Факторный подход в психическом развития ребенка

Процессуальные теории мотивации кратко

Процессуальные теории мотивации — анализируют, как человек распределяет усилия для достижения цели, и какой вид поведения при этом выбирает. Кроме потребностей, не менее важны и условия их удовлетворения: ожидаемое вознаграждение и справедливая оценка работы.

I. Теория ожиданий Врума — для мотивации человека необходимо не только наличие потребности, но и ожидание того, что его действия действительно приведут к получению желаемого.

Ключевые факторы, влияющие на мотивацию по Вруму:

  1. Ожидание того, что усилия приведут к желаемому результату;
  2. Ожидание того, что достижение результата будет вознаграждено;
  3. Ожидание того, что вознаграждение будет ценным.

Чем сильнее каждый из факторов, тем выше мотивация. Если хотя бы один из факторов будет отсутствовать, то и мотивация будет нулевой.

Недостаток теории ожиданий В. Врума — она не говорит о том, какое вознаграждение обладает большей ценностью: заработная плата, продвижение по службе, признание заслуг и т. д.

II. Теория справедливости Джона Адамса — люди субъективно оценивают соотношение между вознаграждением и усилиями, а также всегда сравнивают его с другими работниками, выполняющими аналогичную работу.

Итогом сравнения может быть чувство несправедливости. Адамс выделил 6 возможных реакций на несправедливость:

  1. Сокращение прикладываемых усилий;
  2. Попытка добиться увеличения вознаграждения;
  3. Снижение самооценки;
  4. Попытка повлиять на зарплату/нагрузку других работников;
  5. Выбор другого объекта для сравнения себя с ним;
  6. Попытка перейти в другое подразделение или фирму.

Менеджер должен отслеживать возникновения подобных противоречий и вовремя их устранять.

III. Теория Портера-Лоулера основана на утверждении, что на мотивацию человека влияет целый ряд факторов: затраченные усилия, результат, вознаграждение, его восприятие и степень удовлетворенности работой.

Вывод — результативный труд ведет к удовлетворению работника, а не наоборот.

IV. Теория МакГрегора включает две взаимосвязанные теории:

  • Теория X — руководители считают, что работники ленивы, стараются избегать работы и ответственности. Работников надо контролировать, главный стимул для них — деньги. Стиль руководства в теории X — авторитарный, основанный на угрозе наказания;
  • Теория Y — противоположность предыдущей. Менеджмент склонен считать, что сотрудникам нравится творческий труд. Удовлетворение от хорошо сделанной работы — само по себе мощный стимул. Менеджеры полагают, что если предоставить работникам большую свободу, это может значительно повысить производительность. Стиль руководства — более гибкий и либеральный.

(+) Концепция партисипативного управления — говорит о необходимости привлечения работников к управлению предприятием, для повышения их мотивации.

Различают три степени участия:

  1. Выдвижение предложений.
  2. Выработка альтернативы.
  3. Выбор окончательного решения.

Применение этой концепции возможно только на предприятиях с трудолюбивыми и творческими работниками.

Вы можете скачать памятку (шпаргалку) по процессуальным теориям мотивации в формате
Word

Галяутдинов Р.Р.

ИсточникиПоказать

  1. Галяутдинов Р. Р. Обзорные лекции для подготовки к госэкзаменам по специальности «Экономика и управление на предприятии». 2012.

Деятельностный подход

Культурно-исторический подход Когнитивистский подход

(теория Л.С.Выготского) (теория Ж. Пиаже)

Л.С. Выготский выдвинул и обосновал принцип социально-исторической обусловленности психики человека. Принцип специфики развития психики человека в онтогенезе заключается в том, что на протяжении жизни у человека формируется высшие психические функции (ВПФ), культурные и социальные по природе. Их появление обусловлено характером жизнедеятельности человека и его трудовой деятельностью.

Выготский говорил, что существует две линии развития человека: натуральная, которая является результатом биологической эволюции животного мира, и характеризуется физическим, естественным развитием ребенка с момента рождения, и вторая линия – культурная, которая является результатом исторического развития общества. Она возникает при появлении общения ребенка с окружающим миром, т.е., условиями формирования «план культурного повеления» является общение ребенка с взрослыми, подражание им, что способствует развитию высших психических функций.

ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Их отличительная особенность заключается в том, что они носят опосредованный характер, и в произвольности. Их формированию способствуют психологические орудия, или знаки, имеющие определенные социальные значения.

Выготский сформулировал законы ВПФ:

— каждая ВПФ появляется на сцене дважды: сначала, как деятельность коллективная, социальная, т.е., как функция интерпсихическая, и второй раз, как действие индивидуальное, как внутренний способ мышления ребенка, или как функция, интрапсихическая.

В основе формирования ВПФ лежит сотрудничество ребенка с взрослым, общение, в широком смысле слова. Их формирование подчиняется закону интериоризации. В понимании Выготского интериоризация – это процесс перехода знака из внешнего плана во внутренний план.

Взрослый знаком воздействует на ребенка, побуждая его что-либо сделать. На второй стадии ребенок перенимает способ обращения, и начинает словом или знаком воздействовать на взрослого. И на третьей стадии ребенок начинает воздействовать словом, или знаком на самого себя, т.е., ВПФ становитсярегулятором поведения.

Экстериоризация – процесс, противоположный интериоризации, и является не только механизмом развития, но и началом мышления.

В ходе развития ребенка совершенствуются оба эти процесса.

Закон развития ВПФ определяет новое понимание роли среды в развитии. Согласно Выготскому, социальная среда – источник развития, т.к. ВПФ формируются у ребенка в сотрудничестве с взрослым, то их формирование тесно связано с обучением, и обучение – высшая сила развития. Проблема соотношения обучения и развития – это особая проблема, и Выготский говорил о том, что обучение хорошо только тогда, когда оно забегает вперед развития, подтягивая его за собой.

Так же Выготский говорил, что развитием можно управлять, и здесь он выходит на уровни развития:

— Актуальный уровень развития;

Зона ближайшего развития.

Уровень актуального развития характеризует успехи ребенка. Это то, что ребенок может выполнять самостоятельно, без помощи ребенка.

Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем настоящего развития и возможного. Это то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, а завтра – самостоятельно.

Используя в своих исследованиях экспериментально-генетический метод, Л.С.Выготский показал, что психическое развитие – это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Под идеальными формами он понимал культурные и духовные богатства общества. С точки зрения ученого, в каждом возрасте существуют доминирующие функции: в раннем возрасте – восприятие. В дошкольном возрасте – память, в младшешкольном – мышление. Условия развития психики – морфологические особенности мозга и общения. Процесс развития психики происходит в форме усвоения, или присвоения социокультурного опыта.

Структурная теория личности

Психолог из Австрии З. Фрейд создал собственную структурную теорию личности, базу которой составил конфликт таких сфер, как инстинктивная сфера душевной жизни индивида, а также требования общества. Он полагал, что любой индивид приходит в мир с врожденными сексуальными влечениями, которые затем попадают под контроль таких структур, как «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» представляет собой внутреннюю психическую инстанцию, которая под воздействием запретов выделяет из себя небольшую часть «Я». «Сверх-Я» – это инстанция, которая ограничивает людские влечения. Считается, что на «Я» оказывают давление «Оно» и «Сверх-Я». Это классическая схема двух факторов развития.

В философии

У нативизма есть история в философии, особенно как реакция на откровенно эмпирические взгляды Джон Локк и Дэвид Хьюм. Юм привел убедительные логические аргументы, которые люди не могут вывести причинность от перцептивного входа. Самое большее, на что можно надеяться, — это то, что два события происходят последовательно или одновременно. Один из ответов на этот аргумент включает постулат о том, что концепции, не обеспечиваемые опытом, такие как причинность, должны существовать до любого опыта и, следовательно, должны быть врожденными.

Философ Иммануил Кант (1724–1804) утверждал в своем Критика чистого разума что человек разум знает объекты врожденные, априори способами. Кант утверждал, что люди с рождения должны воспринимать все объекты как последовательные (время) и совмещены (Космос). Его список врожденных категории описывает предикаты что разум может приписать любому объекту в целом. Артур Шопенгауэр (1788–1860) согласился с Кантом, но сократил количество врожденных категорий до одной -причинность- что предполагает другие.

Модульность

Современный нативизм больше всего ассоциируется с творчеством Джерри Фодор (1935–2017), Ноам Хомский (р. 1928), и Стивен Пинкер (р. 1954), которые утверждают, что люди от рождения имеют определенные познавательный модули (специализированные генетически унаследованные психологические способности), которые позволяют им учиться и приобретать определенные навыки, такие как язык. Например, дети продемонстрировать способность к овладению разговорным языком, но требует интенсивного обучения чтению и письму. Этот бедность стимула наблюдение стало основным компонентом аргументов Хомского в пользу «языкового органа» — генетически унаследованного неврологический модуль это дает в некоторой степени универсальное понимание синтаксиса, с которым рождаются все неврологически здоровые люди, которое настраивается индивидуальным опытом общения с их родным языком. В Чистый лист (2002), Пинкер также ссылается на лингвистические способности детей по отношению к количеству получаемых ими прямых инструкций как доказательство того, что у людей есть врожденные способности к приобретение речи (но не для грамотность приобретение).

Ряд других теоретиков не согласились с этими утверждениями. Вместо этого они обрисовали в общих чертах альтернативные теории о том, как модуляризация может возникать в ходе развития в результате постепенного совершенствования системы и ее точной настройки своих реакций на стимулы окружающей среды.

Язык

Исследование способности человека к языку направлено на поддержку нативистских взглядов. Язык — это вид, характерный для людей: никогда не было обнаружено ни одного человеческого общества, в котором не использовался бы язык, и все дети с медицинскими показателями овладевают хотя бы одним языком в раннем детстве. Типичный пятилетний ребенок уже может использовать большинство, если не все, грамматические структуры, которые встречаются в языке окружающего сообщества. Тем не менее, знание грамматики является неявным: ни пятилетний ребенок, ни взрослые в сообществе не могут легко сформулировать принципы грамматики, которым они следуют. Экспериментальные данные показывают, что младенцы обладают предпосылками, которые позволяют им усвоить правила своего языка.

Период, термин универсальная грамматика (или UG) используется для обозначения предполагаемых врожденных биологических свойств человеческого мозга, какими бы они ни были, которые ответственны за успешное освоение детьми родного языка в течение первых нескольких лет жизни. Человек, наиболее тесно связанный с гипотезой УГ, — это Ноам Хомский, хотя идея универсальной грамматики имеет явные исторические корни, по крайней мере, еще в 1300-х годах в форме спекулятивной грамматики Томас Эрфуртский.

В порождающая грамматика то принципы и параметры (P&P) концепция была доминирующей формулировкой UG до нынешнего Хомского . В рамках P&P принцип является грамматическим требованием, которое должно применяться ко всем языкам, а параметр является жестко ограниченной точкой вариации. В начале 1980-х параметры часто рассматривались как переключатели в распределительной коробке (идея, приписываемая Джеймсу Хиггинботэму). В более поздних исследованиях синтаксиса параметры часто концептуализируются как варианты формальных характеристик функциональных заголовков.

Гипотеза о том, что UG играет важную роль в нормальном овладении языком ребенком, возникает из-за различий между видами: например, дети и домашние животные могут подвергаться довольно схожему лингвистическому вводу, но к трем годам способность ребенка понимать несколько слов высказывания значительно превосходят собачьи или кошачьи. Это свидетельство тем более впечатляющее, если учесть, что большинство детей не получают надежного исправления грамматических ошибок. Действительно, было обнаружено, что даже дети, которые по медицинским показаниям не могут произносить речь и, следовательно, вообще не имеют возможности произвести ошибку, прекрасно владеют как лексикой, так и грамматикой языка своего сообщества. Тот факт, что дети преуспевают в овладении языком, даже когда их лингвистические данные сильно обеднены, как это бывает при отсутствии корректирующей обратной связи, связан с аргументом из бедность стимула, и это еще одно заявление о центральной роли UG в усвоении языка детьми.

Теории преформизма

Согласно концепции преформизма, свойства и характеристики индивида предопределены изначально в клетках зародыша и заданы с момента зачатия.

Для ранней теории преформизма XVIII в. характерно использование понятия «гомункулус». Используя данную метафору, представители направления подчеркивали, что сформированная зрелая личность вырастает из маленького человека, полностью сформированного в момент зачатия, путём количественного изменения с течением времени. Позже сторонники данной теории отошли от такого буквального понимания наследственности и передачи личностных характеристик.

Развитие стало рассматриваться как «генетически запрограммированный процесс развертывания этих преформированных свойств». А наследственность стала рассматриваться как способ специфического кодирования персональной информации.

Современная критика теорий данной группы направлена на излишнюю биологизацию теории: онтогенетическое развитие человека качественно отличается от развития животного. Одним из важных отличий является самостоятельная активность ребёнка при обучении и развитии. Также требуется пересмотр роли среды для личностного и психического развития, поскольку среда создаёт условия для реализации генетической программы, тем самым оказывая качественное влияние на проявление наследственных признаков.

Положения теорий преформизма могут частично объяснить закономерности пренатального развития. Поскольку изначально теория создавалась для объяснения особенностей постнатального развития, на данный момент времени теории преформизм, главным образом, имеют историческое значение.

Метод близнецов

Психологи установили воздействия биологического и социального аспектов, на процесс развития, проводя наблюдения за близнецами, а затем проводя сравнение полученных результатов. Данный метод получил название метод близнецов. По воззрениям Д.Б. Эльконина, с методологической точки зрения, в проведении исследований близнецов существует один важный недочет: он состоит в том, что проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности либо же нетождественности, а уже проблема средовых воздействий всегда рассматривается с точки зрения тождественности. Но нет единственной социальной среды, в которой бы воспитывались близнецы – нужно брать в расчет, с какими именно элементами среды ребенок наиболее активно взаимодействует. Из-за этого для получения правильных результатов стоит выбирать такие ситуации, в которых выдвинутое уравнение имеет не одно, а уже два неизвестных. Можно сделать вывод, что с помощью этого метода возможно изучать индивидуальные отличия, но отнюдь не глобальные проблемы развития.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Проблема движущих сил психического развития в отечественной психологии

Определение 2

Движущие силы – это факторы, определяющие поступательное развитие ребенка и являющиеся его причинами.

К ним, прежде всего, относятся потребности ребенка, его мотивация, внешние стимулы общения и деятельности, а также те цели и задачи, которые ставят взрослые в воспитании и обучении.

Каждый ребенок развивается в определенных условиях, его окружают те или иные предметы материальной и духовной культуры, конкретные люди с их взаимоотношениями – всё это составляющие условия психического развития.

Рисунок 1. Движущие силы психического развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, к условиям развития относятся внешние и внутренние постоянно действующие факторы. Они направляют ход развития, формируют динамику и определяют конечные результаты.

Условия оказывают влияние на психическое развитие ребенка и на его индивидуальные особенности.

Психологическое пространство с элементами определенного качества является областью психического развития – это психофизическая область, психосоциальная, когнитивная.

К биологическим факторам относятся наследственные и врожденные свойства организма. Организм человека обладает свойством в ряду поколений повторять сходные типы обмена веществ и в целом индивидуального развития – это наследственность. Ребенок, прежде всего, по наследству получает человеческие особенности строения нервной системы, органов чувств, головного мозга. Врожденность – это тоже биологический фактор. Однако не всё то, с чем ребенок рождается, является наследственным.

Таким образом, рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения, определяет биологический фактор, хотя при рождении люди имеют биологические различия. Однако нормальный ребенок способен обучиться всему, его биологические особенности являются природной основой.

Сущностью являются социально-значимые факторы – это социальная среда, обучение, воспитание, социализация. Социальная среда – это общественная ситуация, окружающая человека, материальные и духовные условия, необходимые для его существования.

На развитие психики ребенка свое влияние оказывает и природная среда – это климатические и природные условия, хотя их влияние косвенное.

Для психического развития ребенка важна его жизнь в обществе людей. Что касается воспитания и обучения, то они рассматриваются как целенаправленный процесс, при котором социальные институты оказывают свое влияние и через них ребенок усваивает нормы и правила общества.

Если рассматривать воспитание и обучение как спонтанный процесс, тогда ребенок усваивает эти нормы через наблюдение за межличностными отношениями окружающих его людей. Оба эти понятия нельзя отделить от понятия «социализация», через которую происходит усвоение всех установок, обычаев, мнений, жизненных ценностей, ролей и ожиданий, принятых в конкретной социальной группе.

Психологи сегодня ищут ответ о соотношении биологического и социального в развитии, что предопределяет процесс развития ребенка наследственность или окружающая среда.Поиск ответа привел к теории конвергенции этих факторов. Основоположником данной теории стал В. Штерн, который считал, что оба фактора в равной мере отвечают за психическое развитие.

Замечание 2

Таким образом, психическое развитие по В. Штерну, является результатом конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни ребенка.

Критика концепции рекапитуляции

Категорическое несогласие с теорией выразил Л. С. Выготский. Он полагал недопустимым сравнение филогенеза, онтогенеза и социогенеза, считая эти линии развития принципиально разными. Учёный был уверен, что человек, в отличие от животных, идёт по культурно-историческому пути. Он сам создаёт условия своего существования. Психолог негативно относился к наследственности как к определяющему фактору психического развития. Он настаивал на том, что отрицание воспитания и обучения в формировании когнитивной, психоэмоциональной и поведенческой сферы недопустимо.

Подвергал критике теории нативизма и С. Л. Рубинштейн. Он проводил параллели между онтогенезом и социогенезом, сопоставляя культурно-исторический опыт и характер познания мира ребёнком. Так, например, среди общих черт онто- и социогенеза он выделял логику познания от простого к сложному. К различиям относилась генерация и передача культурно-исторического опыта: в социогенезе он формируется, в онтогенезе — присваивается индивидом.

Вопрос развития человека достаточно сложен, так как здесь влияние оказывает комплекс факторов. Однако многое зависит от самого человека: если он хочет быть развитой и сильной личностью, то может устранить даже самые тяжелые факторы, мешающие развитию. В первую очередь в постоянном развитии нуждается мозг, ведь это главный орган, управляющий организмом. Постоянные тренировки мозга обеспечивают поддержание на нужном уровне всех когнитивных функций. Для этого удобно и эффективно использовать тренажеры Викиум.

Отношение к неврологии

Нейробиологи, работающие над Проект Голубой мозг обнаружил, что нейроны передавать сигналы, несмотря на личный опыт. Ранее предполагалось, что нейронные цепи создаются, когда опыт человека запечатлевается в мозгу, создавая воспоминания. Исследователи из Blue Brain обнаружили сеть из примерно пятидесяти нейронов, которые, по их мнению, были строительными блоками для более сложных знаний, но содержали базовые врожденные знания, которые можно было комбинировать различными более сложными способами, чтобы уступить место приобретенным знаниям, таким как память.

Ученые провели тесты нейронных цепей нескольких крыс и установили, что если бы нейронные цепи были сформированы только на основе индивидуального опыта, тесты дали бы очень разные характеристики для каждой крысы. Однако все крысы обладали схожими характеристиками, что свидетельствует о том, что их нейронные цепи, должно быть, были установлены до их опыта. Исследование проекта Blue Brain Project предполагает, что некоторые из «строительных блоков» знания являются генетическими и присутствуют при рождении.

Теория справедливости Адамса

Еще одна довольно распространенная процессуальная теория мотивации, это теория справедливости или теория равенства. Ее предложил в 1963 году американский психолог Джон Стейси Адамс.

Теория справедливости Адамса (Equity Theory) — утверждает, что люди всегда субъективно оценивают соотношение между полученным вознаграждением и затраченными на его достижение усилиями, а также сравнивают его с соотношением других работников, выполняющих аналогичную работу.

Джон Адамс выделил шесть возможных реакций работника на несправедливость:

  1. Сокращение прикладываемых усилий («Я не намерен вкалывать за такие гроши!»);
  2. Попытка добиться увеличения вознаграждения за свой труд («Босс, без меня Вы пропадете! Хочу прибавку к зарплате и личный кабинет с секретаршей!»;
  3. Снижение самооценки («Мне платят так мало, потому что я неудачник…»);
  4. Попытка повлиять на зарплату или нагрузку других работников («Всю работу выполняю я один! Пусть Вася тогда возьмет на себя дополнительные обязанности или не получает премию!»);
  5. Выбор другого объекта для сравнения («Ну конечно Петр Васильевич получает больше меня, он ведь сын начальника. Зато я получаю больше дяди Коли»);
  6. Попытка перейти в другой отдел, цех или организацию («Меня здесь не ценят, уйду к конкурентам!»).

Реакции работника на чувство несправедливости в теории Джона Адамса могут быть различными: от снижения уровня прилагаемых усилий, до попытки перейти на работу в другую фирму; и зависят от индивидуальных особенностей работника

Представления о справедливости могут различаться у работников, и не всегда воспринимаемое ими соотношение усилия/отдача соответствует действительности. Поэтому менеджер должен отслеживать возникновения подобных противоречий и вовремя их устранять.

Теория ожиданий Врума

Теория ожиданий (Expectancy Theory) — говорит о том, что наличие у человека потребности не является единственным условием для возникновения у него мотивации к достижению данной цели (обусловленной потребностью). Важным условием является ожидание человеком того, что выбранный им тип поведения и предпринимаемые действия действительно приведут к получению желаемого.

Автор теории ожиданий — американский ученый Виктор Врум. Впервые изложил свою теорию в книге «Труд и мотивация» (1964).

Врум, в своей теории ожиданий, выделяет три ключевых фактора влияющих на мотивацию:

  1. Ожидание того, что затраченные усилия приведут к желаемому результату (цели);
  2. Ожидание того, что достижение результата будет вознаграждено (то есть достижение результата — основной инструмент для получения вознаграждения);
  3. Ожидание того, что вознаграждение будет ценным (валентным).

Мотивация по Вруму представляет собой произведение 3-х факторов; если хотя бы один из факторов отсутствует (равен нулю), то и общее произведение (мотивация) будет равно нулю

Чем сильнее каждый из этих трех факторов, тем выше мотивация работника. Если хотя бы один из факторов будет отсутствовать, то и мотивация будет нулевой.

Недостаток теории ожиданий В. Врума в том, что она не говорит о том, какое вознаграждение обладает большей валентностью: заработная плата, продвижение по службе, признание заслуг и т. д.

Теория рекапитуляции

Концепцию, которая гласит, что развитие одного человека кратко повторяет этапы развития вида в биологическом, социальном и историческом смысле, предложил Г. С. Холл. Выдвигая данное положение, учёный руководствовался теорией эволюции Дарвина и законом Э. Геккеля, согласно которому онтогенез (развитие отдельной особи) определяется как сжатое и краткое повторение филогенеза (становление вида).

Биогенетическая теория была подвергнута критике. Исследователи настаивали на более сложных отношениях «филогенез — онтогенез». Учёные говорили о том, что онтогенез — это не просто повторение циклов развития вида, его структура является более сложной. Изменения затрагивают в том числе и эмбриогенез.

Приверженцы концепции рекапитуляции позаимствовали положения биогенетического закона лишь отчасти. Они стремились рассмотреть через его призму особенности когнитивного, психического, эмоционального развития. По их мнению, стадии формирования психики индивида воспроизводят этапы становления психики далёких человеческих предков и ранних животных.

Теория трёхступенчатого развития К. Бюлера гласит, что психика ребёнка проходит те же стадии развития, что присущи поведению животных: инстинктивный, дрессировочный, интеллектуальный уровни. Эта идея перекликается с теорией созревания, согласно которой каждое новое поведенческое проявление обусловлено развитием конкретных участков центральной нервной системы. Теория же Холла говорит о повторении трёх циклов: филогенетического, антропогенетического и социогенетического.

Концепция партисипативного управления

В заключение темы процессуальных теорий мотивации и в продолжение идей МакГрегора стоит кратко рассказать о концепции партисипативного управления.

Концепция партисипативного управления (от англ. «Participant» — участник) — говорит о необходимости привлечения работников к управлению предприятием.

Согласно этой концепции работник будет работать более эффективно, если будет принимать участие в управлении фирмой и видеть, что его работа и предложения ценятся руководством и идут на пользу общему делу.

Различают три степени участия:

  1. Выдвижение предложений — самое простое, не требующее значительных изменений в организации.
  2. Выработка альтернативы — уже предполагает создание временной или постоянной комиссии (комитета), которая будет выполнять эту работу. Пример — «кружки качества» на японских предприятиях.
  3. Выбор окончательного решения — участие работников в управлении фирмой осуществляется путем создания специальных советов (технико-экономических, научно-технических и т. д.). Решение таких советов может быть обязательно для руководителя. Обычно они состоят из младших менеджеров.

Критика

Нативизм иногда воспринимается как слишком расплывчатый, чтобы быть опровергнутым, поскольку не существует четкого определения того, когда способность должна быть оценена как «врожденная». (В качестве Джеффри Элман и коллеги указали в Переосмысление врожденности, точно неясно как предположительно врожденная информация может быть закодирована в генах.) Кроме того, современная нативистская теория мало что делает в плане конкретных проверяемых (и опровергнутых) предсказаний, и некоторые эмпирики сравнивают ее с псевдонаукой или гнусной разновидностью «психологического креационизма». Как влиятельный психолог Генри Л. Рёдигер III отметил, что «Хомский был и остается рационалистом; он не использовал экспериментальный анализ или данные любого рода, относящиеся к языку, и даже экспериментальная психолингвистика была и не представляет для него особого интереса».

Некоторые исследователи утверждают, что предпосылки языкового нативизма были мотивированы устаревшими соображениями и нуждаются в пересмотре. Например, нативизм был, по крайней мере, частично мотивирован восприятием того, что статистические выводы, сделанные на основе опыта, недостаточны для объяснения сложных языков, которые развиваются людьми. Отчасти это была реакция на провал бихевиоризм и бихевиористские модели той эпохи, чтобы легко объяснить, как можно было когда-либо выучить такое сложное и изощренное, как полноценный язык. Действительно, несколько аргументов нативистов были вдохновлены утверждением Хомского о том, что дети не могут изучать сложную грамматику на основе лингвистического ввода, который они обычно получают, и поэтому должны иметь врожденный модуль изучения языка, или устройство для изучения языка. Однако Хомский бедность стимула аргумент является спорным в лингвистике.

Многие эмпирики сейчас также пытаются применять современные модели обучения и методы изучения языка, с заметным успехом.Обобщение на основе сходства знаменует собой еще одно направление недавнего исследования, которое предполагает, что дети могут быстро научиться использовать новые слова, обобщая использование похожих слов, которые они уже знают (см. также распределительная гипотеза).

Пол Гриффитс в своей книге «Что такое врожденность?» Утверждает, что врожденность — это слишком запутанное понятие, чтобы его можно было плодотворно использовать, поскольку оно сбивает с толку «эмпирически диссоциированные» концепции. В своей предыдущей статье Гриффитс утверждал, что врожденность конкретно смешивает эти три различных биологических концепции: устойчивость развития, видовую природу и предполагаемый результат. Устойчивость к развитию относится к тому, насколько нечувствительна черта к воздействию окружающей среды, природа вида отражает то, что значит быть организмом определенного вида, а предполагаемый результат — это то, как организм должен развиваться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: