Каузальная атрибуция: что это простыми словами, примеры

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Выстраиваем ментальную машину.

Сама постройка заключается в следующем:

  1. Строим первое высказывание(вербально, отсекаем лишнее).

  2. В высказывании проверяем на окупаемость как сущности, так и действие. Если окупаемости нет — задаем вопросы и ищем на них ответы.

  3. Удерживаем сущности и действия в воображении в виде образов.

  4. Добавляем следующее высказывание.

  5. Ищем с помощью какого действия или сущности второе высказывание сцепляется с первым. Иногда это указано явно, иногда — не указано совсем. Если не указано, а как бы «подразумевается», то надо сделать подразумеваемое новым высказыванием и явно покрутить шестеренки, из которых оно состоит.

  6. Делаем второе высказывание окупаемым.

  7. Добавляем сущности и действие второго высказывания в виде образов в картинку.

  8. Пытаемся покрутить/поизменять получившуюся сцепку.

  9. Повторяем шаги 4-8 для каждого нового высказывания.

В итоге в воображении у нас будет модель, каждый элемент который нам понятен досконально. А значит, модель превращается в единый механизм, который, в свою очередь, мы можем менять как хотим или применять как инструмент где угодно.

Выглядит громоздко, но в реальности многие шаги можно делать очень быстро. А после того как «набьешь руку», можно практически мгновенно отличать окупаемые сущности/действия от неокупаемых.

Основные ошибки:

  1. Пропускать какие-либо сущности/действия, поскольку они кажутся тебе очевидными. Может они и очевидны в других контекстах. Но не факт, что будут очевидны в этом. Также может быть очень не очевидно их влияние/сцепка с соседними сущностями/действиями.

  2. Лениться крутить/вертеть сущности и действия. Понимание никогда не выстраивается через запоминание. Только через интерактив с сущностями и действиями.

Преимущества

  1. Воспринимаешь модель сразу на уровне «готов применять».

  2. Дико экономишь время.

  3. Получаешь готовый набор вопросов для уточнения модели.

  4. При упоминании какой-либо сущности у тебя сразу появляются сцепленные с ней/ранее проработанные сущности/действия. И ты сразу можешь нагенерить кучу идей/вопросов. Либо выявить несоответствия.

  5. Тренируешь воображение.

В общем финальный итог (который приходит с практикой) — это плюс-минус результат действия NZT в фильме «Области тьмы».

P.S.

Изначально я хотел вместить в статью все — и приципы и примеры. Но получилось слишком громоздко. В итоге буду писать продолжение. Ссылку на продолжение, как только оно будет написано — вставлю прямо сюда, в постскриптум.

А вообще я занимаюсь обучением мышлению на английском языке. Все принципы, изложенные в статье я использую при разработке своих марафонов.

Кстати, у меня есть телеграм канал.

Структура речи

С точки зрения эффективного мышления речь состоит из двух основных частей.

  1. Главного блюда — цепочка высказываний, в которой содержится основной смысл.

  2. Гарнира — дополнительной информации, которая никак не меняет основной смысл, служит для увлечения аудитории, создания контекста «истории». В общем то, что сейчас называют сторителлингом.

Очень часто речь выглядит как огромный привокзальный пирожок-лапоть. Большой со стороны, но, когда начинаешь есть, обнаруживаешь, что до начинки придется прогрызаться довольно долго.

После понимания этой структуры важно разделять два вида восприятия. И осознанно делать выбор, какое восприятие сейчас включить, и какой после этого будет результат

Плюсы — легче погружаться в историю, получать чувственно — эмоциональное удовольствие.Минусы — умелый оратор легко приведет вас к любым выводам. Ну а если содержание вполне правдиво, то качество его освоения и понимания будет кратно хуже. Не спешите возражать. Попробуйте применить, сравнить и все увидите сами.

Плюсы — понимание становится максимально возможным. Появляется ясное понимание, какие именно вопросы надо задать, чтобы сделать картину предельно ясной. Именно эти вопросы легко выведут на чистую воду шарлатана в одном случае либо произведут впечатление искренней заинтересованности на хорошего специалиста в другом.

После проделанной работы наградой будет чувство удовлетворения.

Минусы — погрузиться с головой в рассказ и релакснуть уже не выйдет. Если предмет беседы сложный, то можно серьезно утомиться.

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, которое возникло от попыток объяснения мотивов собственного и чужого поведения. Но в скором времени термин был расширен. Современная психология направлена на выявление причин поведения, которому сопутствует приписывание разного рода особенностей.

Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, введенное психологом Ф. Хайдером. Бывает нужно спрогнозировать чьё-либо поведение, но для этого не хватает данных. Поэтому мотивы и качества личности часто додумываются. Также характеристики разного рода (не представленные в поле восприятия) могут приписываться социальной общности и группе.

Кроме того, каузальная атрибуция — это в психологии пример объяснения поступков, мыслей, чувств другого человека. Таким образом, происходит поиск причин, объясняющих поведение индивидуума. Как показали исследования, каждый человек предпочитает ряд схем причинности. То есть он объясняет чужое поведение, руководствуясь привычными схемами. Кроме того, у каждого человека имеется собственный ряд систем и вариантов. Также действуют определённые личные методики причинности, объясняющие чужое поведение.

Гипотеза защитной атрибуции

Эта гипотеза вытекает из исследований своекорыстной атрибуции. Если описывать ее простыми словами, то можно сказать, что это самооправдание. «Не я причина моих неудач, а обстоятельства». То же самое можно наблюдать и по отношению к окружающим. Например, человек говорит, что «Вот наконец-то ему воздалось по заслугам» — то есть, неприятность случилась с человеком из-за того, что он «плохой». Люди верят в карму, закон бумеранга и прочие вещи, когда не хотят сталкиваться с условиями, которые не могут контролировать.

Гипотеза защитной атрибуции – это социально-психологический термин, относящийся к набору убеждений, которых придерживается человек для функции защиты себя от беспокойства. Говоря проще: «Не я являюсь причиной своей неудачи».

Как развить мышление изобилия

Может показаться, что перейти от одного типа мышления к другому достаточно трудно, однако это лишь еще один пример того, как негативные установки ограничивают нас. На самом деле есть несколько простых приемов, которые помогут развить мышление изобилия.

Практикуйте благодарность

Исследователи отмечают, что практика благодарности вызывает выработку так называемого гормона счастья дофамина, что позволяет нам чувствовать позитивные эмоции, радость и наполненность. Это также один из самых простых способов развить мышление изобилия – просто составьте список вещей, за которые вы благодарны. Это могут быть не только атрибуты роскоши, квартиры, работа, но и семья, друзья и даже что-то совсем простое, например, хорошая погода. Старайтесь регулярно возвращаться к этому списку и дополнять его.

Составьте список своих достижений

Людям с дефицитным мышлением свойственно забывать о своих достижениях. Чтобы этого не произошло, старайтесь время от времени составлять список всех вещей, которыми вы гордитесь. Начать можно со школьной медали, красного диплома и закончить тем, что сегодня вы перевели средства в благотворительный фонд или сделали шаг в сторону осознанного потребления, отказавшись от покупки пластикового стула.

Распишите цели

Коучи, тренеры личностного роста и психологи не устают повторять, как важно записывать цели на бумагу. Так, согласно эксперименту, проведенному в Гарварде в 1979–1989 годах, исследователи выяснили, что студенты, которые записывают свои цели на бумагу, реализовывают их в большем объеме, чем те, кто либо не записывает, либо вовсе не формулирует

Поэтому заведите блокнот, в который вы сможете записывать свои цели на ближайшее время, и не забывайте при этом верить, что нет ничего недостижимого.

Как достичь любой цели: 7 полезных советов, которые помогут вам и сделают жизнь проще

Подробнее

Радуйтесь за других

Да, порой чувство зависти возникает само собой, но почему бы не попробовать направить его в позитивное русло? Попробуйте радоваться за окружающих, отмечать их успехи и достоинства. При этом можно повторять про себя фразу «И у меня так будет». Пусть чужие достижения станут для вас лучшей мотивацией, и при этом ваши мысли станут гораздо более экологичными. Ведь, когда мы находимся в мышлении, основанном на дефиците, мы видим конкурентов, потому что мы считаем, что если у них есть что-то, то мы не сможем это получить. Напротив, нужно понять, что если другие добиваются успеха, то они прокладывают путь и для вас, и это значит, что вы тоже всего можете добиться. Поэтому попробуйте радоваться за чужой успех, вдохновляться его примером и отмечать, что можете сделать, чтобы тоже достичь своих целей.

Фото: pexels.com/@noellegracephotos

Будьте щедрыми

Быть щедрым с окружающими – еще один прием, который помогает развить мышление изобилия. Когда мы переводим средства на благотворительность, оказываем помощь и поддержку или просто делимся чем-то с близкими людьми, мы посылаем мозгу сигнал, что у нас самих ресурсов в достатке.

Развивайте веру в свои возможности

Правда в том, что даже самый позитивный человек иногда теряет веру в свои силы и веру в лучшее. Но в ваших силах вновь обрести ее. Занимайтесь вещами, которые заставляют вас чувствовать себя лучше, – это могут быть медитации, прогулки, занятия спортом и хобби, любимые фильмы и книги. Составьте список того, что вас вдохновляет, и как только потеряете веру в то, что мир изобилен, тут же действуйте.

Напоминайте себе, что вы заслуживаете лучшего

Помните, что вы заслуживаете только самого лучшего, и это не зависит от вашего возраста и достатка. Только в ваших силах изменить свою жизнь к лучшему – больше радоваться тому, что у вас уже есть, и верить в то, что это далеко не предел, которого вы можете достичь.

Почему важно проверять информацию

По прогнозу Всемирного экономического форума, критическое мышление входит в десятку самых важных и востребованных навыков к 2025 году. Чтобы решать сложные этические, экономические и экологические проблемы в будущем, нужно учиться работать с информацией и собственным мышлением уже сейчас.

Елена Плехова:

«Проверять информацию важно, чтобы не находиться в заблуждении и не распространять его дальше. Заблуждения могут наносить реальный вред: сеять панику, подрывать доверие, провоцировать беспорядки

Конечно, никто не сможет заставить человека, который осознанно принимает заблуждение, проверять информацию. Это личный выбор каждого. Важно при этом понимать, что ты можешь стать источником фейков и манипуляций. Жить в заблуждении — одна ответственность, а становиться их источником — совсем другая».

При этом критическое мышление не панацея. Не универсальное средство борьбы против фейковых новостей, дезинформации и ошибок аргументации. Критическое мышление создает основу для рефлексии, которая поможет справиться с неопределенностью в будущем.

Правильный ответ на задачку: в тексте нет информации об эффективности бельгийского подхода, поэтому мы не можем сказать наверняка. Нам нужно больше информации, чтобы сделать вывод.

Каузальное тело

Каузально тело часто называют кармическим телом. Каузальное тело располагается на расстоянии от 30 до 115 см от поверхности физического тела.

Его материя имеет частоту вибрации на одну октаву выше, чем у ментального тела. Каузально тело относится к тонким телам человека. Это тело – бессмертно — после смерти человека, каузальное тело переходит на отведенный ему уровень тонкого мира.

  • Что такое для человека ментальное и казуальное тела?

    Показывают картинку, что вокруг человека несколько оболочек разного цвета. Эти оболочки по-разному преломляют свет. Через это преломление информация по разному поступает к человеку.

  • Какие цвета ты сейчас видишь?

    Я вижу три цвета: зеленый, голубой и синий.

  • А какой цвет какому телу соответствует?

    Синий цвет соответствует каузальному телу. Это не темно-синий цвет, ближе к голубому. С этим цветом много работают.

  • А кто наполняет казуальное тело цветом?

    Наполняет сам человек. Но тут надо быть осторожным, велика вероятность «подхватить» неприятности с тонкого плана.

Температурный щит

Малая бурая ночница, пораженная «синдромом белого носа» U.S. Fish and Wildlife Service

Этот эффект особенно ярко заметен в периоды гибернации – спячки, в которую впадают некоторые млекопитающие. При этом сердцебиение, дыхание и метаболизм резко замедляются, иммунитет снижается, а температура тела сильно падает, делая животное более чувствительным к грибковым болезням. Недаром едва ли не единственный широко известный пример такой эпидемии среди млекопитающих – «синдром белого носа», уничтожающий миллионы летучих мышей, в основном тех, что впадают в спячку.

Ученые исследуют их трупики без большой опаски: вызывающие синдром грибки Pseudogymnoascus destructans проявляют активность при температурах, близких к нулю и для людей нестрашны. Существует даже гипотеза, согласно которой теплокровность у животных появилась, прежде всего, как средство обороны от грибковых инфекций. Поддержание высокой температуры тела – задача крайне затратная, и млекопитающему зачастую приходится ежедневно находить и потреблять такое количество калорий, какого рептилии хватило бы на месяц. И тем не менее, это может быть выгодным хотя бы в силу той защиты, которую обеспечивает тепло.

Грибы не слишком толерантны к температуре. Они плохо переносят и жару, и холод, а изменение в несколько градусов относительно привычного диапазона может быть для них смертельно опасным. Но, как и прочие живые существа, они изменчивы и подвержены давлению среды, адаптируясь и выживая в самых разных условиях. А глобальное потепление способно стимулировать их к приспособлению к более высоким температурам. Каждый дополнительный градус снижает эффективность «температурного щита» на несколько процентов, понемногу подтачивая нашу оборону. И ученые прогнозируют подобное развитие событий уже не первый год. Но, как и насчет самого глобального потепления, прислушиваются к ним мало.

Казуальная атрибуция в психологии. Примеры атрибуции

Это явление существует потому, что каждый хочет видеть целостную картину, представлять себе все события. Но проблема в том, что не всегда известны факты. И тогда человек начинает дорисовывать, додумывать картину, доводя её к логическому заключению. Осуществляется этот процесс в соответствии с имеющимся жизненным опытом. В психологии была отмечена разносторонняя реакция общества на стереотипные и отклоняющиеся от нормы варианты поведения. Рассмотрим пример.

Ученики ожидают нового учителя, который будет преподавать у них историю. Если их попросить описать учителя истории, то, скорее всего, занятия будут скучными и неинтересными. А если представить им иного учителя, предварительно описав его манеру преподавания (он использует наглядные макеты, устраивает сценки; делает всё, чтобы уроки были интересными), то мнение о личности будет нестандартным, отличным от распространённого привычного суждения.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Для того чтобы создавать ассоциации, нужно потреблять информацию, интересоваться миром. Через книги, фильмы, спектакли и общение мы получаем много информации, которая связывается с тем, что у нас уже есть в голове. Чем сложнее и непривычнее эта информация, тем интереснее будут связи. 

«Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться, — говорит доктор биологических наук Татьяна Черниговская. — Книга, которая, может быть, для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где неясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой».

Ассоциативное мышление будет таким, какую информацию мы дадим мозгу для обработки. Но все же эта информация просто будет, а нужно, чтобы появлялись новые и интересные ассоциации. 

Психологи вывели ряд упражнений, выполняя которые мы развиваем ассоциативное мышление.

Упражнение 1. Берем несвязанные между собой слова и выстраиваем между ними цепочку ассоциаций. Например, платье и смородина. Платье — ситец — лето — смородина.

Упражнение 2. Берем разные слова и ищем к ним общие ассоциации. Например, «кошка» и «Москва». Ассоциации могут быть следующими: красивая, быстрая, сама по себе.

Упражнение 3. Ищем ассоциации, которые не только подходят для нескольких слов, но и объединяют их в одну категорию. Например: тяжелый и плотный. И это будут «вода», «пух», «песок».

Упражнение 4. Пишем в ряд 16 любых букв и к каждой букве — первое пришедшее на ум слово, начинающееся с этой буквы. Затем эти слова нужно расставить по парам и выстроить ассоциативные цепочки. Юнг и Фрейд обращались к этому методу, чтобы заглянуть в бессознательное и вытащить оттуда решение проблемы или суть какого-либо состояния.

Эти простые упражнения учат нас мыслить нестандартно и видеть между предметами невидимую другим необычную связь. Необязательно выполнять их дома, можно играть в ассоциации в машине, общественном транспорте или во время обеденного перерыва. 

Предикативное мышление

Мышление не всегда подчиняется  логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление — тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.

На предикативное мышление работают рекламные объявления. Например,  создатель рекламы утверждает, что «успешные люди моют голову шампунем марки Pantene Pro-V , надеясь на то, что человек будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

  • Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro-V.
  • Я мою голову шампунем марки Pantene Pro-V.
  • Значит я – успешный человек.

Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию  пропагандой или мошеннической рекламой.

Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.

Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:

  1. Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.
  2. В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны («плюсы» и «минусы»).
  3. Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
  4. Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.

Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга. Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками

Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.

В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:

  • репродуктивное;
  • продуктивное;
  • творческое мышление.

Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).

Продуктивное и творческое виды мышления выходят за пределы наличных фактов, они выделяют в данных предметах скрытые свойства, выявляют непривычные связи, способы решения задачи и т.п. 
Если в процессе мышления рождается новое знание или информация для человека, однако не новое для общества, то это продуктивное мышление. Если же в результате мыслительной деятельности появляется новое для человека и для общества, то здесь проявляется  творческое мышление.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Что такое клиповое мышление

Клиповое мышление — это восприятие мира через короткие яркие образы. Clip в переводе с английского означает фрагмент текста или отрывок видео.

Большинство роликов на YouTube длятся не более 15 минут, что отучает от вдумчивого восприятия сложной и структурированной информации. Из телевизора непрерывно льётся поток разрозненных данных: вот рассказывают про новый закон, через минуту про слонёнка из зоопарка, а через две уже идёт реклама. Не позволив осмыслить одну тему, нас тут же переключают на другую.

Такой способ подачи информации провоцирует клиповое отношение к жизни, когда мир воспринимается не целостно, а как последовательность неких бессвязных событий.

Человек с клиповым мышлением жаждет обновления информации. Руки сами тянутся проверить новости во «ВКонтакте», посмотреть истории в Instagram, попереключать вкладки в браузере или початиться.

Атрибуция при оценивании подчинённых

В любой организации типичными являются конфликтующие предубеждения в отношении атрибуции. Это в основном касается разных ситуаций, а именно действующих предубеждений.

Если руководителей попросить рассказать о причинах неэффективности работы подчинённых, то они в основном приводят в качестве причин внутренние факторы. Они состоят в недостатке усилий и способностей. При этом внешние факторы, такие как недостаточная поддержка, ими указываются гораздо реже. Таким образом, происходит переоценка влияния индивидуальных факторов в поведении других людей. Эти результаты свидетельствуют о склонности к недооцениванию влияния ситуационных и преувеличению воздействия индивидуальных факторов.

Развитие парадоксального мышления

  1. Постановка цели, которая заключается в изменении привычных установок.

  2. Отклонение от обычных, принятых канонов.

  3. Одновременное противопоставление, выявление антитезиса.

  4. Сопоставление несовместимого.

  1. Следите за своей речью. Такие слова, как «всегда», «никогда», «правильный», «неправильный», «ужасный», «последний», «плохой», «хороший» показывают, что вы попали в ловушку. Фиксируйте эти установки и задавайте себе вопрос: «А действительно ли это так?»

  2. Напишите список парадоксов. Например, вы можете написать: «Я могу заниматься любимым делом или получать хорошие деньги». Затем замените «или» на «и». Затем подумайте о том, как это можно реализовать.

  3. Используйте «да и» вместо «нет, но». Начните с того, что превратите свои «нет» в «да, и». Каждый раз, когда кто-то предлагает сумасшедшую идею, вы можете развить ее, сказав «да, и…».

Как каузальная атрибуция связана с выученной беспомощностью?

При состоянии выученной беспомощности человек, имея все средства для решения проблемы или изменения негативной ситуации, не делает ничего. Причин этому может быть несколько: культурные установки или ранее пережитая, неудача.

Каузальную атрибуцию, что любопытно, часто используют для того, чтобы понять суть феномена выученной беспомощности.

На данный момент существуют 2 наиболее популярные теории казуальной атрибуции.

Первая их них принадлежит американским психологам Дэвису и Джонсу

Согласно ей, люди уделяют большее внимание преднамеренному поведению людей. Таким образом, преднамеренное поведение обуславливается исключительно внутренними качествами человека, в то время, как на случайное поведения влияют только внешние обстоятельства

Еще одна теория была разработана в 1967 году Келли. Она считается наиболее известной. Дословное название: модель ковариации. Согласно ей, человек, который ищет причины поведения другой личности, действует как ученый. Он учитывает несколько видов доказательств:

  1. Консенсус
  2. Отличительность
  3. Согласованность

Убийца холоднокровных

Лягушка, погибшая от хитридиомикоза Forrest Brem (Virginia Gewin, PLoS Biology, 2008)

Между разными «ветвями» жизни сложились весьма своеобразные связи. У людей и других млекопитающих «особые отношения» с бактериями: без одних мы с трудом способны выжить, другие оказываются опасными патогенами. А вот растения схожим образом сосуществуют с грибами. С одними они образуют тесные и взаимовыгодные партнерства, осваивая ресурсы почвы. Другие грибы служат для них угрозой крайне серьезных болезней. Широко распространены такие инфекции и среди некоторых животных, включая рыб, земноводных и пресмыкающихся.

Сегодня в мире свирепствует пандемия грибков Batrachochytrium dendrobatidis, вызывающих высоко летальный хитридиомикоз лягушек и других амфибий. Впервые эту опасность осознали лишь в конце 1990-х, а к настоящему времени болезнь резко сократила численность каждого третьего (более 500) из всех видов земноводных, а некоторые (до 90) уничтожила поголовно. Однако для людей и прочих млекопитающих хитридиомикоз совершенно безвреден, и причина тому проста: температура.

То, что грибковые инфекции у нас поражают, в основном, слизистые и кожу, связано не только с тем, что они первыми вступают в контакт с мириадами микроскопических спор, наполняющих воздух и воду. Тело человека внутри слишком тепло для них. В том же 2009 г., когда в Японии были выделены Candida auris, американские ученые испытали температурную устойчивость тысяч штаммов грибов, показав, что каждый дополнительный градус температуры (при увеличении ее в пределах от 30 до 40 °C) делает среду неблагоприятной для примерно шести процентов из них. При нормальной температуре человеческого тела в 36,5-37 °С не выживает около 95 процентов грибов.

Меню навигации

    • Методики
      • Методика совершенствования
        • Зрительное воображение
        • Тактильное воображение
        • Слуховое воображение
        • Вкусовое воображение
        • Обонятельное воображение
        • Запоминание цифровой информации
        • Запоминание текстовой информации
        • Совершенствование
        • Развитие непроизвольных навыков запоминания
        • Сброс внутренних зажимов
        • Запоминание иностранных слов
        • Дорожка
      • Другие методики

        Эффективные упражнения по развитию памяти

      • Авторские методики
        • Уильям Уокер Аткинсон
        • Франц Лёзер
        • Отто Эренберг
        • В. Козаренко. Джордано
        • Методика прямого обучения. Пауль Шелли
    • Информация
      • Научные статьи
        • Мозг. SCIENTIFIC AMERICAN September 1979
        • Журнал «Наука и жизнь»
        • Мозг и сознание. Альманах. SCIENTIFIC AMERICAN
      • Питание
      • Химические вещества, улучшающие умственные способности
        • Антиоксиданты
        • Ноотропы
        • Активаторы церебрального обмена веществ
        • Прекурсоры нейротрансмиттеров
        • Холинергетики
      • Физиология ВНД и сенсорных систем
        • Основы нейрофизиологии и ВНД
        • Уровни ВНД человека
        • Передача и переработка сенсорных сигналов
        • Психофизиология сенсорных процессов
        • Зрительная сенсорная система
      • Механизмы бодрствования и сна
      • Нейрофизиологические механизмы сна
      • Статьи медицинской тематики
    • Известные личности в области изучения мозга, нервной деятельности, психологии
    • Статьи на вольную тематику
    • Подкрепление в мире животных
    • Проблема снов
    • Функциональная асимметрия больших полушарий как выражение пространственно-временной организации целого мозга
    • Тест на творческое мышление
    • Мотивация
    • Случайность
    • Просчет расистов
    • Прием возврата
    • Память на числа, хронологию и цены
    • Эффект Сократа

Экспериментальные исследования мышления животных в бихевиоризме.

Американский ученый Эдвард Торндайк (1874-1949) наряду с И. П. Павловым считается основателем научного метода исследования процесса обучения у животных в контролируемых лабораторных условиях. Он первым из психологов применил к изучению психики животных экспериментальный подход. Такой подход несколько ранее был предложен немецким ученым Вильгельмом Вундтом (1832-1920) для изучения психики человека в противовес господствовавшему в тот период методу интроспекции, основанному на самонаблюдении.

Таким образом, основным выводом экспериментов стало то, что образование новых связей происходит постепенно, для этого нужно время и множество проб.

Гештальтпсихологи считали, что мышление зависит не от опыта, а только от образа ситуации. Для ученых, принадлежавших к этому направлению, понятие инсайта стало ключевым, основой объяснения всех форм мыслительной деятельности.

В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое, необходимое для решения проблемы (например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, лежащую на некотором расстоянии от клетки). Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели, например, для получения банана, находящего далеко от обезьяны.

Мышление рассматривалось не только как установление новых связей, но и как переструктурирование ситуации. Для решения задачи все предметы должны были находиться в поле зрения.

Эксперименты Келлера показали, что решение задачи (переструктурирование ситуации) происходит не путем слепого поиска правильного пути (по методу проб и ошибок), а мгновенно, благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию (инсайту). Т.о. инсайт рассматривался как способ образования новых связей, способ решения задач, способ мышления. Келлер доказывал, что в том момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию.

Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового образа (гештальта), осознание которого составляет суть мышления. Этот процесс Келлер и назвал переструктурированием гештальта и считал, что такое переструктурирование происходит мгновенно и зависит не от прошлого опыта субъекта, а только от способов расположения предметов в поле.

Были выделены следующие этапы решения задачи (мышления):

1) Принятие задачи и изучение условий.

2) Применение старых способов решения.

3) Скрытая фаза (сопровождается негативными эмоциями).

5) Завершающая стадия (получение результата, оформление решения задачи).

К. Дункер провел экспериментальные исследования со взрослыми людьми, в ходе которых предлагал испытуемым решить различные оригинальные творческие задачи (задача с X-лучами). Испытуемых просили озвучивать все, что приходит им в голову, экспериментатор находился в условиях взаимодействия с испытуемыми.

В результате были подтверждены основные положения Келлера о решении задачи на основе инсайта и этапах решения задачи. Однако, по мнению Дункера, инсайт не является мгновенным, а является предуготовленным. В процессе обнаруживаются два типа решения: функциональное и окончательное.

Виды атрибуции

Люди, у которых развита личностная атрибуция, ориентированы на нахождение виновника того, что произошло. Если приписывать причину ситуации определённому человеку, то проявляется личностная атрибуция в психологии. Примеры не являются сложными: «Мы не успели приехать вовремя, потому что ты опоздал на поезд».

Если у человека развита обстоятельная атрибуция, то он часто обвиняет внешние факторы. Поиски конкретного лица его не интересуют.

Стимульная атрибуция состоит в обвинении предмета. Стакан упал и разбился, так как находился на краю стола. Также причина может состоять в том, что сам пострадавший виноват.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: