Триархическая теория интеллекта штернберга

Теоретические основы

Иерархическая теория интеллекта объединяет несколько теоретических подходов. Он заимствует из когнитивной психологии, основанной на теориях обработки информации (например, с учетом временной прогрессии мыслительных процессов)

Он заимствует из межкультурной психологии , принимая во внимание влияние неявных концепций интеллекта. Он учитывает индивидуальные различия, как и в психометрическом подходе (например, тесты IQ)

Наконец, он также принимает во внимание подход психологии развития, предложенный Жаном Пиаже, и его описание логических операций для решения проблем.

Описание

Создатель теории: Чарльз Спирмен — английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории, истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии.

Спирмен полагал, что всякая интеллектуальная деятельность содержит общее начало, которое получило название «общего фактора интеллекта». Общий (генеральный) фактор «G», образует основание любых успешных умственных действий также этот фактор называют «общий интеллект». Кроме фактора «G», был выделен специфический фактор «S», свойственный только одному какому-либо виду деятельности и действующий только в одной ситуации, он нужен для решения задач в отдельных областях.

Фактор «G» — это и есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в «умственной энергии». Умственная энергия характеризуется, по Спирмену, тремя показателями:

  1. количество, уровень умственной энергии.
  2. степень энергии, то есть быстрота перехода от одной деятельности к другой.
  3. степень колебаний энергии, так называемая легкость её восстановления после определенной деятельности.

Исследования показали, что максимальную нагрузку по фактору «G» обычно имеют следующие тесты: прогрессивные матрицы Равена, ориентированные на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серии последовательно усложняющихся геометрических фигур и тесты интеллекта Кеттела, разделившего спирменовский g-фактор на два компонента (g-«кристаллизованный интеллект» и g-«текучий интеллект»). По мнению Кеттела, кристаллизованный интеллект — это результат образования и различных культурных влияний, его основная функция заключается в накоплении и организации знаний и навыков. Текучий интеллект характеризует биологические возможности нервной системы.

В течение трех десятилетий двухфакторная теория подвергалась острой критике. Одни отрицали само существование общего фактора «g» как врожденного, других не убеждали его математические доказательства. В ответ на это Спирмен и его сотрудники совершенствовали теоретическую и статистическую базу. Двухфакторная модель интеллекта была дополнена факторами, отвечающими за механические, арифметические и лингвистические (вербальные) способности, которые оказались расположенными между S- и G-факторами, что превратило модель Спирмена в иерархическую. Однако уже в 1930-х гг. представление о простой двухфакторной структуре интеллекта стало уступать появляющимся многофакторным теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.).

Успешный интеллект

Для Штернберга интеллект должен определяться оценкой жизненного успеха, который сам определяется критериями, специфичными для человека (идиографическими) и социокультурного контекста, в котором он развивается. Таким образом, академический успех не обязательно связан с профессиональным успехом — плохой ученик может быть изобретательным и преуспеть в жизни; хороший студент может не найти хорошую работу.

Более того, в 1997 году он пересмотрел название своей теории и рассказал о Теории успешного интеллекта , теории успешного интеллекта, подчеркнув важность учета успеха в жизни человека в соответствии с его социальным контекстом, который является специфическим. к нему (а не к обществу в целом)

Этологическая теория интеллекта

По мнению У. Чарлсворза, сторонника этологического подхода в объяснении природы интеллекта, отправной точкой в его исследованиях должно стать изучение поведения в естественной среде. Интеллект, таким образом, — это способ адаптации живого существа к требованиям действительности, сформировавшийся в процессе эволюции. Для лучшего понимания адаптационных функций интеллекта он предлагает разграничить понятие «интеллект», включающее наличные знания и уже сформировавшиеся когнитивные операции, и понятие «интеллектуальное поведение», включающее средства приспособления к проблемным (новым, трудным) ситуациям, в том числе и когнитивные процессы, которые организуют и контролируют поведение.

Взгляд на интеллект с позиции теории эволюции привел У. Чарлсворза к заключению, что глубинные механизмы того свойства психики, которое мы называем интеллектом, коренятся во врожденных свойствах нервной системы.

Любопытно, что этологический подход (с его ориентацией на изучение интеллектуальной активности в обыденной жизни в контексте естественного окружения) вывел на первый план феномен здравого смысла (своего рода «наивную теорию человеческого поведения»). В отличие от фантазийных грез и научного мышления здравый смысл, с одной стороны, имеет реалистическую и практическую направленность и, с другой стороны, мотивирован потребностями и желаниями. Таким образом здравый смысл ситуационно-специфичен и одновременно индивидуально-специфичен — именно этим объясняется его ключевая роль в организации адаптационного процесса.

Книги (4)

За пределами IQ: Триархическая теория интеллектаРаздел библиотеки: Интеллект

Перевод с английского и научная редакция профессора А.А. Алексеева.

В книге представлена новая, триархическая теория человеческого интеллекта, которая по своему понятийному аппарату и следствиям для оценки интеллекта выходит за пределы традиционных представлений о «коэффициенте умственного развития» (IQ). Данная теория состоит из трех частей (или субтеорий).

Первая субтеория рассматривает отношения между интеллектом и опытом. Она описывает роль, которую интеллект играет в разных точках континуума нашего опыта в отношении задач и проблемных ситуаций, начиная с того момента, когда мы впервые встречаемся с ними, и кончая тем временем, когда они стали совершенно привычными.

Вторая субтеория имеет дело с отношениями между интеллектом и внешним миром. Она описывает взаимодействие между интеллектом и «контекстами» (т. е. внешними условиями и обстоятельствами), в которых он проявляется, развивается и, фактически, определяется.

Третья субтеория касается отношений между интеллектом и внутренним миром человека. Она описывает психические механизмы, лежащие в основе того, что мы считаем «интеллектуальной или умственной деятельностью».

Читать »

Интеллект успехаРаздел библиотеки: Интеллект

Знаменитый американский психолог написал книгу, которой суждено оказать сильнейшее воздействие на наши представления о мыслительных способностях.

По мнению Роберта Стернберга, отличительной особенностью так называемого интеллекта успеха является оптимальное сочетание трех видов мышления креативного, практического и аналитического. Обладатели интеллекта успеха знают, как извлечь максимум из своих достоинств, и умеют грамотно действовать в любой ситуации. Будучи настойчивыми и целеустремленными, имея сильнейшую мотивацию, успешные люди понимают, как идти вперед, преодолевая все преграды.

Эта книга содержит все необходимые инструменты для того, чтобы каждый читатель мог развить в себе мыслительные навыки, которые приведут вас к величайшему успеху.

Читать »

Практический интеллектРаздел библиотеки: Интеллект

В книге рассматриваются психологические исследования практического интеллекта, и описывается его роль в повседневной жизни.

Авторы акцентируют важность невербализованных знаний — того, что мы узнаем из собственного опыта в процессе деятельности. Основываясь на многолетнем исследовании, доктор Стернберг и его коллеги обнаружили также, что неявные знания могут быть оценены количественно

Кроме того, данные различных исследований показывают, что практический интеллект не только психологически, но и статистически отличается от научного интеллекта, а также от склада личности и мыслительных навыков. Показано, что практический интеллект так же, а иногда и более тесно, чем научный, детерминирует успешность школьного обучения и эффективность производственной деятельности.

В книге дается подробный обзор изучения практического интеллекта в США и других странах в таких сферах деятельности, как менеджмент, военное командование, преподавание и научно-исследовательская работа, торговля.

Читать »

Трехфакторная теория любвиРаздел библиотеки: Философия

«Триангулярная теория» Стернберга позволяет составить логичную картину разнообразных форм любви, описывая различные типы отношений с помощью таких составляющих, как интимность, страсть и решение/обязательство. В его теории предлагается простая модель, подходящая для исследования многих сценариев отношений.

На сегодняшний день она является одной из популярных концепций, объясняющих процесс формирования любовных отношений между людьми.

Читать »

Добавить отзыв об авторе

Добавить отзыв

Иерархическая модель Вернона

Иерархическая модель интеллекта, в которой устанавливается существование ряда специфических способностей, которые, как правило, группируются под различными факторами. Вернон представил факторы трех типов:

-Общий фактор

-Основные групповые факторы. Он назвал эти факторы v: ed (словесный: образовательный) и k: m (пространственный: механический).

-Незначительные групповые факторы, которые делали ссылку на факторы, гораздо более непосредственно связанные со способностями или навыками, характерными для выполнения в определенных задачах.

Вклад Вернона в психологию был многочислен и разнообразен, его работа в области интеллекта была очень замечательной. Он был защитником теории интеллекта Хебба, которая делит интеллектуальные способности человека на две категории.

Он назвал «Интеллект А» биологическим субстратом познавательной способности, с помощью которого мы учимся и адаптируемся, и «Интеллект Б» к влиянию среды, которое соответствует уровню навыков, демонстрируемому в поведении..

Вернон включил «Интеллект С», который проявляется в тестах на когнитивные способности, квалификации или IQ, полученных в конкретном тесте..

Процедура проведения теста

Оригинальный тест состоял из 24 тренировочных и 144 тестовых проб. В каждой испытуемым предъявлялся случайный набор цифр (в последующих экспериментах использовались также буквы, слова, звуки или изображения человеческих лиц), который требовалось запомнить. Длина набора варьировалась от одной до шести цифр, каждая из которых предъявлялась отдельно в течение 1,2 секунды. После этого следовала пауза длиной в 2 секунды, а за ней контрольная цифра. Испытуемые должны были потянуть один из двух рычагов в качестве ответа «Да, это одна из запомненных цифр» или «Нет, это новая цифра» (требовавшиеся с одинаковой вероятностью), после чего контрольный стимул исчезал, а загоравшаяся лампочка давала обратную связь о правильности ответа. В конце испытуемых также просили произнести запомненную последовательность.

Подробный сценарий каждой тестовой пробы:

  1. предупреждающий сигнал
  2. запоминаемый стимул-образец
  3. отсрочка
  4. предупреждающий сигнал
  5. контрольный стимул
  6. ответ испытуемого
  7. обратная связь о правильности выполнения задания
  8. просьба к испытуемому вспомнить стимул-образец, после чего начинается следующая проба

С чего всё началось

В начале восьмидесятых Гарднер изучал когнитивные способности и академические успехи людей разных возрастов. Среди исследуемых были как высоко одарённые, так и люди, имеющие мозговые повреждения. Психолог обнаружил, что результаты многих учащихся зависят не только от природных талантов и интересов, но и от того, как они усваивают информацию.

Например, если ученик не понял грамматическую конструкцию иностранного языка на слух, то это ещё не означает, что у него нет лингвистических способностей. Возможно, нужно было использовать другой подход — например, визуализировать информацию в таблице.

Спустя какое-то время Гарднер предположил, что с точки зрения устройства интеллекта мозг — это не единое целое, а множество независимых «блоков», каждый из которых отвечает за разные навыки и умения. И в 1983 году психолог выпустил книгу «Структура разума: теория множественного интеллекта» (оригинальное название — Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences), в которой сформулировал теорию о существовании «множества интеллектов».

Первоначально Гарднер выделил семь типов интеллекта. Однако в 1999 году он дополнил теорию книгой «Переосмысление интеллекта: множество интеллектов в XXI веке» (оригинальное название — Intelligence Reframed: Multiple Intelligences for the 21st Century), в которой описал ещё один тип интеллекта — натуралистический. Так появилась современная «восьмёрка интеллектов» Гарднера:

  • Музыкальный. Способствует восприятию информации на слух и через чувство ритма. Позволяет легко учиться играть на музыкальных инструментах, петь и сочинять мелодии.
  • Вербальный. Помогает усваивать материал в текстовом формате и изучать языки.
  • Межличностный. Позволяет эффективно работать в командах и устанавливать крепкие социальные связи. Развитый тип этого интеллекта говорит о высокой эмпатии.
  • Телесно-кинетический. Влияет на осязание и координацию. Людям, у которых доминирует этот тип, по словам Гарднера, важна окружающая обстановка, тактильный контакт и перерывы, чтобы свободно подвигаться.
  • Визуально-пространственный. Отвечает за воображение и способность ориентироваться в пространстве. Этот интеллект помогает легко запоминать изображения, поэтому такие люди любят получать информацию в формате картинок.
  • Логико-математический. Легко анализирует информацию и обрабатывает данные, представленные в графиках, таблицах и диаграммах.
  • Внутриличностный. Отвечает за анализ собственных чувств, эмоций и действий. По утверждению Гарднера, нередко люди, у которых преобладает этот интеллект, — интроверты, которым комфортно работать и учиться в уединении. А ещё психолог считает, что развитию внутриличностного интеллекта помогает создание индивидуальных проектов и написание рефлексивных эссе.
  • Натуралистический. Отвечает за способность изучать и понимать природу, окружающую среду. Этот интеллект, как считает автор теории, совершенствуют исследования и эксперименты.

Основная идея Гарднера заключается в том, что эти интеллекты автономны — между ними нет связи или она очень слабая. Психолог утверждает, что обычно у человека хорошо развиты несколько типов интеллектов, но некоторые из них могут сильно отставать от «главных». Из-за этого люди, которые блестяще показывают себя в одной дисциплине, порой не всегда в состоянии освоить даже школьную программу в другой.

Примечание:

Именно поэтому Гарднер видит в тестах IQ несправедливость образовательной системы — ведь по сути они оценивают лишь вербальный и логико-математический типы интеллекта.

Теория Гарднера приводит к выводу, что можно стать замечательным музыкантом или врачом, имея не самый высокий IQ. Однако этих людей ещё в школе списывают со счетов, ведь традиционный подход к образованию заточен преимущественно на логику и вербальную информацию.

Как развивалась теория множественного интеллекта

В книге «Переосмысление интеллекта: множество интеллектов в XXI веке» Гарднер также предложил ещё один вид интеллекта — экзистенциальный. По мнению психолога, этот тип наиболее отличает людей от животных, так как заставляет задумываться о смысле и причинах собственного существования и других философских проблемах.

Однако в интервью 2016 года веб-порталу BigThink психолог признался, что пока только думает о том, чтобы расширить устоявшийся список из восьми типов интеллекта. В той же беседе Гарднер рассказал ещё об одном типе, над которым много размышляет, — педагогическом. Его, считает Гарднер, легко обнаружить даже у четырёхлетних детей — уже в этом возрасте некоторые подбирают разные слова, объясняя одну и ту же тему взрослому и сверстнику.

«Интеллектов может быть восемь, десять или даже 12. Меня не столько волнует количество, сколько оспаривание теории о том, что интеллект — это нечто целое. Жизнь слишком коротка, и если посвящать всё время только одному интеллекту, у нас не останется времени на другие. Куда важнее другой вопрос: стоит ли развивать свои сильные интеллекты или же лучше подтягивать слабые?»

Говард Гарднер, интервью изданию BigThink

В интервью психолог также отверг идею существования юмористического, кулинарного и сексуального типов интеллектов. Гарднер прокомментировал, что, например, юмор — это часть логико-математического интеллекта, так как многие шутки строятся на разрушении ожидания логичной концовки.

Среди наиболее интересных продолжений теории Гарднера можно отметить попытку дополнить список цифровым интеллектом. Этот тип также получил название «метаинтеллект» — он объединяет другие типы и отвечает за взаимодействие человека с цифровой средой и технологиями.

В 2015 году южнокорейский педагог и доктор наук в отрасли биостатистики Пак Юхён со своими коллегами из Наньянского технологического университета изобрела понятие DQ (digital quotient, в переводе — «цифровой коэффициент»), о котором написала книгу «IQ EQ DQ. Новый интеллект в эпоху ИИ». В том же году специалисты запустили онлайн-платформу DQ Institute, которая активно продвигает идею цифрового интеллекта и разрабатывает стандарты DQ. Сама организация даёт следующее определение цифровому интеллекту:

Примечание:

«Цифровой интеллект — это совокупность социальных, эмоциональных и когнитивных способностей, которые позволяют людям противостоять вызовам и адаптироваться к требованиям цифровой жизни».

В 2021 году идея о DQ только начала популяризироваться, но в будущем цифровые компетенции могут встать в один ряд с EQ (эмоциональным интеллектом) и IQ. Цифровой интеллект, в частности, отвечает за умение быстро адаптироваться к технологиям и компьютерную грамотность — навыки, которые уже играют важную роль в современной экономике.

Бине и первые подходы

Альфред Бине был одним из первопроходцев в исследовании интеллекта. В его подходе сходятся разные формы обучения: лабораторные, клинические, психометрические и эволюционные. Он подготовил свою первую версию шкалы измерения интеллекта вместе с Саймоном в 1905 году.

Тест состоял из тридцати элементов, которые были отмечены как успех или ошибка. Для правильного разрешения тестов требовались как физические, так и интеллектуальные способности..

Эти тесты варьировались от сенсомоторных тестов (зрение, координация движений и т. Д.) До когнитивных тестов (память, распознавание информации, дивергентное мышление и т. Д.).

Шкала рассчитана на детей от трех до двенадцати лет и сопровождалась инструкциями по ее реализации. Его элементы были расположены в порядке возрастания сложности.

Позже, Терман пересмотрит шкалу измерений, чтобы проверить некоторые недостатки, особенно в стандартизации оценок. Также будет введен термин CI, IQ, действительный индекс для измерения интеллекта у детей и взрослых..

Предисловие

Основная мысль этой книги очень проста

Почти все, что вы знаете об умственных способностях – том виде интеллекта, о котором чаще всего говорят психологи, касается лишь крохотной и не самой важной части гораздо более широкого и более сложного интеллектуального спектра. Чаще всего речь идет об инертном интеллекте

Что это такое? Согласно словарю «American Heritage Dictionary of the English Language» (третье издание, 1992 г.), «инертный» означает: «1. Неспособный двигаться или перемещаться… неготовый вступать во взаимодействие с другими элементами». Инертный интеллект – это то, что проявляется, когда вы сдаете тест на определение коэффициента умственного развития, IQ (читается как «ай кью») или любой аналогичный тест, используемый на вступительных или выпускных экзаменах. Множество людей неплохо справляется с подобными тестами, демонстрируя при этом немалую толику академической удали – по крайней мере с точки зрения тех, кто верит в тесты. Однако оцениваемый подобным образом интеллект является инертным – он не вызывает целенаправленных действий. В результате наиболее впечатляющими свершениями этих людей могут оказаться очки, набранные при тестировании, или оценки в школе. Тот, кто способен вспоминать факты, или даже тот, кто способен поразмышлять над ними, не обязательно знает, как применять их на практике.

— 1 —

Аналитический или компонентный интеллект

Согласно триархической теории интеллекта Штернберга, аналитический интеллект предполагает возможность фиксировать, хранить, изменять и работать с информацией. Это наиболее близкое к единой концепции интеллекта, относящееся к способности устанавливать планы и управлять когнитивными ресурсами. Благодаря аналитическому интеллекту мы можем выполнять мыслительные операции, такие как определение, принятие решений и выработка решений.

В этом разуме мы можем найти элементарные компоненты или процессы, которые позволяют работать над когнитивными представлениями о реальности, изменить их и пройти обработку, позволяющую дать ответ.

Эти компоненты могут быть разделены на метакомпоненты или процессы управления, которые позволяют принимать решения и отмечать, как думать и действовать, а также компоненты планирования, выполнения или реализации, которые приводятся в движение метакомпонентами и позволяют выполнять указанные установленные планы. компоненты приобретения, которые позволяют учиться и получать информацию.

Рекомендации

  1. (in) Штернберг, Р. Дж., За пределами IQ: триархическая теория человеческого интеллекта , Нью-Йорк, Cambridge University Press ,1985 г., 411  с. ( ISBN  0-521-26254-2 )
  2. ↑ и , стр.  213.
  3. ↑ и , стр.  134-136.
  4. (in) Штернберг, Р. Дж., «  Теория успешного интеллекта  » , Обзор общей психологии , Vol.  3, п о  4,1978 г., стр.  292–316 ( DOI   )
  5. (in) Стернберг, Р. Дж., «  Широкий взгляд на интеллект: теория успешного интеллекта  » , Consulting Psychology Journal: практика и исследования , Vol.  55, п о  3,2003 г., стр.  139–154 ( DOI   )
  6. (in) Роберт Дж. Штернберг, Успешный интеллект , Саймон и Шустер ,1997 г., 303  с. ( ISBN  978-0-684-81410-0 )
  7. ↑ и , стр.  256-259.
  8. (in) Броуди, Н., «  Построение проверки триархических способностей Штернберга: как и повторный анализ  » , Интеллект , т.  31, п о  4,2003 г., стр.  319–329 ( DOI   )
  9. (in) Броуди, Н., »  Что-то заключил , что должен Штернберг  « , Разведка , т.  31, п о  4,2003 г., стр.  339–342 ( DOI   )
  10. (in) Готфредсон, Л.С., »  Анализ практической теории интеллекта: ее утверждения и доказательства  » , Интеллект , т.  31, п о  4,2003 г., стр.  343–397 ( DOI   )
  11. (in) Готфредсон, Л.С., «  Мы, Штернберг,« Ответ на модель Готфредсона »- , Разведка , т.  31, п о  4,2003 г., стр.  415-424 ( DOI   )
  12. Линда С. Готфредсон , «  Анализ практической теории интеллекта: ее утверждения и свидетельства  », Intelligence , vol.  31, п о  4,1 — го июля 2003, стр.  343–397

Интеллект имеет унитарный или множественный характер?

Этот вопрос вызывает много споров, и вышеупомянутые теории могут быть классифицированы на основе этого критерия.

С одной стороны, мы были группой, которая защищала унитарный характер интеллекта, такой как Гальтон, Бине, Спирман и другие. Последний ввел понятие фактора G, который лежит в основе выполнения любой задачи интеллектуального порядка, получаемой с помощью статистических процедур..

Утверждение о существовании этого фактора породило множество критических замечаний и противоречий в этом отношении. Некоторые из его защитников утверждают, что его природа является биологической, имеет наследственный характер и является мерой не только статистической, но и мерой нейронной эффективности, понимаемой как свойство SNC, которое выражает скорость и точность ответа, а также большую эффективность и производительность людей.

В новых моделях интеллекта когнитивной психологии утверждается, что они не способны продемонстрировать, что упомянутый фактор в действительности не существует, но они не делают вывод, что это единственный центральный фактор, который ограничивает интеллект. Они говорят о различных «процессах управления», которые представляют исполнительные функции, вовлеченные в другие существующие процессы.

Защитниками этой позиции понимания интеллекта как множественного понятия были Терстон, Гилдфорд, Штернберг, Гарднер и другие..

ссылки

  1. Человеческий интеллект Извлечено из энциклопедии Британика. 
  2. Мора Мерида, J.A., Мартин Хорхе, M.L (2007). Интеллектуальная шкала Бине и Саймона (1905) его восприятие позднейшей психологией. Журнал истории психологии, стр. 307-313.
  3. Carbajo Vélez, M.C. История интеллекта по отношению к пожилым. Tabanque Педагогический журнал, страница 225-242.
  4. Лус Марлен Эскамилла. Первичный тест умственных способностей (HMP). Извлечено из datateca.unad.edu.co.
  5. Луи Л. Терстон. Теория первичных умственных способностей. 
  6. Тест множественного интеллекта. Psicoactiva. Извлечено из psychoativa.com.
  7. Даниэль Големан Выдержка из wikipedia.org.

Двухфакторная теория Спирмена

Исследование Спирмена следовало первоначальному руководству Гальтона, в котором считалось, что основой интеллекта является функционирование простых базовых психологических процессов, таких как сенсорные и перцептивные процессы, с интересом к отношениям между общим интеллектом и дискриминационный сенсорный.

Спирмен утверждал, что все интеллектуальные способности человека имеют общий или общий фактор, который является наследственным и который сохраняется с течением времени, который называется фактором G. А также наличие другого фактора специфических интеллектуальных способностей, который каждый субъект предоставляет определенному навыку, называется фактор S, и это может быть изменено путем обучения.

Общий интеллект оказал влияние на тесты, определенные на основе G-фактора, а S-фактор был определен конкретными требованиями конкретной задачи..

Для него интеллект — это способность, которая создает новую информацию из уже известных, и причины, по которым индивидуальные различия внутри фактора G связаны с различиями в умственной энергии субъектов при выполнении интеллектуальных задач и / или различий в навыках людей.

Публикации:

Sternberg, R. J. (1977): Intelligence, information processing,and analogical reasoning: The componential analysis of human abilities.Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Sternberg, R. J. (1985): Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence. New York: Cambridge University Press.

Sternberg, R. J. (1990): Metaphors of mind: Conceptions of the nature of intelligence. New York: Cambridge University Press.

Sternberg, R. J. (1997): Successful intelligence. New York: Plume.

Sternberg, R. J. (1999): «The theory of successful intelligence.» Review of General Psychology, 3, 292-316.

Sternberg, R. J., Forsythe, G. B., Hedlund, J., Horvath, J., Snook, S., Williams, W. M., Wagner, R. K., & Grigorenko, E. L. (2000): Practical intelligence in everyday life. New York: Cambridge University Press.

Sternberg, R. J., & Grigorenko, E. L. (2000): Teaching for successful intelligence. Arlington Heights, IL: Skylight.

Sternberg, R.J.: Wisdom, Intelligence, and Creativity Synthesized. New York: Cambridge University Press (2007)

Sternberg, R.J., & Scott Barry Kaufman (Eds.) (2011): The Cambridge Handbook of Intelligence. New York, NY: Cambridge University Press.

Sternberg, R. J., James C Kaufman, & Pretz, J. E. (2002): The creativity conundrum: A propulsion model of creative contributions. Philadelphia, PA.

Sternberg, R. J., & Lubart, T. I. (1995): Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture of conformity. New York: Free Press.

Sternberg, R. J., & Williams, W. M. (1996): How to develop student creativity. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development.

Sternberg, R. & Grigorenko, E. (1997). Are cognitive styles still in style? American Psychologist, 52, 700-712.

Гордеева Т.О. Стернберг Роберт / История психологии в лицах: персоналии. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., ПЕР СЭ, Москва, 2005

Подтеории

Штернберг разбил свою теорию на следующие три подтеории:

Контекстная субтеория : контекстная субтеория утверждает, что интеллект переплетается с окружающей средой человека. Таким образом, интеллект основан на том, как человек функционирует в повседневных обстоятельствах, включая его способность: а) адаптироваться к окружающей среде, б) выбирать для себя лучшую среду или в) формировать среду, которая лучше соответствует своим потребностям и желаниям.

Опытная субтеория : экспериментальная субтеория предполагает, что существует континуум опыта от новизны до автоматизации, к которой можно применить интеллект.. Именно на крайних точках этого континуума лучше всего проявляется интеллект. На новом конце спектра человек сталкивается с незнакомой задачей или ситуацией и должен найти способ справиться с ней. В конце спектра автоматизации, человек знаком с данной задачей или ситуацией и теперь может справиться с ней с минимальными усилиями.

Компоненциальная субтеория : компонентная теория описывает различные механизмы, приводящие к появлению интеллекта. Согласно Штернбергу, эта подтеория состоит из трех видов психических процессов или компонентов:

  • Метакомпоненты позволяют нам отслеживать, контролировать и оценивать нашу мысленную обработку, чтобы мы могли принимать решения, решать проблемы и создавать планы.
  • Компоненты производительности — это то, что позволяет чтобы мы могли действовать в соответствии с планами и решениями, принятыми метакомпонентами.
  • Компоненты приобретения знаний позволяют нам узнавать новую информацию, которая поможет нам выполнять наши планы.

Триархическая теория Штернберга: общая концепция

Триархическая теория интеллекта Штернберга основана на представлении о том, что традиционные и иерархические модели интеллекта не являются исчерпывающими, поскольку они не учитывают использование интеллекта в себе, ограничивая себя концептуализацией его природы и функционирование без наблюдения, как это связано и применяется в реальном контексте.

Таким образом, эта теория считает, что измерение интеллектуального потенциала сосредоточился исключительно на одном аспекте интеллектаигнорируя другие важные аспекты, которые сами по себе формируют когнитивные навыки. В заключение. Стернберг заявляет, что недостаточно видеть, что делается, а также как и почему, когда действует.

Для Штернберга интеллект вся умственная деятельность, которая направляет сознательную адаптацию к окружающей среде и к выбору или преобразованию этого с целью прогнозирования результатов и способности активно провоцировать адаптацию одного к среде или среды к одному. Это набор навыков мышления, которые используются для решения более или менее повседневных или абстрактных задач.

Концепция этого автора приближается к видению интеллекта как набор возможностей вместо одного неизменяемого элемента. Именно из этой идеи и из восприятия, что другие теории не устанавливают, как интеллект связан с реальным миром, автор устанавливает свою теорию триархического интеллекта, название которой связано с рассмотрением трех типов интеллекта.

Может быть, вы заинтересованы: «Треугольная теория любви Штернберга»

Теория множественного интеллекта по Гарднеру

Гарднер — психолог, известный своими исследованиями когнитивных способностей и разработкой этой теории..

Он определил интеллект как способность, с которой люди должны решать повседневные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, будучи генетически отмеченным навыком, который можно развивать и совершенствовать с помощью обучения, нашей окружающей среды, нашего образования и нашего опыта..

Своей теорией он объясняет, что у нас есть не только умственные способности, но и восемь:

  1. Логико-математический интеллект
  2. Лингвистический интеллект
  3. Визуально-пространственный интеллект
  4. Кинестетический или телесно-кинетический интеллект
  5. Музыкальный интеллект
  6. Межличностный интеллект
  7. Интраперсональный интеллект
  8. Натуралистическая разведка

Предполагается, что у каждого человека нет конкретного разума в конкретном случае, но мы обладаем в определенной степени и в разном количестве каждым из них, порождая индивидуализированные формы поведения..

Другие определения этого понятия и подходы к его пониманию

Рассмотрим другие определения данного понятия.

  • Самое широкое и базовое определение для науки дал Вернон. Он определил социальный интеллект как умение человека находить общий язык с людьми в целом, умение с легкостью преподносить себя в обществе, понимание социальных вопросов, восприимчивость к раздражителям других членов группы, понимание переменчивых настроений и виденье скрытых сторон личности.
  • Через 17 лет, после первого упоминания, психолог Г. Оллпорт определил социальный интеллект как способность высказывать быстрые суждения о людях, прогнозируя их вероятны реакции. Оллпорт считал, что социальный интеллект сглаживает отношения между людьми.
  • Дж. Гилфорд определял SQ как способность понимать и прогнозировать поведение людей при разных обстоятельствах, понимать намерения, чувства, эмоциональное состояние на вербальном и невербальном уровнях.

Также этим вопросом задавались и российские психологи.

  • Так, Емельянов понимал под термином «социальный интеллект» – устойчивое, основанное на специфике мышления, эффективное реагирование и социальный опыт. Умение понимать себя и окружающих, их взаимоотношения и умение строить прогнозы относительно межличностных событий.
  • В.Н Куницына определяет социальный интеллект, как многомерную сложную структуру — глобальную способность, сформированную на основе комплексных интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих особенностей, включающих уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; в совокупности они обуславливают прогноз того, как будут развиваться межличностные ситуации, восприятие информации и поведению, готовность к социализации и принятию решений.
  • Ушаков определяет социальный интеллект следующим образом:
    1. Особенную способность, отличающуюся от остальных.
  • Социальную компетентность, совокупность знаний, умений, навыков, приобретенных человеком за всю жизнь.
  • Также Ушаков подчеркивает, что SQ определяет, насколько успешным будет социальное взаимодействие.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: