Подходы к определению критериев зрелости личности

Преимущества зрелого возраста

Зрелость – это самый активный и плодотворный период в жизни и такой момент нельзя упускать. В этот момент человек целиком раскрывается как индивид и как личность. Внешность полностью сформирована, а психика подготовлена к большинству жизненных трудностей. Пик развития интеллекта достигается в среднем возрасте.

Зрелость – самое время, чтобы осуществить все свои мечты и решиться на «великие подвиги». Человек стремится стать лучшим во всём. Быть верным другом, лучшим родителем. Высоко продвинуться по карьерной лестнице, стать надежной опорой родным и близким. Эти желания непременно возникают у взрослого человека.

Зрелый возраст отличается тем, что у личности нет юношеского максимализма. Взрослый человек обдумывает поступки и понимает простую вещь. Сколько не старайся, везде успеть невозможно. Понимает, что зачастую наши возможности не совпадают с желаниями. И поэтому зрелому человеку удается сделать намного больше, чем пусть и молодому, но с «горячей головой» человеку.

В среднем возрасте человек лучше уживается с другими людьми. Он умеет признавать свои ошибки, выслушивать других людей, избегать ненужных конфликтов и перепалок. Умеет находить общие интересы. Зрелый человек не старается что-либо доказать, если считает, что прав. Высказывая точку зрения, он аргументирует её объективными фактами, в большинстве случаев – из личного опыта. В зрелом возрасте легче находиться в гармонии с окружающими, при условии, что вы успели «повзрослеть».

Ученые-социологи выделяют общий перечень признаков, присущих зрелым людям:

  • сосредоточенность на поставленной задаче;
  • толерантное поведение. Снисходительное отношение к недостаткам других людей;
  • независимость от чужого мнения. Взрослый человек не связан оценочными рамками других людей;
  • объективная оценка происходящих в жизни событий;
  • постоянная рефлексия;
  • чувство принадлежности к социуму;
  • устойчивые нравственные взгляды на жизнь;
  • периодически возникающая потребность в уединении;
  • осознанное принятие важных решений;
  • отсутствие юношеского максимализма и сдержанность в поведении;
  • понимание себя и своих желаний.

Но это не значит, что зрелая личность — та, которая достигла своего пика и остановилась в развитии. Зрелая личность – это постоянно развивающаяся система. Взрослый человек каждый день совершенствуется во всем, что ему необходимо

Физически, духовно, профессионально – неважно. Этот процесс не заканчивается вплоть до наступления старости

Лучшей пословицей к этому периоду будет: «Век живи – век учись!».

Ранняя зрелость

Ее начало совпадает с периодом юности. Авторы расходятся в определении точных возрастных границ, но наиболее распространенной точкой зрения является позиция В. Гинзбурга. По его утверждению, парни вступают в период психологической зрелости с 16 до 24 лет; девушки, взрослеющие чуть раньше, — с 15 до 20 лет.

Чем характеризуется этот этап? Человек включается во все виды социальной активности: он наделяется правовыми и избирательными правами, создает семью, реализуется в профессиональном плане и учится экономической ответственности. Впитав информацию о различных социальных ролях, человек начинает применять ее по отношению к себе.

А. Толстых утверждает, что в этот период происходит начало реализации появившихся возможностей для саморазвития. Главной проблемой часто называют противоречие между изоляцией и близостью с окружающими. В это время необходимо:

  • найти гармонию между реальностью и мечтами;
  • обрести наставника;
  • определиться с карьерой;
  • выстроить сферу интимно-личностного общения.

Половая зрелость

При изучении социальной ситуации развития в зрелости пристальное внимание уделяется вопросам полового созревания. Было бы неправильно рассматривать данный аспект исключительно с биологической точки зрения

Помимо физиологических процессов, стоит также выделить изменения, происходящие в центральной нервной системе, что накладывает отпечаток на общественную жизнь. Вот о чем идет речь:

  • интенсивное формирование личности;
  • изменение отношения к представителям противоположного пола;
  • потребность в чутком отношении со стороны близкого окружения;
  • проявление инициативности и самостоятельности;
  • потребности в тактичности и уважении со стороны окружающих.

Что же касается социальной половой зрелости, то ее наступление, как правило, разнесено во времени со зрелостью биологической. Речь идет об ответственном отношении к половой жизни, в частности, к зачатию и рождению детей. Человек осознает необходимость создания благоприятных условий для реализации данной функции.

Психология зрелости

Личность может считаться зрелой только если способна развиваться гармонично в условиях негативных и положительных событий. Стоит помнить, что жизненный опыт черпается и в неудачах. Если человеку пришлось столкнуться с сильным разочарованием, предательством со стороны близкого человека или разрушенными мечтами, то он может почерпнуть из этого определенное благо.

Зрелость определяется способностью ценить даже самый отрицательный опыт, понимая, что без него полноценно развиваться не получится.

Человек, стремящийся к самодостаточности, принимает необходимость уметь совершать выбор даже в самых экстремальных ситуациях и готов нести за него ответственность. Молодые люди, отличающиеся адекватностью сознания и признающие за собой потребность социальной и профессиональной реализации, имеют больше шансов достигнуть психологической зрелости, чем те, кто не может вырваться из-под жесткого контроля и гиперопеки близких людей.

В редких случаях человек может заниматься любимым делом, которое обеспечит ему социальное положение и признание окружающих. Чаще всего приходится ходить на нелюбимую работу, которая позволяет обеспечивать свои бытовые потребности и нужды. В таких случаях зрелую личность отличают умение быть настойчивой в реализации своих целей и готовность идти на компромисс с собой в тяжелые периоды жизни.

Важно

Получение образования и освоение профессии являются важными психологическими этапами зрелости, равно как и построение семейных и дружеских отношений.

Да, наличие красного диплома не говорит о зрелости, но умение и готовность учиться и развиваться – обязательная черта характера зрелого человека. Способность жить в гармонии с собой и окружающими, а также создавать социальные связи, заводить друзей и семью ощутимо помогают в достижении зрелости.

Рождение и воспитание детей прививают ответственность и способствуют «созреванию» родителей. Дружеские же отношения помогают личности формировать демократичность, толерантность и принятие себя и окружающих в контексте взаимодействия.

Периодизации развития взрослого человека

В качестве примеров приведу различные периодизации как зарубежных так и отечественных психологов.

Периодизация Ш. Бюллера

Ш. Бюллер считал зрелость – периодом расцвета, а 50 лет – временем старения и угасания, окрашивающего жизнь мрачными красками. До 16 – 20 лет у человека нет семьи, профессии, жизненного опыта. От 16 – 20 до 25 – 30 лет происходит предварительное самоопределение, выбор супруга, начало построения семьи. От 25 – 30 до 45 – 50 лет наступает зрелость: появляется семья, призвание, самореализация, постановка конкретных жизненных целей. От 45 – 50 до 65 – 70 – старение – это период душевного кризиса, в конце периода нет ни самоопределения, ни конкретных жизненных целей. После 65 – 70 лет наступает старость: у человека потеряны социальные связи, он бесцельно существует, обращается к прошлому, пассивно ожидает смерти. Достаточно пессимистичная периодизация.

Периодизация Р Гулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта

Американские психологи более оптимистично рассматривали взрослый период жизни человека. Они считали, что во взрослой жизни наступает душевное равновесие, только в 30 и 40 лет человек переживает кризис.

16 – 22 года ученые определяют как время взросления: человек ещё пребывает в неопределённости, но уже стремится к самостоятельности. Это время ухода из родительского дома и родительской опеки.

23 – 28 лет – время осознания себя взрослым человеком с правами и обязанностями, начало формирования представлений о своей будущей работе и жизни, попытки построения семьи.

29 – 32 года – переходный период в жизни человека: прежние представления о жизни претерпевают изменения, иногда жизнь строится заново.

33 – 39 лет – время «бури и натиска» (как бы возвращается период отрочества). Достигнутое кажется недостаточным, семейные отношения не особо радуют, все силы вкладываются в работу.

40 – 42 года – кризисный период: «взрыв в середине жизни», впечатление, что жизнь проходит зря, а молодость уже утрачена.

43 – 50 лет – новое равновесие, привязанность к семье.

После 50 лет – источником постоянного удовлетворения является семья и успехи детей. Осмысление вопросов о смысле жизни и ценностях сделанного за истекший возрастной период.

Периодизация В. Ф. Моргуна

В отечественной психологии проблеме периодизации развития зрелой личности было уделено меньше внимания, а интерес возрос только в последние десятилетия. В. Ф. Моргун выделил 10 стадий развития

18 – 23 г. – период юности. Молодые люди переступают порог взрослой жизни, ищут своё место в обществе, происходит личностное и профессиональное самоопределение.

24 – 30 лет – молодость. Осознание нереальности юношеских мечтаний, выработка индивидуальности, поиск спутника жизни, создание семьи, специализация в выбранной профессии.

Около 30 лет – переход к расцвету. Если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения, наступает кризис.

31 – 40 лет – расцвет. Это время высокой работоспособности и отдачи. Приобретается богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом в своей профессии и семьянином. Впервые задумывается над вопросом: «Что остаётся людям?»

Около 40 лет – переход к зрелости. Если ранее не было целенаправленной работы по самосовершенствованию, возможны личностные сдвиги и кризис.

40 – 55 лет – зрелость. Это вершина жизненного пути личности. Приобретено профессиональное мастерство и положение в обществе, появляется стремление передать свой опыт другим.

50 – 55 лет – кризис. Начало и осознание возрастных перестроек: физиологическое старение приводит к пессимизму или к изменению образа жизни, постановке новых целей.

55 – 75 лет – пожилой возраст. Человек стремится передать накопленный жизненный опыт, возникает желание продолжать творческую активность, больше общаться.

75 – 90 лет – старческий возраст. Время выполнения функций бабушки и дедушки, общение с широким кругом друзей и близких, включение в посильные виды деятельности.

Свыше 90 лет – период долгожительства. Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе и на уровне личности.

Периодизация Г. С. Абрамовой

Не буду подробно описывать содержательную сторону периодизаций, т. к. во многом психологическое содержание совпадает, укажу только возрастные границы.

18 – 22 года – юность

23 – 30 лет – взросление

30 – 33 г. – переходный возраст

36 – 50 лет – зрелость

51 – 65 лет – пожилой возраст

Старше 65 лет – старость

Что это такое

Понятие социальной зрелости подразумевает состояние личности, которое характеризуется целостностью взглядов, предсказуемостью поведения, социальной направленностью жизнедеятельности. Иными словами, можно сказать, что это способность личности правильно воспринимать себя и окружающих. Также речь идет о самостоятельности, которая выражается в способности самостоятельно принимать жизненно важные решения без помощи и одобрения со стороны окружающих.

Тем не менее не стоит заблуждаться по поводу того, что социальная зрелость сопровождается отсутствием нужды в контактах с другими людьми. Более того, зрелый человек умеет сопоставлять свой опыт с опытом окружающих, а также трезво воспринимать оценки своей деятельности. Однако окружающие значимые люди могут быть лишь советчиками или критиками, а не вершителями помыслов и поступков. Можно сказать, что с момента наступления зрелости человек становится полноправным членом общества.

Некоторые исследователи склоняются к такому мнению, что социальная зрелость выражается в неких внутренних установках, которые заставляют личность концентрироваться только на тех ценностях, которые имеют позитивное влияние на развитие человека. В частности, формируется рациональное отношение к материальным средствам. Человек воспринимает деньги как средство удовлетворения потребностей, а не как предмет фетиша.

Уровни зрелости личности (Души)

Описание этих уровней опирается на 7 тонких тел человека. Более подробно я описала 7 тонких тел ЗДЕСЬ, и там же есть схема, которую можно использовать для лучшего понимания, описанных ниже уровней.

Коротко 7 тонких тел / планов бытия можно описать так:

тело/план №7 — атманическое тело — моя миссия, предназначение, моя судьба
тело/план №6 — будхиальное тело — мои истинные желания, ценности — ЧТО ХОЧУ?
тело/план №5 — каузальное тело — событийные потоки — ЧТО ДЕЛАЮ?
тело/план №4 — ментальное тело (мысли, убеждения) ЧТО ДУМАЮ? ЧТО ПЛАНИРУЮ?
тело/план №3 — эмоциональное тело (астральное) ЧТО ЧУВСТВУЮ?
тело/план №2 — энергетическое тело (эфирное) — ощущение энергии в теле
тело/план №1 — физическое тело — ощущения в теле от 5 органов чувств

Инфантильная личность – взрослый человек, который ведет себя как (младенец). У такого человека жизнь идет на первых трех тонких уровнях физический, энергетический, и эмоциональный. Позитивная эмоция – это цель его дня, пивка попить, повеселиться. С ним даже сложно поговорить о чем-то, у него ментальный план не включен. Обсудить с таким человеком смысл его жизни, ценности, желания не возможно. У него в голове хаос. Такой человек обязательно попадает в отвержение. Его гонят, потому что он не несет ответственности за свои поступки. У него хорошее настроение, всем хорошо, плохое настроение, всем плохо. И он вынужден адаптироваться, потому что его гонят. Адаптация заключается в том, что он поднимается на следующий уровень – ментальный.

Адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (ребенок). Он начинает узнавать, что правильно, что не правильно на уровне правил, узнает правила внешнего пространства. Начинает вести себя правильно, его начинают меньше гнать. Но это действия, которые он организовывает снизу, из правил. А их нужно организовывать сверху, из собственных желаний и чувств. Не чувствуешь, не делай. А он не чувствующее еще существо на ментальном плане. Он чувствует если его ущипнуть, но я про другие чувства говорю. Дальше он адаптируется более комфортно и переходит на уровень успешной адаптации. То есть у него событийный план начинает налаживаться.

Успешная адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (подросток). Это люди, которые в социуме налаживают связи, получают специальность, доход. В общем, человек просто хорошо устроился. Событийный поток (каузеальный план) у него налажен, но он налажен опять снизу. А должен быть сверху. Поэтому когда ты с ним пытаешься поговорить, ты видишь, у него словно ничего за душой нет. Он всё время говорит, что правильно, что не правильно. Все друг другу враги. Ни на кого надеяться нельзя. Пахать надо, зарабатывать. Я вот как крут. И начинает рассказывать свои успехи в адаптации. А по душам поговорить нельзя. Потому что чувства не осознаны у него. Дальше происходит стадия само исследования, это переход во внутреннее пространство. До этого было осваивание внешнего пространства.

О возрасте

Все уровни зрелости сопряжены с личностным кризисом. Ф. Перлз считает: главным ее показателем является умение найти выход из тупиковой ситуации, опираясь на собственные ресурсы. Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, умея рисковать и принимать ответственные решения. Но Ж.-М. Робин, например, в основном разделяющий мнение коллеги, считает возможным воспринимать помощь извне. Главным показателем личностной незрелости, по его мнению, является беспомощность

А нахождение выхода из тупика, не важно, за счет личностных ресурсов или с помощью окружающих, — это показатель взрослости

Психологический возраст может совершенно не совпадать с календарным. И в 15 лет встречаются абсолютно зрелые индивиды, и в 30 — лица, не способные отвечать за свои действия и поступки. Для того чтобы разобраться, рассмотрим подробнее психологические особенности зрелости. Авторы выделяют различное количество признаков, мы остановимся на наиболее существенных, которые будут раскрыты чуть ниже.

Эрик Эриксон

Наиболее признанной в мировой психологии считается периодизация немецкого психолога Э. Эриксона. Согласно его теории, зрелость — это довольно длительный период от 25 до 65 лет. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к передаче своего опыта следующему поколению. Эриксон считает, что зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Поэтому старшее поколение зависимо от младшего. Если человек не ощущает себя нужным, он становится безразличным и сосредоточенным на себе.

Конечно, зрелость у всех наступает в разном возрасте. И для того чтобы быть максимально продуктивным и эффективным в этом периоде, необходимо заниматься саморазвитием, учиться понимать свои мысли, чувства, желания, ставить цели и достигать их

Очень важно в зрелом возрасте заботиться о своем душевном состоянии, воспринимать только то, что нужно, и отсекать лишнее. В зрелом возрасте человек особенно подвержен негативным мыслям и ощущениям, возникающим вследствие стрессовых ситуаций

А избавляться от этого негатива необходимо вовремя, чтобы не допустить проблем с психическим и физическим здоровьем. Курс Викиум «Детоксикация мозга» помогает сократить уровень стресса и очистить разум от негатива.

Главная опасность среднего возраста

Если человек не осознает значимость момента взросления, то в какой-то из этих ветвей развития начнётся застой (если не по всем направлениям). Это называют — психологической деградацией личности. Человек начинает жалеть себя. Дает волю прихотям и капризам.

Что нужно делать, чтобы не впасть в «личностный застой»:

  • Аргументируйте и раскрывайте свою позицию человеку, с которым у вас возник конфликт. Не «вставайте в позу», не надевайте маску обиды;
  • Преодолевайте свои страхи и сомнения. Запомните: только вы создаете себе рамки. Какую планку перепрыгивать – решать вам;
  • Слушайте себя и свой внутренний голос. Не опирайтесь на мнение других в решении вопросов касающихся личных проблем;
  • Будьте честны. Помните, что ложь имеет свойство накапливаться и затем вернуться вам вдвойне;
  • Не бойтесь не понравиться кому-то. Оставайтесь самим собой и всегда представайте перед людьми такими, какие вы есть на самом деле. Рано или поздно карнавал заканчивается, и маски приходится снимать;
  • Четко осознавайте свои желания и трезво оценивайте возможности. Одно без другого создаст дисбаланс в вашем внутреннем мире и негативно скажется на повседневной жизни.

(возрастная аналогия — взрослый)

Мировоззрение: «я, ты, мы оба — часть чего-то большего».«Я хочу быть собой, и ты тоже можешь быть собой».

  • Человек на Пути, занят своим делом, находится на своем месте.
  • Исследует закономерности этого мира, ищет жизни в Духе, ищет Бога в себе, готовится к служению. Жизнь воспринимает как этап в духовном развитии.
  • Понимает, что жизнь ценна сама по себе. Все связано со всем.
  • Все занятия наполнены внутренним я, между ними нет противоречий.
  • Есть глубинное чувство своего, которое выражается в интересе.

Вырабатывается индивидуальное мировоззрение, личная этика, которая должна быть свободна от социальной, но в то же время ее учитывать. Она должна опираться на собственную философию. Как правило, она должна научить человека объединять крайности, осознать парадоксы жизни. Понимает: для того, чтобы изменить мир, надо изменить себя.

Позиция в социуме:

  • Не причисляют себя к той или иной социальной категории.
  • Ощущают способность общаться на равных со всеми.
  • Могут быть бедными или богатыми, известными или нет. В любом случае стремятся к радости.
  • Работа должна приносить, прежде всего, удовлетворение, независимо от уровня оплаты и рентабельности. Работают в удобные часы, стремятся к максимальной независимости от других. Соотношение затраченного времени к результату 20:80. Во время работы собран, мало суеты.
  • Акцент на осознании внутреннего мира может выглядеть как лень.
  • Осознает, что учиться можно у всего. Много развитых способностей.

В поведении:

  • Стремится к единству слова и дела.
  • Подход к делу отличается конкретностью, выявлением сути.
  • Способен принимать точные решения.
  • Поведение отличается стабильностью, раскрепощенностью и конкретностью.
  • Способные ученики. Количество уступает место качеству.
  • Не идет на поводу у трудностей. Стремится к мастерству в своем деле.
  • Изъясняется простым, ясным языком.
  • Учит личным примером.
  • Редко попадает в безвыходное положение.

Отношения:

  • Старается воспринимать мир как отражение себя.
  • Вообще, достаточно тяжелый как личность. Его общество сложно переносить.
  • Референтный круг состоит из людей, знающих свое дело.
  • Ценит устойчивые связи и мастерство.
  • Отношения наполнены теплотой и взаимопониманием, без драматизма мыльных опер.
  • В случае расставания не опускаются до мести, расходятся друзьями.
  • Общение с этим человеком — яркое переживание. В нем ощущается индивидуальная, неповторимая, могущественная личность, в чем-то подавляющая окружающих. При этом жесткость сочетается с толерантностью, уважением к культуре и обычаям других людей и народов.
  • Любит занимательные игры и хороший отдых.
  • Не боится смерти, рассматривает ее как переход в новое качество, трансформацию. Может относиться к смерти как к советчику. Внутренний диалог отличается иронией.

Внешность и прочее:

  • Речь суховатая, акцентированная на главном, ясная, образная, метафоричная. В моменты инсайта напоминает поток.
  • Взгляд острый, проникающий, рассматривающий, ироничный.

Старость или зрелость. Как поддерживать и развивать состояние зрелой личности

  1. Держите в голове образ, к которому вы стремитесь и которому хотите соответствовать. Пусть это будет вашим маячком в жизненном море. Дополните перечень (в таблице выше) характеристик-преимуществ конкретно вашей зрелой личности.
  2. Будьте осознанными. Прежде чем реагировать, осознайте, что вы испытываете и чувствуете в этот момент, и только потом реагируйте.
  3. Занимайтесь своей физической формой. Тренируйте тело. Для этого не обязательно изнурять себя диетами и интенсивными нагрузками. Достаточно прислушиваться к себе при выборе продуктов питания и 2-3 раза в неделю заниматься йогой, или выходить на прогулку быстрым шагом на 30-40 минут.
  4. Повышайте свой энергетический уровень. Выполняйте дыхательные практики, медитируйте, принимайте энергетический душ, просто отдыхайте и глубоко расслабляйтесь. Ищите свои любимые методы восстановления и повышения уровня энергии.
  5. Занимайтесь творчеством. Творчество и творение напрямую связано с повышением уровня своих вибраций. Например, меня очень вдохновляет рисование в технике «нейрографика»,  написание статей, вязание, кулинария. И я буквально впадаю в детство, когда вожусь со своим внуком!

Как помогают эти практические действия

В течение повседневной жизни вы подвергаетесь воздействию многих составляющих. Не всегда получается быть осознанными.

Вы не всегда адекватно оцениваете свое состояние и контролируете свои реакции. Как говорится, день на день не приходится.

Лично мне эти простые действия помогают переработать и трансформировать все накопившиеся негативные эмоции, разочарования, чувства вины, обиды, автоматические реакции, которые шлейфом тянутся от повседневного взаимодействия  с миром и людьми.

Таким образом, вы наводите у себя внутри порядок и выравниваете внутреннее душевное состояние. И ваш кораблик снова идет по волнам жизни и держит курс на маяк под названием «зрелость».

С одной стороны действия простые, но с другой, требуют вашего постоянного внимания  к себе и к своему внутреннему диалогу.

Что вы получаете в результате:

  • Вы становитесь более спокойными, центрированными.
  • Вас не раздражают люди и ситуации, которые выводили из себя раньше.
  • Вы становитесь искренне великодушными и любящими просто так.
  • Вы не хотите никого поучать и не раздаете советы.
  • Вы легко прощаете, потому что больше не обижаетесь.
  • Вы не включаетесь в чужие игры и сценарии.
  • Вы чувствуете наполненность, удовлетворенность и внутренний мир.
  • Вы спокойно отсекаете лишнее и приглашаете в свою жизнь то, что вам действительно нужно.
  • Вы просто счастливы.

Милые женщины, наслаждайтесь собой и жизнью! Любите себя и жизнь, и вы увидите, сколько сюрпризов и подарков вас ждет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: