Основные виды чувств и эмоций человека

Психофизиология и потребности

Ревность в отношениях — психология этого чувства друг к другу

Социальные и биологические потребности являются основной силой, которая движет психикой человека и его поведением. Они зависят от среды обитания и развития организма. Исследуя центральную нервную систему (ЦНС) человека, учёные выделили в ней образования для эмоциональных состояний. На них действуют функции лимбической системы, гипоталамуса и таламуса. В этих образованиях ЦНС и расположены центры эмоций: положительных и отрицательных.

Потребности человека по А. Маслоу (американский психолог)

Для человека важны любые эмоции и эмоциональные состояния, кроме напряжённости. Повышенная напряжённость однозначно приведёт к страхам, тревожности и фобиям. Необходимо сознательно исключать все негативные эмоции, ведущие к беспокойству.

Соотношение понятий

Не подлежит сомнению тот факт, что любые переживания – схожие понятия. Вопрос заключается в том, насколько они связаны и как. На протяжении долгого времени психологи и исследователи пытались разобраться в теме. В наше время бытует мнение, что связь между ними неслучайна. Эмоции – простые явления, в то время как чувства считаются сложными психологическими конструкциями. Эмоции – это первичные реакции, и они в совокупности становятся основой для возникновения чувств.

Приобретенные чувства человека основываются на его былом эмоциональном опыте. Именно поэтому их называют вторичными реакциями

Это важное различие между чувствами и эмоциями, которое дает понять их природу. Несмотря на многие отличия, существует значительное сходство между этими двумя понятиями

Вот некоторые примеры, которые вводят людей в заблуждение и заставляют путать чувства и эмоции:

  • Субъективность обоих понятий. И те и другие являются индивидуальными личностными переживаниями. В зависимости от отношения к объекту реакции человека варьируются. Все люди разные, поэтому их ощущения – субъективны.
  • Способы их проявления. И те и другие бывают как положительные, так и отрицательные. Оба вида ощущений несут в себе энергию любого вида, которая проявляется в мимике, жестикуляции, словесном выражении или других способах.
  • Возможность взаимной замены. Факт, что и те и другие могут обозначаться одним названием, запутывает. Часто люди используют выражение «чувство стыда», к примеру, подразумевая при этом эмоцию.

Несмотря на родственность психологических величин, они не равносильны

Чтобы это прояснить, важно понять, в чем разница между чувствами и эмоциями

Эмоциональные реакции

  • Лабильность – изменчивость проявления переживаний. Они всегда колеблются в довольно широком диапазоне (от легких сантиментов до истерики).
  • Монотонность – однообразие, статичность или вовсе отсутствие чувственных откликов на происходящее.
  • Отзывчивость и эмпатия – умение быстро и гибко реагировать на воздействия извне, способность ставить себя на место другого, сопереживать.
  • Вязкость – фокусировка на длительном чувстве (например, вместо того, чтобы отреагировать на ситуацию, человек возвращается к старым обидам, неудачам).
  • Огрубление – невозможность осознавать уместность и допустимость выражения эмоции, утрата сдержанности и деликатности.
  • Алекситимия – затруднения в определении своих чувств и их проявлении, неумение отличить переживание от физических ощущений.
  • Ригидность – неподвижность и ограниченный диапазон реагирования.

Иногда поведение человека имеет демонстративный характер, что связано с его социальными функциями. То есть люди изображают определенную вовлеченность и эмоциональность в ситуации, требующей этого. В таком случае говорят о существовании эмоциональной акции, а не реакции.

Что такое, и какие бывают чувства и эмоции: определение, названия


Проявление эмоций и чувствЭмоции – мгновенная реакция человека на происходящее вокруг него. Эмоции проявляются у человека на животном уровне, появляются и исчезают. Проявлением эмоций может быть:

  • Огорчение
  • Грусть
  • Радость
  • Уныние
  • Равнодушие
  • Злость

Чувства – это тоже эмоции, но на постоянной основе, они длятся долго. Чувства возникают в процессе долгих мышлений, переживаний, на основании жизненного опыта. Чувства бывают:

  • Самое большое и постоянное чувство – любовь, но скорее всего, не мужчины и женщины, а матери и ребенка, и наоборот.
  • Чувство долга перед родителями, семьей.
  • Чувство преданности супругу.
  • Чувство ответственности за семью и детей.
  • Некоторым людям знакомо чувство вдохновения на интересной работе.

Стимулирующие развитие

  1. Интерес. Одна из самых побуждающих. Очень легко сопоставима с двумя рассмотренными ранее. В одном случае стимулирует узнать, как сделать, чтобы не получить негативных последствий, вызывающих страх. А в другом, человек ищет способ получения удовольствия и блаженства. Она подталкивает человека к действию, рассмотрению и поиску новых способов получения желаемого результата. Помогает достичь не только внутреннее удовлетворение, но и получить материальное вознаграждение.
  2. Стыд. Очень сложное внутреннее переживание, доступное далеко не каждому. Основано на чутком восприятии впечатлений, доставленных другому человеку своими поступками. Если индивид понимает, что его действие доставило боль и страдание (возможно, просто разочарование), то начинаете испытывать чувство стыда. В дальнейшем личность старается не повторять подобных ошибок. Такой анализ и полученные выводы приводят к внутреннему совершенствованию и развитию.

Эмоциональное состояние зависит не только от психологической составляющей, но и от химических реакций, происходящих в организме под воздействием внешних факторов. Например, критические ситуации приводят к следующим реакциям: выбросу адреналина, учащению дыхания, повышению артериального давления, то есть происходит мобилизации всех внутренних сил. Радость способствует выбросу гормонов счастья, появляется чувство легкости и приподнятости, эйфории. Печаль стимулирует выработку гормонов стресса и так далее

Физическая боль или тяжелая болезнь может вызывать ужас, гнев, страдание или стыд.
 

Поэтому крайне важно понимать, что стабильная психика – не только хорошее настроение, но и физиологическое здоровье.
 

— Психотипы людей
— Что такое пирамида потребностей Маслоу

— Что такое психологическая защита

18 февраля 2020

Список положительных и отрицательных чувств и эмоций: таблица с расшифровкой


Отрицательные и положительные эмоции

Положительные эмоции и чувства:

  • Радость
  • Восторг
  • Удовольствие
  • Гордость
  • Ликование
  • Уверенность
  • Симпатия
  • Доверие
  • Восхищение
  • Привязанность
  • Благодарность
  • Уважение
  • Нежность
  • Умиление
  • Блаженство
  • Предвкушение
  • Чистая совесть
  • Чувство безопасности

Отрицательные эмоции и чувства:

  • Злорадство
  • Недовольство чем-то
  • Грусть
  • Тревога
  • Скорбь
  • Тоска
  • Огорчение
  • Боязнь
  • Отчаяние
  • Обида
  • Испуг
  • Жалость
  • Страх
  • Сочувствие
  • Сожаление
  • Неприязнь
  • Досада
  • Ненависть
  • Гнев
  • Возмущение
  • Уныние
  • Ревность
  • Зависть
  • Скука
  • Злоба
  • Ужас
  • Неуверенность
  • Стыд
  • Недоверие
  • Ярость
  • Растерянность
  • Отвращение
  • Презрение
  • Разочарование
  • Раскаяние
  • Горечь
  • Нетерпимость

Это далеко не все эмоции и чувства, проявляемые человеком. Все проявления эмоций невозможно посчитать, они наподобие двух или трех цветов, сложенных вместе, из которых появляется третий, совершенно новый цвет.

Эмоции и чувства названы положительными, поскольку они при проявлении их доставляют удовольствие человеку, а отрицательные – недовольство. Из списка эмоций видим, что отрицательных эмоций намного больше, чем положительных.

Функции и роль эмоций и чувств в психологии, жизнедеятельности человека, связь эмоций и чувств с телом: описание, внешние проявления


Злость, доведенная до аффекта

Эмоции – это не только слова, но могут быть и действия. Всем известно, как действует на одного человека улыбка другого. Если улыбающийся человек искренен, то может заразить своей улыбкой и окружающих. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга.

Чувства и эмоции проявляются 4 видами:

  • Само чувство
  • Проявление настроения
  • Страсть
  • Аффект

Чувство – отрицательное или положительное проявление свойств человека.

Настроение – фон для действий психики человека.

Страсть – чувство сильное и довольно продолжительное.

Аффект – очень сильное чувство, длящееся короткое время.

Следуя такой классификации:

  • Удивление – это чувство, а изумление, блаженство – то же чувство, но доведенное до аффекта
  • Гнев – чувство, ярость – чувство, доведенное до аффекта
  • Радость – чувство, восторг – чувство, доведенное до аффекта

Отличия чувств и эмоций

Эти понятия достаточно близки по значению, но назвать их идентичными нельзя. Так что такое эмоции и чувства в психологии? В науке эти понятия означают разные компоненты одного эмоционального фона.

Чувства – это в психологии более глубокие состояния, которые определяют стойкое отношение личности к внешним факторам. Они могут быть не настолько явными и обладают сглаженными проявлениями.

Что такое эмоции в психологии? Они представляют собой реакцию в виде всплеска на определенную ситуацию. В этом случае человек испытывает яркие проявления. Нередко такое состояние развивается неосознанно.

В психологии чувства считаются более сознательным выражением отношения человека к определенному объекту. При этом личность может сталкиваться с разнообразными эмоциями, но не выражать чувства без соответствующих предпосылок.

Человеческие чувства определяются влиянием общества и внешних факторов. Эмоции представляют собой субъективную оценку, которая базируется на внутреннем отношении к ситуации. Также они зависят от состояния нервной системы.

Чувства

Чувства представляют собой особую форму отношения личности к происходящим явлениям действительности, устанавливают соответствие или несоответствие различным потребностям, отличаются устойчивостью проявления.

На основе чувственного восприятия можно определить эмоциональное отношение индивида к различным явлениям, выделить моральные ценности и убеждения, изучить внутренний мир человека.

Чувства и переживания воспринимают и отражают происходящие явления действительности, и затем выражаются во вне. Развитие личности напрямую связанно с чувственным развитием, являясь необходимым условием эмоционального развития.

Совместно с индивидуальным сознанием и воспитательными воздействиями формируются чувственные образы и развиваются индивидуальные личностные особенности.

Качественная характеристика

У чувств есть характеристики, которые отличают их от других эмоциональных проявлений:

  1. Валентность — разделение на положительные, отрицательные и амбивалентные (двойственные). Возникновение амбивалентных проявлений говорит о богатом жизненном опыте, отсутствии категоричности. Амбивалентность характерна для людей с высоким уровнем интеллекта.
  2. Интенсивность — сила проявления. По интенсивности можно определить главные и второстепенные чувства, оценить способность человека к самоконтролю, развитие силы воли.
  3. Содержание — значение для человека объекта, по отношению к которому он проявляет чувства.
  4. Стеничность — побуждение к действию, стремление выразить чувство. Если человек пытается сдерживать проявления, это называется астеничностью.

Интенсивность проявления чувств определяет поведение индивида, отношение к нему других людей. Эмоции всегда искренние, а демонстрация чувств может быть заранее спланированной.

Можно ли и как управлять эмоциями и чувствами: воспитание эмоций и чувств


Эмоции можно направлять в правильное русло с детства

Благодаря эмоциям и чувствам наша жизнь становится интересной, но вместе с тем, чрезмерные эмоции влияют на наше здоровье и психику, поэтому нужно научиться управлять нашими эмоциями.

Как управлять эмоциями?

  • Вначале нужно признаться себе, что не все эмоции, проявляющиеся у вас позитивные.
  • Разобраться с каждым проявлением негативных эмоций.
  • Не принимать все негативные эмоции на свой счет. Если на вас накричал начальник – это не значит, что вы плохой работник, может, у него было плохое настроение.
  • Контролировать свои негативные эмоции и не допускать проявления их в следующий раз.
  • Научиться контролировать свой взрывной характер и проявление бурных эмоций, например, с помощью простых способов медитации, специальных тренингов.
  • Теперь есть куча книг и фильмов, с помощью которых можно научиться контролировать свои эмоции.

Итак, мы немного больше узнали, и познакомились со своими чувствами и эмоциями.

Не забывайте о внешности

Хотите ли этого или нет, но ваши внешние данные тоже будут оцениваться девушкой, в той или иной степени. Поэтому следите за своим внешним видом, одевайтесь всегда в чистые и выглаженные брюки, рубашки, футболки, носки и трусы меняйте каждый день летом и хотя раз в два дня зимой. Просто летом много пыли и грязи, ноги постоянно потеют. Вы ведь не хотите спугнуть вашу рыбку с крючка, придя к ней в гости в грязных носках с запашком.

Кроме того, от вас не должно разить потом, а изо рта – плохо пахнуть. Так что на всякий случай всегда таскайте с собой освежитель полости рта или жевательную резинку. Кто знает, когда вам доведется поцеловаться с вашей будущей девушкой, а может быть, и будущей женой.

Возрастные этапы развития

Развитие чувств в раннем детстве — важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:

Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое

В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
1,5–2 г

Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.

Развитие чувств продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.

Адаптация ребенка в коллективе

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: