Типы личности и уровни развития личности

Диагностика и тестирование

Оценку интеллекту человека принято давать со порой на различные методики:

  1. Тест на Интеллект Кеттела. Опросник составляет 862 вопроса по разным тематикам (личность, характер, темперамент, работа, бизнес и т.д.).
  2. Тест на социальный интеллект Гилфорда. Дает возможность оценивать коммуникативные навыки человека, его адаптивность. Большинство вопросов представлено в виде картинок.
  3. Тест Векслера. Автор теста считал, что стоит отходить от стандартного понимания интеллекта. Есть еще множество факторов, которые влияют на разумность человека. Считается одним из самых известных и используемых.
  4. Тест прогрессивных матриц Равена. Измеряет логичность мышления, способность человека к обработке информации.
  5. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Интеллект измеряется как набор психологических особенностей человека. Состоит из нескольких частей, посвящен разным аспектам мышления. Цель теста – определить умение создавать комбинации, способности к счету, умение концентрироваться на цели.
  6. Тест механической понятливости Беннета. Оценивает уровень технической подготовленности человека, его способность к обучению, пространственное мышление. Для тестирования отводится 30 минут.

Коэффициент интеллекта

Коэффициент интеллекта – это знаменитый IQ, который сегодня чаще всего выявляют при помощи теста Айзенка. Используется в школах, университетах, при приеме на работу. Позволяет выявить комплексную оценку умственного развития. Испытуемому придется решить 40 заданий, сложность которых постепенно возрастает.

https://youtube.com/watch?v=cejuRmc1h7g

Формирование человеческой личности

Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости

Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.

В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.

Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.

Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

Генетика

Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.

Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

Опыт жизни

Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.

Менталитет и культура

На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.

Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

Фазы становления личности:

Адаптация

Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.

Индивидуализация

На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.

Интеграция

Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.

Уровни развития

Уровни развития определяют место человека в жизни общества, его мироощущение, внутреннее состояние бытия, которое определяет будет ли он счастлив или будет переживать постоянные страдания внутри себя. Ведь как известно:

Эволюция внутреннего мира человека заключается в постепенном переходе от одного уровня к другому. Постепенный рост, шаг за шагом, ступень за ступенью – так выглядит настоящий рост. В то же время, когда человек просто захотел встать на определенный уровень, он просто обманет себя на время, притворившись, к примеру, разумный. Однако, способность жить в соответствии с определенным укладом жизни происходит именно из внутреннего соответствия, а не волевого усилия или большого желания. Последние очень часто приводят к разочарованию и падениям, так что к процессу внутреннего роста стоит относиться терпеливо, но настойчиво, твердо, но постепенно.

На каждом последующем уровне больше счастья, труда и ответственности. Чем более развит человек, тем больше на него возлагается надежд касаемо исполнения его долга. На каждом последующем этапе развития, человек вынужден отказываться от вредных привычек, на него налагается больше запретов, обязанностей и духовного труда, но он и более радостен и разумен. Все любят честных, добрых, спокойных и светлых людей.

Для роста и развития необходимы глубинные изменения, которые дает только долговременная практика и глубокая работа над собой. Однако, это будет самая удачная сделка в жизни – счастье в обмен на труд. Удачи.

Поиски критериев зрелости человека как личности

Понятие зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Отсюда одна из важных проблем: определение объективных критериев зрелости человека. Однако этому мешает отнесение понятия «зрелость» к разным ипостасям человека. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно описать модель социальной зрелости личности с исчерпывающей полнотой.

В качестве критериев психологической зрелости в психологической литературе выдвигаются различные характеристики и свойства личности. Это может быть и способность личности к рефлексии, и ее готовность аккуратно выполнять предписанные ей социальные роли, и способность личности достигать поставленной цели в соответствующем возрасте. В обществе каждому возрасту приписывается определенный уровень достижений, и если личность соответствует этим социальным ожиданиям, то она считается зрелой. В социальной психологии в качестве критерия психологической зрелости выдвигается понятие адаптации к социальной среде. Личность считается психологически зрелой, если она хорошо адаптирована к социальной среде, если она не конфликтна, если разделяет социальные нормы поведения и принимает социальные ценности. Психосоциальная зрелость личности может быть определена как способность осознавать существующие границы социальной реальности, прогнозировать последствия собственных действий и брать на себя ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь окружающих близких людей.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Дипломные

Контрольные

Курсовые

Рефераты

Холл и Линдсей (1997), характеризуя зрелого человека, выделяют следующие его характеристики:

  • широкие границы Я;
  • способность к теплым социальным отношениям;
  • наличие самопринятия;
  • реалистичное восприятие опыта;
  • способность к самопознанию;
  • чувство юмора;
  • наличие определенной жизненной философии.

Б. Ливехуд (1994) рассматривает три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.

Большинство перечисленных критериев отражают какие-то отдельные стороны этого понятия, поэтому каждый из них, являясь, по сути, верным, одновременно является односторонним.

Зрелость и ее критерии исследовались Б. Г. Ананьевым; он рассматривал зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А. А. Реан (2000) предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. Он выделяет четыре компонента, или критерия, личностной зрелости, которые являются базовыми и вокруг которых формируется множество других. Такими компонентами являются ответственность, терпимость, саморазвитие и четвертый интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них, – это позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. Таким образом, можно сказать, что критерием социальной зрелости является просоциальное поведение.

Как повысить IQ у взрослого

Чтобы сделать интеллект заметно выше среднего, важно вести активную мозговую деятельность, но делать это правильно:

  1. Решать задачки, уравнения, складывать и вычитать в уме большие числа.
  2. Тренировать собственную память (выучивать наизусть стихи, тексты песен, отрывки прозаических произведений).
  3. Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни (правильно питаться, отказаться от вредных привычек, заниматься спортом, почаще гулять на свежем воздухе).
  4. Найти баланс между работой и отдыхом, давать мозгу передышку, высыпаться.
  5. Завести полезную ежедневную привычку – читать хотя бы по нескольку страниц в день. Это заставляет мозг работать, расширяет кругозор, пополняет словарный запас, повышает уровень образованности.
  6. Найти интеллектуальные развлечения. К ним относится посещение библиотек, интересных лекций и семинаров, походы в музеи, разгадывание кроссвордов и головоломок, чтение научной литературы.
  7. Изучать иностранные языки. Это тренирует память, улучшает деятельность мозга.
  8. Изменить своим многолетним привычкам. Например, в выходные не лежать на диване перед телевизором, а отправиться в поход с палатками всей семьей. Утром пойти на работу другим путем. Вместо привычных котлет приготовить на ужин блюдо, например, монгольской кухни.
  9. Осваивать новые навыки. Если давно хотелось научиться танцевать бальные танцы, то стоит записаться в танцкласс. Увлекающимся историей – присоединиться к археологической группе. Пишущим стихи – посетить литературную гостиную.

Движущие силы развития личности

Движущей силой развития личности являются противоречия и другие формы психологических феноменов, провоцирующих индивида к самосовершенствованию, к работе над собой. Таким феноменом может служить конфликт между вновь образовавшимися у человека потребностями и отсутствием у него возможности их удовлетворения.

Противоречия могут возникать между:

  • имеющимися способностями и потребностями более высокого порядка;
  • поведением и сознанием;
  • старыми формами взаимоотношений и новыми духовными потребностями;
  • возрастными изменениями физических способностей и их несоответствием привычному образу жизни.

Противоречия подталкивают индивида к деятельности, позволяющей выработать нужные ему свойства и качества личности. Человек активно стремится поменять что-то в своем характере, поведении, образе жизни. Наличие желаний стимулирует постановку и достижение целей. Ради этого человек может поменять социальное окружение, географическое положение, работу, получить дополнительное образование, сменить социальный статус (создать семью, подняться по карьерной лестнице), заняться спортом, избавиться от вредных привычек и приобрести полезные привычки, навыки и умения.

В случае, когда возрастные изменения меняют физические способности не в лучшую сторону, человек вынужден пересмотреть свой привычный образ жизни и найти новые способы самореализации (например, сменить активные занятия спортом на развитие духовного начала или повышение уровня интеллекта и образованности).

Ключевые свойства

Это устойчивые проявления психической деятельности, оказывающие непосредственное влияние на поведение человека и его взаимоотношения с миром.

Способности

Это такие отличительные черты психики, от которых зависит успешное или неуспешное приобретение новых навыков, знаний. Возможности для освоения определенного вида деятельности бывают нескольких типов.

Элементарные и сложные

Первые (простейшие) связаны с работой органов чувств (ощущение запахов, вкусов, умение различать цвета). Вторые относятся к процессам постижения культуры (это творческие, аналитические навыки) и не являются врожденными.

Общие и специальные

Универсальные способности (при нормальном формировании организма) присутствуют в арсенале каждого человека и отличаются только уровнем развития. К ним относятся двигательные и умственные возможности, исходя из которых можно говорить о том, в какой деятельности личность добьется успеха (например, в спорте, исследованиях, обучении). Особые, индивидуальные характеристики встречаются далеко не у всех. Для их раскрытия требуются определенные задатки, склонности. К таким относятся творческие навыки (актерские, литературные), которые могут быть применены в узких сферах.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют «Возраст игры», по Фрейду — «Фаллическая стадия», период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий — игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: «Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер — Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

Младенчество

Этот период выделяют Эриксон и Фрейд («Оральная стадия»). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру — доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: «доверие-недоверие».

Уровни развития личности.

Классификаций структуры личностного развития придумано много. Усреднено выделяют семь основных уровней, которые предложены российскими социологами Дмитрием Невирко и Валентином Немировским. По их теории люди совмещают следующие последовательные уровни становления:

  • Выживание – сохранение физической целостности;
  • Размножение – воспроизводство и материальное потребление;
  • Управление – способность отвечать за себя и других;
  • Чувства – познание любви, милосердия, доброжелательности;
  • Совершенство – стремление к экспертности и созиданию;
  • Мудрость – совершенствование интеллекта и духовности;
  • Просветление – связь с духовным началом, ощущение счастья и гармонии.

Любой человек в идеале должен пройти каждый из этих уровней. При этом процесс развития личности связан с жизненными уроками. Если кто-то перепрыгивает через «ступень», то ему придется наверстать упущенное. Человек «застрявший» на одном из уровней, просто еще не усвоил свой урок, а возможно просто его еще не получил. Либо он проходит другой урок, либо еще не готов к новому. Один из первых мотивов личностного развития – самоутверждение, которое в дальнейшем сменяется заботой о ближнем. Именно этот переход от эгоцентризма к эмпатии (сочувствие) – один из наиболее сложных и ответственных этапов совершенствования. Подробнее об этом процессе поговорим в следующем разделе.

Пройти тест на эмпатию

Как формируется окружение человека

Каждый человек старается сформировать вокруг себя такое окружение, которое всячески бы способствовала его развитию и самосовершенствованию. При этом он не должен чувствовать себя стеснённым и беспокойным. Ведь каждому понятно, что развиваться гораздо легче в той обстановке, где все остальные люди также стремятся к совершенствованию и улучшению своей жизни.

По заключениям учёных, влияние окружения на каждого конкретного человека практически незаметно, но оказывает очень мощный эффект. Поэтому необходимо стараться сформировать вокруг себя окружение исключительно из успешных и интересных людей. Для формирования успешного окружения необходимо следовать следующим принципам:

  1. Всегда искать возможность встретится и пообщаться с интересными и успешными людьми. При разговоре с ними всегда можно почерпнуть какую-либо важную и нужную информацию. Однако следует помнить, что вы сами должны быть чем-то интересны этому человеку.
  2. Изучать труды интересных людей. Это может быть автобиография, книга, видео- или аудиоматериалы. Из них можно почерпнуть много полезного для себя.
  3. Развиваться разносторонне. Это включает в себя различные привычки и увлечения: утренние тренировки на открытом воздухе, занятия йогой, тренинги, семинары и т. д. На таких мероприятиях очень часто можно встретить близких по духу и формировать успешное окружение.

Создание окружения подразумевает непрерывную работу над совершенствованием самого себя, в каждый момент времени и в любой области.

Для самосовершенствования необходимо с каждым разом ставить для себя более сложные задачи и цели. В зависимости от возраста и социального положения они могут быть полностью разными, но неизменной должен оставаться главный фактор, что, любая деятельность обязана быть направлена на совершенствование индивидуума, как личности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: