Низкая самооценка: что делать? причины, последствия и тест

Откуда берется неуверенность в себе?

Формирование самооценки происходит в разные периоды жизни. В каждый отдельно взятый промежуток времени развивается наиболее значимый на данный момент фактор. Наиболее важным периодом, когда происходит развитие самооценки, считается детство. Ведь именно в раннем возрасте личность приобретает фундаментальные представления о себе, мире и окружающих. Многое в этот период зависит от родителей: их степени принятия ребенка и осознания того, что такое самооценка и как она влияет на жизнь малыша. Наиболее важным в этом возрасте является одобрение со стороны старших. Ребенок беспрекословно усваивает самооценку, заданную его родителями.

Корни восприятия себя находятся в глубоком детстве. Родители нередко называют свое чадо неумехой, растяпой и другими нелицеприятными словами. Поскольку в детстве формирование самооценки только начинается, ребенок не поддает сомнению слова взрослых. Мать и отец на этом этапе являются для него неоспоримыми авторитетами. Какими бы благими ни были их намерения, ребенок на долгие годы, если не на всю жизнь, усвоит, что он плохой и не соответствует ожиданиям своих близких. Со временем это приведет к развитию низкой самооценки и комплексу вины.

Чтобы не допустить подобного сценария, родителям нельзя ругать ребенка, если у того что-то не выходит, особенно если малыш делает это впервые.

Чтобы вырастить человека, адекватно воспринимающего себя, родителям необходимо не только разбираться в том, как формируется самооценка у ребенка, но и поработать над своей собственной. Не стоит забывать, что дети подсознательно копируют поведение взрослых. Таким образом они рискуют получить заниженную или завышенную самооценку «в наследство».

Во взрослом возрасте основы стабильной самооценки могут быть нарушены сильным эмоциональным потрясением, например потерей кого-то из близких, увольнением или любой крупной неудачей. К восстановлению уверенности в себе стоит приступать незамедлительно. Справиться с этим можно самостоятельно в том случае, если произошедшие события не привели к депрессии. В иной ситуации лучше обратиться к специалисту. Влияние самооценки на поведение человека переоценить сложно. Именно этот фактор задает жизненный вектор.

Симптомы низкой самооценки

Как правило, людей, неуверенных в себе, легко распознать по внешним признакам. Обычно у них проявляются следующие качества.

  • Постоянная нерешительность, которая связана с боязнью допустить ошибку.
  • Страстное желание угождать, чтобы влиться в коллектив и ощущать принадлежность к группе.
  • В то же время проявляется враждебность по отношению к окружающим и зависть к чужим успехам.
  • Патологическая ревность. Причем деструктивные чувства могут возникать не только по отношению к партнеру, но и к друзьям.

Также низкую самооценку выдает манера речи. Как это проявляется?

  • В разговоре могут проскальзывать нотки негативного мировоззрения и пессимизма.
  • Чрезмерная самокритика. Человек постоянно упоминает о своих недостатках и о том, что не удовлетворен собой.
  • Люди с заниженной самооценкой в разговоре занимают оборонительную позицию и всегда ищут оправдания своим действиям даже без явных причин. Обычно это выглядит как оправдание перед самим собой.
  • Прослеживается зависимость от мнения окружающих и негативное отношение к критике в свой адрес. Причем даже любая фраза собеседника может интерпретироваться как претензия или оскорбление.

Влияние отца на самооценку дочери

Важную роль в жизни девочки играет воспитание отца. К сожалению, многие мужчины считают, что проявление любви и ласки по отношению к дочери заканчивается на повседневном общении, прогулках и так далее

Но девочкам очень важно слышать похвалу именно от отца, который говорил бы дочери о том, что она самая красивая, самая умная, самая нежная

Отцы часто шутят подобным образом: «Ну что, из школы пришла? Двоек, наверное, нахватала?». А дочь, скажем, является хорошисткой или даже отличницей. Безобидная шутка, но это только на первый взгляд.

В итоге мы получаем кучу комплексов, нежелание продвигаться по карьерной лестнице, страх более глобальных целей – и всё только потому, что внутренняя установка говорит ей: «Я недостойна». В раннем детстве существует критическая возможность, когда можно вселить в девушку чувство собственного достоинства, которое не зависит от размера её груди или длины ног.

Самосострадание как метод

Не стремление к высокой самооценке нужно пестовать в себе и в детях, а развивать самосострадание

Важно уметь воспринимать себя по-доброму, со всеми плюсами и минусами. Тогда ощущение себя не будет зависеть от достижений, взятых вершин и сравнения с другими

Оно будет формироваться в результате заботы, сочувствия к себе и станет спасательным кругом в случае неудач и промахов.

Человеку, сострадающему себе, не так сильно нужно признание своей правоты. Ему нет нужды переживать, ввязываться в конфликты и держать оборону в попытке защитить свое «я». Он понимает, что ошибки — это просто составная часть жизни.

Прослушивание аффирмаций

Это краткая фраза, которая представляет собой вербальную формулу. При ее многократном повторении в подсознании закрепляется установка, способствующая улучшению психоэмоционального фона. Это один из эффективных способов коррекции низкой самооценки

Важно формулировать аффирмации как уже свершившийся факт. Это заставляет человека принять их как данность и думать соответствующим образом

Если подсознательно хотеть быть уверенным в себе, то постепенно таким и станешь.

Типичные примеры аффирмаций: «Я управляю своей жизнью», «Я успешен», «Ко мне все приходит свободно и без усилий», «Я обладаю всем, что пожелаю», «Я сильная женщина», «Меня любят и уважают». Эти формулы нужно повторять вслух самостоятельно в течение дня. Также можно сделать запись из мотивирующих аффирмаций и прослушивать на плеере.

Личностные факторы

Самооценка формируется еще и в зависимости от личностных качеств человека. Его эмоциональность, склад характера, особенности натуры – все это влияет на самооценку.

Эмоциональный и страстный холерик предрасположен страдать и переживать свои поражения, он больше других зависим от мнения общества.

У меланхоликов свои переживания, хотя они не так эмоциональны, но будут переваривать каждый незначительный намек в свою сторону, стараясь найти себе оправдание или переживая, что не так выглядят в глазах других.

Флегматиков трудно вывести из равновесия, он может и не отреагировать на замечания и косой взгляд.

Мнение социума важно больше экстравертам, чем интровертам. Последние не склонны испытывать чувство смущения от мнения окружающих

Если человек сильно нелюдим, не любит общение, комфортно чувствует себя только в своем обществе, есть повод насторожиться, такие люди бывают несколько высокомерны, считают других недостойными для общения, вплоть до презрения. Экстраверты общительны, но склонны завышать свою самооценку.

Качества личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но более сильным фактором остается все же социум.

Заниженная самооценка и поведение человека


Такие люди всегда считают других умнее, счастливее и успешнее себя. Критику они обычно воспринимают достаточно болезненно, во всех проблемах виня только самих себя.

Подобный образ мышления развивает в них:

  • робость;
  • чрезмерную неуверенность;
  • фобии;
  • чувство неполноценности;
  • инертность.


Наряду с этими чертами личности меняется и внешний вид человека. Пасмурное лицо, опущенная голова, сутулость и нерешительная походка мешают окружающим воспринимать его адекватно. Они видят в нем только злобу и не хотят идти на контакт. Как следствие, индивидуум изолируется от общества и повергается в стихию одиночества.

Фильмы для поднятия самооценки

Посмотри эти фильмы. В них ясно показано, как самооценка человека влияет на его жизнь:

«Дневник Бриджит Джонс». Фильм про 32-летнюю девушку, которая комплексует по поводу лишнего веса и никак не может найти свою любовь.

«Красотка на всю голову». Эта картина похожа на фильм выше, так как здесь героиня также недовольна своим телом, она занимается фитнесом и старается стать похожей на девушек с обложки. Но одно происшествие делает ее настолько уверенной в себе, что типичные красотки могут позавидовать.

«Дьявол носит Prada». Это фильм про жестокий мир моды и глянца, где любое неверное движение, взгляд, и ты уже за бортом. Но при должной настойчивости и уверенности в себе везде можно пробиться.

Общественное мнение

Общество диктует, что и когда должна делать женщина.

  • Слишком толстая – худей.
  • Слишком худая – набери.
  • Слишком сильно накрасилась – сотри.
  • У тебя синяки под глазами – закрась.
  • Не будь такой глупой.
  • Не умничай.

Эти установки можно перечислять до бесконечности. Любая попытка соответствовать общественным стандартам приводит к заниженной самооценке.

Причём чем больше женщина старается «реализоваться» и «самосовершенствоваться», тем ниже её самооценка, хотя ситуация кажется нам обратной с первого взгляда. Уверенной в себе женщине никому не нужно ничего доказывать. Если она делает что-то для себя, то ей не нужно постоянное одобрение со стороны. Многие женщины страдают, но выжимают из себя максимум, чтобы доказать, что они чего-то стоят.

Какая бывает самооценка

Уровни

По уровню может быть:

  • заниженная (низкая);
  • адекватная;
  • завышенная (высокая).

Внутри них могут различаться градации:

  • завышенный уровень: выше среднего, высокий, неадекватно высокий;
  • заниженный: ниже среднего, низкий, неадекватно низкий.

Самые серьёзные проблемы с самооценкой возникают при её крайних градациях — если она неадекватно высокая или неадекватно низкая. При отсутствии психологической помощи это приводит к социальной дезадаптации, профессиональной несостоятельности, неудачам в семейной жизни. Человек не реализует себя ни в каких сферах и замыкается, что провоцирует различные расстройства личности и даже суицид.

Виды

В зависимости от актуальности:

  • прогностическая (та, что была в прошлом);
  • актуальная (та, что сейчас);
  • ретроспективная (та, что может сформироваться в будущем).

В зависимости от распространения:

  • общая (проявляется человеком по жизни в большинстве ситуаций);
  • частная (на работе, в семье, с друзьями);
  • конкретно-ситуативная (в непредвиденных ситуациях, с малознакомыми людьми).

В зависимости от протекания:

  • конфликтная / деструктивная;
  • бесконфликтная / конструктивная.

В зависимости от постоянства:

  • устойчивая / стабильная;
  • неустойчивая / нестабильная.

Последняя классификация используется достаточно часто, так как нестабильная самооценка может привести к психическим проблемам. Например, начальник-тиран на работе превращается в смиренного подкаблучника дома. Результат — диссоциативное расстройство идентичности. Или девушка ещё недавно проходила курс лечения от алопеции и считала себя хуже всех, а сегодня она выиграла конкурс красоты, пусть и региональный, и мнит себя уже чуть ли не богиней. Диагноз — мегаломания.

Поэтому так важно своевременно сформировать и постоянно поддерживать основы стабильной самооценки: самоанализ, саморазвитие и здоровые отношения с окружающими людьми

Шкала самоуважения Розенберга: узнайте, как вы к себе относитесь

Вы когда-нибудь задумывались о том, как вы на самом деле к себе относитесь? Предлагаю вам пройти короткий тест, который называется Шкала Самоуважения Розенберга, который поможет вам узнать насколько вы довольны собой.

Обратите внимание на то, что это только оценочный тест, упражнение, и ни в коей мере не является клиническим диагнозом. Шкала Розенберга — это тест самооценки, с помощью которого можно выявить, является ли ваша самооценка заниженной или нет. Он состоит из 10 вопросов-утверждений, при ответе на которые вам нужно выбрать один из четырёх предложенных вариантов ответа, отвечая максимально искренне и честно:

Шкала Розенберга — это тест самооценки, с помощью которого можно выявить, является ли ваша самооценка заниженной или нет. Он состоит из 10 вопросов-утверждений, при ответе на которые вам нужно выбрать один из четырёх предложенных вариантов ответа, отвечая максимально искренне и честно:

1: Совершенно не согласен

2: Не согласен

3: Согласен

4: Полностью согласен

  1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее, чем другие.
  2. В целом я склонен думать, что я неудачник.
  3. Думаю, у меня есть хорошие качества.
  4. Я способен делать различные вещи не хуже, чем большинство.
  5. Думаю, мне нечем особо гордиться.
  6. Я положительно к себе отношусь.
  7. В целом я доволен собой.
  8. Мне бы хотелось больше уважать себя.
  9. Иногда я чувствую себя бесполезным.
  10. Иногда мне кажется, что я ни на что не способен.

Подсчёт 

При ответе на утверждения 1-5 баллы ответов 1-4 считаются наоборот, от 4 к 1.

Пример: если на утверждение 1 вы выбрали ответ 4 (полностью согласен), нужно засчитать 1 балл.

Баллы за ответы на утверждения 6-10 соответствуют номеру ответа, т.е. за ответ 1 начисляется 1 балл, за ответ 2 — 2 балла и т.д.

Результаты

От 30 до 40 баллов: Высокая самооценка, считающаяся нормой.

От 26 до 29 баллов: Средняя самооценка. Серьёзных проблем с самооценкой нет, но необходимо её повышать.

Менее 25 баллов: Низкая самооценка. Существуют серьёзные проблемы с самооценкой.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

В раннем возрасте на формирование самооценки влияют люди, с которыми ребёнок сталкивается чаще всего — родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Самооценка не рождается сама по себе, «ниоткуда». Привычка оценивать себя развивается постепенно, под влиянием тех оценок, которые дают нам окружающие люди.

С возрастом удельный вес различных факторов меняется. Если для маленького ребёнка на первом месте стоит оценка его поступков родителями, то для школьника приоритеты смещаются в сторону оценки учителей и сверстников. Примерный перечень факторов, влияющих на самооценку школьника младших классов, выглядит следующим образом:

После поступления ребёнка в школу формирование самооценки стремительно набирает обороты. Происходит внутренняя переоценка ценностей: избалованный ребёнок получает критические замечания со стороны педагога, подвергается насмешкам сверстников, сталкивается с первыми неудачами в процессе обучения. Это может привести к понижению самооценки, нервным срывам, нежеланию ходить в школу. И наоборот — те качества, за которые раньше ругали родители, оказываются востребованными и пользуются признанием у одноклассников, что способствует повышению самооценки.

С возрастом факторы меняются: на передний план выходит личный опыт, собственная оценка своих поступков и личностных качеств. Человек начинает сопоставлять своё реальное «Я» с тем образом, к которому он внутренне стремится. Мнение окружающих по-прежнему имеет значение, но корректируется собственными представлениями о «правильном» и «неправильном». Успешная карьера, хорошая физическая форма, счастливый брак способствуют укреплению высокой самооценки. И наоборот, постоянные упрёки со стороны близких, неудачи на работе, финансовые проблемы способны загнать человека в ловушку низкой самооценки.

Формирование самооценки

Этот процесс начинается еще до осознанного возраста и продолжается на протяжении всей жизни. У ребенка появляется опыт собственных действий, он его сопоставляет с отношением к нему окружающих, в итоге формируется самооценка. Чем дальше, тем сложнее перевести формирование самооценки в желаемое русло, но при должном уровне мотивации все возможно.

Значительный вклад делают родители. Тут есть как позитивные примеры, так и негативные. Все зависит от подхода к воспитанию ребенка.

Часто замечаю такие ситуации, когда родители говорят детям «Ты не сможешь, дай я сделаю». И чем чаще ребенок слышит подобное, тем крепче у него в голове закрепляется мысль «Я не смогу». Человек с детства привыкает перекладывать сложные действия на более старших, умных, уверенных. Гораздо лучше помочь ребенку советом или сделать что-то вместе, чем отодвинуть его в сторону и сделать все самостоятельно. С другой стороны, если постоянно говорить ребенку какой он особенный и насколько он лучше других, это также приведет к печальному результату.

Я почему-то очень хорошо запомнил момент своей жизни, когда папа научил меня завязывать шнурки. Я тогда ходил в детский сад, и до этого шнурки на ботинках мне всегда завязывала мама или бабушка. Как же я был горд собой, когда научился это делать сам! Примерно так в голову закладывается мысль о том, что если ты чего-то не можешь — научись и сделай.

Как повысить самооценку

Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.

Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.

Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.

Есть несколько простых, но действенных способов поднять самооценку:

Используйте формулы самовнушения, периодически мысленно или вслух произносите фразы: «Это мне по силам. Я обязательно добьюсь успеха», или: «Не боги горшки обжигают. У меня тоже всё получится!»

Определите сферы своих компетенций. Невозможно быть идеальным во всём — если вы страдаете, сравнивая себя с красивой и стройной подругой, почаще рассказывайте о том, какие вкусные блинчики и пирожки вы умеете готовить.

Учитесь адекватно воспринимать похвалу. Люди с заниженной самооценкой слишком смущаются, когда слышат комплименты в свой адрес, они кажутся им насмешкой. Просто ответьте «спасибо!» и примите на веру услышанное.

Замените самокритику на сочувствие к себе. Иногда необходимо улыбнуться своему отражению в зеркале вместо того, чтобы расстраиваться по поводу прыщика на носу.

На каждый минус найдите плюс. Понизили зарплату — нужно поискать другую, более интересную работу. Любимый человек забыл поздравить с днём рождения — это его, а не ваша проблема. Плохая погода — повод посмотреть хороший фильм.

Задаваясь вопросом, как повысить самооценку, нужно отделять важное от второстепенного. Перед тем как что-то менять, следует задуматься, насколько это важно для вас и не повлечет ли ещё больших неприятностей. Знаменитая фраза «Если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним» — вполне подходит и к вопросу повышения самооценки

Знаменитая фраза «Если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним» — вполне подходит и к вопросу повышения самооценки.

* * *

Низкая самооценка — это не обязательно плохо. Можно привести немало примеров успешных людей, которые всю жизнь страдали от неуверенности в себе, чрезмерно критического отношения к собственным слабостям и недостаткам. Особенно это свойственно тонким творческим натурам — актёрам, писателям, художникам.

Если в вашем окружении есть такие люди, протяните им руку поддержки. Намекните при случае, что тактичность, скромность, отсутствие амбиций — это их плюс, а не минус. Но если низкая самооценка мешает жить, работать, добиваться задуманного, вспомните слова Билла Гейтса: «Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от вас закончить дело ДО того, как вы почувствуете себя уверенно».

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Что такое самооценка?

Как формируется самооценка?

Прежде чем начать работу очень важно понять причинно-следственную связь психических реакций. Самооценка — это способность критически анализировать собственные возможности, принимать себя как личность и понимать своё место в социуме

Закомплексованному человеку крайне трудно испытывать любовь к самому себе. Это отражается на самовосприятии себя, своей роли и места в этом мире, способности налаживать контакты и достигать поставленных целей.

Первые «кирпичики» в фундамент взрослой самооценки закладываются в раннем детстве, когда малыш учится сравнивать и оценивать. Существенную роль в этом играют родители.

— «А вот Петя учится на одни пятёрки – почему ты так не можешь?»

— «Света аккуратная, а ты вечно с содранными коленками и в грязных туфлях. Не девочка, а недоразумение!»

Такие науськивания не то что не работают, а вовсе отбивают у ребёнка желание стараться. Он понимает – ему никогда не угнаться за успехами идеального Пети. Родители, которые постоянно сравнивают своё чадо с другими, негласно дают ему понять: жизнь – гонка, соревнование. Любовь нужно заслужить, выстрадать, завоевать. Это приводит к формированию неадекватно низкой самооценки. Впрочем, не идёт на пользу и захваливание.

— «Я посмотрела на твоих одноклассниц и поняла – они тебе и в подмётки не годятся, моя красавица!»

— «Ты самый умный и сильный – не обращай на дураков внимание!»

Получив передозировку лести в детстве и уверенность в своей уникальности, такие люди становятся неспособны к здравой самокритике. Они чувствуют себя «непризнанными гениями» в суровой и равнодушной реальности, что зачастую приводит к депрессии, замкнутости и прочим психическим расстройствам.

Стоит понимать, что самооценка может меняется на протяжении всей жизни, в зависимости от внешних условий и усилий самого человека.

На её уровень также влияет:

  • Окружение. Одноклассники, однокурсники, родственники, друзья. Многие, кто подвергался травле в школе или семье, остаются замкнутыми и испытывают страх в присутствии других людей или в различных жизненных ситуациях во взрослой жизни.
  • Материальное благосостояние. Дети, выросшие в бедных семьях среди богатого окружения и наоборот, испытывают сильные трудности в самовосприятии самого себя, своего места и роли в этом мире.
  • Образование. В частности, успеваемость и умение пользоваться полученными знаниями.

Типы самооценки

Психология определяет три основных вида самооценки:

  1. Адекватная/Неадекватная. Определяет, насколько здраво человек оценивает свои личностные качества и поступки.
  2. Стабильная/нестабильная. Выражается тем, насколько меняется самооценка человека в зависимости от жизненных обстоятельств (состояния здоровья, материального положения и т.д.).
  3. Общая/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает на область, на которую эта самооценка распространяется. К примеру, человек осознаёт, что хорош в творчестве, но совершенно не разбирается в точных науках.

Уровни самооценки

Помимо видов самооценки, также существуют и их уровни – их также три. Они демонстрируют степень, в которой личность может принять себя такой, какая есть.

  • Низкая самооценка. Искажённое самовосприятие, неумение видеть собственные достижения и положительные качества. Высокий уровень тревожности, ранимость, склонность к самоанализу и сравнению себя с другими не в лучшую сторону.
  • Адекватная самооценка. Человек с адекватной самооценкой умеет здраво анализировать собственные взлёты и падения и делать выводы на основе жизненного опыта. Здоровая самоирония, умение смеяться над собой и отстаивать собственные границы говорят о развитом психическом, интеллектуальном и эмоциональном мышлении, к которому следует стремиться.
  • Завышенная самооценка. Личность делает акцент на своих сильных качествах опуская все недостатки. Не умеет адекватно воспринимать критику, предпочитает не выходить из зоны комфорта, дабы не разрушить свою шаткую самоуверенность. Непоколебимые убеждения в собственном совершенстве мешают развиваться и познавать новое.

Виды самооценки

Самооценка бывает трех видов: адекватная, искаженная и смешанная. 

Адекватная самооценка

Это когда человек реально воспринимает свои возможности

Он прекрасно понимает, на что способен и, что тоже важно, на что не способен. Такой подход позволяет принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях

Искаженная, или неадекватная самооценка

В некоторых аспектах жизни мы переоцениваем или наоборот, недооцениваем сами себя. Тогда речь идет о завышенной или заниженной, а в общем случае — искаженной самооценке. И в том и в другом нет ничего хорошего, хотя люди с заниженной самооценкой менее счастливы и уверены в себе, чем те, кто переоценивает себя.

Искаженная самооценка тянет за собой кучу хлопот и проблем. Человек может ухватиться за задачу, а потом окажется, что шапка была не по Сеньке. Он испытывает проблемы в общении (с противоположным полом, коллегами и случайными людьми), имея прекрасный характер и отличные внешние данные. Отсюда проблемы в карьере, личной жизни и так далее.

Смешанная самооценка

Наиболее часто встречающаяся история. Поскольку самооценка складывается из множества составляющих, мы можем преуменьшать свои возможности в одной сфере и преувеличивать в другой. Например, люди, постоянно испытывающие неудачи на личном фронте, могут быть излишне самоуверенными на работе. Это помогает строить карьеру и быть успешным в профессиональном плане. Не везет мне в смерти, повезет в любви, как говорится. 

Психологи называют такое явление гиперкомпенсацией. Это один из видов психологической защиты. Наше подсознание старается компенсировать неудачи в одной сфере успехами в другой. Так человек находит определенный баланс, в котором ему хорошо и комфортно.

Но, как и любая психологическая защита, гиперкомпенсация не решает, а только маскирует проблему. Постоянное вытеснение неудобных моментов приводит к тому, что проблемы усугубляются. В какой-то момент все может выйти наружу.

К тому же, самооценка может меняться с течением времени. На это влияют различные события, происходящие в жизни человека. Например, развод или расставание с партнером может больно ударить по самооценке, хотя до этого с ней все было в порядке. Или, например, человек считал себя профессионалом в своем деле, но единичное фиаско пошатнуло эту уверенность. Нет, профи он быть не перестал, просто изменилось восприятие себя как специалиста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: