Прогноз
Мягкие формы кататонии, обычно не оказывают сильного влияния на дальнейшую социальную адаптацию пациента, хорошо поддаются лечению. Лечение проводится в условиях психиатрического стационара. При тяжелых соматических заболеваниях осуществляется госпитализация в профильное отделение (неврологическое, онкологическое). Плохой прогноз связан с кататонией злокачественного течения, вследствие риска летального исхода, и наличием кататонии у детей, подростков и пожилых людей при шизофрении. Таким людям, требуется постоянное психиатрическое лечение. Рецидивы кататонических состояний, чаще всего возникают при идиопатическом варианте расстройства или при наличии сопутствующих аффективных расстройств. Если у человека присутствует почечная недостаточность, болезнь Паркинсона, алкогольная зависимость — нарушения функциональной способности мозга носят хронических характер, что также может приводить к рецидивам.
В большинстве случаев прогноз течения кататонического синдрома зависит от течения основной болезни и своевременно назначенного лечения.
Особенности негативизма у детей
Негативизм у детей — закономерный и неизбежный этап развития личности. Как правило, он проявляется в кризисных возрастных периодах. В первый раз — в 2-4 года, потом — в 6-7 лет. Негативизм у ребенка — капризы, нежелание обучаться, перепады настроения, немотивированная грусть.
По мнению психологов, отличительная черта детского негативизма заключается в том, что причины его появления всегда кроются во внешних обстоятельствах. В силу незрелости личности ребенок не отдает себе отчет в том, что делает, им правят эмоции и желания. Конечно, малыш плохо себя ведет не ради ссоры с мамой и папой. Для него негативизм становится способом защиты своего «Я», удобным инструментом для манипуляций, желанием показать свое истинное отношение к требованиям взрослых.
Психологи выделяют 2 основные причины негативных проявлений в деятельности ребенка:
- рассогласованность в способах воспитания у взрослых;
- невнимательность со стороны взрослых к потребностям ребенка.
Вне зависимости от причин возникновения негативизма у ребенка, его «испортившееся» поведение — сигнал для родителей. Им необходимо проанализировать, так ли эффективны их способы воспитания, не скупы ли они в проявлениях своей любви.
Если негативизм не будет конструктивно преодолен к среднему школьному возрасту, он примет необратимую тенденцию развития.
У детей
У детей негативизм – это симптом кризиса трех лет, который обычно связан с необходимостью отстаивать собственное «Я». Он начинается с отказа малыша выполнять требования попечителей и приобретать такие основные навыки как самостоятельная еда, одевание, приучение к туалету. Однако, этап вхождения в кризис трех лет обычно вызван реальными трудностями при попытке сосредоточения и подражания, а также параллельно возникающими ощущениями дискомфорта и страха. Помочь в таком случае может только терпеливый и осторожный подход поиска способа обучения и оказания помощи, внушения уверенности, что ребенок справится с поставленными задачами.
Родителям не стоит огорчаться по поводу непослушания, упрямства, истерик, ведь ребенку просто нужно время, чтобы научиться находить выход из конфликтных ситуаций и управлять собой, познать границы дозволенного. Причиной развития негативизма у детей также может быть непосредственное влияние окружающего сенсорного поля – развитие особой зависимости и невозможности «оторваться» от какого-то незавершенного действия либо впечатляющего явления, к примеру, телевизора. Однако, мироощущение и взаимодействия с окружающим миром у детей очень сложные и чрезвычайно динамичные. Весь полученный опыт в дальнейшем становится основой эмоционального, социального, личностного и интеллектуального развития, поэтому огромное значение имеет прохождение всех ступеней развития, приобретение опыта при воздействии различных факторов и требований.
При этом важно понимать, что негативизм проявляется у аутичных детей абсолютно по-другому. Они не протестуют против подавления самостоятельности, а стремятся сохранить такую необходимую для них неизменность окружающей среды и ограниченность форм взаимодействия
Отстаивание собственного «Я» происходит позже и вызвано выраженной задержкой и трудностями формирования представлений о себе самом.
Что такое негативизм?
Негативизмом называется такое поведение человека, которое направлено на демонстративное противостояние общественному, общепринятому и нормальному. Желая проявлять свое мнение, следовать своим желаниям, жить по своему усмотрению, человек соотносит свое поведение ожидаемому. Если в обществе поведение человека считается ненормальным, неправильным или аморальным, тогда оно не приветствуется. Если человек не желает менять свое поведение и подстраивать его под общественные ожидания, тогда оно называется негативизмом.
Проявляется негативизм с самого раннего детства. И чем дальше взрослеет человек, тем больше вариаций негативизма он пробует и применяет. У детей негативизм часто проявляется в:
- Девиантном поведении.
- Противостоянии авторитетам.
- Непослушании.
- Упрямстве.
- Конфликтности.
Негативизм может быть чертой характера или ситуативным явлением. Это зависит от причин, по которым негативизм проявляется. Человек может в принципе вести себя не так, как того желает от него общество. Однако у индивида могут быть установки упрямствовать или противостоять в определенных ситуациях или в отношениях с конкретными людьми. Негативизм является устойчивым поведением в определенных ситуациях или в отношениях с людьми.
Негативизм изначально был чисто психиатрическим явлением, который проявлялся при постоянном противоборствующем поведении индивида под воздействием аутизма или шизофренического расстройства. Однако вскоре он перешел в психологию, где рассматривается как особенность поведения здоровых людей.
Негативизм проявляется у любого человека. Рано или поздно каждый сталкивается с такими ситуациями, когда приходится выбирать между общественными ожиданиями и собственными потребностями, желаниями. Психология рассматривает негативизм как противостояние внешнему воздействию. Это такая особенность поведения, которая проявляется при воздействии на человека извне и в противоречии его желаниям, интересам, взглядам и эмоциям.
Негативизм является необоснованным, неразумным и беспричинным поведением, которое человек порой не может объяснить. Порой негативизм становится защитным поведением, способом избежать конфликтной ситуации.
Негативизм делят на:
- Активный – прямой отказ от выполнения ожидаемых действий.
- Пассивный – невыполнение просьб вообще.
Обычно негативизм является ситуативным явлением. В определенной ситуации человек начинает протестовать, отстаивать свою позицию перед обществом. Однако при постоянной необходимости проявлять негативизм это становится чертой характера или устойчивым поведением. Человек уже в принципе становится конфликтным, который негативно относится к людям, миру в целом, ситуациям. Он становится неспособным адекватно и спокойно реагировать на окружающую действительность, поэтому всегда готов обороняться, защищаться, набрасываться, агрессивничать и пр.
Негативизм часто проявляется по причине:
- Кризиса возраста.
- Депрессии.
- Аддикции.
- Возрастных изменений.
- Стрессовой жизни.
- Начала развития психических заболеваний.
Негативизм может проявляться на уровне:
- Вербалики. Человек прямо на уровне слов отказывается, агрессирует или демонстрирует нежелание подчиняться внешнему давлению.
- Поведения.
- Внутриличностного протеста. Человек внешне не демонстрирует никакого поведения, а зачастую просто ничего не делает и молчит. Негативизм возникает по причине восприятия человеком окружающего поведения и отношения как нежелание его понимать и принимать.
Негативизм может проявляться в отношении самой жизни. Она воспринимается как проблема, постоянная борьба, конфликт. Если человек воспринимает жизнь как вечную борьбу или проблему, тогда он негативно к ней относится, что естественным образом заставляет его вести себя неподобающим образом, идти наперекор и противостоять.
Виды шизофрении
В зависимости от проявления симптомов различают такие формы болезни:
- Параноидная форма. При параноидной шизофрении продуктивные симптомы преобладают над негативной симптоматикой. Главные признаки этой формы – галлюцинации и бред.
- Кататоническая форма. Наблюдаются расстройства двигательной сферы – кататонический ступор и возбуждение. Ступор характеризуется гипертонусом и отсутствием движений, человек застывает в причудливой позе. При этом сознание относительно в норме. Бред и галлюцинации отсутствуют, он воспринимает информацию, но не способен говорить и руководить своим телом. Кататония сменяется возбуждением.
- Гебефреническая форма. Ее особенность – интеллектуальные расстройства и оскуднение в эмоциональной сфере. Такие больные отличаются бессвязными и нелогичными высказываниями, дурашливым поведением, продуктивными симптомами.
- Циркулярная форма. Продуктивные симптомы, смена депрессивного и возбужденного состояния.
Но существуют и другие виды заболевания, которые характеризуются атипичным течением. Одной из таких форм является вялотекущая шизофрения.
Причины и проявления кризиса
Психологи сравнивают кризис 3 лет с революцией — столь разительные перемены происходят с ребенком. Он постепенно отдаляется от взрослых, осознает себя как личность, пытается установить новые, более зрелые отношения с другими людьми. В это время малыша начинает всерьез заботить мнение окружающих. Вы наверняка заметите, что ребенок стал часто смотреться в зеркало, тщательно выбирать наряды (руководствуясь собственным вкусом!), бурно радоваться своим успехам и остро реагировать на неудачи. Известный советский психолог Лев Выготский выделил основные проявления детского кризиса 3 лет. Интересно, что все они в результате помогут ребенку развить определенные положительные качества!
1. Негативизм. Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.
Причина: Он не хочет соглашаться с превосходством взрослых.
Перейдет в… здоровую амбициозность.
2. Упрямство. Малыш настаивает на своем до последнего.
Причина: Он боится показать, что может передумать.
Перейдет в… уверенность в себе.
3. Строптивость. Ребенок демонстративно отвергает все привычные правила и нормы, которым следовал до 3 лет.
Причина: Он хочет установить новые, «взрослые» порядки.
Перейдет в… умение следовать своей индивидуальности.
4. Своеволие. Ребенок хочет абсолютно все делать сам.
Причина: Он стремится к полной независимости.
Перейдет в… здоровую самостоятельность.
5. Протест-бунт. Малыш намеренно делает то, что ему запрещают.
Причина: Он хочет вызвать у окружающих сильные эмоции, пусть даже негативные.
Перейдет в… силу характера.
6. Деспотизм. Ребенок стремится повелевать родными и друзьями, диктует им правила поведения.
Причина: Он хочет, чтобы с его мнением всерьез считались.
Перейдет в… умение стоять на своем.
7. Обесценивание. Трехлетний малыш намеренно отвергает все, чем дорожил до наступления кризиса, будь то любимые игрушки или занятия.
Причина: Он хочет расстаться со всеми «младенческими» увлечениями и начать новый этап.
Перейдет в… гибкость ума.
Особенности подросткового кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и мальчиков подростковый кризис протекает по-разному. В чем особенности этого сложного периода взросления?
Подростковый кризис у девочек
По мнению психологов, девочки немного раньше вступают в кризис развития подросткового возраста. Он начинается в 10-11 лет и заканчивается в 16-17 лет. При этом кризис протекает «мягче».
Девочки-подростки гораздо реже проявляют негативизм, скрытую или пассивную агрессию. Это во многом связано с тем, что они крайне остро переживают внутренний конфликт из-за осознания того, что нарушают общепринятые нормы поведения, которые приписываются женщинам. Большинству девочек свойственен жесткий контроль за своим поведением в подростковом кризисе — они пытаются вести себя правильно, чтобы не вызвать недовольство взрослых.
Еще одной отличительной особенностью трудного кризиса возраста в подростковом периоде у девочек является тот факт, что они часто зациклены на несовершенствах своей внешности. Девушки ищут всевозможные способы, чтобы достичь недосягаемого идеала красоты. И зачастую эти методы совсем не оправдывают цель, подрывая здоровье, — например, жесткие диеты. А яркий вызывающий макияж девочки, которым она пытаются «украсить» себя, совершенно неуместен в средних и старших классах.
Некоторые девочки-подростки демонстрируют негативизм с общественно-значимой направленностью — пытаются защитить права других людей, ограждают близких друзей от неприятностей.
Подростковый кризис у мальчиков
У мальчиков психологический кризис подросткового возраста начинается в 11-12 лет и заканчивается в 17-18 лет. Протекает он зачастую очень бурно. Дело в том, что у юношей уже начинает складываться представление о мужском типе поведения. Но не всегда это правильные поведенческие установки — многие проблемы мальчик пытается решить силой, проявляя агрессию. Другая крайность — полный уход в себя и отдаление от близких, чтобы скрыть свои истинные чувства, ведь считается, что «мужчина не должен проявлять эмоций». А в подростковом возрасте, учитывая, насколько сильно «бунтуют» гормоны, сложно скрывать свои чувства — проще стать «одиночкой».
Мальчики более спокойно воспринимают собственные проявления агрессии, имея установку на то, что мужчинам в случае необходимости свойственно такое поведение. Никакого сожаления и рефлексии. Свои вспышки ярости подростки чаще списывают на внешние факторы — «я не виноват, так сложились обстоятельства».
Негативизм у детей
Впервые кризис негативизма относят к возрасту трёх лет, вторым считают подростковый негативизм 11-15 лет. Кризис трёхлетнего возраста подразумевает яркое желание ребёнка проявить самостоятельность. К этому возрасту формируется самоосознание, возникает понимание Я и в вербальном выражении это проявляется в появлении конструкции «я сам\а».
Негативизм в данном возрасте связан с изменением мировосприятия. Ранее, ребёнок воспринимал себя более неотделимо от значимого взрослого. Теперь же осознание собственной автономности и физической отдельности вызывает интерес узнать окружающее в новом формате, самостоятельно. Эта новость осознания и субъективный шок от различия нынешнего ощущения и прежних впечатлений, а так же некоторую тревогу, сопровождающую каждое новое познавание, вызывает несколько резкую реакцию, в восприятии взрослого. Зачастую, этот период более психотравматичен именно для родителей, они шокированы, по их восприятию резким отторжением ребёнка и в страхе потерять с ним связь пытаются вернуть прежний, взаимозависимый, формат взаимодействия. На первом этапе это провоцирует повышение сопротивления, затем он снижается за счёт подавления личностью ребёнка своей активности и, в дальнейшем, может привести к пассивности, слабой воле, несамостоятельности и зависимому поведению.
Подростковый период так же является сенситивным в формировании личности. Дополнительно кризис негативизма усугубляется гормональной перестройкой, отражающейся на общем восприятии и поведении ребёнка. У девушек он может совпасть с менархе и больше относиться к формированию половой идентификации, её соотношению с социальной ролью. У парней этот период больше связан с обозначением своей позиции в социальной иерархии, появляется стремление к группированию и выстраиванию взаимоотношений внутри коллектива.
Если кризис 3-х лет связан с отделением Я от родительских фигур, то подростковый негативизм связан с дифференциацией Я и социума и, одновременно, понимание необходимости адекватного включения в социум, здорового слияния с ним для дальнейшего развития. Если этот период пройдёт патологически для личности, то сопротивление социальным нормам может стать жизненным сценарием.
Причины негативизма
Психологи выделяют следующие причины возникновения негативизма:
- Психические заболевания.
- Особенности характера.
- Неправильное воспитание родителями.
- Разрушение ценностей.
- Кризисы возраста.
- Психотравмирующие ситуации.
Негативизм развивается, когда человек не уверен в себе, беспомощен, не обладает достаточными знаниями и умениями, чтобы решать возникающие ситуации. Это приводит к инфантильности, когда индивид не способен выходить из конфликтов, решать проблемы, аргументировать свою позицию, защищать личные границы, справляться с неудачами. Здесь возникает противоречие, где человек выбирает отказаться от необходимости достигать целей. Ему легче отказаться, нежели осознать проблему и решить ее.
Вполне нормален негативизм, который проявляется в начале возникновения конфликтной или проблемной ситуации. Человек пока еще не обладает нужными знаниями, навыками или опытом, поэтому реагирует рефлексивно. Однако по мере решения проблемы и преодоления трудностей он возвращает свое стабильное состояние.
Такое возможно в кризисные возрастные периоды, когда человек меняет свою жизнь и пока еще набирается нового опыта, который связан с изменениями. Вполне нормально проявлять негативизм по мере решения проблем. Однако если человек выбирает бегство от проблем, тогда он развивает в себе устойчивое негативное поведение в подобных ситуациях.
В детском возрасте негативизм может проявляться еще и по следующим причинам:
- Гиперопека родителей.
- Отсутствие самостоятельности у ребенка в преодолении своих жизненных проблем.
Как взаимосвязаны негативизм и возраст
Перед тем как говорить о взаимосвязи возраста человека и его поведенческой модели, давайте уделим внимание вопросу, что такое нонконформизм, определение и проявление этого состояния. Под термином «нонконформизм» следует понимать модель поведения, которая подразумевает отстаивание личностных установок, которые прямо противоречат нормам, установленным в обществе
Ярким примером подобной модели поведения являются дети, которые относят себя к различным субкультурам (панки, готы и прочие неформалы).
Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта
Согласно данным научных исследований, подавляющее большинство возрастных кризисов проявляются в возрасте от одного месяца до двадцати лет. Давайте рассмотрим самые распространенные кризисы:
- кризис новорожденного;
- кризис первого года жизни и трех лет;
- школьный кризис;
- кризис пубертатного возраста.
В более зрелом возрасте человек встречается лишь с двумя видами кризисных периодов. К таким периодам относятся достижение среднего возраста, и психологический стресс, вызванный выходом на пенсию.
Последствия модели поведения
Влияние негативизма на человека и его жизнь оказывается очень пагубным:
- Нарушение социального взаимодействия.
- С негативистом отказываются общаться, так как у людей просто нет сил выносить его постоянное уныние, жалобы, скорбный вид.
- Разрыв рабочих отношений, ведь негативисты упрямы, с ними сложно договориться.
- Внутренние конфликты, невозможность понять самого себя, свои истинные желания и потребности.
- Недоверие к другим людям, излишний скептицизм.
- Получение критики в свой адрес.
- Выученная беспомощность (человек не верит, что у него все получится, поэтому не старается).
Дополнительная информация по теме:
Что такое делинквентное поведение: интересно о теориях и профилактике правонарушений
Картиночный тест, помогающий разобраться в себе — что вы видите первым
Что такое инстинкты и существуют ли они у человека: список с примерами и раскрытие мифов
Шизофрения и ее причины
Первые упоминания о шизофрении или, как ее называли, схизофрении, относятся к 17 веку до н.э. Но, естественно, четкого, ясного определения болезни тогда не давалось.
В психиатрию это понятие было введено в 1908 году швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером. Он четко ограничил это понятие от других психических расстройств и определил его как отдельное заболевание.
Дословно, с греческого, болезнь переводится как «расщепление рассудка». Но не стоит сравнивать это понятие с раздвоением личности. Нельзя также проводить параллели этого термина со слабоумием
В основе шизофрении – нарушение слаженной работы психики, разрыв связей между ее составляющими: восприятием, мышлением, вниманием, эмоциями. В результате этого она не может работать как единый механизм, давая всевозможные сбои
Причины развития такого расстройства в точности и окончательно не установлены. На сегодняшний день существуют лишь теории возникновения подобного состояния:
- Наследственность.
- Факторы риска во время беременности. Считается, что вероятность развития болезни повышается у людей, рожденных в зимние и весенние месяцы. Играют также свои роли роль пренатальные инфекции и мутации генов.
- Социальный статус. Установлено, что на развитие шизофрении влияют такие критерии, как низкий материальный уровень, расовые преследования, отсутствие работы, проблемы в семье, изоляция от общества, одиночество.
- Детская травматизация. Проявления заболевания во взрослом возрасте провоцируют травматические факторы, перенесенные человеком в детстве: сексуальное и физическое насилие, потеря родителей, отсутствие должного воспитания и заботы.
- Психологические условия. Повышенная эмоциональность, сниженная стрессоустойчивость.
- Избыток дофамина. Чрезмерное выделение в мозге нейромедиатора дофамина приводит к постоянному возбуждению «системы поощрения», что и вызывает бо́льшую часть симптоматики. Однако данная гипотеза все больше уходит на задний план.
- Наркомания.
- Изменение некоторых структур мозга. Например, увеличение желудочков и уменьшение серого вещества.
Как бороться с проблемой
Примеры нонконформизма часто встречаются в нашей жизни. Примерами подобного поведения в обществе могут стать различные государственные перевороты, когда люди несогласные с установленными порядками, пытаются навязать обществу собственные ценности. В отличие от нонконформизма, негативизм чаще проявляется в повседневной жизни, не связанной с общественностью.
В случае с детьми дошкольного возраста используются различные методики психической коррекции, построенные на формате игр и сказок. При появлении негативизма в подростковом возрасте, используются когнитивно-поведенческие методики
Очень важно, суметь найти необходимую нить, которая позволит выйти на контакт с подростком, замкнувшимся в собственном мире
Родителям важно понимать, что давление в психологическом плане, оказываемое на ребенка, может привести лишь к ухудшению ситуации. Угрозы и физическое наказание заставят ребенка замкнуться в собственном мире. Специалисты рекомендуют использовать методику мягкого воздействия, которая основывается на компромиссах
Родителям следует стараться как можно реже становиться инициаторами конфликтов с детьми
Специалисты рекомендуют использовать методику мягкого воздействия, которая основывается на компромиссах. Родителям следует стараться как можно реже становиться инициаторами конфликтов с детьми.
Основная задача терапии, научить ребенка правильно взаимодействовать с окружающим миром, благодаря прививанию позитивных моделей поведения. Достижение результатов в изменении собственной поведенческой модели должно сопровождаться похвалой и пониманием. Положительное подкрепление имеет важную роль для не до конца сформированной психики.
Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и в выполнении действий, противоположных требуемым
Патогенез
Психологическое состояние у особ с кататонией является противоположным ступору, причем усиливается не только психологическая деятельность, но и двигательные проявления. Сопротивление является защитной реакцией организма. Негативистические тенденции свидетельствуют о некомфортности, крайней обидчивости, враждебности, тревожности, малой социализированности личности, а также недоверии и недовольству к окружающим, выраженной склонности к критицизму и подозрительности. В дальнейшем негативизм может привести к возникновению негативных психопатологических явлений — замкнутости, отрыву от реальности, потери привязанности к близким, что повышает уровень дезадаптации. Это чаще всего обосновано и вызывает тенденцию к развитию жестокости – завуалированной или открытой, либо той и другой одновременно. Кроме того, происходит развитие негативных коммуникативных установок, склонность делать необоснованные обобщения.
Также могут встречаться «ложнонегативные» профили, которые типичны для больных с выраженными психическими дефектами и имеющими явное эмоциональное уплощение.
В основе немотивированного сопротивления обычно лежит неосознаваемое состояние готовности к определенному виду реакций, с помощью которых человек с кататонией «удовлетворяет свои потребности». Повторение «установочных ситуаций» складывает в ряд «фиксированные установки», которые незаметно становятся частью жизненной позиции и способом реагирования в ряде случаев. Установки негативизма чаще всего становятся результатом необоснованных выводов из собственного опыта и усвоенных стереотипов мышления.
Формы негативизма
Негативизм проявляется в разных формах. Иногда он носит скрытый характер, выявить его не так-то просто. Но чаще всего, негативизм очевиден. Обыватели могут считать человека с признаками негативизма строптивым, упрямым, вредным, капризным. Негативист отказывается выполнять требования, действует наперекор, не придерживается правил. Перечислим основные формы проявления негативизма у людей.
Активный негативизм
Активный негативизм очевиден. Поведение такого человека шокирует окружающих. Негативист действует грубо, вразрез требованиям и замечаниям. Он отрицает очевидные истины. Демонстративно отказывается выполнять то, что его просят.
Более того, он совершает абсолютно противоположные действия. Его просят выучить, он не учит, требуют покрасить пол коричневой краской – он красит белой, говорят о необходимости приходить на работу в строгом костюме, он является в джинсах и т. п.
Парадоксальный негативизм
Форма активного негативизма. Термин используют психиатры. Выражается в совершении человеком противоположных действий. Они несут опасность для него и для окружающих. Могут разрушать личность. Это признак психического расстройства.
Например, человек игнорирует требования одеться по погоде и ходит в мороз в лёгкой, летней одежде. Для общества – не опасно, конечно, но негативист может погибнуть от переохлаждения. Объяснить свою позицию негативист не может в отличие от людей, преследующих какую-либо цель, идею, учение.
Пассивный негативизм
Действия со стороны негативиста отсутствуют. Он всё слышит, видит, осознаёт, но ничего не предпринимает.
Демонстративно игнорирует просьбы и требования окружающих.
Речевой негативизм
Понятие подразумевает отказ личности от общения. Негативист умеет говорить, слышит, понимает, о чём его спрашивают, но предпочитает молчать.
Чаще всего встречается у детей. С явлением сталкиваются родители, воспитатели, учителя. Даже если ребёнок знает ответ на заданный вопрос, он его не озвучит. Причин такого поведения может быть множество.
Возрастные кризисы и какие они бывают
Возрастные кризисы – это всегда испытание, но пройти их нужно. В эти периоды закладываются ключевые задатки характера.
Кризис трёх лет
В возрасте трех лет происходит первая сепарация (отделение) ребенка от родителей. Прежде всего от мамы. Т.е. он начинает различать, что есть отдельно Он, и есть отдельно мама.
В этот период полезно знать про это и дать ребёнку необходимую поддержку и понимание
Если малыш не встретил принятие своей новой и важной потребности, то здесь возможно первое формирование негативизма, как формы защиты своей естественной психической потребности самоосознания
И опыт неудачной сепарации, осложнённой конфликтами, слезами, криками и ситуативным негативизмом может отразиться в дальнейшей жизни. Т.е. этот конфликт никуда сам по себе не денется и пойдёт дальше, чтобы в конце концов реализовать возрастные потребности.
Кризис подростка
Подростковый возраст – это следующий период, когда у человека проявляется потребность в свободе и личной, психологической автономности. В этот момент, как никогда он хочет быть и любимым близкими, но также и независимым от них.
Понимание взрослыми этого важного условия для взросления и успешной социализации подростка поможет пройти этот период с уважением и доверием к нему. Если этот период затянется и будет сопровождаться конфликтами, то может сформироваться сопротивление, как авторитетам, так и социальным нормам
Giphy
Усвоенное чувство несвободы и борьбы, связанной с этой темой, будет свойственно и взрослому человеку. И это будет всё время свобода от чего-то…кого-то.