Парадигмы современной психологии и их виды простыми словами

Что такое парадигма и ее непреходящее значение?

Парадигма — это набор убеждений и предубеждений (как философских, так и иных), которые научное сообщество разделяет в данный момент. В широком смысле это означает точку зрения или фокус.

Этот термин начал использоваться в философии науки из работ Томаса Куна. «Структура научных революций» (1962), где была защищена диссертация о том, что в истории науки, как и в истории обществ и политики, мы можем найти моменты, в которых доминирует набор идей, моменты, в которых конкурируют несколько объяснительных моделей и моменты, когда новая точка зрения заменяет предыдущую.

В истории науки мы можем найти критические или революционные времена, когда одна теоретическая модель сменяется другой, как это очень ясно произошло в конце Возрождения с заменой средневековой физики современной или традиционной астрономической теорией (геоцентрической) новой астрономией Коперника и Галилея (гелиоцентрическая).

Томас Кун включил в понятие парадигмы элементы, которые не являются строго научными например, эстетические, религиозные и философские. Элементы, которые, тем не менее могут определять социальный успех теории.

Показывая, что нерациональные измерения науки, которые часто называют «контекст открытия», вместе с чисто объективным и научным измерениями «контекст обоснования», тезисы Куна привели философию науки к сомнению в объективности научного знания и к релятивистским или субъективистским позициям.

Характеристики

Характеристики психологических парадигм, общие для философов, для которых характерен поиск основополагающего принципа всех вещей. Например, первые философы: для Фалеса Милетского принцип – вода, для Эмпедокла – земля воздух, вода, огонь, для пифагорейцев числа, а для Платона – идеи. Психология души Аристотеля, как и все философские мысли о человеческой психике, от досократиков до, по крайней мере, эмпирической философии Юма в 18 веке, может быть включена в принципиалистскую парадигму, поскольку она пытается объяснить всю жизнь в целом из принципа или окончательного основания, которым является душа.

https://youtube.com/watch?v=_HEWaho-2WE

Квалификация, функции и этика специалиста

  • 1. Какой специалист (специальность,
    квалификация) имеет право на оказание
    профессиональной психологической
    помощи?

  • 2. В чем состоит различие и общность
    таких смежных областей деятельности,
    как психологическое консультирование
    и психотерапия?

  • 3. Что такое внемедицинская психотерапия?

  • 4. Сформулируйте основные права
    консультирующего психолога и клиента.

  • 5. Назовите желательные и нежелательные
    моменты в первой встрече психолога-консультанта
    с клиентом.

  • 6. Перечислите основные коммуникативные
    техники, наиболее часто применяющиеся
    в консультативной беседе.

  • 7. Каковы основные этапы процесса
    психологической помощи и какова их
    специфика?

  • 8. Укажите ряд оснований и признаков
    для неблагоприятного прогноза в
    отношении дальнейшей работы с клиентом.

Две фазы существования науки

Фото Yeshi Kangrang on Unsplash

Томас Кунт говорил, что есть всего две фазы, в которых может существовать наука:

  • революционная фаза;
  • нормальная наука.

В революционной фазе царит сильная динамика и полный хаос – делаются новые открытия, которые перечеркивают предыдущие знания, теории конкурируют друг с другом, а научные деятели вступают в дебаты, потому что их доводы зачастую полностью противоречат друг другу.

Потом какие-то теории принимаются большинством из научного сообщества и начинается фаза «нормальной науки».

В этот период, который является более длительным, чем революционна фаза, происходит систематизация научных знаний, их обобщение, растет доказательная база. Полученные знания структурируются и интерпретируются.

Потом совершается какое-то революционное открытие, прорыв, который полностью меняет представление о тех или иных явлениях, которые главенствовали в научном сообществе. И снова наступает революционная фаза.

Таким образом происходит постоянное развитие науки. Парадигмы напрямую связаны с фазой «нормальной науки».

Основные подходы и парадигмы в современной психологии

Характеристика методов понимающей психологии.

Понимание — это и процесс, и результат познания.

Методы понимающей психологии:

— интроспекция,

— самоотчет,

— включенное наблюдение,

— эмпатическое слушание,

— идентификация,

— беседа как диалог,

4 стр., 1519 слов

Анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов

… подготовке студентов по специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология. Теоретическое и экспериментальное исследование, осуществляемое по теме курсовой работы, даёт студенту … и анализ экспериментальных данных

Важно помнить, что анализ результатов предполагает как количественную, так и качественную обработку данных. Количественная обработка предполагает применение методов … — биографический метод,

— биографический метод,

— интуиция,

— интерпретация внутреннего мира другого человека,

— ретроспективный анализ жизненных сценариев,

— герменевтика.

Метод интроспекции предполагает рефлексивный анализ собственных внутренних состояний, переживаний, намерений (всматривание во внутренний план сознания).

С помощью этого метода по Дельтею можно выявить связь духовного мира человека с окружающим миром человека. Эта связь может быть постигнута внутренним восприятием.

По Рубинштейну — данное сознания практически всегда могут быть осмыслены самим человеком.

Идентификация — метод понимания другого человека, представляющий собой способность мысленно поставить себя на место другого.

Идентификация отличается от эмпатии:

  1. при эмпатии используются логические операции (анализ, синтез)
  2. человек остается самим собой, а при идентификации становится другим.

Диалогическая беседа — в отличие от интервью строится на принципе равноправного и равнопозиционного общения. При этом партнер по общению (клиент) воспринимается не как изучаемый объект, его познание происходит через понимание (равноценный диалог).

В беседе цель не только диагностическая, но и развивающая, коррекционная.

Биографический метод — способ познания человека на основе изучения его биографии, жизненного пути. Этот метод можно использовать в форме воссоздания наиболее значимых жизненных этапов и оценки человека значимости данных этапов и их знаков.

Интуитивный метод — определяется как знание, которое возникает в результате работы сферы бессознательного, возникает без осознания путей и условия получения этого знания.

Эмпатическое слушание (разработал Карл Роджерс) — достижение понимания внутреннего состояния другого человека, сопереживание ему, принятие личности другого человека как самоценности без критического анализа.

3 стр., 1485 слов

Основные принципы психологического консультирования

… анализа основных принципов психологического консультирования становится очевидным, что соблюдение отмеченных этических принципов … ним консультант, каковы результаты исследования психологического статуса и в чем его … регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога. Среди основных принципов работы … идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при …

Интерпретация внутреннего мира другого человека — основан на использовании человеком своих внутренних психологических средств, своего психологического опыта.

Понимание другого человека происходит за счет использования аналогий. В ходе подобной интерпретации внутреннего мира другого человека проводится анализ внешнего наблюдаемого поведения, невербалики, эмоциональных проявлений.

Герменевтика — используется во всех общественных науках. Суть заключается в анализе, интерпретации различного вида текстов: литературных, научных, исторических.

В психологии разновидностью герменевтики является анализ продуктов деятельности, контент-анализ.

В последние десятилетия в силу возрастания роли практической психологии достаточно интенсивно разрабатываются ее специфические методы.

Общей задачей прикладной психологии является научно — психологическое обеспечение и психологическое сопровождение различных сфер (отраслей).

Существует другое понимание практической психологии как особой психологической практики, которая создает совокупность психологических услуг при работе с клиентом. При этом основная задача психолога — воздействие на представление клиента о мире, о себе, на его систему ценностей, на формы общения и характер взаимоотношений.

Сущность понятия «парадигма»

Определение 1 Парадигма – это образец или модель постановки проблем и их решений.

Это понятие ввел в 1962 г Т. Кун. Он считал, что парадигмами являются признанные научные достижения, которые в течение времени дают модель постановки проблем и их решений.

Замечание 1

Как признанный эталон научного достижения парадигма включает закон, теорию, практическое их применение, метод, оборудование и др.

В ходе научной революции одна парадигма, господствующая в течение определенного времени, может смениться другой. Ученые предполагают, что в науке одновременно может развиваться несколько парадигм.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии 410 руб.
  • Реферат Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии 240 руб.
  • Контрольная работа Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Последствием развития психологии как науки является отсутствие общепризнанной научной парадигмы. Довольно часто один и тот же психологический факт может трактоваться на основе разных психологических концепций.

Т. Кун считал, что зрелость науки должна характеризоваться наличием общепризнанной парадигмы.

Если одна научная парадигма переходит к другой, то речь идет о научной революции, пример таких переходов — переход от геоцентрической системы Птолемея к гелиоцентрической системе Н. Коперника в астрономии или переход от психологии сознания к бихевиоризму в психологической науке.

Данный термин употребляется на общефилософском уровне и на уровне ограниченной области научных знаний.

По логике Т. Куна современная психология требованиям нормальной науки не отвечает и переживает очередную революцию.

Определение этому термину с точки зрения психологической науки дает Г. Айзенк, считая её теоретической моделью, которую разделяет большая часть работников в данной области. Эта теоретическая модель включает согласованные методы исследования, принятые нормы доказательства и опровержения, процедуры экспериментальной проверки.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

В более общей типологии парадигм Г.А. Ковалев выделяет объектную, субъектную, субъект-субъектную парадигмы. Человек в первой парадигме выступает пассивным объектом и продуктом внешних условий. Во второй парадигме человек оказывает преобразующее воздействие на психологическую информацию, поступающую извне. С точки зрения субъект-субъектной парадигмы психика выступает в качестве открытой системы, находящейся в постоянном взаимодействии со средой.

По мнению Дж. Келли хорошая психологическая теория должна выражаться языком абстракций, а в индуктивном опыте построения теории личностных конструктов для психолога каждое исследование индивидуума является проблемой формирования концепта.

Поскольку любая практика исследований нуждается в теоретических обобщениях, то и психология, как наука, нуждается в прочном фундаменте – в метатеории, которая представляет собой глобальную теоретическую систему. Данная система предназначена для анализа методов и законов объектной теории.

Основные методологические проблемы

При использовании психодиагностических методик возникают определенные методологические проблемы, которые касаются либо процедуры проведения, либо респондентов, либо качества обработки.

Основной методологической проблемой связанной с респондентами является отсутствие, невыполнение следующих требований:

  1. Необходим учет особенностей когнитивной сферы респондентов, в частности, особенности его памяти и мышления. Респондент должен понять инструкцию, понимать все требования, которые ему предъявляет психолог, и заполнить их.
  2. Для того чтобы выступать носителем информации, респондент должен обладать ею.
  3. Необходимо учитывать этический момент — кроме того, что человек владеет необходимой информацией, он должен иметь желание поделиться этой информацией. Всегда нужно обозначать цель (для чего), она должна быть значимой.
  4. Необходимо учитывать особенности складывающихся отношений психолога и респондента, поэтому психолог должен четко соблюдать требующую форму общения:

-доброжелательный фон

-определенная дистантность

-отсутствие стремления создать у респондента установку относительно цели исследования.

Выполнение этих требований обеспечивает необходимый уровень качества, получаемой информации.

Качество информации основывается на двух принципах:

  1. достоверность
  2. устойчивость

При нарушении одного принципа, второй может сохраняться. На качество получаемой информации влияет также качество используемых психодиагностических методов и методик. Методики должны быть валидны и надежны.

Гуманистическая парадигма

Педагог и обучающийся являются равноправными субъектами образовательной деятельности. Особенностью парадигмы является основная цель обучения: развитие и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий для каждого ребенка. Ученик получает свободу выбора и слова, создаются оптимальные условия для максимального развития его природных задатков.

Подобная парадигма ориентирована на духовное, творческое развитие личности, на поддержку самообразования подрастающего поколения.

Рассмотрение перечисленных парадигм позволяет сделать вывод, что в настоящее время передача информации осуществляется с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Принцип единства сознания и деятельности (Рубинштейн).

Деятельность и поведение человека основывается на единстве сознания и деятельности, объективное содержание этой взаимосвязи определяется сознанием человека.

По Рубинштейну: сознание и деятельность едины, но не тождественны и это единство выражается в том, что все психические свойства человека, его сознание, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Способности личности, ее психические свойства, характерологические черты, являются одновременно и предпосылкой и результатом поведения личности.

Данный принцип отрицает рассмотрение психики как процесса отражения, однозначно детерминированного изнутри органическими структурами.

Влияние деятельности на психику:

  1. профессиональная деформация деятельности приводит к вторичному — акцентуированности характера человека.
  2. Ведущая деятельность выступает основным условием психического развития.

Влияние психики (сознания) на деятельность:

  1. постановка целей (целеполагание)
  2. деятельность всегда целенаправленна и осознанна.

Практическая парадигма[править]

Практическая парадигма в психологии имеет своей задачей реализацию преобразовательного отношения. Образ, на который данная психология ориентируется, заимствован из инженерии и техники. Возникновение искусственно-технического отношения к реальности связано с возникновением в повседневной реальности разнообразных разрывов, которые естественным образом не восполняются. Вот почему возникает необходимость в восполняющей деятельности, что и влечет за собой соответствующие практики их ликвидации. Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней. Из этого не следует полное исключение исследовательского отношения к психологическим данностям, но его переподчинение практике преобразования реальности, контекстуализация практическим отношением в целом.

Философский аспект методологии.

МЕТОДОЛОГИЯ – учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. Философия выявляет общественноисторическую зависимость репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и от характера разрешаемых ими проблеМетодология В границах обслуживания типовых программ деятельности смысл Методология сводим к обеспечению их нормативнорационального построения. Общественноисторическая и культурная обусловленность Методология выявляется в ходе изменения ее оснований, а также в процессах выработки новых методологических средств. Значимую роль в разработке философских проблем Методология сыграли Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Декарт, Кант, Шеллинг, Гегель и др. Специфический подход к проблеме предлагает системомыследеятельностная Методология Сложность отношений Методология и философии, как известно, определялась тем, что и Методология может трактоваться с позиции философии, и философия может характеризоваться в рамках некоей обобщенной Методология Пока в науке доминировала вера в незыблемые познавательные стандарты, философия реконструировалась в категориальнопонятийных комплексах общей Методология познания. Но поскольку в 20 в. познавательные стандарты обнаружили собственную зависимость от самого процесса познания, от развитости познающего субъекта и от типа познаваемых объектов, постольку в основаниях Методология выявились социальноисторические, человеческие, личностные, культурные измерения, потребовалось их принципиально иное философское осмысление. В этом плане Методология обнаружила свою условность в контексте постоянно воспроизводящихся репертуаров и процедур деятельности людей. В развитии современной Методология все большее место занимают вопросы, связанные с динамикой познавательных проблем, культурноисторической природой познавательных средств, изменчивостью категорий и понятий, формированием новых познавательных установок и т.д. Эти вопросы так или иначе сопряжены с включением в структуру Методология философских представлений. Методологическая работа философии не ограничивается анализом познания, она рассматривает схемы деятельности, создаваемые людьми для обновления и воспроизводства социального бытия. Задачей Методология становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, интегрированных в повседневный опыт человеческих индивидов. Методология становится важным пунктом осмысления и переосмысления современной культурной проблематики

Внимание Методология к схемам обыденного поведения и мышлению людей объясняется тем, что в их повседневном опыте традиции и стандарты деятельности перестают играть прежнюю роль. Действия и поступки людей, их общение и мышление утрачивают черты естественности стереотипных актов

Автоматизмы человеческого бытия уступают определяющую роль всевозрастающей совокупности оригинальных ориентиров, вырабатываемых людьми в процессах проблематизации, программирования, проектирования и решения конкретных жизненных задач

Осуществление новых нетрадиционных схем деятельности становится уделом все большего числа людей. Эффективность этой работы – это вопрос существования и обновления современной культуры. Последняя живет и трансформируется в значительной мере благодаря тому, что, осмысливая собственную методологичность, культивирует общественногуманитарные измерения Методология.

Проблема парадигм в психологии

Психика и психические явления – это сложный объект изучения. Именно это определяет сложность и противоречивость методов исследования. И до сих пор невозможно дать точный ответ о том, какая парадигма сейчас главенствует в психологии. Не смог это сделать и сам Томас Кунт.


Фото автора Michelangelo Buonarroti: Pexels

Существует несколько подходов к пониманию парадигм в психологии:

  • психология является допарадигмальной наукой, то есть она находится еще на такой стадии, где пока не определена какая-либо парадигма;
  • психология парадигмальная наука, поскольку, несмотря на много противоречивых подходов, по основным, центральным категориям достигнуто общее понятие (психика, психические явления и так далее);
  • психология – мультипарадигмальная наука, в которой, в силу специфики и многогранности предметов ее изучения, одновременно существует несколько парадигм;
  • психология – внепарадигмальная наука, в которой в принципе невозможно главенствование одной парадигмы, а логика развития, построенная на анализе естественных наук, к ней вообще не применима.

Характеристики

В зарубежной литературе можно отыскать ответ на вопрос, что же такое парадигма? На рассмотрение и суд общественности представлена социологическая литература со своими терминами. Разные авторы по-разному трактуют слово «парадигма». К примеру. Э.Гидденс рассматривает его исключительно в качестве парадигмальных научных теорий, которые были ранее выдвинуты Вебером, Марксом, Контом и Дюркгеймом. На ряду с этим можно смело рассматривать и продолжать вести активный диалог о том, что в социологии данный термин также рассматривается с точки зрения классического понятия и в точки зрения современного. Большинство зарубежных социологов говорят о том, что эпохи меняются и каждая из них имеет свои особенности и невозможно объяснить эти социальные процессы с помощью, так называемого теоретического построения суждений учёных прошлого века.

Можно смело говорить о том, что картина социальной действительности, которая была им создана составляет особое представление о социуме, и она выступает так называемой социологической парадигмой. Можно долго спорить и выдвигать ряд теорий, которые позволят разобраться в том, что же можно именовать парадигмой. Ясно лишь одно, что в разных науках значение этого слова будет видоизменяться по-разному и слово вряд ли когда-то выйдет из общего обихода. Учёные будут спорить и доказывать, но самое главное – останется слово, которое уже укрепилось не только в психологии, но и в социологии. Неизвестно, какие ещё теории будут выдвинуты современными учёными, но продолжают вестись активные дискуссии и выяснения, что же стоит вкладывать в это понятие, а что не стоит. Время стремительно летит, а «парадигма» остаётся в качестве основной характеристики и основополагающего термина.

Список использованной литературы

Братусь Б. С.Опыт обоснования
гуманитарной психологии // Вопр.
психологии, 1990, № N6. — С. 9—16.

Бондаренко А. Ф.Личностное и
профессиональное самоопределение
отечественного психолога-практика. //
Моск. психотерапевт. журнал, 1993, № 1. —
С. 63—76.

Woody G. D.Resolving Ethical Concerns in Clinical Practice:
Toward a pragmatic Model //Journal of Marital and Family Therapy,
1990, vol. 16, №2. — P. 133—150.

Этические стандарты для психолога.
Мадрид. Испания. 1987 // Вопр. психологии,
1990, №5. — C. 158—162.

Правовое регулирование психотерапевтической
деятельности в Австрии: Закон о
психотерапии от 7 июня 1990 г. // Моск.
психотерапевт. журнал, 1993, №3. — С.
140—156.

Основные направления зарубежной
консультативной и терапевтической
психологии

Принцип детерминизма (Рубинштейн, Леонтьев)

Психическое отражение обусловлено внешней реальностью.

По Рубинштейну: «внешнее преломляется через внутреннее».

Изучение зависимости психики от действительности размыкает замкнутость внутреннего мира психики и вводит ее изучение в контекст конкретных материальных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека.

Факторы влияющие на развитие психики:

— психика определяется наследственностью — биогенетический

— развитие психики определяется социальной средой — социогенетический

Принцип параллелелизма — равного вклада (Штерн)

По Выготскому: наследственность и среда вносят различный вклад или имеют разный удельный вес на разных возрастных этапах.

Чем меньше ребенок, тем больше влияние наследственности, чем больше ребенок, тем больше влияние социума.

Принцип развития психики (Леонтьев разрабатывал в онто и филогенезе):

По Леонтьеву: психика является специфическим компонентом в эволюции организма, развитие психики — рост и качественные изменения в конце каждого возрастного периода в виде психических новообразований.

Содержание психического развития — борьба между старыми отживающими формами психики и новыми появляющимися.

Возникновение новой ступени психического развития не является только внешней надстройкой к уже имеющейся стадии. И всякая предшествующая стадия выступает как подготовительная ступень к последующей возрастной стадии.

По Леонтьеву: суть принципа развития заключается в том, что самим способом существования психики и является ее развитие. И это развитие происходит на онтогенетическом, филогенетическом, социогенетическом уровнях.

Классический психоанализ

  • 1. Каковы принципиальные характеристики
    психодинамического направления в
    консультативной психологии и психотерапии?

  • 2. Определите основную область
    деятельности (предмет) психолога,
    работающего в психодинамической
    парадигме.

  • 3. Сформулируйте специфику классического
    (ортодоксального) психоанализа в
    трактовке психологических проблем и
    способов работы с ними.

  • 4. Охарактеризуйте основные
    психологические защитные механизмы,
    описанные З. Фрейдом, и объясните их
    функциональное своеобразие.

  • 5. Что такое «индивидуация»?

  • 6. Приведите примеры архетипов,
    наиболее часто встречающихся в народных
    сказках.

  • 7. Кто сформулировал понятие «стиль
    жизни»? Опишите его объем и содержание.

  • 8. Каковы основные потребности
    человека по Э. Фромму?

  • 9. Назовите основные тенденции в
    развитии неофрейдизма в 1950-е — 1970-е
    годы.

  • 10. Объясните причины популярности
    трансактного анализа.

Парадигмы в психологии

В современной психологической науке принято выделять три основные парадигмы, которые определяют предмет психологии, методы ее изучения, принципы научного подхода, критерии ценности полученного знания и многое другое.

Виды парадигм в психологии:

естественно-научная;

  • гуманитарная;
  • практическая.

Естественно-научная парадигма

Эта парадигма предполагает строгий научный подход к изучению психологических явлений, главными принципами которого является объективизм, детерминизм, рационализм и результативность. Образцом для подражания служили науки эпохи Просвещения, механика Ньютона, эволюционная теория.


Giphy

Предметом изучения являются формы проявления душевной жизни – поведение, отношения, результаты деятельности человека.

Эта парадигма отличается номотетическим научным подходом, то есть психология должна стремиться к установлению общих, объективных и доказанных закономерностей развития и проявления психических явлений. Доминирует структурный подход, в котором целое это совокупность его частей.

Целью этой парадигмы является познание объективных законов психологии, их типологизация и установление логических связей. Доказательность этих связей должна определяться возможностью многократного повторения и математической статистикой.

Методы исследования должны быть объективными: наблюдение, эксперимент, теоретические гипотезы и конструкты. Сам исследователь должен быть беспристрастен, отстранен, а человек выступает лишь как объект исследования.

Гуманитарная парадигма

В конце 19-го века наступил серьезный кризис, выраженный в осознании, что нельзя изучать науки о душе и культуре с помощью методов, которые применяются в естественных и точных науках. Точные науки показали свою несостоятельность в исследовании некоторых аспектов психики.


Фото автора Alex Green: Pexels

Так появилась гуманитарная парадигма, во многом основанная на идеях Канта об ограниченности естественно-научного знания о душе и боге.

Предметом гуманитарной парадигмы стала выступать душевная жизнь личности, во всей ее целостности, уникальности и неповторимости, которая не может быть сведена к сумме отдельных проявлений. Целое всегда больше, чем совокупность его частей.

Для этой парадигмы характерен идеографический подход, который предполагает изучение индивидуальных особенностей, в нем есть много субъективности, системности, интуитивности.

Целью изучения становятся не объективные, статистически доказанные закономерности, а внутренний мир конкретного человека, его жизненный путь, индивидуальность и целостность.

Методы изучения тоже стали субъективными: эмпатическое слушанье, герменевтика, интуитивность, беспредпосылочность. Общение исследователя и испытуемого было равноправным, предполагая эмоциональную включенность и взаимодействие.

Гуманитарная парадигма оперирует такими понятиями как уникальность, неповторимость личности, ее духовное развитие, самоактуализация, ее личный опыт. Эта парадигма предполагает разные точки зрения на истину.


Image by Gerd Altmann from Pixabay

Практическая парадигма

В основе этой парадигмы лежит не столько исследование психологических феноменов, сколько работа с ними. То есть психология, как наука, должна не только изучать психику, но и разрабатывать методы работы с ней, изменять и преобразовывать отношения, которые выстраивает личность, помогать ей адаптироваться и менять условия, в которой она живет.

Предпосылками к развитию практической парадигмы была психотерапия, педагогическая психология, психология аномального развития и многое другое.

Задача психологии заключается в практическом применении знаний о человеке. Как наука может помочь человеку изменить свои представления о мире, о себе, о своем месте в этом мире, а также о том, как изменить свою жизнь к лучшему. Это и есть главная цель в рамках практической парадигмы.

Гуманитарный подход

Основное содержание — познание человека в самом широком смысле слова (культура, общественное бытие, сам человек).

Цель: познание человеческой субъективности, ориентированно на индивидуальность, на изучение духовного мира человека, его жизненных смыслов, ценностей. Человек изучается с антропологической позиции, рассматривается как самоценность.

В гуманитарном подходе одна и та же проблема может реализовываться в разных теориях, концепциях; в отличие от естествознания, которое утверждало, что истинность единична.

6 стр., 2682 слов

Естественно-научный и гуманитарный подходы, гуманитарный подход в культурологии

… культурологических подходов: гуманитарный, естественно-научный и два смешанных — гуманитарный подход, дополненный естественнонаучным и естественно-научный, дополненный гуманитарным. … Затем на основе представлений культурологии и психологии творчества он конструирует особый идеальный … планеты). Тем не менее, гуманитарно ориентированный человек отказывается признавать научно-инженерную обусловленность …

Гуманитарный подход использует не только понимание как способ познания человека, но и эмпатию, и личный опыт исследователя. Субъективный подход к изучению и респондент выступает не как объект исследования, а как активный субъект общения.

Дельтей (немецкий философ) выделил объяснительную и понимающую психологию. Он считается основоположником понимающей психологии. Это противопоставление возникло в конце 19 века.

Объяснительная психология — естественно — научный подход.

Задача: стремление объяснить психический склад человека, составные части, закономерности, таким образом, как химия и физика объясняет строение мира или предмета. При этом присутствует стремление разложить поэлементно психику человека и выявить основные закономерности и взаимосвязь.

Такую психологию называют «психология о душе без души «.

Понимающая психология — гуманитарный подход.

Описательная психология по Дельтею исходит из того, что человек может сам проанализировать свой внутренний опыт и отнестись к нему как к целостности. Важную роль при этом играет анализ переживаний человека. При этом по Дельтею понимающая психология не отвергает методов объясняющей психологии. Тем не менее, существует определенная приоритетность в используемых методах.

Развитие отечественной психологии в целом происходило на естественно — научной основе, т. е. ориентированность на объективность, эксперимент.

В последние десятилетия стали использовать теорию, практические технологии, основанные на гуманитарном подходе, особенно это касается проблем личности.

Термин в социологии

Многочисленные противники сциентистского подхода часто приводят в качестве общего доказательства психоанализ. Так, знаменитые Кижи были построены каким-то волшебным образом без единого гвоздя, так и это психологическое направление не имеет ни одного математического знака и точного определения. Дискуссии каждой из сторон продолжаются по сей день и они не устают приводить различные аргументы и факты, которые выступают прямыми доказательствами правоты, что на самом деле всё именно так и есть. Если рассматривать данный термин с точки зрения социологии, то обязательно стоит знать, что в отношении данного понятия «парадигма» в науке складывается весьма неоднозначная ситуация, которая была походе с той, описанной выше.

В социологии имеется ряд особых фундаментальных теорий, благодаря которым её можно смело рассматривать так же как и психологию, и в дальнейшем смело соотносить с мультипарадигмальной наукой, то есть относить её к научной дисциплине, которая имеет несколько парадигм. Оценивая её нынешнее состояние, социолог Осипов отметил ряд очень важных схем, которые базируются на основе популярных теорий Маркса, Вебера и Дюркгейма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: