Эксперимент с куклой Бобо
Чтобы подтвердить свои предположения о том, что дети наблюдают за поведением окружающих и имитируют его, Бандура провел свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо.
Ход эксперимента
1. В эксперименте принимали участие тридцать шесть мальчиков и тридцать шесть девочек в возрасте от трех до шести лет.
2. Контрольная подгруппа состояла из двенадцати мальчиков и такого же числа девочек.
3. Ролевые модели — один взрослый мужчина и одна взрослая женщина.
4. Двадцати четырем мальчикам и девочкам показывали, как мужчина или женщина весьма агрессивно нападали на игрушку по имени кукла Бобо. Они били ее молотком, швыряли в воздух с криками вроде «Бей его!», «Дай ему прямо в нос!» и тому подобными.
5. Другой группе из двадцати четырех мальчиков и девочек показывали неагрессивное обращение с куклой.
6. И наконец, контрольной группе не показывали никакой модели.
Результаты эксперимента
В ходе эксперимента выяснилось, что дети, наблюдавшие за агрессивным поведением, как правило, проявляли в обращении с куклой Бобо намного больше агрессии, чем дети из контрольной группы, а также те, кому до этого демонстрировали неагрессивные поведенческие модели.
Бандура обнаружил, что для девочек, наблюдавших агрессивные модели, была более характерна вербальная агрессивная реакция, если моделью служила женщина, и физическая агрессия, если моделью был мужчина. Мальчики же проявляли физическую агрессию чаще и сильнее, чем девочки, и чаще имитировали модели, наблюдаемые у представителей своего пола.
Благодаря этому эксперименту Бандура смог убедительно продемонстрировать, что дети научаются социальному поведению (в данном случае — агрессии), наблюдая за поведением других людей. В результате исследователь опроверг главное положение бихевиоризма о том, что поведение человека всецело зависит от вознаграждения или наказания.
Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.
Слайды и текст этой презентации
Теория социального научения Альберта Бандуры
Выполнила студентка группы ЗПЛМ-117Пичугина Д.
Альберт Бандура
канадский и американский психолог украинского происхождения, известный своими работами по теории социального научения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо.
Проблемой социального научения занимались американские психологи А. Бандура, Р. Сирс, Б. Скиннер и другие ученые.
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации и подражания. Такое научение стало рассматриваться в американской психологии как новая, третья форма научения.
А. Бандура считал, что для того чтобы сформировать новое поведение, недостаточно награды и наказания. Поэтому он выступал против переноса результатов, полученных на животных, на анализ поведения человека. Он полагал, что дети приобретают новое поведение благодаря наблюдению и имитации, т. е. подражая значимым для них людям, и идентификации, т. е. путем заимствования чувств и действий другого авторитетного лица.
Бандура проводил исследования детской и юношеской агрессивности. Группе детей демонстрировали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослых (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). Так, в фильме показывали, как взрослый агрессивно обращается с игрушками.
После просмотра фильма дети оставались одни и играли с игрушками, похожими на те, которые они видели в фильме. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, усилилось и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших его. Если в фильме агрессивное поведение вознаграждалось, агрессивность в поведении детей также возрастала.
Выводы:
Дети, наблюдавшие за агрессивными действиями, действовали по отношению к кукле агрессивнее по сравнению с детьми из других групп.Мальчики были более склонны к повторению физически насильственных действий, чем девочки. При этом значительной разницы между мальчиками и девочками в вербальной агрессии не наблюдалось.Девочки больше повторяли модель поведения женщины, а мальчики – мужчины (сходство с моделью для подражания).
Бандура выделил диаду «стимул – реакция» и ввел в эту схему четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у детей нового поведения
Стимул
Реакция
Альберт Бандура выделил четыре процесса, которые задействованы в социальном или викарном научении:
Внимание
Необходимо, чтобы внимание наблюдающего было сфокусировано на модели, за которой он наблюдает. Любой отвлекающий фактор прервёт задание
Сохранение
Важнейшую роль играет память. Человек должен сохранить в своей памяти новый тип поведения для того, чтобы воспроизвести его в дальнейшем.
Воспроизведение
Кроме реализации на практике определённого вида поведения человек должен быть способен воспроизвести это поведение символически. Другими словами, даже если ребёнок будет много наблюдать за игрой любимого теннисиста, он не сможет так же бить по мячу, как он, поскольку для этого нужны определённые моторные навыки. Ребёнок может воспроизводить тип движения и действия, однако для корректного вопроизведения нужны повторение и тренировка.
Мотивация
Даже если человек запоминает наблюдаемое им поведение, для того чтобы повторить его, нужно желание это сделать.
Таким образом, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания.
Психологические процессы завершают уравнение (от бихевиоризма до когнитивизма)
Спустя несколько месяцев Бандура сделал шаг вперед и начал ценить личность как сложное взаимодействие трех элементов: окружающей среды, поведения и индивидуальные психологические процессы. Эти психологические процессы включают способность человека сохранять образы в уме и аспекты, связанные с языком.
Это ключевой аспект для понимания Альберта Бандуры, поскольку, вводя эту последнюю переменную, он отказывается от ортодоксальных поведенческих постулатов и начинает приближаться к когнитивизм. Фактически, Бандура в настоящее время считается одним из отцов когнитивизма.
Добавляя аспекты воображения и языка к своему пониманию человеческой личности, Бандура начинает с элементов, гораздо более полных, чем чистые бихевиористы, такие как Б.Ф. Скиннер. Таким образом, Бандура проанализирует важнейшие аспекты человеческой психики: наблюдательное обучение (также называется моделированием) и саморегулирование.
Воспроизведение
Когда мы дойдем до этого шага, мы сможем декодировать сохраненные изображения или описания, чтобы помочь нам изменить наше поведение в настоящее время.
Важно понимать, что, когда мы учимся делать что-то, что требует мобилизации нашего поведения, мы должны уметь воспроизводить это поведение. Например, вы можете потратить неделю на просмотр видеороликов о катании на коньках, но даже не сможете надеть коньки, не упав на землю
Вы не умеете кататься!
Но если вместо этого вы знаете, как кататься на коньках, вполне вероятно, что повторный просмотр видеороликов, в которых фигуристы лучше вас выполняют прыжки и пируэты, улучшит ваши навыки.
В отношении воспроизводства также важно знать, что наша способность имитировать поведение постепенно улучшается по мере того, как мы практикуем навыки, связанные с определенной задачей. Более того, наши способности улучшаются, просто представляя себя выполняющим такое поведение
Это то, что известно как «умственная тренировка», и широко используется спортсменами и атлетами для улучшения своих результатов.
Полезная таблица: эволюция теории социального научения в течение прошлого столетия
Таким образом, рассмотрев работы ряда ученых, можно сделать вывод о том, что данная теория, возникнув в начале прошлого столетия, прошла долгий период своего формирования, обогатившись в работах многих ученых.
Сам термин возник в 1969 году в трудах канадца однако сама теория получила свое целостное оформление как в сочинениях самого ученого, так и его идейных последователей.
Эволюция теории социального научения, которую еще называют социально-когнитивной теорией, предполагает, что самым главным в жизни человека является пример поведения окружающих его людей.
Еще одним ключевым термином этой концепции стал феномен саморегуляции. Человек может изменять свое поведение по своему желанию. Более того, он может в своем сознании сформировать образ желаемого будущего и сделать все, чтобы его мечта стала реальностью. Люди, лишенные цели в жизни, имеющие размытые представление о своем будущем (таких называют «плывущими по течению»), многое теряют по сравнению с теми людьми, которые определились, каким они хотят видеть себя через годы и десятилетия. Другая проблема, которую застрагивают в своих работах в том числе и сторонники этой концепции: что делать, если цель не удается воплотить в жизнь?
Ведь в таком случае у человека возникает жгучее разочарование в жизни, которое может привести его к депрессии и суицидальным мыслям.
Формы зависимого поведения ребенка (по Сирсу)
Теория социального научения (кратко называющаяся теорией научения) в работах Сирса предполагала выделение несколько форм зависимого поведения детей. Их формирование зависело от взаимоотношений между ребенком и взрослыми (его родителями) в первые годы жизни малыша.
Рассмотрим их более подробно.
Первая форма
Негативное внимание. При этой форме ребенок старается привлечь внимание взрослых людей любыми способами, пусть и самыми негативными
Вторая форма. Поиск подтверждения. Ребенок ищет постоянно утешения со стороны взрослых.
Третья форма
Позитивное внимание. Поиск ребенком похвалы со стороны значимых взрослых
Четвертая форма. Поиск особой близости. Ребенок требует постоянного внимания со стороны взрослых.
Пятая форма. Поиск прикосновений. Ребенок нуждается в постоянном физическом внимании, выражающим любовь со стороны родителей: ласке и объятиях.
Ученый считал все эти формы достаточно опасными тем, что они являли собой крайности. Родителям он советовал придерживаться золотой середины в воспитании и не доводить дело до того, чтобы эти формы зависимого поведения стали прогрессировать в ребенке.
Работы психолога Р. Сирса
Теория социального научения нашла свое воплощение и в трудах психолога Р. Сирса. Ученый предложил концепцию диадического анализа личностного развития. Психолог говорил, что личность ребенка формируется в результате диадических отношений. Это отношения между матерью и ее ребенком, дочери и матери, сына и отца, учителя и ученика и т. д.
При этом ученый полагал, что ребенок в своей развитии проходит как бы три стадии подражания:
Рудиментарное подражание (происходит в раннем возрасте на бессознательном уровне);
Первичное подражание (начало процесса социализации внутри семьи);
Вторичное мотивационное подражание (начинается с момента поступления ребенка в школу).
Важнейшей из этих фаз ученый считал вторую, которая была связана с семейным воспитанием.
Теория социального научения
Теория социального научения, предложенная в 1977 году, — одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии.
Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления, вознаграждения или наказания, оно вырабатывается также через научение путем наблюдения. Бандура считал, что люди выбирают, как поступить в той или иной ситуации, во многом основываясь на поведении окружающих.
С детства человека окружают модели, за которыми он может наблюдать: родители, сверстники, учителя и даже персонажи телешоу. Например, модели фемининного и маскулинного поведения наблюдаются и кодируются, а позднее имитируются и копируются. При этом обычно копируется поведение того, с кем человек чувствует свою схожесть; часто это представитель одного с ним пола. Перечислим три основные концепции теории социального научения Альберта Бандуры:
1. Человек обучается новой форме поведения путем наблюдения.
Для этого используется живая модель (реальный человек, ведущий себя определенным образом), вербальная модель, выдающая инструкции (объяснение или описание того, как следует себя вести), либо символическая (формы поведения, изображенные в фильмах, описанные в книгах).
2. Важным аспектом научения является субъективное отношение человека.
Подкрепление из окружающей среды — это лишь один из факторов научения новой модели проведения, но не единственный. Например, удовлетворение, гордость и ощущение прогресса Бандура называет истинным, или внутренним, подкреплением. Иными словами, в научении новому типу поведения могут играть важную роль мысли и чувства человека.
3. Нельзя считать, что поведение человека непременно изменится в процессе научения.
Бихевиористы полагали, что научение ведет к перманентным изменениям поведения, однако Бандура ясно показал, что благодаря научению путем наблюдения мы можем воспринимать новую информацию, не демонстрируя при этом соответствующего поведения. Однако наблюдение за новой моделью поведения еще не означает, что человек ему научится. Чтобы социальное научение было успешным, необходимо выполнение ряда условий:
Внимание. Чтобы чему-то научиться, нужно обратить на это внимание, а все, что отвлекает внимание, плохо сказывается на научении путем наблюдения.
Сохранение
Человек должен быть способен запомнить полученную информацию, чтобы потом извлечь ее и воспользоваться ею.
Воспроизведение. После того как человек обратил внимание на новую форму поведения и запомнил информацию, ее нужно перевести в действие. Практика позволяет улучшить результаты.
Мотивация. Для имитации новой формы поведения у человека должен быть мотив. И тут на сцену выходят подкрепление, вознаграждение и наказание. Если наблюдаемое поведение подкрепляется, человек, скорее всего, захочет его скопировать; если же последовало наказание, у него вряд ли появится желание повторить его.
Роль подкрепления в наблюдении
Ученый предполагал, что хотя положительное подкрепление и оказывает влияние на процессы научения, однако оно не является совершенно обязательным для его формирования. Есть большое количество факторов, отличных от него и оказывающих не менее значительное влияние на процесс наблюдения человека. К примеру, нам не требуется ждать позитивного подкрепления, чтобы заметить молнию, неприятный запах, пожар
Внимание к определенному виду деятельности также достигается через абсолютное влияние физических стимулов – для этого не нужна дополнительная мотивация. Этот факт ученый доказал при помощи эксперимента: дети, которые наблюдали по телевизору в затемненной комнате определенный тип поведения, в дальнейшем воспроизводили его без какого-либо подкрепления
В чём суть теории социального научения
Обучение происходит, когда мы в тишине и одиночестве сидим над учебниками, с гитарой в руке или в приложении для изучения языка. Но это только один из способов приобрести знания и навыки. Другая часть обучения требует взаимодействия с людьми, которые знают и умеют больше, чем мы.
На то, что обучение — это в том числе социальный процесс, ещё советский исследователь Лев Выготский. В возможности «в сотрудничестве подыматься на высшую ступень интеллектуальных возможностей» учёный видел саму суть обучения. То, что недоступно нам из-за отсутствия опыта, оказывается по силам при содействии наставника, размышлял он.
Социальным процессом считал обучение и канадо-американский психолог Альберт Бандура. Теорию, через призму которой Бандура предложил посмотреть на то, как мы учимся, в российской литературе назвали теорией социального научения (от англ. social learning theory). Одна из главных её идей довольно проста и хорошо известна молодым родителям: дети (как и взрослые) учатся не только на своём опыте, но и через наблюдение за другими.
«Научение было бы исключительно трудоёмким — не говоря уже рискованным — процессом, если бы люди, получая информацию о том, что делать, полагались бы исключительно на результаты собственных действий, — пишет Бандура в книге «Теория социального научения» 1977 года. — К счастью, в большинстве случаев человеческое поведение подлежит научению через моделирование».
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Теория социального обучения Бандуры
Альберт Бандура сосредоточил свои исследования на процессах обучения во взаимодействии между учеником и социальной средой.
По словам Бандуры, бихевиористы недооценивают социальное измерение человеческого поведения. Его схема приобретения знаний сводится к тому, что один человек влияет на другого, а во втором существуют механизмы ассоциации.
В этом процессе нет взаимодействия. Для Бандуры обучение в соответствии с бихевиоризмом это просто вопрос отправки пакетов информации от одного человека к другому.
Вот почему психолог включает социальное измерение в свою теорию обучения и называет теорию социального обучения (CAS). Это включает в себя поведенческий фактор и когнитивный фактор, два важных компонента для понимания социальных отношений.
В соответствии с теорией социального обучения, так называемые поведенческие модели обучения учатся двумя различными способами: из собственного опыта (или также называемого непосредственным обучением) и посредством наблюдения поведения у других людей (или также называемого альтернативным обучением)..
Теория Бандуры считает, что поведение других людей приобретает большое влияние не только в обучении, но и в формировании конструктов, а также в собственном поведении. Для психолога обучение под наблюдением является наиболее распространенным.
И, согласно Бандуре, поведение, которое имеет определенную сложность, может быть изучено только двумя способами: на примере или под влиянием поведенческих моделей. Исследователь отмечает, что обучение упрощается путем введения соответствующих и правильных моделей поведения. Таким образом, человек может подражать им или чувствовать себя им.
Теория социального обучения Бандуры также известна как обучение наблюдению или моделирование, так как это было ключевым аспектом его теории. В этом обучении человек может учиться, основываясь на наблюдении за тем, что делает другой человек..
Эта модель подчеркивает, что у человека как ученика непрерывного обучения психологические процессы являются частными. Тем не менее, они происходят, в частности, из социальной.
Самым известным исследованием, с помощью которого Бандура объяснила эту теорию, был эксперимент с куклой Бобо. Для этого исследования психолог использовал видео, записанное одним из его учеников..
В этом фильме вы можете увидеть девушку, которая бьет в надувную куклу в форме яйца, которая была нарисована как клоун. Девушка безжалостно избивала его молотками и садилась на него. Он также выкрикивал агрессивные фразы и неоднократно говорил «глупый».
Бандура показал видео группе детей из детского сада, которые он нашел очень смешными. Когда сессия с видео была закончена, детей забрали в игровую комнату, где их ждала новая кукла-бобо и несколько маленьких молотков. Немедленная реакция была имитацией. Дети начали бить куклу и кричать «глупо», как девушка в видео, которое они видели.
Хотя это детское поведение не удивит ни одного из родителей или учителей, выводы послужили подтверждением чего-то важного. Дети изменили свое поведение только в процессе наблюдения, без необходимости подкрепления, направленного на выполнение указанного поведения
Вот почему Бандура назвал это явление обучением наблюдением или моделированием, обычно известным как теория социального обучения..
На протяжении всей своей карьеры Бандура практиковал различные виды терапии, связанные с теорией личности. Одним из них была терапия самоуправления, но наиболее популярной была модельная терапия..
Это состояло в том, чтобы собрать двух человек с похожими патологиями. В процессе один из предметов был посвящен наблюдению за вторым, пока он выполнял действие, которое привело его к преодолению проблемы. Цель состоит в том, чтобы первый учился у второго путем имитации.
Какие существуют методы психотерапии в лечении агорафобии?
Этапами психотерапевтического лечения являются:
- просвещение;
- консультирование;
- коррекция.
Направлениями психотерапии, применяемыми в лечении агорафобии, являются:
- рациональная психотерапия;
- нейролингвистическое программирование;
- когнитивно-поведенческая терапия;
- гипноз;
- гештальт-терапия;
- психоанализ.
Рациональная психотерапияНейролингвистическое программирование (НЛП)Этапами нейролингвистического программирования являются:
- сбор данных об особенностях проявления агорафобии у пациента;
- сбор информации о результатах, которые хочет достигнуть пациент;
- проверка вероятных последствий при достижении целей;
- работа с причинами, которые провоцируют агорафобию (в некоторых случаях этот шаг пропускают);
- предоставление больному необходимой информации и ресурсов для достижения его целей.
Этапами способа НЛП «быстрое лечение фобий» являются:
- Врач формирует у пациента сильный позитивный якорь (настроение), обращаясь к значимым для него событиям, обстоятельствам, людям.
- Тренер просит больного вспомнить какой-нибудь фрагмент из своей жизни до начала первого приступа и представить воспоминание в виде черно-белого кадра, который необходимо поместить на киноэкран.
- Затем следует вспомнить сцену из жизни, произошедшую после приступа, в момент, когда пациент пришел в себя. Картину нужно представить в виде кадра, но уже цветного и поместить его на экран рядом с первым изображением. Пациенту необходимо представить, как он удобно расположился в кресле перед киноэкраном.
- Доктор просит больного мысленно занять место позади себя (того, который сидит напротив экрана). Если воображаемый киноэкран находится в зале кинотеатра, пациент может представить себя на последнем ряду или в комнате киномеханика. Больному необходимо занять такое положение (в мыслях), чтобы на протяжении всего сеанса было видно и экран с картинками и себя, наблюдающего за ними.
- Начиная с первого кадра пациент под контролем доктора начинает мысленно просматривать черно-белый фильм о своей жизни и событиях, которые повлекли возникновении агорафобии. Фильм необходимо просмотреть несколько раз и постепенно увеличивать скорость просмотра.
- Наблюдая за поведением пациента врач определяет время, когда можно приступить к работе со вторым кадром. Данный этап заключается в том, что при завершении фильма пациент должен ассоциировать себя с цветной картинкой (где изображены события после приступа) и просмотреть весь фильм задом наперед. После этого экран выключается.
Когнитивно-поведенческая терапияПравила экспозиционной терапии следующие:
- воздействие производится постепенно — от наименее значимых ситуаций, до тех, при которых у пациента возникает сильная тревога, с которой он не может справиться;
- эмоциональное и физическое здоровье больного врач должен постоянно держать под контролем;
- пациент должен сознательно и качественно выполнять задания, которые дает доктор;
- при воспроизведении травмирующих ситуаций терапевт должен принимать в них участие;
- воздействие продолжается до тех пор, пока уровень страха не достигнет максимума.
Лечение когнитивно-поведенческой терапией позволит:
- осознать роль мыслей и их влияние на поведение;
- идентифицировать негативные убеждения автоматического типа и контролировать их;
- анализировать аргументы, поддерживающие и опровергающие деструктивные мысли;
- научиться заменять ошибочные убеждения правильными установками.
Рационально-эмотивная психотерапия (РЭТ)Этапами лечения являются:
- объяснение концепций рационально-эмотивной терапии – врач объясняет больному, что эмоциональная оценка больше зависит от его собственного восприятия ситуации, чем от внешних обстоятельств;
- сбор информации о болезни и пациенте – этот этап исключает соматические причины приступов страха;
- распознание факторов, провоцирующих страх – изучение обстоятельств, при которых возникают приступы;
- идентификация иррациональных установок – проводится анализ мыслей и действий во время тревоги;
- диспут – замена неправильных установок правильными;
- закрепление результата – чтобы приобретенные правильные мысли стали привычными для пациента, врач задает домашние задания, которые включают в себя ведение дневника, наблюдение за собой в реальных ситуациях, прослушивание и чтение специальной литературы.
ГипнотерапияГештальт-терапия в лечении агорафобиинеразрешенных ситуацийПсихоанализ
Эксперименты А. Бандуры
Например, А. Бандура полагал, что целью воспитателя является необходимость сформировать у ребенка новую модель поведения. При этом в достижении этой цели нельзя использовать только традиционные формы воспитательного воздействия, такие как убеждения, награды или наказания. Необходима принципиально иная система поведения самого воспитателя. Дети, наблюдая за поведением значимого для них человека, будут на бессознательном уровне перенимать его чувства и мысли, а затем и всю целостную линию поведения.
В подтверждение своей теории Бандура проводил следующий эксперимент: он собирал несколько групп детей и демонстрировал им фильмы с разным содержанием. Дети, которые смотрели фильмы с агрессивным сюжетом (агрессия в конце фильма вознаграждалась), после просмотра кино в своих манипуляциях с игрушками копировали жестокое поведение. Дети, смотревшие фильмы с таким же содержанием, однако в которых агрессия наказывалась, также демонстратировали ярко выраженную враждебность, но уже в меньших объемах. Дети, которые смотрели фильмы без агрессивного содержания, не показывали ее в своих играх после просмотра кино.
Таким образом, экспериментальные исследования, проведенные А. Бандурой, доказывали основные положения теории социального научения. Эти исследования выявили прямую связь между просмотром различных кинолент и поведением детей. Вскоре положения Бандуры были признаны в качестве истинных положений во всем научном мире.
Выводы, следующие из экспериментов
После проведения эксперимента Альберта Бандуры пришло время серьезно задуматься о той информации, которая каждый день транслируется по телевидению. В особенности о том, что именно смотрят дети. Психолог достаточно резко высказывался о сценах насилия в различных телепередачах, мультфильмах, кинолентах. Такую информацию он расценивал в качестве основной причины детской преступности. Агрессивные телепередачи взращивают агрессивных детей. Таковой была позиция ученого. Однако были и те, кто с ней не соглашались. По их мнению, просмотр боевиков необходим человеку для освобождения от накопленной агрессии. Фильмы позволяют прожить негативные эмоции не в реальной жизни, а сидя перед телевизором.
Как выводы теории социального научения применяют на практике
Университет западных губернаторов американского штата Миссури (англ. Western Governors University, WGU) три варианта практического применения теории Альберта Бандуры.
Первый способ — методика перевёрнутого класса. На традиционных уроках большую часть времени занимают рассказы учителя на тему занятия. А при перевёрнутом обучении новый материал ученики осваивают дома самостоятельно, на занятиях применяя усвоенные знания на практике под присмотром учителя. С теорией социального научения этот метод связан тем, что он позволяет ученикам наблюдать за поведением одноклассников и реакцией на него учителя, объясняют сотрудники WGU.
Ещё один вариант — геймификация и симуляция. С помощью геймификации можно превратить урок в игру, добавив награды за правильные ответы. А симуляция судебного процесса или, например, городской жизни даст ученикам шанс опробовать свои знания в ситуациях, близких к реальным. Наблюдая за тем, как удачливых игроков поощряет учитель, ученики, вероятно, будут перенимать их модели поведения, рассуждают авторы руководства WGU.
Наконец, примером социального научения может стать взаимное обучение — когда ученики выступают учителями друг для друга.
Ещё несколько примеров практического использования теории социального обучения образовательная организация Valamis. Эти примеры больше подойдут для корпоративного обучения.
Таблицы лидеров, например, создадут здоровую конкуренцию между коллегами. Модели поведения преуспевающих в этом соревновании сослуживцев, вероятно, будут копировать другие. Знакомство с лучшими практиками и историями успеха тоже будет повышать мотивацию. А корпоративы и другие неформальные встречи с коллегами, в том числе из других отделов, важны, потому что чем чаще мы наблюдаем поведение каких-либо моделей, тем выше вероятность, что мы начнём его имитировать.