Популярные заблуждения о самоорганизации
Напоследок – некоторые заблуждения, которые связаны с таким полезным навыком как самоорганизация. Их выделяет в книге «Самоорганизация по принципу «изнутри наружу»» – специалист в области личной организованности и тайм-менеджмента.
Способность к самоорганизации – это врожденная характеристика личности. Отдельные люди более дисциплинированы и организованы в силу природных способностей. Это справедливо лишь в незначительной мере. На самом деле мы говорим о навыке, который можно развить. Кому-то процесс дается легче, кому-то сложнее, но развить его может любой.
Чтобы стать организованным – нужно долго и упорно трудиться. Доля правды здесь есть, но на самом деле это не так. Пройдя процесс один раз, и вынеся нужные уроки, в дальнейшем будет гораздо легче. Это как уборка дома, где давно никто не убирался. Сначала нужно приложить много сил, но в дальнейшем, если поддерживать порядок постоянно, будет не так сложно, как в первый раз.
Самоорганизация – не статичный процесс, поддерживать определенный порядок постоянно невозможно. Тот порядок, который организован в одних условиях, вполне может оказаться неактуальным для другого человека в других условиях. Но это не будет значить, что самоорганизация не работает в обоих случаях. Очевидно, что этот процесс необходимо адаптировать под нужды разных людей – он будет разным для офисного работника и мамы с грудным ребенком. Но как навык, самоорганизация состоит из деталей, которые идентичны в любых случаях. Это как детский конструктор – из него можно построить как дом, так и автомобиль.
Тратить время на самоорганизацию непродуктивно. Ведь организация со временем приходит сама собой, достаточно постепенно «влиться в течение», поэтому учиться ей не обязательно. Но в данном отношении все немного сложнее. Речь идет не только о порядке вещей или правильной организации пространства
Самоорганизация является важной составляющей тайм-менеджмента и окупится многократно, поскольку в перспективе, с выработкой личной системы, будет способна помочь и в деле экономии времени, и его рационального использования, и повышения эффективности
Успешного вам освоения навыка!
Этот урок поможет заложить лишь основу формирования первичных умений и навыков самоорганизации, совершенствовать которые нужно будет самостоятельно. Возможно, мы сейчас озвучим непопулярную мысль, особенно для тех, кто верит в быстрые результаты, но в данном направлении нужно будет работать в течение жизни. Советы из данного урока носят глобальных характер, их цель – указать знаковые вопросы развития самоорганизации (а также возможные проблемы и способы их решения), которая тесно связана не только со способностью учиться, но и любой другой деятельностью человека (работа, отдых)
В интересующей нас области основное внимание нужно уделять тем аспектам, от которых непосредственно зависит обучение. Задача их определения сугубо индивидуальна но, скорее всего, вам, для того чтобы успешно самостоятельно обучаться, не понадобится отдельно работать над навыком самоорганизации. Комплексная работа подскажет необходимое направление, сориентироваться в котором, как мы надеемся, вы сможете благодаря этим урокам
Комплексная работа подскажет необходимое направление, сориентироваться в котором, как мы надеемся, вы сможете благодаря этим урокам.
Этапы создания системы самоорганизации
Целеполагание
Задача – стать организованным – должна решаться путем постановки небольших целей и их достижения
О важности умения ставить цели в самообразовании было сказано в первом уроке. Аналогично ситуация обстоит и в таком ее аспекте как самоорганизация – именно с этого стоит начинать работу в данном направлении. По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса
Первый – над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй – каким должен быть итог работы?
По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса. Первый – над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй – каким должен быть итог работы?
Анализ ситуации
Этот этап – экзамен, целью которого является определение исходной ситуации и стоящих перед вами вызовов. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать.
Планирование
Следующий этап – планирование своих действий, создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты. Если отойти от теории это может показаться сложным, но на деле большинство из нас может с легкостью определить те действия, которые нужно начать совершать для изменений, в противовес устоявшемуся положению дел. Нужно лишь структурировать их и оформить в план.
Волевая регуляция и коррекция
Непосредственно действия. Воля и ее сила определяются поступками человека. Способность совершать действия вне зависимости от субъективных факторов, желаний, лени и т.д
является важной частью развития навыка самоорганизации. Также Вам придется нередко поступать наперекор устоявшимся привычкам, менять один или много аспектов образа жизни – корректировать действия, если они вовсе не приносят или приносят недостаточно пользы и не согласовываются с поставленными целями.
Самоконтроль
Самоконтроль поведения – контроль собственных действий и воздействий. В отличие от ситуативного самоконтроля, когда предпринимаемые действия зависят от условий их совершения, самоконтроль поведения это глобальная способность надолго изменять свое поведение в целом. С точки зрения самоорганизации это способность постоянно совершать конкретные действия, управляя, а точнее контролируя время, состояние, отношение, желания, привычки.
Устранение трудностей
Как итог смыслового блока – небольшое теоретическое руководство о том, как справляться с возникающими препятствиями. Педагоги, занимающиеся вопросами развития самоорганизации деятельности, выделяют несколько этапов работы с учащимися, которые сталкиваются с трудностями при формировании этого навыка. Они, конечно же, подразумевают работу с преподавателем, но могут быть полезны и тем, кто разбирается в тематике самостоятельно. Поэтому коротко их рассмотрим.
Диагностический этап – выявление и фиксация проблемы. Установление ее причин – недостаточность личных знаний, опыта, внешние факторы, условия. Другими словами, на данном этапе нужно четко определить то, что вызывает наибольшие трудности и «не получается», постараться найти причины возникновения этих факторов.
Поисковый этап – выявление возможных путей разрешения проблемы. Составление плана устранения причин.
Активный этап – фаза действия, практические шаги, направленные на реализацию плана из второго этапа.
Рефлексивный этап – определение сильных и слабых сторон, предпринятых действий. Последующая их коррекция для максимизации достигнутых результатов.
Как развивать в себе навыки самоорганизации
Развитие самоорганизации личности подразумевает действия, направленные на выработку, приобретение знаний, умений, привычек:
Самообразовывайтесь
Обучайтесь в образовательных учреждениях и самостоятельно. Чем больше знаний, тем точнее и рациональнее постановка цели, выбор способов её достижения. Образование ведёт к накоплению знаний, уважению окружающих, помогает реализовываться в жизни.
Познавайте себя
Имейте убеждения, постигните смысл жизни, определитесь со своими потребностями, желаниями. Осознайте себя как личность, Самооценка позволяет объективно определить свои недостатки и достоинства, манеру взаимодействия с другими людьми.
Ставьте конкретные цели
Только ясное представление о том, чего хотите достигнуть, придаст сил в ежедневной работе, сделает вас преуспевающей личностью. Определите критерии по которым будете судить о своём приближении к цели. Не торопите события, радуйтесь скромным победам. Кроме профессиональных, ставьте перед собой жизненные цели.
Автор многих бестселлеров Лотар Зайверт предложил сначала изучить теорию и технологию поиска целей, а затем их сформулировать. Дифференцировать задачи по жизненным этапам, периодически проводить их инвентаризацию.
Учитесь подстраиваться под ситуацию
Будьте гибкими, умейте подстраиваться под сложившиеся обстоятельства.
Избавляйтесь от беспокойства
Учитесь на прошлых ошибках. Анализируйте беспокоящие мысли. Спросите себя, насколько существенно то, чего вы боитесь, что случится если это произойдёт. Принимайте неизбежное, уйдите полностью в дела, чтобы для ненужных мыслей не оставалось времени.
Вовремя расслабляйтесь
Если сделаете передышку в работе до того, как поймёте, что очень устали, вам понадобится меньше времени на отдых. Этим увеличите свою продуктивность.
Разделяйте дела по степени важности
Научитесь планировать. Определите ближайшие и долговременные задачи. Пользуйтесь органайзером. Планы должны быть задокументированы и подвергаться проверке на предмет выполнения пунктов. То, что не успели сделать, переносите на следующий день.
Обязательно указывайте временные рамки, планируйте рабочее и личное время. Оставляйте свободное место для непредвиденных дел. Оценивайте реально свои возможности, не планируйте большой объём дел, который не в силах выполнить.
Учитесь правильно общаться
Перед тем как донести идею окружающим, тщательно её обдумайте, проанализируйте. Не превращайте диалог в монолог, выслушайте собеседника. Избегайте двусмысленных слов, жестов, следите за артикуляцией, культурой речи.
Организовывайте рабочее место и жизненное пространство
Чтобы не тратить время на поиски предметов, нужных для выполнения действия, подготовьте всё необходимое заранее. Иначе вы можете надолго отвлечься от рабочего процесса из-за эмоциональной нестабильности.
Развивайте самодисциплину
После постановки цели идите к ней независимо от психоэмоционального состояния, желаний, других субъективных отвлекающих факторов.
Достигать большие и трудные цели помогает не только самоорганизация:
кому-то помогает воля, волевые усилия, кого-то выручает самомотивация: кнут или пряник в отношении самого себя, побуждение и подталкивание себя к исполнению назначенных целей. Если вы приняли какое-то решение, то его нужно выполнять, и многим здесь помогает методика: знать, где о чем думать: пока вы думаете, сомневаться нужно. Когда решение принято, сомнениям места уже нет.
Чтобы организовать себя самостоятельно, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Волю развивать можно и нужно, но если пока ее не хватает, можно помочь себе другими разумными средствами.
Практичная самоорганизация — это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой.Вот, например, стены у вас в квартире: строго говоря, именно они управляют направлением вашего движения, когда вы идете из прихожей на кухню или в спальню. Но при этом сказать, что они «заставляют» вас идти определенным маршрутом… — нет, стены не принуждают. Они просто стоят так, как они стоят, а вы идете тем маршрутом, который выстроили стены. Это и есть — организация жизни.
Съешь слона по частям
Моя любимая методика. Прежде чем приступить к решению большой задачи, распили ее на части. Я всегда это делаю на этапе проектирования нового сайта, весь процесс разработки которого я разбиваю на этапы.
- Беру блокнот, открываю чистый лист и начинаю писать: сделать структуру, дизайн, верстку, настройку системы управления контентом. Весь необъятный процесс вдруг сузился до четырех понятных пунктов.
- Дальше, каждый подпункт я дроблю дальше. (например, «дизайн» состоит из подэтапов с поиском нужной цветовой гаммы сайта, поиск картинок и сбор графических элементов).
- Если мой вредный мозг все еще противится составленному плану и испытывает стресс, дроблю каждую задачу еще мельче до мелкодисперсной кашицы. Иногда дохожу до маразмов, в духе «открыть гугл, посмотреть сайты по тематике».
Самая классная фишка здесь — дать уму пищу победы! Дофамин выделяется всегда, каким бы малым это достижение не являлось. Главное, чтобы было! Вы входите во вкус победы, ум радостно чавкает и более не прокрастинирует. Процесс запущен, задачи решаются. Ставить цели становится проще и естественней.
Позитивный настрой
Позитивный настрой — это характерная черта успешного человека. В этом смысле полезно иметь мечту, а также четко визуализирвоать как она воплотится в жизнь
Далее важно настроиться на новое дело таким образом, чтобы это не вам было надо, а чтобы вы реально хотели это сделать. То есть нужно сменить «надо» на «хочу». То есть нужно постараться заинтересовать самого себя
В конце концов возьми и сделай доску визуализации у себя около рабочего места. Там ты можешь вывесить свои долгосрочные цели
То есть нужно постараться заинтересовать самого себя. В конце концов возьми и сделай доску визуализации у себя около рабочего места. Там ты можешь вывесить свои долгосрочные цели.
Лично я сделал на кухонном подоконнике копилку в виде кофейных стаканчиков. Каждый раз вечером, когда я прихожу домой, я складываю с эти стаканчики сдачу, которая у меня осталась от дневного бюджета. Таким образом у меня копятся деньги на будущую кофейню. Таким образом, у меня мечта всегда перед глазами, я начал с легких и небольших шагов в направлении цели — коплю деньги. А мои шаги к цели являются посильными, поэтому не пропадает желание двигаться в том же направлении.
Кроме того, твой успех во многом зависит от психической саморегуляции и общего настроя на победу. Обычно тот, кто привык думать оптимистично — добивается успеха. Справедливо также и обратное утвреждение, что тот, кто считает себя лузером — обычно им и оказывается. Это работает как самосбывающееся пророчество. На что ты настроишься — то и получишь. Так что негативные мысли нужно гнать поганой метлой — это советуют многие известные предприниматели и наш психолог Николай Козлов.
Если чувствуете, что вам сложно справиться одному — стоит найти психологическую поддержку.
Рубрики
-
Авторский раздел (110)
- Мысли вслух (17)
- Послания (57)
- Стихи и рассказы (32)
- Аудиокниги (1)
- Без рубрики (7)
- Вебинары-Медитации (16)
- Видео (11)
- Дети и их воспитание (101)
-
Духовные практики (2 189)
-
Женские практики
На каждый день (12)
(312)
- Медитации (33)
- Мужские практики (169)
- О сновидении (39)
- Практики Н. Пейчева (192)
-
Работникам света
Наши видео работы (38)
(93)
- Развитие осознаности (321)
-
Разные Религии И Философия (367)
- Адвайта (10)
- Буддизм (44)
- Ведическая культура (92)
- Дзен Буддизм (10)
- Индуизм (8)
- Православие (196)
- Суфизм (5)
- Раскрытие сердца (63)
-
Рейки (146)
- Круг Рейки (13)
- Медитации Рейки (26)
-
Обучение Кундалини Рейки
1-Я Ступень (1)
(4)
- Православие (41)
- Самонастройки КР (59)
- Что такое Рейки (2)
- Трансерфинг реальности (44)
- Учение вайшнавов (43)
- Хо’опонопоно (28)
- Цигун (111)
- Ченнелинги (132)
- Что Такое Кр (5)
- Шаманские практики (91)
-
Женские практики
-
Здоровье (1 078)
- Аюрведа (194)
- Восточная медицина (138)
- Восточная медицина (28)
- Здоровое питание (127)
- Массаж (74)
- Практики и системы оздоровления (292)
- Рецепты красоты и здоровья (225)
- История славян (27)
-
Йога (1 104)
- Аштанга йога (19)
- Бхакти йога (14)
- Бхакти йога (1)
- Бьюти Йога (16)
- Гималайская йога (17)
- Джнана йога (30)
- Ишвара йога (9)
- Йога 23 (10)
- Йога Айенгара (19)
- Йога для беременных (16)
- Йога для беременных (4)
- Йога для детей (17)
- Йога для начинающих (46)
- Йога для начинающих (20)
- Йога КПП (4)
- Йога теней (17)
- Карма йога (15)
- Крийя йога (21)
- Кундалини йога (20)
- Лайя йога (72)
- Мантра йога (97)
- Нада йога (17)
- Нидра йога (31)
-
О Йоге (263)
- Асаны (91)
- Мудры (38)
- Пранаямы (31)
- Шаткармы (7)
-
Основы йоги (240)
- Асаны (49)
- Мудры (49)
- Пранаямы (24)
- Шаткармы (12)
- Парная йога (13)
- Раджа йога (22)
- Сахаджа йога (12)
- Сахаджа йога (1)
- Хатха йога (18)
- Хатха йога (2)
- Кундалини Рейки и кристаллы (1)
- Магия славян (27)
- Медитации Кундалини Рейки (3)
- Непознаное (2)
- Новости сайта (16)
- Обереги и талисманы (19)
- Обучение Рейки (5)
- Основы жизни (126)
- Помощь Рейки (6)
- Психология (149)
- Развитие осознанности (70)
- Развитие семьи (74)
- Рейки Внутренняя улыбка (2)
- Рейки деньги (1)
- Самонастройки (4)
- Световая работа (25)
- Сеансы Кундалини Рейки (1)
- Сила рода (51)
- Символы и руны (22)
- Славянские практики (27)
- Статьи (312)
- Статьи (91)
- Статьи о славянах (45)
- Стихи и рассказы (15)
- Транспсихология (75)
- Фен-шуй (185)
-
Форум (178)
- Ангельские миры (8)
- Астрология (5)
- Аффирмации (11)
- Вопросы и ответы (8)
- Лунный гороскоп (6)
- Магия камней (7)
- Мифы и легенды (7)
- Молитвы (9)
- Молитвы нового врем… (7)
- Нумерология (5)
- Православный календ… (8)
- Притчи (7)
- Руническая магия (8)
- Сверхъестественное (8)
- Сила рода (20)
- Сказки (8)
- Славяне (7)
- Техники и ритуалы (13)
- Философия (7)
- Хроники акаши (9)
- Это интересно (10)
- Цигун (67)
Эффективность и результат самоорганизации
Теперь ясно, почему самоорганизация — это всеохватывающее явление, существующее во всех окружающих человека системах. Главным образом она обладает социальной (общение, знания, карьера, самовыражение), технологической (безопасность и производительность труда, успехи в науке и технике), правовой и политической (формирование гражданских союзов, политических партий) эффективностью. Благодаря этому явлению, человек способен реализовать себя в безопасных и комфортных условиях. Самосовершенствование каждого индивида в отдельности, а затем организация таких людей в социуме на различных уровнях ведут к формированию политически подкованного и развитого во всех отношениях общества.
Самоорганизация как элемент саморазвития личности
Развитие личности невозможно без ее самоорганизации. Человек становится начальником самому себе. Он сам ставит цели. Определяет необходимые средства к их достижению. Спрашивает с себя об успехах, проделанной работе, недочетах и вносит коррективы, поощряет или критикует. Как стать самому себе руководителем? Сложно. Но возможно. Для этого необходимы навыки самообразования, самодисциплины, критического мышления.
Такой подход поможет отличить сиюминутные желания от важных целей, нести ответственность за принятые решения, не отвлекаться на мелочи, видеть главное и идти вперед, несмотря на встречающиеся препятствия.
Именно поэтому сложнее всего достичь самоорганизации людям со слабо развитой волевой сферой, безответственным и бесхарактерным.
Главные принципы самоорганизации:
-
креативность;
-
толерантность;
-
самоотдача;
-
открытость;
-
постоянное развитие.
Главное отличие самоорганизованного человека – умение превращать желания в цели. Формулировать их, делать достижимыми, разбивая на конкретные практические задачи. Однажды зародившаяся мечта может «перегореть». Или остаться желаемым образом.
Реализовать мечту можно, когда она становится объектом осознанного труда. Это невозможно без самопреодоления и самомотивации.
Придется каждый день совершать невидимую для других работу над собой: преодолевать лень, сомнения, неуверенность, страхи и т. д. Сначала это очень трудно. Но постепенно такой образ мышления входит в привычку, становится постоянным и единственно возможным. Девиз такого человека: «Надо – значит надо!»
Навыки самоуправления впоследствии помогут вам стать грамотным руководителем и для других.
Поиск возможностей
В социальных структурах, в командах и организациях, важно не прекращать поиск новых возможностей для улучшений (возвращаясь к наращиванию неоднородности). Но искать возможности улучшений, находясь внутри системы бывает очень сложно
Чтобы их обнаружить, нужно мысленно или физически выйти за пределы системы/команды — на уровень организации, рынка и других типов окружающей среды. Это идет еще из системного мышления, которое, если не вдаваться в формализм, определяет цель существования системы как результат в надсистеме (целевой системе).
Неплохим подспорьем в поиске возможностей являются вопросы. Вопросы появляются тогда, когда не удовлетворены потребности целевой системы, а в условиях развития всей иерархии надсистем неудовлетворенность будет появляться всегда (рынок растет, конкуренты не дремлют, технологии меняются).
Помимо этого важно понимать, что команда состоит из отдельных людей и именно поведение отдельных людей на микроуровне формирует и определяет поведение команды как единого целого. И тогда вопросы могут транслироваться от уровня команды к уровню индивидуальных членов команды
Упражнение показывает, насколько сложно ответить на вопрос другим вопросом. Люди, как существа, созданные, чтобы решать проблемы, привыкли давать ответы на вопросы. Роль Scrum Master’а здесь в том, чтобы провоцировать команду на самостоятельное решение проблем, а не искать того, кто имеет ответы на все вопросы.
С самостоятельным поиском и применением решений изменяется поведение на микроуровне с учетом как внешних условий/информации извне команды, так и особенностей текущего внутреннего состояния команды и каждого участника команды в отдельности.
Хорошей практикой может быть возвращение развивающих открытых вопросов:
- А ты сам что думаешь?
- А что ты попробовал?
- А какие есть варианты?
- Каким может быть первый шаг?
- Что нам поможет принять решение?
- Кто тебе может помочь?
Это своего рода зеркалирование как провокация к самостоятельному поиску и принятию решений. Эта практика очень хорошо способствует наращиванию неоднородности за счет разнообразия мнений отдельных людей. После того, как человек сам ответит на эти вопросы, следует договориться о том, какие следующие шаги он предпримет, и какой результат планирует получить.
Самоорганизация в науке и технике
Техническую самоорганизацию можно отнести к категории науки и техники. Когда меняются свойства, параметры объекта, его цели и задачи, автоматически сменяется и его дальнейшая программа действий. Например, так работает организация самонаводящихся ракет, различных автоматизированных систем, вычислительных технологий. Такие системы имеют свойство самостоятельной настройки.
Принципы самоорганизации в сфере науки (эволюционная биология, супрамолекулярная химия) и природных явлений изучает междисциплинарное направление, называемое синергетикой. Здесь в качестве пространственного упорядочения можно привести в пример лазер. Самоорганизация целенаправленного и спонтанного характера, происходящая за счет изменения или образования связей в системе, существует в основном в природе.
Основы самоорганизации личности
Целеустремленный человек, желающий стать независимым, добиться уважения, авторитета и материальных благ, должен знать основы самоорганизации личности.
Вы должны взять на себя контроль за планированием собственного времени, правильной постановке целей. Вы даете себе обещание и выполняете его ежедневно. Неотступное следование своим планам и намерениям требует от нас серьезных усилий над собой, терпения и уравновешенности. Скоро вы почувствуете, что упорство дает результаты, но сначала нужно четко следовать каждому пункту плана. Успех приходит не только к тем, кто просто много работает. Это прерогатива тех людей, которые привыкли работать над собой.
Самоорганизованный человек отвечает нижеперечисленным качествам:
- Эмоциональная уравновешенность;
- Чувство ответственности;
- Контроль за эмоциями и действиями;
- Планирование рабочего и свободного времени;
- Умение «зерна от плевел» как в выборе главной цели, так и в отношениях с людьми;
- Аккуратность и обязательность;
- Правдивость.
Развить в себе данные качества сложно, но при желании возможно. Используйте следующие советы, чтобы стать самоорганизованной личностью:
Планировать предстоящий день до мелочей;
Выделять главную цель из нескольких поставленных, и уделять особое внимание ее четкому исполнению;
Не опаздывать с исполнением сроков;
Перевести часы на 5 минут вперед, чтобы не опаздывать;
Отмести лень;
Хвалить и ценить себя. Отмечать каждое достижение;
Говорить правду окружающим, и самому себе;
Исключить из жизни вредные привычки.. К последнему пункту относится и питание
Вредной привычкой считаются не только курение, прием алкоголя и наркотиков. Нас «убивает» также неправильное питание. Не ешьте жирную, острую и копченую пищу. Выпивайте 2 литра простой (негазированной) воды ежедневно. Займитесь собственным телом – спорт вам поможет в этом. Ложитесь спать и вставайте по утрам в одно время. Ищите в жизни позитив
К последнему пункту относится и питание. Вредной привычкой считаются не только курение, прием алкоголя и наркотиков. Нас «убивает» также неправильное питание. Не ешьте жирную, острую и копченую пищу. Выпивайте 2 литра простой (негазированной) воды ежедневно. Займитесь собственным телом – спорт вам поможет в этом. Ложитесь спать и вставайте по утрам в одно время. Ищите в жизни позитив.
Запомните, что вас никто со стороны контролировать не будет. Каждое действие и мысль вы должны оценить самостоятельно, и принять единственно верное решение.
Самоорганизующаяся система и её свойства
Под самоорганизующейся системой понимают динамическую, адаптивную систему, в которой запоминание информации (накопление опыта) выражается в изменении структуры системы за счет согласованного взаимодействия множества элементов её составляющих.
В данном случае адаптивность означает изменение поведения или структуры с целью сохранения или достижения оптимального состояния при изменении внешних условий.
Самоорганизация команды — ни что иное, как самопроизвольное изменение взаимодействия членов команды, при котором команда устойчиво существует при продолжающемся наличии воздействия. В процессе самоорганизации изменяются уровень организованности, команда самостоятельно создает внутри себя какие-то функции, процессы, структуры.
Свойства самоорганизующихся систем
- Открытость
- Нелинейность
- Диссипативность
Открытость подразумевает постоянный обмен информацией с внешней средой. Закрытая система должна в конечном итоге прийти к состоянию с максимальной энтропией и прекратить любые эволюции. Точно так же и социальные системы, например, команды — чем меньше информации поступает в команду из различных источников и чем меньше обратной связи возвращается в ответ на отдаваемую информацию, тем медленнее будет идти эволюция/развитие/адаптация. При этом качество информации играет далеко не последнюю роль.
Нелийнейность означает, что небольшие изменения могут привести к значительным последствиям. Первый автотест может полностью изменить отношение к качеству. Небольшая договренность парковать вопросы, не относящиеся к теме встречи может полностью изменить отношение ко встречам и качество их проведения.
Диссипативность — своеобразное макроскопическое проявление процессов, протекающих на микроуровне, с явно выраженным качественным отличием от того, что происходит с каждым отдельным ее микроэлементом.
Команда является таким макроскопическим проявлением относительно поведения каждого отдельного члена команды. Если кто-то проводит ретроспективы, вспомните, что часто можно увидеть четкую границу между проблемами конкретных людей и проблемы команды как единого целого.
Например, в рамках команды это такие проявления как:
- Готовность помогать друг другу
- Оперативное перераспределение задач
- Разделение на малые группы при работе с параллельными задачами с последующим слиянием обратно
- И вообще любые виды совместной деятельности, изменяющаяся под действитем внешних сил, вроде перехода в полностью распределенный режим работы