Что такое агрессия

Последствия повышения уровня агрессии

Повышенный уровень агрессии − явление патологическое и требует своевременной коррекции. Советский криминалист Ю. Н. Антонян в своей книге «Личность преступника» указывает на то, что изучение личностей преступников показало высокий уровень импульсивности этих людей, склонность действовать по первому побуждению, агрессивность, трудности в адаптации. Подобные характеристики являются первопричиной, субъективной предрасположенностью к совершению преступлений

Важно отметить, что девиантное поведение правонарушителей нередко является симптомом более глубоких проблем, таких как алкоголизм, психопатия, олигофрения, остаточные явления черепно-мозговых травм, органические заболевания центральной нервной системы и некоторые другие расстройства психики. Так, многие исследования показали, что среди убийц и преступников, виновных в нанесении тяжкого вреда здоровью большое количество психопатов и лиц с психопатоподобными состояниями, а среди преступников, совершивших изнасилования — олигофренов и лиц с явлениями органического поражения центральной нервной системы

Если агрессивное поведение является следствием психических болезней, этим безусловно должны заниматься специалисты – медики. Но как человек в трезвом уме и здравом рассудке решается на совершение насильственных действий? Почему люди совершают шаг назад на ступенях эволюции и деградируют до животного? Вероятно, дело в том, что потакать своим инстинктам всегда легче, нежели совершать разумные сознательные действия. А вести себя осознанно – это всегда тяжелый труд для тех, кто хочет измениться и приобрести новые модели поведения.

Источники:
  1. Бэрон, Р. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон.– СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
  2. Конрад, Л. Агрессия (так называемое «зло») −М.: Прогресс: Универс,1994. – 272 с.
  3. Антонян, Ю. М. Личность преступника/ Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 366 с.
  4. Савельев, С. Агрессия // youtu.be/vOWOhgISLc4
  5. Фрейд, З. Я и Оно. Тбилиси: Мерани, 1991.

Редактор: Бибикова Анна Александровна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Типы вербальных реакций

Проявление агрессии в вербальной форме согласно А. Бассу разделяется на три основных типа:

  1. Отвержение – реакция, которая строится по типу «иди прочь» и более грубые формы.
  2. Враждебные замечания – формируются по принципу «твоё присутствие меня раздражает».
  3. Критицизм – агрессия, направленная не конкретно на человека, а на его личные предметы, работу, одежду, прочее.

Психологи выделяют также другие формы враждебности. Так, согласно Х. Хекхаузену, существует инструментальная и враждебная агрессия. Враждебная является самоцелью и приносит непосредственный вред другому человеку. Инструментальная же — промежуточное явление в достижении какой-либо цели (например, вымогательство).

История

Гипотеза фрустрации-агрессии возникла в 1939 году в форме монографии, опубликованной Институтом человеческих отношений Йельского университета. Психологами Йельского университета, написавшими монографию, были Джон Доллард, Леонард Дуб, Нил Миллер, О. Х. Моурер и Роберт Сирс. Книга основана на многих исследованиях, проведенных группой, которые касались множества дисциплин, включая психологию , антропологию и социологию . Йельская группа использовала марксизм , психоанализ и бихевиоризм на протяжении всего исследования. Их работа « Разочарование и агрессия» (1939) вскоре оказала влияние на объяснение теорий агрессивного поведения. Их теория применима к людям, но также и к животным. Книга вызвала споры по этому поводу, в результате чего появилось более 7 статей, критикующих новую теорию. « Психологический обзор» и « Чтение по социальной психологии» — две газеты, в которых были опубликованы статьи на эту тему. Многие социологи отвергли довольно строгое определение реакций фрустрации, а также то, как понятие фрустрации определяется само по себе. К 1941 году группа Йельского университета изменила свою теорию после многочисленных критических замечаний и исследований, опубликованных другими психологами. После этого многие пионеры в мире социальных наук модифицировали и привнесли свои знания в исходную теорию.

В 1989 году Берковиц опубликовал статью « Гипотеза фрустрации-агрессии: исследование и переформулирование» , в которой рассмотрел несостоятельность эмпирических исследований, направленных на проверку гипотезы, а также ее критику. Он предложил модификацию гипотезы, которая учитывала бы негативный эффект и индивидуальные приписывания. Совсем недавно Брейер и Эльсон опубликовали исчерпывающий обзор теории фрустрации-агрессии . Авторы заявили, что, несмотря на большое количество эмпирических исследований, изучающих связь между фрустрацией и агрессивным поведением, наблюдается сокращение количества исследований, которые конкретно относятся к гипотезе фрустрации-агрессии. Брейер и Элсон предполагают, что использование гипотезы фрустрации-агрессии в качестве теоретической основы для литературы об агрессии имеет смысл и что эта теория может найти новые применения в других областях, таких как психология СМИ.

Причины агрессии у детей

У детей даже самого раннего возраста существует две формы агрессии: недеструктивная и врожденная деструктивность:

  • Недеструктивная агрессия – форма защитного поведения, направленная на достижение цели, самоутверждение, приобретение опыта.
  • Врожденная деструктивность – злобное и опасное для окружающих поведение. Что интересно, врожденная деструктивность не проявляется сразу после рождения, в отличие от недеструктивной агрессии. Врожденное поведение активируется после сильного стресса или боли.

Основная причина агрессии у детей – пример из окружения. Ни игры, ни фильмы не оказывают такого влияния. Особенно разрушающе влияет насилие над самим ребенком. Те, кто испытал на себе насилие и агрессию, становятся агрессивными в отношении других.

Причины агрессии у подростков и взрослых

К причинам агрессивности у взрослых людей относится:

  • агрессия в семье;
  • характер взаимоотношения со сверстниками.

Научно доказано негативное влияние наказаний на ребенка. Родительские наказания таят следующие опасности:

  • пример агрессии;
  • избегание родителей или оказание им сопротивления;
  • слишком эмоциональное для ребенка наказание со временем останется в памяти как беспричинное;
  • ребенок под страхом наказания может изменить свое поведение, но эти нормы вряд ли станут его внутренними убеждениями.

Вносят свою лепту и социальные факторы:

  • препятствия к удовлетворению потребностей, вызывающие фрустрацию;
  • провокации извне;
  • пропаганда жестокости и насилия в СМИ;
  • повышенное возбуждение и волнения в обществе;
  • чрезмерная эмоциональность человека, мешающая принимать адекватные решения и предугадывать результаты.

Как я уже говорила, по большому счету можно считать, что человек агрессивен по отношению к самому себе. Но иногда такая неудовлетворенность собой выливается на окружающих. Особенно на тех, кто по мнению агрессора виновен в его несостоятельности.

Факторы, способствующие повышению уровня агрессивности

Самосознание — что это такое, понятие и виды

Не стоит думать, что агрессивность – это постоянная черта личности. Агрессивное поведение это в психологии ответная реакция на возникающий дискомфорт. Это значит, что существуют факторы, способствующие повышению агрессивности. К ним относятся:

  • Возникновение чувства ненависти к кому-либо;
  • Участие человека в конфликте;
  • Дискомфорт из-за нарушения личных границ человека;
  • Ожидание мести или агрессии со стороны окружающих;
  • Неблагоприятные климатические условия или температурный режим в помещении;
  • Большое скопление людей в ограниченном пространстве;
  • Пребывание человека в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Сексуальное возбуждение.

Виды агрессии

Можно выделить 5 видов агрессии:

  • физическая (прямое причинение морального или физического вреда);
  • вербальная (словесная агрессия);
  • экспрессивная (выражение через невербальные средства);
  • косвенная (направленная и ненаправленная агрессия в сторону не истинного объекта раздражения, а более доступного);
  • прямая (воздействие на сам объект раздражения);
  • раздражение (готовность проявить агрессию);
  • негативизм (оппозиция, пассивное сопротивление перед активной борьбой).

Существуют и другие классификации агрессии. Обобщенно их можно представить через описание ключевых свойств агрессии, вокруг которых построены классификации:

  • направленность (на себя, на предмет, на живой объект);
  • наблюдаемость (скрытая или открытая агрессия);
  • мера выраженности (частота, длительность);
  • пространство проявления (дом, улица);
  • характер психических действий (физическая, в мечтах, в словах);
  • по социальной опасности (юридически наказуемые или ненаказуемые агрессивные действия).

Кроме этого, агрессия может быть индивидуальной или коллективной. Ненависть, зависть, обида тоже вариант агрессии.

Также агрессия может быть направлена на внешний мир (гетероагрессия) или на внутренний мир, то есть самого человека (аутоагрессия). В зависимости от причины появления агрессия бывает реактивной (ответ на раздражение от ссоры, конфликта) и спонтанной (неожиданные выплески в результате психических проблем или накопительного эффекта от терпения). По направленности агрессия бывает целевой (причинение вреда) или инструментальной (победа в соревнованиях, работа медика).

Нейробиологические факторы

Некоторые исследования показали, что неприятные и столь же угрожающие события могут вызывать чувство агрессии. Это основано на учете, что одна из наших нейронных систем отвечает за выполнение основных реакций на угрозу. Так получилось, что одна из этих основных реакций этой системы — агрессия. Система состоит из миндалевидного тела, гипоталамуса и, наконец, периакведуктального серого вещества (PAG). Более подробно, исследования показывают, что когда кто-то находится под угрозой или разочаровывается некоторыми стимулами, части нашей лобной коры, то есть наши Активируется орбитальная, медиальная и вентролатеральная лобная кора, которая работает в тандеме с нашей системой реагирования на угрозы, миндалевидное тело-гипоталамус-PAG. Проще говоря, угрожающие события генерируют больше потенциалов действия в областях лобной коры, которые затем передаются на миндалину-гипоталамус-PAG. Именно в этой базовой системе реагирования на угрозы решение о том, какой ответ следует принять, основано на информации, полученной из областей лобной коры. Как уже упоминалось, существуют разные степени и реакции, которые могут закрепиться в животном при наличии неприятного события. Это не влияет на основные схемы на уровне нейронов и просто означает, что одни стимулы генерируют больше потенциалов действия, чем другие, и, следовательно, более сильные ответы, чем другие соответственно. Перед лицом этого животные изображают иерархию реакции в начале неприятного события. Например, когда воспринимается низкий уровень опасности, система реагирования на угрозу вызывает замораживание животного; более близкие субъекты угрозы создают акт бегства из своего окружения, и, наконец, там, где источник угрозы настолько близок, что побег больше не возможен, система схем угроз вызовет реактивную агрессию у животного. Это означает, что чем ближе нам преподносят раздражающий стимул, тем больше шансов, что наши базовые системы реагирования будут активированы и, таким образом, соответственно вызовут определенное поведение. Кроме того, некоторые исследования показали, что «люди с повышенной восприимчивостью к фрустрации большую активность в этих областях в ответ на фрустрирующие события по сравнению с людьми с меньшей восприимчивостью». Это исследование предполагает, что люди, которые расстраиваются легче других, проявляют большую активность в лобной коре в связи с миндалевидным телом-гипоталамусом-ПАГ, системой, которая заставляет нас действовать агрессивно при наличии достаточно сильного стимула. под рукой.

Понятие «агрессия»

Акты агрессии или насилия к сожалению, происходят повсеместно, независимо от того, хотим мы того или нет. Это могут быть обычные конфликты в очередях, общественном транспорте, разногласия на работе, с близкими, так и в более глобальных масштабах: военные действия, теракты и прочие

Причем, важно учитывать тот факт, что даже если человек не оказывался жертвой в подобных ситуациях или не был прямым свидетелем насильственных актов, то так или иначе средства массовой информации ежедневно извещают о подобных событиях. Исходя из этого, сомнений о важности исследования данной тематики вероятно уже не возникнет

Итак, дадим определение понятию «агрессия»

По мнению психолога А. Басса агрессией является любое поведение, которое содержит в себе определенную угрозу или наносит другим ущерб. Иное определение предложили исследователи данного феномена, известные психологи Л. Берковиц и С. Фешбах. Оно содержит в себе следующее положение: действия могут быть квалифицированы как агрессивные в том случае, если они включают в себя намерение обидеть или оскорбить, а не только приводят к этим последствиям .

Исходя из последнего утверждения следует, что насильственные акты, совершаемые во благо, к понятию «агрессия» не относятся. Но насколько это корректно? Ведь подобные насильственные действия также ограничены законодательством и относительно них предусмотрены определенные меры пресечения, поскольку являются посягательством на жизнь и здоровье человека.

Важно заметить, что проблему агрессии на протяжении веков исследовали разные философы и религиозные деятели, но научное изучение этого феномена с научной точки зрения началось относительно недавно. В рамках изучения данного предмета, сейчас возникает все же больше вопросов, нежели ответов

Причины возникновения и средства предотвращения подобного деструктивного поведения ищут специалисты в области медицины, психологии, биологии, социологии, антропологии, криминологии и других.

В настоящее время все большую актуальность набирает эволюционный подход к изучению агрессии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: