Леонард Берковиц Агрессия: причины, последствия и контроль

Аргументы против наказания как сдерживающего средства

Немало воспитателей
и специалистов-психиатров осуждают
использование наказания как попытки
повлиять на поведение детей. Сторонники
отказа от применения насильственных
методов сомневаются в нравственности
использования физического насилия,
даже в целях социального блага. Другие
специалисты настаивают на том, что
эффективность наказания маловероятна.
Оскорбленные жертвы, говорят они, могут
приостановиться в совершении осуждаемых
поступков, однако подавление будет лишь
временным. Согласно этому взгляду, если
мать шлепает своего сына за драку с
сестрой, мальчик может на время перестать
проявлять агрессию. Однако не исключена
возможность, что он ударит девочку
снова, особенно если полагает, что его
мать не увидит, как он это делает. Что
еще хуже, с точки зрения сторонников
насильственных методов, он может даже
стать более агрессивным.

Противостояние
физическим наказаниям в школах.
Те
же возражения, особенно возможность
нежелательных побочных эффектов,
направлены против использования телесных
наказаний в школах. Еще в большей степени,
чем наложение физического наказания,
говорят оппоненты, избиение ударяет по
самолюбию подростков и может даже
усилить их непокорность. Кроме того,
удар ребенка указкой или линейкой по
ягодицам ничего не решает. Столкнувшись
с этими протестами, двадцать американских
штатов запретили телесные наказания в
школах; девять из этих запретов вступили
в силу закона в период с 1987 по середину
1990 года. Противники такой практики в
Европе даже более единообразны. Что
касается этого вопроса, ни одна европейская
нация, за исключением Великобритании,
не позволяет своим учителям физически
наказывать учеников за нарушения
дисциплины.

________________


Возможные
опасности приклеивания ярлыков.
Социологи также определили другие
возможные недостатки использования
наказания в качестве процедуры социального
контроля. Концепция социологов, известная
кактеория приклеивания ярлыков,
утверждает, что многие становятся людьми
с отклонениями в результате того, что
им приклеивают ярлык «правонарушителя».
Так как общество опасается их как дурных
людей, их самоидентичность изменяется.
Они начинают думать о себе как о людях
вне закона и действуют соответственно.
С этой точки зрения люди, наказанные
системой уголовного правосудия, слишком
подходящие объекты для навешивания
ярлыка — сами себе или другими —
«человека с отклонением от нормы» и
«правонарушителя». Вместо того чтобы
удержать их от правонарушений, наказание
увеличивает вероятность совершения
будущих преступлений, так как они
действуют согласно этой идентичности
(эта концепция обсуждается в:Gibbons,
1987;Sherman&Berk,
1984 а).

Наказание часто
бывает неэффективным в случае с
психопатами.
Что бы я ни говорил,
неоспоримо, что угроза наказания особенно
неэффективна для некоторых типов людей,
особенно для психопатов. Как я уже
упоминал в главе 5, эти люди имеют
тенденцию быть в высшей степени
импульсивными. По исследованию Джозефа
Ньюмена (JosephNewman’s),
психопаты часто упорствуют в своем
поведении, они расположены всегда играть
свою роль, даже когда им становится
доступной информация, указывающая на
то, что их поведение неуместно и оно,
возможно, будет наказано. Резонно
предположить тогда, что, если психопаты
сильно расположены напасть на кого-либо,
они могут быть совершенно невосприимчивы
к информации об угрозе наказания.
Фокусируясь на своем желании нанести
вред тому, кто провоцировал их (цель их
агрессии), они не сдерживают себя, так
как не думают о возможных негативных
последствиях своего поведения (см.,
например:Newman1987).

Унаследуют ли дети биполярное расстройство?

По данным Centre for Clinical Interventions, дети пациентов с биполярным расстройством имеют риск наследования болезни 8%. По данным Bebbington (2004) вероятность получить биполярное аффективное расстройство по наследству — 5-15%. При этом в два раза выше вероятность, что у родственников биполярных пациентов разовьется униполярная депрессия (то есть обычная депрессия без второго полюса — без мании/гипомании).

Это ни в коем случае не говорит о том, что не нужно заводить детей. Это повод заботиться о биологической, психологической и социальной составляющей их развития. Не забывайте, что вероятность остаться здоровыми у детей пациентов с БАР — 65-75%.

Басс-Дарки

Теория Арнольда Басса говорит о том, что агрессия – это любой вид угрожающего или наносящего ущерб поведения. Басс разделял понятие агрессии и враждебность, которую он определял, как развивающую негативные чувства реакцию.

В 1957 году Басс совместно с Энн Дарки разработали методику диагностики агрессивного поведения с помощью опросника, состоявшего из 75 утверждений, на которые опрашиваемый отвечал «да» или «нет». В этом опроснике Басс и Дарки выделили восемь видов агрессивной реакции:

  • Физическая агрессия;
  • Вербальная агрессия;
  • Косвенная агрессия;
  • Раздражение;
  • Негативизм;
  • Обида;
  • Подозрительность;
  • Чувство вины.

Сейчас метод диагностики состояния агрессии Басса-Дарки пользуется большой популярностью по всему миру.

В чем причины биполярного расстройства психики?

К сожалению, наука не может ответить, почему возникает БАР. Известно только, что в этом участвует много взаимодействующих друг с другом факторов.

Сейчас возникновение и развитие болезни рассматривают через биопсихосоциальную модель (БПСМ). Согласно этой модели, на развитие заболевания влияют три фактора — биологический, психологический и социальный.

Биологический фактор включает в себя генетику, физиологические и биохимические особенности организма.

К психологическим факторам развития биполярного расстройства относятся количество и интенсивность стрессовых переживаний, копинг-стратегии, особенности характера, эмоциональной сферы, мышления.

Социальные факторы — культурно-политическая обстановка, экономическое положение, микросоциальная среда (семья, друзья, профессиональная среда, знакомые).

Возникновение и развитие БАР обусловлено не одним из этих факторов, а является следствием их взаимодействия.

Вопросы типа «Почему я?», «Из-за чего возникает БАР?», на которые невозможно получить ответ, называются руминациями. Мыслительные цепочки, которые возникают при обдумывании таких вопросов не приводят к ответу, а приводят к снижению настроения, повышению тревоги и чувству безысходности. Переключиться или абстрагироваться от таких мыслей помогут психотерапевтические техники и общение с близкими людьми.

Похожие:

АгрессияБэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») Тема: Психология гендерных различий и сходствПричины интереса обывателей и учёных к гендерным различиям и последствия этого интереса (2 человека)
Развал СССР причины и последствия. ОглавлениеГлавной темой книги стала величайшая трагедия XX века — развал великой державы — Союза Советских Социалистических республик Урок по истории России в 7 классе «Россия при Павле I»Образовательная: Сформировать представление у учащихся о внутренней и внешней политике Павла I,познакомить учащихся с личностью ПавлаI….
1 Основными видами контроля успеваемости учащихся являются: Текущий…Мбоудод «Налобихинская дмш» осуществляет текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся в соответствии… 3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani)Анализ спроса на деньги позволяет выявить, какие причины вызывают заинтересованность хозяйственных субъектов и домашних хозяйств…
Стариков В. В. Четыре типа личности: психолог, техник, спикер и теоретикКак определить степень пригодности на роль политика, артиста или руководителя? В чём состоят причины преступности и безработицы,… Рейфман Ирина Ритуализованная агрессия: Дуэль в русской культуре и литературеМихаила Лунина, написанной Натаном Эйдельманом, в работах Ю. М. Лотмана, посвященных русским дуэлям, в «романе в документах» Я. А….
Нил Барнард, доктор медицины, основатель и президент Комитета врачей…Скрытые причины пищевых пристрастий и 7 шагов к естественному освобождению от них Уроки 3-4 классовРубежный контроль по итогам 1 четверти во 2-4 классах по русскому языку и математике

Литература

Литература

Об авторе

Леонард Берковиц,
профессор психологии университета
Висконсин-Мэдисон, рос и учился в
Нью-Йорке. Докторскую степень получил
в 1951 году в Мичиганском университете,
после службы в воздушных силах Соединенных
Штатов Америки. С 1955 года преподает в
университете Висконсии-Мэдисон, в то
же время принимая участие в деятельности
Стэнфордского, Оксфордского, Корнеллского,
Кембриджского университетов, Центра
продвинутого курса изучения бихевиоральных
наук, а также университетов Западной
Австралии и Мангейма. Профессор Берковиц
был одним из инициаторов экспериментальных
исследований проявления альтруизма и
содействия, но начиная с 1957 года он
практически всецело посвятил себя
изучению влияния ситуации на агрессивное
поведение, прибегая при этом не только
к лабораторным экспериментам, но и к
полевым интервью с людьми, совершившими
насильственные преступления в США и
Англии.

Автор около 170
статей и книг, в которых главным образом
говорится об агрессии, Берковиц также
был редактором хорошо известной серии
книг о социальной психологии AdvancesinExperimentalSocialPsychology,
начиная с 1964 года и вплоть до своей
отставки с этого поста в 1989 году. Он
написал большое количество учебников
по социальной психологии, являлся членом
редакционного совета нескольких
журналов, посвященных социальной
психологии, возглавлял Издательский
совет Американской психологической
ассоциации, подразделения Американской
психологической ассоциации, занимающиеся
проблемами личности и социальной
психологии, а также Международное
сообщество исследований агрессии.
Берковиц удостоен премий Американской
психологической ассоциации и Объединения
экспериментальной социальной психологии.

В связи с данной
работой небезынтересно отметить, что
научная карьера Берковица получила
первый резкий толчок в 1962 году, после
публикации издательством McGraw-Hillего книгиAgression:AsocialPsychologicalAnalysisи символично, что то
же самое издательство издает ту же самую
работу, когда карьера Берковица близка
к завершению.

Фрейд

Имя Зигмунда Фрейда, автора знаменитой Теории бессознательного, известно во всем мире. Однако психоаналитик работал и над проблемами агрессивности, совместно с дочерью, Анной Фрейд, создав Теорию влечения.

Суть этой теории в том, что человеческая агрессия инстинктивна и неизбежна по своей природе. По Фрейду, человек сочетает в себе два наиболее важных инстинкта: сексуальный (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Первый направлен на сохранение и продолжение жизни, второй – на разрушение и смерть.

Между двумя этими энергиями постоянное напряжение, и механизмы психологической защиты «выталкивают» энергию Танатоса на поверхность. Таким образом агрессия выводится наружу, и это неизбежно, так как такая энергия, направленная внутрь, ведет к разрушению личности.

Фромм

Эрих Фромм, немецкий психоаналитик, исследовал феномен человеческой агрессии на протяжении практически все своей жизни. Его труд нашел свое воплощение в книге «Анатомия человеческой деструктивности», которая была опубликована, когда автору было уже 73 года.

По концепции Фромма, агрессивность делится на доброкачественную и злокачественную, или деструктивную. Первый тип относится к инстинктивным реакциям, тогда как второй – явление экзистенциального свойства, исключительно социальное, его истоки лежат в характере человека.

Также по мнению ученого агрессивность – очень сложное явление, сочетающее в себе как генетические предпосылки, так и обусловленность социальными и прочими причинами. Он доказал, что биологически в человеке заложена лишь оборонительная, защитная агрессия. Проявление жестокости, деструктивность – продукт социума.

Фромм

Эрих Фромм, немецкий психоаналитик, исследовал феномен человеческой агрессии на протяжении практически все своей жизни. Его труд нашел свое воплощение в книге «Анатомия человеческой деструктивности», которая была опубликована, когда автору было уже 73 года.

По концепции Фромма, агрессивность делится на доброкачественную и злокачественную, или деструктивную. Первый тип относится к инстинктивным реакциям, тогда как второй – явление экзистенциального свойства, исключительно социальное, его истоки лежат в характере человека.

Также по мнению ученого агрессивность – очень сложное явление, сочетающее в себе как генетические предпосылки, так и обусловленность социальными и прочими причинами. Он доказал, что биологически в человеке заложена лишь оборонительная, защитная агрессия. Проявление жестокости, деструктивность – продукт социума.

Причины

Психические и психологические причины агрессивного поведения у взрослых и подростков:

  • употребление снотворных лекарств
  • злоупотребление препаратами из группы антидепрессантов
  • проблемы на работе
  • неполадки в личной жизни
  • отсутствие отдыха при интенсивной рабочей загруженности

Мотивы агрессии могут быть такие:

  • враждебные (гнев, ненависть, ярость, эмоциональный срыв)
  • патологические (это следствия психических нарушений: галлюцинации, бред, психозы)
  • авторитарные (связанные со стремлением к власти, человек стремится быть выше окружающих, контролировать их и подчинять)
  • гедонистические (агрессия приносит человеку удовлетворение: моральное или физическое)
  • психической саморегуляции (агрессия помогает человеку обрести психологический комфорт и внутреннюю гармонию)
  • отрицания (агрессивное поведение в таких случаях — способ нарушения существующих правил, норм, законов)

Отдельно некоторые исследователи рассматривают мотивы следования, приобретения и достижения, защитные мотивы агрессии.

Теории агрессивного поведения

Таких теорий существует множество. Наибольшее распространение получили теории Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Агрессию делят на 4 категории:

  • потребность, которая вызвана внешними факторами (этот механизм объясняется фрустрационной теорией)
  • врожденная особенность (объясняется теорией влечения)
  • форма поведения в обществе
  • познавательные и эмоциональные процессы

Лоренц

Конрад Лоренц предложил эволюционный подход, согласно которому агрессия базируется на природном инстинкте борьбы за выживание. Ученый считал, что агрессивная энергия вырабатывается в организме человека непрерывно и постоянно, прорываясь под действием определенных стимулов в случае превышения предельного количества.

Также по теории Лоренца любые живые существа имеют способности к подавлению агрессии. При этом опасные хищники имеют сильные сдерживающие центры, а люди, относящиеся к менее опасным, сдерживаются слабо – этим объясняется высокий уровень насилия людей по отношению к своему виду.

Басс-Дарки

Теория Арнольда Басса говорит о том, что агрессия – это любой вид угрожающего или наносящего ущерб поведения. Басс разделял понятие агрессии и враждебность, которую он определял, как развивающую негативные чувства реакцию.

В 1957 году Басс совместно с Энн Дарки разработали методику диагностики агрессивного поведения с помощью опросника, состоявшего из 75 утверждений, на которые опрашиваемый отвечал «да» или «нет». В этом опроснике Басс и Дарки выделили восемь видов агрессивной реакции:

  • Физическая агрессия;
  • Вербальная агрессия;
  • Косвенная агрессия;
  • Раздражение;
  • Негативизм;
  • Обида;
  • Подозрительность;
  • Чувство вины.

Сейчас метод диагностики состояния агрессии Басса-Дарки пользуется большой популярностью по всему миру.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НАСИЛИЯ

Различные типы взаимодействия при совершении насилия

Изменение уровня убийств
Снижение Без изменений Увеличение
А. Более 500 погибших в сражениях на 1 млн. довоенного населения
Страны-победители США (II)* Канада (II)Англия (I)Франция (I)Япония (в русско-японскойвойне 1905г.) Австралия (II)Бельгия (I)Англия (II)Франция (II)Италия (I)Нидерланды (II)*Новая Зеландия (II)Норвегия (II)Португалия (I)Южная Африка (II)США (I)
Страны, потерпевшие поражение Финляндия (II)Венгрия (I) Болгария (I)+Германия (I)Венгрия (II) (1956,после конфликта с СССР)Италия (II)Япония (II)
В. Менее 500 погибших в сражениях на 1 млн. довоенного населения
Страны-победители Израиль (1956, война в Синае)Италия (1896, война с Эфиопией)Италия (1936, война с Эфиопией) Япония (1932, конфликт с Манчжурией) Израиль (1967, Шестидневная война)Япония (1894, первая японско-китайская война)Япония (I)Пакистан (1965, вторая война в Кашмире)
Страны, потерпевшие поражение Индия (1962, приграничная война с Китаем) Египет (1956, Синайская кампания)Индия (1965, вторая война в Кашмире) Иордания (1967, Шестидневная война)

+Обозначения:Первая модель, инструментальное действие, характеризуется тем, что и жертва и преступник действуют с целью максимизации своих выгод и минимизации своих издержек в опасной ситуации. Убийство во время грабежа рассматривается как инструментальное действие.Вторая модель, импульсивное действие, характеризует неинструментальное поведение

При ней соотношение издержки/выгода не имеет значения, важно только желание причинить боль или убить11Block(1977), р. 9. Предыдущая сноска относится к Williams& Flewellmg(1988)

Предыдущая сноска относится к Williams& Flewellmg(1988).

Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия

Пример 4. Преступник, его жертва и трое их приятелей ехали на автомобиле за город и пили вино и пиво. В какой-то момент жертва начала смеяться над машиной преступника, которую он, жертва, неделю назад поцарапал. Преступник спросил, почему он смеется. Он ответил, что эта машина просто старый хлам. Преступник остановил автомобиль, и все вышли. Он попросил жертву повторить сказанное. Когда жертва повторила свое мнение о машине, преступник ударил этого человека и сбил с ног. (После этого жертва была убита.) (Luckenbill, 1977, р. 182)Пример 28. Когда преступник вошел домой через черный ход, его жена сказала своему любовнику, жертве: «Это — …». Жертва вскочил на ноги и начал торопливо одеваться. Преступник, крича имя жены и не получая ответа, вошел в спальню. Он обнаружил раздетую жену и полуодетую жертву. Ошарашенный муж спросил: «Почему?» Жертва ответил: «Разве вы никогда не любили? Мы любим друг друга». Позднее преступник утверждал: «Если бы они были пьяны или еще что-нибудь в этом роде, я бы заметил это. Я имею в виду, что сам знаю, как это бывает. Но когда он сказал, что они любят друг друга, тут я и сделал это» (Luckenbill, 1977, р. 180).

По каким симптомам ставится диагноз «биполярное расстройство»? Как проявляется болезнь?

Болезнь БАР характеризуется сильными перепадами настроения. Настроение на несколько месяцев, недель или (реже) на несколько часов «впадает в крайности» — становится слишком веселым и слишком плохим.

Мания или гипомания — это повышенное настроение и бурная физическая и психическая активность

Умственная деятельность становится неоднородной — внимание улавливает каждую деталь, но его сложно надолго сконцентрировать на чем-то одном. Мысли постоянно «скачут», одна идея быстро сменяется другой

Все эмоции усиливаются: радость — до эйфории, раздражение и обида — до агрессии, подозрительность — до паранойи. Физическая активность также повышается: спать почти не хочется (три часа сна кажется достаточно), сексуальное влечение возрастает. Поведение становится импульсивным, безрассудным, иногда даже авантюрным и эксцентричным. Человек может стать одержимым какой-то идеей. В эпизоде мании могут появиться бред и галлюцинации.

Гипомания нравится всем, кто ее хотя бы раз переживал. При гипомании, в отличие от мании, реже возникают бред или галлюцинации, сохраняется критичность, агрессия ниже. Тем не менее, гипомания — это не нормальное для психики состояние, мозг работает в усиленном режиме. На ускорение психических процессов идут резервные ресурсы, а когда они заканчиваются, наступает полное истощение. При гипомании психика как бы бежит спринт. Представьте, если вы всю жизнь будете только бегать — организм быстро истощится и износится. Так же и с психикой. Гипомания может переходить в более неприятные состояния — манию или депрессию.

Другим признаком биполярного расстройства будет не просто плохое настроение, а депрессия, от легкой непродолжительной до тяжелой длительной. Здесь все наоборот. Активность падает: когда нужно что-то делать, нет ни сил, ни желания

Умственная деятельность дается еще сложнее: кроме отсутствия желания и сил, сложно сконцентрировать внимание, вспомнить, проанализировать, принять решение. Переживание эмоций притупляется, за исключением обостряющихся обидчивости, чувства вины, безысходности, растерянности, тревоги или безразличия

Меняется аппетит, появляется бессонница или чрезмерная сонливость. Даже если вы очень жизнелюбивый человек, при тяжелой депрессии появляются суицидальные мысли. При выраженной депрессии могут возникать бредовые идеи, галлюцинации.

Эти фазы могут сменять друг друга, могут проявляться одновременно. Длительное время может проявляться только один полюс — тогда даже врачи вместо правильного диагноза «БАР» могут сначала поставить «депрессию». Перерывы между эпизодами (интермиссии) у всех разные — это может быть месяц, год, три года, пять лет.

У здорового человека смены активности психических процессов не столь контрастны, в большей степени поддаются регулированию. Они не приводят к ухудшению повседневного функционирования — человек может успешно справляться с возлагаемыми на него профессиональными, академическими обязанностями, устанавливать и поддерживать отношения с окружающими.

Послевоенные изменения уровня убийств как функция относительного количества погибших в сражениях и исхода войны

Изменение
уровня убийств

Снижение

Без изменений

Увеличение

А. Более 500
погибших в сражениях на 1 млн. довоенного
населения

Страны-победители

США (II)*

Канада (II)

Англия (I)

Франция (I)

Япония (в
русско-японской
войне 1905г.)

Австралия (II)

Бельгия (I)

Англия (II)

Франция (II)

Италия (I)

Нидерланды (II)*

Новая Зеландия
(II)

Норвегия (II)

Португалия (I)

Южная Африка
(II)

США (I)

Страны,
потерпевшие поражение

Финляндия (II)

Венгрия (I)

Болгария (I)+

Германия (I)

Венгрия (II)
(1956,
после конфликта с СССР)

Италия (II)

Япония (II)

В. Менее 500
погибших в сражениях на 1 млн. довоенного
населения

Страны-победители

Израиль (1956, война
в Синае)

Италия (1896,
война с Эфиопией)

Италия (1936,
война с Эфиопией)

Япония (1932,
конфликт с Манчжурией)

Израиль (1967,
Шестидневная война)

Япония (1894,

первая японско-китайская война)

Япония (I)

Пакистан (1965,
вторая война в Кашмире)

Страны,
потерпевшие поражение

Индия (1962,
приграничная война с Китаем)

Египет (1956,
Синайская кампания)

Индия (1965,
вторая война в Кашмире)

Иордания (1967,
Шестидневная война)

* Для США (II), Канады
(II) и Нидерландов (II) данные включают
предумышленные и непредумышленные
убийства.

+Данные по
Болгарии относятся к преступлениям,
совершаемым против личности, включая
убийства.

ОбозначенияI — до и после Первой мировой войны; II —
до и после Второй мировой войны.

Инструментальное
убийство, при котором преступника в
первую очередь интересует достижение
какой-либо иной цели, а не смерти жертвы,
далеко не то же самое, что совершение
убийства под воздействием эмоций.
Несколько исследователей криминальных
убийств оспаривают такое разграничение.
Как уже отмечалось, Вильяме и Флюеллинг
выделяют убийства, совершаемые в процессе
других уголовных преступлений (которые
я называю «инструментальными»), и
убийства, являющиеся следствием
напряженного межличностного конфликта.
В том же духе и Ричард Блок говорит о
«двух моделях поведения». Анализируя
убийства в Чикаго, он отмечает:

Перваямодель,инструментальноедействие,характеризуетсятем,чтоижертваиконкретныйпреступникдействуютсцельюмаксимизациисвоихвыгодиминимизациисвоихиздержеквопаснойситуации. Убийствововремяграбежарассматриваетсякакинструментальноедействие.

Втораямодель,
импульсивноедействие,
характеризуетнеинструментальноеповедение

Принейсоотношениеиздержкивыгоданеимеетзначения,
важнотолькожеланиепричинитьбольилиубить1

_________________

1Block(1977), р. 9. Предыдущая сноска относится
к
Williams&Flewellmg(1988).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: