Психотерапевтическая беседа

Содержание

Детская психотерапия – это раздел психотерапии, включающий в себя целый комплекс различных методик и мероприятий, которые психотерапевт проводит для того, чтобы восстановить эмоциональную сферу и поведенческие реакции ребенка. Основной принцип детской психотерапии – это необходимость работы с пациентом с учетом всех тех факторов, которые влияют на особенности становления личности детей. Это могут быть социальная среда, условия воспитания, возрастные этапы развития определенных психических функций, нормы поведения по возрастам и половые различия.

Обращение к детскому психотерапевту требуется в ситуациях, когда нужно определить истинные причины отклонений в поведении ребенка и восстановить его поведенческие реакции, сбалансировать эмоциональное состояние.

Ключевой особенностью работы детского психотерапевта должно стать установление атмосферы доверия с детьми любого возраста, начиная с малышей, заканчивая подростками.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Интервью как вид беседы

Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает:

свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);

стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);

частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы. Однако следует применять его только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизованное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным). Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Плюсы беседы как метода исследования

  • В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами.
  • Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации.
  • Материальные затраты сводятся к минимуму, так как не используется дополнительное оборудование и инструменты (ручки, бумага на множественные анкеты и т.д.).
  • Доброжелательность и позитивный настрой исследователя помогают раскрепоститься собеседнику, что повышает вероятность получить более достоверную информацию.
  • Испытуемый может быть уверен в конфиденциальности беседы, так как она проводится наедине со специалистом.
  • Эмоциональная разрядка в процессе беседы, остальные же методы исследования не предоставляют такой возможности.

Преждевременная эякуляция

Преждевременная эякуляция может:

  1. Первичной – возникает с начала половой жизни.
  2. Вторичной – носит прерывистый характер и начинается после периода нормального полового функционирования.

Преждевременная эякуляция в основном вызвана психологическими причинами, но точная причина пока неизвестна.

Медицинские причины :

  • рассеянный склероз;
  • заболевание простаты;
  • эректильная дисфункция;
  • нарушение гормонального баланса в организме;
  • алкоголизм;
  • психоактивные вещества.

Психологические причины встречаются чаще и могут быть:

  • сексуальная неопытность;
  • страх (полового акта, мнения партнера и т. д.);
  • тревога;
  • депрессия;
  • проблемы, связанные с интимом;
  • искаженный образ собственного тела;
  • жестокое обращение в молодости;
  • проблемы в отношениях;
  • проблемы фертильности и зачатия.

Беседы при работе с детьми

Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.

В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы:

прямые («Ты боишься грозы?»);

косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);

проективные («Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).

Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы

Проводя беседу, очень важно по отношению к ребенку занять правильную позицию, и больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии:

психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;

он должен принимать ребенка таким, каков он есть;

своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;

психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не осуждает, но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.

Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи и т. п.

Также читайте:
Группа и ее структурная организация
Характеристики внимания. Виды внимания
Ограничение Я
Психическое развитие ребенка: факторы биологический, социальный и средовой
Учение античных врачей

В чем особенности детской психотерапии

Специфика работы психотерапевта с детьми главным образом заключается в создании открытого общения, атмосферы полного доверия. Врач должен подбирать ключик к самым сложным детям, находить с ними точки соприкосновения. Это позволит подбирать наиболее оптимальные методики воздействия на психическую сферу, эмоциональное состояние, корректировать поведение. Опытный психотерапевт помогает в налаживании отношений между детьми и родителями, школьными учителями, воспитателями, близкими родственниками, учит общению со сверстниками, помогает вырабатывать способность к управлению своими эмоциями. Помощь специалиста может потребоваться детям или подросткам:

Также различные направления детской психотерапии помогают в оказании помощи детям, страдающими задержками в психоречевом развитии, проблемами аутичного характера. Для выявления различных расстройств в психотерапии для детей используются разные методы:

Консультация психотерапевта — что это такое?

Консультация психотерапевта – это обоюдное двустороннее сотрудничество пациента и психотерапевта, в ходе которого при помощи психологических методов (например, рациональной психотерапии или гипноза) разрешаются личностные и эмоциональные проблемы пациента. Сеанс у психотерапевта построен на беседе, которая направлена на то, чтобы справиться с определенными психологическими проблемами, например, тревогой или чувством внутренней пустоты.

Сценарий беседы выстраивает психотерапевт в зависимости от многих факторов: метода психотерапии, актуального состояния пациента и его запросов, стадии курса психотерапии. Задача психотерапевта – максимально объективно и беспристрастно оценить состояние человека, выявить причину его состояния и помочь пациенту разобраться в себе.

Вокруг сеансов психотерапии ходит множество мифов, например, психотерапевт дает советы или рассказывает, как правильно жить. На самом деле психотерапевт никогда не дает советы и рекомендации, он делает так, чтобы пациент сам осознал то, чего хочет на самом деле и что чувствует в той или иной ситуации. У психотерапевта есть четкие должностные инструкции и психологическая этика, он работает с пациентом не как друг, а как специалист, и во время консультации руководствуется профессиональным кодексом.

Виды

Существуют основные принципы и эффективные методы детской психотерапии, которые могут позволить не только провести полноценную диагностику отклонений в поведении или эмоциональных реакций, выявить их истинные причины, но и в последующем полностью скорректировать имеющиеся проблемы. Детские психотерапевты используют методики, которые существенно отличаются от таковых у взрослых пациентов. Они основаны на возрастных особенностях и психологии детей и подростков.

Тактильные раздражители, концентрация на творчестве и помощь специалиста могут существенно корректировать эмоциональные проблемы.

  • Музыкотерапия – использование звуков и музыки для коррекции психического состояния. Это может быть пассивное влияние, прослушивание специально подобранных композиций, либо активное – игра на инструментах, пение, танцы. Возможно и совмещение арт-терапии с влиянием музыки, подвижные игры с музыкальным сопровождением, театр и т.д.
  • Песочная терапия – это создание образов и композиций на специальном подносе с песком и светом, которые могут дать ответ – в чем проблемы у ребенка.
  • Сказкотерапия – это чтение или создание психокоррекционных сказок, героев которых дети проецируют на себя. Главные герои этих сказок преодолевают трудности, которые типичны для ребенка. В результате они подсказывают пути решения проблем самого малыша. Ребенок может самостоятельно находить пути решения или с подсказками психотерапевта.
  • Детям школьного и подросткового возраста может потребоваться когнитивно-поведенческая терапия. Она позволяет регулировать эмоции, переоценивать ситуации, посмотреть на них под другим углом. Это со временем меняет отношение к ситуации и эмоции, которые она вызывает.
  1. Н.В. Александрова, Н.Г. Денисова, О.Е Николаева. Детская психотерапия: истоки, опыт и перспективы // Омский психиатрический журнал, 2018, №4(18), с.26-28.
  2. А.Р. Нуриева, Ф.С. Газизова, Т.Н. Галич. Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования, 2018, с.142-146.
  3. Morshed N, Babamiri M, Zemestani M, Alipour N.
    A Comparative Study on the Effectiveness of Individual and Group Play Therapy on Symptoms of Oppositional Defiant Disorderamong Children // Korean J Fam Med. 2019 Nov;40(6):368-372. doi: 10.4082/kjfm.18.0045. Epub 2019 Jan 9

Советы и рекомендации

  1. Необходимо заранее подготовить вопросы по исследуемой проблеме, их формулировка должна быть четкой и понятной, с учетом уровня компетентности в них испытуемого, а также вопросы должны побуждать на развернутый ответ.
  2. Стоит подобрать корректные вопросы, учитывая в процессе беседы настроение и субъективный настрой респондента.
  3. Рекомендуется начать разговор с отвлеченной темы, постепенно переходя к запланированной.
  4. Проявление доброжелательности к словам собеседника и неподдельного интереса (паузы, переспрашивание, «эхо», восприятие на себя, т.е. активное слушание) вызывают доверие респондента, что позволяет получить наиболее достоверные данные.
  5. Обязательно проводить исследование в спокойном состоянии. Возбужденное состояние собеседник прочувствует и обратит на себя, что снижает эффективность всей беседы.
  6. Рекомендуется заранее узнать, какая обстановка и время будут наиболее комфортными для субъекта, чтобы результативно провести исследование.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что беседа является одним из основополагающих и эффективных методов исследования в психологии, используется для получения наиболее полной информации об испытуемом за счет совокупности вербальных и невербальных форм общения.

Но наряду с множеством достоинств данного метода существует один самый главный недостаток – профессионализм исследователя. Необходимо уметь организовывать беседу, учитывая все детали: характер и настроение испытуемого на момент общения, обстановка, корректные вопросы, также обязателен навык «чтения» и сопоставления вербальных и невербальных сигналов. Только при условии высокого уровня компетентности специалиста можно достичь желаемого результата в процессе исследования.

Как выбрать психотерапевта?

Определенных критериев при выборе психотерапевта нет. Для начала вы можете спросить об его образовании, опыте работы, спросить у людей, которые работали с ним, изучить отзывы о психотерапевте. Спросите у психотерапевта о его методе – если он хорошо разбирается, он объяснит суть своей работы в нескольких предложениях. Если же специалист не достаточно уверен в знаниях и навыках – попытается объяснить сложными терминами.

При выборе психотерапевта ориентируйтесь на собственные ощущения. В беседе должно быть легко и непринужденно. Если чувствуете напряжение, попробуйте найти другого специалиста.

Когда ищите психотерапевта, обращайте внимание на неадекватные обещания. Если вам твердят, что вас избавят от всех проблем всего за три сеанса, скорее всего, это низкоквалифицированный специалист или самозванец

Минусы беседы как метода исследования

  • Необходим высокий уровень профессионализма психолога для проведения результативного исследования (превосходное знание всех этапов данного метода, умение находить индивидуальный подход, располагать к общению).
  • Данный метод требует много времени, что имеет большое значение для массовых опросов.
  • При недостаточном профессионализме исследователя есть вероятность некорректных вопросов, а также нарушения объективности, что негативно сказывается на эффективности беседы, либо она может окончательно прерваться.
  • Недостаточное умение специалиста строить вербальное общение. При данном условии беседа превращается в допрос и возможность результативного взаимодействия с собеседником значительно снижается.
  • При групповых опросах некоторые люди (например, интроверты, люди с психологическими проблемами) чувствуют себя некомфортно, так как нет конфиденциальности.

В любом случае, эффективность проводимого исследования напрямую зависит от уровня профессионализма психолога.

Понятие беседы как метода исследования

Беседа представляет собой вопросно-ответный психологический метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определенную тему.

В процессе разговора специалист наблюдает за вербальными (словами) и невербальными (жесты, позы, тон и тембр голоса, мимика) проявлениями подопечного, затем делает выводы на основе данных наблюдений. Проходит беседа в спокойной, комфортной обстановке, конфиденциально, не записывается на диктофон и не протоколируется. Специалист чаще всего делает определенные заметки в блокноте, чтобы не упустить важных деталей для последующего анализа исследования.

Данный вид исследования может быть, как индивидуальным, так и групповым, с заранее подготовленным списком вопросов, или же специалист получает информацию в ходе непринужденного общения по заданной теме. Также может быть управляемой (по инициативе исследователя, но ответчик может неохотно вести диалог, выдавая односложные ответы) или неуправляемой (по инициативе испытуемого), что является более информативным способом, так как подопечный сам рассказывает, а психолог только наблюдает и записывает.

Беседа проходит в несколько этапов:

Первый этап — создание атмосферы, сопутствующего настроения у испытуемого

Стоит сказать о важности его участия, цели разговора и упомянуть о конфиденциальности. Второй этап — обозначение вызывающих на свободные высказывания вопросов

Второй этап — обозначение вызывающих на свободные высказывания вопросов.

Третий этап – детальное изучение проблем, используя переход от общих вопросов к более специфическим. Кульминационный момент беседы, наиболее полное информирование.

Четвертый, последний этап – ослабление напряжения, благодарность за участие.

Беседа

Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам

Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка. Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации

Структура беседы

Этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:

Вводная часть. Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника

Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.
Второй этап. Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
Третий этап

Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап — кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
Третий этап. Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап — кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Зачем нужно разбираться в видах психотерапии?

Термины “позитивная психотерапия” или “психодинамическая психотерапия” среднестатистическому человеку может ничего не сказать. Существует множество направлений в психотерапии, и если вы никогда ими не интересовались, то можете легко запутаться. Друг может порекомендовать метод, который помог ему, но может не помочь вам. Или сам психотерапевт может навязать психотерапевтическую методику, в которой он практикует. Когда вы ознакомитесь с основными подходами в психотерапии, сами сможете выбрать направление, которое наиболее заинтересовало и окажется, что это именно то, что вам нужно.

Как это выглядит на практике?

Психотерапия не похожа на консультацию у обычного врача. Строго говоря, психотерапевт — не врач. У него может быть медицинское образование, но это не обязательное условие. 

Более того, наличие такого образования не гарантирует более квалифицированную помощь. Даже если человек закончил медицинский университет, ему необходимо дополнительно выучиться на психотерапевта. Работа с ментальным состоянием человека, его эмоциями и мыслями — это не «лечение».

Прием проходит очно, в специально оборудованном кабинете, или онлайн. Кабинет психотерапевта тоже не похож на кабинет врача — он больше напоминает небольшую гостиную. В нем стоит несколько удобных кресел и столиков, настроено мягкое комфортное освещение. Если вы планируете заниматься с терапевтом онлайн — постарайтесь воссоздать похожую атмосферу в комнате. 

Психотерапия — разговорная практика. Это значит, что большую часть времени вы будете разговаривать со специалистом. Но это будет не обычный разговор, как с другом — в него будут вплетаться терапевтические методы, исследование вашего внутреннего мира и работа над собой. Все, о чем вы говорите — конфиденциально. Это значит, терапевт не разглашает информацию даже о том, что вы к нему приходили. Даже если будут спрашивать близкие родственники. 

Некоторые подходы предполагают наличие домашних заданий

Так как терапия — всегда двусторонний процесс, очень важно работать над собой самостоятельно вне кабинета. Например, психотерапевт может попросить вас вести дневник эмоций, если вы работаете над их пониманием и выражением

Если вы прорабатываете отношения с окружающими, домашним заданием может стать применение новых навыков общения, которые вы получили на терапии.

Как попасть на прием к психотерапевту

В основном психотерапевтическая помощь является платной. Если вы решаете обратиться за такой услугой в поликлинику, то, скорее всего, вас направят к психиатру. 

Бесплатные услуги психотерапевта показаны больным психиатрических стационаров. В этом случае их лечащий врач по необходимости назначает курс психотерапии, в этом случае пациент проходит его при больнице.

Еще один вариант получить помощь психотерапевта бесплатно – обратиться в соответствующий институт. За учреждениями, обучающими психотерапии, закрепляют бесплатные программы по оказанию такой помощи. Но ваша встреча со специалистом будет проходить не наедине: за его работой будут наблюдать студенты, но политика конфиденциальности сохранится.

Государство также организует бесплатные центры психологической помощи для детей, подростков, женщин и семей.

В большинстве же случаев, если вы желаете самостоятельно обратиться к психотерапевту, такую поддержку вы можете получить у частного специалиста. Для этого сто́ит позвонить в психотерапевтическую клинику и записаться на прием.

Высококвалифицированные специалисты такого профиля принимают, к примеру, в Московском Городском Психоэндокринологическом Центре.

Достаточное количество людей откладывает свой поход к специалисту, даже если нуждается в нем, из-за цены вопроса. В среднем, стоимость 1 сеанса психотерапии составляет 2000 рублей, в отдельных случаях она достигает 6000 рублей. Так, избавление от различных фобий, длящееся около 10 сеансов, обойдется клиенту от 20 до 60 000 рублей.

Такая цена обусловлена несколькими факторами. Психотерапевт – это специалист, прошедший длительное и дорогостоящее обучение. Он делится с клиентами своим профессионализмом, опытом и знаниями. К тому же, чтобы поддерживать уровень своей квалификации, специалист должен систематически посещать платные курсы, семинары, конференции. Поэтому плата за его труды является соответствующей. Она выводит отношения клиента и психотерапевта на другой уровень, настаивая на решительности и серьезности намерений обоих лиц.

Меняем направление

Бывает и так, что не вы, а вам кто-то навязывает свое общество и темы для разговора. В течение 5 минут еще можно выдержать рассказы о глубоком смысле большой кляксы на белом листе, но если градус терпения зашкаливает, то возникает необходимость мягко избавиться от неприятного собеседника. В таком случае для ухода прекрасно подойдет фраза: «Извините, мне нужно найти одного человека». Но можно воспользоваться и другим приемом – переломить ход истории и мягко перевести разговор на интересную вам тему. Тогда назойливый собеседник может и сам уйти.

Генератор светских бесед

Недавно на интернет-просторах появился шуточный генератор светских бесед или самый настоящий генератор бреда, как его еще называют. Вводишь в окошко любое слово и программка выдает бессвязную тираду ерунды с добавлением введенного слова. Шутка, конечно, но в каждой шутке сами знаете, что есть.

Если вы чувствуете, что велеречивый говорун – это не про вас, и блистать на публике красноречивыми высокопарными рассуждениями вам не дано, то возможно вас утешит следующая мысль: зачастую часами трепать языками на светских раутах могут пустые сплетники, которые изысканно вливаются в любую компанию и так же изысканно и молниеносно эти самые компании меняют. В то время как многие истинно яркие личности частенько тушуются на публике. Великие ученые, писатели и даже государственные деятели не раз ощущали себя маленькими детьми, когда нужно было непринужденно болтать о ерунде в светском обществе. 

Тактика психотерапевтической беседы

ТАКТИКА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ

Основные приемы

Выслушивание — чтобы облегчил клиент душу, нашел собственное решение своих проблем

Снятие синдрома исключительности (банализация проблемы)— обесценить ситуацию делая ее заурядной

Приземление проблемы— пример: человеку с физическими недостатками нужно объяснить что многие люди тоже ведут сидячий образ жизни.

Конкретизация действий— начинать дело с того, что лежит под руками не рассуждать, а действовать. Разработать план

Доведение до абсурда— сгущая краски довести проблему до масштабов вселенной пока он не станет смеяться. Сравнение с теми, кому еще хуже

Помощь другим— переключить со своей проблемы на заботу о других (при депрессии)

Обесценивание проблемы в масштабах жизни— пример: что такое генерал против величием природы

Поиск положительных моментов или вспоминание прошлого опыта решения аналогичных проблем (для психастеников)

Использование притч, поговорок и пословиц – пример: «что сделано, то сделано»

А чтобы вы сами себе посоветовали, если бы …—  чтобы возложить на клиента ответственность

Терапия будущим (надежды)— нынешние трудности временны и не напрасны

   Частные приемы

Бред галлюцинации— 1. переубеждать бесполезно,

                                   2. говорить спокойным голосом

Самоубийство— 1. проявлять сочувствие,

                              2. стать своим, играть на его стороне,

                              3. найти положительные моменты в сложившейся ситуации (как вам удалось выжить после такого!),             

                              4. попросить его о помощи, чтобы он почувствовал что кому- то нужен,

                              5. разговор вести   на том расстоянии, на котором ему удобно, постепенно сближая дистанцию.

Апатия (она возникает после длительной, напряженной, но безуспешной работы или неудачи. Человек при этом перестает видеть смысл своей деятельности, чувствует усталость. Апатия может перерасти в депрессию)- дать отдохнуть или отвлечь на какую- то деятельность (погулять)

Ступор— 1. подстроить свое дыхание под его ритм,

Двигательное возбуждение— 1.говорить спокойным голосом о чувствах которые он испытывает (ты хочешь  убежать, спрятаться от происходящего)

                                               2. Не спорить, не задавать вопросов

Агрессия— 1. дать возможность выпустить пар (избить подушку),

                    2. физические нагрузки,

                    3. не обвинять его самого, а высказываться только по поводу его действий (тебе хочется все разнести, давай вместе попытаемся найти                         выход из этой ситуации)

                    4. разрядить обстановку смешными комментариями или действиями,

                    5. предупредить о наказуемости агрессивных поступков.

Страх— 1. положить руку пострадавшего себе на запястье (я сейчас рядом с тобой),

             2. побуждать пострадавшего дышать с собой в одном ритме

Нервная дрожь—  1. прижимать к себе пострадавшего,

                                  2.  потрясти пострадавшего 10- 15 секунд,

                                  3. говорить чтобы он взял себя в руки, дать возможность отдохнуть.

                                  4. укрыть чем- то теплым,

Плач— 1. взять пострадавшего за руку,

            2. выслушать,

            3. повторять отрывки фраз в которых он выражает свои чувства,

            4. дать возможность выплакаться, выговориться,

            5. не задавать вопросов, не давать советов.

Истерика (театральные позы)-

       2. говорить короткими фразами (умойся, выпей воды),

       3. уложить спать

Смертельная болезнь— 1. поощрять мысль об уходе, а не о смерти,

                                     2. побуждать, чтобы пострадавший рассказывал о различных эпизодах своей жизни, задумывался об успехах,

                                     3. исполните его давние желания,

                                     4. составить план незаконченных дел

Смерть близкого— 1. говорить об умершем в прошедшем времени,

                             2. привлекать к организации похорон,

                             3. дать побыть одному,

                             4. физические нагрузки,

                             5. объяснить, что окончание скорби- это не то же самое, что забыть любимого человека

Насилие связанное с угрозой для жизни (при этом меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями)- 1. дать возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию,

                            2. обратиться к приятным образам из прошлого,

                             3. сводить разговоры о событии с описания деталей на чувства.

Сексуальное насилие— 1. не обвинять пострадавшего в случившемся,

Посттравматический синдром— 1. побуждать заниматься делами, которые приятны пострадавшему,

                                                  2. создать условия для задушевного разговора,

                                                  3. не отталкивать пострадавшего, даже если он отталкивает вас.

Беседы при работе с детьми

Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.

В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы:

прямые («Ты боишься грозы?»);

косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);

проективные («Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).

Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы

Проводя беседу, очень важно по отношению к ребенку занять правильную позицию, и больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии:

психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;

он должен принимать ребенка таким, каков он есть;

своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;

психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не осуждает, но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.

Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи и т. п.

Также читайте:
Группа и ее структурная организация
Характеристики внимания. Виды внимания
Ограничение Я
Психическое развитие ребенка: факторы биологический, социальный и средовой
Учение античных врачей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: