Таблица эмоций, чувств и аффектов с определениями

Какие бывают фазы аффекта?

В развитии аффекта выделяют три фазы.

1.      Доаффективная фаза. Проявляется ощущением беспомощности и безвыходности ситуации. Происходит фиксация на источнике проблемы. Эмоциональные изменения развиваются неожиданно для самого человека, поэтому он не успевает их анализировать и контролировать.

2.      Фаза аффективного взрыва – стадия, проявляющаяся бурным выражением эмоций, двигательной активностью, частичной утратой контроля над собственной волей и поведением. Выражение эмоций носит взрывной характер. Эмоция вытесняет способность планировать, контролировать действия и прогнозировать их результат.

3.      Постаффективная фаза наступает после эмоциональной разрядки. В нервной системе преобладают процессы торможения. Человек ощущает физическое и эмоциональное истощение. Другие возможные проявления: опустошение, раскаянье, стыд, недопонимание случившегося, сонливость. Иногда возможны бесцельное бегство, оцепенение или потеря сознания. Эмоциональная разрядка может вызвать и чувство облегчения, если травмирующая ситуация разрешилась.

С чего начать лечение

При подозрении на развитие психического расстройства требуется помощь психиатра. На приеме, после тщательного обследования, врач выбирает, каким образом больной будет получать лечение:

  • амбулаторно;
  • в стационаре;
  • диспансерный учет.

Согласно Статье 29 УК РФ, пациент может быть госпитализирован без согласия его и родственников в стационар, если его состояние обуславливает:

  • нанесение вреда себе и окружающим;
  • отсутствие возможности осуществлять элементарные действия самообслуживания;
  • ухудшение состояния, если больной не будет госпитализирован.

Раньше лечение душевнобольных не отличалось гуманизмом и деликатностью. Например, в 1936 году португальский врач Эгаш Мониш предложил способ лоботомии. То есть удаление некоторых частей мозга. После 20 проведенных операций, он огласил результаты. семь подопытных полностью излечились от душевного недуга, еще семь показали заметные улучшения. У остальных состояние осталось на прежнем уровне.

Удивительно, но этот метод приобрел большую популярность, а ее автор даже был награжден Нобелевской премией в области медицины.

В настоящее время терапия душевнобольных проводится в нескольких направлениях и имеет более щадящий подход:

  • фармакотерапия;
  • психотерапия;
  • социальная реабилитация.

Когнитивная сфера личности что такое

В 60-х годах, когда большинство ученых было увлечено кибернетикой, в научной среде вошло в привычку сравнивать человека с биокомпьютером. Высшие умы нередко пытались смоделировать психические процессы человека. Благодаря этим опытам, в обиход вошло слово «когнитивные», что значит с лат. cognitio – изучение, познание, знание. Если результаты можно было представить в виде логичной и осмысленной последовательности действий по переработке информации, то их называли когнитивными процессами, в случае неудачи – аффективными.

На сегодняшний день в психологии и педагогике познавательные или когнитивные процессы являются важнейшими компонентами сознания человека. Именно они помогают людям познать окружающий мир и подстроиться под него в зависимости от ситуации.

Важно! Если когнитивная сфера работает правильно, любой человек имеет возможность воспринять, обработать и запомнить информацию. Главное – все должно происходить логично и рационально

Другими словами, когнитивная сфера личности – это своеобразный механизм, который позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни и параллельно применять полученные знания. Когнитивную сферу изучает когнитивная психология.


Что изучает когнитивная психология

Что такое настроение

В нашей духовной сфере имеется большое количество составляющих, в их числе эмоции и чувства. Наши эмоции обуславливаются ситуациями: мы злимся на конкретное действие или радуемся определенным поступкам. Чувства всегда являются отношением к предмету, объекту — люблю эту собаку, удовлетворена выполненной работой и т.д.

Настроение

— это общий эмоциональный фон в текущий момент времени, не зависящий от объекта или обстоятельств.

Разумеется, может быть внешний фактор, который повлиял на резкое ухудшение настроения (человек или событие), однако, при его исчезновении лучше нам не становится.

Внутреннее состояние является важным для человека, от него зависит как пройдет наш день, а значит и жизнь.

Отличительными чертами настроения от других эмоциональных компонентов являются:

  • Яркость эмоционального фона ниже, чем у чувств или эмоци й. Грустное настроение не так активно переживается, как ярость или гнев. Если оно хорошее, то не проявляется слишком сильно во вне, запрыгать от радости мы можем, скорее на эмоциях счастья и восторга.
  • Настроение – более продолжительное состояние по времени, чем эмоция . Последняя длится секунды и минуты, настроение может не меняться в течение дней и недель.
  • Отсутствие осознанности причин того или иного настроения . Наш эмоциональный настрой в большинстве случае безотчетен, предмет изменения настроения отсутствует или плохо определяется: человек «раз, и приуныл».
  • Настроение имеет эффект заражения . Если оно хорошее, то небо кажется голубее, а работа спорится. Когда настрой понижен, это влияет и на действия, и на отношение к другим людям. Например, приятный человек начинает раздражать.
  • Настроение очень многопланово, в нем большое количество составляющих . Бывает, что сам человек не в состоянии его описать и проанализировать. Кроме того, в настроении могут сочетаться различные эмоции. Мать, выдающая дочь замуж, одновременно и радуется, и грустит.

Подобно другим эмоциям, настроение может вдохновлять и возбуждать, а может негативно влиять на продуктивность. В психологии до настоящего времени нет единых подходов к природе возникновения того или иного эмоционального фона, факторы, его вызывающие окончательно не выявлены.

Вместе с тем, четко установлены функции данного явления:

  • Настрой человека может многое сказать окружающим о потребностях индивида.
  • Настрой обуславливает принятие человеком конкретной поведенческой модели.
  • Эмоциональное состояние ведет к саморегуляции, вынуждает приспосабливаться под внешние факторы.

Еще одно бесспорное утверждение – в основе расположения духа лежат физиологические факторы: гормональные и биохимические процессы, протекающие в организме.

Как помочь себе во время аффекта?

Игнорируйте раздражающие факторы. Не позволяйте людям или обстоятельствам воздействовать на вас. Мысленно выстройте вокруг себя прочную стену, внутри которой вы в безопасности.

Смиритесь с неизбежным. Если вы не в состоянии изменить ситуацию, то постарайтесь изменить свое отношение к ней. Настройте себя игнорировать раздражители.

Анализируйте свои эмоции, называйте их. Осознавайте, в этот момент вы чувствуете раздражение, а в этот – гнев. Таким образом, вы устраните фактор внезапности развития аффекта, что поможет прервать его.

Контролируйте свою готовность к действиям. Отдавайте себе отчет, на какие поступки толкает вас данная эмоция и к чему они могут привести.

Контролируйте выражение лица. Желательно, чтобы жевательные мышцы и мышцы вокруг глаз были расслаблены. Это поможет удерживать контроль над действиями и эмоциями.

Концентрируйтесь на всех деталях, чтобы видеть полную картину происходящего. Это поможет всесторонне анализировать ситуацию, видеть положительные моменты и пути выхода из кризиса. Если чувствуете, что эмоции вас захлестывают, попробуйте сосредоточиться на дыхании, начните изучать мелкие детали окружающих предметов, шевелить пальцами ног.

Сосредоточьтесь на позитивных воспоминаниях

Вспомните близкого человека, чье мнение для вас важно. Представьте, как бы он повел себя в этой ситуации. Молитесь, если вы верующий

Молитва успокаивает и повышает концентрацию, отвлекает от негативных эмоций

Молитесь, если вы верующий. Молитва успокаивает и повышает концентрацию, отвлекает от негативных эмоций.

Не испытывайте угрызений совести. Аффект естественная реакция здоровой человеческой психики. Он заложен природой, как механизм сохранения вида. В большинстве ситуаций после аффекта достаточно просто извиниться за несдержанность.

Симптомы аффективных расстройств

Внешние проявления зависит от вида нарушения и степени тяжести развития заболевания.

Часто люди с аффективным расстройством симптомы болезни не замечают или игнорируют. Это связано с тем, что у них отсутствует критика к собственному состоянию

Поэтому здесь важно внимательность и забота со стороны близких людей

К основным моментам, на которые следует обратить внимание, относят:

  • резкие перемены настроения от «плюса» к «минусу», которые длятся от 2-3 недель до нескольких месяцев;
  • изменения в поведении и восприятии себя и окружающего мира, например, увеличение собственной значимости;
  • скачки мыслительной деятельности и речи: то быстрая и невнятная, то медленная и заторможенная.

Рассмотрим признаки аффективного расстройства в зависимости от фазы настроения. Для депрессивного эпизода характерно:

  • ночная бессонница и/или дневная сонливость;
  • подавленное угнетенное настроение;
  • апатия;
  • заторможенность в движениях;
  • речь медленная;
  • отсутствие аппетита;
  • мрачные мысли, иногда суицидального характера;
  • отсутствие интереса к прежним увлечениям.

При маниакальном варианте расстройства наблюдаются противоположные признаки:

  • усиление аппетита;
  • чрезмерная подвижность, живая мимика, активная жестикуляция;
  • быстрая, невнятная речь, скачки с одной темы на другую;
  • человек берется за большое количество дел, но редко доводит их до конца;
  • повышение сексуального желания;
  • высокая отвлекаемость, невозможность сосредоточиться на чём-то одном;
  • бредовые мысли и идеи, касательно собственной значимости.

При биполярном расстройстве человека кидает из одной крайности в другую. Депрессивная фаза соответствует клиническому описанию, а при маниакальной может наблюдаться агрессия, безрассудные поступки, сильная раздражительность. В этом состоянии человек себя не контролирует и способен нанести вред себе или окружающим.

Правильная диагностика аффективных расстройств возможна только на консультации у врача-психотерапевта или психиатра. Это связано с тем, что симптомы некоторых эмоциональных нарушений могут совпадать с проявлениями других психических заболеваний, например, шизофрении.

Самостоятельно снизить или повысить настроение практически невозможно

Эпизоды со временем будут появляться чаще и становиться продолжительней, поэтому важно обратиться к специалисту на начальном этапе болезни

Классификация психических расстройств

Психика человека требует коррекции и лечения в том случае, когда её состояние отличается от нормального. При этом говорят о психическом расстройстве.

 Согласно МКБ 10 различают такие заболевания психики:

  1. Органические психические расстройства. Это нарушения психики, связанные с поражением тканей головного мозга. К его симптомам относят аффекты, снижение когнитивных функций, слабоумие, бред и галлюцинации, кататонии, нарушение эмоционального фона.
  2. Шизофрения и шизотипические расстройства. Для этих состояний характерны продуктивные и негативные симптомы. К продуктивным относят бред, галлюцинации, расстройства мыслительной деятельности. Из негативных проявлений выделяют скудность эмоций, бедность речи, отсутствие воли, удовольствия, мотивации и желания.
  3. Нарушения аффекта. Аффект – это проявление человеком его эмоций и чувств. Самое частое нарушение аффективной сферы – это депрессия. Она сопровождается пониженным настроением и неспособностью получить удовольствие. Различают послеродовую, алкогольную, сезонную, меланхолическую, острую, малую ее формы. К другим аффективным расстройствам относят дистимию (нарушение настроения), маниакально-депрессивный синдром.
  4. Маниакально-депрессивный синдром сопровождается чередованием вспышек депрессии и мании. Мания является обратно противоположным состоянием депрессии. Она проявляется выраженным повышением настроения, двигательным возбуждением и ускоренной психической деятельностью. Маниакальный синдром выделяют также как отдельную патологию.
  5. Невротические расстройства. Обратимые изменения психики, сопровождающиеся астеническим, навязчивым синдромами, истериями, а также снижением умственной и физической деятельности. Сюда относят неврозы, неврастении, обсессивно-компульсивные  и тревожные расстройства.
  6. Расстройства поведения. Эта группа заболеваний включает в себя нарушения со стороны питания – анорексия, булимия, сексуальные расстройства, нарушения влечений.
  7. Патологические изменения личности и поведения в зрелом возрасте. Сюда относятся параноидные, шизоидные, диссоциальные, эмоционально неустойчивые, смешанные нарушения. Стойкое нарушение личности, патологии привычек, стремление к поджогам и воровству, нарушение половой идентификации и полового предпочтения.
  8. Умственная отсталость. Характеризуется снижением когнитивных функций и проявляется в легкой, средней и тяжелой степени.
  9. Нарушения психического развития. Проявляется в отставании речевого развития, навыков счета, письма и чтения, двигательных и психомоторных функций.
  10. Эмоциональные и поведенческие расстройства детского и подросткового возраста.

Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

Если человек психически развит, у него в полной мере активизирована, как когнитивная, так и эмоциональная сфера. Благодаря ним, он является целостной личностью.

Дополнительная информация. Некоторые люди нередко поддаются эмоциональным порывам, но, несмотря на это, в сложных и ответственных ситуациях задействуют когнитивную сторону личности.

Взаимосвязь рациональной и эмоциональной сфер заключается в том, что, чем бы человек ни занимался, какую бы работу он ни выполнял, он не перестает чувствовать. Если у него начинают активизироваться эмоциональные порывы, он прикладывает все усилия к тому, чтобы логически осмыслить свои последующие поступки и последствия от них.

Как восстановиться после аффектов?

Чтобы восстановиться после аффектов важно дать нервной системе пополнить растраченные силы. Для возобновления психического равновесия человек нуждается в отдыхе и отвлекающих факторах

Что необходимо делать после аффекта

Сон. Он должен быть достаточно длительным, поскольку периоды быстрого и медленного сна одинаково важны для восстановления баланса процессов возбуждения и торможения в коре мозга.

Полноценное питание. Нервная ткань очень чувствительна к дефициту витаминов и питательных веществ, особенно в период нагрузок

Поэтому важно потреблять мясо, рыбу, яйца и молочные продукты, которые являются источником аминокислот и витаминов группы В. Возрастает и потребность в углеводах, необходимых для восполнения растраченных запасов энергии

В этом помогут фрукты, крупы, мед, черный шоколад. В период восстановления избегайте потребления алкоголя и тонизирующих напитков (кофе, чая).

Арт-терапия. Рисование, вышивка, лепка, любой вид творчества, где требуется применить фантазию, отвлекают от произошедшего и помогают привести в порядок мысли и чувства.

Физическая активность. Посильный физический труд дома или в саду, пешие прогулки, занятия спортом улучшают состояние психики. Работа мышц нормализует кровообращение, ускоряет выведение токсинов, улучшает работу мозга.

Социальная активность. Общайтесь с позитивными людьми и старайтесь быть полезным окружающим. Помогите людям, которые нуждаются в вашей поддержке материальной или моральной. Концентрация на проблемах другого человека повышает самооценку, чувство собственной значимости и веру в свои силы.

Медитация и аутотренинг. Регулярные занятия повышают устойчивость к стрессу, укрепляют нервную систему, позволяют спокойно реагировать на раздражители.

Физиотерапевтические процедуры улучшают кровообращение и устраняют мышечные спазмы, связанные с нервным напряжением, оказывают седативное действие.

  • ванны с морской солью, рапой, экстрактом хвои или лаванды, кислородные ванны;
  • душ – теплый, контрастный, циркулярный;
  • массажи – общий или шейно-грудного отдела позвоночника;
  • магнитотерапия;
  • электросон;
  • дарсонвализация воротниковой зоны;
  • светолечение

Фитотерапия. Рекомендовано принимать настои и отвары лекарственных трав или препараты на их основе:

  • чай из мяты или мелисы;
  • настойка пиона;
  • настойка пустырника;
  • комбинированная настойка из валерианы, пустырника и боярышника;
  • Персен;
  • Фитоседан;
  • Ново-пассит.

История аффекта

Историческая справка. В начале 20 века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Об аффектах говорили как об эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. По Витвицки, аффект – это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни». К аффектам он относил страх, ужас, гнев и т.п. К. Штумпф, считая чувства разновидностью ощущений, выделял аффекты как особый вид психических явлений. Постепенно утвердилось представление о некоторой самостоятельности аффекта, и при классификации эмоциональных явлений его стали выделять наряду с эмоциональным тоном, настроением и собственно эмоциями. Кроме других общеизвестных признаков аффектов, А. Н. Леонтьеввыделяет тот, который, по его мнению, отличает их от эмоций: аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в то время как эмоции предвосхищают события, которые еще не наступили. Эмоции и аффект также разделяются А. Ш. Тхостовым иИ. Г. Колымба. С их точки зрения, оба этих эмоциональных феномена представляют собой крайние точки некоего континуума, «задающие основные различия. Тогда аффект выступает как неуправляемое, зачастую беспредметное переживание, образующее натуральный базис эмоций».

Понятие и суть

Когнитивная сфера человека включает в себя все психические функции его организма, направленные на познание и изучение.

Данные процессы основаны на последовательном и логическом восприятии информации и ее обработке.

Таким образом, отличительными характеристиками когнитивной сферы принято считать такие черты, как логика и рациональность.

Когнитивная сфера включает в себя определенные процессы такие как внимание, память, восприятие новой информации, мышление, принятие тех или иных решений в зависимости от ситуации, логические обусловленные действия и воздействия в зависимости от принятого решения. Причем когнитивными данные процессы считаются только в том случае, если они направлены на познание чего-то нового, а не связаны с развлечениями или эмоциональными волнениями и привязанностями

Причем когнитивными данные процессы считаются только в том случае, если они направлены на познание чего-то нового, а не связаны с развлечениями или эмоциональными волнениями и привязанностями.

Аффекты

Гнев Отрицательно окрашенный аффект. Крайняя степень возмущения
Враждебность (Неприязнь) Комплекс аффектов: Гнев + Обида + Отвращение
Растерянность (аффект недоумения) Острое психопатологическое состояние, сочетающее эмоциональный (интенсивную тревогу) и когнитивный (острое чувство непонимания происходящего) компоненты
Страх
Ужас Разновидность аффекта — состояние человека под влиянием сильного страха (испуга), отличительной чертой которого является подавленность (оцепенение), иногда дрожь, в общем, отсутствие активной реакции по устранению источника страха
Оцепенение Состояние ступора или неподвижности
Радость
Восторг (Эйфория) Положительно окрашенный аффект или эмоция. Ощущается как очень мощное, внезапное, всезаполняющее чувство счастья, восторга
Оживление Активное движение, заметные проявления какой-либо деятельности

Общие принципы медикаментозной терапии

Медикаментозная терапия – основной и наиболее эффективный метод лечения психических расстройств. И является приоритетным способом терапии в период обострения психического заболевания.

Ее успех основан на правильном выборе психофармакологических веществ, способе их введения, а также изменении терапии в зависимости от проявлений болезни. Каждый случай ее назначения должен быть клинически обоснован и опираться на индивидуальные особенности пациента и на симптоматику расстройства.

Следует понимать, что психотропные средства действуют постепенно, по накопительной. То есть, не стоит ждать моментального эффекта с первых дней лечения.

Очень важно строго придерживаться дозировки и курса приема препаратов, назначенных врачом. При самостоятельном снижении дозы или внезапной его отмене наблюдаются психические нарушения в виде выраженной тревожности, плохого сна, галлюцинаторных обострений, а также соматические расстройства, связанные с вегетативной дисфункцией

Возможно также развитие синдрома отмены и резистентности к препарату. Поэтому по достижении стойкого положительного результата, дозу медикамента следует уменьшать постепенно.

Только в случае безрезультатного длительного медикаментозного лечения практикуют резкую отмену лекарства, вводимого в повышенных дозах. Через небольшой промежуток времени терапию возобновляют с применением метода зигзага – быстрого увеличения дозы.

Уделяется внимание и безопасности лекарственного средства. Дело в том, что многие психотические препараты выдают побочные реакции

Наиболее частые из них – упадок сил, отсутствие побуждения к действию, апатия, заторможенность, снижение двигательной активности. Все это носит название «поведенческая токсичность». К тому же существуют такие средства, которые несовместимы с другими медикаментами, применяемыми для лечения соматических заболеваний. Поэтому врач стремится назначать средства, максимально безопасные для здоровья пациента. Исключая также риск передозировки.

Метод введения препаратов зависит от состояния больного. Они могут быть назначены перорально (таблетки, сиропы, суспензии) или парентерально (внутримышечно). В период обострения прибегают к непрерывному их введению. В этом случае хороший эффект дают внутривенные или внутривенные капельные инъекции.

Классификация психофармакологических средств

Выбор препарата для лечения психических расстройств зависит от его симптоматики. Различают следующие группы психотических средств:

Название группы

Действие

Показания

Нейролептики

Антипсихотическое воздействие, седативный эффект, снижение выраженности психомоторных реакций, купирование чувства страха,

Психозы, тяжелые психические расстройства

Антидепрессанты

Антидепрессивный и стимулирующий эффект, снимают тревожность и раздражительность. Устраняют апатию, повышают настроение. Нормализуют сон и аппетит.

Депрессии, биполярное расстройство, навязчивые состояния, невроз, коррекция сна.

Транквилизаторы или анксиолитики

Устраняют тревожность и страх, проявляют успокаивающий и расслабляющий эффект, снотворное и противосудорожное действие

Тревожные расстройства

Нормотимики

Стабилизация настроения

Биполярное расстройство, депрессия, дистимия, шизотипическое расстройство

Снотворные

Снотворное, успокаивающее, расслабляющее

Расстройства сна

Ноотропы

Нормализуют метаболизм в тканях головного мозга. Улучшают умственную деятельность. Возобновляют когнитивные функции

Приобретенное слабоумие, невротические расстройства

Психостимулирующие средства

Активизация психической активности. Ускоряют мыслительные процессы, устраняют вялость и сонливость. Улучшают работоспособность, настроение.

Астенический синдром при различных психопатологиях

Какие бывают способы реагирования на аффект?

Способы реагирования на аффект зависят от особенностей нервной системы, ее состояния на момент стрессовой ситуации, а также жизненного опыта и установок личности. Однако нельзя однозначно предугадать, как поведет себя человек в состоянии аффекта. Нехарактерность – вот основная черта, отличающая человека в этом состоянии. Так тихий, воспитанный интеллигент может проявить вербальную и физическую агрессию, а покорная жена, доведенная до аффекта, может убить мужа в пылу ссоры.

При аффекте возможны следующие модели поведения

Оцепенение – возникает в том случае, когда сильная эмоция блокирует все функции организма, лишая человека возможности действовать.

Вербальная агрессия – крики, оскорбления, плач. Самая распространенная стратегия поведения при аффекте.

Физическая агрессия. В фазе аффективного взрыва человек вступает в драку. Причем в ход могут пойти любые предметы, находящиеся под рукой, что может быть очень опасно.

Убийство в ответ на провоцирующие действия. Причем не всегда действия обидчика могут быть адекватны аффективной реакции человека. Например, убийство в состоянии аффекта могут спровоцировать оскорбления или угрозы, а не реальная опасность для жизни.

Примеры когнитивных процессов

Когнитивная функция отличается рациональностью, наличием последовательности мыслей и действий, их логичностью.

Когнитивные процессы проявляются в момент чтения.

Открывая книгу, человек воспринимает буквы, слова, новую информацию, соотносит ее с теми знаниями, которые у него уже имеются, подключает воображение, чтобы наглядно представить себе картинку, описанную в книге, особенно, если речь идет о художественном произведении.

При письме также активизируются различные когнитивные процессы. Например, при написании сочинения человек уже представляет себе то, о чем будет писать, то есть подключает воображение.

Кроме того, важно не отвлекаться от процесса на какие-либо посторонние предметы, чтобы избежать орфографических, стилистических и других ошибок (активизируется внимание). Также необходимо запоминать, что уже было написано ранее, чтобы построить логически связный и красивый текст (активизируется память)

Также необходимо запоминать, что уже было написано ранее, чтобы построить логически связный и красивый текст (активизируется память).

Обучение, вне зависимости от того, какие вы приобретаете навыки или умения, не обходится без определенных когнитивных процессов.

Так, для того чтобы получить необходимую информацию, необходимо полностью на ней сконцентрироваться, не отвлекаясь ни на что другое

В этом помогает внимание

Память нужна для того, чтобы запомнить полученную информацию, отложить ее, соотнести с имеющимися уже познаниями для лучшего понимания. Воображение позволяет наглядно представлять себе, то, о чем идет речь.

Когнитивные процессы важны не только для получения и усваивания новой информации, они проявляются и в повседневной жизни.

Например, если девушка пытается сбросить вес, но видит перед собой гамбургер или кусочек торта, испытывает желание съесть их, но вовремя останавливает себя, мотивируя это тем, что сиюминутное удовольствие сведет на нет всю изнурительную работу по похудению.

Социальное взаимодействие

Отображение аффекта — важный аспект межличностного общения . Эволюционные психологи выдвинули гипотезу о том, что гоминиды эволюционировали с развитой способностью к чтению аффектов.

Эмоции изображаются как динамические процессы, которые опосредуют отношение человека к постоянно меняющейся социальной среде. Другими словами, эмоции рассматриваются как процессы установления, поддержания или разрушения отношений между организмом и окружающей средой по вопросам, имеющим значение для человека.

Большинство социальных и психологических явлений возникают в результате повторяющихся взаимодействий между несколькими людьми с течением времени. Эти взаимодействия следует рассматривать как многоагентную систему — систему, которая содержит несколько агентов, взаимодействующих друг с другом и / или со своей средой с течением времени. Результаты поведения отдельных агентов взаимозависимы: способность каждого агента достигать своих целей зависит не только от того, что он делает, но и от того, что делают другие агенты.

Эмоции — один из основных источников взаимодействия. Эмоции человека влияют на эмоции, мысли и поведение других; реакции других могут затем повлиять на их будущее взаимодействие с человеком, выражающим исходную эмоцию, а также на будущие эмоции и поведение этого человека. Эмоции действуют циклами, которые могут вовлекать множество людей в процесс взаимного влияния.

Аффекты, эмоции или чувства передаются другим через мимику , жесты рук , позу, характеристики голоса и другие физические проявления. Эти аффективные проявления различаются между культурами и внутри них и проявляются в различных формах, от самых дискретных выражений лица до самых драматичных и плодотворных жестов.

Наблюдатели чувствительны к эмоциям агентов и способны распознавать сообщения, которые они передают. Они реагируют на эмоции агента и делают выводы из них. Эмоции, которые демонстрирует агент, могут не быть достоверным отражением его или ее фактического состояния (см. Также « Эмоциональный труд» ).

Эмоции агентов могут влиять на четыре широких набора факторов:

  1. Эмоции других людей
  2. Выводы других лиц
  3. Поведение других людей
  4. Взаимодействие и отношения между агентом и другими лицами.

Эмоция может повлиять не только на человека, на которого она была направлена, но и на третьих лиц, наблюдающих за эмоцией агента. Более того, эмоции могут влиять на более крупные социальные объекты, такие как группа или команда. Эмоции — это своего рода сообщение, и поэтому они могут влиять на эмоции, атрибуцию и последующее поведение других, потенциально вызывая процесс обратной связи с исходным агентом.

Чувства агентов вызывают чувства у других с помощью двух предложенных различных механизмов:

  • Заражение эмоциями — люди склонны автоматически и бессознательно имитировать невербальные выражения. Подражание также происходит во взаимодействиях, включающих только текстовый обмен.
  • Интерпретация эмоций — человек может воспринимать агента как испытывающего определенную эмоцию и реагировать дополнительными или ситуативно соответствующими эмоциями. Чувства других расходятся с чувствами первоначального агента и некоторым образом дополняют их.

Люди могут не только реагировать эмоционально, но также могут делать выводы об эмоциональных агентах, таких как социальный статус или сила эмоционального агента, его компетентность и доверие к нему. Например, предположительно рассерженный агент также может считаться обладающим высокой властью.

Результаты исследования

Как мы можем наблюдать количественный параметр алексетимии снизился не выраженно. Тем не менее на сессиях можно было наблюдать, качественные изменения: осознание и выражение своих эмоций и чувств через движения, улучшение коммуникации пациентов и возможностью вербализировать свои эмоции. 

Несмотря на то, что все участники эксперимента по-прежнему находятся в зоне риска диагностирования алекситимии можно выявить положительную динамику и предположить эффективность метода танцевальной терапии при работе с этим параметром. Однако для этого потребуются боле широкие исследования.

Проективная методика «Человек под дождем» 

Можно наблюдать появление имажинарности и эмоциональной окраски рисунка, усложнение рисунка у некоторых участниках.

«До» 

«После»

«До» 

«После»

«Телесный анализ» Н.Ю. Оганесян 

Однозначно можно сказать о динамике репертуара движений, двигательной активности, пространственной ориентации и невербальных кинестетических коммуникаций в процессе танцевальной терапии. по методике телесного анализа Н.Ю. Оганесян. Наглядно представлено на диаграмме по каждому участнику:

Если говорить о качественных изменениях, то можно с уверенностью сказать о том, что фон настроения на занятиях всегда приподнят, девочки с радостью и нетерпением шли на сессии, стали лучше общаться в отделении, просить помощи у персонала, сплотились друг с другом. Уменьшилось кол-во протестных реакций, увеличился энергетический потенциал. Заметно снизилось стеснение при выполнении упражнений на импровизации, появилось желание поддержать друг друга во время танца. У двух участницы появился заметный прогресс в привлечении к целенаправленной деятельности.

Таким образом, обобщая полученные результаты можно отметить следующие изменения:

В эмоционально-волевой сфере:

По итогам прохождения группы у пациентов развивается произвольная регуляция мышечного тонуса, что способствует осознанию мышечных ощущений в разных частях тела, а также повышает ощущение целостности тела. Что в свою очередь позволяет повысить произвольную регуляцию своего эмоционального состояния. Понимание адекватного выражения своих ощущений, ситуативной уместности эмоций и чувств. В ходе терапии у пациентов сформировалось осознанное восприятие своих и чужих эмоций. Участники терапии научились выражать простые базовые эмоции при помощи жестов и движений. Невербально определять чужое эмоциональное состояние. Снизился уровень алекситимии. Настроение стало более стабильным и устойчивым, уровень тревожности снизился. Расширился диапазон эмоциональных реакций. Вследствие чего улучшился уровень коммуникации, появилась критичность к своему состоянию, повысилась адаптация к окружающей̆ среде (тест на алекситимию и проективная методика «человек под дождем»). 

В двигательной̆ сфере: 

Развитие координации движений и двигательной активности, повысило энергетический потенциал участников. Ориентация и освоение пространства дало возможность для творческого выражения. Расширение двигательного диапазона позволило лучше чувствовать и осознавать собственное тело, ощущать себя свободнее в телесных проявлениях. Наблюдается меньше кататонических состояний пациентов. В движениях появилась сила и прямота (достоверные увеличения по большому количеству шкал методики «Телесный анализ» Н.Ю. Оганесян). 

В когнитивной сфере: 

Важно отметить, что танцевальная терапия способствует не только выражению эмоций, но структурированию мышления, выстраиванию связи телесное выражение-эмоция-мысль. Курс ТДТ помог пациентам в коррекции произвольной концентрации и распределения внимания, навык удерживаться в заданной инструкции, повторять и запоминать движения терапевта. Дольше удерживаться в целенаправленной деятельности

Участие в группе позволило прикоснуться к развитию образного мышления во время импровизации и в танцах с предметом. Способствовало развитию мышечной и зрительной памяти при постановке элементов из структурных танцев. Расширило общий кругозор пациентов. Развитие слухового восприятия и чувства ритма помогло лучше структурировать и координировать свои мысли и движения

Дольше удерживаться в целенаправленной деятельности. Участие в группе позволило прикоснуться к развитию образного мышления во время импровизации и в танцах с предметом. Способствовало развитию мышечной и зрительной памяти при постановке элементов из структурных танцев. Расширило общий кругозор пациентов. Развитие слухового восприятия и чувства ритма помогло лучше структурировать и координировать свои мысли и движения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: