Психотерапевтические направления

Содержание

Детская психотерапия – это раздел психотерапии, включающий в себя целый комплекс различных методик и мероприятий, которые психотерапевт проводит для того, чтобы восстановить эмоциональную сферу и поведенческие реакции ребенка. Основной принцип детской психотерапии – это необходимость работы с пациентом с учетом всех тех факторов, которые влияют на особенности становления личности детей. Это могут быть социальная среда, условия воспитания, возрастные этапы развития определенных психических функций, нормы поведения по возрастам и половые различия.

Обращение к детскому психотерапевту требуется в ситуациях, когда нужно определить истинные причины отклонений в поведении ребенка и восстановить его поведенческие реакции, сбалансировать эмоциональное состояние.

Ключевой особенностью работы детского психотерапевта должно стать установление атмосферы доверия с детьми любого возраста, начиная с малышей, заканчивая подростками.

Медицинская психотерапия на территории постсоветского пространства

В этом разделе мы хотим поделиться несколькими наблюдениями, которые сложились за время нашей практики.

Медикаментозное лечение и психотерапия

Так как мы работаем онлайн, то к нам обращаются люди с разных стран постсоветского пространства. Основное наше направление — это психотерапия тревожных расстройств. Перед тем как начать работать с кем-либо, мы проводим предварительную встречу, где собираем необходимую для начала работы информацию. Один из вопросов, который мы задаём — проходили ли вы ранее психотерапию? И где-то 40-50% людей отвечают утвердительно. Но когда мы пытаемся выяснить в каком направлении психотерапии они работали, то оказывается, что вся психотерапия заключалась в том, что им выписали антидепрессанты или другие лекарства.

Надеюсь, дорогие читатели, что после прочтения этой статьи, вы понимаете, что приём препаратов не приравнивается к работе с психотерапевтом. Хотя иногда можно встретить такое словосочетание как «медикаментозная психотерапия». Исходя из семантики термина «психотерапия», которую мы обсудили в самом начале, этот термин некорректен. У лекарства нет «души», с помощью которого оказывается воздействие.

Более корректным в данном случае будет использовать словосочетание «медикаментозное лечение тревоги» или «психофармакологическое лечение».

Также существует сочетанное (комбинированное) лечение. Это когда одновременно используется психотерапия и медикаментозное лечение.

Поэтому если на приёме уточнили ваши жалобы и выписали рецепт, и никакой психотерапевтической беседы не проводили, то и психотерапии у вас не было. И это не смотря на то, что на двери могла висеть табличка с надписью «врач-психотерапевт».

Общение с врачом-психотерапевтом

Есть ещё одно наблюдение, которым хочется поделиться. Как оказалось, судя по комментариям людей, 80-90% медицинских психотерапевтов не только не проводили никакой психотерапии, но даже не потрудились рассказать, что именно происходит с человеком, который обратился на приём.

Некоторые врачи рекомендовали своим пациентам прочитать о своём состояние в интернете. И это худший совет, который можно дать человеку в тревожном состоянии. В большинстве случаев чтение интернета приводит только к усилению тревоги.

Так же нам доводилось слышать о врачах, которые пытались припугнуть своих тревожных пациентов, что мол, будешь так беспокоится, то совсем «крыша съедет». Думаю, что даже человеку далёкому от медицины или психологии понятно, что запугивать человека в тревоге — не лучшая идея. Это приводит к тому, что у человека появляется стойкая навязчивая идея о сумасшествии. И тревога только усиливается.

Нам давно хочется понять, чем такой врач-психотерапевт отличается от врача-психиатра? Ведь, чтобы оправдать свою специализацию, он должен проводить хотя бы элементарную разъяснительную психотерапию.

Методы психотерапии

Перед психотерапевтом во время сеанса стоит несколько важных задач:

  • помочь клиенту понять свои проблемы
  • создать эмоционально комфортную среду
  • использовать психотерапевтические методы, чтобы человек «отреагировал», «отпустил» свои чувства и эмоции
  • дать пациенту идеи, где искать ответы на вопросы
  • помочь человеку адаптироваться вне терапевтического кабинета и опробовать новые способы поведения и мышления

Выбор методики психотерапии опирается на индивидуальный подход и клиническую картину заболевания. Необходимо учитывать:

  • особенности личности и степень критики к своему состоянию
  • причины расстройства
  • возможности специалиста и кабинета или клиники, где проводится терапия

Все методы психотерапевтического воздействия помогают в четырех основных направлениях:

  1. Разобраться в причинах — гипноз, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия
  2. Выработать полезные привычки и избавиться от вредных — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), рациональная, реконструктивно-личностная психотерапия
  3. Решить проблему нестандартно, без классической беседы — арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз
  4. Преодолеть проблемы при общении в коллективе или внутри семьи — групповая, семейная психотерапия, психодрама

Эффективность психотерапии

Наверное, наиболее важный вопрос, на сколько психотерапия может помочь решить различные эмоциональные сложности?

Мы уже поняли, что это не «просто разговоры» и что в психотерапии используется помимо структурированного ведения диалога используется широкий арсенал средств. Это и упражнения и игры, ведение дневников, домашние задания, телесные практики и многое другое. Но есть ли исследования, которые показывают на сколько это эффективно?

Таких исследований много и они продолжают проводиться во всём мире. Если раньше чаще сравнивалась эффективность разных подходов, то теперь разрабатывается и исследуется различные методы для решения конкретных проблем (такие как депрессия или тревожное расстройство).

Задачи групповой психотерапии при лечении зависимости

Основная цель групповой работы — создание условий для пациента, при которых он сможет отказаться от своих старых представлений о себе, о жизни; пережить болезненные чувства не употребляя алкоголь и наркотики, что приведет к большему пониманию паттернов характера и конфликтных взаимоотношений, которые развивались в течение тех лет, что больной ходил по замкнутому кругу: боль — употребление — больше боли — больше негативного отношения к себе — больше употребления.

Работа в группе способствует формированию социального окружения, поддерживающего трезвость, что является одним из важнейших условий в выздоровлении т.к. зависимому необходимо отказаться от социальных связей, провоцирующих его на употребление.

При каких зависимостях полезны занятия в группе

Практически при всех видах зависимости и зависимого поведения групповая психотерапия оказывает существенную помощь в лечении и достижении выздоровления (ремиссии):

  • Алкогольная зависимость;
  • Наркомания, полинаркомания;
  • Токсикомания;
  • Табакокурение;
  • Игромания;
  • Компьютерная зависимость;
  • Интернет зависимость, зависимость от соц.сетей;
  • Зависимость от лекарств;
  • Любовная зависимость;
  • Созависимость;
  • Сочетание зависимости с психическими расстройствами («двойной диагноз»).

Виды психотерапевтических групп при лечении зависимости

Различают два основных вида терапевтических групп: группы взаимопомощи и малые терапевтические группы.

Группы взаимопомощи — группа людей с похожими проблемами, помогающие друг другу в их решении. Отличительной особенностью таких групп является отсутствие на них профессионалов, отсутствие обратной связи, отношения «равный – равному». Основные цели таких групп: поддержать друг друга, поделиться знаниями, поделиться информацией, поделиться опытом, как справляться с трудностями, выговориться и получить облегчение. Наиболее известные примеры таких групп: группы Анонимных Алкоголиков (АА) и Анонимных Наркоманов (АН). Данная модель группы используется в большинстве лечебных учреждений при работе с зависимыми, как часть лечебного процесса.

Малая терапевтическая группа. Отличается от групп взаимопомощи присутствием на ней профессионалов (врач, психолог, консультант), возможностью сдавать терапевтические задания, возможностью получать и давать обратную связь. Обратная связь помогает увидеть те черты личности, которые были раньше скрыты, начать их исправлять. Малая группа позволяет пациенту открыто выражать свои чувства, узнавать, как чувства влияют на поведение и мысли, получать поддержку и одобрение, увидеть, как его поведение влияет на других людей, найти новые способы поведения, возможность принять себя таким, какой он есть, и начать меняться, быть понятым и принятым.

Еще немного о положительных сторонах групповой работы

Находясь в группе, пациент имеет возможность почувствовать себя частью коллектива, что позволяет ему легче проживать чувства отчужденности и не нужности, свойственные всем зависимым на начальном этапе выздоровления. Попадая в группу, зависимый сталкивается с людьми, со схожими трудностями, это избавляет его от ощущения уникальности своей проблемы. Человек, приобщающийся к любой социальной группе (в нашем случае это группа выздоравливающих зависимых), начинает копировать ценности, модели поведения, состояния и взгляды группы, в которой находится. То есть зависимый перенимает «трезвое поведение» и «трезвый образ мышления» от других выздоравливающих членов группы. Пациент видит, как другие зависимые со схожими проблемами, решают их и справляются с трудностями, и обретает надежду.

В клинике «Роса» используются обе модели терапевтических групп при работе с зависимыми. Занятия проводятся для пациентов стационара (ежедневно) и для тех, кто не лежит в клинике, а приходит на психотерапию в удобное для него время.

Для того, чтобы попасть на групповую психотерапию зависимости, пожалуйста, обращайтесь к нам. Мы работаем круглосуточно.

Цена услуги

ВНИМАНИЕ! Жирным шрифтом обозначены услуги, оказываемые только на пр.Серебрякова, д.4 стр.3

СЕАНСЫ и ЛЕЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

  • Лечение препаратом Лаеннек, одна процедура7 000
  • Введение пролонга (депо) 5 000
  • Введение рисполепт конста15 000
  • Введение препарата ксеплион (пролонгированного действия)30 000
  • Сеанс психотерапии, индивидуальное занятие с психологом, занятие с консультантом по зависимостям3 000
  • Сеанс психотерапии с системным клиническим психологом4 000
  • Сеанс психотерапии, индивидуальное занятие с врачом5 000
  • Индивидуальное занятие с психологом, удаленное, по Skype5 000
  • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия 1 час5 000
  • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия 1,5 час7 000
  • Эмоционально-образная психотерапия 1 час5 000
  • Эмоционально-образная психотерапия 1,5 часа7 000
  • БОС-терапия3 000
  • Нейрокоррекционное занятие5 000
  • Сеанс семейной психотерапии7 000
  • Ко-терапия10 000
  • Ко-терапия семейная12 000
  • Групповая психотерапия2 000
  • Гипноз, эриксоновский гипноз3 000
  • Программа по лечению от табакокурения подбирается индивидуальноот 2 500
  • Терапия зависимости методом Довженко6 000
  • Психофармакотерапия зависимости (кодирование Торпедо, SIT, NIT, BINOSTIN, ЭСПЕРАЛЬ, ПРОЛОНГИ, ЭСВ, МОВ и др.)7 000
  • Психофармакотерапия зависимости («раскодирование»)7 000
  • Психофармакотерапия зависимости методом «двойного блока»10 000
  • Программа «Точка трезвости» (одна процедура на месяц)от 25 000
  • Имплантация Вивитрола25 000
  • Амбулаторная комплексная реабилитационная программаЦены
  • Трудотерапия7 000

Психотерапия — это лечение психики с помощью психики другого человека. Дословно с греческого переводится «душа + лечение». Психотерапевтическую работу традиционно делят на два вида: индивидуальную и групповую.

Список источников:

  1. “Психотерапия” статья из Википедии
  2. “Зигмунд Фройд” статья из Википедии
  3. “Эмпирические данные” статья из Википедии
  4. “Априори” статья из Википедии
  5. Этические принципы психологов и кодекс поведения Американской ассоциации психологов
  6. Что такое супервизия
  7. Что такое интервизия
  8. Психотерапия по версии Американской Психологической Ассоциации
  9. Психотерапия по определению Американской Психиатрической Ассоциации
  10. Цели психоаналитического лечения
  11. “Психоанализ” Статья из Википедии
  12. Как работает психоаналитическое лечение
  13. Главные виды психотерапии
  14. Цели гештальт-терапии
  15. “Когнитивная психотерапия” статья в Википедии
  16. Карвасаркий Б. Д. Клиническая психология
  17. “Поведенческая терапия” статья из Википедии
  18. Признание эффективности психотерапии

Виды

Существуют основные принципы и эффективные методы детской психотерапии, которые могут позволить не только провести полноценную диагностику отклонений в поведении или эмоциональных реакций, выявить их истинные причины, но и в последующем полностью скорректировать имеющиеся проблемы. Детские психотерапевты используют методики, которые существенно отличаются от таковых у взрослых пациентов. Они основаны на возрастных особенностях и психологии детей и подростков.

Тактильные раздражители, концентрация на творчестве и помощь специалиста могут существенно корректировать эмоциональные проблемы.

  • Музыкотерапия – использование звуков и музыки для коррекции психического состояния. Это может быть пассивное влияние, прослушивание специально подобранных композиций, либо активное – игра на инструментах, пение, танцы. Возможно и совмещение арт-терапии с влиянием музыки, подвижные игры с музыкальным сопровождением, театр и т.д.
  • Песочная терапия – это создание образов и композиций на специальном подносе с песком и светом, которые могут дать ответ – в чем проблемы у ребенка.
  • Сказкотерапия – это чтение или создание психокоррекционных сказок, героев которых дети проецируют на себя. Главные герои этих сказок преодолевают трудности, которые типичны для ребенка. В результате они подсказывают пути решения проблем самого малыша. Ребенок может самостоятельно находить пути решения или с подсказками психотерапевта.
  • Детям школьного и подросткового возраста может потребоваться когнитивно-поведенческая терапия. Она позволяет регулировать эмоции, переоценивать ситуации, посмотреть на них под другим углом. Это со временем меняет отношение к ситуации и эмоции, которые она вызывает.
  1. Н.В. Александрова, Н.Г. Денисова, О.Е Николаева. Детская психотерапия: истоки, опыт и перспективы // Омский психиатрический журнал, 2018, №4(18), с.26-28.
  2. А.Р. Нуриева, Ф.С. Газизова, Т.Н. Галич. Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования, 2018, с.142-146.
  3. Morshed N, Babamiri M, Zemestani M, Alipour N.
    A Comparative Study on the Effectiveness of Individual and Group Play Therapy on Symptoms of Oppositional Defiant Disorderamong Children // Korean J Fam Med. 2019 Nov;40(6):368-372. doi: 10.4082/kjfm.18.0045. Epub 2019 Jan 9

Мифы о психотерапии

В этой части статьи мы хотели бы упомянуть наиболее распространённые мифы о психотерапии, с которыми мы сталкивались в собственной практике.

Миф №1. Психотерапия должна проводится бесплатно

Периодически нам задают вопрос, который звучит так: «А ваша помощь бесплатна?» И нам всегда было интересно почему у многих людей психологическая помощь ассоциируется с чем-то, за что платить не надо. Почему, когда люди идут к парикмахеру или косметологу, то вопрос о бесплатности чаще всего не возникает? Если мы обращаемся к адвокату или нотариусу, то, зачастую предполагаем, что это будет платная услуга. Почему в области душевной помощи это должно быть иначе?

Нам кажется, что это связано с тем, что мы обсуждали выше. Многие люди не понимая суть психотерапевтической помощи и не имея опыта её получения, предполагают, что это ни чем не отличается от того, что происходит при бытовом общении. А так как это общение носит бесплатный характер, то идея платить за него кажется бессмысленной. Ранее мы определили чем эти виды общения отличаются и поэтому останавливаться на этом не будем.

Важно отметить, что отсутствие платы за психотерапию нарушает её границы. Ведь в восприятии человека, который обращается за помощью, это переводит её из рамок профессиональной работы в режим бытового общения

И отношение к психологической помощи, невольно, возникает соответствующее. Ситуация схожа с той, которая складывается с . Нет ощущения ценности и поэтому нет мотивации вкладываться в этот процесс. Что значительно снижает эффективность или вовсе мешает достижению результата. И это проверенно и на нашем опыте, и на опыте коллег.

Возможно, вы скажете, что существуют бесплатные телефоны доверия или консультации психолога в рамках социальных служб. Всё верно, но они не являются бесплатными. Вернее конечный пользователь за них не платит, но организации, которые их оказывают финансируются извне. Это могут быть государственные деньги, которые собраны за счёт налогов. Или благотворительные пожертвования, которые вносят различные люди, чтобы поддержать социальные проекты.

Миф №2. Психотерапевт — это «супермен», который видит всех насквозь

Так же периодически приходится сталкиваться с подобным мифом. Согласно ему психолог или психотерапевт это тот, кто:

  • не имеет никаких проблем в жизни
  • всегда сияет от счастья и распространяет в мир только «позитивные вибрации»
  • является практически святым и не испытывает никаких эмоций, особенно негативных
  • видит всех комплексы и проблемы окружающих
  • и ставит им особые психологические диагнозы
  • готов в любое время дня и ночи лечить всех, кому он поставил диагноз, дабы все вокруг тоже стали источать счастье и позитив

В реальности психотерапевт — это обычный человек, который имеет свои сложности и проблемы. Да, он получил специальное образование, где обучался помогать другим людям находить выход из жизненных тупиков. Иногда эти знания помогают не попадать в подобные тупики. Но иногда он всё-же в них попадает. И тогда обращается за помощью к своим коллегам.

Психотерапевт — это не тот кто искусно владеет маскировкой своих чувств. Наоборот, в процессе своей подготовки специалист учится опознавать свои чувства и встречаться с ними, давать им возможность быть, а не подавлять. И этому обучает своих клиентов. Поэтому в жизни специалисты иногда довольно ярко проявляют эмоции, в том числе негативные. И это часто приводит в сильное замешательство тех, кто этого не знает и полагается на мифические представления.

Психотерапевту не нужно обладать каким-то «мистическим видением», чтобы помогать своим клиентам. Достаточно быть любопытным и проявлять это любопытство к жизни других людей и своей собственной.

Нам нравится метафора, где хорошего психотерапевта сравнивают с инопланетянином, который прилетел на Землю и пытается понять, что здесь происходит и как всё устроено. И для этой цели нет необходимости обладать особыми способностями. Всё что нужно — это общаться и задавать вопросы. В том числе про те вещи, которые кажутся очевидными и не подлежащими сомнению. Таким образом, вместо мифа человек может впервые обнаружить реальность.

В чем особенности детской психотерапии

Специфика работы психотерапевта с детьми главным образом заключается в создании открытого общения, атмосферы полного доверия. Врач должен подбирать ключик к самым сложным детям, находить с ними точки соприкосновения. Это позволит подбирать наиболее оптимальные методики воздействия на психическую сферу, эмоциональное состояние, корректировать поведение. Опытный психотерапевт помогает в налаживании отношений между детьми и родителями, школьными учителями, воспитателями, близкими родственниками, учит общению со сверстниками, помогает вырабатывать способность к управлению своими эмоциями. Помощь специалиста может потребоваться детям или подросткам:

Также различные направления детской психотерапии помогают в оказании помощи детям, страдающими задержками в психоречевом развитии, проблемами аутичного характера. Для выявления различных расстройств в психотерапии для детей используются разные методы:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: