно проявлять обычные эмоции, они не способны веселиться), а позитивных (бред, галлюцинации) может не быть или они слабо выражены. О недифференцированной шизофрении говорят, если имеются психотические симптомы (бред, галлюцинации), но картина не соответствует полностью кататонической, дезорганизованной или параноидной шизофрении.
Последствия гиперопеки
Для ребёнка:
- неуверенность в себе;
- инфантильность;
- эгоистичность;
- асоциальность;
- неадекватная самооценка;
- несформированность бытовых навыков;
- заторможенность или расторможенность;
- неумение принимать решения;
- боязнь ошибок;
- стеснительность;
- чрезмерная агрессия;
- повышенное желание самостоятельности;
- зависимость от чужого мнения;
- бунтарство.
Для родителя:
- раздражительность из-за несовпадения «ожидание — реальность»;
- конфликтность;
- ощущение «Только я здесь делаю хоть что-то»;
- повышенное чувство страха;
- зависимость от одобрения окружающих;
- неадекватная оценка действий ребёнка;
- эгоистичность;
- боязнь ошибок.
Здоровую заботу можно отличить от гиперболизированной — забота продиктована любовью. Мне очень нравится определение, данное Эрихом Фроммом: «Любовь ― это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви». Нужно думать не только о сохранении жизни любимого человека, но и о его постоянном развитии.
А гиперопека, как мы убедились на примерах, не даёт развиваться в направлении, которое созвучно потребностям опекаемого. Поэтому грань проходит там, где есть осознанная любовь. Люблю я? Заинтересована ли я в развитии ребёнка? Готов ли я помогать? Или я любовью готов задушить?
Активно руководите обучением ребенка, контролируете его интересы
В книге психолога-педагога Людмилы Петрановской «Тайная опора» описан эксперимент. Психолог оставил родителя и ребенка-дошкольника наедине в комнате, где много интересного — игрушки, пособия. Действия каждой пары записали на видеокамеру, и в результате получилось четыре группы родителей.
Первая группа родителей запрещала детям вставать, ходить по комнате и трогать чужие вещи.
Во второй группе родители сами подводили ребенка к игрушкам, пособиям, предлагали им игры или занятия.
Родители из третьей группы сидели и молча наблюдали, как дети изучали окружающую обстановку.
В последней группе родители сами с увлечением играли, рассматривали, изучали вещи и никак не вовлекали в этот процесс ребенка.
Психологи еще какое-то время наблюдали за детьми после этого эксперимента, и оказалось, что лучше всего развиваются дети с родителями из четвертой и третьей групп (родители, которые не обращают на ребенка активное внимание), а хуже — с родителями из первой и второй. При этом в первой группе результаты были даже немного лучше, чем во второй, потому что сидя ребенок хотя бы может рассматривать, что ему вздумается
Вы не доверяете возможностям и силам ребенка
Вот другой случай гиперопеки родителей из моей практики. В дошкольной группе появилась девочка, с виду очень хрупкая, нежная, мягкая и милая, ее хотелось оберегать. Мама жаловалась, что она боязливая, тревожная и много фантазирует.
На занятиях я стала обращать внимание на то, что уделяю ей внимания и помогаю на больше, чем другим детям. Мне постоянно казалось, что если этого не делать, то сама она не справится: не сможет поднять стул и передвинуть, размять пластилин
Проблема с боязливостью начала быстро решаться, когда я поделилась с мамой своими ощущениями, желанием помочь девочке, которое возникает рядом с ней. Мама призналась, что чувствует то же самое. Когда ребенка перестали опекать, девочка быстро стала боевой, с характером и перестала выглядеть хрупкой.
Хрупкий внешний вид бывает:
- из-за болезни
- хрупкой, слабой конституции
- тяжелых родов
- зрелого возраста родителей
- представления родственников (особенно бабушек) о худобе как о болезни, нездоровье
- особенностей в эмоциональном и интеллектуальном развитии (задержки развития, аутистический спектр)
Как избавиться от последствий гиперопеки родителей во взрослом возрасте
Идти к психотерапевту. Процесс разрушения, заложенный родителями, как правило, небыстрый.
Читать книги о гиперопеке и психологическом здоровье.
Задавать себе вопросы: что я сейчас чувствую? Что стало причиной этих чувств? Что я могу с этим сделать? Как мне помочь себе?
Постараться не бродить по треугольнику Карпмана: не быть ни Спасателем, ни Преследователем, ни Жертвой
Неважно, с какой вершины начинать путь, всё равно будет перемещение по всем, пока не найдётся выход из этой психологической игры.
Поработать над своей позицией. Постепенно прийти к «Я +, ты +».
В работе над собой обязательно стоит попробовать понять родителей
Почему они так жили, думали и чувствовали? Что повлияло на их детство? Эта работа поможет отпустить обиды.
Простить гиперопекунов, чтобы дальше не нести груз их травм.
Так что же ребенок чувствует на самом деле?
Давайте спросим у него.
Настя 20 лет, живет 2 года отдельно от родителей. В терапии 2 месяца. Вот некоторые из ее фраз:
«Я чувствую стыд за свое существование на Земле.»
«Я потеряла смысл, меня нет. Я рассыпана на крошки как хлеб, как пыль по всему миру.»
« Я постоянно ощущаю присутствие матери, ее всевидящий глаз, будто она сидит у меня на плече и критикует.»
« Я не могу расслабиться, чтобы заснуть. Мне постоянно нужно куда-то бежать, что-то делать.»
«Меня нет! Я золотая игрушка своей матери!»
Ребенок у такой матери чувствует себя поглощенным ею. В ее полной власти!
Ребенок шизофреногенной матери может быть очень болезненным. От вирусных заболеваний до тяжелых — типа эпилепсии и шизофрении. При этом тяжелые болезни имеют атипическое течение, что только подтверждает психологическую природу их происхождения.
Болеет ребенок для того, чтобы почувствовать границы своего тела, отдельные от матери. Хотя бы через боль…
У таких детей, а затем взрослых вопрос существования и несуществования ставится ребром. Я есть? Или меня нет? От мыслей о собственной бесполезности, о вопросах бытия и смысла человеческого существования до реальных суицидальных действий.
Такие дети ищут и находят экстремальные занятия, типа паркура, парашютного спорта и тому подобного лишь для того, чтобы почувствовать собственное, отдельное от матери, существование.
Татуировки, жесткий пирсинг тоже сюда. Из желания определить свои отдельные границы.
В любви шизофреногенной матери нет места доверию и чуткости к потребностям другого. А если честно, там нет любви вообще. Есть беспощадная власть с требованиями тотального подчинения представлениям матери об идеальном ребенке, прикрытая лже-заботой и лже-нежностью.
История Константина
Константин также вырос в полной и благополучной семье. Однако отношения у его родителей не сложились. Они не разошлись, но любви, дружбы, взаимопонимания в семье не было. Так сын стал сверхценностью для мамы.
Константин – красивый, физически сильный молодой человек. Однако лицо у него амимичное, какое-то скучное. Говорит он тихо и невнятно, вообще – мало говорит, только если спросят. Ничем не интересуется.
Когда он учился в школе, мама возила его на машине к куче репетиторов. Она и домой отвозила его на машине, и сын обязан был ждать маму, даже если на улице шёл сильный дождь. Мама боялась, что с «Костиком» что-то случится, если он сам поедет на автобусе.
Конечно, она хотела для своего ребенка самого лучшего, уберечь, оградить от трудностей, предоставить все мыслимые возможности для достижения успехов в учебе и музыке, которой мальчик занимался по ее настоянию. Только мама не учла, что ребенку нужно не только руководство, но и свобода в принятии решений, возможность совершать ошибки.
Сталкиваясь с последствиями наших действий, мы приобретаем опыт, научаемся связывать приложенные усилия с результатом. Кроме того, возможность самостоятельно принимать решения соответственно возрасту это еще и незаменимая составляющая формирования ответственности.
Так Константин никогда ничего не решал сам, во всём завися от мамы. Еще будучи ребенком, он пытался показать маме свои желания, принимать какие-то решения, но всегда подвергался жесткой критике с ее стороны. На приеме у психолога он вспоминал случай, когда в 9 лет подружился во дворе с мальчишкой, который рос без отца, но при этом был озорным, веселым, добрым и всегда что-то выдумывал. Косте было очень хорошо рядом с ним. Когда об этой дружбе узнала мама, она устроила показательную истерику с угрозой вызова скорой помощи, потому что стало плохо с сердцем. Она кричала о своем разочаровании в сыне, который связался с «отбросами общества». С тех пор Константин стал бояться идти против ее воли и покорно подчинялся матери, стараясь получить ее одобрение.
Гиперопека очень часто идет рука об руку с сильными родительскими страхами, в том числе и со страхом, что ребенок вырастет каким-то не таким. Не достаточно успешным, умным, воспитанным и т.д. Но лишая ребенка возможности иметь так называемую зону влияния, не подконтрольную родителям, родители не дают ему даже шанса на то, чтобы вырасти инициативным и умеющим опираться на самого себя.
Вот и Константин вырос инфантильным, зависимым от чужого мнения, не умеющим ставить собственные цели и достигать их. Таким он оставался и в 25 лет, когда его первая девушка уговорила молодого человека обратиться к психологу.
Шизофрения и наследственность: современные исследования
Шизофрения считается наследственным заболеванием: если кто-то из близких или дальних родственников был болен шизофренией, то пациент имеет предрасположенность. Чем более близкие родственники болели шизофренией, тем больше вероятность, что симптомы болезни еще раз проявятся в данной семье. Однако, здесь есть очень тонкий и неоднозначный момент: передается ли шизофрения генетически или все же имеют место некие поведенческие паттерны? Авторы книги развивают вторую версию.
Вопрос о возникновении и неоднородности проявлений шизофрении занимает умы ученых всего мира уже много лет. Основные направления исследований — это этиология шизофрении, изучение генеза клинического полиморфизма и фармакологические исследования. То есть, если выражаться более простым языком, ученых интересует следующее: откуда все-таки берется шизофрения, почему ее симптомы так разнятся от случая к случаю, и как ее можно вылечить?
На сегодняшний день достоверно известны следующие факты:
- дети с двумя больными родителями имеют риск возникновения заболевания 41-46%, еще более выражен этот риск у однояйцевых близнецов: 47-48%;
- родители детей, больных шизофренией, имеют выраженные шизоидные черты личности, их когнитивные особенности очень схожи с аналогичными особенностями у больных, а примерно 20-30% родственников диагностированных шизофреников имеют так называемые «спектральные расстройства», представляющие собой ослабленные симптомы шизофрении или заостренные черты личности;
- у детей с шизофренией и их родителей обнаруживают одинаковые биохимические и иммунологические отклонения .
Все это может указывать на то, что заболевание действительно происходит из семьи, и, возможно, имеет генетическое происхождение, однако до последнего времени ген шизофрении так и не был выявлен. Однако все изменилось в прошлом году, после публикации в журнале Nature, где сообщалось о том, что ген шизофрении был наконец-то открыт учеными: это был белок С4, локализованный в нейронных отростках, синапсах и телах клеток. У мышей С4 опосредованно влиял на ликвидацию синапсов в постнатальный период развития.
«Структурно разнообразные аллели генов компонентов дополнения С4 генерируют различные уровни выраженности С4А и С4В в головном мозге, причем каждый общий аллель С4 ассоциируется с шизофренией пропорционально его тенденции генерировать большее проявление С4А», — сообщается группой американских ученых во главе со Стивеном МакКэрролом из института Броуда при Гарвардском университете и Массачусетском технологическом институте . Это исследование призвано объяснить, почему у больных шизофренией снижается количество нейронных связей.
Однако, не все так просто: открытие гена C4 лишь немного приблизило ученых к пониманию биологических механизмов возникновения болезни, но не является однозначным доказательством генетического происхождения шизофрении. Поскольку проявления заболевания очень разнообразны, также много и генетических отклонений, которые присутствуют в одних случаях и отсутствуют в других.
Пространство исцеления жизни. Личный сайт Елены Барымовой
Часто это добрая и очень заботливая мать. Она много знает, много понимает, у нее все под контролем. Высокая тревожность заставляет ее все продумывать до мелочей. Как бы чего не произошло, ведь мир так опасен.
Своего ребенка она воспринимает как собственность, с которой можно делать все, что угодно. Потребности и желания ребенка игнорируются, не слышатся.
Для такой матери характерна низкая или полное отсутствие критичности к своему поведению и к реальности вообще. Ребенок должен кушать тогда, когда этого хочет мама. Он должен спать, когда мама решила, что пора. С кем ребенку дружить/не дружить мама знает тоже. Ребенок должен чувствовать то, что нравится маме. Одной из моих клиенток 13 лет мать говорит так:
— Улыбайся! Что ты такая грустная? Улыбайся, я сказала! – звучит почти как приказ.
Когда девочка пытается улыбаться (из страха, чтобы не вызвать еще большую ярость матери), мать заявляет:
— Что ты скалишься наигранно! Это оскал, а не улыбка!
Ребенок в такой ситуации чувствует замешательство, от которого недалеко до помешательства… Такой матери трудно угодить, как ни старайся.
Эта мать точно знает, каким должен быть ребенок и каким не должен. И будет очень мягко, но очень настойчиво добиваться этого соответствия. Любое отклонение ребенка от маминых представлений влечет ярость. Ребенок это чувствует, пугается и пытается соответствовать… Ценою разрушения собственной личности.
Лаской или угрозой ребенка приучают с самого детства рассказывать абсолютно все дорогой мамочке. Ребенок остается под таким же тотальным контролем, как тогда, когда он был в утробе. Мать знает о нем все! Только так она спокойна. А ребенок?
А кого это волнует? Вот так мать «любит» своего ребенка. Уж она-то знает — как она любит своего ребенка! Ведь ребенок – весь смысл ее существования. Она так прямо ребенку с рождения и говорит: «Ты единственная радость в моей жизни!»
А что чувствует ребенок?
Если этот вопрос задать матери, она даже не будет об этом спрашивать своего ребенка. Она за него знает, что он счастлив. Потому что считает, что с такой мамой он просто обязан быть счастливым!
Так что же ребенок чувствует на самом деле?
Давайте спросим у ребенка.
Настя 20 лет, живет 2 года отдельно от родителей. В терапии 2 месяца. Вот некоторые из ее фраз:
«Я чувствую стыд за свое существование на Земле»
«Я потеряла смысл, меня нет. Я рассыпана на крошки как хлеб, как пыль по всему миру»
« Я постоянно ощущаю присутствие матери, ее всевидящий глаз, будто она сидит у меня на плече и критикует»
« Я не могу расслабиться, чтобы заснуть. Мне постоянно нужно куда-то бежать, что-то делать.»
«Меня нет! Я золотая игрушка своей матери!»
Ребенок у такой матери чувствует себя поглощенным ею. В ее полной власти!
Ребенок шиофреногенной матери может быть очень болезненным. От вирусных заболеваний до тяжелых — типа эпилепсии и шизофрении. При этом тяжелые болезни имеют атипическое течение, что только подтверждает психологическую природу их происхождения.
Болеет ребенок для того, чтобы почувствовать границы своего тела, отдельные от матери. Хотя бы через боль…
У таких детей, а затем взрослых вопрос существования и не-существования ставится ребром. Я есть? Или меня нет? От мыслей о собственной бесполезности, о вопросах бытия и смысла человеческого существования до реальных суицидальных действий.
Такие дети ищут и находят экстремальные занятия, типа паркура, парашютного спорта и тому подобного лишь для того, чтобы почувствовать собственное, отдельное от матери, существование.
Татуировки, жесткий пирсинг тоже сюда. Из желания определить свои отдельные границы.
В любви шизофреногенной матери нет места доверию и чуткости к потребностям другого. А если честно, там нет любви вообще. Есть беспощадная власть с требованиями тотального подчинения представлениям матери об идеальном ребенке, прикрытая лже-заботой и лже-нежностью Ирина Рыженко
Диагностика шизофрении
Единого теста для диагностики шизофрении не существует. Чаще всего диагноз ставится после оценки специалистом по психическому здоровью. Если вы обнаружили, что возможно у вас развиваются симптомы шизофрении, как можно скорее обратитесь к врачу. Чем раньше начать лечение шизофрении, тем успешнее обычно бывает результат.
Врач расспросит вас о ваших симптомах и проверит, не имеют ли они под собой других причин, таких, например, как периодическое употребление наркотиков.
Для постановки диагноза большинство специалистов используют «диагностический контрольный лист», по которому наличие определенных симптомов и признаков указывает на то, что у человека есть шизофрения.
Обычно диагноз шизофрении ставят в следующих случаях:
- У вас есть хотя бы 2 из следующих симптомов: бредовые идеи, галлюцинации, расстройство мышления или поведения или наличие негативных симптомов, например, притупление эмоций.
- Ваши симптомы имеют сильное влияние на вашу способность работать, учиться или выполнять повседневные задачи.
- Вы испытываете эти симптомы более 6 месяцев.
- Все прочие возможные причины, такие как периодическое употребление наркотиков или депрессия, были исключены.
Схожие заболевания
Не всегда ясно, есть ли у человека шизофрения. Если в это же время у вас есть другие симптомы, у психиатра есть основания заключить, что у вас схожее психическое расстройство.
Существует несколько психических расстройств, похожих на шизофрению. Ваш психиатр спросит вас, какое воздействие оказывает на вас ваше заболевание, чтобы с уверенностью подтвердить наличие у вас шизофрении, а не другого психического расстройства, например:
- Биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз). Люди с биполярным расстройством переживают резкие переходы от мании (приподнятое настроение и повышенная активность, возбужденность) к периодам глубокой депрессии. Некоторые люди с биполярным расстройством также слышат голоса или испытывают другие типы галлюцинаций или могут иметь бредовые идеи.
- Шизоаффективное расстройство Его часто описывают как форму шизофрении, так как его симптомы схожи с симптомами шизофрении и биполярного расстройства. Однако шизоаффективное расстройство — это отдельное психическое заболевание. Оно может произойти в жизни человека всего один раз или может возникать периодически, часто под влиянием стресса.
Как помочь заболевшему шизофренией
В связи со сформировавшимися у них комплексами бредовых идей, люди с шизофренией могут избегать обращаться к врачу, если они считают, что с ними все в порядке.
Скорее всего, человек, в прошлом перенесший приступы острой шизофрении, будет находиться под наблюдением врача-психиатра. В этом случае вам следует связаться с этим врачом и рассказать ему о своих подозрениях.
Если человек переживает приступ острой шизофрении впервые, возможно, другу, родственнику или любимому человеку придется убедить его обратиться к своему врачу. В случае быстро ухудшающегося приступа шизофрении, вам может быть необходимо обратиться в скорую психиатрическую помощь.
Если человек, переживающий приступ острой шизофрении, отказывается обращаться за помощью, и есть основания полагать, что он представляет угрозу для себя или окружающих, его ближайший родственник может запросить проведение психиатрического освидетельствования.
Вам проще сделать самому, чем ждать, пока это выполнит ребенок
Это распространенная ошибка взрослых, потому что ребенок выполняет действие или медленно, или «не так». Очень хочется сделать за него, чтобы было быстрее, аккуратнее, правильнее. Тем более в ситуации, когда надо спешить. В результате ребенок теряет возможность взять на себя ответственность за результат, и перестает уважать взрослого.
На занятиях с детской группой я как-то осознала, что каждый раз после упражнения в одиночестве расставляю стулья, а дети весело разбегаются. Я стала замечать, как много мелочей делаю за детей: раздаю ножницы, раскладываю бумагу, собираю мусор. И это негативно сказывалось на дисциплине в группе. Когда я переложила эту работу на ребят, дисциплинарные вещи отпали сами собой.
Не позволяете ребенку совершать усилия и помогаете без просьбы с его стороны
Я наблюдала такой пример. На остановке мальчуган двух с половиной — трех лет пытается вскарабкаться на лавочку. Сам! Никого не просит. Подходит мамочка с вопросом: «Что ты делаешь?». Ребенок признается: «Не получается залезть». «И не получится», — говорит мама, радостно подхватывает его подмышки и усаживает на лавочку. Все довольны.
При регулярном повторении эта ситуация со стопроцентной вероятностью приведет к атрофии воли и способностей ребенка. На выходе можно также получить неслабый заряд агрессии и раздражения, потому что самостоятельное действие и усилие — это потребность растущего организма, необходимая для выживания. Такую потребность нельзя безнаказанно блокировать.