Литература
- Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. — Л., 1968.
- Ильин В. В. Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с. — 2000 экз. — ISBN 5-211-05011-8.
- Ивин А. А. Аксиология. — М.: Высш.шк., 2006. — 390 с. — ISBN 5-06-005308-3.
- Макейчик А. А. Аксиология. — СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2004. — 128 с. — ISBN 5-8064-0775-6.
- Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: НГУ, 1998.
- Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / редкол.: В. Г. Графский, Л. С. Мамут, В. С. Нерсеянц (отв. ред.) — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996. — 89 c.
- Политико-правовые ценности: история и современность / В. Г. Графский, Д. В. Дождев, Н. Н. Ефремова, Н. Ю. Козлова и др.; под ред. В. С. Нерсесянц; редкол.: В. Г. Графский, Л. Е. Лаптева, Л. С. Мамут. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 c.
- Вайпин, Сунь. Современное состояние и тенденции изучения аксиологии в Китае // Вестник Российского философского общества. — 2007. — № 4(44). — С. 89-95.
- Ценностей теория // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Второй тип ценностей: социальные
Продукт оценивается с той стороны, насколько он позволяет ассоциировать его потребителя с той или иной социальной группой. Вариант покупки обладает ценностью постольку, поскольку позволяет соотнести с теми или иными шаблонами восприятия: демографическими, социальными, экономическими, культурными, этническими и т. п.
Социальный образ, который касается всех первичных и вторичных рефернетных групп, так же стимулирует потребление того или иного продукта. При выборе автомобилей, одежды, наручных часов потребитель нередко ориентируется на собственные представления о том, какой образ имеет марка в его окружении.
Аксиологические теории
Натуралистический психологизм
Представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис, Тугаринов. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.
Трансцендентализм
Разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.
Персоналистический онтологизм
Персоналистический онтологизм развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.
Культурно-исторический релятивизм
Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, то есть множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.
Социологизм
Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми её членами ценностей.
Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.
4 типа корпоративных ценностей
Есть несколько видов ценностей компании.
Основные – главная разновидность. То есть те, которым подчиняются все внутренние процессы компании, по сути, незыблемые корпоративные законы и принципы – можно сказать, корпоративная конституция, доступная как для персонала, так и для клиентов. Вокруг этих основных ценностей в компании строится вся система корпоративных.
Следующий вид – ценности желательные. Они рассчитаны на перспективу. В настоящее время они могут быть не актуальны, но в будущем могут иметь смысл, например, соответствие между работой и личной жизнью. Возможно, сейчас обеспечить баланс между этими сферами просто невозможно, но компания стремится достичь этого в дальнейшем.
Далее – тип «свой-чужой». Он актуален при найме сотрудника – с помощью этого инструмента определяют, насколько ценности кандидата соответствуют принятым в компании. К ним в первую очередь относятся основные человеческие характеристики и гибкие навыки, например, ответственность, вежливость, коммуникабельность, способность к поддержке и пр.
Последний тип – второстепенные. Несмотря на название, это довольно важные ценности для каждой компании, так как являются уникальными, в выгодном свете отличающимися от конкурентов. К ним могут относиться защита природы, здоровый образ жизни, постоянное развитие (и, соответственно, корпоративное обучение). Компания с такими ценностями более привлекательна, индивидуальна, но есть сложности в том, что не все могут разделять их, соответственно, и внедрять их нужно более деликатно.
Какие могут быть жизненные ценности
Общечеловеческие. Иначе они называются культурными. На основе этих представлений социумом формируются понятия о том, как надо поступать следует, а как — нет. В мироощущении индивида они образуются в процессе воспитания в семье.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
К ним относят:
- здоровье;
- образование;
- социальный статус;
- любовь;
- семейные узы;
- детей;
- развитие;
- самореализацию.
Индивидуальные. Возникают с течением жизни. Это не просто убеждения, которые транслирует общественное сознания, а личные установки каждого человека.
Методологические основы сущности морально-психологического состояния
Методологическими принципами сущности
человеческого фактора воинских формирований и его составляющих – морального духа иморально-психологического состояния личного состава , являются следующие положения:
- рациональный и чувственный уровни отражения психикой человека объективной действительности;
- рациональный и чувственный уровни психики человека;
- рациональный и чувственный распределение функций полушарий головного мозга человека;
- структурные компоненты психики человека (сознание, бессознательное и сверхсознательное);
- рациональная (мотивационно-волевая), чувственная (эмоциональная) и эйдетическая формы сознания человека;
- определение структурным компонентом сознания человека самосознания;
- источники сознания человека;
- особенности структурных компонентов бессознательного в психике человека и их влияние на сознание;
- общественная природа сознания человека; структура (компоненты) общественного сознания .
Рациональные (мотивационно-волевые качества личного состава обозначаются категорией “моральный дух”, чувственные (эмоциональные) – категорией “морально-психологическое состояние”, эйдетические качества (единство рациональных и чувственных качеств) – категорией “человеческий фактор” .
Моральный дух характеризует мотивационно-волевые: фундаментальные, устойчивые, долговременные
качества личного состава, морально-психологическое состояние – эмоциональные:изменчивые, не долговременные, ситуативные .
Третий тип ценностей: Эмоциональные
Данный тип ценностей отвечает за то, насколько продукты способны пробуждать в нас чувства и определенный эмоциональные состояния. Ценность продукта тем выше, чем более сильные переживания в душе потребителя он вызывает. Стоит отметить, что в отсутствии эмоций (к примеру, если потребитель находится в состоянии депрессии) решение о покупке не принимается.
Понятно, что вызываемые эмоции могут быть различной силы, переживания могут быть вызваны фактом самой покупки или использования продукта. Сама природа эмоциональных переживаний так же может быть различной, от «почти религиозных» чувств, вызываемых использованием продукции Apple, до страха или даже ужаса, вызываемых просмотром триллера Хичкока. Надо помнить так же об эстетических переживаниях, вызванных как произведениями искусства, так и дизайном продукта.
Эмоции отражают взаимосвязь результата с ожиданиями и мотивами. Если покупка удовлетворяет ожиданиям от совершения покупки, то они вызывают положительные эмоции. Если же нет — то отрицательные.
В анализе эмоций выделяют три характеристики. Первые описывают качество эмоций: их знак (положительные или отрицательные) и модальность (удивление, радость, негодование, печаль, тревога и т. д.). Вторые — описывают динамику протекания эмоций: длительность, интенсивность, направление и т. д. Третьи — описывают внешние проявления, эмоциональную экспрессию, формы реакций и т. д.
Важность иерархии ценностей
Важность иерархии ценностей — это убеждения, которые определяют, направляют и направляют поведение, стремления, интересы и поведение человека в обществе. Ценности — это основа общественной жизни, которая позволяет людям сосуществовать
Ваша иерархия помогает расставлять приоритеты
Ценности — это основа общественной жизни, которая позволяет людям сосуществовать. Ваша иерархия помогает расставлять приоритеты.
Самые важные ценности — это те, которые являются частью идентичности, они говорят нам, как выражать себя и жить. Чем яснее ценности и их иерархия, направленность и сам смысл жизни определяются в соответствии с целью и перспективами.
Обучение важности иерархии ценностей в школе, дома и в социальных группах с раннего возраста может способствовать лучшему видению состава и функциональности ценностей в человечестве. Деловые развлечения, продукты, новые стандарты общения и межличностные отношения отодвинули на второй план привитие ценностей на всех уровнях, как в семье, так и в обществе, в учебе и работе
Деловые развлечения, продукты, новые стандарты общения и межличностные отношения отодвинули на второй план привитие ценностей на всех уровнях, как в семье, так и в обществе, в учебе и работе.
Порядок степеней ценностей во многих случаях изменился в соответствии с изменениями, которые переживает современность.
Глобализация может быть одной из основных причин того, что культурные ценности общества исчезают и создают новые «ценности».
5 шагов по составлению списка корпоративных ценностей с помощью сотрудников
Не всегда внедрение ценностей происходит легко. Новые требования могут сложно восприниматься сотрудниками, поэтому в небольшой компании к формированию корпоративной культуры нужно привлекать весь персонал, а в крупной, с численностью работников не менее 50, – по несколько человек с каждого уровня.
Если сотрудники будут участвовать в принятии общего списка ценностей, это будет лучше, чем действия по приказу. Работники охотнее соблюдают те правила, к созданию которых причастны. Если люди ценности компании не просто разделяют, но имели отношение к их появлению, им будет проще следовать требованиям в своей работе.
Порядок внедрения корпоративных ценностей следующий:
Шаг 1. Необходимо создать рабочую группу в каждом подразделении компании. Если отдел небольшой, можно привлечь всех сотрудников.
Шаг 2. Каждый сотрудник составляет список из 10 пунктов, представив принципы взаимодействия с коллегами, клиентами, партнерами и пр. Рекомендуется использовать существительные и формулировать кратко: «Клиентоориентированность», «Командная работа» и пр.
Шаг 3. Все списки объединяем в один и убираем те принципы, которые повторяются. Для этого удобно использовать флипчарт, благодаря ему все участники увидят свой личный вклад в общее дело. Расчертите лист бумаги на несколько колонок и поместите каждый принцип в ту, которая больше подходит по смыслу. Те, которые проявляются в момент распределения, также записываются. Желательно, чтобы автор принципа пояснял его смысл – как он его понимает. Например, ценность «Глобальность» можно определить как «Стереть границы», «Разрушить стереотипы», «Охватить разные группы людей».
Шаг 4. Когда список готов, пригласите сотрудников, чтобы обсудить его. Достаточно 20 – 25 человек в небольшой компании или 1 — 2 из каждого подразделения в крупной.
Шаг 5. К этому моменту формируется окончательный список, он передается на рассмотрение руководству компании. Если его утверждают, перечень должен быть зафиксирован в нормативных документах фирмы. Обычно этот шаг последний в большинстве компаний. После него руководители выкладывают фиксирующие документы в Интернет, но этого недостаточно – подобная пассивность нередко приводит к неэффективности корпоративных ценностей. Руководство должно первым начинать их использовать и на личном примере демонстрировать их соблюдение.
Внедрению способствуют систематические семинары, привлечение внимания к важности корпоративных ценностей. Руководителям нужно чаще неформально общаться с подчиненными
Есть несколько советов, которые помогают вовлечь в корпоративную культуру сотрудников:
- вся история предприятия должна быть доведена до сведения сотрудников;
- нелишними будет создание собственного внутреннего языка, жаргона, который отражает общие ценности компании;
- неплохо действует система поощрения работников, которые максимально их соблюдают.
Можно организовать, например, конкурс, пусть весь персонал открыто выберет победителя, который получит приз. При внедрении корпоративных ценностей мотивация играет ключевую роль.
Изменение ценностей
Аксиология – наука, но ценности каждый человек определяет для себя самостоятельно. И он тем свободнее в своём выборе, чем осознаннее
Если вы сумели определить свои основные жизненные ценности и честно обосновали себе их важность, то уже сделали самый главный шаг
Ценности могут изменяться без вашего участия: например, с возрастом вы переосмысливаете свою жизнь, и какой-то аспект теряет важность, или у вас происходит какой-то мировоззренческий перелом, смена парадигмы. «Вручную» же изменить терминальные ценности достаточно тяжело – вам придётся доказать себе, что что-то, что было вам дорого, не имеет значения или что что-то, что вам было безразлично, играет важную роль. «Вручную» же изменить терминальные ценности достаточно тяжело – вам придётся доказать себе, что что-то, что было вам дорого, не имеет значения или что что-то, что вам было безразлично, играет важную роль
«Вручную» же изменить терминальные ценности достаточно тяжело – вам придётся доказать себе, что что-то, что было вам дорого, не имеет значения или что что-то, что вам было безразлично, играет важную роль.
Но зато корректировкой инструментальных ценностей заняться гораздо легче. Допустим, ваша терминальная ценность – свобода. Инструментальной ценностью для неё был заработок денег (достижение финансовой свободы).
Тогда вам требуется убедить себя, что свобода зависит не столько от финансовой независимости, сколько от умения принимать решения самостоятельно. То есть вы будете удовлетворять ту же потребность (в свободе), но уже другим путём.
Конечно же, это не сработает, если вы неправильно определили терминальную ценность. Поэтому вы должны быть честны с собой и уметь себя понимать.
Живите в согласии со своими ценностями! Желаю успехов!
Система ценностей у мужчин и женщин
Споры о гендерных различиях в настоящее время ведутся очень активно. Но сложно отрицать влияние исторических и биологических факторов на формирование ценностных представлений. По статистике, стремление в первую очередь построить карьеру, обрести высокий социальный статус и материальное благосостояние свойственно мужской части человечества. Женская физиология и психология подразумевает вынесение на передний план желания реализовать себя, как мать, жену.
Однако, если говорить не в общем, а в частности, все, что касается внутренних убеждений – вопросы сугубо индивидуальные.
Проблемы в ценностно-смысловой сфере
Если в ценностно-смысловой сфере личности не все в порядке, будут страдать и другие структуры психики. А самое главное – существенно понизится качество жизни. Давайте рассмотрим возможные проблемы.
Конфликт нескольких ценностей
Бывают ситуации, когда жизненные приоритеты приходят в противоречие друг с другом. Это может привести к острому внутриличностному конфликту, который будет истощать человека.
Например, у молодого человека есть два жизненных приоритета: любовь и творчество. Он играет в рок-группе и состоит в отношениях с любимой и любящей девушкой. Но возникает ситуация, в которой ему приходится делать выбор между ними. Парню предлагают пятилетний контракт в другой стране с большими перспективами, но его девушка не может поехать с ним. Выбор для него будет очень сложным и мучительным.
Реализация чужих ценностей
Выше я писала, что человек сначала усваивает коллективную систему ценностей, а затем на основе нее формирует свою
Очень важно, чтобы не было перекосов ни в одну, ни в другую сторону. То есть личные не должны идти вразрез с коллективными, а коллективные не должны подавлять личные
Например, девушка выросла в религиозной семье, где родители очень серьезно относились ко всем правилам и обрядам. Но девушка не чувствовала в душе такой же потребности. Ей хотелось жить обычной светской жизнью, радоваться и развлекаться, как делали все ее сверстники. Но страх и чувство вины перед родителями заставили принять их образ жизни и ограничить себя в желаниях.
Деструктивные способы реализации ценностей
Способы, с помощью которых человек реализует свои приоритеты, не должны идти вразрез с законом и нормами морали, а также не должны приносить вред самому человеку, другим людям и природе.
Например, реализовывать ценность “материальный достаток” нельзя с помощью кражи, ценность “удовольствия и развлечения” – с помощью приема наркотиков.
Список жизненных ценностей
Каждый человек выбирает для себя собственные ценностные ориентиры. Их список обширен. В процессе жизни он может расширяться, дополняться или, наоборот, сужаться.
Назовём основные ценности в жизни человека:
- семья;
- здоровье;
- дети;
- душевный комфорт;
- карьера;
- финансовое благополучие;
- успех;
- развитие;
- образование;
- независимость;
- свобода;
- покой;
- активность;
- решительность;
- честность;
- самопожертвование;
- стабильность;
- благотворительность;
- щедрость;
- прагматизм;
- личная выгода, расчёт;
- любовь;
- стремление к власти;
- справедливость;
- дисциплина и самодисциплина;
- мир;
- порядок;
- открытость;
- дружба;
- слава;
- традиции;
- счастье;
- красота.
Список ценностных ориентиров расширяется. У человека не может быть только одна жизненная ценность. Их всегда несколько. Но какая-то становится главной, приоритетной. Например, если человек мечтает о власти, он строит свою жизнь так, чтобы прийти к ней. Жизненные ценности – это ещё и цели, к которым стремится личность.
Меняются ли ценности в течение жизни
Во взрослую жизнь человек, как правило, входит с уже сформировавшейся системой ценностей. Но это не значит, что до конца его дней она будет оставаться неизменной. Жизнь меняется – меняются приоритеты, накапливается опыт. Все это накладывает отпечаток на ценностно-смысловую сферу.
Как меняются приоритеты человека? Чаще всего это происходит без его сознательного участия. Например, в силу возрастных изменений. Вчерашний подросток и человек, перешагнувший 30-летний рубеж, сильно отличаются во взглядах, образе жизни, привычках. Если для первого главными в жизни могут быть удовольствия и развлечения, то второй уже больше ориентирован на семью и карьеру.
Также к слому сложившейся системы приоритетов может привести накопленный негативный опыт. Например, человек длительное время состоял в отношениях, строил планы создать семью, но партнер его предал. Испытав сильную боль и боясь повторения ситуации, наш герой решает снизить для себя значимость ценности “любовь” и сосредоточиться на карьере. Вернее, это решает за него мозг, а сам он просто чувствует фрустрацию в этой сфере жизни.
Формирование ценностей
Жизненные установки начинают формироваться у человека с раннего детства. Обычно этот процесс завершается к совершеннолетию, когда у человека накапливается достаточный жизненный опыт и он осознает свое место в мире. Конечно, на протяжении всего жизненного пути они могут корректироваться, но кардинально уже не изменятся.
Итак, с чего все начинается? С идеала. С той идеальной точки Б, которой человек хочет достичь, которую «рисует» себе в будущем (высокая должность, самореализация, интересная профессия, счастливая семья, яхта в Монако и т. д.). На получение желаемого будет направлена вся жизнь человека. Для достижения идеала он будет использовать средства (какие-то шаги, действия, ситуации выбора), которые регулируются этикой общества.
Что оказывает влияние на формирование ценностей? Прежде всего, родная семья. Недаром мы говорим, что «все мы родом из детства». Ребенок впитывает жизненные установки родителей, видит их жизнь и невольно копирует их.
Затем на формирование установок оказывают влияние образовательные учреждения. Воспитатели и учителя для ребенка – такие же значимые взрослые, как и родители. К тому же именно в пору обучения в садике и в школе у ребенка начинают раскрываться какие-то таланты, а соответственно, формируется ценность самореализации.
Также на формирование жизненных установок влияют социальные нормы, уклад в обществе. К примеру, в светском обществе для женщины абсолютно нормально стремиться обеспечить себя, построить карьеру, быть независимой, а для общества, где придерживаются строгих религиозных канонов, такие стремления женщины просто невозможны.
Чем старше становится человек, чем больше он сформирован как личность, тем большую роль играет его самопознание. Посредством самоанализа он критически оценивает себя, свои возможности и вносит коррективы в свои ценности или меняет их приоритетность.
Первый тип ценностей: функциональные
В данной модели поведения потребителей среди различных альтернатив покупки предпочтение отдается той, которая предлагает большую функциональную, утилитарную или физическую полезность. Функциональная ценность имеет много общего с экономической теорией предельной полезности, описывающей поведение «рационального экономического человека».
Функциональная ценность покупки может быть выведена из его характеристик или атрибутов, таких как надежность, долговечность и цена. Например, решение о покупке автомобиля может быть основана на экономии топлива или с учетом стоимости технического обслуживания.
Задача маркетологов выявить, какое из качеств продукта предоставляют наибольшие выгоды и преимущества потребителю. И уже эти качества особо подчеркивать при продвижении продукта на рынок.
Дальнейшее развитие эта модель потребительского поведения получила в работах Каца. Он выделяет четыре позиции функциональных ценностей:
- Утилитарная. Под этим исследователь подразумевает функции продукта, связанные с основными принципами вознаграждения и наказания. Автор подчеркивает, что в этом случае наше отношение к продукции формируется исходя из того, получаем мы удовольствие от использования продукта или его использование причиняет нам боль.
- Способствующая самовыражению. В данном случае отношение к продукции формируется в зависимости от того, насколько продукт способен сформировать потребителю самооценку или способствовать самовыражению. Потребитель выбирает данный продукт не потому что он приносит какие-то выгоды потребителю, а потому что говорит окружающим о личности потребителя.
- Защита эго потребителя. Отношение к продукту формируется в зависимости от того, насколько продукт способен защитить потребителя от внешних угроз и внутренних переживаний, способных уязвить эго. К примеру, дезодорант мы используем для того, чтобы нас не застали с ужасным запахом из подмышек.
- Познание. Отношение к продукту может формироваться в зависимости от того, насколько продукт способствует упорядочиванию, структурированию знаний о продукте, пониманию его. Потребность в структурировании и упорядочивании представлений возникает когда потребитель находится в двусмысленной ситуации или сталкивается с новым продуктом.
Личные ценности отдельного индивида
Следующая ступень формирования приоритетов – стремление к безопасности. К нему относится желание организовать комфортное пространство для жизнедеятельности.
Что для тебя является главным в жизни? И если задать этот вопрос разным людям, то наверняка получишь разные ответы. Я бы сразу сказал, что свобода и развитие. Один из моих лучший друзей ответил, что для него главное в жизни семья и здоровье. У тебя будет свой ответ. Нужно понять всего лишь одно, что то, что является для тебя важным, управляет твоими действиями.
Ценности похожи на митохондрии в клетке. Они являются нашим источником энергии. Таким образом, жизнь, в которой вы продолжаете подвергать риску свои ценности, подобна маленькому пламени, которое в конечном итоге загорается. В этом случае вы станете первым, кто сгорит.
Система ценностей современного человека, к сожалению, похожа на Пизанскую башню, которая перекошена в одну сторону. Спрашиваешь, куда? В сторону материальных ценностей. Все просто застыли в материальности, как каменные глыбы. Материальные ценности ты можешь потрогать, увидеть, купить и все они зависят от того времени, в котором живет человек.
Самая распространенная методика выявления личной ценностно-ориентированной системы – принцип сравнительного анализа. Для начала выпишите все, что имеет для вас значение. Не ограничивайте себя: воспользуйтесь приведенным выше списком и дополните его своими пунктами. Эта процедура может занять довольно много времени – не торопитесь.
Что значит, если жизненные ценности заключаются в желании достичь высокой должности и профессионального успеха? Это говорит о том, что индивидуум будет предпринимать все возможное, чтобы обеспечить себе быстрый карьерный рост. Такие люди стремятся постоянно учиться, не боятся ненормированного графика и для достижения цели идут на все.
Косвенно на процесс влияют религия, тенденции в социуме, культурные особенности территории, на которой проживает человек, и много других факторов
Важно пытаться окружать ребенка хорошими и добрыми людьми. Главное, по возможности, как можно дольше изолировать его от негативно влияющих личностей
Ценности в жизни человека могут быть и другими, индивидуальными и совершенно неожиданными. Они отражаются на поставленных целях и способах их достижения.
Аксиология как учение о ценностях
Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (axios – ценность, logos – cлово, знание). Это – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду – Красоту, Добро, Истину.
В античной, а затем и средневековой философии, ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная уже с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей был: что есть благо? Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны («человек есть мера всех вещей»).
Таким образом, со времен античности до наших дней в философии ведутся споры по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она – результат оценивания, продиктованного потребностями личности или общества.
Обе эти точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором – с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.