Понятие, признаки и функции права

По территории

Есть правила, которые действуют для всех жителей России, а есть — только для жителей конкретного региона и даже города. Например, если в соседнем регионе предприниматель платит 3% налога с доходов на УСН «Доходы», это еще не значит, что вы будете платить столько же. Так бывает, потому что в регионах принимают свои уставы, законы, инструкции.

Все НПА делят на федеральные, региональные, муниципальные, а еще есть международные. Поговорим о каждой группе.

Федеральные, региональные и муниципальные НПА. Россия — это федерация. Это значит, что страна состоит из самостоятельных субъектов. Такие субъекты могут сами управлять своей территорией в пределах полномочий, данных Конституцией и федеральными законами, иметь отдельный от центра бюджет.

Получается, в России официальные документы могут принимать на общегосударственном уровне и уровне регионов. Федеральные законы действуют на всей территории страны, а региональные — только в одном субъекте. Например, если власти Самарской области приняли региональный закон, то исполнять его в Рязани не обязаны.

Еще собственные НПА принимают в городах федерального значения, такие города тоже относят к регионам. В России три города-региона: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Получается, жители Московской области не должны соблюдать законы Москвы, и наоборот.

Для региональных актов есть два правила:

  1. Такие нормы не могут ухудшать положение людей или бизнеса в сравнении с общегосударственными. Так, если в Налоговом кодексе установлена максимальная налоговая ставка для УСН «Доходы минус расходы» в 15%, регион может ее снизить, но не повысить.
  2. Компетенцию регионов определяют на федеральном уровне. То есть Конституция и федеральные законы устанавливают, в каких сферах регионы могут принимать НПА самостоятельно. Например, регионы России могут издавать свои Кодексы административных правонарушений, но только со штрафами за нарушения, которых нет в федеральном КоАП.

Система региональных НПА копирует федеральную, поэтому регионы принимают свои конституции, законы, подзаконные акты.

Есть еще один уровень ниже актов регионов — акты городов, деревень, поселков. Такие акты называют муниципальными НПА. Они регулируют вопросы местного значения, например льготы по земельному налогу или правила посещения парка.

Международные акты. Государства могут договариваться о правилах и фиксировать их в договорах, резолюциях, конвенциях. Эти правила не действуют на все страны автоматически: каждое государство само решает, участвовать в договоре или нет. В договор можно как вступить, так и выйти из него.

Если страна соглашается исполнять правила по международному договору, она должна принять новые внутренние законы или скорректировать старые внутренние законы под эти правила. Например, когда Россия в 1997 вступила в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, она приняла мораторий на смертную казнь — таково было правило для стран-участниц.

Международные договоры, в которых участвует наша страна, в основном учли во внутренних законах, поэтому напрямую обращаться к международным НПА вам вряд ли придется. Исключение — соглашения или конвенции об избежании двойного налогообложения, например с Кипром или США.

Научное (теоретическое) правосознание

НАУЧНОЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ) ПРАВОСОЗНАНИЕ — тип правосознания, основой которого являются глубокие и всесторонние правовые познания, отличающиеся точностью и объемностью. Для этого вида правосознания характерно опережающее отражение правовой действительности, выражающееся в новых понятиях и терминах. Наука, таким образом, указывает практике направления прогрессивного правового развития. Значение правосознания выходит за рамки представлений о нем как об индивидуальном регуляторе. Научное (теоретическое) правосознание отличается наибольшим рационализмом. Для этого вида правосознания характерно опережающее отражение правовой действительности, выражающееся в новых понятиях и терминах. Наука, таким образом, указывает практике направления прогрессивного правового развития. Значение правосознания выходит за рамки представлений о нем как об индивидуальном регуляторе. Правосознание существует не только «вместе» с правом, но и предшествует ему, отражая общественную практику, потребности и интересы людей о праве. Правосознание тем самым выступает одним из важнейших правообразующих факторов, источником (идеологическим) его духовной основой права. Посредством правосознания и благодаря нему законодатель, по утверждению Гегеля, «устанавливает дух своей эпохи» и отображает его в позитивном праве.

Нормативность права

НОРМАТИВНОСТЬ ПРАВА — основополагающая черта права, означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность — это социальное явление, которое коренится в природе человека и присуще всякой социальной общности. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам. В основе нормативности — повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений. Нормативен и мыслительный процесс, и язык, и правила языка, и деяния человека. Это свойство нормативности указывает на возможности вводить в нормативные рамки поведение, нормировать жизнь людей.

Нормативность права означает, что право состоит из общих норм, т.е.

таких правил поведения (стандартов, образцов), которые обязательны для всех, не ограничены во времени, в пространстве и по кругу лиц и определяют дозволенное и запрещенное поведение, закрепляют меры юридической ответственности за поведение, противоречащее праву. Нормативность указывает, что право представлено нормами — правилами поведения, или установлениями, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность, меру свободы и поведения. Внешние признаки нормативности (ее «узнаваемость») сформулированы общетеоретической наукой и юридической практикой и сводятся к следующим: направленность нормы права на регулирование вида общественных отношений, а не индивидуальных форм его проявления; неперсонифицированность (неиндивидуализированность) адресата нормы; неопределенность случаев, на которые рассчитано действие нормы. Как основополагающее свойство права, нормативность имеет разные уровни проявления. Наивысшей нормативностью обладают принципы права и его предписания. Хотя и в меньшей степени, но также характеризуются нормативностью правовые идеи, фактические действия (отношения), отличающиеся типичностью, повторяемостью, правомерностью, в силу чего они также — составляющие права. Среди правовых актов — формальных источников права — наивысшей нормативностью обладают кодифицированные акты. Исторически нормативность развивалась от казуистичных норм к абстрактным. Так, закрепление кражи отдельных объектов собственности в древних памятниках права и современная интерпретация этой нормы в действующих уголовных законах принципиальная. Имманентность праву такого свойства, как нормативность, указывает на способность права выступать мощным средством стабилизации и упорядочения общественных отношений;

Сущность права

Право основано на трех «китах»: нравственность, государство, экономика.

  1. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования.
  2. Государство придает ему официальность, гарантированность, силу.
  3. Экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Нравственность, государство и экономика – внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода.

Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер: духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека и организации.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Понятие, признаки и функции права

Неограниченное действие закона

НЕОГРАНИЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА — распространение закона на все без исключения отношения, которые находятся в юрисдикции данного государства. Неограниченными по предмету действия являются нормы Конституции: они распространяются на все отношения, которые отнесены к юрисдикции государства. Действие отраслевых законов ограничено предметом данной отрасли права. Так, гражданское законодательство распространяется на все имущественные отношения, субъекты которых равны, автономны, не находятся в состоянии соподчинения; административное законодательство — на управленческие внутриорганизационные отношения.

Понятие права

В каком смысле употребляется термин «право» в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

Надо помнить также, что термин «право» употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права; права членов общественных объединений, партий, союзов; права, возникающие на основании обычаев, и т. д

Поэтому особенно важно дать точное определение понятию «право», установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов

В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.

Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее его определение.

Понятие, признаки и функции права

Научные подходы

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ — методологический компас, который указывает исследователю направление исследования, выбор средств государственно-правового познания, определяет (в значительной мере) его мировоззрение. Это своего рода избираемая исследователем стратегия познания, методологическая платформа, на которой базируются его взгляды при изучении государства и права. Так, при анализе типологии государства и правовых систем применяется формационный или цивилизационный подходы; при изучении сущности права естественно-правовой, социологический, нормативный, либертарный, интегративный и т.д. Длительное время в отечественной науке господствовал монистический подход к понятию государства и права, основанный на методологии марксизма-ленинизма. Такая методология считалась единственно верной (истинной в последней инстанции), не подлежащая критике. Соответственно, все другие теории признавались ложными, их можно было критиковать, но не принимать. Схема марксистско-ленинского подхода основывалась на экономическом детерминизме: государство и право возникают в результате появления частной собственности и как следствие этого раскола общества на антагонистические классы, примирение вражды между которыми возможно посредством государства и права. Марксизм всецело основывался на формационном подходе. Из поля зрения выпадали учения о правовом и социальном государстве. Сейчас, напротив, наблюдается воинствующее неприятие, беспощадная критика этого подхода. Более перспективным является все же интегративный или многоаспектный подход, позволяющий учесть самые разные взгляды и позиции при оценке природы права и государства.

Как искать нормативный правовой акт в системе

Виды и иерархия актов помогают быстрее найти нужный документ.

Посмотрим, как можно найти документ о требованиях к вывескам.

Где искать. Искать законы, постановления, письма можно в интернете, главное — на официальных порталах. Например, на государственном портале pravo.gov.ru или в коммерческих Консультанте и Гаранте.

Если пользоваться неизвестным сайтом, нельзя быть уверенным в актуальности: документы оттуда могут быть устаревшими или вовсе утратившими силу.

Как искать. Искать нужный акт можно по дате опубликования, названию документа или словам из текста. В разных системах могут быть и другие фильтры.

Пример расширенного поиска в системе Гарант

В работе с правовыми системами есть нюанс: можно найти документ, а он окажется закрытым — смотреть можно только в платной версии. В этом случае можно скопировать название документа и поискать в других сервисах, например Docs.cntd.ru. Еще можно посмотреть на сайте государственного органа, который принял акт.

Уведомление, что документ можно прочитать только в платной версии системы Гарант

Проверить, действует ли НПА. Пользоваться можно только действующими НПА. Срок действия документа может истечь сам или его могут отменить.

Еще закон может действовать, но только в новой редакции. Это значит, что сам НПА не отменили, но изменили текст или даже одно слово. Предыдущей версией пользоваться нельзя.

Проверять статус НПА важно, чтобы не получить штраф или другое наказание за ошибку по невнимательности. На правовых порталах статус документа можно посмотреть на первой странице документа

Например, в Гаранте на экране появляется текст на желтом, что документ утратил силу

Наказание (взыскание) в праве (правовое наказание)

НАКАЗАНИЕ (ВЗЫСКАНИЕ) В ПРАВЕ (ПРАВОВОЕ НАКАЗАНИЕ) — фактическое претерпевание неблагоприятных последствий для правонарушителя, содержащее кару. Разновидностью государственно-правового принуждения является Наказание в праве (правовое наказание) — это разновидность государственно-правового принуждения, мера (и форма) юридического осуждения (порицания) виновного лица, в результате которого данное лицо ограничивается в правах, несет имущественные траты, испытывает иные обременения. Правовое наказание возможно посредством применения к правонарушителю мер юридической ответственности.

Отличие между наказанием и юридической ответственностью отображено в философских категориях возможности и действительности. Если юридическая ответственность — это обязанность претерпевать меры государственно-принудительного воздействия, то наказание — это фактическое претерпевание этих мер. Кроме того, ответственность не сводится к наказанию, может существовать и без него. В то же время наказание всегда предполагает ответственность. Из этого можно сделать заключение, что понятие юридической ответственности по своему объему шире наказания.

Нормативные правовые акты Президента РФ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ — издаваемые главой государства в пределах его конституционных полномочий правовые акты общего значения. Свои полномочия и выраженную посредством их осуществления волю Президент выражает через правовые акты. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 90) Президент вправе издавать указы и распоряжения. Акты Президента обязательны к исполнению на всей территории РФ. Они носят подзаконный характер и должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Распоряжением Президента РФ от 3 августа 1996 г. установлен порядок подготовки указов и распоряжений Президента РФ, предусматривающих согласование в Правительстве РФ и Администрации Президента РФ, а также их юридическую экспертизу.

Решение о готовности проекта к представлению Президенту принимает Руководитель Администрации Президента РФ. Указы, распоряжения (как и федеральные законы) Президент подписывает собственноручно; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению Президента (такая печать находится на хранении у заведующего Канцелярией Президента). Акты Президента публикуются в «Собрании законодательства РФ». Нормативные указы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их официального опубликования.

Среди актов, издаваемых Президентом, нормативный характер, как правило, носят указы. В «Собрании законодательства РФ» указы Президента РФ публикуются в третьем разделе. При этом в начале размещаются нормативные указы; указы ненормативного характера размещены вслед за нормативными указами. Нормативные указы Президента подлежат официальному разъяснению. Такое разъяснение по поручению Президента правомочно давать Главное государственно-правовое управление Президента РФ. Так, Главным государственно-правовым управлением 16 октября 2000 г. за номером 16 дано официальное разъяснение пункта 1 Указа Президента РФ от 15 марта 1999 г. № 334 «Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки». Текст такого разъяснения публикуется в третьем разделе Собрания законодательства РФ (то есть там же, где помещаются нормативные указы Президента). При этом, как и указ, официальное разъяснение имеет указание на дату его принятия и порядковый номер.

В отдельных случаях Президент издает распоряжения как нормативные акты. В частности, это касается случаев определения правового статуса того или иного подразделения Администрации главы государства. Однако такие случаи носят исключительный характер.

Признаки права

Для полного и четкого понимания смысла права, его сути необходимо рассмотреть основные признаки:

Нормативность

В первую очередь право состоит правовой нормы, которая является своеобразной «единицей» системы права и, что важно, рассчитана на неопределенное количество случаев, на однократное применение. Специфика нормативности права в том, что оно возведено в ранг закона, его упорядоченность, а сам признак нормативности – это гарантия осуществления субъективного права, то есть тот, кто обладает субъективным правом, свободен в его реализации и защищен государством от его нарушения (в противном случае, имеет право для его защиты в установленном законом пределах)

Воля

Сущность права так или иначе тесно связывают с волеизлиянием, в котором выражаются потребности и нужды как социума, так и отдельных лиц, и организаций. Особо интересно то, что в истории правовой мысли воля рассматривается с двух аспектов: как воля господствующего класса, его выражение для контроля над угнетенными (марксизм) или как свободное изъявление воли всего общества, что обуславливает противоречивый характер, который порождает борьбу двух противоборствующих тенденций (доминантной группы и социального компромисса). В свою очередь данное противостояние заставляет право прогрессировать, становиться более гуманным, цивилизованным и отвечающим потребностям не только отдельных привилегированных групп, но и широких слоев населения, каждого социального класса, семей, организаций, кооперативов.

Формальная определенность

Формальная определенность – один из основополагающих критериев нормы права, так как если в случае с религиозной или моральной нормой могут возникать спорные ситуации, обусловленные противоречием в применении и толковании, то для норм права такие случаи неприемлемы: все правовые нормы должны быть изложены столь четко и ясно, что у адресантов не должно возникать сомнения в действительности и необходимости исполнения требований, жизнеспособность которых признает государство, санкционируя их действие.

Принудительность

Нормы права – единственные нормы, исполнение которых обеспечивается, устанавливается и закрепляется государством, как главным и единственным представителем всего общества (а также единственным легальным «монополистом на насилие», по образному выражению М.Вебера). Однако доминирующая роль государства совершенно не означает полной подчиненности права государству или его несовместимость с естественными человеческими правами, какого-либо их ограничения. Государственное принуждение заключается в двух направлениях деятельности «монополиста на насилие».

  • Цель государства – защита субъективного права, в частности, пострадавшей стороны. Например, ситуация взыскания штрафа за просрочку платежа или возмещение материального и морального вреда является самым явным примером проявления государством данной функции.
  • Государством определены случаи, когда виновный может быть привлечен к ответственности (уголовной, административной, etc.)

Так, государственное принуждение – то, что позволяет провести четкую линию, отделяя право и обязанность, а также определяя границы личной свободы человека.

Системность

Правовые нормы регулируют общественную жизнь не изолировано, а дополняя и взаимодействуя друг с другом; для права характерна строгая иерархичность, сформированная в единую систему.

В настоящее время право делят на три главных элемента:

1. Естественное право – или естественные права человека, дарованные от рождения и до смерти. Примером таких прав служит право на собственность, на жизнь, на безопасность.

2. Позитивное право – в данную группу входит все законодательство и другие источники права, в которых определены различные социальные права.

3. Субъективное право – различные возможности осуществления индивидуальных прав человека, которые позволяют ему удовлетворять собственные интересы и потребности, возникающие на основе норм позитивного права.

Также необходимо упомянуть, что приведенное выше деление не единственное и существует разделение права на частное и публичное, нормы, институты, субинституты и отрасли, которые выстраиваются в определенную иерархию, включает в себя всю систему законодательства. Право – сложная, многокомпонентная конструкция, где каждый «винтик» взаимосвязан с другим. При нарушении целостности данной системы возникают различного рода правовые коллизии и пробелы, которые необходимо устранять для успешного функционирования правовой системы.

Признаки

  • Нормативность. Проявляется в виде конкретных норм, закрепленных официально в нормативных актах. Предусмотрена ответственность за их нарушение, они должны соблюдаться всеми гражданами и организациями без исключения на территории государства. Нормам свойственна неперсонифицированность — они в равной мере действует на все субъекты.
  • Общеобязательность. Правила обязательны к исполнению для всего населения, проживающего на территории определенного государства.
  • Волевой характер. Выражает волю народа и сочетает интересы страны, общества и разных классов. Держава в этом случае служит средством выражения согласованной воли, находящей выражение в нормативно-правовых актах.
  • Формальная определенность. Право всегда определяет рамки использования, круг сторон и регулируемых вопросов, особенности применения закреплены в официальных документах. Нормы должны быть ясными, четкими и не допускать двусмысленного толкования.
  • Связь с государством. Государство устанавливает правила поведения, обеспечивает их исполнение, борется с правонарушениями, наказывает за несоблюдение и применяет к нарушителям меры ответственности и принуждения. Например, государство принимает налоговое законодательство, а следят за его соблюдением уже органы внутренних дел и налоговая инспекция. Также правительство обеспечивает исполнение предписаний путем убеждения и воспитания. Выступает в роли социального регулятора, критерия правомерного и неправомерного поведения, придает нормам представительно-обязывающий характер, поддерживается правосудием. Право, будучи главным нормативным выражением государственной воли, регулирует отношения в классовых и социальных интересах. Например, введение обязанности по уплате налогов выражает не только государственный интерес, но и социальный, позволяет финансировать программы для населения, поддерживает деятельность системы здравоохранения.
  • Системность. Право — это не хаотичное собрание разных законов, а четкая система актов, выстроенных в определенном порядке и взаимодействующих между собой. Например, применение норм, предусматривающих ответственность за налоговые нарушения невозможно без предписаний, устанавливающих порядок применения.
  • Регулирует общественные отношения. Является ключевым средством организации общественной жизни, поддерживает существование общества. Основной смысл права заключается именно в регулировании правоотношений и их организованности. Без норм общество не сможет существовать. 
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: