Понятие о научении, виды научения

Предпосылки оперантного поведения

В психологии Скиннера главный акцент сделан на то, что свой выбор человек совершает под воздействием каких-либо событий в прошлом. Скиннер утверждал: окружающие факторы приводят нас к определенному решению и поступкам. Центральный источник нашего поведения – не люди сами по себе (их чувства, разум, планы или цели), а их ответная реакция на влияние со стороны окружения. Чтобы понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, согласно Скиннеру, нужно знать обстоятельства, которые стимулируют нас к действиям.

Именно поэтому окружающий мир формирует из нас тех, кем мы являемся: наши действия зависят от знания, что хорошо, а что плохо, и, хотя мы верим, что это наше внутреннее решение, именно внешняя среда сформировала наше понимание, что такое хорошо, а что плохо. Люди – это результат адаптации каждого человека к внешней среде, в которой он родился.

Согласно философии Скиннера, нет необходимости тратить так много энергии на моральное развитие индивида, ведь «черты характера» – это аккумуляция реакций на определенные внешние условия окружения. Поэтому результат будет намного лучше, если мы будем больше сил и внимания уделять исследованиям внешней среды и условий, от которых и зависит индивид. Таким образом, если мы создадим лучшие окружающие условия, мы получим лучших индивидов.

В экспериментальной психологии принято выделять два процесса, ответственных за выработку и закрепление форм реакции на любые потребности:

  • обучение – акцент сделан на форме обучения обучающего;
  • учение, научение – здесь важны условия обучения, которые включают три разных способа воздействия на организм (человека или животного): реактивное поведение, когнитивное научение и оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания).

Сегодня теория оперантного поведения – это, пожалуй, самый известный вклад Скиннера в развитие экспериментальной психологии. Скиннер утверждал, что люди – это не больше, чем думающие машины, которые могут изменять свои действия.

Последовательное научение.

Некоторые виды научения требуют выполнения отдельных поведенческих актов, каждый из которых по отдельности осваивается легко, но затем они объединяются в определенную последовательность. Исследования одного из видов последовательного научения, т.н. серийного вербального научения, были начаты немецким философом и психологом Г.Эббингаузом (1850–1909). Эксперименты Эббингауза предполагали запоминание списков слов или слогов в определенном порядке и впервые продемонстрировали несколько хорошо известных законов, в частности закон, определяющий способность к запоминанию элементов последовательности. Этот закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно – часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода – от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения.

Овладение навыком представляет собой другой вид последовательного научения, отличающийся от вербального тем, что заучивается последовательность не вербальных, а двигательных реакций. К какой бы области ни относился навык – спорту, игре на музыкальном инструменте или завязыванию шнурков, – овладение им почти всегда предполагает три стадии: 1) инструктирование, цель которого – определить стоящую перед исполнителем задачу и дать рекомендации по способам ее выполнения; 2) тренировка, при которой требуемые действия выполняются под контролем сознания, сначала медленно и с ошибками, потом быстрее и правильнее; 3) автоматическая стадия, когда поведенческие акты протекают гладко и требуют все меньше и меньше осознанного контроля (примерами автоматического навыка служат завязывание шнурков, переключение передач в автомобиле, ведение мяча опытным игроком в баскетбол).

Реактивное научение

Реактивное научение, при котором вырабатываются новые реакции на раздражители. Это пассивная форма научения: для приобретения новых реакций живое существо не производит никаких действий над внешней средой.

Самый простой вид научения. Основные формы реактивного научения: привыкание и сенсибилизация, импринтинг, классическое обусловливание.

Привыкание и сенсибилизация

Эти простейшие формы научения имеются у самых примитивных животных, но сохраняются и у человека.

Привыкание (габитуация) — это уменьшение реакции при повторном действии незначимого раздражителя. Например, человек привыкает спокойно спать под шум автомобилей под окнами.

Сенсибилизация, напротив, — это усиление реакции при повторном действии значимого раздражителя. Например, у человека, сильно испуганного громким звуком, на некоторое время усиливается реакция и на тихие звуки.

Импринтинг

Импринтинг («запечатление») — это мгновенное научение, «научение с первого раза». Классический пример импринтинга — формирование привязанности гусят к первому увиденному после вылупления движущемуся объекту. В естественной среде обитания этим объектом бывает мать, и гусята сразу после вылупления начинают повсюду следовать за ней; биологическое значение этого феномена очевидно. Если же первым движущимся объектом оказывается экспериментатор или даже неодушевлённый предмет (например, мячик), то гусята начинают следовать именно за ним.

Важная закономерность импринтинга заключается в том, что он формируется в строго определённые периоды жизни, называемые критическими периодами. В примере с гусятами критический период — это первые часы после рождения. Эта закономерность распространяется и на многие другие формы научения, сходные с импринтингом: например, канарейка может научиться петь только в том случае, если её в определённый период жизни подсадить к взрослой поющей особи; у ребёнка существует определённый критический период (до 5 лет) для формирования речи. Таким образом, критические периоды в широком смысле слова — это такие периоды, в которые особенно легко формируются и особенно прочно закрепляются определённые формы поведения.

Классическое обусловливание

Павловское, респондентное обусловливание. Это процесс формирование условных рефлексов. Условные рефлексы отличаются от безусловных следующими основными особенностями.

Безусловные рефлексы — в основном врождённые, они возникают в ответ на биологический стимул без предыдущего научения, или обусловливания.

Условные рефлексы — новые, приобретённые связи между нейтральным стимулом и безусловной реакции; они вырабатываются при сочетаний безусловного и нейтрального стимулов, главные из которых следующие:

Типичный пример — выработка условнорефлекторного слюноотделения. Предъявление пищи — это безусловный стимул: у более или менее голодного животного или человека оно всегда вызывает слюноотделение. Если предъявление пищи несколько раз предварять включением лампочки, то через некоторое количество повторов в ответ на включение лампочки будет выделяться слюна.

Если безусловный стимул перестает подкрепляться, то условный рефлекс постепенно начинает угасать. Например, если выработать условнорефлекторное слюноотделение на включение лампочки, а затем это включение перестать сопровождать предъявлением пищи, то через некоторое время вид лампочки перестанет вызывать слюноотделение. Это явление называется угасанием. Существуют несколько видов угасания, но все они обладают главным общим свойством: возникают в ответ на неподкрепление.

Биологический смысл условных рефлексов заключается в том, что условные раздражители имеют сигнальное значение, то есть оповещают о предстоящих важных событиях. Таким образом, реакция на условный стимул (условный рефлекс) обеспечивает опережающее реагирование, это имеет ценность для выживания вида. Значение условного рефлекса огромно: подавляющее большинство наших действий представляет собой опережающие реакции на сигналы. Благодаря постоянной выработке условных рефлексов на подкрепляемые стимулы и угасанию условных рефлексов — при прекращении подкрепления организм всё тоньше и точнее приспосабливается к окружающей среде.

Респондентное обусловливание было открыто И. П. Павловым.

ПЕРЕНОС И ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ

Научение определенному типу поведения редко происходит изолированно. Чаще имеет место сходство между теми ситуациями, в которых осваиваются разные типы поведения, или сходство между самими типами поведения. Когда, например, сходны между собой два последовательных учебных задания, выполнение первого из них облегчает выполнение второго; такой эффект называют «переносом». Положительный перенос возникает в том случае, если освоение первого умения помогает в освоении второго; например, научившись играть в теннис, человек легче научится играть в бадминтон, а ребенок, умеющий писать на доске, легче освоит письмо ручкой на бумаге. Отрицательный перенос происходит в противоположных ситуациях, т.е. когда освоение первой задачи мешает научиться выполнять вторую: например, неправильно запомнив имя нового знакомого, труднее выучить правильное имя; умение переключать передачи в автомобиле одной марки может затруднить пользование автомобилем другой марки, где все рычаги расположены иначе. Общий принцип заключается в следующем: положительный перенос возможен между двумя видами деятельности, если второй из них требует такого же поведения, как и первый, но в иной ситуации; отрицательный перенос возникает при освоении нового способа поведения взамен прежнего в той же ситуации.

Отрицательный перенос представляет особый интерес. При его экспериментальном изучении используют «угасание», т.е. процедуру, когда поощрение прекращается. Хотя такие опыты обычно проводятся для того, чтобы проследить за исчезновением ранее подкрепляемого поведения, они позволяют придти к выводу, что последнее всегда замещается новым поведением – пусть даже всего лишь бездействием. Широко исследовалась также т.н. вербальная интерференция, суть которой в том, что новый словесный материал хуже запоминается из-за наложения другого, уже известного материала того же рода; в таких случаях задача ассоциативного научения – сформировать новую ассоциацию к слову или предмету, уже с чем-то ассоциирующемуся (например, когда от испытуемого требуется запомнить, что по-французски его любимец называется chien, а не собака). Наконец, в психотерапии существует метод противообусловливания, в соответствии с которым пациентов, страдающих навязчивым страхом (фобией), обучают расслабляться при виде предмета, вызывающего страх, или чего-то, что его символизирует. Так, пациент, боящийся змей, сначала обучается методу глубокой релаксации, а затем его постепенно приучают во время расслабления думать о змеях, заменяя существовавший ранее страх спокойным поведением. Во всех таких ситуациях, когда возникают две интерферирующие реакции, выраженность конфликтующих типов поведения отчетливо зависит от времени, истекшего с момента их освоения. Если оценивать успех немедленно после того, как было освоено новое задание – либо в серии экспериментов без поощрения, либо путем неоднократного называния собаки словом chien или повторяющегося сочетания релаксации с представлением о змее, – второй тип поведения оказывается доминирующим. Однако, если возникает перерыв в тренировках, вновь проявляется первый тип поведения. Например, если человек, старательно упражняясь, научился наконец переключать передачи в новом автомобиле, где рукоятки расположены иначе, чем в старом, то недельный перерыв приведет к восстановлению прежней привычки и ошибкам в применении нового навыка. Периодические тренировки поведения нового типа раз от раза уменьшают вероятность рецидивов, но, поскольку прежние действия ни при каких условиях не искореняются совсем, некоторые специалисты склонны считать, что изначальное научение никогда полностью не стирается, и новые реакции лишь доминируют над старыми.

Вопрос 2 Посадка собаки

Этот навык необходим для пастушьих, розыскных и других служебных собак. Желателен для охотничьих. Исключается для караульных собак. Команда «сидеть!». у некоторых охотников «сядь!». Жест для служебных собак — вытянутая снизу вверх на линию плеча правая рука полусгибается в локте ладонью вперед, к собаке или поднятая выше линии плеча правая рука, не сгибаемая в локте.

При вкусопоощрительном методе дрессировки подается команда «сидеть!», пока собака (обычно щенок), видя лакомство и попрыгав за ним, сама не займет положение посадки, что и закрепляется дачей лакомства, оглаживанием.

При контрастном методе дрессировщик держит собаку на поводке и, повернувшись к ней, левой рукой нажимает на крестец собаки, правой рывком подтягивает вверх поводок, произнося команду «сидеть!». За выполнение этой команды собаке дают лакомство. Потом дрессировщик даст команду, не нажимая на крестец собаки. Дальнейшее усложнение приема — выработка быстрой и четкой посадки по команде «сидеть!» с выдержкой в этом положении от 10 до 15 секунд.

Затем отрабатывают посадку собаки на различном расстоянии от дрессировщика: на полдлины удлиненного поводка, на всю его длину и без поводка. Дергать поводком в момент подачи команды не следует. Команда сочетается с одновременной подачей жеста посадки. Выдержка в этом положении постепенно возрастает от 30 до 40 секунд. При отвлечении собаки, срывах с места посадки подается команда «сидеть!» с угрожающей интонацией и с вводом безусловного раздражителя. Отвлекающейся собаке, которую надо усадить, подают строго команду «Сидеть!».

9 стр., 4143 слов

Психологический климат и межличностные отношения в команде

… в этой команде.Основной причиной конфликтов в деловых отношениях является недобросовестное отношение ряда членов команды к тренировочным занятиям и соревнованиям, а в личных отношениях — низкий … другая — чемпионат мира. Вскоре Ленк обнаружил серьезный внутригрупповой конфликт в обеих командах. Командам предсказывали раскол на две враждующие группировки. Эти данные подтверждались не только …

Более сложные (индивидуальные) формы научения

Навык – деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

Это форма факультативного научения, индивидуального прижизненного опыта. Навык формируется на основе инстинктивного поведения, но по сути это индивидуально-изменчивое поведение.

Свойства навыка:

  • это более гибкое и активное приспособление к среде. Навык строится, формируется по ходу выполнения, с учетом изменения условий; в навыке операций больше, чем в инстинкте (там она всего одна), а выбор операции зависит от условий и ситуаций. навык можно перенести и использовать в новых условиях (эта возможность зависит от стадии развития психики).

Виды научения на основе навыка:

  • классическое обусловливание (Павлов) оперантное научение (Скиннер, Торндайк) когнитивное научение (Толмен, Кёлер, Бандура).

Кодирование информации в памяти.

Многие виды обучения включают три важнейших элемента: звук, смысл и зрительный образ. Например, необходимо образовать ассоциацию между словами «собака» и «стол». Обучение путем кодирования звука требует все новых и новых повторений этих слов, вслушивания в то, как они звучат вместе, и запоминания ощущений, возникающих при их повторении. Этот акустический метод, называемый механическим запоминанием, иногда необходим, но значительно уступает кодированию по смыслу. Осмысленное усвоение ассоциации между словами «собака» и «стол» включает мысль о собаке, мысль о столе и установление какой-то связи между ними, например утверждения, что собака никогда не работает за столом. Смысловое кодирование – наиболее важный фактор успешного школьного образования

Длительная усердная работа, использующая механическое запоминание, не дает тех результатов, какие достигаются в ходе намного меньшего числа занятий, в которых основное внимание уделяется смыслу урока. Иногда же наиболее результативным оказывается третий метод – метод формирования зрительных образов. В случае с «собакой» и «столом» процедура должна заключаться в создании реалистического мысленного образа, в котором важную роль играют и собака, и стол, например образа старинного письменного стола, на котором стоит пресс-папье с ручкой в виде охотничьей собаки

Чем более живым окажется образ, тем легче впоследствии вспомнить связь между этими двумя объектами. Конечно, в некоторых случаях, особенно если дело касается абстрактных понятий типа «несчастье» и «энергия», нет простого способа визуального представления и приходится полагаться только на смысловое кодирование. Таким образом, эффективное обучение обеспечивают не только время и усилия, затраченные на практику; большое значение имеет также сам характер практики

В случае с «собакой» и «столом» процедура должна заключаться в создании реалистического мысленного образа, в котором важную роль играют и собака, и стол, например образа старинного письменного стола, на котором стоит пресс-папье с ручкой в виде охотничьей собаки. Чем более живым окажется образ, тем легче впоследствии вспомнить связь между этими двумя объектами. Конечно, в некоторых случаях, особенно если дело касается абстрактных понятий типа «несчастье» и «энергия», нет простого способа визуального представления и приходится полагаться только на смысловое кодирование. Таким образом, эффективное обучение обеспечивают не только время и усилия, затраченные на практику; большое значение имеет также сам характер практики.

Метод проб и ошибок

Этот способ научения заключается в том, что живое существо при возникновении потребности производит множество разных действий (проб); большинство из них оказывается бесполезным (ошибки), но некоторые приводят к достижению цели, и тогда они закрепляются в виде оперантных условных рефлексов. Например, у голубя в клетке имеется кружок, удар по которому приводит к появлению кормушки с зерном. Голодный голубь активно ходит по клетке, клюет разные объекты и при случайном попадании клювом в кружок получает пищу. Через некоторое количество повторов голубь для получения пищи будет уже направленно бить кружок клювом.

Выработку оперантных условных рефлексов можно направлять, подкрепляя какие-то промежуточные этапы, нужные для достижения цели (например, выложить для голубя дорожку из зернышек по направлению к кружку и приклеить к кружку ещё одно зернышко). Этот метод обучения называется методом формирования реакций, он широко используется при дрессировке, частично — при воспитании детей и в разных видах психотерапии. Используется животными при воспитании молодых особей — например, когда кошка воспитывает котят.

Инструментальное и коммуникативное обучение: зачем взрослым учиться сообща

Впоследствии, как пишет Эндрю Китченхам, исследователь образования из Университета Северной Британской Колумбии, в статье «Эволюция теории преобразующего обучения Джека Мезирова», Мезиров неоднократно дорабатывал свою теорию, смещая акцент на другие её аспекты. Например, в книге «Трансформативные аспекты обучения взрослых», опубликованной в 1991 году, Джек Мезиров выделяет три основных формы обучения:

  • инструментальное (как сделать что-либо);
  • коммуникативное (как понять, что имеют в виду другие);
  • саморефлексивное (как понять самого себя).

Учёный уделяет особое внимание первому и второму типам. Инструментальное и коммуникативное обучение, объясняет он, опираются на разную логику

Инструментальное обучение

Ключевую роль здесь играют гипотезы. Столкнувшись с какой-либо задачей, мы формулируем варианты действий, пытаемся предположить их последствия, совершаем действия на основе наиболее приемлемой гипотезы, а затем анализируем полученный опыт и оцениваем её правдоподобность.

Коммуникативное обучение

В центре этого типа — метафоры. Мы проверяем достоверность наших и чужих утверждений — через достижение консенсуса в диалоге. Причём это непрекращающийся процесс. Каждое новое суждение можно оспорить новыми фактами и аргументами и вытеснить новыми парадигмами мышления.

Например, кто-то утверждает, что все люди от рождения равны в правах. Даже если вы не согласны с такой точкой зрения, то не можете проверить её правильность эмпирически, как при инструментальном обучении. «Мы вовлекаемся в дискурс, чтобы проверить достоверность сообщения. Наш единственный альтернативный выход — обратиться к авторитету или традиции, чтобы они вынесли суждение за нас, — объясняет Мезиров. — Дискурс в данном случае — это диалог, направленный на оценку доводов, приведённых в поддержку соревнующихся интерпретаций, через критическое рассмотрение доказательств, аргументов и альтернативных точек зрения».

Чем больше интерпретаций некоего убеждения представят участники дискурса, тем выше вероятность, что они найдут наиболее надёжную из них или придут к синтезу разных интерпретаций. Так мы обучаемся сообща, анализируем имеющий отношение к делу опыт друг друга, чтобы прийти к общему пониманию проблемы. Мы будем придерживаться его, пока не появятся новые факты и аргументы, рассуждает Мезиров.

Что преобразует трансформативное обучение

Чтобы разобраться, как работает преобразующее обучение, нужно понять, что Мезиров считает объектом преобразований.

Опыт, накопленный взрослыми людьми, объясняет Мезиров, это целостная система из концепций, ассоциаций, ценностей, чувств и привычных реакций на какие-то события. Такая обладающая внутренней логикой система и есть мировоззрение, наш взгляд на мир.

Эта система координат становится фильтром для любого опыта, который мы переживаем. От неё зависят наши ожидания, восприятие, чувства и, что важнее всего, — образ действий (англ. line of action). Любые идеи, которые противоречат предубеждениям, Мезиров называет дезориентирующими дилеммами (англ. disorienting dilemma). При первой встрече они вызывают у человека непонимание, отторжение. Такие идеи нам проще окрестить как не относящиеся к делу, чудаковатые или ошибочные, нежели понять их.

Мировоззрение, по Мезирову, можно разложить на:

  • мыслительные привычки (англ. habits of mind);
  • точки зрения (англ. points of view).

Мыслительные привычки — более абстрактное и широкое понятие. Это способы думать, чувствовать и действовать, сформированные множеством факторов, например воспитанием и образованием. Такие привычки проявляются в форме специфических точек зрения — убеждений, оценочных суждений, стереотипов и чувств, влияющих на интерпретацию каких-либо фактов и событий.

Примером мыслительной привычки может быть этноцентризм, пишет Мезиров, то есть склонность рассматривать любые явления с точки зрения этнической группы, к которой принадлежит человек. Проявляться такая мыслительная привычка будет в форме конкретной точки зрения: например, в высказываниях о том, что склонность к совершению преступлений зависит от цвета кожи.

Мыслительные привычки более устойчивы, чем точки зрения, но и те, и другие поддаются изменениям. Отказаться от старой точки зрения мы можем, когда реальность расходится с нашими ожиданиями. Чтобы разрешить возникшее противоречие, мы, возможно, примем новую, чужую точку зрения.

Вопрос 3

Обучение стойке

Не делая перерыва из игры, собаку, уже приученную к ринговке ставят на пол (или стол) и придают руками требуемое положение, дают команду «Стоять». Поначалу можно поддерживать собаку за нижнюю челюсть, чтобы закрепить стойку. Но со временем от этого нужно уходить.

6 стр., 2530 слов

Яновский_место метода самонаблюдения

… Такой статус В.Вундта в психологии принято объяснять преимуществом, которое оказалось в его руках благодаря введению эксперимента в изучение психики. Несмотря на свою убедительность, это … неосуществимо) — неиллюзорен; поэтому он способен послужить базой для развития соответствующего варианта экспериментального метода. С этого, собственно, и началось развитие психологии как науки, добывающей факты в …

Собака должна стоять самостоятельно.

Когда собака застыла в правильном положении хотя бы на 3 секунды, ей нужно дать один кусочек лакомства, фиксируя стойку.

Нужно снова скомандовать «Стоять» и когда собака не сводит глаз с лакомства, зажатого в руке, хозяин должен плавным движением руки нарисовать большой круг в воздухе.

После этого снова дать лакомство. И так каждый следующий кусок после команды и круга рукой. Это делается для того чтобы, собака спокойно ждала лакомство в стойке.

Движение рукой словно гипнотизирует ее, она замирает и ожидает лакомства. Кроме того, собака привыкает к тому, что хозяин может делать рукой движения, например, поправлять ринговку и на выставке не будет прыгать в поисках лакомства. Круг рукой «рисуется» только на начальном этапе тренировок. Когда собака будет спокойно стоять длительное время, этот маневр больше не понадобится.

Лакомство нужно давать до тех пор, пока собака красиво и неподвижно стоит. Тогда она быстрее и на более долгий срок запомнит правильную позицию. Если собака села или переставила лапу, нужно резко от нее отвернуться и уйти в сторону секунд на 30. После этого нужно начать этап обучения с начала. Когда лакомство закончится, собаку нужно громко похвалить и погладить. Даже когда стойка идеально отработана, на выставке перед выступлением ее нужно несколько раз повторить.

12

Типы и виды научения

Традиционно различают 4 типа научения:

  1. привыкание – приспособление к воздействию устойчивого стимула, которое предполагает отсутствие реакций на раздражитель;
  2. классическое обусловливание – формирование ассоциаций, связки между последовательными событиями;
  3. оперантное обусловливание – готовность к определенным последствиям действия;
  4. комплексное научение – применение стратегий при решении задачи.

Также выделены следующие виды научения, которые различаются способом достижения: рефлекторный (формирование связи между раздражителем и реакцией) и конгнитивный (помимо анализа связи формируется оценка с учетом прошлого опыта и возможных последствий).

В жизни человека научение – неотъемлемая часть деятельности. Этот процесс осуществляется постоянно, в различных ситуациях, на всех этапах жизни.

Ввиду конкретной направленности выделяют виды научений:

  • сенсорное – различение чувственных сигналов окружающей среды;
  • моторное – выработка полезных действий;
  • сенсомоторное – выполнение сложных контролируемых поведенческих актов.

Отличительная черта данного направления заключается в самоконтроле при осуществлении умственных операций или упражнений.

Этот уровень также подлежит классификации на более узкие подвиды:

  • знаниям – теоретическое обнаружение новых свойств окружающей среды;
  • навыкам – развитие комплекса действий для достижения заранее сформулированной цели;
  • действиям – комплексное применение имеющихся теоретических знаний и практических навыков.

По результатам исследований психологов неосознанное научение в ряде случаев может быть весьма полезным. Однако большее преимущество отдается все-таки сознательному и целенаправленному контролю действий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: