Понятие беседы

Достоинства и недостатки

Несомненным плюсом данного метода исследования является возможность изучения внутреннего мира человека, получения развернутой информации о личности испытуемого.

Также не нужно использовать различную аппаратуру, дополнительные инструменты. Соответственно, материальные затраты сводятся к минимуму.

При грамотном построении диалога специалист получает достаточное количество данных, позволяющих выявить имеющиеся у клиента проблемы и оказать ему необходимую помощь.

Основной минус беседы — ее эффективность зависит от уровня профессионализма психолога. Специалист, не обладающий достаточными знаниями и опытом, может не справиться с поставленной задачей.

Частые проблемы: отсутствие контакта с клиентом, неспособность установить доверительные отношения, неумение правильно оценивать невербальные сигналы и т.д.

Также не всегда психологи умеют грамотно строить вербальное общение. В этом случае разговор превращается в подобие допроса и эффективность взаимодействия с объектом оказывается очень низкой.

Таким образом, метод беседы является популярным способом получения информации о личностных особенностях человека. Эффективность исследования напрямую зависит от уровня профессионализма специалиста.

Чем психологическая беседа отличается от консультирования:

Наша интересная группа Вконтакте:

Понятие беседы как метода исследования

Беседа представляет собой вопросно-ответный психологический метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определенную тему.

В процессе разговора специалист наблюдает за вербальными (словами) и невербальными (жесты, позы, тон и тембр голоса, мимика) проявлениями подопечного, затем делает выводы на основе данных наблюдений. Проходит беседа в спокойной, комфортной обстановке, конфиденциально, не записывается на диктофон и не протоколируется. Специалист чаще всего делает определенные заметки в блокноте, чтобы не упустить важных деталей для последующего анализа исследования.

Данный вид исследования может быть, как индивидуальным, так и групповым, с заранее подготовленным списком вопросов, или же специалист получает информацию в ходе непринужденного общения по заданной теме. Также может быть управляемой (по инициативе исследователя, но ответчик может неохотно вести диалог, выдавая односложные ответы) или неуправляемой (по инициативе испытуемого), что является более информативным способом, так как подопечный сам рассказывает, а психолог только наблюдает и записывает.

Беседа проходит в несколько этапов:

Первый этап — создание атмосферы, сопутствующего настроения у испытуемого

Стоит сказать о важности его участия, цели разговора и упомянуть о конфиденциальности. Второй этап — обозначение вызывающих на свободные высказывания вопросов

Второй этап — обозначение вызывающих на свободные высказывания вопросов.

Третий этап – детальное изучение проблем, используя переход от общих вопросов к более специфическим. Кульминационный момент беседы, наиболее полное информирование.

Четвертый, последний этап – ослабление напряжения, благодарность за участие.

Средства беседы

Умение вести беседу и вступать в диалог с другими людьми — важный фактор в процессе социализации. С детства личность учится выражать мысли и доносить до собеседника свою точку зрения, выслушивать партнера и анализировать сказанное.

Как правило, во время повседневного неформального разговора взрослый человек не задумывается о средствах беседы и применяет их автоматически. Однако от того, насколько осознанно и продуманно они используются, во многом зависит эффективность беседы. К таким средствам относятся:

  • постановка вопросов;
  • выслушивание собеседника;
  • изучение реакций собеседника;
  • передача информации собеседнику.

Постановка вопроса

Плохо поставленный вопрос может привести к тому, что собеседник не захочет вступать в беседу либо постарается как можно быстрее ее завершить

Поэтому спрашивающему важно учитывать атмосферу между людьми, настроение партнера и своевременность вопроса. Есть несколько правил, которые помогут правильно сформулировать вопрос:

  1. Задавать открытые вопросы, чтобы человек мог дать развернутый ответ.
  2. Не задавать слишком длинные вопросы.
  3. Избегать сдвоенных вопросов (или… или…).
  4. Вопросы не должны носить вынужденного характера или наводить на ответ.
  5. Каждый вопрос должен быть связан с обсуждаемой темой и преследовать достижение цели.
  6. После вопроса сдерживать паузу, чтобы дать собеседнику время на обдумывание.

Выслушивание собеседника

В беседе помимо овладения навыками разговора, важно быть хорошим слушателем. Собеседник должен видеть, что вам действительно интересно то, о чем он говорит. Кроме того, умение слушать делает процесс познания более эффективным и увеличивает склонность человека к сопереживанию

Для этого нужно следовать правилам:

Кроме того, умение слушать делает процесс познания более эффективным и увеличивает склонность человека к сопереживанию. Для этого нужно следовать правилам:

  1. Реже употреблять в своей речи слово «я».
  2. Поощрять людей говорить о самих себе.
  3. Задавать наводящие вопросы.
  4. Выказывать заинтересованность невербальными знаками.
  5. Не отвлекаться во время разговора.
  6. Смотреть на собеседника.

Изучение реакций собеседника

Это средство позволяет управлять беседой и следить за сохранением непринужденной атмосферы

При этом важно изучить не только личностные черты собеседника, но и динамические проявления — настроение, мотивы, намерения, занимаемая позиция, установки поведения и т. д. Наблюдательность во время беседы помогает следить за реакцией собеседника и при необходимости вовремя перевести разговор на другие темы

Передача информации собеседнику

Передавая запланированную информацию, человек логически продолжает начало беседы и излагает свою позицию

Важно исключить двусмысленные формулировки, чтобы собеседник верно воспринял сказанное. Речь должна быть спокойной и непринужденной, без использования профессионализмов и жаргонизмов. Не стоит спешить с ответом, пока суть вопроса не будет ясна

В ходе своей речи можно уточнять у партнера, правильно ли он понял сказанное

Не стоит спешить с ответом, пока суть вопроса не будет ясна. В ходе своей речи можно уточнять у партнера, правильно ли он понял сказанное.

Правила и приемы беседы

В повседневной жизни под беседой чаще всего подразумевается отвлеченное общение на нерабочие темы

В процессе социализации человеку важно получить навыки ведения беседы, которые помогут наладить контакт с близкими или малознакомыми людьми, узнать что-то новое, произвести впечатление и рассказать о себе

Чтобы овладеть техникой, человеку нужно научиться быть хорошим слушателем

Важно задавать вопросы, проявлять тактичность и показывать интерес. Во время разговора нежелательно перебивать собеседника, переманивать на свою сторону или навязывать ему свое мнение

Непринужденную атмосферу во время диалога поможет создать соблюдение правил:

  1. Начинайте беседу с простого вопроса.
  2. Интересуйтесь мнением собеседника.
  3. Копируйте язык тела.
  4. Поддерживайте разговор жестом и мимикой.
  5. Внимательно слушайте и не перебивайте.
  6. Не повышайте голос, разговаривайте в спокойном тоне.

В образовании беседу применяют как метод обучения во время уроков и экскурсий. В ходе разговора педагог делится нравственно-этическими ценностями, прививает любовь к искусству, культуре, рассказывает о доброте, мире и т. д. Если беседа используется как часть урока, то учителю необходимо заранее подготовиться и изучить учебный материал. Чтобы метод был эффективным, необходимо придерживаться правил:

  • устанавливать и соблюдать временные рамки, отведенные для обсуждения;
  • придумывать вопросы, которые помогут раскрыть знания учащихся;
  • слушать ответы учеников, задавать дополнительные вопросы;
  • поддерживать интерес и следить за эмоциональной реакцией учащихся;
  • привлекать к беседе всех учеников.

В психологии успешность беседы также зависит от профессионализма исследователя, его подготовки и некоторых правил:

точно воспринимать информацию;
замечать несоответствия между вербальной и невербальной информацией;
правильно формулировать вопросы;
обращать внимание на эмоциональное состояние респондента;
обеспечивать спокойную атмосферу;
задавать вопросы, которые касаются темы беседы.

Метод беседы в психологии

Каждый день почти каждому взрослому человеку приходится беседовать с другими личностями. Иногда беседы могут иметь чисто дружеский характер, главная цель проведения которых – хорошо провести время. А существуют и такие беседы, ведение которых предусматривает получение определенных результатов, которыми обе стороны останутся довольны.

Метод беседы в психологии подразумевает вид опроса, который строится на продуманном и подготовленном разговоре, целью которого является получение конкретных сведений, фактов по изучаемому, обсуждаемому вопросу.

Психологический вербально — коммуникативный метод, заключается в предоставлении о том, что беседа являет собой тематически направленный диалог между психологом и респондентом с целью получения сведений от опрашиваемого.

Метод беседы включает в себя некие требования к атмосфере, в которой проводится общение: должен быть заранее намечен план беседы с выделением вопросов, которые подлежат обязательному выяснению. Должна быть создана атмосфера взаимного и непринужденного доверия. Также необходимо уметь применять не прямые вопросы, помогающие получить необходимую информацию.

В случае, когда во время разговора, задающий вопросы судит об изучаемом предмете по речевым реакциям респондента (то есть опрашиваемого), то беседа рассматривается как метод исследования. Так исследуемому следует уметь выяснять достоверность данных, которые предоставляет ему опрашиваемая сторона. Это можно получить при помощи наблюдений, исследований и дополнительной информации, полученной от других лиц.

Беседа как метод диагностики рассматривается в случае общения в форме интервью. С помощью этого метода, человек получает информацию общего содержанию, что направлена на изучение свойств личности, характера человека, выяснение его интересов и склонностей, отношения к определенным людям и т.п.

Рассмотрим плюсы и минусы, которые несет в себе метод беседы.

Преимущества метода беседы:

  1. Возможность задавать вопросы в правильной последовательности.
  2. Возможность пользования вспомогательным материалом (запись вопросов на карточке и пр.).
  3. Анализируя невербальные реакции опрашиваемого человека, можно сделать дополнительный вывод о достоверности ответов.

Недостатки метода беседы:

  1. Требуется большое количество времени.
  2. Необходимо обладать соответствующими навыками проведения результативной беседы.

Необходимо помнить, что правильно проведенная беседа может быть гарантом качества полученной информации.

Контент-анализ.

Контент-анализ — это метод формализованного изучения содержания документов и различного рода текстов. Метод перевода текстовой информации в количественную.

Объекты изучения контент-анализа:

  • документы личностные, письма…
  • материалы групповой и массовой коммуникации: записи разговоров, дискуссий, приказы, объявления, реклама, радиопередачи
  • продукты деятельности людей

Сущность контент-анализа заключается в систематической надежной фиксации заданных единиц, изучаем их содержание. В дальнейшем обрабатываем при помощи математических методов. Для исключения субъективности при анализе документов применяются особые приемы — контрольная сетка, которая не позволяет уйти в субъективность. Главное не подсчет, обязательно соотношение частоты их появления, по сравнению с другими элементами. Использование методов математической статистики.

Контент-анализ используется как вспомогательная техника дл обработки данных, полученных из нестандартизированного интервью.

Контент-анализ возник в США в 40-е годы. Первоначально метод контент-анализа применялся для анализа прессы. Каковы этапы проведения контент-анализа?

  1. Качественная оценка самих документов и выяснение того, есть ли в них предмет для подсчета. Два ограничения для использования контент-анализа:
    • так как контент-анализ основан на повторяемости частоты встречи — когда есть достаточное количество однородных документов или немного, но объемных документов.
    • не всегда удается четко выделить содержимое для подсчета. Содержание не любых документов можно формализовать
  2. Выделение самих единиц для анализа: может иметь разную словесную форму (смысловое содержание)
  3. Отыскание выделенных единиц в тексте и подсчет
  4. Использование методов математической статистики

Структура беседы

Этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:

Вводная часть. Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника

Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.
Второй этап. Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
Третий этап

Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап — кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
Третий этап. Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап — кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Вопросы психологов на собеседовании

Существует три способа постановки психологами вопросов:

  1. Закрытые. Это вопросы, на которые можно ответить только «,да», или «,нет»,. Например: «,Это ваше окончательное мнение?», Они значительно сужают пространство для маневра, заставляют полностью сконцентрироваться на ответе. Часто при ответе на подобные вопросы человек неосознанно занимает оборонительную позицию, поскольку доминирующая роль принадлежит интервьюеру.
  2. Открытые. Здесь недостаточно дать отрицательный или утвердительный ответ, поскольку вопрос предполагает развернутое объяснение. Например: «,Почему вы так считаете?», В данном случае активную позицию в разговоре занимает респондент, который получает возможность самостоятельно строить свою речь и определять ответ на вопрос. Соответственно, диалог на некоторое время превращается в монолог.
  3. Выясняющие. Исследователь обращается к оппоненту, желая уточнить полученную от него информацию. В итоге человека вынуждают вновь возвращаться к озвученным ранее сведениям и более тщательно обдумывать свой ответ. Наилучший выясняющий прием , перефразирование. Психолог передает респонденту его же слова, но в другой форме. Например: «,Если я правильно понял, вы говорили о том&#8230,»,.

https://youtube.com/watch?v=rPc9UlJ_5OA

Советы и рекомендации

  1. Необходимо заранее подготовить вопросы по исследуемой проблеме, их формулировка должна быть четкой и понятной, с учетом уровня компетентности в них испытуемого, а также вопросы должны побуждать на развернутый ответ.
  2. Стоит подобрать корректные вопросы, учитывая в процессе беседы настроение и субъективный настрой респондента.
  3. Рекомендуется начать разговор с отвлеченной темы, постепенно переходя к запланированной.
  4. Проявление доброжелательности к словам собеседника и неподдельного интереса (паузы, переспрашивание, «эхо», восприятие на себя, т.е. активное слушание) вызывают доверие респондента, что позволяет получить наиболее достоверные данные.
  5. Обязательно проводить исследование в спокойном состоянии. Возбужденное состояние собеседник прочувствует и обратит на себя, что снижает эффективность всей беседы.
  6. Рекомендуется заранее узнать, какая обстановка и время будут наиболее комфортными для субъекта, чтобы результативно провести исследование.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что беседа является одним из основополагающих и эффективных методов исследования в психологии, используется для получения наиболее полной информации об испытуемом за счет совокупности вербальных и невербальных форм общения.

Но наряду с множеством достоинств данного метода существует один самый главный недостаток – профессионализм исследователя. Необходимо уметь организовывать беседу, учитывая все детали: характер и настроение испытуемого на момент общения, обстановка, корректные вопросы, также обязателен навык «чтения» и сопоставления вербальных и невербальных сигналов. Только при условии высокого уровня компетентности специалиста можно достичь желаемого результата в процессе исследования.

  • https://mind-control.ru/obshhenie-i-vliyanie/metod-besedy-v-psikhologii/
  • https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-besedy-kak-metoda-issledovaniya/

Барьеры общения

При проведении метода беседы, стоит помнить и о фразах, которые за одну секунду могут разрушить всю выстроенную заранее тактику коммуникации. Такие фразы принято называть барьерами общения. Их стоит внести в “стоп-лист”, чтобы никогда не употреблять во время беседы с клиентом:

  • Говорите четче, повторите ещё раз — приказ или указание
  • Смотрите, не пожалейте об этом — угроза или предупреждение
  • Успокойтесь и тогда я вас выслушаю — шантаж, попытка торговаться
  • Вы поступили неправильно, не стоило этого делать — чтение нравоучений
  • Попробуйте сделать иначе. Вам следует поступить по-другому — рекомендации
  • Вы поступили глупо — осуждение, обвинение
  • Вы большой молодец, вы правы — похвала и лесть
  • Вы не лучше других — уничижение
  • Как вы могли? Вы всё испортили — ругательство
  • Теперь ясно, зачем вы это сделали — интерпретация
  • Не переживайте, многие так ошибаются — успокоение
  • Кто вам сказал, что так можно поступать? — допрос
  • Давайте сменим тему, выбросьте это из головы — отвлечение от проблемы

Впрочем, такая реакция возможна и при стандартном методе беседы. Всё зависит от особенностей психики человека. Задача психотерапевта — свести все негативные реакции на вопросы к минимуму.

Главное — это умение специалиста слушать.

https://youtube.com/watch?v=XlusmJ85pK0

Чтобы метод беседы успешно состоялся, психолог должен обладать важными компетенциями и свойствами личности:

  • владеть приемами слушания
  • уметь мыслить критически
  • уметь точно считывать вербальные и невербальные сигналы собеседника
  • уметь быстро и правильно формулировать вопросы
  • стрессоустойчивость и способность долго вести разговор
  • внимательность к настроению и состоянию собеседника.

Лишь обладая этими качествами психолог может успешно проводить метод беседы и за один раз сочетать несколько её форм и техник. А значит, быстрее и эффективнее помочь собеседнику разобраться в его проблеме.

Требования к ведению беседы

Подобное исследование не должно выглядеть как допрос, потому основной задачей специалиста является ведение непринужденного разговора. Для этого необходимо придерживаться определенных этапов и требований:

  • следует заранее продумать план и структуру беседы;
  • перед началом разговора специалист должен установить контакт с пациентом;
  • рекомендуется использовать вопросы, которые помогут найти ответ, но избегать подсказок;
  • вопросы должны быть неожиданными, при этом проводится изучение поведения человека;
  • вести записи следует исключительно после общения, чтобы у собеседника не возникало дурных мыслей.

Во время проведения опроса важно наблюдать за реакциями человека и его обмолвками

Плюсы беседы как метода исследования

  • В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами.
  • Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации.
  • Материальные затраты сводятся к минимуму, так как не используется дополнительное оборудование и инструменты (ручки, бумага на множественные анкеты и т.д.).
  • Доброжелательность и позитивный настрой исследователя помогают раскрепоститься собеседнику, что повышает вероятность получить более достоверную информацию.
  • Испытуемый может быть уверен в конфиденциальности беседы, так как она проводится наедине со специалистом.
  • Эмоциональная разрядка в процессе беседы, остальные же методы исследования не предоставляют такой возможности.

Вербальное и невербальное общение

К важным вербальным навыкам психолога относится умение правильно формулировать и задавать вопросы, умение слушать ответы.

Давно доказана эффективность &#171,вы-подхода&#187,, при котором специалист задает вопросы не от первого лица, а ориентируясь на позицию собеседника.

Вместо &#171,Я считаю, что проблема в &#8230,&#187, , &#171,Ваша проблема, видимо, заключается в &#8230,&#187,. Или вместо &#171,Давайте поговорим о &#8230,&#187, , &#171,Вы, наверняка, хотите обсудить&#8230,&#187,.

Эта же концепция применяется и при обсуждении каких-либо фактов. Психолог утверждает что-то не от своего имени, а с позиции своего клиента. Например, он говорит: &#171,Как вам известно&#8230,&#187, вместо &#171,Я располагаю информацией&#8230,&#187,.

Также стимулировать активность испытуемого можно при помощи коротких реплик, выражающих одобрение, понимание, доброжелательность.

Подобные фразы несут в себе смысловое и эмоциональное значение, при этом, не сбивают человека с его мысли: &#171,Продолжайте&#187,, &#171,Понимаю&#187,, &#171,Это любопытно&#187,, &#171,Подробнее, пожалуйста&#187, и т.д.

Часто вместо поощрительных высказываний специалист использует &#171,говорящие&#187, невербальные сигналы.

Кивка головы, одобрительного взгляда или утвердительного жеста бывает достаточно для того, чтобы ободрить человека и склонить его к продолжению рассказа.

Поощрительные фразы и невербальные сигналы в психологии принято называть &#171,открывающими&#187,, поскольку они стимулируют развитие беседы, настраивают испытуемого на общение.

Негативное впечатление производят любые оценочные суждения, замечания, насмешки или излишне навязчивые вопросы. При таком поведении специалиста рассчитывать на эффективную коммуникацию не приходится.

Невербальное общение играет также существенную роль. К невербальным сигналам относятся:

  • мимика,
  • пантомимика,
  • жесты,
  • тембр голоса,
  • интонация,
  • поза,
  • дистанция и др.

Виды беседы

Виды беседы в психологии подразделяются на следующие:

  • индивидуальная;
  • групповая — в беседе принимают участие несколько испытуемых;
  • структурированная или формализованная;
  • стандартизированная — повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;
  • нестандартизированная — проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;
  • организационная: по способу проведения — по месту работы, жительства, в офисе психолога.

По инициативе выделяют следующие типы беседы:

  • управляемая — происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;
  • неуправляемая — возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать.

Требования к ведению беседы

Несмотря на популярность внешнюю простоту метода, беседу стоит вести аккуратно и в соответствии с четким регламентом. Иначе простое общение рискует перерасти в допрос. Чтобы этого не произошло, специалисты придерживаются определенных требований:

  • содержание беседы нужно готовить заранее
  • перед любым общением между психологом и респондентом должны быть установлены доверительные отношения
  • вопросы должны быть понятны клиенту
  • в беседу нужно включать не только прямые вопросы, но и наводящие
  • прямые и неожиданные вопросы нужно включать в беседу, чтобы проследить за реакцией клиента и сопоставить ее с ожидаемыми результатами
  • любую беседу нужно записывать. Желательно, не в блокнот, а на диктофон. Чтобы детали беседы не терялись, не забывались и не искажались.

Совмещение методов

Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии — беседы, эксперимента, опроса, наблюдения — обеспечивает исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность.

Эксперимент в психологии — это исследование в заданных условиях при помощи опосредованного вмешательства исследователя. Можно смоделировать искусственную ситуацию, обстоятельства, при которых испытуемый проявит себя характерным для него образом.

Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависит как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. Содержание информации обоих типов позволяет правильно интерпретировать данные и усовершенствовать достоверность результатов. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.

Список литературы

1. Метод беседы в психологии: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Редактор- составитель А.М. Айламазьян. — М.: Смысл, 1999. — 222 с.

2. Ильин Е.П. Психология доверия. — М.: Питер, 2013.

3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования /Пер. с англ. Т.К.Кругловой.- М.: Независимая фирма «Класс», 2000 — 124с.

4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с..

5. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005 — 295с.

6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999. — 240 с.

7. Молден Д. «Менеджмент и искусство НЛП». — М., 1997г.

8. Миникес Л. Искусство делового общения, статья 2004 г.

Размещено на Allbest.ru

Психология. Беседа — это в психологии метод исследования. Виды, достоинства и недостатки метода

Беседа
– это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Беседа широко применяется в медицинской, возрастной, юридической, политической и в других отраслях психологии. Как самостоятельный метод она особенно интенсивно используется в практической психологии, в частности в консультативной, диагностической и психокоррекционной работе. В деятельности практического психолога беседа часто играет роль не только профессионального метода сбора психологической информации, но и средства информирования, убеждения, воспитания.

Беседа как метод исследования неразрывно связана с беседой как способом человеческого общения, поэтому квалифицированное ее применение немыслимо без фундаментальных социально-психологических знаний, навыков общения, коммуникативной компетентности психолога.

В процессе общения происходит восприятие людьми друг друга, понимание окружающих и своего «Я», поэтому метод беседы теснейшим образом связан с методом наблюдения (как внешнего, так и внутреннего). Невербальная информация, получаемая при собеседовании, зачастую не менее важна и значима, чем информация вербальная. Нерасторжимая связь беседы с наблюдением – одна из характерных ее особенностей. При этом беседа, направленная на получение психологической информации и оказывающая психологическое воздействие на личность, может быть отнесена наряду с самонаблюдением к наиболее специфичным для психологии методам.

Отличительной особенностью беседы в ряду других вербально-коммуникативных методов является свободная, непринужденная манера исследователя, стремление раскрепостить собеседника, расположить его к себе. В такой атмосфере искренность собеседника значительно повышается. Вместе с этим возрастает адекватность данных по исследуемой проблеме, получаемых в ходе беседы.

Исследователь должен принимать во внимание наиболее распространенные причины неискренности. Это, в частности, опасение человека показать себя с плохой или смешной стороны; нежелание упоминать о третьих лицах и давать им характеристики; отказ раскрывать те стороны жизни, которые респонденту представляются интимными; боязнь, что из беседы будут сделаны неблагоприятные выводы; антипатия к собеседнику; непонимание цели беседы

Для успешного проведения беседы очень важное значение имеет начало разговора. Для установления и поддержания хорошего контакта с собеседником исследователю рекомендуется демонстрировать свой интерес к его личности, его проблемам, его мнениям

Следует избегать при этом открытого согласия или несогласия с собеседником. Свое участие в беседе, интерес к ней исследователь может выражать мимикой, позами, жестами, интонацией, дополнительными воп

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: