Рекомендации
Советы психологов по проведению психологических упражнений:
- Нужно приходить на тренинги в хорошем настроении. Если преобладают негативные мысли, агрессия или обиды, рекомендуется провести дыхательную гимнастику, освоить медитацию. Этим техникам может научить опытный психолог.
- При непонятных ситуациях необходимо уточнять интересующую информацию у ведущего.
- Следует поддерживать общение с другими участниками тренингов за пределами тренировочных комнат.
При выполнении психологических упражнений важно быть искренним, чтобы ответы были достоверными, чувства, эмоции настоящими. Добиться личного роста, успехов в собственном бизнесе, отношениях с любимым человеком, помогут психологические тренинги
Упражнения позволяют преодолеть барьеры, страхи, сомнения. Важно выбрать опытного ведущего.
Добиться личного роста, успехов в собственном бизнесе, отношениях с любимым человеком, помогут психологические тренинги. Упражнения позволяют преодолеть барьеры, страхи, сомнения
Важно выбрать опытного ведущего.
Классификация
Упражнения в психологии можно разбить на несколько групп зависимо от разных критериев:
- стиля, тематики;
- направленности работы;
- стиля работы, подхода.
По стилю и тематике
Тематики психологических упражнений делятся на личностные (улучшение уже существующих навыков) и профессиональные (продвижение в бизнесе). Они могут комбинироваться или прорабатываться по очереди.
Личностные
Чтобы начать развиваться в каком-либо направлении, научиться общаться с людьми, заводить новые знакомства, продвигаться по карьерной лестнице, нужно изменить себя. Для этого разработаны личностные тренинги.
Бизнес-тренинги
Подобные методики редко затрагивают личностное сравнение. Они нужны для выработки новых стратегий при развитии бизнеса, совершенствования навыков управления персоналом.
Тренинги по улучшению навыков
Лозунг подобных упражнений — «мастерство любит практику». Для развития существующих навыков психологи предлагают людям изучать новые теоретические данные, подкреплять знания практическими тренировками.
По направленности работы
Зависимо от направленности работы выделяются несколько тренингов:
- Трансформационные. Нужны для воздействия на глубинные состояния, ценности, убеждения, принципы. При проведении упражнений происходят внутренние изменения.
- Исследовательские. Помогают разобраться с внутренними ограничениями, получить эмоциональный опыт.
- Тренинги состояний. Нужны для преодоления внутренних барьеров, детских страхов.
- Психотерапевтические. Помогают справиться с трудностями.
- Развития личности. Обучают общим вещам. Они обязаны помочь человеку в разных жизненных ситуациях.
Тренинг креативности (творчества)
Креативные тренинги — это особая группа
социально-психологических тренингов, которые посвящены развитию креативности человека, раскрытию его творческого потенциала, выработке навыков нестандартного мышления, формированию стратегий творческой деятельности и др.
Среди разновидностей тренингов креативности наиболее популярными являются:
- Мозговой штурм (англ. — brainstorming) — метод генерации идей (при условии запрета критики) с дальнейшим их обработкой.
- Синектика — метод, в основе которого лежит использование аналогий.
- Морфологический анализ — метод, который базируется на системном анализе исследуемого явления или модели.
Виды тренингов
Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.
Навыковый тренинг
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.
Навыковый тренинг может включать в себя следующие тренировки.
- физические:
- силовая;
- интервальная;
- уличная (Street Workout);
- фартлек;
- психологические:
- специальные:
- гипоксическая;
- закаливание.
Психотерапевтический тренинг
Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменение способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения:
как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесно-ориентированной, танце-двигательной терапии и др.
Социально-психологический тренинг
Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Бизнес-тренинг
Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, — корпоративный тренинг) — развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности. Бизнес-тренинг — процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания, умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса. Отсюда и название бизнес-тренинг.
Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами
Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам(sales-тренинг), а тренер по продажам(sales-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга.. Бизнес-тренинги в свою очередь, так же могут подразделяться на группы и подгруппы:
Бизнес-тренинги в свою очередь, так же могут подразделяться на группы и подгруппы:
- Профессиональное развитие:
- Личная эффективность
- Предпринимательская деятельность
- Менеджмент
- Маркетинг
- Развитие личностных качеств:
-
- Управление эмоциями
- Тайм-менеджмент
- Постановка и достижение целей
-
МВА
По сферам деятельности (маркетинг, менеджмент, управление персоналом и так далее)
MBA (Master of Business Administration) — программа подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена для эффективной работы в бизнесе, государственном и муниципальном управлении (стандарт MBA).
Бизнес-мастерская — новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие — участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта. Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются:
- Для 70 % участников опыт работы в любой сфере деятельности должен превышать три года.
- Бизнес-мастерская более чем на 70 % должна состоять из упражнений, деловых игр, кейсов.
- Основная роль бизнес-тренера — модерация.
Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых в вопросах получения и приумножения прибыли.
Психологическая игра для детей«ТРОЕЧКА»
Есть одна несложная по правилам игра на проверку внимания и его концентрацию. Инструкция. Мы будем ритмично считать натуральный ряд чисел по кругу: один-два-три-четыре-пять и так далее. Сложность в том, что по правилам игры, число «3», числа, оканчивающиеся на три, например «13», и числа, делящиеся на три, например, «6», не говорятся, а хлопаются. Ошибкой считается сама ошибка и сбой ритма. При ошибке все сбрасывается и начинается сначала («Раз») с этого участника в любую сторону по кругу.
При внешней простоте игры, далеко не всем коллективам удается дойти хотя бы до двадцати. Если дошли до тридцати, это говорит о хорошей концентрации внимания. Упрощение или усложнение игры возможно замедлением или убыстрением ритма.
Выбор тренера по личностному росту
Универсального рецепта развития нет, этот процесс всегда сопряжен с трудностями. Если правильно выбрать тренера, можно значительно упростить процесс достижения целей. Как это сделать?
Чтобы понять, что собой представляет специалист, необходимо проанализировать:
- Блог, который ведется тренером.
- Материалы в СМИ или других интернет-ресурсах.
- Реальные отзывы участников.
- Рекомендации людей, имеющих большой опыт посещения подобных мероприятий.
Чтобы тренер действительно вел к развитию, он должен иметь такие черты:
- Строгий, но не грубый. Он уважает участника, но требовательный.
- Внимательный. У каждого человека есть свои причины (не отмазки, а именно реальные факторы), почему он не добивается успеха. Грамотный тренер должен их учитывать.
- Имеет чувство юмора. Помогает снять эмоциональную нагрузку, которая обязательно будет в процессе работы над собой.
- Настойчивый. Только это качество должно проявляться не в навязывании своей точки зрения. Тренеру нужно настойчиво добиваться выполнения задания.
- Мотивирующий. Цель тренера – помочь человеку помочь себе самому. Он не предлагает своего плана действий.
Важно! Очень много мужчин и женщин ходит на тренинги личностного роста без реальных намерений развиваться. Они ищут волшебную палочку, которая мгновенно улучшит их жизнь. Но так не бывает
Ничто не заменит постоянной работы над собой. На этом строятся все психологические концепции
Но так не бывает. Ничто не заменит постоянной работы над собой. На этом строятся все психологические концепции.
Идея обучения
Как только у вас появилось желание стать коучем и проводить интересные тренинги, подумайте, кому (разумеется, кроме вас) это будет интересно. Нужно составить список потенциальных участников и провести среди них опрос. Если каждому второму проведение мероприятия покажется неплохой идеей – смело составляйте структуру тренинга!
Здесь важно ответить себе на следующие вопросы:
- Каковы цели тренинга и его задачи?
- На какую аудиторию он рассчитан?
- Чем этот тренинг отличается от тренингов конкурентов?
- Соответствуют ли подобранные упражнения информационным блокам?
- Насколько тренинг рентабелен?
Психологическая игра для детей«МУХА»
Игра на концентрацию внимания и его проверку
Тех, кто проявляет слабое внимание и концентрацию, в космонавты не берут. Все сидят в кругу или за столом
Инструкция ведущего. Представьте себе поле для игры в крестики-нолики, три на три квадрата. В центре сидит муха. Мы будем муху двигать по-очереди. Есть только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево. Ошибкой будет задний ход: вверх-вниз, и выход мухи за пределы поля. Задача – всем вместе, по кругу, мысленно двигать муху, озвучивая свой ход и не ошибаться. Если кто-то ошибся – сброс и опять муха в центре. Можно ввести штрафные очки за ошибки для элемента соревновательности.
Объемная муха. Это более сложный вариант, доступный уже не всем, а только самым внимательным. Представьте себе объемное поле для игры в крестики нолики – кубик рубика три на три. У нас добавляются еще два хода – к себе и от себя
Важно не терять муху, внимательно следить за ее перемещениями и не ошибаться
Личность ведущего
Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:
- организатор и руководитель (инструктор, режиссер);
- психоаналитик (со здоровым дистанцированием и лично нейтральным отношением к участникам);
- руководитель-комментатор (психологическое профессиональное сопровождение);
- руководитель-посредник (управляет процессом, но не несет ответственности за течение);
- один из участников группы (равное положение с остальными участниками, человек со своими особенностями и жизненными проблемами).
Ведущий выбирает стиль руководства, который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.
Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.
Личностный портрет успешного ведущего:
- ориентация на клиента (участников), желание и возможность помочь;
- гибкость и терпимость, отвлеченность от личных мнений и чувств;
- открытость к другим мнениям;
- способность создать благоприятную и комфортную атмосферу, восприимчивость;
- способность быть открытым, несмотря на профессионализм, проявлять истинные эмоции;
- энтузиазм и оптимизм, творческий потенциал, вера в способности каждого участника к изменениям, обучению и развитию;
- сдержанность и самообладание, уравновешенность, развитый самоконтроль;
- уверенность в себе, любовь и позитивное отношение к себе, развитое самосознание (знание потребностей и мотивов, сильных и слабых сторон), адекватная самооценка;
- развитое воображение и интуиция;
- высокий интеллект, образованность и специальное образование, дающее право на проведение тренингов.
Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.
Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.
Примеры игр для пары
«Зеркало»
Эта игра помогает построить правильные взаимоотношения, сосредоточиться друг на друге и научиться думать о партнёре.
Суть игры: супруги находятся лицом к лицу и поочерёдно «зеркалят», то есть повторяют жесты и мимику своего партнёра. Это и весело, и гармония сохраняется в паре.
«Доверься мне»
Эта игра учит доверять друг другу и прислушиваться. Суть заключается в том, что необходимо спиной упасть на руки своей второй половинки. Другой вариант – одному участнику завязывают глаза, второй должен провести его через препятствия, направляя голосом. Затем партнёры меняются ролями. Главное, не перепутать лево и право
«Телепатия»
Это ещё одна психологическая игра для пары, которая учит понимать друг друга.
Пара садится лицом к лицу. Партнёр пытается передать мысленный образ другому. Всё происходит без слов. Второй должен внимательно следить за глазами, а также выражением лица своей половинки и стремиться «прочитать» его мысли. По завершению игры показания сверяются. Согласно практике, часто угадывается не сам объект, а эмоциональный фон, связанный с ним.
«Сближение»
Цель игры – за 7 минут (возможен вариант без ограничения времени) необходимо написать максимально возможное количество предложений, которые начинаются словами: «Я люблю тебя, потому что ты …», либо написать положительные качества партнёра.
Упражнение № 2. Разминка «Подарок»
Цель:
Создать непринужденную обстановку для
общения; раскрепостить членов Т –
группы.
Участники
тренинга последовательно по кругу дарят
друг другу пожелания или чувства. Первый
дарит второму, называя его по имени.
Второй благодарит первого и дарит свой
подарок третьему. После того как
последний подарит с вой подарок первому,
группа делится своими чувствами и
впечатлениями об упражнении.
Рефлексия.
Примечание Используйте |
Психологическая игра для детей«Испорченный телефон»
Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.
-Нет такого человека, чтобы век без греха
-Всякая неправда – грех
-От судьбы не уйдешь
-Риск – благородное дело
-Денег наживешь – без нужды проживешь
-Когда деньги говорят – правда молчит
-И с умом воровать – беды не избежать
-Раз украл — навек вором стал
-Кто сильнее – тот и прав
-С кем поведешься — от того и наберешься
-Умная ложь лучше глупой правды
-Убежал – прав, а попался — виноват
4.Игра «Пойми меня»
Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.
Когда необходим тренинг?
Упражнения по психологии — отдельные или комплексные тренировки, применяемые для воздействия на психическое и эмоциональное состояние человека, достижения определенных целей.
Тренинг можно назвать своеобразным инструментом, позволяющим личности выйти за границы зоны комфорта.
Чтобы психологические упражнения были эффективными, безопасными, при их проведении участники и ведущие (психологи) должны соблюдать несколько правил:
- Грамотная критика. Запрещено обсуждать самого человека. Критике должны подвергаться только его действия, которые выходят за рамки принятых социальных правил, личностных запретов, принципов. Люди должны уметь понимать свои переживания, эмоции, уметь контактировать друг с другом.
- Высокая активность. Если человек решился на проведение психологических тренингов, он должен участвовать в каждой игре, конкурсе, выполнять упражнения.
- Полная конфиденциальность. Все что проводится, разыгрывается, обсуждается между участниками, с психологом при проведении упражнений, не должно выноситься на общее обозрение.
- Здесь и сейчас. Участники тренинга должны выполнять предложенные действия, поскольку они необходимы в определенный момент.
Тренинги нужны, когда человек запутался в себе, у него не получается развиваться дальше. Это может касаться личных достижений, развития навыков, карьерного роста, отношений с супругой (-ом), детьми. Чтобы наладить ту или иную сферу жизни, измениться, проводятся психологические тренировки.
Другие виды упражнений
Существуют и другие эффективные психологические тренинги. Их можно разделить на две большие группы — индивидуальные и групповые.
Групповые
Психологические упражнения для группы людей:
- Подарок. Ведущий разбивает участников на две группы. Одни будут делать подарки другим. Они должны быть упакованы в непрозрачную упаковку, а их передача происходить молча. Когда подарки будут вручены, участники, которые их получили, должны попробовать догадаться что внутри. Люди, вручавшие подарки, должны сообщить критерии, по которым готовили сюрприз.
- Без оценок. Методика, помогающая общаться безоценочно. Участники делятся на две группы. Одна команда должна рассказывать второй о своих знакомых, родственниках, друзьях без оценок. Люди, которым рассказывают, должны пытаться подмечать оценки, сообщать о них.
- Спутанные цепочки. Упражнение для обучения коммуникации, работе в команде. Участники должны встать в один круг, закрыть глаза. После этого протянуть правую руку вперед и двигаться до тех пор, пока не найдут пару. Повторить процедуру с левой рукой. Ведущий должен помогать участникам, чтобы они держали за руки двух человек, а не одного. Люди открывают глаза. Они должны распутаться, чтобы вернуться к изначальному кругу.
Индивидуальные
Популярные индивидуальные тренинги:
- Мои недостатки. На листе бумаги нужно записать личные черты, которые заставляют не любить себя. После этого необходимо подумать, какие из описанных качеств могут быть плюсом для других людей. Это позволит понять, что можно изменить в своей жизни.
- Вижу цель, не наблюдаю препятствий. Эффективная методика для преодоления проблем, невзгод на пути к поставленной цели. Человек должен придумать жизненную задачу и подобрать способы достижения цели.
Популярные упражнения
В психологической практике существует большое количество упражнений, которые можно разделить на отдельные группы зависимо от цели проведения:
- развитие коммуникативных способностей;
- улучшение памяти — зрительной, пространственной, кратковременной, долговременной, обонятельной, селективной;
- повышение самооценки.
Каждый вид насчитывает множество отдельных упражнений, которые отличаются способом проведения, но нацелены на достижение одной цели.
Для повышения коммуникативных способностей
Распространенная проблема — затруднение в общении с другими людьми.
Такие индивиды не умеют заводить новые знакомства, испытывают сложности в общении с коллегами, руководством, испытывают дискомфорт при нахождении в социуме.
Для развития коммуникативных способностей можно воспользоваться разными методиками.
Пересказ
Порядок действий:
- Участник остается один в комнате, читает текст с листа бумаги и старается его запомнить.
- В комнату заходит следующий участник. Первый человек рассказывает ему, что успел запомнить.
- В помещение приглашают следующего участника, которому второй человек рассказывает, что ему пересказал первый.
Количество этапов зависит от числа участников. В конце проводится анализ исходного текста и информации, дошедшей до конца цепочки. Процедура учит людей общаться, показывает, что индивиды добавляют в текст «от себя».
Продолжение чужой мысли
Выполнять упражнение можно самостоятельно или с другими участниками. В такой игре должен быть диктор (живой ведущий или спикер с телевизора, компьютера). Нужно послушать диктора в течение 1–2 минут и подумать, как можно развить его мысль, до каких вариантов довести.
Загадка Льюиса Кэрролла
Текст загадки — «чем ворон похож на стол?» Выполнять это упражнение нужно вдвоем. Участники говорят по одному слову и начинают искать между ними схожести.
Диалог с зеркалом
Простое упражнение на развитие коммуникативных способностей. Выполняется в одиночестве. Нужно подойти к зеркалу, начать думать о чем-либо
Важно высказывать мысли вслух. Необходимо постепенно развивать тему, связывать предложения по смыслу
Разговоры с набитым ртом
Упражнение развивает дикцию. Нужно положить в рот ложку и постараться отчетливо проговаривать слова.
Для улучшения памяти
Простой, но эффективный тренинг для развития памяти — запоминание картинок. Например, на листе бумаги нарисованы машины, предметы, живые существа. Человек должен посмотреть на лист в течение нескольких секунд и убрать его. Подождать 5 минут и записать на другом листе, что было изображено на картинках.
Человек должен вдаваться в детали и описать цвет, форму, составные элементы предмета, изображенного на рисунке.
Для зрительной памяти
Для тренировки зрительной памяти применяют игру «Найди отличия». Подобные картинки можно найти в журналах, детских книжках, интернете. Нужно рисовать сложные орнаменты, придумывать геометрические фигуры со множеством углов, соединительных линий.
Для пространственной памяти
Чтобы развить пространственную память, нужно завязать глаза и попробовать дойти из спальни до гостиной или кухни
Важно убрать острые предметы, закрыть углы мягкой тканью
Для кратковременной памяти
Кратковременную память проще развивать с помощью картинок, на которых нужно искать отличия. Еще один вариант — открыть книгу на произвольной странице, быстро зачитать, что написано на ней, и пересказать собеседнику.
Для долговременной памяти
Для развития долговременной памяти нужно постоянно задавать вопросы самому себе. Они могут касаться разных промежутков времени.
Для селективной памяти
Для тренировки селективной памяти понадобится 2 или 4 колоды игральных карт. Их нужно разложить перед собой рубашками вверх. После этого открывать карты по 2 штуки. Если они совпадают — убирать в сторону.
Для обонятельной памяти
Для развития обонятельной памяти нужно научиться связывать определенный запах с каким-либо событием. Это поможет вспоминать информацию, когда будет возникать знакомый аромат.
Для достижения цели нужно ежедневно ставить перед собой реалистичные цели, достигать их, записывать в дневнике
Важно научиться не обращать внимания на неудачи. Также в повышении самооценки помогут частые разговоры с людьми, которые относятся к индивиду положительно
Простые действия, которые способствуют личностному росту
- Научитесь ладить с самим собой. Найти взаимопонимание с самим собой — это первая предпосылка для того, чтобы поладить и с другими. Нужно научиться ценить и принимать свои умения, опыт, философию, устремления и ограничения. Такая правильная направленность внимания и ваша более заземленная личность несут в себе вдохновение и харизму.
- Перестаньте откладывать на потом. Необходимо понять, что склонность откладывать на потом — это не черта характера, а просто привычка. А поскольку это привычка, на 100% возможно для вас отучиться это делать, точно так же, как в свое время научились. Стремитесь использовать время максимально эффективно и избегайте откладывания на потом любыми способами.
- Просыпайтесь рано утром. Развейте в себе привычку рано вставать. Существует старая-добрая поговорка: «Кто рано ложится и рано встает становится здоровым, богатым и мудрым!» Возникла она не зря, а в связи с большой пользой от того, чтобы быть «ранней пташкой». Вы получаете возможность посмотреть и полюбоваться восходом солнца, выполнить утренние физические упражнения для хорошего тонуса на весь день, можете поработать над проектом просто потому что он важен для вас, несмотря на то, что официальный рабочий день еще не начался, и так далее. Кроме того, исследования показывают, что люди, которые рано встают, ощущают себя более счастливыми, здоровыми и продуктивными, чем их товарищи, встающие позже.
Как выбрать тренинг личностного роста в Москве
Мир курсов и тренингов личностного роста сегодня меняется с каждым днем и развивается в самых разных направлениях.
С течением времени открываются новые возможности и появляются новые тенденции в тренинговой индустрии. Лучшие тренинги по личностному ростувыходят за рамки небольших уютных кабинетов и перемещаются на огромные площадки,эволюционируют в полноценные шоу. Известность самых именитых тренеров становится такой же широкой, как и известность политиков, спортсменов, музыкантов. Такие имена как Брайан Трейси, Энтони Робертс, ОпраУинфри на слуху даже у людей, для которыхтема тренингов личностного и профессионального роста не очень актуальна.
Мощным новшеством последних лет стали онлайн курсы личностного роста. Интернет дал тренерам возможность собирать абсолютно любую по количеству и качеству участников аудиторию.
С другой стороны, набирает оборот и абсолютно противоположная тенденция, направленная на индивидуализацию подхода к клиенту – коучинг. Так называется личностно ориентированная деятельность, которая создает условия для самореализации одного конкретного человека. В данном случае тренер называется «коуч». Явление пришло из спортивной среды, когда за перспективным спортсменом закрепляется личный наставник и буквально «за ручку» ведет его к большим результатам. Это в одном лице тренер, психолог, друг, учитель, соучастник успехов и неудач. Коуч-тренер выполняет те же функции в достижении личной эффективности своим подопечным.
Психологические упражнения для личностных тренингов
Чем больше, тем лучше. Это приятная игра для обоих. Здесь нет проигравших. Один больше напишет, другой – получит больше комплиментов. По желанию игру можно модифицировать.
Другой вариант игры на сближение. На листике необходимо написать 10 зверей, пресмыкающихся, насекомых или птиц (в столбик, с нумерацией). Это делают оба партнёра. Ничего друг другу не показывают.
Затем ведущий (в данном случае третий не лишний ) просит пару посмотреть на лист. Далее, рассматриваются представители фауны, выбранные, например, женой. Ведущий говорит: «Муж ласковый, как …; общительный, как…; сильный, как…; независимый, как…; красивый, как…; смелый, как…» и так далее до 10 вариантов. Вместо трёх точек подставляются варианты жены.
После называются представители, выбранные супругом. Итак, жена «с родственниками как…; в магазине как…; с коллегами как…; в ресторане как…; в постели как…; дома как…» и так до последнего.
Эта шуточная игра для двоих влюблённых прекрасно поднимает настроение. Также с её помощью можно подобрать новые ласковые слова, которыми Вы будете называть друг дружку
Частные цели
Независимо от вида тренинга, его цель должна отражать конкретный результат и звучать в положительных формулировках (без употребления частицы «не»), быть реалистичной, а ее достижение должно быть абсолютно проверяемо.
Психологические тренинги
Цель тренингов, которые проводят психологи, чаще всего заключается в развитии коммуникативных навыков. Для достижения этого результата выполняются конкретные задачи:
- Приобретение знаний, умений, навыков межличностного общения.
- Развитие установок, определяющих поведение в социуме.
- Совершенствование перцептивных способностей.
- Коррекция системы межличностных отношений отдельного человека.
- Формирование умения видеть и анализировать вербальные и невербальные проявления характера.
Навыковый тренинг
Цель любого занятия такого рода – приобретение его участниками новых знаний и, главное, практических умений. Само по себе общение с человеком, который обладает каким-либо навыком и умеет применять его в деле, – уже очень полезный во всех отношениях опыт, а при правильном выборе упражнений участники тренинга смогут сэкономить большое количество времени и средств на приобретение определенного навыка.
Наиболее популярны три направления навыковых тренингов:
- физические;
- по продажам;
- коммуникативные.
Тренинги первого из перечисленных направлений – физического – чаще называют тренировками. Их цель – изучение и регулярное повторение определенных упражнений, которые направлены на развитие двигательных навыков или укрепление мышц.
Развитие и личностный рост в сфере торговли предполагает посещение тренингов по продажам. Именно те сотрудники фирм, которые постоянно развиваются и оттачивают свои умения, показывают наилучшие результаты и имеют большой доход. Такие тренинги стремительно набирают популярность: психологией потреблений и законами рынка сейчас интересуются не только работники различных фирм, но и организаторы сетевого бизнеса.
Общение – одно из основных средств коммуникации. От умения расположить к себе собеседника часто зависит личная жизнь и карьера человека, поэтому тренинги, цель которых заключается в повышении грамотности речи, расширении словарного запаса или выработке уверенности в себе, пользуются большим спросом.
Экстремальные тренинги
Похожи на обычные психологические, но рассчитаны на подготовленную аудиторию и, в отличие от экстремальных видов спорта, которые тоже востребованы определенной категорией людей, не несут в себе опасности для жизни. Но если в ходе обычного занятия формируются навыки и поведенческие особенности, то цель этих тренингов состоит в раскрытии потенциала человека, в создании импульса к глубинным изменениям личности. Помимо этого, погружение в необычную психологическую обстановку может способствовать качественному моральному отдыху, дает возможность на время отрешиться от повседневных проблем.
Ведущий тренинга: требования
На успешность проведения тренинга и на его результаты влияет подача тренером материала. Существует ряд качеств, которыми непременно должен обладать хороший коуч:
- эмоциональность, остроумие, развитое чувство юмора, артистичность;
- умение влиять на ход дискуссии, ораторские способности;
- достаточный профессиональный и жизненный опыт;
- глубокие знания, касающиеся темы тренинга.
Немаловажно, чтобы тренер сам проявлял интерес к тому, о чём он рассказывает. Ведь от эмоционального подъёма зависит открытость аудитории и её готовность воспринимать информацию. Кроме того, непременно должна присутствовать обратная связь: участники тренинга всегда хотят знать, какие упражнения выполнены верно, а где они допустили ошибку
Кроме того, непременно должна присутствовать обратная связь: участники тренинга всегда хотят знать, какие упражнения выполнены верно, а где они допустили ошибку.