Что такое культура: понятие, примеры, признаки, виды, функции

Нация и этнос

Понятия нации и этноса в рамках рассмотрения национальной культуры гораздо более интересные. Этнос – это самый базовый термин, означающий народ с определенной языковой спецификой, символикой, материальными и духовными атрибутами (рисунок 4).

Несмотря на то, что отдельно взятые этносы считаются простейшей формой организации групп людей, именно они служат основой формирования национальной культуры.

Изначально этнос рассматривали как форму, объединяющую группу людей по верованиям в единого предка. Исходя из этого, участником этноса мог стать любой человек с аналогичными верованиями.

Современные ученые пришли к другим выводам. Согласно последним исследованиям, именно этнос является чуть ли не единственной статической единицей социума. Любые попытки вторжения в народные традиции, быть или культуру могут привести к постепенному упадку или исчезновению этноса. Однако, если воздействий, оказывающих негативное влияние извне не будет, он способен на долгое время сохранится в неизменном виде.

Рисунок 4. Отличительная особенность этноса — в стремлении создать собственное государство

К сожалению, все современные этносы тем или иным образом подвергаются влиянию глобализации. Постепенно исчезают некоторые традиции, размываются верования и меняются моральные ценности. Более того, в нашем современном обществе больше не считаются редкостью браки между представителями народов с совершенно разными традициями и обычаями. Это, в свою очередь, означает, что мы с вами может быть свидетелями формирования абсолютно новых и уникальных национальных культур.

Признаки культуры

Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:

  • она может быть выражена через совокупность стереотипов, норм и ценностей;
  • она проявляется во всех сферах жизни общества и во всех продуктах деятельности этого обществах (в искусстве, законах, религии, ценностях, стереотипах, праздниках, традициях и прочем);
  • она всегда имеет определённую историческую обусловленность;
  • она не статична и всё время постепенно меняется;
  • она объединяет людей, принадлежащих к одному этносу, социуму или социальной группе;
  • её можно представить как систему кодов (культурные символы, язык, литература), хранящих память и достижения прошлых поколений;
  • культура свойственна только людям, поскольку наследуется не генетическим путём, а через образование и воспитание;
  • это сложное и многогранное понятие, которое невозможно полностью исследовать и познать в рамках одной науки;
  • культуру невозможно оценить или измерить, поскольку «мерила» и эталоны обычно сами по себе являются частью культуры, а значит такая оценка всегда будет субъективной.

Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание

Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.

Право

Этот элемент культуры общества тоже нужно упомянуть. Равенство, справедливость, свобода… все эти понятия имеют непосредственное отношение к праву.

Почему этот компонент так важен? Потому что правовая культура – это отношение людей к правам друг друга и уважение их. Её ценностная функция появляется в сознании граждан и в совершаемых ими поступках. Проявляется она и тогда, когда человек оценивает результат сделанного им действия, его цели. В конце концов, есть ещё и регулятивная функция. Та, благодаря которой в обществе успешно и эффективно функционируют все его элементы. Говоря иными словами – царит порядок.

Знание права помогает формировать устойчивую систему оценок. Которая, к слову, зависит от мировоззрения. Нельзя также недооценить информационную и коммуникативную функцию данной составляющей культуры. Они обеспечивают общение граждан и, конечно же, обмен ценной информацией. А прогностическая функция проявляется в обеспечении правомерного поведения людей и их гражданской активности.

Правовая культура не развивается вне общей. Поскольку одной из её главных характеристик является соотношение национального и общечеловеческого.

Цель культуры

Очень точно о цели культуры выразился советский и российский математик и философ Абрам Ильич Фет в своем труде «Инстинкт и социальное поведение». Он утверждает, что высшая цель культуры — это человек. Она создает людей, используя для этого самые разные материалы: место рождения, семейные ценности, привилегии, образование и т.д.

Фет также убежден, что у нее существуют и отдаленные цели, которые влияют на ближайшие. Отдаленные цели — это инстинктивные установки человека, которые зависят от его традиций и отражают историю его культуры. Философ приводит два примера:

  • Освоение Вселенной. Несмотря на то, что на уровне древнейшего инстинкта нам сложно убивать себе подобных, агрессия все же свойственна человеку. Она нашла выход в расселении людей по разным точкам земного шара. Заселяя новые земли, люди причиняли вред местным племенам. Теперь же создается ощущение, что освоение Земли закончено, и в дело вступает отдаленная цель — освоение Вселенной;
  • Братство всех людей. К нему стремится наш социальный инстинкт. Еще совсем недавно ужасы, происходящие в Африке, совсем не волновали европейцев. Сегодня же все большее количество людей волнуют проблемы других стран и народов.

Основная ближайшая цель современной культуры — это ее самосохранение.

Речь

Принято считать, что элементами структуры культуры, в первую очередь, являются символы, которые опосредуют отношения человека с миром. Имеются в виду ценностные модели, верования, идеи, взгляды.

К этому же перечню относится и язык. Он образует фундамент культуры, её внутренний базис. Язык является её зеркалом, которое отражает реальный мир, окружающий человека, менталитет народа, их мораль, обычаи, традиции, системы ценностей и норм.

Также это настоящая копилка культуры, кладовая. Поскольку все умения, знания и материально-духовные ценности, на протяжении веков копившиеся тем или иным народом, сохраняются в его языковой системе. Имеется в виду, конечно же, фольклор, литература, устная/письменная речь.

Кроме этого, язык выступает носителем культуры. Ведь именно с его помощью она передаётся из одного поколения в другое. Только в процессе инкультурации дети, учась языку, впитывают и обобщённый опыт предков. В дальнейшем человек, взрослея, через общение воспринимает менталитет своего народа, обычаи и традиции, специфический культурный образ мира.

И, наконец, язык отличает человека от всех других существ. Если бы его не существовало, то люди бы не обладали никакими умениями и навыками, и следовали бы только инстинктам, мало выделяясь из среды животных. Так что язык – это одновременно как элемент структуры культуры, так и условие её существования.

Искусство

Сфера, значение которой сложно переоценить. Искусство – это такой структурный элемент культуры, который, как и наука, является способом познания, а также выражения своего внутреннего мира. Традиционно под этим термином понимают творческую деятельность, которая направлена на преобразование общества и окружающего мира «по законам красоты».

Искусство, само по себе, социальное явление. Оно принимает непосредственное участие в преобразовании общества, поскольку оказывает эстетическое воздействие на личность. А сам творческий процесс сосредотачивает в себе те факты, события и впечатления, которые были взяты автором из действительности, и впоследствии переработаны в новую реальность – художественный мир.

Искусство многими воспринимается как не элемент культуры, а её отдельная форма. Считается, что она связана со способностью человека эстетически, практически и духовно осваивать мир, понимать объективную реальность и воспроизводить её в образно-символическом ключе. По сути, это средство целостного самоутверждения индивидом своей сущности.

Социальную функцию искусства также подтверждают его характерные, прекрасно каждому известные черты. Оно связано с эмоциями и переживаниями, предполагает чувственное и субъективное восприятие действительности. Искусству присущ творческий характер и образность, а ещё оно служит средством общения.

Какая бывает культура

Существует несколько видов культуры.

Жизненные ценности

В этом обличии культура выражается как общепринятые нормы поведения и моральные ценности общества. Сюда можно отнести и правила приличия, и пожертвования в благотворительные фонды. Жизненные ценности определяют наше отношение к насилию, воровству или взаимопомощи. Моральные установки, в которых отрицалась ценность чужой жизни, никогда не могли просуществовать долго в качестве общественного строя. Примером тому может служить Спарта.

Нормы поведения

Это гибкие правила, которые видоизменяются со временем или с географической позицией. Они могут становиться более демократичными и либеральными или консервативными. Несмотря на отличия норм поведения в разных странах, основные из них все же универсальны.

Артефакты

Это предметы искусства, материальные достижения технологий и науки. Иными словами, осязаемое выражение культуры общества.

Этика

Ещё один элемент культуры. На самом деле, эти два фундаментальных понятия имеют плотную взаимосвязь. Они друг друга дополняют, при этом не меняя сути. А объединяет их обоюдная главная задача – развитие моральных качеств человечества.

Этика, по сути – это регулятор человеческого поведения в обществе, основу которой составляет добрая воля каждого индивида. Также её нередко называют наукой о морали нравственности. Которая при этом является теоретической частью этики. Имеются в виду пресловутые нормы, правила и принципы поведения/общения, соответствие которым имеет добровольный характер.

А есть ещё нравственность, которая также относится к основным элементам культуры. Это – практическая часть этики, поступки и поведение человека. И моральное качество, которое одним людям свойственно, а другим нет. Говоря простым языком, нравственность – это совокупность доброты, порядочности, справедливости, правдивости и честности.

Человек, которому всё перечисленное присуще, считается личностью с высокоразвитой социальной культурой. С ним легко строить отношения, общаться и взаимодействовать в тех или иных жизненных сферах.

Особенности культуры в современной России

  1. Использование мирового наследия.
  2. Создание новых духовных ценностей на основе национальных традиций и культурного опыта западных стран.
  3. Диалог религий, взаимное уважение ценностей других народов.
  4. Возрождение национальных культур народов России.
  5. Взаимообогащение культур разных народов. Проведение совместных мероприятий, дней культуры.

На состояние уровня культуры России оказывает влияние такое явление, как глобализация. И не всегда это влияние позитивно. С одной стороны, улучшается межнациональный диалог. С другой стороны –  стираются грани локальных культур малых и больших народов. Происходит их поглощение массовой культурой низкого качества. То же происходит и с элитными произведениями искусства: их ценность нивелируется, высмеивается. Поэтому можно сделать вывод о том, что состояние духовной жизни в российском обществе неоднозначно.

Выбери ответ

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Онлайн-школы

  • Умскул
  • Учи Дома
  • Фоксфорд
  • Тетрика
  • Skypro

Репетиторы по предметам

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология

Нормы

Социальные нормы представляют собой образцы конкретного поведения.  Социальные нормы воспроизводятся на основе социальных ценностей.
Нормы выполняют функции формирования ожидаемого поведения и исключения влияния субъективных мотивов и обстоятельств. 

Конкретная сфера деятельности определяет содержательную сторону норм. В различных культурах способы нормирования отличаются. Например, во всех обществах есть нормы, регулирующие сексуальные отношения людей. Так, нормы многих современных стран допускают сексуально свободное поведение девушек до замужества, в отличие от норм в этих же странах в 1950–1960-ых гг.

Т. Парсонс классифицировал социальные нормы следующим образом:

  • нормы, которые устанавливают порядок в отношениях в обществе и группе;
  • экономические нормы, которые выделяют критерии хозяйственной деятельности, профессионализма;
  • политические нормы, поддерживающие принципы политической системы страны;
  • культурные нормы, которые закрепляют принципы коммуникации между индивидами и различными группами.

Так же нормы делятся на:

  • универсальные («не убий»);
  • частные (хозяйственные, научные и т.д.); 
  • групповые (нормы студентов, военных и т.п.);
  • межиндивидуальные.

Нормы могут классифицироваться по форме фиксации:

  • формальные (устав, закон) и неформальные (мнение); 
  • устные и письменные нормы. 

По степени обобщенности выделяют нормы:

  • общего принципа деятельности (например, деятельности менеджера);
  • конкретного образца определенного действия ( например, нормы поведения менеджера при найме работников).

Так же нормы подразделяются на моральные и правовые.

Правовые нормы выражаются в законе или другом акте, имеют конкретное применения и санкции за их несоблюдение. Моральные нормы поддерживаются общественным мнением, моральным долгом личности.

Компонентами культуры, которые регулируют общественную жизнь, являются обычаи и традиции.

Обычаи – образцы поведения, одобренные определенным обществом и выполняющие форму регуляции социальной деятельности (обычаи гостеприимства, празднования Рождества, Пасхи). В современном обществе обычаи консервативны и действуют в сфере быта и морали. Традиции– образцы поведения, которые имеют более широкие сферы применения, нежели обычаи. Кроме сферы быта и морали традиции действует в экономике, политике, праве, религии, науке, искусстве.

В отличие от социальных ценностей нормы имеют более строгий характер, предписывающую объективную силу (ценности – субъективную силу).
Нормы и ценности как компоненты культуры регулируют жизнедеятельность людей и являются способом освоения индивидом окружающей действительности.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Формы культуры по охвату аудитории

  1. Элитарная культура:
  • создаётся профессионалами, часто по заказу;
  • требует подготовки для восприятия;
  • доступна не каждому (из-за сложности восприятия и стоимости билетов);
  • ориентирована на поиск новых форм и содержания.
  1. Массовая культура:
  • проста для понимания широкой публикой;
  • демократична, не требует подготовки;
  • темы, которые она затрагивает, не отличаются глобальностью;
  • отсутствует изысканность;
  • не отличается высоким качеством и художественной ценностью;
  • часто имеет развлекательный характер и коммерческую направленность.
  1. Народная культура:
  • может создаваться любым человеком;
  • не является профессиональной;
  • чаще существует в форме устных сказаний, песен, преданий, обрядов;
  • может быть анонимной;
  • может быть как индивидуальной, так и групповой (песня, танец);
  • отражает идеологию и верования определённого народа.

Функции культуры

Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие

Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.

В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:

  • Познавательная. Культура общества представляет собой своеобразную «визитную карточку», позволяющую быстро понять, что оно собой представляет. Кроме того, познавательная функция включает систематизацию и передачу накопленных знаний последующим поколениям.
  • Ценностная. Данная функция подразумевает дифференциацию основных ценностей, формирование традиций. Она пытается найти ответ на извечный вопрос Сократа: «Что есть благо?».
  • Гуманистическая. Формирование системы воззрений на человеческую личность, её права и обязанности, а также формирование личности и привитие ей культурных, моральных и нравственных ценностей.
  • Регулятивная. Данная функция называется также нормативной. Она подразумевает, что культура задаёт правила и нормы, которых члены общества должны придерживаться в повседневной жизни.
  • Коммуникативная. Культура определяет основные правила коммуникации между отдельными членами общества.
  • Социализирующая. По мере развития индивид постигает ценности общества, к которому принадлежит. По сути, социализирующая функция состоит в том, чтобы научить человека всем правилам этого общества, максимально приспособить его к жизни (социализировать).

↑ Формы культуры: элитарная, народная, массовая

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. 

Понятие «элитарная» происходит от слова «элита». Элита («elite» — «лучший») — это высший слой общества, отличающийся высоким уровнем образованности и благосостояния. Продукты элитарной культуры создаются для данного слоя общества или по его заказу мастерами и профессионалами своего дела в единичном экземпляре. Элитарная культура рассчитана на узкий круг ценителей. Ведь, например, высокая мода, искусство авангардистов, классическая музыка и классические литературные произведения, театральные постановки, опера и балет воспринимаются и принимаются не всеми. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека.

Данный вид культуры не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой выгоды, но, не смотря на это, элитарные произведения приносят мастерам и признание, и доход.

Примером элитарной культуры может служить классическая музыка, опера или балет, картины Пабло Пикассо или К.Малевича, книги Франца Кафки, художественные фильмы А. Тарковского

Массовая (популярная) – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления. 

Понятие «массовая» происходит от слова «масса» (в этом контексте понимается как «большое количество народа, толпа»). Массовая культура общедоступна и популярна — это культура масс. Она появилась в середине XX века с распространением и развитием средств массовой информации и стала доступна в большинстве стран мира для разных слоев населения. Результаты массовой культурой ежедневно производятся и потребляются в больших объемах практически во всех странах мира. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Именно большой (массовый) спрос на продукты массового производства приносят огромный доход их производителям

Поэтому еще одной важной особенностью массовой культуры является направленность на коммерческую выгоду. Продукты массовой культуры общедоступны, понятны, не требуется специальной подготовки и высокого уровня образования

Примерами проявления массовой культуры могут служить эстрадная музыка, сериалы, ток-шоу, блокбастеры. К материальным продуктам относятся популярные по всему миру джинсы, напитки компании Coca-Cola, сотовые телефоны, автомобили и т п.

В настоящее время появилась еще одна форма массовой культуры — экранная (компьютерная). Например, получившие большое распространение и популярность компьютерные игры и социальные сети.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народная культура создается народом, а ее разновидность национальная — нацией. К ней относятся мифы и легенды, песни и танцы, сказания и сказки, пословицы и поговорки, а также ритуалы, обряды и традиции народа. В народных произведениях раскрывается специфический, яркий и уникальный народный или национальный опыт, особенности менталитета, моральные, нравственные и религиозные нормы и ценности. Одной из особенностей народной культуры является отсутствие автора, так создается народом. Она существует преимущественно в устной форме (фольклор), поэтому к народной культуре помимо сказок, народных танцев и легенд, можно отнести анекдоты и «городской шансон». Народная культура уникальна — она рождается из особенностей исторического прошлого народа, своеобразия природы, климата и географического положения, менталитета и религиозных воззрений.

Народная культура, в отличие от других форм культуры, проявляется во всех областях жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве.

Важно понимать, что в современном мире все чаще все формы культуры смешиваются, оказывают влияние друг на друга. Так, например, классическую музыку обрабатывают современной аранжировкой и она становится популярной (взаимовлияние элитарной и массовой культур), для постановки современных танцев используют народные песни и мотивы (взаимовлияние народной и массовой культур)

Знания и убеждения

Знание представляет собой результат познавательной деятельности человечества, которое фиксируется в виде представлений, понятий, суждений, теорий. 

Выделяют следующие виды знания:

  • практическое знание определяется конкретной деятельностью (строительство дома,  лечение больных людей и т.д.);
  • духовное знание закрепляется в мифах, истории, художественных образах и связано с регуляцией общественных отношений (классовых, национальных, религиозных);
  • эмпирическое знание основывается на  чувственном и экспериментальном опыте и фиксируется в специальных научных дисциплинах;
  • теоретическое знание представляет собой осмысление практики, предмет науки и объясняет идеологию, социальные и религиозные учения.

Знание имеет социальную основу, вырабатывает мотивацию поведения человека, является важным инструментом управления обществом.

Убеждение – это чувственно переживаемое знание. Знание становится убеждением при приобретении личностно значимой окраски. Таким образом, не каждое знания является убеждением. 

Что такое культура?

Культура –  это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.

  • В широком смысле под культурой подразумевают совокупность всевозможных форм человеческой деятельности.
  • В более узком смысле это слово часто используют, например, для обозначения активной творческой деятельности, направленной на создание, распределение и потребление духовных ценностей.

В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.

Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.

Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».

Способы сохранения национальной культуры

Процесс развития любой национальной культуры нельзя назвать простым, причем ее сохранение сопряжено с определенными проблемами. С одной стороны, представители любой культуры стремятся сохранить свои характерные традиции, символику и другие черты, характерные для определенного этноса. С другой – такая культура со временем отбрасывает некоторые стереотипы и элементы, считающиеся устаревшими в современном мире

В данном случае важно придерживаться «золотой» середины: не забывать о своих корнях под влиянием глобализации и популяризации, одновременно соответствуя требованиям современного мира

На самом деле, защита любой национальной культуры – не выдумка, а вполне выполнимая задача

Учитывая основные ее составляющие, важно защищать такие важные для любой культуры качества, как язык, традиции и моральные качества. При этом сохранение и возрождение возможно лишь в том случае, если представители данной культуры будут считать ее по-настоящему важной

Среди способов сохранения стоит выделить несколько вариантов. Во-первых, руководству страны следует внедрить такую систему образования, которая будет задавать общее культурологическое направление ценностей. В результате отдельно взятые представители будут полноценно функционировать в обществе и самостоятельно оценивать степень влияния других культур.

Во-вторых, если первое условие были реализовано оптимально, глобализация лишь обогатит культуру, а не приведет к ее растворению. При этом контроль за влияние глобальных веяний все же должен находиться у государственных властей.

Поделиться

  • 40

4.04.2019
28 588

Признаки

Для облегчения понимания термина «культура» обратимся к ее основным признакам:

  • выражается через ценности, нормы или стереотипы;
  • проявляется в поведении людей, искусстве, имеющихся законах, религии, праздниках, традициях, идеологии и др.;
  • обусловлена исторически, но при этом может видоизменяться со временем;
  • она связывает людей, помогает понимать друг друга, видеть истинную ценность человека и его благородное начало;
  • может выступать в качестве системы кодов (язык, символы). С их помощью человек хранит память о себе и взаимодействует с другими людьми;
  • может быть характерна только для человеческого вида, так как наследуется не генетически, а через воспитание и обучение;
  • ее нельзя изучить в рамках только одной сферы. Она познаётся через философию, историю, культурологию, политологию и другие науки;
  • ее невозможно измерить, так не существует общего лекало;
  • воплощает богатство и творчество сущности в преображении реальности;
  • она всеобъемлюща и находится внутри каждого человека, выражаясь в поведении и ценностях;
  • это коллективный феномен, хотя она характерна и для отдельного человека;
  • у каждой культуры есть границы, хотя в зачастую они размыты из-за постоянного культурного обмена.

Виды культуры, примеры

В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.

1. Элитарная культура

Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.

Основные признаки элитарной культуры:

  • она сложна для понимания неподготовленным человеком;
  • её потребителями являются только высокообразованные и эрудированные люди;
  • она направлена на очень малую часть общества (считанные проценты или даже доли процента).

К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).

2. Массовая культура

К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.

Основные признаки массовой культуры:

  • имеет максимально обширную аудиторию;
  • призвана удовлетворять сиюминутные запросы;
  • обладает невысокой художественной ценностью;
  • как правило, носит коммерческий характер;
  • очень быстро теряет актуальность и забывается.

Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).

3. Народная культура

Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».

Основные признаки народной культуры:

  • из неё не пытаются извлечь выгоду;
  • у неё нет конкретных авторов;
  • как и массовая, она понятна большинству населения;
  • она в меньшей степени подвержена устареванию, чем массовая.

Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую

Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.

4. Субкультуры и контркультуры

Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).

Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.

Типы культуры

  1. Доминирующая культура – преобладающий в данной стране тип культуры. Это принятые в обществе нормы поведения, языка, ценностей. Доминирующая культура контролируется учебными заведениями, правовыми органами, средствами коммуникации, политикой государства.
  2. Субкультура («подкультура») – сектор культуры общества, который отличается своими ценностями от общепринятых. Она отделяется от доминирующей культуры. Представители субкультур отличаются внешним видом, поведением, даже языковым сленгом. Субкультура может быть основана на музыкальных и художественных пристрастиях (готы, панки, граффити), религиозных взглядах, профессиональной принадлежности, спортивных интересах (клубы фанатов футбола).
  3. Контркультура («против») противопоставляет свои идеалы доминирующей культуре. Она имеет революционную настроенность. К таким движениям можно отнести хиппи (1970-е годы), рок-андеграунд (в СССР), даже движение партии большевиков. Главный посыл всех контркультур – протест против существующего уклада жизни, часто против власти.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: