Введение
Во все времена и во всех обществах были люди, которым необычайно везло — те, кто преуспевал в любом деле и создавал все условия самым благоприятным образом. Как будто весь мир подчинен одной задаче: помогать удачливым людям во всем, за что бы они ни взялись. В современном мире успехи таких людей ярки и заметны, в бизнесе это те самые «ювелиры», которые приносят удачу любому предприятию. Это те герои, на которых стремятся быть похожими миллионы обычных людей.
Поэтому не случайно во всех средствах массовой информации звучат слова «успех» и «успешность», составляются рейтинги успешных людей, навязывается определенный образ успешного человека. Создано бесчисленное количество тренингов, которые обещают помочь людям стать успешными. Но никто не говорит, что это такое — личный успех, каковы его признаки и критерии.
Конечно, существуют некоторые внешние признаки успешного человека. Как правило, это официальное признание, звания, призы, награды, материальные блага.
Но, похоже, есть еще один пласт понимания успеха, который в современном обществе приобретает все большее значение. Не учитывать, а тем более игнорировать его уже невозможно, так как это чревато негативными социальными последствиями.
Идеалы, навязываемые сегодня рекламой и СМИ, формируют так называемое «общество потребления». Они направлены на поощрение ненужных покупок и трат, а в конечном итоге — на стремление к престижу и «современному» имиджу. Бездумное следование этим «идеалам» приводит к глубочайшему внутреннему кризису, потому что рано или поздно человек осознает, что всю свою жизнь он потратил не на раскрытие своего потенциала и реализацию собственных потребностей, а на достижение некоего призрачного идеала «успешной» жизни. Это не лучшим образом сказывается на его работе. Ведь человек привносит в свою работу все свои особенности, способности, программы и внутренние конфликты. И если этих конфликтов нет, то у человека есть возможность быстрее и эффективнее реализовать свои способности. Как известно, именно реализация талантов граждан двигает общество по пути прогресса и в науке, и в бизнесе, и в искусстве, и в педагогике, и в других областях. А человек, реализовавший свои таланты и удовлетворивший свои потребности, — это успешный человек.
Россия сегодня остро нуждается в притоке кадров нового поколения (успешных политиков, управленцев, ученых, специалистов, рабочих), и от этого во многом зависит ее будущее как великой державы или как страны, находящейся на задворках цивилизации.
В связи с этим проблема изучения современного понятия успеха и его критериев особенно актуальна
Важно осмыслить и понять, во-первых, что такое успех в новом веке — дар Божий, удел избранных или качество (а может быть, состояние), доступное многим, а во-вторых, выявить основные критерии успеха
Результаты этих исследований могут быть полезны при прогнозировании социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, при формировании государственной молодежной политики. Они могут стать руководством для педагогов, работающих с молодежью, для родителей, намеревающихся воспитать в своем ребенке успешную гармоничную личность, для молодых людей, стремящихся быть успешными в этой жизни.
Условия формирования
Формирование гармоничной личности — это самый лучший путь, который подходит тем, кто хочет обрести гармонию и полностью раскрыть свой потенциал. Однако трудно точно сказать, какие условия для этого необходимы, потому что их много и подбираются они индивидуально.
Чтобы стать гармонично развитой личностью, нужно обогащать свои знания и чувства, а также уделить внимание формированию воли. Для этого не нужно зацикливаться лишь на какой-то одной способности человека, потому что это должно охватывать весь внутренний мир индивида
В первую очередь человек должен обладать самоконтролем. В противном случае у него не получится соотносить свои личные желания и потребности с социальными требованиями.
Развить такую способность в человеке можно благодаря наградам и похвале от значимых для него взрослых людей. Всестороннее и гармоничное развитие личности невозможно без умения подчиняться внешним требованиям, а также способности вовремя остановиться, не поддаваться своим секундным порывам.
Существуют маршмеллоу-тесты, которые проводились для лучшего понимания самоконтроля. Благодаря их результатам учеными были сделаны определенные выводы, которые могут помочь человеку стать успешнее.
Суть тестов заключалась в том, что перед детьми ставили выбор. Ребенок оставался в комнате наедине, а перед ним располагали зефир или же конфету. Ему говорили, что некоторое количество времени нельзя ничего из этого есть, а если он это сделает, то ему достанется удвоенная порция сладостей.
Эксперты внимательно следили за поведением ребенка. Анализировали его способность держаться и умение контролировать свои желания. В конце эксперимента оказалось, что те дети, которые смогли продержаться и дождаться конца времени, во взрослой жизни стали намного успешнее тех, кто не стал соблюдать правил.
Еще формирование невозможно без обогащенной среды. Во всем должно присутствовать разнообразие, благодаря которому человек начинает активно чувствовать и мыслить.
Не менее важно быть осмысленным и самостоятельным. Если человек способен сам решать вызовы судьбы, то это приближает его к развитию
Он становится сильнее духом и вовлеченным в связь с внешним миром. Личность понимает, что сама ответственна за себя и за свою жизнь.
Гуманистическая модель развития ребенка
В современной педагогике ведущая идея – воспитание гармоничной развитой личности с помощью гуманистической модели.
Чтобы стать гармоничной личностью, ребенок должен всесторонне развиваться.
Ее основные позиции:
- Каждый человек – неповторим.
- Для него обязательным является формирование нравственных ценностей.
- Человек должен понять, в чем смысл его существования.
- Каждый индивид должен быть внутренне свободен, что выражается в желании самосовершенствоваться.
Поскольку человек – это целостная система, то изучать его следует с разных сторон
При этом важно понимать, как он видит мир и себя в нем. Нужно осознавать, что он – активный и творческий индивид
Внутреннее развитие человека длится всю жизнь. Этот процесс индивидуален и имеет разную интенсивность. Только активные действия приведут к положительному результату. Если же не прилагать к этому никаких усилий, то можно остаться посредственностью – никому не интересной и не привлекательной.
В любом возрасте можно улучшить качество жизни благодаря внутреннему росту. Чтение книг, изучение иностранных языков, воплощение своих юношеских идей, творчество, общение с интересными людьми помогают этому процессу.
Адекватная самооценка – основа внутренней гармонии
Чтобы с минимальными потерями преодолевать жизненные трудности, нужно всего лишь адекватно себя оценивать. Только благодаря этому человек находит в себе силы, чтобы бороться со страхом возникающих проблем и находить пути решения. Да, мы не миллион долларов, чтобы нравиться всем. Всегда найдутся те, кто будет осуждать, не понимать нас. Как достичь гармонии с самим собой? Просто признайте тот факт, что быть высококлассным специалистом во всех сферах жизни просто невозможно, но только сильно желая чего-то мы способны добиваться любых целей, несмотря на препятствия, которые возникают на пути. Да, мы не идеальны и ошибок в жизни не избежать. Примите это и двигайтесь по намеченному пути, не распыляясь на пустое.
Описание понятий
От гармонии произошли и другие понятия:
- гармоничная личность;
- гармоничное развитие.
Казалось бы, это одно и то же, но на самом деле понятия не являются синонимичными. Человек, который обрел баланс и гармонию, не всегда может быть гармонично развитой личностью.
Это понятие имеет свой смысл в каждом столетии и культуре, поэтому трудно сказать точно, что же это такое. Если говорить в целом, то под этим понятием подразумевается эстетическая, интеллектуальная, физическая и нравственная развитость человека. Конечно же, не все люди, которые обрели гармонию, могут быть одинаково развитыми во всем этом. Целью воспитания гармонично развитой личности является создание всех необходимых условий для ее всестороннего и гармоничного развития.
Определение понятия
Гармоничная личность — человек, имеющий оптимально интегрированные динамические внутренние структуры, согласованность с окружающим миром, нормально протекающей жизнедеятельностью. Личность, которая развита гармонично — это индивид, имеющий равномерное развитие во всех сферах своей деятельности, у которого отсутствуют внутренние конфликты, наявна внутренняя гармония. Такой индивид имеет достижения в различных направлениях, но у него присутствуют специальные навыки или умения, которые выделяются на фоне остальных.
Гармоничной называется та личность, у которой присутствует баланс между внутренним и внешним миром.
- Под внутренней гармонией понимается осознание собственного «я». У человека отсутствуют внутренние противоречия, он осознал свои достоинства и недостатки, принял себя таким, каким он есть.
- О внешней гармонии говорят тогда, когда у личности отсутствуют любые проблемы с окружающим миром. Индивид имеет хорошие отношения с родственниками, коллегами, друзьями и даже с малознакомыми личностями.
Гармонично развитый человек радует окружающих своим умением ладить, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям, душевным здоровьем.
Воспитание гармоничной личности напрямую связано со становлением жизненных ценностей и мотивов. Чтоб человек обрел гармонию, у него должен наблюдаться баланс между такими личностными новообразованиями:
- мотивы;
- потребности;
- самооценка;
- ценностные ориентации;
- образ «я».
Гармоничным и разносторонним развитием личности называется формирование способностей, различных интересов, соответствующих разным сферам жизни человека, преобладание наиболее значимых личностных сфер.
Большое дело начинается с мелочей
А речь идет о том, чтобы навсегда забыть о токсичных средствах, которые практически каждый использует во время самой обычной уборки дома. То же самое касается и косметики. В этих двух сферах сложилась не самая благоприятная для человеческого организма ситуация. Большинство чистящих средств содержат в себе вредные вещества, которые могут серьезно навредить здоровью. В вопросе косметики ситуация еще серьезней. Дело в том, что многие косметические продукты содержат в себе элементы, которые на первый взгляд не вызывают никаких опасений, но имеют накопительный эффект. И их использование в течение долго времени может серьезно сказаться на качестве здоровья.
Какая личность является гармоничной?
Нам думается, что гармоничная личность — это личность, у которой внешняя сторона полностью соответствует внутренней. Как говорит знаменитая Вирджинии Сатир, — конгруэнтный тип.
Иначе говоря, такой человек ведёт себя в соответствии со своими чувствами, то есть, если ему весело, то он искренне улыбается, идёт, расправив плечи, и совсем не похож на ослика Иа.
Такой человек не станет яростно кричать на кого-то: «Я же тебя люблю!», он скажет это ласково и спокойно, а если уж сердится, так и скажет, что сердит. Всё: и жесты, и мимика, и поза, и голос с интонацией — всё у него соответствует тому, что он переживает в данный момент. Например: когда человек заявляет, что всё у него хорошо, то вы скорее ему поверите, когда:
а) он при этом тайком утирает слёзы и забивается в дальний угол комнаты или же
б) комфортно сидит в кресле, с приветливым взглядом и улыбкой?
Конечно же — вариант б)! А про первый вариант Вы можете сказать, что человек, вероятно, не хочет никого «грузить» своими проблемами. И тут мы с Вами не согласимся — если он не хочет, то этой его слезы и понурых плеч никто не увидит. И в расписываемом нами примере в пункте а) действия совершенно не согласованы со словами, иначе говоря, неконгруэнтны.
А ещё гармонично развитый человек не строит никаких ожиданий, и потому он всегда спокоен и готов к любым результатам и последствиям взаимодействия с миром. Он открыт для общения, но всегда выбирает — сам продолжать это общение или закончить: он не будет страдать от невозможности покинуть неприятную компанию только потому, что она нравится кому-то из его друзей или родственников. Иначе говоря, гармоничная личность — это личность зрелая, духовно и психически.
Гармоническое развитие личности
Статья представлена «как есть». |
Многие века передовые умы человечества мечтали о гармоническом развитии личности, т. е. о всестороннем развитии физических качеств, умственных способностей и высокой нравственности человека. Однако мечты об идеальной личности оставались утопией. В обществе, основанном на эксплуатации человека человеком, безработица, нищета, социальное неравенство приводят к тому, что дети неимущих классов растут физически ослабленными и не имеют широких возможностей для полноценного духовного развития. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что только «общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности». С возникновением марксизма вопросы воспитания были возведены в степень науки о гармоническом развитии физических и умственных способностей личности в период социализма и коммунизма.
С победой Октябрьской революции впервые в истории человечества открылись возможности для практического осуществления идеи о гармоническом развитии личности. Идеал гармонического, всестороннего развития личности в социалистическом обществе впервые стал реальной целью воспитания. Открылись возможности для практического осуществления идеи о гармоничном, всестороннем развитии личности. Было осуществлено равенство граждан независимо от пола, религии, национальности, всем было предоставлено равное право на труд, на образование.
Задачу создания новой системы воспитания В. И. Ленин выдвигал в числе важнейших государственных задач, требующих самого серьезного внимания.
Говоря о содержании всестороннего воспитания, В. И. Ленин неоднократно указывал, что оно должно обязательно включать физическое воспитание. В физических упражнениях В. И. Ленин видел источник здоровья, замечательное средство подготовки к труду, прекрасный отдых. «Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода,— разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно!» — писал В. И. Ленин.
Определяя пути формирования человека коммунистического общества, наша партия ставит своей целью необходимость «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Сочетание идейной убежденности, высокой образованности, воспитанности, нравственной чистоты и физического совершенства — необходимые качества гармонически развитой личности. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев о.
Физическое совершенство — это хорошее здоровье, совершенное и всестороннее развитие всего организма, высокий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений. Физическое совершенство следует рассматривать не как перспективу отдаленного будущего, а как повседневную практическую задачу каждого члена нашего общества и всей работы в области физической культуры. Всеми необходимыми качествами гармонически развитой личности обладал В. И. Ленин. Первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко писал: «Ленин был физически крепкий, сильный человек. Его коренастая фигура, крепкие плечи, короткие, но сильные руки — все обличало в нем недюжинную силу. Ленин умел, поскольку он мог, заботиться о своем здоровье. Поскольку мог, то есть поскольку позволяла это его чрезмерно напряженная работа. Он не пил, не курил. Ленин был физкультурником в самом точном смысле слова: он любил и ценил свежий воздух, моцион, прекрасно плавал, катался на коньках, ездил на велосипеде. Будучи в Петербургской тюрьме, Ленин каждый день делал гимнастику, шагал из конца в конец камеры. В эмиграции каждый свободный день мы целой компанией уезжали за город на велосипедах». Гармонически развитыми личностями можно назвать и наших космонавтов, сочетающих в себе высокий патриотизм, профессиональное мастерство, физическое совершенство. В космическом полете закалка, выносливость необходимы так же, как и научно-техническая подготовка, широкий кругозор, готовность в любую минуту прийти на помощь товарищу.
Всестороннее развитие личности — процесс длительный, и было бы наивно полагать, что в таком‑то году все люди будут гармонически развиты. Конечно, такое время наступит, и наш долг — его приблизить.
Активное участие в общественной жизни школы, хорошая успеваемость, инициативность и самостоятельность, воспитание чувства коллективизма и укрепление своего здоровья — вот что в первую очередь требуется от молодежи.
Эгограмма Ваших эго-состояний.
Распределение энергии между 5 эго-состояниями личности. Допустим, Вы составили эгограмму эго-состояний Вашей личности и у Вас получилась, подобная той, которая изображена на рисунке.
Подобную работу мы недавно проделали совместно с участниками субботней группы по изменению Сценария Жизни. Каждый участник группы составил под руководством 2-х психологов собственную эгограмму.
Мы видим, что в этой структуре личности наибольшее количество энергии приходится на эго-состояния: Контролирующий (Критикующий) Родитель (КР), Адаптивное (Приспосабливающееся) Дитя (АД) и Воспитывающий (Заботливый) Родитель (ВР).
А такие эго-состояния структуры личности, как Свободное (Естественное) Дитя (СД) и Взрослый (В) энергезированны меньше.
Это означает, что в этой структуре личности наиболее развит Родитель, который часто зашумляет Взрослое начало (высокие требования к себе и людям, критика), Дитя подавлено и подчиняется правилам (неуверенность), творческая часть личности (СД).
Конечно, данная эгограмма не учитывает позитивные и негативные аспекты эго-состояний — тогда столбиков гистограммы было бы не 5 а 9. Такую работу я делаю, как правило, совместно с моими Клиентами, если в этом есть необходимость.
У участников группы возник закономерный вопрос, как можно изменить структуру личности, не прибегая к глубинным психотерапевтическим техникам, основанным на терапии новых решений.
Развитие и гармонизация структуры личности.
Немалых изменений в жизни можно добиться самостоятельно, сознательно перераспределяя психическую энергию с избыточно развитых эго-состояний на «недоразвитые» части Вашей личности.
Стратегия гармонизации — это стратегия осознанного культивирования ранее игнорируемых эго-состояний, ориентированная на решение проблем.
Проблема дисгармонии
Важно также знать о характерных проявлениях дисгармоничной личности:
- замкнутость,
- нарушения в эмоциональной сфере,
- немотивированная агрессия,
- проблемы с поведением,
- мнительность,
- наличие сомнений и страхов.
Присутствие вышеизложенных черт характера приводит к развитию неадекватной самооценки.
У дисгармоничных индивидов осознанная жизнь и неосознанные аффекты препятствуют нормальной жизнедеятельности и развитию личности. Налицо внутриличностный конфликт, который приводит к невозможности правильно принимать решения, адекватно на них реагировать даже в элементарных ситуациях. Влиять на развитие подобных конфликтов могут, как внешние, так и внутренние условия.
Внешние характеризуются отсутствием возможности удовлетворить глубоко значимые мотивы. У человека появляется противоречивость между его желанием и тем, что он реально может сделать
Тут важно определиться с жизненными приоритетами. Иногда не будет лишним посетить психолога или психотерапевта, потому что проблема может скрываться глубоко, например, не исключено наличие детской психотравмы.
К внутренним может относиться субъективная неразрешимость, проблематичность появившейся ситуации
Разрешить такой внутриличностный конфликт можно только в том случае, если индивид поменяет свое отношение к конкретному случаю, и у него сформируются новые мотивы, позволяющие вернуться к нормальной жизнедеятельности.
Расправить крылья: как женщине стать свободной
Очень многие спросят меня: «Как же женщине стать свободной, если она в отношениях?» Сразу скажу – брак внутреннюю свободу не ограничивает. В гармоничных отношениях женщина развивается, расцветает и расправляет крылья, и мужчина всеми силами ее поддерживает, так как чем больше внутренней свободы у женщины – тем больше ее партнер получает от нее энергии.
Отношения – это всегда равноценный обмен, партнерство. Мужчина дает женщине то, что есть у него, – поддержку, финансовую стабильность, защиту. В ответ женщина отдает энергию любви, ласки, заботы, поддержки, благодаря чему он становится еще сильнее и мускулиннее. Мудрые мужчины это понимают, поэтому делают всё, чтобы не мешать женщине развиваться.
Как женщине получить внутреннюю свободу:
- живите в согласии со своим сердцем;
- выбирайте те занятия, которые наполняют вас и вдохновляют;
- чаще занимайтесь творчеством;
- чаще мечтайте;
- ставьте перед собой цели;
- любите себя.
Внутренняя свобода начинается с того, чтобы делать для себя. Не для детей, мужа, родителей, а сначала для себя. Многие женщины неправильно расставляют приоритеты, из-за чего находятся в состоянии дефицита энергии. Это приводит к разладу в семье, так как мужчина не получает женской энергии, а значит, оба партнера находятся в дефиците.
Запомните, что на первом месте у вас всегда вы, на втором – муж, на третьем – дети, и никак иначе. Несчастная женщина никого не сможет сделать счастливым, тем более детей, которые очень остро чувствуют любые перемены настроения родителей.
Определение понятия
Гармоничная личность — человек, имеющий оптимально интегрированные динамические внутренние структуры, согласованность с окружающим миром, нормально протекающей жизнедеятельностью. Личность, которая развита гармонично — это индивид, имеющий равномерное развитие во всех сферах своей деятельности, у которого отсутствуют внутренние конфликты, наявна внутренняя гармония. Такой индивид имеет достижения в различных направлениях, но у него присутствуют специальные навыки или умения, которые выделяются на фоне остальных.
Гармоничной называется та личность, у которой присутствует баланс между внутренним и внешним миром.
- Под внутренней гармонией понимается осознание собственного «я». У человека отсутствуют внутренние противоречия, он осознал свои достоинства и недостатки, принял себя таким, каким он есть.
- О внешней гармонии говорят тогда, когда у личности отсутствуют любые проблемы с окружающим миром. Индивид имеет хорошие отношения с родственниками, коллегами, друзьями и даже с малознакомыми личностями.
Гармонично развитый человек радует окружающих своим умением ладить, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям, душевным здоровьем.
Воспитание гармоничной личности напрямую связано со становлением жизненных ценностей и мотивов. Чтоб человек обрел гармонию, у него должен наблюдаться баланс между такими личностными новообразованиями:
- мотивы;
- потребности;
- самооценка;
- ценностные ориентации;
- образ «я».
Гармоничным и разносторонним развитием личности называется формирование способностей, различных интересов, соответствующих разным сферам жизни человека, преобладание наиболее значимых личностных сфер.
Условия преобразований
Существует внешние и внутренние факторы, влияющие на личностное становление человека.
Внешние:
- влияние социальной среды;
- семейное воспитание;
- обучение.
Социальная среда оказывает влияние на развитие личности.
Внутренние факторы включают данные от природы особенности и склонности человека, его влечения, а также гамма чувств, возникающих под влиянием внешних факторов.
Гармонично развитая личность должна быть результатом проявления этих факторов. Такой человек обычно жизнерадостный, уверенный в себе. А если он в ладу с собой, тогда и окружающие видят в нем интересного собеседника и друга.
Начать заниматься собой можно в любом возрасте, но лучше делать это с детства. Совершенствование человека возможно на протяжении всей жизни. Главное, чтобы было большое желание и активные действия.
В каких условиях происходит гармоничное развитие личности? К ним относят:
- Физическое воспитание.
- Нравственное воспитание (выработка линии поведения, соответствующая нормам общества).
- Умственное воспитание (формирование навыков мышления, анализа, памяти, концентрации внимания и т.д.).
- Эстетическое воспитание (способность воспринимать гармонию и прекрасное в природе и искусстве).
Все эти направления воспитания должны быть взаимосвязаны.
Проблема дисгармонии
Важно также знать о характерных проявлениях дисгармоничной личности:
- замкнутость;
- нарушения в эмоциональной сфере;
- немотивированная агрессия;
- проблемы с поведением;
- мнительность;
- наличие сомнений и страхов.
Присутствие вышеизложенных черт характера приводит к развитию неадекватной самооценки.
У дисгармоничных индивидов осознанная жизнь и неосознанные аффекты препятствуют нормальной жизнедеятельности и развитию личности. Налицо внутриличностный конфликт, который приводит к невозможности правильно принимать решения, адекватно на них реагировать даже в элементарных ситуациях. Влиять на развитие подобных конфликтов могут, как внешние, так и внутренние условия.
Внешние характеризуются отсутствием возможности удовлетворить глубоко значимые мотивы. У человека появляется противоречивость между его желанием и тем, что он реально может сделать
Тут важно определиться с жизненными приоритетами. Иногда не будет лишним посетить психолога или психотерапевта, потому что проблема может скрываться глубоко, например, не исключено наличие детской психотравмы.
К внутренним может относиться субъективная неразрешимость, проблематичность появившейся ситуации
Разрешить такой внутриличностный конфликт можно только в том случае, если индивид поменяет свое отношение к конкретному случаю, и у него сформируются новые мотивы, позволяющие вернуться к нормальной жизнедеятельности.
Характерные проявления гармонично развитого человека
Вы сможете назвать себя гармонично развитым при наличии следующих проявлений:
- наличие спокойного настроения, преобладание позитивных эмоций;
- главная жизненная опора – «я сам», не взваливаю свои проблемы на обстоятельства;
- положительное отношение к собственной персоне, даже при выявлении определенных недостатков;
- гибкость эмоционального состояния;
- наличие здорового образа жизни;
- принятие того, что есть «зло» и «добро», что в мире присутствует «темная» и «светлая сторона»;
- реальный взгляд на происходящее в окружающем мире;
- хорошие отношения с членами семьи, с коллегами и друзьями;
- наличие жизненных целей и их достижение;
- общая удовлетворенность жизнью;
- умение ограничивать себя в желаниях, выбирать приоритетные;
- умеренное проявление темперамента;
- доброжелательное отношение к незнакомым людям;
- умение правильно растрачивать энергию;
- желание познавать все новое;
- единство с природными ресурсами, ощущение красоты природы;
- наличие творческой деятельности.