Человек, индивид, личность

Что такое индивидуальность

В процессе социализации и развития каждая личность проявляет себя по-разному, исходя из своих особенностей мировоззрения и уникального характера. Такие качества личности, выделяющие ее среди других членов общества, называют индивидуальными.

Индивидуальность — это совокупность определенных черт и признаков человека, которые составляют его уникальность.

Неповторимые свойства человека делают его непохожим на остальных представителей общества и помогают ему стать равноправным и полноценным членом социума. Индивидуальность формируется под влиянием окружающих людей, опыта, семьи и других социальных институтов.

Ученые выделяют основные свойства личности, которые в каждом отдельном человеке проявляются по-своему, определяя его индивидуальные черты:

1. Темперамент — это врожденные признаки личности, которые отражают динамические характеристики психических процессов, особенности реагирования на раздражители внешней среды, способности к адаптации и социализации и т. д. Выделяют 4 типа темперамента:

  • сангвиники — уравновешенные, позитивные, жизнелюбивые;
  • меланхолики — склонные к депрессии и унынию, чувствительные к негативу и неудачам;
  • холерики — энергичные, азартные, инициативные, склонные к смелым необдуманным поступкам;
  • флегматики — медлительные, спокойные, сдержанные, немногословные.

2. Характер — относительно неизменные свойства, обуславливающие поведение индивида и манеру его общения. Черты характера могут проявляться как по отношению к себе — самокритичный, гордый, стеснительный, так и по отношению к другому субъекту — внимательный, понимающий, вспыльчивый.

3. Способности — это свойства, благодаря которым человек добивается успеха в конкретном виде деятельности. Различают элементарные способности, связанные с умением различать запахи, бегать и т. д., и сложные — художественные, математические, музыкальные и другие таланты.

4. Воля — свойство, отвечающее за сознательную деятельность человека и его способность следовать принятым решениям. Воля помогает человеку преодолевать жизненные трудности и достигать новых результатов.

5. Эмоции — это переживания, отражающие оценочное отношение личности к предмету или явлению. Среди основных эмоций можно выделить настроение, чувства, страх, стресс.

6. Мотивация — побуждения человека к действию. Мотивация исходит из потребности, намерения, стимула и побуждения.

Человек, индивид, личность, индивидуальность: сходства и отличия

Соотношение понятий человек, индивид, индивидуальность, личность можно представить в виде схемы:

Соотношение понятий человек, индивид, индивидуальность, личность

В видео Вы можете посмотреть урок по обществознанию за 10 класс:

Несмотря на то, что человек, личность, индивид и индивидуальность – понятия синонимичные, но не равнозначные.

Параметр Человек Индивид Индивидуальность Личность
Вид Биологический Анатомо-физиологический Психологический Психосоциальный
Признаки Биологические свойства, прямохождение, носитель генетической информации Способность к обучению, речь. Индивидуальный стиль деятельности Наличие духовных потребностей, системы жизненных ценностей, социальный характер
Особенности проявления Типичные для всех человеческих особей принципы работы внутренних систем организма Участвует в социальных контактах, но не является их субъектом, на него влияет общество Характер, внешность, особенности протекания психических процессов, мировоззрение Социальные характеристики: индивидуальные особенности общения и деятельности, умение быть толерантным, идти на компромисс, личность – субъект общественной жизни, она влияет на общество и формирует его
Время появления С рождения В процессе усвоения общечеловеческих норм и правил В результате социализации и трудовой деятельности
Примеры людей Дети-маугли, люди с различными патологиями интеллекта или психики Ребенок, который учится в школе, участвует во внеурочной деятельности класса и школы Молодой специалист, устроившийся на работу по специальности

Если попросить современных ученых охарактеризовать человека и его природу, то они, вероятно, перечислят как биологические характеристики индивида, так и социальные. Индивидуальность взглядов ученых проявится в том, каких характеристик они назовут больше.

Таким образом, каждый человек, рождаясь, является индивидом. В процессе взросления он приобретает жизненный опыт, на основе которого формируется индивидуальность. Если человеку удалось развить в себе социально значимые качества, найти свое место в обществе и приносить ему пользу, он становится личностью.

Мне нравится3Не нравится

Читайте далее:

Что такое нигилизм простыми словами

Кто такой кинестетик и как вести себя с ним

Что такое человечность

Холерик

Что чувствует нарцисс, когда его игнорируют

Индивид и его структура

Личность индивида можно разделить на три взаимодействующие структуры, как говорит Юнг: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Первое содержит в себе всю совокупность мыслей, чувств, ощущений и воспоминаний, благодаря которым человек воспринимает самого себя целостно, полно и ощущает себя одним из людей.

Конфликты и воспоминания, ранее хорошо отпечатанные в памяти, но с течением времени забытые, относятся к категории личного бессознательного. Причина того, почему данные воспоминания остались позади и стали забыты, кроется в их недостаточной яркости. В этом чувствуются отголоски Фрейда, но Юнг пошел дальше и сказал о том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, скрыто влияющие на поведение индивида.

К примеру, если у индивида имеется скрытая жажда власти, он будет даже неосознанно к ней стремиться. Подобная схема работает и с человеком, находящимся под значительным влиянием родителей или друзей.

Однажды сформированный комплекс сложен для преодоления, потому что он укореняется в любых отношениях. А что же с коллективным бессознательным? Это более глубокий слой структуры, в котором латентно находятся общечеловеческие воспоминания, мысли предков. Чувства и память общечеловеческого прошлого кроется в каждом индивиде. Содержательная часть коллективного бессознательного одинакова абсолютно для всех людей и является наследием прошлого времени.

Индивидуальные особенности

Имея огромный потенциал для саморазвития и становления как личности, каждый человек после появления на свет проявляет себя в тех или иных свойствах. Это называется индивидуальным развитием.

В обществознании понятие «индивид» применяется для обозначения конкретных особенностей отдельного человека. Во-первых, каждый субъект имеет неповторимые внешние данные, цвет глаз и телесную конституцию, то есть выступает единичным представителем вида homo sapiens. Во-вторых, между индивидами можно выделить и психологические различия: эмоциональность, темперамент, характер. В-третьих, у каждого есть набор определенных способностей.

С точки зрения некоторых специалистов, у плода в утробе матери уже на втором месяце формируется периферическая нервная система и центральная. В пять месяцев эмбрион приобретает способность слышать и различать звуки, а в третьем триместре он уже может испытывать эмоции (пугаться, реагировать на ласку, разговоры). Ученые настаивают на том, что именно в последние месяцы вынашивания у ребенка происходит формирование интеллектуальных способностей и психоэмоционального фона.

Поэтому существует мнение, что становление индивида начинается не после появления на свет, а непосредственно при зарождении новой жизни. Кратко можно выделить его характеристики:

  • высокий уровень социальной активности;
  • устойчивость к окружающей среде;
  • психофизическое единство организма.

Понятие «индивид» в психологии отграничивается от термина «индивидуальность». Под ней подразумевается набор свойств и особенностей, определяющих неповторимость субъекта. Она проявляется не только в поведении, но и в специфике предпочтений и интересов. Индивидуальность формируется в той среде, в которой растет и развивается субъект, его ассоциации, полученные в раннем возрасте, особенности воспитания. Психологи утверждают, что индивидом рождаются, становятся личностью, а индивидуальность нужно отстаивать.

https://youtube.com/watch?v=LcFA01-zt_s

О понятии индивидуальность

Манера поведения, привычки и реакция на всё происходящее у каждого из них будет разная. Определение слова индивидуальность – это наличие ряда неповторимых качеств каждого человека, его своеобразные особенности, которым обладает только лишь он. В число таких отличительных характеристик можно смело включить не только интересы персоны, но и её привычки, переживания и даже настроение, которое постоянно меняется. И это уже не говоря о талантах, наклонностях и способностях, благодаря которым личность можно назвать целостной, то есть уникальной. Человек демонстрирует свою индивидуальность через поведение в социуме, при этом учитываются разные реакции на какие-то события, а также ситуации в целом. Следует отметить, что ключевое влияние на развитие персоны оказывают СМИ.

Ряд телепередач выступают ключевыми параметрами стандартизации и развития личности в одностороннем порядке. Способность к мышлению и анализированию медленно подавляется и не так-то просто оказывается «правильно» расставить акценты и сделать свои выводы. Такое мышление в первую очередь очень опасно для подростков, их личность ещё до конца не сформировалась и человек находится на стадии социализации. Истиной может стать любая авторитетная теория, которую заявили во всеуслышание с пропагандой поддержки.

Понятие биологического существа

Термин «человек» используется в социуме как общее понятие, характеризующее биологическое существо. Это наивысшая ступень эволюционного развития, представляющая собой результат общественно-исторических процессов, деятельности и общения. Определение применяется для отображения и характеристики всеобщих качеств и особенностей, присущих всем людям без исключения.

Используемое в психологии понятие «человек» сочетает в себе признаки как биологического, так и социального существа, которое способно в ходе своей жизнедеятельности влиять на окружающую среду. Принадлежность к классу млекопитающих и виду Homo sapiens обуславливает наличие некоторых характеристик:

  • особое физиологическое строение;
  • способность заниматься различными видами деятельности;
  • присутствие сознания и понимания происходящих процессов в окружающем мире;
  • способность создавать плоды собственного труда или орудия для их получения.

Для человека свойственно осознавать структуру собственной деятельности. Это называется целями и мотивами труда. У каждого субъекта в обществе есть свои личные побуждения, причины и намерения. Любая человеческая деятельность оценивается по степени мотивации и конкретной направленности. Кроме того, существу, представляющему высшую ступень эволюции, свойственны все мускульно-мышечные движения и осознанное применение речевого аппарата.

В отличие от других представителей класса млекопитающих, человеку свойственно приобретать способность к тем или иным движениям, а не использовать только врожденные. Кроме того, человеческие движения и действия выполняются с применением средств коммуникации: мимики, жестов, речи.

В силу развития способностей, отличных от данных при рождении, человек становится индивидом и личностью, поэтому перестает быть существом примитивным, отождествляемым с приматами. При этом следует отличать понятие «индивидуум», характеризующее выдающихся людей, проявляющих высокую степень социализации (желание выделяться и быть вне толпы).

https://youtube.com/watch?v=BCM0j_cLTvI

А что же такое individuum

Основное отличие – отсутствие конкретных, уникальных черт. Это человек, который имеет принадлежность к толпе, обладает сходными характеристиками, соответствует основным стереотипам и поддается общественному мнению.

Такая персона личностно не возросла. На бытовом уровне можно привести следующие черты индивида, который так и не стал личностью:

  • неумение принимать решения;
  • отсутствие ответственности за события;
  • низкая социальная адаптированность;
  • следование за мнением большинства;
  • отсутствие точки зрения;
  • способность манипулятивного воздействия по отношению к рассматриваемому человеку.

Чем личность отличается от индивидуальности или индивида

Основное отличие – максимальное самосознание и способность контролировать собственные поступки, нести за них ответственность, принимать решения. Особенность в силе воли, которая выражается не в жажде отличаться от окружающих, а в желании стать лучше самого себя. Обычно личностные качества, хоть и проявляются в сравнении с другими, оцениваются самим человеком по отношению к себе самому. То есть, например, абстрактное «я» украл и имеет муки совести не по тому, что сосед/друг или полицейский сказал, что так делать нельзя. Причина – в осознании ценностей и в их нарушении. Личность будет стыдиться в первую очередь перед самим собой.

Что характеризует человека как личность

Изначально слово было чуть ли не ругательным. Этот термин является производным от «Лицо», а это слово, в свою очередь, обладало негативной коннотацией в повседневной жизни. Оно обозначало то, что сейчас мы назвали бы маску, сыгранную роль – обман. Долгое время к людям понятие не применяли напрямую, о части тела, которую мы сейчас так называем, говорили – «лик», «обличье».

Отсюда можно вывести следующее. Как актер надевает маску во время спектакля, так и индивид становится личностью только в процессе взаимодействия с другими людьми – своего рода роль, которую сам себе выстроил персонаж.

Свойства

Перечислю те стороны жизни, которые, так или иначе, повлияли на становление:

  • наследственная предрасположенность;
  • родительское воспитание (эти два фактора легко спутать, часто говорят, что характер ребенка похож на материнский, но в основном это бывает перенимание повадок);
  • люди, с которыми происходит частое взаимодействие – друзья, близкие, одноклассники, сотрудники.

Особенные личностные свойства могут в один момент выражаться, а в другой – умышленно или непреднамеренно сдерживаться. Это значительная разница между личностью и индивидом, ведь второй обладает постоянным набором черт, которые он не в состоянии скорректировать по одному желанию и благодаря силе воли, например, цвет глаз.

Различия индивида и личности

Двойственность природы человека, его биосоциальная сущность неоднократно становилась объектом изучения многих философов, социологов и психологов. Представитель русской философской школы Н. А. Бердяев относит понятие личности к религиозно-духовным категориям, а понятие индивида – к натуралистически-биологическим.

Точную характеристику отличий индивида от личности дал известный психолог А. Г. Асмолов, утверждающий, что индивидом рождаются, а личностью становятся.

Развитие

Индивид – это конкретный человек, характеризующийся активностью, психической и физической целостностью, устойчивым отношением к окружающей действительности.

Жизнь индивида направлена на удовлетворение собственных потребностей. Потребности – это своего рода стимул, побуждающий к направленным действиям. К самым низшим относятся естественные потребности, их удовлетворение направлено на обеспечение функционирования организма для поддержания жизни. Человек обеспечивает себя едой, питьём, одеждой, создаёт условия для сна, для проживания и для развития отношений с особями противоположного пола.

Жизнь в социуме делает человека зависимым от общественных отношений. Удовлетворение потребности в общении поднимает индивида на следующий уровень развития, побуждая его к культурной деятельности. Он начинает проявлять себя как член общества, как личность, осознавая своё место в нём и реализуя свои духовные потребности. Социальная принадлежность индивида выражает его личностную сущность.

Сознательность

При взаимодействии с внешним миром у человека появляется такой признак психической деятельности, как сознательность. Сознательный индивид и есть личность.

Таким образом, через собственные потребности и осознание взаимодействия с обществом человеческая особь становится личностью.

Умственная деятельность

Наличие развитого мозга у человека является его отличительным биологическим признаком. Развитие умственной деятельности у индивида является фундаментом для зарождения уникальных отличительных черт, характеризующих его как человеческую личность.

Отличительными чертами являются:

  1. совокупность знаний, умений, навыков, сформировавшаяся в процессе обучения способам человеческой деятельности;
  2. способность к самооценке и анализу собственных действий, необходимых для формирования личностных характеристик;
  3. адекватность восприятия оценки окружающих.

Перечисленные черты несут в себе характеристики социализации, в то время как черты индивида отличаются только биологическим и физиологическим набором качеств.

Социальный статус

Эволюция человека – это длительный путь, в результате которого он занял высшую точку в иерархии животного мира. В своём индивидуальном развитии каждая особь проходит не менее сложный путь перехода от индивида к личности, формирующий индивидуальные качества, отличающие человеческие особи друг от друга и выделяющие их из общей массы.

Этот процесс нельзя рассматривать отдельно от социума, поскольку именно социум даёт направление развития и формирует мировоззренческие идеи и принципы. Любое общество способно формировать личность, соответствующую его запросам. Чем выше уровень развития духовности и нравственности в обществе, тем выше запросы на формирование высоконравственного духовного человека.

Свободное общество порождает свободного человека, характеризующегося яркой индивидуальностью, способной к самовыражению и творчеству. И любая личность вырастает из индивида, наделённого генетически способностью к развитию.

Социальный статус – это место человека, занимаемая им ниша в социуме и зависящая от пола, возраста, образования, профессии. В отличие от индивида, на этом этапе происходит осознание своего статуса, который может иметь временную характеристику: быть постоянным (мужчина, сын, отец, муж) или временным (студент, продавец, пассажир, пациент).

Различие понятий человека, индивида и личности.

Различие понятий человека, индивида и личности для того. Кто не очень знаком с социологией и психологией легко объяснить простым примером из жизни.

Допустим, вы начали играть в компьютерную RPG — игру на подобие Fallout или Skyrim. Вначале вы выбираете расу — эльф, гном или человек. Это и есть понятие человека, то есть биологическое различие от остальных видов существ. С самого начала ваш персонаж обладает определенными навыками и умениями (сила, выносливость, интеллект и т.д.). В этом виде, на самом старте игры, перед нами индивид, отличающийся от остальных (во многих играх эти начальные параметры вы задаете сами) особенностями, данными от рождения. В игровом процессе ваш персонаж развивается, приобретает новые черты характера, знания, способности, и к концу игры мы имеем героя с определенной харизмой и кармой, набором навыков, совсем не похожего на того, кого мы получили вначале. Вот это и есть уже личность.

Таких сравнений можно привести множество (даже с «World of Tanks»), но суть в том, чтобы понять, что человеком рождаются, а личностью становятся в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества.

Мыслители ещё с древних времён старались проникнуть в суть понятия «человек». Чтобы разобраться, они создавали различные концепции понимания его определения. В итоге пришли к общему выводу, что человек представляет собой биологическое, психологическое и социальное единство. Термин «человек» тесно взаимосвязано с понятиями – «индивид», «индивидуальность», «личность». Проведём некоторые разделения между этими терминами, чтобы понять их суть.

Чем отличается индивид от личности

Термины «индивид», «личность» и «индивидуальность» широко применяются не только в психологии, но и в обычной жизни. Эти понятия используются для обозначения неких персональных качеств человека или его самого в целом. Несмотря на частоту употребления, разницу между индивидом и личностью могут объяснить немногие.

Индивид – это уникальный набор свойств, присущий конкретному человеку. Большая часть этих качеств была получена им при рождении, остальное – приобретено в течение жизни. Основное отличие индивида – целостность. Персональные свойства редко подвергаются изменению. К таковым характеристикам относятся пол, возраст, имя, цвет кожи и глаз, форма черепа и т.д.

Личностью называется уникальный представитель общества, проявивший себя в культурном и социальном развитии. Данная система черт актуальна только в процессе жизнедеятельности в обществе, так как требует признания социума. Один и тот же человек в разных обществах будет иметь отличные личностные качества, и оцениваться по-разному.

Следует понимать, что от природы каждый представитель человеческого рода является индивидом. Личностью можно стать только в процессе коммуникации с другими членами общества. Причем на становление не влияют физические качества человека. Личностью вполне может быть человек с ограниченными возможностями.

Важнейшим отличием индивида является невозможность утратиться. Вне общества личность достаточно быстро теряет приобретенные черты. Поведенческие нормы и даже способность общаться на родном языке со временем забываются. Кроме того, социум часто «награждает» личность признанием, популярностью, авторитетом. Все это может быть утрачено в течение нескольких лет при резкой смене общества или полном отказе от него. Свойства, присущие индивиду, сохраняются при любых условиях.

Выделяют такие качества личности, как социализация, самосознание, зрелость, направленность и привилегированность. Это означает, что личностные черты начинают развиваться при определенной степени зрелости психики и только тогда, когда человек самостоятельно осознает необходимость в этом. Развитие индивида является естественным биологическим процессом, который запускается при появлении на свет.

Направление развития личности зависит от убеждений и принципов конкретного общества и мировоззрения самого человека. Индивид развивается в силу природного интереса.

Выводы:

  1. Индивидуальные качества человеку достаются при рождении. Личностные качества приобретены в процессе взросления.
  2. Чтобы оставаться индивидом, человеку не нужно прилагать каких-либо усилий. Личностью становятся только во взаимодействии с социумом.
  3. Индивид остается целостным на протяжении всей жизни. Свойства личности меняются постоянно.
  4. Индивид одинаков в разных обществах. Личность оценивается по-разному.
  5. В отдалении от общества личность теряет свои черты и привилегии. Индивид остается неизменным в любых условиях.
  6. Становление личности начинается в зрелом возрасте и при осознании необходимости этого. Развитие индивида начинается при рождении.
  7. Направленность развития личности зависит от предпочтений и убеждений социума. Индивид развивает собственные интересы.
  8. Личность имеет авторитет и признание. Индивид ни чем не выделяется из общества.

Группа и индивид

Так как человек является социальным существом, невозможно представить его полноценную жизнь вне общества. Жизнь в социуме так организована, что каждый индивид является представителем самых разных социальных групп. Наиболее значимыми для индивида являются такие социальные группы, как:

  • семья;
  • группа детского сада;
  • компания сверстников во дворе;
  • школьный класс;
  • студенческая группа;
  • производственный коллектив;
  • клубы и объединения по интересам.

Для того, чтобы комфортно себя чувствовать, индивиду нужно быть принятым в группу. Для этого он должен выполнять правила, установленные в этой группе:

  • признавать авторитет лидера группы;
  • иметь соответствующие внешние атрибуты (конкретный стиль одежды, аксессуары, гаджеты);
  • разделять мнение группы, ее убеждения и ценностные ориентации;
  • отождествлять себя с этой группой.

Являясь членом группы, индивид постоянно находится в ситуации выбора: соглашаться с группой или показывать свое истинное лицо. Если индивид обладает харизмой и лидерскими способностями, он чувствует себя уверенно даже в те моменты, когда его личная позиция не совпадает с мнением большинства членов группы. Он не боится озвучить свое мнение. Так как свои мысли и убеждения он подкрепляет аргументами, члены группы прислушиваются к нему, а иногда даже встают на его сторону, меняя свои взгляды.

Если же индивид обладает низкой самооценкой, он опасается выражать свое несогласие с мнением большинства в группе. Он вынужден кривить душой, носить маску, льстить, желая произвести впечатление на лидера группы. Его поведение будет оставаться неискренним до тех пор, пока человеку выгодно быть членом данной социальной группы.

Влияние группы на индивида можно проследить на примере некоторых профессий:

  1. Продавец. Существуют определенные стандарты обслуживания покупателей, в соответствии с которым продавец должен быть доброжелательным, вежливым, улыбчивым. Этот профессиональный стандарт не позволяет продавцу на работе демонстрировать свое плохое настроение или негативное отношение к неопрятному покупателю.
  2. Учитель. В школьном классе могут оказаться совершенно разные дети. Некоторые из них обладают высокой учебной мотивацией, а другие – низкой. Учитель, как правило, видит детей, которые заинтересованы в получении знаний, но он не может учить только их. В соответствии с должностной инструкцией, педагог должен одинаково относиться ко всем ученикам. Профессиональный стандарт запрещает учителю выделять в классе любимчиков. Личностное отношение учителя к конкретному ребенку не должно накладывать отпечаток на его обучение.
  3. Работник конвейера. Данная процессия не предполагает проявления индивидуальности. Сотрудник фабрики или завода должен выполнять определенные операции в нужной последовательности. Группой для данного сотрудника будет являться производственный цех. Если индивид прекрасно справляется со своими обязанностями, то другие работники конвейера относятся к нему лояльно. Если же он допускает ошибку, его ждут санкции со стороны других работников, ведь его ошибка непременно отразится на их работе.

Группа оказывает влияние на индивида, формируя его систему жизненных ценностей и принципов. Но и индивид оказывает влияние на группу, если обладает достаточным личностным потенциалом. Получается, что не только группа формирует те или иные личностные характеристики своих членов, но и каждый индивид, который является членом группы, оказывает влияние на ее социально-психологические характеристики.

Определение понятия «социальный образ»

Все люди индивидуальны. У каждого из нас уникальная сетчатка глаз, неповторимый рисунок отпечатков пальцев, тембр и интонация голоса, короче, все мы неповторимы во всех проявлениях своей индивидуальности. Однако наша уникальность являет себя лишь в деталях, чаще всего несущественных. Общее же, стандартное, составляет фундамент нашего социального бытия. Мы не смогли бы общаться друг с другом, если бы говорили на совершенно оригинальных языках. Поэтому, при всей неповторимости нашего произношения, мы говорим всё же на одном языке. Социальное общение строится на использовании наборов общепринятых символов, будь то язык, жест, обычай, логический закон или технология. Каждое поколение, рождаясь, застаёт эти стандартные наборы символов уже готовыми для применения в жизни. Их нужно только усвоить и научиться использовать в уникальной интерпретации каждого отдельного человека. Такова логика взаимодействия личностного и социального начала.

Одним из самых важных в жизни человека социально значимых комплексов выступают поло-ролевые стандарты поведения. В дальнейшем мы будем именовать термином «социальные образы мужчины и женщины».

Понятие «социальный образ» используется здесь в качестве синонима категории «социальный стереотип». Согласно определению социального стереотипа, данному Е.М.Бабосовым и В.И.Русецкой, последний представляет собой «схематичное, стандартизированное и устойчиво выраженное (фиксированное) представление о социальном объекте или явлении, как правило, эмоционально окрашенное… Его социально-психологическая основа — формирование социальной установки, ценностно значимой для данной личности в ее деятельности и общении, субъективно существующей в виде устойчивого образа, нормы поведения» . Категория «социальный стереотип» достаточно хорошо разработана в социологии . Однако, на наш взгляд, он оценочно не нейтрален, перегружен таким негативным значением, как «предвзятость» . Поэтому мы предпочли родственное ему понятие «образ». Во-первых, потому, что оно эмоционально нейтрально

Во-вторых, позволяет соотнести идентичную фактуру «стереотипа» и «образа» по вектору: «реальный» и «идеальный», что для нас, как будет видно ниже, существенно важно. К тому же, на наш взгляд, эвристическая ценность производного понятия «идеальный образ» состоит в том, что оно имеет две взаимообусловленные стороны, фиксируя одновременно и то, чего человеку недостает, и то, к чему он стремится, каким хотел бы видеть себя и других

Это — своего рода конкретизация жизненного сценария по половому признаку, модуль социального поведения индивида, с одной стороны, имеющий корни в его прошлом социальном опыте, а с другой — обращенный к идеалу, в будущее.

Зная фактуру и динамику изменения в структуре идеальных образов мужчин и женщин, можно более целенаправленно формировать социальную политику органов власти, точнее адресоваться в различных политических и идеологических акциях, в том числе строить предвыборную кампанию различного уровня, определять концепцию средств массовой информации и пропаганды, решать вопросы экономического характера (реклама, маркетинг, управление персоналом на производстве) и т.д., не говоря уже о нашей непосредственной задаче — повышении качества брачно-семейных отношений. В контексте тематики нашей работы особенно важным является то, что категория «идеальные образы мужчины и женщины» может стать действенным инструментом для диагноза, прогноза и корректировки супружеских проблем.

А что говорят на этот счет западные психологи

В западной классической психологии понятие «индивидуальность» неразрывно связано с именем Альфреда Адлера. Его учение, кстати, так и называется – индивидуальная психология. В основе теории – идея о так называемом «комплексе неполноценности», который все люди стараются преодолеть. И делают они это по-разному, используя индивидуальные стили деятельности.

Именно работы Альфреда Адлера стали точкой отсчета, от которой началось изучение феномена индивидуальности психологами. Интересно, что этот термин употребляется не всегда. Иногда говорят о когнитивных стилях или личностных конструктах, но подразумевают под ними все же термин «индивидуальность».

Этот феномен изучался не только на Западе, большой вклад в психологическую науку внесли и именитые отечественные исследователи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: