Эмоции и чувства — Ильин Е.П. — 2001 год
Похожие материалы:
Ильин Е.П. — Мотивация и мотивыУчебное пособие посвящено основным вопросам теории и методологии изучения мотивации и мотивов человека
Особое внимание в нем уделяется анализу представлений о сущности мотива, его структуре и разновидностям. Автор предлагает собственную концепцию
Психология эмоций — Вербина Г.Г. — 2008 годВ пособии приведены теоретические и методологические аспекты изучения эмоциональной сферы человека, а также рассмотрены теории возникновения эмоций, различия между эмоциями и чувствами, функции эмоций, диагностика эмоциональных состояний и управление |
Азбука эмоционального интеллекта — Андреева И.Н. — 2012 год — 147 с.Книга посвящена пониманию эмоций, саморегуляции и развитию эмоционального интеллекта. Автор предлагает методики для изучения эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, а также техники для использования эмоциональной сферы в целях повышения |
Психология совести. Вина, стыд, раскаяние — Е. П. Ильин — 2016 годПоследняя книга профессора Ильина посвящена важнейшему аспекту нравственности личности – психологии совести и ее составляющих – вине и стыду. До сих пор эта проблема недостаточно изучена в отечественной психологии. В книге описаны имплицитные и научные |
Экспериментальная психология эмоций — Рейковский Я. — 1979 год |
Психология взрослости — Е. П. Ильин — 2012 годПсихология зрелости и психология старости – два раздела психологии взрослости, которым посвящена уникальная книга профессора Е.П. Ильина. Учебное пособие охватывает широкий круг актуальных вопросов, среди которых социально-психологические аспекты зрелого |
Фармакология. Тестовые задания. Учебное пособие — Д. А. Харкевич — 2013 годУчебное пособие содержит тестовые задания по всему курсу фармакологии. Вопросы касаются классификации препаратов, механизма и локализации их действия, основных свойств, применения и побочных эффектов.Учебное пособие предназначено студентам медицинских |
Неизвестная анатомия: учебное пособие — Р. Н. Дорохов, О. М. Бубненкова — 2 …Учебное пособие освещает несколько основных разделов анатомии чело-века, раскрывающих возрастные особенности, закономерности роста и развития организма, особенности мускулатуры человека, и его место в природе. В пособии доступно изложена методика |
Физические основы ядерной медицины — Наркевич Б.Я., Костылев В.А. — 2001 го …Учебное пособие. — М.: АМФ-Пресс, 2001. — 60 с. Учебное пособие является частью специального курса Введение в медицинскую физику. В нем проанализированы: основныe принципы, методы и средства для использования открытых радионуклидных источников в целях |
Реферат: Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошк …Актуальность исследования. В настоящее время наше общее то начинает все больше и больше понимать, что основы психического здоровья закладываются в детстве, но вместе с тем, утверждать о полном благополучии нельзя. |
Просмотров: 515
Высшие чувства
В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.
Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на:
- моральные,
- эстетические,
- интеллектуальные,
- праксические.
Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.
Высшие чувства являются не только личными переживаниями, а и средством воспитательного влияния на других.
Моральные чувства — это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей.
Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.
Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире.
В зависимости от уровня общей культуры люди по-разному откликаются на красоту. Одни глубоко переживают гармонично выраженные ритмы и рифмы, взаимные переходы между цветами, звуками, формами и движениями, другие — не ощущают этой гармонии и увлекаются грубыми, резкими звуками, беспорядочными движениями, случайными, зачастую красивыми соединениями цветов.
Эстетические чувства тесно связаны с моральными чувствами. Они одухотворяют человека, вдохновляют его, удерживают от негативных поступков. Следовательно, эстетические чувства являются существенными факторами в формировании морального облика человека.
Высшие уровни развития эстетического чувства проявляются в чувствах высокого, возвышенного, трагического, комического. Эти разновидности эстетических чувств органически связаны с моральными чувствами и являются важным средством их формирования.
Праксические чувства — это переживания человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на разные виды деятельности—труд, учебу, спорт. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней. Праксические чувства возникают в деятельности. Яркое представление о содержании и форме деятельности, ее процесс и результат, общественная ценность — главные предпосылки возникновения и развития праксических чувств.
Праксические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.
Праксические чувства становятся более богатыми, если объединяются с моральными. Работа как дело чести, гуманистическое отношение к деятельности делают практическое чувство важным фактором борьбы за высокую продуктивность и качество работы.
Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании. Эта чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, в учебных и научных вкусах.
Познавательные чувства в зависимости от условий жизни, обучения и воспитания имеют разные уровни развития. Такими его уровнями являются заинтересованность, любознательность, целенаправленность, стойкий интерес к определенной отрасли знаний, увлечение познавательной деятельностью. Механизм познавательных чувств — врожденный ориентиров очный рефлекс, но его содержание полностью зависит от обучения, воспитания, окружающей действительности, условий жизни.