Введение
Теории личности в перспективе
социального научения — это прежде
всего теории научения.
В 1941 г. Н. Миллер
и Дж. Доллард ввели в научный
обиход термин «социальное научение».
На этой
основе вот уже полувека разрабатываются
концепции социального научения,
центральной проблемой которых
стала проблема социализации.
Социализация
– процесс усвоения индивидом социального
опыта, системы социальных отношений.
В процессе социализации человек приобретает
убеждения, общественно одобряемые формы
поведения необходимой ему для нормальной
жизни в обществе. Под социализацией следует
понимать весь многогранный процесс усвоения
опыта общественной жизни и общественных
отношений.
То есть
основным предметом исследования у психологов,
сторонников теории социального научения,
является процесс научения, и конечно
в первую очередь научения сложному социальному
поведению.
В начале своего
становления теория социального
научения придавала крайне важное значение
идеям подкрепления, однако современная
теория приобрела явно выраженный когнитивный
(познавательный) характер. Важность подкрепления
была учтена в понятиях, описывающих мыслящего
и познающего человека, который обладает
ожиданиями и представлениями
Существуют
разные концепции научения.
Цель данного
реферата – изучить теорию социального
научения таких теоретиков как Б.Скиннер,
Дж.Роттер и А.Бандура.
Теория социального научения Роттера
В центре внимания теории социального
научения Роттера лежит прогноз
поведения человека в сложных
ситуациях. Роттер полагает, что нужно
тщательно проанализировать взаимодействие
четырех переменных. Эти переменные
включают в себя потенциал поведения,
ожидание, ценность подкрепления и психологическую
ситуацию.
Роттер
утверждает, что ключ к предсказанию
того, что человек будет делать
в данной ситуации, лежит в понимании
потенциала поведения. Под этим термином
понимается вероятность данного поведения,
«встречающегося в какой-то ситуации или
ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением
или подкреплениями». Представим, например,
что кто-то оскорбил вас на вечеринке.
Как вы отреагируете? С точки зрения Роттера,
есть несколько ответных реакций. Вы можете
сказать, что это переходит все границы,
и потребовать извинения. Вы можете не
обратить внимания на оскорбление и перевести
разговор на другую тему. Вы можете ударить
обидчика по лицу или просто уйти. Каждая
из этих реакций имеет свой потенциал
поведения.
Концепция
поведения Роттера включает в
себя фактически все виды человеческой
активности в ответ на ситуацию-стимул,
которые только каким-то образом
можно обнаружить и измерить. Сюда
входят пронзительные крики, надутый
вид, плач, смех и драка. Планирование,
анализирование, обучение, логическое
обоснование и промедление оцениваются
так же. Короче говоря, поведение состоит
«из моторных акций, познания, вербального
поведения, невербально выраженного поведения,
эмоциональных реакций и так далее».
Наследие
Роттер считается одним из самых выдающихся психологов 20 века. Он был 18-м по частоте цитирования в журнальных статьях и 64-м по общей значимости. Его основополагающие исследования переменной внутреннего и внешнего локуса контроля послужили основой для плодотворных исследований выбора и воспринимаемого контроля в нескольких дисциплинах. Его пионерская система социального обучения изменила поведенческие подходы к психологии личности и клинической психологии.
У него было двое детей после женитьбы на Кларе Барнс, которую он встретил в штате Вустер. Роттер был женат с 1941 года, пока его жена не умерла в 1985 году.
Отрывок, характеризующий Роттер, Джулиан
– Вздог’! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог’ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь. – Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери. – А я тебе говог’ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его. Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза. – Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так… Он не мог договорить и выбежал из комнаты. – Ах, чог’т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов. Ростов пришел на квартиру Телянина. – Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера. – Нет, ничего. – Немного не застали, – сказал денщик. Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина. Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина. – А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови. – Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол. Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге. – Пожалуйста, поскорее, – сказал он. Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину. – Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом. С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек. – Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он. Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел. – Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.