Проблема выбора жизненного пути
Изучением жизненного пути личности занимаются психотерапевты-биографы. Каждое жизненное событие должно быть оценено с объективной и субъективной точки зрения
Важно учитывать возраст человека на момент события, исторические особенности общества и времени, в котором случилось событие, субъективный смысл этого события для человека, когортные показатели личности, влияние микро и макро общества
Проблемой жизненного пути занимались многие авторы. Рассмотрим наиболее популярные теории подробнее.
По С.Л. Рубинштейну
Первым, кто стал изучать проблему выбора жизненного пути, был С.Л. Рубинштейн. В книге «Человек и мир» он доказал, что в основе индивидуального развития личности лежит специфика отношений с окружающими. Взгляды на деловые, любовные, дружеские отношения, быт определяют индивидуальную историю личности. Сценарий жизни зависит от качества, глубины отношений. Согласно Рубинштейну, человек развивается только в активной деятельности – построении глубоких и продолжительных отношений, полных ответственных поступков. Это психолог назвал деятельностным опосредованием.
По А.Н. Леонтьеву
По мнению Леонтьева, жизненный путь человека формирует в результате практической деятельности. То есть важны только те виды деятельности, которыми занимается сам человек. Притом это тесно связано с историей общества. Только включенность в жизнь общества обеспечивает развитие личности.
По Б.Г. Ананьеву
По мнению Ананьева, главный фактор формирования жизненного пути – происшествия, которые случаются с человеком. Психолог делит происшествия на две группы: те, что обусловлены поведением человека, и те, что случаются независимо от действий личности (влияние среды, социума). Группы взаимосвязаны.
По К.А. Абульхановой-Славской
Человек выстраивает жизненный путь согласно нормам и особенностям того общества, в котором он живет. Индивид анализирует окружающие условия, сравнивает свое поведение с нормами общества. Выбор жизненного пути – это проблема. Нельзя допускать стихийного развития. Сам человек и общество – активные участники формирования индивидуального жизненного сценария отдельного человека.
Абульханова-Славская определила структуру жизненного пути:
- жизненная позиция (выбор образа жизни, поведения);
- жизненная линия (потенциал личности, его раскрытие);
- смысл жизни (цель жизни, построение всего пути согласно этой цели).
Жизненный путь личности зависит не только от особенностей человека, его желаний, интересов, способностей, но и от ряда психологических, возрастных, социальных факторов. Например, в одном обществе пропагандируют ранние браки, родители находят партнера своему ребенку, а в другом обществе право выбирать, когда и на ком жениться/выходить замуж, оставляют за самим человеком.
Прежде всего, осознайте, что вы хозяин жизни, только на вас лежит ответственность за то, что с вами происходит, научитесь анализировать неудачи, вычленять свою долю ответственности, проводить работу над ошибками.