Дарвиновская концепция
Не только профаны
говорят об инстинктах в свободной и
двусмысленной манере. Специалисты и
ученые часто не соглашаются друг с
другом относительно смысла этого
термина. Нередко они даже противоречат
сами себе, так как с годами дефиниции
меняются. Даже Чарльз Дарвин, работы
которого, опубликованные еще в XIX веке,
до сих пор оказывают сильное влияние
на современный анализ человеческого
поведения, был непоследователен в
применении этого термина. С. Г. Вир в
своей статье, опубликованной в таком
авторитетном издании, как «Энциклопедия
социальных наук» (Encyclopedia of the Social
Sciences), описал изменение взглядов Дарвина:
тот рассматривал инстинкты то как
драйвы, побуждающие человека к особенному
типу поведения, то как поведенческие
тенденции (например, кураж) или проявления
чувств (таких, как симпатия), или
придерживался более близкого современной
науке взгляда, определяя инстинкты как
стереотипные поведенческие паттерны,
характерные для данного вида (например,
строительство улья у пчел) (Вeer,
1968, р. 363-372).
Большинство
дискуссий на тему инстинкта, включая
работы Фрейда и других психоаналитиков,
использовали концепцию инстинктов, в
основе схожую с той, которую развивал
Дарвин в своей классической работе 1871
года «Происхождение человека». В этой
книге Дарвин рассматривал инстинкт в
основном как влечение или импульс,
побуждающий животное стремиться к
определенной цели. Именно цель, а не
что-то еще определяет природу данного
инстинкта, настаивал он, цель, а не
специфические действия животного.
Животное не всегда ведет себя одинаково,
когда пытается добыть еду, пару или
убежище. Самое большое значение имеют
цели животного. Более того, по Дарвину,
инстинкты не обязательно направлены
на поиск удовольствия и стремление
избегнуть боли. Он думал, что более
«вероятно, что инстинкты являются
простой наследственной силой, не
стимулированной ни удовольствием, ни
болью» (Darwin, 1871/1948, р. 477).