Теории личности в психологии альберта бандуры

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Что такое самоподкрепление и самоэффективность

На закрепление нового поведения влияет, по мнению Бандуры, и отношение к нему самого человека. «Люди с готовностью принимают то, что кажется им достойным похвалы, но в то же время сопротивляются тем новшествам, которые нарушают их социальные и нравственные убеждения», — пояснял психолог. Собственные положительные реакции людей на их же действия Бандура называл самоподкреплением.

К понятию самоподкрепления Бандура добавил ещё и самоэффективность, которую подробно описал в работе 1997 года «Самоэффективность: осуществление контроля» (англ. Self-Efficacy: The Exercise of Control). Суть в том, что, работая над задачей, человек сравнивает свой прогресс с целью. Ощущение продвижения повышает чувство самоэффективности и мотивирует продолжать работу.

Роль подкрепления в наблюдении

Ученый предполагал, что хотя положительное подкрепление и оказывает влияние на процессы научения, однако оно не является совершенно обязательным для его формирования. Есть большое количество факторов, отличных от него и оказывающих не менее значительное влияние на процесс наблюдения человека. К примеру, нам не требуется ждать позитивного подкрепления, чтобы заметить молнию, неприятный запах, пожар

Внимание к определенному виду деятельности также достигается через абсолютное влияние физических стимулов – для этого не нужна дополнительная мотивация. Этот факт ученый доказал при помощи эксперимента: дети, которые наблюдали по телевизору в затемненной комнате определенный тип поведения, в дальнейшем воспроизводили его без какого-либо подкрепления

В психологии

Тесты Германа Эббингауза включали запоминание ряда бессмысленных слогов и регистрацию успеха в ряде испытаний. В переводе не используется термин «кривая обучения», но он представляет диаграммы обучения по сравнению с номером испытания. Он также отмечает, что оценка может уменьшаться или даже колебаться.

Первое известное использование термина «кривая обучения» относится к 1903 г .: «Брайан и Хартер (6) обнаружили в своем исследовании усвоения телеграфного языка кривую обучения, которая вначале быстро возрастала, а затем сменялась периодом более медленного. обучения и, таким образом, был выпуклым к вертикальной оси ».

Психолог Артур Биллс дал более подробное описание кривых обучения в 1934 году. Он также обсудил свойства различных типов кривых обучения, таких как отрицательное ускорение, положительное ускорение, плато и кривые оживления .

Эксперимент с куклой Бобо

Чтобы подтвердить свои предположения о том, что дети наблюдают за поведением окружающих и имитируют его, Бандура провел свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо.

Ход эксперимента

1. В эксперименте принимали участие тридцать шесть мальчиков и тридцать шесть девочек в возрасте от трех до шести лет.

2. Контрольная подгруппа состояла из двенадцати мальчиков и такого же числа девочек.

3. Ролевые модели — один взрослый мужчина и одна взрослая женщина.

4. Двадцати четырем мальчикам и девочкам показывали, как мужчина или женщина весьма агрессивно нападали на игрушку по имени кукла Бобо. Они били ее молотком, швыряли в воздух с криками вроде «Бей его!», «Дай ему прямо в нос!» и тому подобными.

5. Другой группе из двадцати четырех мальчиков и девочек показывали неагрессивное обращение с куклой.

6. И наконец, контрольной группе не показывали никакой модели.

Результаты эксперимента

В ходе эксперимента выяснилось, что дети, наблюдавшие за агрессивным поведением, как правило, проявляли в обращении с куклой Бобо намного больше агрессии, чем дети из контрольной группы, а также те, кому до этого демонстрировали неагрессивные поведенческие модели.

Бандура обнаружил, что для девочек, наблюдавших агрессивные модели, была более характерна вербальная агрессивная реакция, если моделью служила женщина, и физическая агрессия, если моделью был мужчина. Мальчики же проявляли физическую агрессию чаще и сильнее, чем девочки, и чаще имитировали модели, наблюдаемые у представителей своего пола.

Благодаря этому эксперименту Бандура смог убедительно продемонстрировать, что дети научаются социальному поведению (в данном случае — агрессии), наблюдая за поведением других людей. В результате исследователь опроверг главное положение бихевиоризма о том, что поведение человека всецело зависит от вознаграждения или наказания.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

Затраты в растениеводстве 1С: ЕРП АПК

К сожалению, информации об отраслевом решении 1С: ЕРП АПК крайне мало. У разработчика есть методичка под названием Обучающий курс, однако она недостаточно полно описывает функционал, да и обновляется гораздо реже, чем сама конфигурация. Поэтому возникло желание написать цикл статей, где попробовать обобщить свой опыт работы с данной конфигурацией в части учета в растениеводстве.
В настоящий момент в конфигурации поддерживаются два режима формирования себестоимости в растениеводстве: ежемесячный по фактической себестоимости и расчет по плановой в течение года с расчетом фактической в конце года. Про второй вариант в данной статье не будем говорить, вариант относительно новый и на фактических данных мной еще не проверялся.

Процессы, которые опосредуют социальное обучение

Теория социального обучения часто описывается как «мост» между традиционной теорией обучения (например, бихевиоризмом) и когнитивным подходом. Бандура, в отличие от Скиннера, всегда считал умственные (когнитивные) факторы в обучении важными. Фактически он определил «учеников» как активную обработку информации и оценку взаимосвязи между поведением и последствиями.

Поэтому мы не должны ошибаться, думая, что люди подражают всему, что видят, и что абсолютно все дети будут вести себя агрессивно, просто наблюдая сцены насилия дома или по телевизору. Есть мысли перед подражанием. Кроме того, есть посредники, которые будут поощрять подражание или альтернативный ответ.

Окружающая среда

Наше общество не совсем однородно. Скорее, он состоит из разнообразной среды и сценариев. Некоторые из них более благоприятны, а другие более угнетающими.

Давайте посмотрим на пример. Карлосу 11 лет, и в этом году у него новый преподаватель игры на скрипке. В начале он был очарован инструментом. Он хотел иметь один, чтобы узнать больше. Однако его отец неконструктивно и быстро выкинул идею из головы. «Это чепуха!» — кричал он. С тех пор Карлос перестал интересоваться скрипкой.

Внимание

Чтобы поведение имитировалось, оно должно привлекать наше внимание, интерес и зеркальные нейроны. Каждый день мы все наблюдаем много поведений. Однако они не все достойны нашего интереса

Мотивация

Мотивация — это воля к определенному поведению, которое мы видим в других.

  1. Теперь на данном этапе мы должны поговорить о викарном обучении. По словам Бандуры, просто «наблюдать» за тем, что делают другие, недостаточно. Мы также должны увидеть, какие выгоды или последствия получают другие за такое поведение.
  2. Если предполагаемые выгоды перевешивают предполагаемые затраты (если таковые имеются), то наблюдатель будет имитировать. С другой стороны, если заместительное подкрепление не считается достаточно важным для наблюдателя, то они не будут имитировать такое поведение.

Теория социального обучения стала одним из самых интересных качественных скачков в области психологии. На самом деле, мы все еще можем сказать, что Альберт Бандура, в свои 91 год, является одним из самых уважаемых людей в этой области.

Благодаря ему мы лучше понимаем, как мы приобретаем знания и формируем определенное поведение. Мы видим, как внешнее — социальное — связано с нашими внутренними процессами — когнитивным — и как мы также служим моделью для других людей в нашей среде, много раз не осознавая этого.

В психологии

Первым, кто описал кривую обучения, был Герман Эббингаус в 1885 году. Его тесты включали запоминание серии бессмысленные слоги, и запись успеха в ряде испытаний. В переводе термин не используется кривая обучения— но он представляет диаграммы обучения по сравнению с номером испытания. Он также отмечает, что оценка может уменьшаться или даже колебаться.

Первое известное использование термина кривая обучения относится к 1903 г .: «Брайан и Хартер (6) обнаружили в своем исследовании усвоения телеграфного языка кривую обучения, которая вначале быстро поднималась, а затем сменялась периодом более медленного обучения, и, таким образом, была выпуклой по отношению к вертикальной оси. «

Психолог Артур Биллс дал более подробное описание кривых обучения в 1934 году. Он также обсудил свойства различных типов кривых обучения, таких как отрицательное ускорение, положительное ускорение, плато и прощать кривые. (Рисунок 1)

Советы по преодолению плато

Давайте рассмотрим несколько рекомендаций, которые могут помочь вам преодолеть стагнацию в обучении:

  • Поймите, что вы находитесь на плато. Это важный шаг. Нередко люди не отдают себе отчёта в том, что их усилия становятся тщетными, и продолжают свой сизифов труд. Гораздо продуктивнее было бы признаться себе в безрезультатности последнего времени обучения и начать предпринимать шаги по преодолению плато.
  • Отдохните. Да, иногда чтобы преодолеть плато, нужно просто ничего не делать. Возьмите тайм-аут, соберитесь с мыслями и «нагуляйте аппетит» к дальнейшему обучению. После этого двигайтесь в бой с новыми силами и запасом энтузиазма!
  • Введите что-то новое. Измените привычную обстановку, смените устоявшийся порядок занятий, попробуйте разобраться в какой-нибудь смежной области. Нововведения помогут вам выйти за рамки обыденного и начать новый цикл кривой обучаемости.
  • Протестируйте свои знания или умения. Примените их на практике и попробуйте определить недочёты. Ваша работа над ошибками будет новым витком на графике обучаемости.
  • Мотивируйте себя. Низкий уровень мотивации не способствует быстрому обучению. Пока вы не захотите опять начать приобретать новые знания и совершенствовать свои навыки, вы будете и дальше сидеть на плато.
  • Попробуйте новые техники обучения. Возможно, с помощью новых инструментов и иного подхода к обучению вы сумеете оторваться от плато. Если вы не знаете, какие новые техники применить, советуем вам записаться на онлайн-программу «Лучшие техники самообразования».

Да, после преодоления плато у вас последует повтор цикла кривой обучаемости.  Давайте для закрепления повторим его:

  • медленный старт (возможно, уже менее продолжительный);
  • затем снова быстрое обучение;
  • после – этап затормаживания;
  • увы, новое плато.

Но сколько бы плато бы вы ни встретили на своём пути, помните, что это ещё не конец. Вы найдёте способ преодолеть его и продолжите своё развитие, станете ещё лучше, чем были раньше.

Желаем успехов!

Примеры и математическое моделирование

Кривая обучения — это график косвенных показателей подразумеваемого обучения ( уровня владения или продвижения к пределу) с опытом .

  • Горизонтальная ось представляет опыт либо непосредственно как время (время на часах или время, потраченное на деятельность), либо может быть связан со временем (количество испытаний или общее количество произведенных единиц).
  • Вертикальная ось — это мера, представляющая «обучение» или «профессионализм» или другой показатель «эффективности» или «продуктивности». Оно может увеличиваться (например, оценка за тест) или уменьшаться (время на прохождение теста).

Для эффективности одного человека в серии испытаний кривая может быть неустойчивой, с повышением, понижением или выравниванием мастерства на плато .

Когда результаты большого количества отдельных испытаний усредняются, получается плавная кривая, которую часто можно описать математической функцией .

Было использовано несколько основных функций:

  • Функция S-образная кривая или сигмовидной представляет собой идеализированный общий вид всех кривых обучения, с медленно накапливая небольшими шагами на первом следуют большие шаги и затем последовательно меньшие позже, как обучение активность достигает своего предела. Это идеализирует нормальный прогресс от открытия чего-то, о чем можно узнать, до предела изучения этого. Другие формы кривых обучения (4, 5 и 6) показывают сегменты S-образных кривых без их полных размеров. В этом случае повышение квалификации начинается медленно, затем быстро увеличивается и, наконец, стабилизируется.
  • Экспоненциальный рост; мастерство может расти без ограничений, как в Экспоненциальном росте
  • Экспоненциальный рост или падение до предела; умение может экспоненциально приближаться к пределу, подобно тому, как конденсатор заряжается или разряжается ( экспоненциальный спад ) через резистор. Повышение навыка или удержание информации может быстро увеличиваться до максимальной скорости во время начальных попыток, а затем постепенно выравниваться, что означает, что навыки субъекта не сильно улучшаются с каждым последующим повторением, с меньшим количеством новых знаний, полученных с течением времени.
  • Степенной закон ; по внешнему виду похож на функцию экспоненциального затухания и почти всегда используется для уменьшения показателя производительности, такого как стоимость. Он также обладает тем свойством, что если его построить как логарифм мастерства против логарифма опыта, результат будет прямой линией, и это часто представляется именно таким образом.

Конкретный случай графика зависимости себестоимости единицы от общего объема производства со степенным законом был назван кривой опыта : математическую функцию иногда называют законом Хендерсона. Эта форма кривой обучения широко используется в промышленности для прогнозирования затрат.

Теория личности Бандуры

В течение своей карьеры Бандура сосредоточился на изучении теории личности, подходящей с поведенческой точки зрения

Бихевиоризм — это школа психологии, основанная на важности экспериментальных методов

Основное внимание уделяется анализу наблюдаемых, измеримых и управляемых переменных. Поэтому отвергает все субъективное, внутреннее и феноменологическое.

При экспериментальном методе бихевиоризма стандартной процедурой является манипулирование переменной, а затем оценка ее влияния на другую. На основании этого создается теория личности, которая указывает на то, что среда, в которой развивается человек, является причиной его поведения..

Бандура говорит, что поведение человека на самом деле вызвано окружающей средой. Но он думал, что эта идея была упрощенной для изучаемого им явления, которое было подростковой агрессией. Вот почему он расширил спектр и добавил еще один компонент. Он повторил, что среда вызывает поведение, но отметил, что было и другое действие.

По словам Бандуры, поведение также вызывает окружающую среду. И к этому он назвал «взаимный детерминизм», что означает, что поведение людей и окружающей среды (социальной, культурной, личной) взаимно обусловлены.

Вскоре после этого Бандура вышел за пределы своего постулата и начал рассматривать личность как взаимодействие между тремя переменными. Это было уже не просто окружение и поведение, но был добавлен еще один элемент: психологические процессы человека.

Эти процессы связаны со способностью индивидуума сохранять образы в уме и с аспектами, связанными с языком. И именно тогда, с введением воображения в изучение личности, Бандура отложил строгий бихевиоризм, чтобы начать приближаться к когнитивистам. Настолько, что его обычно считают отцом когнитивного движения.

Прибавляя воображение и язык к изучению личности, Бандура начинает с гораздо более полных элементов, чем те, которые были разработаны такими бихевиористами, как Б.Ф. Скиннер. Таким образом, психолог был введен в анализ важнейших аспектов человеческой психики, таких как обучение, в частности обучение наблюдению, также известное как моделирование.

Как устроено обучение с точки зрения Бандуры

На то, как эффективно мы осваиваем наблюдаемое поведение, влияют несколько факторов:

Внимание.
Запоминание.
Повторение.
Мотивация.

Внимание

Люди мало чему учатся при наблюдении, если они недостаточно внимательны, объяснял Бандура в «Теории социального научения». Из множества составляющих поведения модели люди избирательно наблюдают лишь за некоторыми. Внутренние установки влияют на то, поведение каких моделей кажется привлекательным, а какие модели мы игнорируем или отвергаем

Кроме того, внимание может зависеть от отношения модели к наблюдателю. Если, например, учитель или родитель не замечает ни успехов, ни неудач ребёнка, тогда он будет демонстрировать посредственную имитацию их поведения, писал Бандура

Важно также отметить, что при наличии нескольких моделей наблюдатели редко копируют поведение лишь одной из них. «Не усваивают они и все подряд атрибуты даже самых предпочитаемых моделей», — замечал психолог

Вместо этого наблюдатели создают комбинацию из разных характеристик моделей. Так происходит, например, когда в одной и той же семье дети моделируют совершенно разное поведение.

Запоминание

«Наблюдение за моделями не в состоянии оказать на людей сколько-нибудь заметного влияния, если они не будут запоминать наблюдаемое поведение», — писал Бандура. Наблюдаемое поведение сохраняется в долговременной памяти в форме символов и абстракций. Благодаря этому человек способен в том числе и к отсроченной имитации, то есть может продемонстрировать поведение модели не сразу после наблюдения, а спустя какое-то время.

Фото: Frame Stock Footage / Shutterstock

Дети, по наблюдениям Бандуры, в основном склонны к непосредственной имитации, но с возрастом способность к отсроченному подражанию улучшается — с развитием навыков символического мышления.

Моделирование становится более абстрактным. Человек уже не просто копирует чужое поведение, а выделяет в нём общие принципы и правила.

Кроме того, с развитием языковых навыков, поведенческое моделирование постепенно вытесняется вербальным. С его помощью можно выразить «практически бесконечное множество типов поведения, которые было бы неудобно или нереально моделировать, прибегая лишь к наглядным примерам», заключал Бандура.

Повторение

Идеи, однако, редко сразу и без ошибок преобразуются в правильные действия, предупреждал психолог. На помощь приходят многократные повторения.

«Когда люди про себя репетируют или даже на самом деле воспроизводят моделируемые типы реакций, вероятность того, что они забудут пройденное, намного меньше, чем если бы они не думали об этом и не пытались практиковаться», — писал Бандура и сделал вывод: «Невозможно усовершенствовать навыки в ходе одного лишь наблюдения, равно как и невозможно развить их исключительно методом проб и ошибок».

Поэтому лучше всего научение через наблюдение работает, когда поведение сначала моделируется и репетируется мысленно, а затем демонстрируется открыто и меняется благодаря корректирующим усилиям человека и обратной связи наблюдающих за ним.

Мотивация

«Теория социального научения проводит различие между научением и исполнением, так как люди не следуют всему тому, чему они научились, поскольку люди на деле не реализуют на практике всё подряд, чему они научились», — писал Бандура. На совершение действия человека должны мотивировать его вероятные последствия.

«Человек с большей вероятностью воспримет поведение модели, если оно приводит к полезным результатам, нежели если оно оказывается неэффективным или даже вредным, — объяснял он. — Мы стараемся действовать так, чтобы получать самоудовлетворение, и отбрасываем то, что лично не одобряем».

Вклад бихевиоризма в педагогическую практику

Выдающийся русский физиолог И. Павлов открыл тип научения, который известен как классическое обуславливание. Американские психологи Дж. Уотсон и Э. Торндайк этот тип научения взяли за основу построения объективной психологии. Научение в соответствии с их взглядами – это приобретение организмом новых форм поведения. «Формула «ситуация -ответная реакция» выражает любой процесс учения», – так сформулировал исходную позицию бихевиоризма Э. Торндайк.

В 1913 г. американский психолог Дж. Уотсон опубликовал работу, положившую начало новому направлению в психологии и педагогике, – науке о поведении, или бихевиоризму (англ, behavior – поведение).

Бихевиористы сосредоточились на строго объективном подходе, придавая особое значение стимульно-реактивному научению как главному объяснению человеческого поведения. Личность, с точки зрения Дж. Уотсона, – это сумма деятельностей, конечный продукт системы усвоенных навыков. Его работа «Психолого-педагогический уход за ребенком» стала одним из бестселлеров XX в. В ней основатель бихевиоризма отвергал природные предпосылки становления личности, перенеся центр тяжести на приемы поощрения одних реакций и подавление других. Крылатым стало его высказывание: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав им соответствующие условия, я выращу из них кого угодно…» Свою воспитательную стратегию он опробовал на детях, в том числе на собственных.

К. Холл ввел в формулу «стимул – реакция» в качестве промежуточного звена потребность организма, которая придает поведению энергию. Главный принцип обучения, с его точки зрения: чем чаще и интенсивнее редуцируется потребность, тем большее сила навыка. Мотивирующим фактором при этом выступает подкрепление каждой правильной реакции.

В работах Б. Скиннера предложена программа модификации поведения личности. Его последователи реализовали эту идею через концепцию программированного обучения.

В образовательной практике широко используются идеи бихевиоризма. Воспитывая ребенка, взрослые используют систему поощрений и наказаний. Причем чем более разнообразна эта система, тем более эффективно воспитание. Отказ ребенку во внимании, улыбка родителя или учителя, подарок за те или иные достижения – лишь некоторые методы, поощряющие желательное поведение ребенка или останавливающие его. Значительное место в воспитании имеет механизм подражания

Именно бихевиористы обратили внимание на то, что взрослый выступает по отношению к ребенку как объект для подражания. Дети быстро усваивают от взрослого демонстрируемые образцы поведения

Важное значение для воспитания имеет идея об операционализации поведения, предполагающая обозначение конкретных, достижимых, привлекательных для ребенка целей и определение методов их достижения. После того как цели и методы их достижения выявлены, создаются условия для тренировки поведения

Так, если ребенок застенчив, смущается в разговоре с незнакомыми людьми, взрослый вместе с ним формулирует цели (« хочу быть уверенным », а это значит – «умею проявлять инициативу», это значит – «не боюсь первым вступать в контакт» и т.д.).

23 стр., 11051 слов

Педагогические основы предупреждения агрессивного поведения у …

… агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. 5. Разработать комплект методических рекомендаций для родителей по предупреждению и коррекции агрессивного поведения учащихся. Для достижения цели … стремления причинить вред; ь в качестве закономерного следствия агрессивного поведения выступают причиненный физический ущерб или чувство психологического дискомфорта; ь поведенческая …

После этого осуществляется репетиция и отработка навыка уверенного поведения. Возможно использование «жетонной системы», предполагающей использование стимулов, подкрепляющих поведение ребенка.

Начало образования Бандуры

В Университете Британской Колумбии Бандура получил степень бакалавра психологии в 1949 году. Он продолжил обучение в Соединенных Штатах, в Университете Айовы, который в то время был эпицентром теоретической психологии. В 1951 году он получил степень магистра, а в 1952 году — докторскую степень. Именно в этом университете он встретил Вирджинию Варнс, с которой он женился и имел двух дочерей.

Во время учебы в Университете Айовы Бандура начал поддерживать психологический стиль, который пытался исследовать психологические явления с помощью экспериментальных и повторяющихся тестов. Его включение в психические явления, такие как воображение и представление, а также в концепцию взаимного детерминизма, которая постулировала взаимосвязь между агентом и окружающей средой, ознаменовало радикальное изменение в теории бихевиоризма, которая была доминирующей для в это время.

После окончания университета Бандура приняла кандидатуру для прохождения постдокторской стажировки в Wichita Guidance Center. В 1953 году он начал преподавать в Стэнфордском университете, где он остается до сегодняшнего дня..

В ранние годы в Стэнфордском университете он работал с одним из своих аспирантов, Ричардом Уолтерсом. Результатом этого сотрудничества стала книга  Teen Агрессия, опубликовано в 1959 году и Социальное обучение и развитие личности, опубликовано в 1963 году. К сожалению, Уолтерс умер в результате аварии на мотоцикле, еще будучи молодым.

В 1973 году Бандура был назначен президентом Американской ассоциации психологов (APA), а в 1980 году он получил награду за выдающийся научный вклад. В том же году он был назначен президентом Западной психологической ассоциации.

Он также является доктором honoris causa во многих университетах. Среди них мы можем назвать те из Рима, Индианы, Лейдена, штата Пенсильвания, Берлина и испанцев из Хаум I из Кастельона и Саламанки. Кроме того, в 2008 году он был удостоен премии Гравемейера за вклад в психологию..

Согласно опросу, проведенному в 2002 году, Бандура является четвертым наиболее цитируемым психологом всех времен, которому предшествовали Б. Ф. Скиннер, Зигмунд Фрейд и Жан Пиаже. И это самый цитируемый из ныне живущих психологов. Кроме того, Бандура считается самым важным психологом сегодня.

Среди наиболее важных книг, изданных Бандурой на испанском и португальском языках: Модификация для сравнения через процедуры моделирования (1972), вышеупомянутый Социальное обучение и развитие личности (с Ричардом Уолтером) (1977) и  Принципы модификации поведения (1983).

Награды и достижения

За свою долгую жизнь Альберт Бандура стал почётным доктором шестнадцати различных университетов мира, включая Университет Британской Колумбии, Университет Альфред, Римский университет, Университет Летбридж, Университет Саламанки в Испании, Индианский университет, Университет Нью-Брансуик, Университет штата Пенсильвания, Лейденский университет, Свободный университет Берлина, Аспирантуру Нью-Йоркского университета, Университет им. Хайме I в Испании, Афинский университет и Катанийский университет.

В 1974 г. Бандура был избран на пост 82-го президента Американской ассоциации психологов.

В 1980 г. он становится членом Американской академии искусств и науки. В том же году, Американской ассоциацией психологов ему присуждается премия «За выдающийся вклад в науку» как первому учёному, всерьёз занявшемуся изучением вопроса саморегулирования личности.

В 1999 г. Бандура был удостоен Премии им. Эдуарда Ли Торндайка «За выдающийся вклад в развитие педагогической психологии».

В 2001 г. Бандура награждается престижной Премией за научные достижения Ассоциации развития бихевиоральной терапии. Аналогичная награда была вручена ему Западной ассоциацией психологов.

Американское психологическое общество вручило Бандуре Премию Джеймса МакКина Кеттелла, а Американский психологический фонд наградил Золотой медалью «За значительные достижения в науке психологии».

За неоценимый вклад в развитие психологии Альберт Бандура в 2008 г. стал лауреатом Гревемееровской премии Луисвиллского университета.

В экономике

В 1936 году Теодор Пол Райт описал влияние обучения на производственные затраты в авиастроении и предложил математическую модель кривой обучения.

В 1968 году Брюс Хендерсон из Boston Consulting Group (BCG) обобщил модель удельной стоимости, впервые предложенную Райтом, и в частности использовал степенной закон , который иногда называют законом Хендерсона . Он назвал эту конкретную версию кривой опыта . В исследовании BCG в 1970-х годах наблюдались эффекты кривой опыта для различных отраслей, которые варьировались от 10 до 25 процентов.

Экономическое изучение производительности и эффективности обычно следует тем же кривым опыта и имеет интересные побочные эффекты. Повышение эффективности и производительности можно рассматривать как процессы обучения всей организации, отрасли или экономики, а также отдельных лиц. Общая картина состоит в том, что сначала ускорение, а затем замедление по мере достижения практически достижимого уровня совершенствования методологии. Эффект сокращения местных усилий и использования ресурсов за счет изучения улучшенных методов парадоксальным образом часто имеет противоположный скрытый эффект на следующую более крупномасштабную систему, облегчая ее расширение или экономический рост , как обсуждалось в парадоксе Джевонса в 1880-х годах и обновлено в Хаззуме. -Постулат Брукса в 1980-х.

Исправление корректировки стоимости товаров (по средней) за расчетом себестоимости продукции в УПП 1.3

В учетной политике установлена оценка стоимости МПЗ при выбытии — по средней стоимости. Учет по партиям не ведётся. Используются серии и характеристики номенклатуры. При выполнении корректировки стоимости товаров документом «Расчет себестоимости» не учитываются серии и характеристики товаров. Происходит попытка усреднить стоимость всего пёстрого многообразия различных позиций (SKU) с разными сериями и характеристиками, которые по факту не являются одним и тем же товаром и должны отличаться друг от друга стоимостью. Усугубляет проблему обстоятельство, что на выходе определенных комплектаций может получиться верная, уже имеющаяся в учетной системе карточка номенклатуры, встречающаяся исходными данными других комплектаций. Поэтому результат расчета себестоимости неудовлетворительный, необходимо исправление результата расчета.

Теория социального научения

Теория социального научения, предложенная в 1977 году, — одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии.

Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления, вознаграждения или наказания, оно вырабатывается также через научение путем наблюдения. Бандура считал, что люди выбирают, как поступить в той или иной ситуации, во многом основываясь на поведении окружающих.

С детства человека окружают модели, за которыми он может наблюдать: родители, сверстники, учителя и даже персонажи телешоу. Например, модели фемининного и маскулинного поведения наблюдаются и кодируются, а позднее имитируются и копируются. При этом обычно копируется поведение того, с кем человек чувствует свою схожесть; часто это представитель одного с ним пола. Перечислим три основные концепции теории социального научения Альберта Бандуры:

1. Человек обучается новой форме поведения путем наблюдения.

Для этого используется живая модель (реальный человек, ведущий себя определенным образом), вербальная модель, выдающая инструкции (объяснение или описание того, как следует себя вести), либо символическая (формы поведения, изображенные в фильмах, описанные в книгах).

2. Важным аспектом научения является субъективное отношение человека.

Подкрепление из окружающей среды — это лишь один из факторов научения новой модели проведения, но не единственный. Например, удовлетворение, гордость и ощущение прогресса Бандура называет истинным, или внутренним, подкреплением. Иными словами, в научении новому типу поведения могут играть важную роль мысли и чувства человека.

3. Нельзя считать, что поведение человека непременно изменится в процессе научения.

Бихевиористы полагали, что научение ведет к перманентным изменениям поведения, однако Бандура ясно показал, что благодаря научению путем наблюдения мы можем воспринимать новую информацию, не демонстрируя при этом соответствующего поведения. Однако наблюдение за новой моделью поведения еще не означает, что человек ему научится. Чтобы социальное научение было успешным, необходимо выполнение ряда условий:

Внимание. Чтобы чему-то научиться, нужно обратить на это внимание, а все, что отвлекает внимание, плохо сказывается на научении путем наблюдения.

Сохранение

Человек должен быть способен запомнить полученную информацию, чтобы потом извлечь ее и воспользоваться ею.

Воспроизведение. После того как человек обратил внимание на новую форму поведения и запомнил информацию, ее нужно перевести в действие. Практика позволяет улучшить результаты.

Мотивация. Для имитации новой формы поведения у человека должен быть мотив. И тут на сцену выходят подкрепление, вознаграждение и наказание. Если наблюдаемое поведение подкрепляется, человек, скорее всего, захочет его скопировать; если же последовало наказание, у него вряд ли появится желание повторить его.

Выводы, следующие из экспериментов

После проведения эксперимента Альберта Бандуры пришло время серьезно задуматься о той информации, которая каждый день транслируется по телевидению. В особенности о том, что именно смотрят дети. Психолог достаточно резко высказывался о сценах насилия в различных телепередачах, мультфильмах, кинолентах. Такую информацию он расценивал в качестве основной причины детской преступности. Агрессивные телепередачи взращивают агрессивных детей. Таковой была позиция ученого. Однако были и те, кто с ней не соглашались. По их мнению, просмотр боевиков необходим человеку для освобождения от накопленной агрессии. Фильмы позволяют прожить негативные эмоции не в реальной жизни, а сидя перед телевизором.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: