Машина, которую не мог вообразить Оруэлл
Оруэлловская тоталитарная машина выглядела так: «… министерство правды заключало в себе три тысячи кабинетов над поверхностью земли и соответствующую корневую систему в недрах. В разных концах Лондона стояли лишь три еще здания подобного вида и размеров… В них помещались четыре министерства, весь государственный аппарат: министерство правды, ведавшее информацией, образованием, досугом и искусствами; министерство мира, ведавшее войной, министерство любви, ведавшее охраной порядка, и министерство изобилия, отвечавшее за экономику. На новоязе: Миниправ, Минимир, Минилюб и Минизо.
При всем почтении к классику антиутопии, чертеж тоталитаризма, который он описал, не позволил бы создать того монстра, который был задуман Лениным и создан Сталиным. Реальная машина формирования «правильной» картины мира состояла из многих разветвленных сетей организаций и учреждений. Острие пирамиды – аппарат ЦК партии, в котором на пропаганду работали все отделы, но, в первую очередь, отделы агитации и пропаганды, культуры и информации, науки и учебных заведений, молодежных и общественных организаций, два международных и выездной отдел. Под контролем аппарата ЦК работали Политуправление Советской армии, министерства культуры и образования, госкомитеты по делам издательств, кинематографии, Гостелерадио, армия СМИ, Главлит.
Созданием политически правильной картины мира была занята практически вся творческая и гуманитарная интеллигенция, которая была включена в орбиту влияния партаппарата как напрямую, через местные партийные комитеты, так и через творческие союзы: писателей, кинематографистов, художников, композиторов, журналистов, театральных деятелей.
Нужная картина мира внедрялась в сознание ребенка с ясельного и детсадовского возраста, с патриотических песен и рисунков, закреплялась в школе, вузе, в пионерских отрядах, комсомольских организациях, на уроках истории, диамата, истмата, научного коммунизма, истории партии. Во всех цехах, бригадах, отделах и лабораториях люди обязаны были посещать политинформации, семинары кружков марксизма-ленинизма, лекции общества «Знание».
Та картина мира, которая внедрялась с помощью данного монстра, представляла собой, по сути дела, государственную религию со своими священными текстами, догматикой, ритуалами, обрядами, святыми и святынями, со своими религиозными праздниками, и, конечно, с обожествлением вождей.
Отличие пропаганды от рекламы
Рекламу и пропаганду часто сравнивают, однако такое сравнение является ошибочным. Реклама представляет собой открытую самопрезентацию, информирование потенциального потребителя о продукте, восхваление его преимуществ. При этом она практически не использует методы пропаганды, хотя отдельные принципы идут в ход (например, воздействие на эмоции).
Если реклама напрямую начинает использовать пропагандистские методики, она приобретает отдельные черты пропаганды и превращается в агитацию. Иногда рекламное сообщение специально формулируется так, чтобы иметь не индивидуальный, а коллективный эффект, навязав обществу определённую точку зрения. В таком случае можно говорить, что для продвижения продукта используется пропаганда, а не реклама. Но смешивать эти понятия всё же не следует.
Виды и примеры пропаганды
Можно найти много признаков для классификации, но главный из них – конструктивность целей. Он позволяет выделить 2 вида пропаганды: позитивную и негативную.
1. Позитивная (конструктивная) пропаганда
Цель позитивной пропаганды – просвещение, повышение уровня гармонии и согласия в обществе, привитие людям общепринятых ценностей, популяризация образования и здорового образа жизни. Конструктивная пропаганда обычно выгодна не узкому кругу заинтересованных лиц, а тем, на кого она направлена. У неё нет задачи манипулировать обществом, она стремится повысить уровень благополучия граждан.
Примеры позитивной пропаганды:
- популяризация спорта и активного образа жизни;
- пропаганда отказа от аддиктивного поведения;
- популяризация здорового питания;
- пропаганда общечеловеческих духовных ценностей;
- информирование молодёжи о безопасном сексе.
Как правило, пропагандируемые идеи и так очевидны. К примеру, все знают, что заниматься спортом полезнее, чем употреблять алкоголь. Но в барах почему-то всегда больше людей, чем в спортзалах. Поэтому конструктивная пропаганда нужна любому современному обществу.
2. Негативная (деструктивная) пропаганда
Этот вид пропаганды обычно направлен на разжигание социальной вражды и обострение противоречий. Её основным инструментом является взаимодействие с примитивными инстинктами через эмоции. В частности, она эксплуатирует наше инстинктивное стремление к защите справедливости для того, чтобы формировать «образ врага» и разжигать ненависть к определённой социальной группе, нации или иной общности.
Примеры негативной пропаганды:
- пропаганда разрушения – формирование образа врага, демонизация противника, «разоблачение» его системы ценностей с целью оправдания враждебных действий в отношении него (любая военная пропаганда в той или иной мере использует данный подход);
- пропаганда разделения – разжигание национальных, социальных, религиозных и любых других противоречий, направленное на раскол общества;
- пропаганда устрашения – запугивание противника с целью подорвать его моральный дух;
- пропаганда отчаяния – стремление убедить противника, что его положение безнадёжно.
Из четырех приведённых примеров деструктивной пропаганды первый ориентирован на своё общество, а остальные три – на противника.
Принципы пропаганды
Независимо от поставленных целей и задач, для достижения максимальной эффективности должны соблюдаться 6 принципов пропаганды:
- Незаметность. Потребитель информации не должен знать, что она является пропагандистской.
- Эмоциональная окраска. Чем больше эмоций вызывает пропагандистское сообщение, тем большей эффективностью оно обладает, даже если противоречит законам логики.
- Бинарность. Любая пропаганда пытается разделить мир на «белое» и «черное», не оставляя промежуточных вариантов.
- Желательность. Люди охотнее принимают ту версию событий, которая для них предпочтительнее или соответствует уже имеющимся у них представлениям.
- Простота. Пропагандистское сообщение должно быть максимально простым, доступным и однозначным.
- Повторение. Чем больше раз человек слышит определённое утверждение, тем меньше у него остаётся сомнений в его истинности.
Сталин – цензор цензоров, учитель писателей, ученых и журналистов
Советская власть матерела и обюрокрачивалась, и вместе с ней матерела и обюрокрачивалась пропаганда. Внутри СССР пропаганда работала без сбоев. Сталин держал ее на ручном управлении. И вся эта махина слушалась малейшего намека, исходящего из главного кремлевского кабинета. Яркий пример – 3 мгновенных поворота на 180 градусов в отношении гитлеровской Германии в период с 1933 по 1941: с 1933 и до августа 1939 фашизм – ругательство, это враг СССР и немецкого народа, с августа 1939 по июнь 1941- запрет на любой негатив в адрес фашизма, и,наконец, с июня 1941 фашизм — снова враг. Моменты поворотов можно отследить с точностью до минуты.
Во время войны была создана эталонная советская пропагандистская машина – Совинформбюро, которое было сердцем и мотором советской пропаганды в 1941-1961 годах, и сегодня многие принципы этой машины воспроизводятся в российской пропаганде. О том, как работал этот механизм, вспоминает его сотрудник В.С.Кружков:«Сводки о боях на фронтах перед выпуском подавали Сталину. Если дела шли плохо, они возвращались от него неузнаваемыми. .. Вождь не щадил немцев. Если по нашим сводкам посчитать все потерянные противником самолеты, танки, корабли, орудия и людские силы, то ни в Германии, ни в захваченной ею Европе не осталось бы ни людей, ни техники уже к середине войны». Насколько достоверными были данные от Совинформбюро, можно судить по сообщению от 31.05.1942 года о результатах Харьковской операции, в которой советские войска понесли безвозвратные потери в количестве 171 тысячи убитыми, пленными и пропавшими без вести. Совинформбюро сообщило о 5 тысячах убитых и 70 тысячах пропавших без вести.
Сталин прекрасно понимал смысл крылатой фразы Натана Ротшильда про то, что кто владеет информацией, тот владеет миром. Поэтому контроль над информацией не доверял никому. Армия цензоров отсекала вредную для советской власти информацию в основном по формальным признакам. Все главные характеристики содержания, формы и стилистики пропаганды определял лично Сталин. Часто в личном качестве. Часто через написанные им лично постановления и директивы ЦК ВКП(б). За 30 лет единоличного правления Сталина ЦК ВКП(б) принял 221 документ, направленный на то, чтобы указывать журналистам, редакторам, писателям, режиссерам, композиторам – как и о чем им писать, что и как снимать, какую музыку и как исполнять.
Среди этих документов есть настоящие шедевры. Например, постановление ЦК ВКП(б) 1948 г. «Об опере “Великая дружба“ В.Мурадели». Вот его маленький фрагмент:«Основные недостатки оперы коренятся прежде всего в музыке оперы. Музыка оперы невыразительна, бедна. В ней нет ни одной запоминающейся мелодии или арии. Она сумбурна и дисгармонична, построена на сплошных диссонансах, на режущих слух звукосочетаниях. Отдельные строки и сцены, претендующие на мелодичность, внезапно прерываются нестройным шумом, совершенно чуждым для нормального человеческого слуха и действующим на слушателей угнетающе. Между музыкальным сопровождением и развитием действия на сцене нет органической связи. Вокальная часть оперы – хоровое, сольное и ансамблевое пение – производит убогое впечатление. В силу всего этого возможности оркестра и певцов остаются неиспользованными».
В политбюро ЦК ВКП(б) в то время входили: Берия, Булганин, Ворошилов, Жданов, Каганович, Маленков, Микоян, Молотов, Сталин и Хрущев. Двое из них закончили духовную семинарию, остальные – реальные училища. К музыке имел некоторое отношение Молотов, который в ранней молодости играл на скрипке. Возможно, он единственный из этой компании мог знать ноты.
Каждый из этих 221 партийных документов стал могильной плитой, накрывшей какую-то часть творческой интеллигенции, которая, даже не из идейных соображений, а просто в силу яркости таланта препятствовала пропагандистскому потоку, поскольку на фоне продукта свободного творчества продукт пропаганды сер и уныл.
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград» закатывает в асфальт Зощенко, называя его «подонком литературы», и Ахматову, поставив на ней клеймо «пустой безыдейной поэтессы». В том же 1946 году в Постановлении ЦК ВКП(б) «О кинофильме «Большая жизнь», который, по мнению кинокритиков из политбюро «фальшиво, искаженно изображает советских людей», задается планка советскому кинематографу. Эта сталинская планка – фильм «Кубанские казаки» со столами, ломящимися от изобилия продуктов в голодном 1949 году. Сталин сам дал название этому фильму и обронил после просмотра одобрительную реплику: «А все-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством».
Методы пропаганды
Существует много способов «вложить» мысль в умы людей. При этом можно выделить 6 наиболее эффективных методов, которыми пропаганда пользуется чаще всего. Рассмотрим каждый из них подробно.
Навешивание ярлыков. Так уж устроено наше мышление, что мы легко «клюём» на ярлыки. Можно долго объяснять, почему кто-то плохой, но так и не убедить собеседника. А можно вскользь назвать кого-то фашистом или бандитом, и собеседник запомнит это утверждение.
Упоминание значимого источника. Любое утверждение звучит убедительнее, если выдать его за мнение «известного ученого» или «общепризнанного эксперта». При этом большинство не спросит, о каком эксперте речь и где можно прочитать его высказывание на эту тему.
Отзывы знаменитостей. Если на пропагандистскую кампанию пускаются серьёзные средства, к ней могут привлечь знаменитостей. Многие поклонники принимают на веру слова своих кумиров.
Обожествление
Иногда для убедительности определённой идеи ей придаётся сакральный смысл, что всегда важно для значительной части населения.
Принадлежность к большинству. Стать изгоем – инстинктивный страх любого живого существа
Поэтому люди охотно принимают ту точку зрения, которая свойственна большинству. А значит, достаточно преподнести какое-то утверждение, как «народное мнение», и многие люди поверят в него безоговорочно.
Страх. Ещё один эффективный приём пропаганды – внушение ощущения надвигающейся угрозы. Природа угрозы неважна. Если удаётся внушить человеку это чувство, управлять его мыслями становится гораздо проще.
Формы пропаганды
Самым эффективным каналом пропаганды считается телевидение. Телевизоры по-прежнему есть у большинства семей, и многие люди держат их включенными практически постоянно. И даже когда никто не смотрит на экран, телевизор воздействует на людей, повторяя определённые установки. Люди могут даже не вслушиваться в детали отдельных высказываний, но у них в голове формируется набор мыслей, который они воспринимают за своё субъективное мнение.
Активное развитие интернета в последние годы несколько меняет ситуацию. Пользователь всемирной сети имеет гораздо больше свободы в выборе источников информации, чем телезритель. С одной стороны это создаёт серьёзные проблемы пропагандистам. С другой стороны они могут воспользоваться тем, что пользователи гораздо сильнее доверяют той информации, которую они нашли (и выбрали) самостоятельно.
Как переубедить человека, который верит только телевизору?
Важно начинать с согласия в базовых позициях: никто не хочет войны, убивать – это преступление и т.п., а потом переходить к конкретным примерам. Апеллируйте к базовым ценностям
Приводите необычные примеры (видео, факты), которые не укладываются в иллюзорную картину мира, созданную пропагандой вместо прямого оспаривания.
Пораженные пропагандой используют речевые штампы и клише, им трудно сформулировать эту же мысль другими словами – спросите их, как они пришли к этой идее. Хорошо помогает выявление лжи по конкретным отдельным фактам. Максимально делитесь фото и видео с мест событий.
Однако вы можете столкнуться с тем, что вас начинают высмеивать в ответ. Мол, ты неадекватен, ты глуп, ничего не понимаешь, ты ненормальный. Это типичная форма психического насилия – газлайтинг, когда вас пытаются заставить сомневаться в адекватности своего восприятия реальности. К газлайтингу часто прибегают нарциссы и социопаты, а также пропаганда.
К сожалению, зачастую глубоко пораженных пропагандой очень сложно или невозможно переубедить, им требуется длительная реабилитация. Но вы можете ослабить действие пропаганды на еще колеблющихся. Ведь когда происходит «кристаллизация бреда», то изменить картину мира уже очень сложно
Берегите своих близких от пропаганды, уделяйте внимание воспитанию критического мышления детей
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Почему пропаганда работает?
Промывание мозгов идет по классической схеме: отключить рациональное мышление, вызвать страх, предложить решение. Например, так обманывают мошенники по телефону: отключить мышление (представляется авторитетом из банка), вызвать страх (сейчас у вас крадут деньги), предложить решение (переведите все на этот счет). Точно так же обманывает режим: отключение мышления (фейки), вызвать страх (нас разбомбят скоро), предложить решение (война).
Прямое переубеждение не работает. Дело в том, что усвоенные идеи пропаганды сливаются с личностью человека, поэтому мозг расценивает противоречащую им информацию как угрозу своему физическому существованию. Как только человек сталкивается с возможностью, что его убеждения могут быть неверны, он начинает действовать рефлекторно и агрессивно.
Ослабляя пропаганду, вы в прямом смысле спасаете жизни
кандидат медицинских наук, исследователь
– Во время геноцида в Руанде, где погибли сотни тысяч людей, было радио, которое призывало к насилию. Исследование показало, что там, где это радио ловило хуже, количество жертв было куда меньше.
То есть чем сильнее пропаганда, тем сильнее насилие. Важнейшее условие формирования пропаганды – это цензура, как цензура государства (режима), так и самоцензура (ваше молчание). Выражая ваше мнение и несогласие, вы ослабляете пропаганду – и в прямом смысле спасаете жизни. Именно отсутствие альтернативного мнения позволяет некритично воспринимать пропаганду, так как кажется, будто ее поддерживают все.
Как защититься от пропаганды?
Мы живём в информационную эпоху. Это значит, что мы постоянно получаем информацию и не можем просто отмахнуться от неё. Поэтому нужно внимательно следить за тем, что и откуда мы узнаём. Только такой контроль может обеспечить хотя бы минимальную защиту от пропаганды. Человек, не использующий подобную защиту, даже не заметит, как его точку зрения сформируют за него. При этом сам он будет утверждать, что не смотрит телевизор и не подвержен пропаганде.
Кроме того, важно работать нас своим образованием и развивать критическое мышление. Французский философ 18 века Клод Гельвеций говорил: «Знание некоторых принципов освобождает от знания некоторых фактов»
И это один из важнейших тезисов для человека, способного критически осмысливать поступающую информацию. Важно не забывать, что удалить пропагандистский мусор из своей головы гораздо сложнее, чем не пустить его туда вообще.
Что такое пропаганда?
Пропаганда – это целенаправленное формирование общественного мнения посредством навязывания определённых точек зрения, идей и взглядов. Основная её задача заключается в том, чтобы в умах большинства людей укоренилось представление об окружающем мире, выгодное для её источника. Информация, которую навязывает пропаганда, может быть любой, но при этом она должна быть простой и доступной для понимания.
Чтобы восприятию пропаганды не мешало критическое мышление, пропагандисты обращаются к базовым инстинктам людей (таким как страх, сочувствие, негодование, стремление защитить справедливость), придавая информации мощную эмоциональную окраску. И если человек постоянно слышит одно и то же утверждение, которое легко понять и прочувствовать, он может поверить в любую ложь.
Термин «пропаганда» происходит от латинского слова propaganda – «подлежит распространению», которое в свою очередь образовано от слова propago – «распространяю». Автором этого термина считается Папа Римский Григорий XV, создавший в 1662 году организацию для распространения и популяризации христианства «Congregatio de Propaganda Fide».
Что такое критическое мышление
Один из инструментов для защиты себя от потока многомерной, «мутной» информации — критическое мышление. В широком смысле критическое мышление можно понимать как установку относиться ко всему с недоверием, ничего не принимая без доказательств и проверки фактов. Метод систематического сомнения был основополагающим в философии Рене Декарта еще в XVII веке, а в нашем XXI-м приобрел новую ценность.
Фейки и факты: как ориентироваться в информационном потоке
Иметь критическую установку — необходимое условие, но недостаточное. Необходимы техники и приемы, с помощью которых можно помочь себе разобраться в происходящем. Первое, с чего нужно начинать — проверка источников. Следует задать себе вопросы: насколько человек мог быть свидетелем того, что он рассказывает? Хорошо ли он понимает, что произошло? Есть ли в словах некоторое свидетельство?
Второе действие — проанализировать, не противоречит ли предъявленная информация сама себе. Насколько содержание соответствует источнику, которому его приписывают? Чаще всего противоречие в информации означает ее недостоверность
Полезно обратить внимание на логику рассуждения — если она нарушена, информации, скорее всего, доверять не стоит
Главная задача в условиях информационного хаоса — не принять за истину первую попавшуюся точку зрения, а сразу начать использовать техники рефлексивного мышления. «Рефлексивность — это альтернатива импульсивности», — уверен эксперт.
Экономика образования
Как использовать критическое мышление в информационном потоке
По мнению Спиридонова, уровень критического мышления у людей «исчезающе мал». С появлением интернета у каждого, даже незначительного, события рождается множество интерпретаций, с которыми не всегда могут справиться даже специалисты, которые учились критическому мышлению.
Почему она сломалась?
Машина геббельсовской пропаганды была сломана насильно извне, благодаря военному поражению гитлеровского Рейха. Машина советской пропаганды была сломана изнутри. И сломавшись, перестав функционировать в заданном режиме, она, эта машина пропаганды, разнесла вдребезги СССР и похоронила советскую власть.
Политика гласности, инициированная Михаилом Горбачевым и Александром Яковлевым в 1986-1987 годах, создала в стране крайне противоречивый информационный режим. Были сняты многочисленные табу в СМИ, дан зеленый свет публикациям о преступлениях Сталина, привилегиях партноменклатуры, о сексе и проституции, об экологических проблемах и бюрократизме советской государственной машины.
С марта 1987 в библиотеках началось возвращение книг из спецхрана в открытые фонды. Из тюрем и лагерей стали выпускать многих диссидентов. В головах многочисленной армии пропагандистов возникла неразбериха, которая усиливалась тем, что одним СМИ, например, «Московским новостям», дозволялось многое из того, что все еще было запрещено всем остальным.
В партаппарате и номенклатуре стал зреть протест против политики гласности. Манифестом этого протеста стала статья в «Советской России» «Не могу поступаться принципами», опубликованная 13.03.1988 года за подписью преподавательницы Нины Андреевой. В статье осуждалась политика гласности и провозглашалось, по сути, требование возврата к сталинско-брежневскому социализму.
Но советская пропагандистская машина, в которую попал чуждый ей элемент свободы и плюрализма, уже пошла вразнос. И не смогла уничтожить своего могильщика – закон о печати, который был принят 12 июня 1990 года. Советская система пропаганды, в отличие, например, от путинской, не имела иммунитета против закона о печати, в котором хоть как-то утверждались права и свободы СМИ и журналистов. Об этом предупреждал еще главный партийный идеолог М.А.Суслов, когда в конце 60-х годов на политбюро был вынесен проект весьма консервативного закона о печати. Суслов тогда сказал: «В Чехословакии между отменой цензуры и вводом советских танков прошло два месяца. Кто будет вводить танки в СССР?» Опытный догматик оказался прав. С момента принятия закона «О печати и других средствах информации» до распада СССР прошло немногим более года.
Как проверить свою способность мыслить критически
Для этого есть два способа
Первый — обратить внимание на то, как вы обращаетесь с полученной из любого источника информацией. Вы принимаете ее к сведению, пытаетесь проверить или сравнить с чем-то другим? Какую работу вы проводите, прежде чем согласиться? Если есть хоть какая-то — это уже хорошо
Следующие вопросы, которые нужно задать себе: какие инструменты и техники сомнения, фактчекинга вы применяете? Насколько рационально то, что вы делаете?
Чтобы изучить рациональность мышления, психологи создали CRT — тест когнитивной рефлексии. Пройти его — второй способ узнать про свою склонность к критическому мышлению и рациональности. Тест состоит всего из трех вопросов, ответы на которые помогут определить преобладающий тип мышления — интуитивный или аналитический.
Вот эти вопросы:
- Бейсбольная бита и мяч вместе стоят $1,10. Бита ровно на $1 дороже, чем мяч. Сколько стоит мяч?
- 5 машин производят 5 деталей за 5 минут. За какое время (в минутах) 100 машин произведут 100 деталей?
- В озере есть участок, покрытый кувшинками. Каждый день заросли кувшинок удваиваются в размере. Если кувшинкам нужно 48 дней, чтобы покрыть всю поверхность озера, через сколько дней они будут покрывать половину озера?
Если ваши ответы — 10, 100 и 24, это значит, что ваше аналитическое мышление не успело вовремя включиться в работу. Подробнее о тесте можно узнать в статье психолога Шейна Фредерика, который изобрел CRT. А правильные ответы — 5 центов, 5 минут и 47 дней.
Социальная экономика
Выход из любых ситуаций: как применять аналитическое мышление
Чем опасна пропаганда
Определить единичный фейк не так сложно, как не подвергнуться влиянию пропаганды. Слово «пропаганда» произошло от латинского propago — «распространять». Это предъявление не отдельных фактов и событий, а целостной картины мира. Пропагандистская картинка, как правило, хорошо и убедительно построена. Проверить ее значительно труднее, чем изолированный факт, где можно обнаружить нестыковки в двух интерпретациях. Как бороться с пропагандой — вопрос непростой.
Пропаганда выгодна самым разным агентам — кто-то действует на рынке товаров и услуг, кто-то — на политическом рынке. Пропаганда становится мощным инструментом, когда идет борьба за ресурсы, влияние, власть.
В результате появляются люди, готовые поверить в пропагандистскую картину мира и начать действовать в соответствии с ней. С другой стороны возникает контрпропаганда, которая выращивает противоположную картину и ее сторонников. Между людьми возникают конфликты, которые могут привести к информационной войне.
В романе Джорджа Оруэлла «1984» есть понятие новояза. Этот новый язык устроен таким образом, чтобы слов в нем становилось все меньше, а понятия «свобода», «демократия», «человеческое достоинство» нельзя было выразить и даже помыслить. Это критический вариант пропаганды, рассказывает Владимир Спиридонов. При этом контрпропаганда для ее приверженцев не менее страшна — когда нет серединных значений, крайние точки разрушительны для социальных отношений и для самих людей.
Цели пропаганды
По сути, главная функция пропаганды заключается в том, чтобы давать определённую власть над людьми. Это может относиться к социальной группе, социальному слою или всему обществу. Если люди придерживаются определённых убеждений, это в значительной мере влияет на принимаемые ими решения. Они и сами не будут подозревать, что ими управляют при помощи пропаганды и практически все их решения предопределены умелыми кукловодами-пропагандистами.
Стоит отметить, что пропаганда далеко не всегда носит деструктивный характер и вводит целевую аудиторию в заблуждение. Можно пропагандировать саморазвитие, чтение книг, здоровое питание, любовь к спорту, заботу об экологии и другие вещи, ценность которых ни у кого не вызывает сомнения. Да и сам термин «пропаганда», как мы выяснили выше, изначально был частью названия организации, популяризировавшей христианство.
Как не утонуть в потоке информации
Есть только один вариант — учиться работать со сложным содержанием самостоятельно. Но на это не всегда хватает времени, сил, доступа к источникам. Поэтому многие предпочитают прислушиваться к людям, чье мнение кажется обоснованным, правдивым и не продиктованным корыстными целями. Поиск источника информации, вызывающего доверие, — это тренд в ответ на то, что многие масс-медиа это доверие теряют.
Оборотная сторона информационного хаоса — тотальное недоверие ко всем источникам информации. Это обоснованная реакция, но она ведет к теориям заговора. Если вы доверяете только собственным глазам, то огромное количество достоверной информации начинает подменяться странными объяснениями.
Новые информационные вызовы уже находят отклик в психологии, социологии и других социогуманитарных дисциплинах. Постепенно будут появляться профессиональные ответы на эти вызовы.
Ленин — лучший маркетолог всех времен и народов
Убрать конкурентов с поля идей было важной и необходимой, но явно недостаточной задачей для достижения казавшейся немыслимой цели: впарить не самому дикому в мире народу такой совершенно несъедобный товар, как советская власть. Да еще кормить этим неудобоваримым продуктом, начисто лишенным потребительских свойств, целых 74 года
Фундаментом успеха было насилие. Но без выдающихся ноу-хау в пропаганде Россию было бы не удержать.
Ленин умел облекать ложь в простую, емкую и вызывающую доверие форму. Слоган:«Фабрики – рабочим! Землю – крестьянам! Мир – солдатам! Хлеб – голодным!», — можно крупными буквами вешать в качестве эталона продвижения товара на стенах на всех кафедрах маркетинга и рекламы. Те, кто шел к власти с этим слоганом, принесли с собой невиданный голод, гражданскую войну, отобрали землю у крестьян и превратили их в рабов.
Для того, чтобы народ не заметил лжи, требовался талант и блестящая упаковка. «Окна сатиры РОСТА», сыгравшие выдающуюся роль в становлении советской власти – один из примеров таких ноу-хау. Это был фантастический микс традиционного русского лубка и раешника с современным комиксом. Вот как писал об этом шедевре советской пропаганды один из создателей «Окон РОСТА» Владимир Маяковский: «Это телеграфные вести, моментально передаваемые в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные в частушки, это новая форма. Выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распеванием частушек».
Но без насилия и цензуры даже самая мощная пропаганда не достигала результата. Тому свидетельство – провал одной из самых грандиозных акций политического маркетинга, предпринятого советской внешнеполитической пропагандой в 1940 году в Болгарии. Речь идет о «Соболевской акции», названной по имени ее организатора, сотрудника МИДа Соболева. Ее цель – нажим на премьера Болгарии Богдана Дилова и царя Бориса 3-го, чтобы они приняли предложение СССР о заключении пакта о взаимоподдержке, что де- факто означало превращение Болгарии в сателлита СССР. Акция имела беспрецедентный размах: премьеру и царю было направлено около 1,5 миллионов подписей, София была вся заклеена плакатами в поддержку пакта с СССР. Но, несмотря на масштаб пропаганды, Болгария на пакт с Россией не пошла.
Заключение
Термину «пропаганда» чуть больше трёхсот лет, но само явление существует, наверное, столько же, сколько и человеческое общество. Религии, борьба за власть, военные походы – всё это требовало умелого манипулирования сознанием народных масс. И даже сегодня, несмотря на уровень технологического и интеллектуального развития человечества, пропаганда остаётся мощным инструментом формирования общественного мнения. Впрочем, есть и положительные моменты. Пропаганда может быть конструктивной, и её можно использовать для гармонизации общества и повышения качества жизни людей.