Виды научения у человека

Типы и виды научения

Традиционно различают 4 типа научения:

  1. привыкание – приспособление к воздействию устойчивого стимула, которое предполагает отсутствие реакций на раздражитель;
  2. классическое обусловливание – формирование ассоциаций, связки между последовательными событиями;
  3. оперантное обусловливание – готовность к определенным последствиям действия;
  4. комплексное научение – применение стратегий при решении задачи.

Также выделены следующие виды научения, которые различаются способом достижения: рефлекторный (формирование связи между раздражителем и реакцией) и конгнитивный (помимо анализа связи формируется оценка с учетом прошлого опыта и возможных последствий).

В жизни человека научение – неотъемлемая часть деятельности. Этот процесс осуществляется постоянно, в различных ситуациях, на всех этапах жизни.

Ввиду конкретной направленности выделяют виды научений:

  • сенсорное – различение чувственных сигналов окружающей среды;
  • моторное – выработка полезных действий;
  • сенсомоторное – выполнение сложных контролируемых поведенческих актов.

Отличительная черта данного направления заключается в самоконтроле при осуществлении умственных операций или упражнений.

Этот уровень также подлежит классификации на более узкие подвиды:

  • знаниям – теоретическое обнаружение новых свойств окружающей среды;
  • навыкам – развитие комплекса действий для достижения заранее сформулированной цели;
  • действиям – комплексное применение имеющихся теоретических знаний и практических навыков.

По результатам исследований психологов неосознанное научение в ряде случаев может быть весьма полезным. Однако большее преимущество отдается все-таки сознательному и целенаправленному контролю действий.

Реактивное научение

Примером реактивного научения является классический условный рефлекс,

открытый в 1903 г. русским физиологом И. П. Павловым (1849—1936). Механизмом формирования классического условного рефлекса является образование ассоциации между специфическим стимулом, вызывающим безусловную реакцию, и непосредственно предшествующим ему во времени нейтральным (условным) стимулом. К открытию условного рефлекса И. П. Павлова подтолкнуло наблюдение за подопытными собаками, которые принимали участие в его опы-1 Психология: Учеб. для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. С. 103—109.

тах над процессами пищеварения. Собаки были прооперированы таким образом, что протоки слюнных желез у них были выведены на внешнюю сторону морды. Павлов заметил, что слюна у собак выделяется не только в тот момент, когда пища попадает им в пасть (безусловный слюноотделительный рефлекс), но и когда они просто видели кусок мяса или даже слышали звон миски. Было принято решение проверить, могут ли животные связывать пищу с такими раздражителями, как вспышка света или звонок. В специальную установку с автоматически подаваемой кормушкой помещали собаку. Всякий раз после включения звонка животному подавали в кормушке сухарный порошок с мясом. После многократных сочетаний включения звонка с подачей пищи у животных возникало обильное выделение слюны на одно предъявление звонка. То есть собака научалась связывать звонок с пищей.

И. П. Павлов назвал звонок условным раздражителем, а пищу — безусловным раздражителем, или безусловным рефлексом.

Выделение слюны в ответ на предъявление условного раздражителя стали называтьусловным рефлексом. Павлов полагал, что между звонком и пищей, т. е. между условным и безусловным раздражителем, устанавливается связь, в результате чего условный раздражитель заменяет безусловный. Повторное сочетание условного раздражителя с безусловным называетсяфазой выработки условного рефлекса. Динамика условного рефлекса включает в себя три основных явления: угасание условного рефлекса, генерализацию условного стимула, дифференциацию условного стимула.

1. Угасание условного рефлекса.

Если в течение длительного срока не происходит повторное сочетание условного и безусловного стимулов, условный рефлекс угасает, так как условный стимул перестает быть эффективным ориентиром для организма (собака перестает выделять слюну на звонок, если корм все не приносят). Интересно, тем не менее, что такое угасание условного рефлекса не приводит полностью к разрушению связи между условным и безусловным раздражителем, так как при возобновлении подачи безусловного раздражителя (пищи) после условного (звонок) скоро восстанавливается и условный рефлекс.

2. Эффект генерализации стимула

заключается в том, что условный рефлекс начинает вызываться не только самим условным стимулом, но и стимулами, в чем-то похожими на него. Например, младенец, которому медицинская сестра сделала болезненный укол, будет бояться не только ее, но и вообще всех людей в белой одежде. Впоследствии он, возможно, сам не зная почему, не будет любить белый цвет.

3. Дифференциация стимула

— это процесс, обратный генерализации. При определенных условиях условный стимул может приобретать все более узкое значение. Например, у собаки можно выработать условную реакцию слюноотделения не на звонок как таковой, а на звонок определенной длительности или тона, при этом животное постепенно научится отличать ключевой стимул в ряду похожих на него. Важная особенность условного рефлекса заключается в том, что после того как условная связь между условным стимулом и условной реакцией закреплена достаточно прочно, условный стимул может выс-

тупать как вторичная «безусловная» основа для формирования новых условных рефлексов. Таким образом, может быть сформирована целая «цепочка» рефлексов. Павлов назвал данное явление «обусловливанием второго порядка».

Ассоциативное научение.

Со времен Аристотеля до наших дней основной принцип научения – ассоциация по смежности – формулируется сходным образом. Когда два события повторяются с небольшим интервалом (временнáя смежность), они ассоциируются друг с другом таким образом, что возникновение одного вызывает в памяти другое. Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849–1936) первым занялся исследованием в лабораторных условиях свойств ассоциативного научения. Павлов обнаружил, что, хотя звук колокольчика первоначально никак не отражался на поведении собаки, однако, если он регулярно звонил в момент кормежки, через некоторое время у собаки вырабатывался условный рефлекс: звонок сам по себе начинал вызывать у нее слюноотделение. Павлов измерял степень научения количеством слюны, выделившейся при звонке, не сопровождавшемся кормежкой (см
. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС). Метод выработки условных рефлексов основан на использовании уже существующей связи между специфической формой поведения (слюноотделением) и неким событием (появлением еды), которое вызывает эту форму поведения. При формировании условного рефлекса в эту цепочку включается нейтральное событие (звонок), которое ассоциируется с событием «естественным» (появлением еды) настолько, что выполняет его функцию.

Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом т.н. парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом. Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.

Реактивное научение

Реактивное научение, при котором вырабатываются новые реакции на раздражители. Это пассивная форма научения: для приобретения новых реакций живое существо не производит никаких действий над внешней средой.

Самый простой вид научения. Основные формы реактивного научения: привыкание и сенсибилизация, импринтинг, классическое обусловливание.

Привыкание и сенсибилизация

Эти простейшие формы научения имеются у самых примитивных животных, но сохраняются и у человека.

Привыкание (габитуация) — это уменьшение реакции при повторном действии незначимого раздражителя. Например, человек привыкает спокойно спать под шум автомобилей под окнами.

Сенсибилизация, напротив, — это усиление реакции при повторном действии значимого раздражителя. Например, у человека, сильно испуганного громким звуком, на некоторое время усиливается реакция и на тихие звуки.

Импринтинг

Импринтинг («запечатление») — это мгновенное научение, «научение с первого раза». Классический пример импринтинга — формирование привязанности гусят к первому увиденному после вылупления движущемуся объекту. В естественной среде обитания этим объектом бывает мать, и гусята сразу после вылупления начинают повсюду следовать за ней; биологическое значение этого феномена очевидно. Если же первым движущимся объектом оказывается экспериментатор или даже неодушевлённый предмет (например, мячик), то гусята начинают следовать именно за ним.

Важная закономерность импринтинга заключается в том, что он формируется в строго определённые периоды жизни, называемые критическими периодами. В примере с гусятами критический период — это первые часы после рождения. Эта закономерность распространяется и на многие другие формы научения, сходные с импринтингом: например, канарейка может научиться петь только в том случае, если её в определённый период жизни подсадить к взрослой поющей особи; у ребёнка существует определённый критический период (до 5 лет) для формирования речи. Таким образом, критические периоды в широком смысле слова — это такие периоды, в которые особенно легко формируются и особенно прочно закрепляются определённые формы поведения.

Классическое обусловливание

Павловское, респондентное обусловливание. Это процесс формирование условных рефлексов. Условные рефлексы отличаются от безусловных следующими основными особенностями.

Безусловные рефлексы — в основном врождённые, они возникают в ответ на биологический стимул без предыдущего научения, или обусловливания.

Условные рефлексы — новые, приобретённые связи между нейтральным стимулом и безусловной реакции; они вырабатываются при сочетаний безусловного и нейтрального стимулов, главные из которых следующие:

Типичный пример — выработка условнорефлекторного слюноотделения. Предъявление пищи — это безусловный стимул: у более или менее голодного животного или человека оно всегда вызывает слюноотделение. Если предъявление пищи несколько раз предварять включением лампочки, то через некоторое количество повторов в ответ на включение лампочки будет выделяться слюна.

Если безусловный стимул перестает подкрепляться, то условный рефлекс постепенно начинает угасать. Например, если выработать условнорефлекторное слюноотделение на включение лампочки, а затем это включение перестать сопровождать предъявлением пищи, то через некоторое время вид лампочки перестанет вызывать слюноотделение. Это явление называется угасанием. Существуют несколько видов угасания, но все они обладают главным общим свойством: возникают в ответ на неподкрепление.

Биологический смысл условных рефлексов заключается в том, что условные раздражители имеют сигнальное значение, то есть оповещают о предстоящих важных событиях. Таким образом, реакция на условный стимул (условный рефлекс) обеспечивает опережающее реагирование, это имеет ценность для выживания вида. Значение условного рефлекса огромно: подавляющее большинство наших действий представляет собой опережающие реакции на сигналы. Благодаря постоянной выработке условных рефлексов на подкрепляемые стимулы и угасанию условных рефлексов — при прекращении подкрепления организм всё тоньше и точнее приспосабливается к окружающей среде.

Респондентное обусловливание было открыто И. П. Павловым.

Простейшие (инстинктивные) формы научения

Эти формы научения доступны организмам, находящимся уже на стадии элементарной (сенсорной) психики. Оно является инстинктивным.

Инстинкт — врожденная (двигательная!) форма поведения. Это достаточно жесткая программа, последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на определенное воздействие среды (т. е. схема S–R). Заложенная в инстинкте программа поведения может быть реализована только тогда, когда каждое звено в этой цепи выполняется в правильной последовательности.

Привыкание (габитуация) — постепенное уменьшение ответной реакции как результат продолжающийся или повторяющейся стимуляции (и не сопровождающейся подкреплением).

В отличие от привыкания, при утомлении снижается внимание ко всем раздражителям. В отличие от сенсорной адаптации, привыкание — это психический, а не чисто физиологический процесс

В отличие от сенсорной адаптации, привыкание — это психический, а не чисто физиологический процесс.

Сенсибилизация – процесс, противоположный привыканию. При ней повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу.

Импринтинг (автор термина К. Лоренц) — «запечатление» объекта инстинктивного поведения (напр., при инстинктивной реакции следования). Некое инстинктивное поведение запускается «ключевым раздражителем», однако сам этот раздражитель заранее конкретно не определен, и зависит от наличных условий. Последствия импринтинга необратимы.

Птенцы-самцы серого гуся и белолобого гуся запечатлевают своих матерей как образец самки своего вида. Если птенцам-самкам дикой утки в сензитивный период показывать самца-альбиноса, впоследствии их половое поведение будет направлено на селезней-альбиносов.

Типы и виды научения

Традиционно различают 4 типа научения:

  1. привыкание – приспособление к воздействию устойчивого стимула, которое предполагает отсутствие реакций на раздражитель;
  2. классическое обусловливание – формирование ассоциаций, связки между последовательными событиями;
  3. оперантное обусловливание – готовность к определенным последствиям действия;
  4. комплексное научение – применение стратегий при решении задачи.

Также выделены следующие виды научения, которые различаются способом достижения: рефлекторный (формирование связи между раздражителем и реакцией) и конгнитивный (помимо анализа связи формируется оценка с учетом прошлого опыта и возможных последствий).

В жизни человека научение – неотъемлемая часть деятельности. Этот процесс осуществляется постоянно, в различных ситуациях, на всех этапах жизни.

Ввиду конкретной направленности выделяют виды научений:

  • сенсорное – различение чувственных сигналов окружающей среды;
  • моторное – выработка полезных действий;
  • сенсомоторное – выполнение сложных контролируемых поведенческих актов.

Отличительная черта данного направления заключается в самоконтроле при осуществлении умственных операций или упражнений.

Этот уровень также подлежит классификации на более узкие подвиды:

  • знаниям – теоретическое обнаружение новых свойств окружающей среды;
  • навыкам – развитие комплекса действий для достижения заранее сформулированной цели;
  • действиям – комплексное применение имеющихся теоретических знаний и практических навыков.

По результатам исследований психологов неосознанное научение в ряде случаев может быть весьма полезным. Однако большее преимущество отдается все-таки сознательному и целенаправленному контролю действий.

Когнитивное научение

Это самая сложная и самая совершенная форма научения, при котором живое существо научается вначале проводить действия над умственной моделью действительности, а затем переносить полученные результаты на реальную действительность.

Представим себе лабиринт, ведущий к кормушке; этот лабиринт сначала раздваивается на левое и правое ответвления, а затем оба ответвления сходятся. Если крысу приучить бежать к кормушке по левому ответвлению, а затем его перекрыть, то крыса, наткнувшись на перегородку, внезапно поворачивает и бежит по правому ответвлению, без предварительных проб и ошибок. Иными словами, в процессе обучения у неё в мозге под действием потока осознаваемых и неосознаваемых раздражителей формируется «карта местности» — так называемая когнитивная карта. В широком смысле слова под когнитивной картой можно понимать не только чисто топографическую схему местности, но любую модель действительности, над которой совершаются умственные действия. Классический пример — обезьяна, у которой в клетке лежат узкая и широкая метровые трубки, а на отдалении полутора метров от клетки лежит банан; обезьяна безуспешно пытается достать его сначала рукой, потом отдельными трубками, затем на какое-то время замирает («задумывается») и вдруг неожиданно вставляет одну трубку в другую и достаёт банан — причём ранее она этого никогда не делала.

Оперантное научение (Б. Скиннер, Э. Торндайк)

Оперант — это некий способ поведения. «Операнты, которые приводят к подкреплению (приятным для индивида последствиям), в будущем встречаются чаще» («Закон выгоды», сформулированный Скиннером).

Пример. Лабораторная крыса помещалась в «ящик Скиннера» (пустой ящик с педалью внутри) и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких таких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая не была связана ни с какими предшествующими стимулами.

Т. е. принципиальное отличие оперантного научения от обусловливания — это отсутствие прямой связи с безусловным стимулом. Подкрепить можно любое поведение. Само поведение может быть как случайным, так и подражательным.

Подкрепление может быть положительным (дать приятный стимул) или отрицательным (убрать неприятный стимул), и гарантированно ведет к укреплению способов поведения, вслед за которыми оно следует.

Наказание также может быть положительным (дать неприятный стимул) или отрицательным (удалить приятный стимул), однако в отличие от подкрепления, ведет к непредсказуемым последствиям — например, к поиску способов избегнуть наказания и получить желаемое.

Пример. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые «обходные» формы поведения бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание.

Разновидностью оперантного научения является научение вследствие подражания.

Выделяют две формы подражания:

1) обычное подражание — подражание без оценки последствий для себя.

Пример. Японские макаки и батат. Исследователи разбили свою стоянку около того места, где жило стадо японских макак. Перед едой исследователи мыли в реке бататы (сладкий картофель). Вскоре нечто подобное стали делать молодые самцы обезьян. Подобные действия для них не являлись необходимыми, это не было направлено на защиту организма или стада: обезьяны вполне могут питаться продуктами без их предварительной очистки и мытья. Затем все большее и большее количество обезьян стало совершать подобные действия.

2) викарное подражание («научение через наблюдение», «социальное научение») — подражание модели при частичном понимании последствий своих действий для себя. андуры было то, что для закрепления воспроизводимости операнта достаточно лишь наблюдения за тем, поощряется ли или наказывается за это поведение объект наблюдения.

Пример 1. Кукла Бобо. Актер в присутствии группы детей издевался над куклой Бобо и избивал ее, получая за это прилюдную похвалу. Когда детям после этого позволили поиграть с Бобо наедине, те вели себя по отношению к ней схожим образом агрессивно. Эти агрессивные стереотипы поведения воспроизводились и спустя многие месяцы.

Получить полный текст

Пример 2. Фишки. Дети играли в кегли и получали в случае успеха фишки, которые могли поменять на весьма привлекательные вещи. Взрослый (актер) играл вместе с ними, но часть фишек каждый раз, ничего не объясняя, жертвовал (опускал в кружку) благотворительному фонду. Довольно скоро дети начали поступать так же. Спустя месяцы дети приняли участие в совершенно другой игре, но и тогда большое число фишек оказалось в кружке благотворительного фонда.

Более сложные (индивидуальные) формы научения

Навык – деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

Это форма факультативного научения, индивидуального прижизненного опыта. Навык формируется на основе инстинктивного поведения, но по сути это индивидуально-изменчивое поведение.

Свойства навыка:

  • это более гибкое и активное приспособление к среде. Навык строится, формируется по ходу выполнения, с учетом изменения условий; в навыке операций больше, чем в инстинкте (там она всего одна), а выбор операции зависит от условий и ситуаций. навык можно перенести и использовать в новых условиях (эта возможность зависит от стадии развития психики).

Виды научения на основе навыка:

  • классическое обусловливание (Павлов) оперантное научение (Скиннер, Торндайк) когнитивное научение (Толмен, Кёлер, Бандура).

Предпосылки оперантного поведения

В психологии Скиннера главный акцент сделан на то, что свой выбор человек совершает под воздействием каких-либо событий в прошлом. Скиннер утверждал: окружающие факторы приводят нас к определенному решению и поступкам. Центральный источник нашего поведения – не люди сами по себе (их чувства, разум, планы или цели), а их ответная реакция на влияние со стороны окружения. Чтобы понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, согласно Скиннеру, нужно знать обстоятельства, которые стимулируют нас к действиям.

Именно поэтому окружающий мир формирует из нас тех, кем мы являемся: наши действия зависят от знания, что хорошо, а что плохо, и, хотя мы верим, что это наше внутреннее решение, именно внешняя среда сформировала наше понимание, что такое хорошо, а что плохо. Люди – это результат адаптации каждого человека к внешней среде, в которой он родился.

Согласно философии Скиннера, нет необходимости тратить так много энергии на моральное развитие индивида, ведь «черты характера» – это аккумуляция реакций на определенные внешние условия окружения. Поэтому результат будет намного лучше, если мы будем больше сил и внимания уделять исследованиям внешней среды и условий, от которых и зависит индивид. Таким образом, если мы создадим лучшие окружающие условия, мы получим лучших индивидов.

В экспериментальной психологии принято выделять два процесса, ответственных за выработку и закрепление форм реакции на любые потребности:

  • обучение – акцент сделан на форме обучения обучающего;
  • учение, научение – здесь важны условия обучения, которые включают три разных способа воздействия на организм (человека или животного): реактивное поведение, когнитивное научение и оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания).

Сегодня теория оперантного поведения – это, пожалуй, самый известный вклад Скиннера в развитие экспериментальной психологии. Скиннер утверждал, что люди – это не больше, чем думающие машины, которые могут изменять свои действия.

Метод проб и ошибок

Этот способ научения заключается в том, что живое существо при возникновении потребности производит множество разных действий (проб); большинство из них оказывается бесполезным (ошибки), но некоторые приводят к достижению цели, и тогда они закрепляются в виде оперантных условных рефлексов. Например, у голубя в клетке имеется кружок, удар по которому приводит к появлению кормушки с зерном. Голодный голубь активно ходит по клетке, клюет разные объекты и при случайном попадании клювом в кружок получает пищу. Через некоторое количество повторов голубь для получения пищи будет уже направленно бить кружок клювом.

Выработку оперантных условных рефлексов можно направлять, подкрепляя какие-то промежуточные этапы, нужные для достижения цели (например, выложить для голубя дорожку из зернышек по направлению к кружку и приклеить к кружку ещё одно зернышко). Этот метод обучения называется методом формирования реакций, он широко используется при дрессировке, частично — при воспитании детей и в разных видах психотерапии. Используется животными при воспитании молодых особей — например, когда кошка воспитывает котят.

Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии

Несмотря на широкое одобрение научного вклада Скиннера бихевиористами, с его позицией не соглашались многие известные психологи – Эрих Фромм, Ноам Хомский, Стивен Пинкер. Они критиковали Скиннера за пренебрежение человеческими чувствами, когнитивными способностями и ролью человеческих влечений. Поэтому «психология» Скиннера для Фромма, например, была наукой о манипулировании поведением человека.

Однако невзирая на острую критику, научные результаты Скиннера также принесли и немало плодов. Ведь не зря в 1972 году Американская ассоциация психологов внесла Скиннера в число самых выдающихся психологов ХХ столетия. Его идеи и наблюдения многократно подтверждались в разных областях применения, где самыми успешными сферами стали обучение навыкам общения, тренировка навыков уверенности, самоконтроля, а также лечение тревоги, мигрени, артериальной гипертензии и мышечного напряжения.

Кстати, о формировании полезных привычек

Если вы хотите понять как можно эффективно справляться со стрессом, тревогой и страхами, обратите внимание на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция». С ее помощью за 6 недель можно освоить эффективные способы сохранять ясность ума и справляться с трудными ситуациями на работе, в университете и личных отношениях

Что же касается оперентного обусловливания Скиннера, то относиться к нему можно по-разному, и это личный выбор каждого. Но все же хочется верить в то, что человек – это не просто животный материал, руководимый лишь реакциями, а осознанное существо, способное всегда и везде опираться на разум, принимать обдуманные решения и действовать самым лучшим образом.

Желаем вам успехов и ждем на наших уроках!

Советуем также прочитать:

  • Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
  • Эффект Розенталя или как мудро руководить коллективом
  • Возникновение позитивизма
  • Бихевиоризм: основные положения, представители и направления
  • Психоанализ Зигмунда Фрейда: предпосылки и базовые идеи за 5 минут
  • Прикладной анализ поведения: от стимулов к реакциям
  • Ситуационизм в психологии и поведение человека
  • Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
  • Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» — краткое содержание
  • Метод изучения психологии Вундта

Ключевые слова:1Психорегуляция

Социальное научение

В естественной среде ни метод проб и ошибок, ни метод формирования реакций сами по себе не могут обеспечить адаптации и выживания животного. Любая ошибка может оказаться последней: заяц не может ошибиться в своем поведении при виде волка. Наставника же, формирующего реакции, тоже нет; исключение составляет обучение детёнышей родителями, но этот способ достаточно ограничен. В связи с этим возникло социальное научение, или научение путём наблюдения. Суть его сводится к тому, что молодая особь учится не на своих, а на чужих ошибках: копируя поведение взрослых особей, она перенимает опыт поколений. Эта форма научения включает два вида: простое подражание и викарное научение.

Простое подражание

— cлепое копирование действий взрослых особей, без понимания его последствий. Простое подражание характерно для самых молодых особей — маленьких детей и детенышей животных.

Имитационное (викарное) научение

— подражание успешной модели с пониманием последствий. Так кто-то подражает любимым героям книг или фильмов, кто-то — лидеру класса, кто-то — известным спортсменам, актёрам и пр. Это научение характерно для более взрослых особей — подростков и молодых животных; иногда у человека оно сохраняется на всю жизнь, фактически заменяя самостоятельное развитие и поведение. Ассоциативное обучение Процесс, посредством которого человек или животное познают связь (ассоциацию) между двумя стимулами или событиями. По мнению биолога Франса де Вааля, ассоциативное научение следует различать от событийной памяти.

Подходы к пониманию научения

Существует несколько подходов к пониманию природы возникновения и механизмов развития научения. Каждая точка зрения, предложенная учеными, имеет свои особенности и должна быть рассмотрена в данном контексте.

Условно можно разделить позиции на несколько групп:

  • теории бихевиоризма – научение трактуется как случайное явление, обусловленное определенным стечением обстоятельств, требующее немедленной реакции;
  • теории гештальтпсихологии и необихевиоризма – весь процесс взаимодействия начинается с возникновения спонтанного интереса и заканчивается полным его удовлетворением;
  • теории, признающие научение познавательной деятельностью, в ходе которой комплексно применяются теоретические знания и практические умения.

Р.Г. Аверкин выделил некоторые положения, соединив схожие представления разных подходов к пониманию сущности феномена:

  1. Научение может выражаться как в постепенном, так и в скачкообразном изменении поведения.
  2. Изменения поведения не обусловлены созреванием организма, хотя развитие неестественно без научения.
  3. Научением нельзя назвать изменения в поведении ввиду усталости или влияния провоцирующих веществ.
  4. Регулярные упражнения неизменно способствуют совершенствованию научения.
  5. Возможность научения доступна в разной степени только некоторым видовым ступеням.

Скиннер и критика традиционной психологии

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – один из самых известных представителей бихевиоризма, основатель необихевиоризма, а также очень противоречивая фигура в истории американской психологии ХХ столетия.

Перед тем как стать выдающимся психологом, Скиннер мечтал о карьере писателя, но после знакомства с научными работами Павлова и Джона Уотсона он поступил в Гарвард и начал изучать психологию.

Еще будучи студентом психологии в университете, Скиннер вслед за Павловым утверждал, что человек не отличается от других животных, поэтому и анализировать его стоит в тех же научных категориях что и другие живые организмы. Этим своим знаменитым мнением он бунтовал против известной концепции в психологии, согласно которой формирование человека и его поступков – это отражение внутренних переживаний, мыслей, эмоций.

Такими утверждениями о предмете психологии Скиннер остро критиковал популярный тогда психоанализ Фрейда, а также вслед за позитивистским духом в точных и естественных науках он хотел переосмыслить методологию психологии. Разделив психологию на «донаучные» концепции и бихевиористов, Скиннер пытался ее реформировать и сформулировать собственный научный метод, создать новую экспериментальную психологию.

Критикуя психологию, Скиннер пытался доказать: фундаментальная ошибка современной психологии в том, что причины человеческого поведения находятся не внутри человека, а в окружении. Он утверждал: хотя человечество перестало верить в средневековых духов и бесов, но оно до сих пор пытается описать какие-то метафорические «скрытые силы» сознания, которые нельзя доказать или подтвердить экспериментально. Эти аргументы против изучения внутреннего мира были обоснованы тем, что люди не имеют доступа к сознанию человека, поэтому психология должна заниматься только наблюдением.

Благодаря численным экспериментам в лаборатории (большое количество которых он проводил на голубях и крысах), а также своему писательскому таланту, сегодня Скиннер считается самым ярким представителем бихевиоризма. Его научный вклад в развитие психологии оказал сильное воздействие на последующие поколения психологов, которые работали в этом же направлении.

Подходы к пониманию научения

Существует несколько подходов к пониманию природы возникновения и механизмов развития научения. Каждая точка зрения, предложенная учеными, имеет свои особенности и должна быть рассмотрена в данном контексте.

Условно можно разделить позиции на несколько групп:

  • теории бихевиоризма – научение трактуется как случайное явление, обусловленное определенным стечением обстоятельств, требующее немедленной реакции;
  • теории гештальтпсихологии и необихевиоризма – весь процесс взаимодействия начинается с возникновения спонтанного интереса и заканчивается полным его удовлетворением;
  • теории, признающие научение познавательной деятельностью, в ходе которой комплексно применяются теоретические знания и практические умения.

Р.Г. Аверкин выделил некоторые положения, соединив схожие представления разных подходов к пониманию сущности феномена:

  1. Научение может выражаться как в постепенном, так и в скачкообразном изменении поведения.
  2. Изменения поведения не обусловлены созреванием организма, хотя развитие неестественно без научения.
  3. Научением нельзя назвать изменения в поведении ввиду усталости или влияния провоцирующих веществ.
  4. Регулярные упражнения неизменно способствуют совершенствованию научения.
  5. Возможность научения доступна в разной степени только некоторым видовым ступеням.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: