Что такое человеческие отношения
Взаимодействие людей, ограниченное рамками какого-либо сообщества или социума в целом, называется человеческими отношениями (ЧО). В психологии эта терминология определяется как взаимосвязь, в которую вступают отдельные индивиды в процессе образования малых групп и их объединения.
К сведению! С психологической точки зрения отношение – это взаимное расположение объектов с учётом их свойств, рассматривается как результат связи индивида со средой окружения.
Психологам интересно то, в каких условиях индивид формирует свои отношения, составляющие часть его индивидуальности
Социологи уделяют особое внимание тому, как подобные сложившиеся отношения функционируют в социальной сфере. Они называют это социальным поведением и связывают социальные связи с различными структурами и ситуациями общества
Человеческие отношения
Чем характер отличается от темперамента
Эти два понятия часто путают или отождествляют между собой. Давайте внесем ясность. Характер и темперамент – это не одно и то же, хоть они и тесно связаны между собой.
Первое и самое существенное отличие в том, что темперамент является врожденным показателем, а характер – приобретенным.
Тип темперамента обусловлен особенностями нервной системы каждого конкретного индивида. По сочетанию таких общих характеристик, как сила, уравновешенность, подвижность нервной системы выделяют 4 типа темперамента:
- Сангвиники. Сильная, уравновешенная, подвижная нервная система. Характеризуются общительностью, оптимизмом, энергичностью, активностью.
- Холерики. Сильная, неуравновешенная, подвижная нервная система. Характеризуются высокой эмоциональностью, вспыльчивостью, целеустремленностью, общительностью.
- Флегматики. Сильная, уравновешенная, инертная нервная система. Флегматики медлительны, спокойны, трудоспособны, замкнуты.
- Меланхолики. Слабая, неуравновешенная, инертная нервная система. Меланхолики ранимы, чувствительны, тревожны и замкнуты.
Темперамент является базисом, на основе которого формируется характер. При этом не стоит считать, что темперамент полностью определяет его. Психика человека очень пластична – она может приспособиться к любым условиям. У людей с разными темпераментами могут быть схожие черты характера, просто проявляться они будут по-разному.
Например, возьмем такое качество, как целеустремленность. Холерики идут к цели напролом. Любые препятствия разжигают в них спортивную злость и азарт. Сангвиники действуют методично и уверенно, не поддаются эмоциям и взвешивают каждый шаг. Флегматики движутся к цели по принципу “тише едешь, дальше будешь”. Меланхоликам приходится постоянно подстегивать себя эмоционально, чтобы сохранять высокий уровень мотивации.
Есть черты, которые с большей вероятностью формируются у представителей одних типов темперамента, чем у других. Но это не значит, что человек не может пойти против течения и сформировать их сознательно волевыми усилиями. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие и тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей.
Поэтому над своим характером нужно постоянно работать: избавляться от плохих черт и культивировать хорошие. Это интересный и творческий процесс. Относитесь к нему как к игре.
Редкие люди
18
Они понимают важность любви к самому себе. Любовь к самому себе -это концепция, которую многие просто упускают из виду
Но это именно то, что необходимо для того, чтобы найти истинное счастье или сформировать счастливые, здоровые отношения.
Любовь к самому себе -это концепция, которую многие просто упускают из виду. Но это именно то, что необходимо для того, чтобы найти истинное счастье или сформировать счастливые, здоровые отношения.
Прежде чем вы сможете искренне любить других, вы должны сначала научиться любить самого себя.
Эти люди посвящают время, чтобы познакомиться с истинным «Я», открыть для себя те грани своей личности, которые ранее были им незнакомы. Таким образом, они учатся находить причины, чтобы каждый день по-настоящему любить себя.
19. Они ищут романтические отношения со смыслом
В то время как некоторые люди очень боятся остаться без пары, бросаясь из одних неудачных отношений в другие, те, кто предпочитает оставаться в одиночестве, сосредотачиваются на поиске правильного человека.
Они не бросаются на первого встречного и уж тем более не заинтересованы в том, чтобы тратить время на знакомства просто ради знакомства.
Вместо этого у них есть четкое представление о том, какие именно качества они хотят видеть в потенциальном партнере, и готовы ждать до тех пор, пока не найдут человека, который отвечает всем требованиям.
20. Они знают о своих сильных сторонах и слабых сторонах
Причиной падения большинства людей в современном обществе является привычка чрезмерно себя переоценивать, не замечая свои слабые стороны.
И только редкие люди знают себя настолько хорошо, что четко понимают и видят все плюсы и минусы своего характера.
Они не стесняются признавать слабые стороны и выигрышно подавать свои сильные черты характера.
21. Они очень надежны
Они не спешат добровольно участвовать в делах, предпочитая безопасность и комфорт собственного дома и выбирая компании исключительно близких людей.
Поэтому, если они дали слово, что-то сделать, то обязательно сделают всё, чтобы выполнить свои обещания. Они надежны, как скала.
Вы всегда можете быть уверены в таких людях и безоговорочно верить в то, что они вас не подведут ни при каких обстоятельствах.
Чем отличается индивид от личности
Термины «индивид», «личность» и «индивидуальность» широко применяются не только в психологии, но и в обычной жизни. Эти понятия используются для обозначения неких персональных качеств человека или его самого в целом. Несмотря на частоту употребления, разницу между индивидом и личностью могут объяснить немногие.
Индивид – это уникальный набор свойств, присущий конкретному человеку. Большая часть этих качеств была получена им при рождении, остальное – приобретено в течение жизни. Основное отличие индивида – целостность. Персональные свойства редко подвергаются изменению. К таковым характеристикам относятся пол, возраст, имя, цвет кожи и глаз, форма черепа и т.д.
Личностью называется уникальный представитель общества, проявивший себя в культурном и социальном развитии. Данная система черт актуальна только в процессе жизнедеятельности в обществе, так как требует признания социума. Один и тот же человек в разных обществах будет иметь отличные личностные качества, и оцениваться по-разному.
Следует понимать, что от природы каждый представитель человеческого рода является индивидом. Личностью можно стать только в процессе коммуникации с другими членами общества. Причем на становление не влияют физические качества человека. Личностью вполне может быть человек с ограниченными возможностями.
Важнейшим отличием индивида является невозможность утратиться. Вне общества личность достаточно быстро теряет приобретенные черты. Поведенческие нормы и даже способность общаться на родном языке со временем забываются. Кроме того, социум часто «награждает» личность признанием, популярностью, авторитетом. Все это может быть утрачено в течение нескольких лет при резкой смене общества или полном отказе от него. Свойства, присущие индивиду, сохраняются при любых условиях.
Выделяют такие качества личности, как социализация, самосознание, зрелость, направленность и привилегированность. Это означает, что личностные черты начинают развиваться при определенной степени зрелости психики и только тогда, когда человек самостоятельно осознает необходимость в этом. Развитие индивида является естественным биологическим процессом, который запускается при появлении на свет.
Направление развития личности зависит от убеждений и принципов конкретного общества и мировоззрения самого человека. Индивид развивается в силу природного интереса.
Выводы:
- Индивидуальные качества человеку достаются при рождении. Личностные качества приобретены в процессе взросления.
- Чтобы оставаться индивидом, человеку не нужно прилагать каких-либо усилий. Личностью становятся только во взаимодействии с социумом.
- Индивид остается целостным на протяжении всей жизни. Свойства личности меняются постоянно.
- Индивид одинаков в разных обществах. Личность оценивается по-разному.
- В отдалении от общества личность теряет свои черты и привилегии. Индивид остается неизменным в любых условиях.
- Становление личности начинается в зрелом возрасте и при осознании необходимости этого. Развитие индивида начинается при рождении.
- Направленность развития личности зависит от предпочтений и убеждений социума. Индивид развивает собственные интересы.
- Личность имеет авторитет и признание. Индивид ни чем не выделяется из общества.
Что такое “характер”
В психологии под характером подразумевают совокупность личностных качеств человека, которые формируются по мере взросления и наиболее ярко проявляются в личной и общественной жизни. В результате формируется конкретный стиль поведения в разных жизненных ситуациях.
Психологи разделяют черты характера на 4 группы. В основе этого деления лежит отношение человека к различным сторонам жизни.
- К другим людям – замкнутость или общительность, лживость или правдивость, уважение или высокомерие и др.
- К самому себе – скромность или тщеславие, заносчивость или самокритичность, гордость или смирение и др.
- К труду – трудолюбие или лень, добросовестность или безалаберность и др.
- К вещам – аккуратность или неряшливость, бережливость или расточительность, аккуратность или халатность и др.
Поскольку основные черты личности формируются в общественной жизни, то главной стороной для познания характера человека являются его отношения с другими людьми. О характере человека судят и по его темпераменту
Но важно различать эти понятия
Как человек выбирает друзей, по каким признакам?
Психология дружбы утверждает — друзьями становятся люди одного круга, имеющие схожие интересы, ценности, установки, близки по возрасту, семейному положению. При этом психологические характеристики могут значительно отличаться. В редких случаях друзья бывают из другой сферы, круга, скорее для получения новых знаний, обучения, развития.
На начальных этапах дружбы больше внимания уделяется внешним качествам, со временем ценятся больше личные качества, особые характеристики, проявляющиеся не сразу, но заслуживающие внимания. Люди познают друг друга, приобретают опыт общения, возникает взаимная симпатия, привязанность к друзьям. Временами переезд становится трагедией для детей — смена коллектива, потеря друзей. Психология отношений, дружба — это результат постоянного труда, как и семейные. Регулярное общение, взаимная помощь, поддержка укрепляют дружбу, нужно находить время для поддержания дружбы, встречаться с близкими друзьями. Каждый день можем делать шаг навстречу дружбе, её укреплению или, пуская на самотёк, сводить на нет любое взаимодействие.
Понятие дружбы в психологии предполагает самораскрытие, желание делиться собственными мыслями, идеями, однако с разными людьми человек открывается в разной степени в зависимости от близости отношений. Как правило, откровенность одного человека является положительным стимулом, вызывает желание делиться своим личным и ценным, проявляя доверие.
В нормальной ситуации у человека есть несколько близких друзей, родственников, кому доверяет, остальные держатся на расстоянии и не пускаются в душу, это правильно, не стоит доверять душу всем людям, не каждый поймёт, есть и свои загадки в личности.
Психология дружбы определяет важным качеством друга — умение понять другого человека, для восприятия и адекватной оценки нужны следующие качества:
- Опыт жизни, человек старше по возрасту может понять младшего (подростка, ребёнка), обратная ситуация маловероятна;
- Психологическое сходство личностей;
- Высокий интеллект — помогает рационально понять ситуацию, информацию;
- Умение понимать себя, высокий уровень осознанности способствует пониманию других людей;
- Эмоциональная устойчивость — способствует трезвому отношению людей, а тревожность мешает быть объективным;
- Созерцательность — умение относиться к людям приветливо, но смотреть на всё отстранено, наблюдая и анализируя;
- Чувствительность — умение воспринимать и ощущать собственный внутренний мир и других людей, быть внимательным и проявлять участие, понимание.
Таким образом, стоит повышать уровень развития своей личности, чтобы быть хорошим другом, учиться понимать, чувствовать других людей, их переживания, радость и боль. Дружба с точки зрения психологии предполагает особое отношение — друг становится исключительным, единственным, неповторимым
В этом состоит особая нравственность, желание выделять человека и уделять ему особое внимание, подчёркивая ценность отношений. Наличие настоящих друзей — основа счастливой жизни, а их отсутствие ведёт к снижению самооценки, чувству одиночества и безысходности
Человек может найти в мире родные души, если стремится к этому, умеет общаться и создавать дружеские, открытые, доверительные отношения.
Желаем всем настоящих и преданных друзей!
Тематика: Психология отношений, Отношения
История классификации
Попытки провести идентификацию человечества по расам предпринимались с древнейших времен на протяжении тысячелетий, но и в настоящее время никакой общепринятой классификации не существует. Раса сама по себе является хотя и реальной категорией, но подвержена изменением, которые происходили на протяжении всей человеческой истории. Эта особенность привела к тому, что даже на сегодняшний день существуют нескольких вариантов такой классификации.
Самая ранняя классификация проводилась еще в древнем Египте, причем на четыре расы и исключительно по цвету кожи. Если с белым, желтым и черным цветом было все понятно, то интересно, что краснокожими древние египтяне определяли самих себя.
Первая научная классификация была создана французским исследователем Франсуа Бернье в 1684 году. Его научные интересы были исключительно разнообразны, но биологом по образованию он не был. Философ и врач Франсуа Бернье разделил человечество по расовым особенностям на четыре типа. В дальнейшем свои версии публиковали многие известные люди и не все они были профессиональными биологами или антропологами.
Список авторов достаточно обширный, вот наиболее известные исследователи:
- Карл Линней (Швеция, 1724—1804);
- Иммануил Кант (Германия, 1724—1804);
- Жорж Кювье (Франция, 1769—1832);
- Иоганн Кауп (Германия, 1803—1873);
- Томас Гексли (Великобритания, 1825—1895);
- Поль Топинар (Франция, 1830—1911).
В 1835 году немецкий ученый Иоганн Якоб Кауп в своей классификации выделил 5 коренных рас и 10 производных. Это был первый случай, когда исследователь разделил все выделенные им расы на основные и второстепенные. Впоследствии подобный подход приобрел популярность. Например, французский антрополог Поль Топинар уже делил все расы уже на 3 большие и 19 малых.
Природные зоны Южной Америки – список с таблицей для урока в 7 классе
Особенности общения с взрослыми
В подростковый период с развитием мышления, с более широким познанием мира социальных ролей и появлением чувства взрослости, у подростков падает авторитет своих родителей. Родители становятся «просто людьми». Поэтому они больше не подчиняются родительскому влиянию настолько же легко, как это было в более младшем возрасте.
Самоутверждение подростка и требование им прав наравне с взрослыми, создают определенные трудности во взаимоотношениях с родителями. В 11–12 лет начинается борьба подростка за автономию, его освобождение от контроля и опеки. В этот период наблюдается своеобразное потребительское отношение к родителям и учителям, обусловленное стремлением подростков проверить равенство их прав с взрослыми. Он протестует против сохранения «детских» форм контроля, против требований послушания и выраженной опеки. Ребенок требует уважения и отношений такого же уровня, как взрослые относятся к другим взрослым. При этом подросток по-прежнему нуждается в их помощи, защите и поддержке.
Подросток не просто стремится, чтобы его считали взрослым, а чтобы признавали его как личность, у которой есть индивидуальность
Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (иногда это выливается в демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые). В первую очередь перенимаются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (взрослые виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.)
Усвоение внешних признаков влияет на самосознание подростки и делает его взрослым в собственных глазах, и как ему кажется, в глазах окружающих.
Споры и расхождения во взглядах подростков с родителями, касаются не всех областей жизни, а преимущественно бытовых вопросов (одежды, прически, присутствия дома по вечерам т.п.), учебы и возможности распоряжаться свободным временем по своему усмотрению. К более старшему возрасту появляются прецеденты «ценностного» конфликта: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости в различных областях — от замечаний учителя и несправедливой отметки до политических и экономических вопросов.
Возникновение конфликтов сигнализирует родителям об изменении потребностей подростков. Частота и резкость проявлений проблем во взаимоотношениях с взрослыми, зависит во многом от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Стремление родителей навязывать подросткам свое мнение и общество, скептическое отношение к их интересам, тенденция «вещать» и критиковать, а не разговаривать и т.д. — вызывает у подростка острый протест. Родителям необходимо изменить модель отношений с ребенком, научиться сочетать близость и независимость, ослабить родительский контроль без разрушения теплых, поддерживающих детско-родительских отношений. В период старшей школы подростки ждут от родителей заинтересованности и поддержки, понимания и сопереживания, признания и одобрения, доверия и предоставления автономии. Становится важным доверительное общение «на равных» с родителями и другими взрослыми, умение договариваться и сотрудничать.
Теплота поддерживающих детско-родительских отношений, позволяет подростку исследовать различные социальные роли и представления, способствует развитию его автономии и формированию позитивной самооценки. Чувство защищенности и безопасности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни и сознания. Напротив, если родители склонны навязывать, принуждать или контролировать ребенка, то это мешает развитию автономии и приводит к формированию низкой самооценки, депрессии и асоциальному поведению.
В подростковый период родителям архиважно правильно относиться к своему ребенку
Так зачем нам это все?
Сегодня существует столько типологий личности, что невольно начинаешь сомневаться, а нужно ли ими забивать себе голову? Ответ однозначный – конечно нужно! Но только не забивать, а, как минимум, проявлять к ним интерес.
В первую очередь, умение разбираться в психотипах полезно для нас самих. Если человек поймет, к какому типу личности он относится, он будет знать свои сильные и слабые стороны, а значит, сможет грамотно управлять ими. Это способ открыть для себя новые возможности, ведь зачастую людям свойственно следовать стереотипам или советам, нежели прислушиваться к собственной природе.
Это тот случай, когда прирожденный оратор идет работать бухгалтером, потому что, как говорила его мама, он всегда будет при каких-никаких деньгах. В итоге никакого удовольствия от работы, отсутствие энергии и дальнейших перспектив.
Из холериков, например, получаются хорошие начальники. Им по плечу любая работа, требующая больших энергозатрат: журналист, тренер, педагог и т.д. Сангвиники легко располагают себе собеседника, они могут руководить людьми, отличаются хорошими организаторскими способностями. Флегматики сильны в точных дисциплинах, а меланхолики – труженики, любящие работу в одиночестве и требующую внимания к деталям.
Как видите, знание основополагающей типологии личности Гиппократа уже дает понимание, что к чему. А теперь представьте, что будет, если сангвиника посадить за стол математика, да еще и в одиночестве?
Практически все hr-специалисты используют в своей работе различные методы оценки типологии личности. Это необходимо как при подборе персонала, так и в кадровых перестановках, ведь хорошие результаты сотрудника на рядовой должности не всегда указывают на то, что он будет отличным руководителем, возможно, в нем отсутствует прирожденный управленец, поэтому важна всесторонняя оценка персонала.
Наверняка у каждого из нас есть знакомые, с кем никак не получается найти общий язык, или вовсе некоторых мы считаем, как говорится, «не от мира сего». С кем-то, возможно, есть конфликт и недопонимание, ведь часто люди, привыкшие быть открытыми с окружающими, общительными и энергичными воспринимают медлительность или замкнутость своего собеседника, друга или коллеги, как некий вызов, отрицательное личностное отношение, что, естественно, является ошибкой.
Важно понять, что нет плохих типов личности, есть люди со своими особенностями характера и поведения, которые им свойственны по своей природе. Как раз умение оценивать психотип помогает находить общий язык с окружающими, предотвращать и решать конфликты и даже договариваться о чем-либо
И еще важно понимать, что есть типы личности, которые в тандеме дают максимальную или минимальную продуктивность. Если рассматривать на примере модели DISC, «красные» лучше всего взаимодействуют с «желтыми», а вот с «синими» лучше их не ставить в паре, т.к
это две диаметрально противоположные личности.
Если правильно считать информацию, к какому типу личности относится ваш собеседник (родственник, коллега), можно легко найти нужные рычаги, чтобы добиться в общении максимальной эффективности. Например, с «желтыми» нужно быть позитивным в общении, чаще интересоваться их мнением, а для аргументации своей точки зрения ссылаться на взгляды авторитетных личностей. С «зелеными» не стоит говорить только о делах. Для решения различных вопросов лучше всего подходит неформальное общение .
Более того, каждому, по мнению некоторых психологов, типу личности свойственны свои болезни. Точнее сказать, если какая-то черта характера человека гипертрофированна или, наоборот, усилена, то возможно появление психических отклонений. Эту взаимосвязь четко показывает методика оценки личности «7 радикалов», где все названия радикалов образованы от названий болезней: шизоидный, эпилептоидный, истероидный, гипертимный, паранойяльный, эмотивный, тревожный .
Все мы индивидуальны и имеем свой набор личностных качеств и свойств характера, а это значит, что каждый человек нуждается в разных подходах в общении, а если речь идет о детях, то на основании типа личности ребенка можно и нужно выстроить индивидуальную систему воспитания.
Если вы затрудняетесь собственными силами определить, какой тип личности у вас доминирует, а какие являются вспомогательными, а также не можете здраво оценить свои сильные и слабые стороны, советуем вам пройти по этой полезной ссылке и открыть для себя удивительный мир самопознания.
Религия
Развившись и получив множество полезных навыков, человек не захотел больше считать себя представителем мира животных. Гораздо приятнее было придумывать высшие силы и верить в происхождение от них. Робкие реплики ученых о подобии людей и животных начали пресекаться. Но факты неумолимы — мы можем их подтасовать или проигнорировать, но изменить не можем.
Теперь вы знаете, в чем проявляется сходство человека и животных, также знаете и о различиях между ними. В эволюции заключена великая сила, позволившая нам стать разумными. Главное, используйте свой разум во благо.
Исследуя черты сходства и различия человека и животных, можно сделать вывод: homo sapiens имеет огромное количество факторов, которые отличают его от представителей фауны, но в то же время схожесть (особенно с приматами) дает четкую картину, что природа на первоначальном этапе эволюции вложила в них идентичные задатки.
Основные правила дружбы
Каждый человек мечтает о замечательных и преданных друзьях, которые всегда рядом, готовы помочь, понять. Однако поставим вопрос иначе, чтобы найти друга, как и любимого человека нужно быть достойным дружбы, уметь дружить, проявлять наилучшие нравственные качества, какие же требования выдвигает дружба, что лежит в основе отношений?
Психология дружбы определяет основные правила дружбы:
Обмен — друзья стремятся делиться информацией, успехами, достижениями, известиями. Всегда готовы оказать моральную поддержку, приходят на помощь в сложных ситуациях. Стремятся быть приятными для общения, готовы к взаимным услугам, искренние и открыты в общении.
Интимность — эта особенность включает наличие доверия друзьей, уверенность в их надёжности
Возникает чувство преданности, ответственности по отношению к друзьям, желание хранить тайны.
Отношение к третьим лицам — желание защитить друга перед другими людьми, умение признавать, уважать других его друзей, спокойно относиться к личным отношениям, избегать критики на людях.
Координация — важно понимать, что у каждого человека есть личное пространство, не стоит проявлять назойливость, желание к постоянному общению, есть своя жизнь, интересы, заботы. Постоянные поучения также не вызывают радости у друзей, уважение человека, его внутреннего мира должно быть в приоритете.
Секреты дружбы и крепких отношений на многие годы зависят от соблюдения кодекса дружбы, неписанных правил. Изначально большую роль играют координация и отношение с третьими лицами, как показатель дружеского отношения. Со временем отношения становятся глубже, предполагают больше доверия, интимности — надёжность, преданность играют ключевую роль в отличие от стандартного обмена, который часто встречается в общественной жизни.
Формальные отношения
Формальные отношения этоофициальные межличностные взаимоотношения, подчиняющиеся определенным правилам, установленным извне. Они подчинены определенному порядку взаимодействия, где каждому участнику взаимоотношений отводится своя роль. К официальным (формальным) относят взаимоотношения между: офицером и солдатами, учеником и учителем, прорабом и рабочим, администратором ресторана и официантом, директором и секретарем.
Примеры формальных отношений
Сфера взаимоотношений, участники |
Принятые правила |
Наказание за нарушение правил |
Армия (участники взаимоотношений служащие высших и нижних чинов) |
Нижестоящие чины должны подчиняться приказам вышестоящих, военнослужащие должны придерживаться правил воинского устава. |
Внеочередное дежурство, отправление на гауптвахту. Если неисполнение приказа причинило существенный вред интересам службы, за него устанавливается уголовная ответственность. |
Школа (учителя, ученики) |
Ученики обязаны вовремя приходить на занятия, выполнять домашнее задание, носить школьную форму, придерживаться дисциплинарных правил. |
Учителя вправе наказывать учеников плохими оценками, выставлением неудовлетворительного поведения, вызовом родителей в школу. |
Магазин (продавец-покупатель) |
На каждом товаре должна быть указана цена, срок годности. Покупатели должны рассчитываться в полном объеме за приобретаемый товар. |
Если товар оказался просроченным покупатель вправе возвратить его в магазин. За обман продавцом своих покупателей следует штраф, в некоторых случаях уголовная ответственность. Штраф или уголовная ответственность ждет покупателя решившего не расплатиться за товар. |
Таким образом, к формальным относят все межличностные отношения,правила которых закреплены в документально.
Типология личности Юнга
Учения Карла Густава Юнга, швейцарского психолога и психиатра, основывались на наблюдениях, что жизнь одних людей может быть направлена на собственные интересы и взаимодействие с внешним миром, а других – на собственный внутренний мир. Исходя из этого, он выделил два основных типа людей:
- Экстраверты: сознание человека такого типа личности направлено на внешний мир, а вопросы внутреннего мира всегда остаются на втором плане.
- Интроверты: психика личности обращена на внутренние процессы, внешний мир их мало интересует.
Если говорить простым языком, экстраверт всегда будет рад провести время в кругу людей, он общителен и открыт, а интроверт предпочтет уединение с самим собой, он не столь общителен и не любит находиться в центре внимания.
Юнг разделил личности не только по универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, но и по психологическим функциям, к которым отнес мышление, интуицию, чувство, ощущение. Как правило, одна из этих функций преобладает над другими, образуя определенный психологический тип.
Функции он поделил на рациональные, которые лежат в сфере разума (мышление, чувство) и иррациональные, находящиеся вне разума (ощущение, интуиция). Доминирующая функция при этом подавляет противоположную функцию, например, интуиция исключает ощущение, а мышление – чувство .
Таким образом были выделены восемь типологий личности:
Экстравертный мыслительный тип: человек воспринимает информацию через объективные факты и сводит все, с чем бы он ни сталкивается, в единую схему, с помощью которой потом объясняет все остальные явления. У него хорошие организаторские способности, глобальные планы он ставит в приоритет индивидуальным.
Интровертный мыслительный тип: такая личность воспринимает действительность через субъективное внутреннее восприятие. Человек с таким психотипом при изучении вопроса доходит до самого ядра сути
Он также следует своим идеям, как и экстравертный мыслительный тип, только развивает их не «снаружи», а углубляет «внутрь».
Экстравертный ощущающий тип: человек воспринимает мир через собственные органы чувств, обращая внимание даже на мелкие детали. Он импульсивен, общителен и обладает гибким поведением, но при этом не очень разумен.
Интровертный ощущающий тип: такие люди концентрируются на собственных внутренних эмоциях и чувствах
Внешне они выглядят спокойными и даже пассивными, ведь их энергия направлена на обработку внутренних ощущений. Как правило, такие личности замкнуты и постоянно занимаются самоанализом, но при этом сохраняют разумное самообладание.
Экстравертный чувствующий тип: человек такого типа легко улавливает намерения окружающих
Для него важно понимать, какие главные ценности есть у окружения, в котором он находится, соответствовать им, и чтобы этим ценностям соответствовали остальные. Этот тип личности в основном встречается у женщин, ведь чаще всего именно представительницы прекрасного пола живут ощущениями, которые мешают мышлению.
Интровертный чувствующий тип: человек такого типа личности обладает чутким восприятием окружающей действительности, склонен к глубоким внутренним переживаниям
Его отличает молчаливость, скрытность, он загадка для окружающих, т.к. истинное лицо прячет за маской.
Экстравертный интуитивный тип: такому типу личности свойственны бесконечный поиск новых возможностей и чрезмерная увлеченность перспективами, что приводит к постоянной смене деятельности. Человек подобного типа легко заряжает людей своей энергией, но при этом он мало заботится о своем здоровье, которое он может потерять в погоне за чем-то новым.
Интровертный интуитивный тип: такой человек способен уловить то, что другим несвойственно. Как правило, люди подобного типа становятся творцами и создают что-то за пределами привычного, а некоторые из них остаются «непризнанными гениями» из-за своего нестандартного взгляда на вещи .
Карл Густав Юнг посвятил изучению типов личности около двадцати лет. Свои исследования и наблюдения он подробно описал в книге «Психологические типы». В дальнейшем данная типология продолжила свое развитие в трудах других ученых, в частности, Изабель Бриггс Майерс разработала свою типологию, которая основывалась на учениях Юнга. Кстати, пройти тест на тип личности по Майерс Бриггс (MBTI) можно здесь.
Вывод
Таким образом, основные отличия человека от животного в первобытные времена состояли в умении воздействовать на среду обитания, запоминать и передавать свой опыт последующим поколениям. Так наши далекие предки научили своих детей добывать огонь, шить одежду, строить жилища и т.д. Это сыграло большую роль в эволюции.
Главное отличие человека от животного заключается в том, что звери являются частью живой природы и приспосабливаются к окружающему миру благодаря инстинкту, а современный индивидуум это разумное существо, которое в определенной мере подчиняет природу себе, создавая для этого средства труда.