Факторный подход. теория конвергенции двух факторов

Содержание

Идея соединения двух систем выдвинута впервые П. А. Сорокином в книге «Соединенные Штаты и Россия», которая написана в 1944 году. Авторы теории: Уолт Ростоу, Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген, Франсуа Перру и прочие.

В согласии с теорией конвергенции, обе системы экономики несовершенны с точки зрения гуманистических идеалов и передовой культуры и дальнейшее противостояние систем может вызвать острый классовый конфликт на международной арене, который способен вызвать гибель цивилизации. Учитывая данные опасности, сберечь мировую цивилизацию возможно при помощи сближения систем, образуя новые типы культурной и социально-экономической жизни, в которых бы в концентрированном виде выразилось бы лучшее, что в обеих системах имеется.

Похожие взгляды, по мнению Матич Ольги были выражены Джеймсом Бёрнхемом и Дж. К. Гэлбрейтом.

«Конвергенциями» также называются некоторые политические партии в различных странах.

Содержание

Идея соединения двух систем выдвинута впервые П. А. Сорокином в книге «Соединенные Штаты и Россия», которая написана в 1944 году. Авторы теории: Уолт Ростоу, Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген, Франсуа Перру и прочие.

В согласии с теорией конвергенции, обе системы экономики несовершенны с точки зрения гуманистических идеалов и передовой культуры и дальнейшее противостояние систем может вызвать острый классовый конфликт на международной арене, который способен вызвать гибель цивилизации. Учитывая данные опасности, сберечь мировую цивилизацию возможно при помощи сближения систем, образуя новые типы культурной и социально-экономической жизни, в которых бы в концентрированном виде выразилось бы лучшее, что в обеих системах имеется.

Похожие взгляды, по мнению Матич Ольги были выражены Джеймсом Бёрнхемом и Дж. К. Гэлбрейтом.

«Конвергенциями» также называются некоторые политические партии в различных странах.

Возникновение теории

Борманн впервые выдвинул теорию в 1972 году, в ежеквартальном академическом журнале Национальной Ассоциации Коммуникаций (англ. National Communication Association) «Quarterly Journal of Speech», издаваемом британским издательским домом Routledge, в статье «Фантазии и риторическое видение. Риторическая критика социальной реальности». (англ.»Fantasy and rhetorical vision: The rhetorical criticism of social reality»).

Спустя 10 лет, в 1982 году Борманн публикует в том же журнале статью под названием «Фантазия и риторическое видение: десять лет спустя» (Fantasy and rhetorical vision: Ten years later).

В дальнейшем, вместе с коллегами Джоном Крейганом и Дональндом Шилдсом, Борманн публикует несколько работ в поддержку своей теории.

Примечания

  1. Bormann, E. G. (1982). The symbolic convergence theory of communication: Applications and implications for
    teachers and consultants. Journal of Applied Communication Research, 10(1), 50-61
  2. Bormann, E. G. (1982). The symbolic convergence theory of communication: Applications and implications for
    teachers and consultants. Journal of Applied Communication Research, 10(1), 50-61
  3. Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill. p 38.
  4. Bormann, E.G. (2001). The force of fantasy: restoring the American dream
  5. Endres, T.G. «Coexisting master analogues in symbolic convergence theory: The knights of Columbus quincentennial campaign». Communication Studies. 45 (3-4): 294—308
  6. Bormann, Ernest G.; Cragan, J.F.; Shields, D.C. (March 1996). «An expansion of the rhetorical vision component of the symbolic convergence theory: The cold war paradigm case». Communication Monographs. 63: 1-28
  7. Ball, Moya Ann (1990). «A case study of the Kennedy administration’s decision-making concerning the Diem Coup of November, 1963». Western Journal of Speech Communication. 54 (4): 557—574.
  8. Simi, Demi and Jonathan Matusitz. 2014. «War Rape Survivors of the Second Congo War: A Perspective from Symbolic Convergence Theory.» Africa Review 6 (2): 81-93.
  9. Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill. p. 256

Применения теории

Теория символической конвергенции применялась для изучения движения пуритан , католического движения «Рыцари Колумба» , а также в исследовании Холодной войны, процесса принятия решений во время Войны во Вьетнаме.

В исследовании под названием «Выжившие после изнасилований во время Второй конголезской войны: взгляд через призму теории символической конвергенции» («War rape survivors of the Second Congo War: A perspective from symbolic convergence theory») показано то, как жертвы насилия использовали теорию символической конвергенции, чтобы справится с тем, что случилось с ними. Конголезские женщины делились рассказами, чтобы смириться с реальностью изнасилования во время войны и ориентироваться в современном обществе. Посредством тем фантазии женщины подбадривали себя, чтобы путешествовать в новые места. Мало кто согласился принять статус жертвы. Теория символической конвергенции позволяет объяснить как выжившие после изнасилования находят способы смягчить свои страдания.

Дивергенция и конвергенция

Термины конвергентность и дивергентность являются антонимами, то есть, понятиями, противоположными по своему смыслу. Известно, что наш мир соткан из противоречий, поэтому одно понятие подразумевает существование другого. Принцип конвергенции в стремлении к единству, плотному сближению, примирению противоположностей. Дивергенция же – расхождение, отдаление того, что изначально близко по смыслу и другим показателям. Хороший пример дивергентности можно привести из области лингвистики, когда диалекты становятся отдельными языками.

Теория конвергенции психического развития

Эта теория подразумевает, что конвергентность развития – это единение двух важных факторов, влияющих на формирование ребенка, как личности. Как мы уже упоминали, автор теории Штерн утверждал, что конвергенция психического развития заключается в попытке примирить сенсуалистический подход с перформистским. Сам Штерн был сторонником того, что на развитие ребенка влияют в большей степени четкие гештальты, нежели наследственность.

Его теория принята многими психологами современности, ведь сложно усомниться в том, что развитие ребенка зависит от множества внешних факторов. Ребенок саморазвивается и его качества, задатки и таланты раскрываются в зависимости от той среды, в которой он находится длительное время (семья, например). Эта теория пришла на смену убежденности в первостепенной роли генетики, что вывело психологию, как науку, на более высокий уровень значимости.

Особенности

Темы фантазий

Понятие «фантазия» в теории символической конвергенции является частным термином и в рамках теории не следует путать его с другим распространенным определением термина, который означает нечто мнимое, воображаемое, не обоснованное в действительности. Напротив, фантазия в рамках данной теории означает то, как сообщества людей конструируют свою социальную реальность. Греческий корень слова «phantastikos» означает способность представить или показать разуму, сделать видимым.

Тема фантазии — это способ для людей представить или показать групповому сознанию, чтобы сделать видимым (понятным) общий опыт и превратить его в общественное знание.

Тема фантазии состоит из преувеличенного сообщения, герои которого разыгрывают инцидент или серию инцидентов в обстановке, не связанной по времени с людьми, участвующими в коммуникативном эпизоде. Темы фантазий часто повествуют о живых людях, исторических персонажах или воображаемом будущем. Некоторые преувеличенные сообщения вызывают символический взрыв в виде цепной реакции, к которой члены присоединяются, пока вся группа не оживает.

Как только динамический процесс обмена групповой фантазией создаст символическую конвергенцию внутри группы, у ее членов появится синдром «внутренней шутки».

Внутренние шутки

Внутренняя шутка — это коммуникативный эпизод, в котором спикер ссылается на ранее разделяемую фантазию, содержащую невербальный сигнал, знак, кодовое слово, слоган, ярлык, имена героя или злодея, сюжет рассказа. Это краткое и зашифрованное (для сторонних наблюдателей) сообщение вызывает отклик, соответствующий по своему настроению и тону с исходной реакцией участников группы, когда они впервые конструировали восприятие этой фантазии. Феномен внутренней шутки позволяет развивать типы фантазий.

Типы фантазий

Тип фантазии — это повторяющийся сценарий в культуре группы. Часто группы людей рассказывают множество историй, схожих по теме и действию. Эти истории, по сути, будут находится в одной и той же повествовательной рамке, но с разными персонажами и немного разными инцидентами. По мере того, как члены группы развивают свою культуру, они начинают использовать типы фантазий как короткий способ использования старых значений и истины, пробуждения общих эмоций и мотивов, интерпретации новых знаний в терминах старых сценариев.

Критика

Эмм Гриффин в своей книге «Первый взгляд на коммуникационную теорию» выделил четыре критерия теории символической конвергенции, которые делают ее объективной:

1. Теория объясняет, что происходит и почему это происходит: она может помочь разобраться в хаотичных групповых дискуссиях, когда члены группы говорят одновременно и допускают красочные отступления. Согласно теории, красочные отступления и шумные разговоры не являются признаками ошибочного процесса: скорее, они являются свидетельством того, что группа выстраивает цепочку фантазий и развивает групповое сознание. Сильной стороной теории является именно объяснение того, как группы становятся сплоченным. Гриффин, говоря о первом критерии, тем не менее, ссылается на критику профессора по коммуникациям Бостонского колледжа Джеймса Олуфовотта. В ответной критике, нацеленной на усовершенствование теории, Олуфовотт утверждает, что теория не в полной мере объясняет, почему люди склонны преувеличивать реальность и делиться фантазиями.

2. Теория предсказывает, что произойдет. Теория символической конвергенции ясно предсказывает, что как только у членов группы выстроится цепь фантазий, возникнет символическая конвергенция. Теория даже предполагает, что без общих фантазий не будет никакой сплоченности.

3. Теория разъясняет ценности людей: она подчеркивает ценности риторического сообщества, путем создания общего языка, сближения умонастроений и эмпатической коммуникации. Однако эта теория объясняется на примере бесконфликтных групп, игнорируются различия между членами одной и той же группы, не рассмотрено внутреннее напряжение, которое ощущает член группы, когда множественные риторические видения, которые он испытывает, не попадают в общую цепь.

4. Теория предлагает новое понимание людей. Исследователи тем фантазий раскрывают риторическое видение, столь же разнообразное, как и изучаемые сообщества. Гриффин отмечает, что, прочитав хорошо написанный анализ тем фантазий, он стал глубже понимать невероятное разнообразие человеческого рода.

Сам Борманн утверждал, что теория не позволяет контролировать человеческое общение.

ТЕМА 2. Движущие силы и источники психического развития

1. Оральная стадия (0– 1: 5) эротическое влечение связано с пищевой функцией, с удовлетворением потребности в пище, эрогенная зона – рот, губы, язык. Фазы: а) орально-инкорпоративная фаза (0: 1– 0: 6 месяцев) характеризуется аутоэротизмом (отсутствием нужды во внешних объектах для удовлетворения сексуального влечения) и глобальным нарциссизмом, т. е. полной обращенностью либидо ребенка на самого себя. Ребенок не отделяет себя от матери. Доминирует принцип удовольствия. Процессы инкорпорации (питания) представляют собой прообраз или модель процессов: интроекции (вкладывание, перенос из вне во внутрь, интериоризация как преобразование внешнего во внутреннее) и идентификации. б) орально-садистическая фаза (0: 6– 0: 12) характеризуется началом отлучения ребенка от груди, увеличиваются интервалы между кормлениями, матерью осуществляется регуляция пищевого поведения ребенка, навязывая нормы и препятствуя получению наслаждения: 1) ребенок уже не получает беспрепятственного удовольствия, впервые сталкиваясь с принципом реальности; 2) мать начинает оставлять ребенка одного. Оральный характер: 1 а) оральный оптимизм – доверчивость, часто чрезмерная, когда человек – потенциальная жертва обмана; беззаботность, безответственность, уверенность в том, что всегда найдется «добрый дядя» , который решит все проблемы. 1 б) орального пессимизма – враждебности, недоверия, жадности, неудовлетворенности, требовательности. 2. Анальная стадия (1 -3 года): эрогенная зона – анус, ребенок начинает получать удовольствие от процесса смены напряжения облегчением, связанным с выделительной функцией. Однако на пути получения удовольствия встает социальный барьер. Впервые в жизни ребенка возникает долженствование как задача управления жизненными функциями. Психологическое значение этого события в том, что ребенок впервые становится объектом и субъектом социальных требований. На анальной стадии ребенок впервые соотносит два принципа: удовольствия и реальности. «Эго» приобретает функцию регуляции отношений ребенка с внешним миром. Возникает тестирование реальности в форме изучения возможностей удовлетворения своего желания. Фазы: а) анально-садистическая фаза (1 -1: 5) характеризуется противостоянием ребенка и взрослого. Ребенок получает удовольствие от напряжения и боли, что может способствовать развитию садомазохистских наклонностей, и от сопротивления взрослому. б) анально-ретентивная (удержание) фаза (1: 5 -3) характеризуется тем, что ребенок начинает произвольно регулировать свои функции, приобретая контроль над окружением в форме удержания – отпускания. Анальный характер: 2 а) анально-удерживающий (упрямство, упорство, бережливость, склонность к накопительству, экономность, коллекционирование); 2 б) анально-выталкивающий (тенденция к противостоянию, упрямство, негативизм). Психодинамическая теория Зигмунда Фрейда

Критика

В СССР

Академик Смирнов Г. Л. в Большой советской энциклопедии писал, что буржуазная пропаганда «распространяет широко взгляды, в согласии с которыми во время научно-технической революции проходит автоматическое сближение типов общественной жизни при капитализме и социализме, а идеологические различия, идейные принципы как будто бы теряют собственное прошлое значение», но действительность показывает, что «пока в мире сберегаются антагонистические классы, эксплуатация человеком человека, пока есть противоположность интересов всех трудящихся, рабочего класса и монополистического капитала, будет неизбежно длиться классовая борьба трудящихся за собственное социальное освобождение, против политического и экономического господства монополий»..

Структурные компоненты

Риторическое видение

Риторическое видение представляет собой единое сочетание различных общих сценариев, которое обеспечивает более широкий взгляд на социальную реальность культуры. Риторическое видение часто объединяется с помощью основной аналогии, которая объединяет различные элементы.

Риторическое сообщество

Риторическое сообщество состоит из людей, которые участвуют в риторическом видении. Члены риторического сообщества разделяют «внутренние шутки» и будут стремиться реагировать на сообщения теми способами, которые соответствуют их риторическому видению.

Сага

Сага — подробный рассказ о достижениях и событиях в жизни человека, группы, сообщества, организации или нации. Например, сага обеспечивает общие символические связи, которые связывают участников с официальной организацией и обеспечивают символические аспекты организационной культуры и обычаев. Чтобы функционировать, сага, как и фантазия, должна разделяться членами группы. До тех пор, пока все члены организации или большинство не будут разделять некоторые общие фантазии, то есть, до тех пор, пока у них нет организационной саги, как приверженность членов организации, так и их способность создавать совместный коммуникативный климат будут слабыми.

Конвергенция – причины

Причин данного явления с психологической и социальной точки зрения несколько, но все они субъективны, потому что на сто процентов подтвердить эти данные не удалось никому. Это объяснимо, ведь психология – наука сложная и не точная, в ней нет строгих формул и законов. Более точно рассказать о причинах явления можно, обратившись к гендерной психологии.

Учитывая, что конвергентность – это сближение с кем-то или чем-то, то очевидно, что одной из причин конвергенции является продолжение рода. Эта теория имеет место быть, ведь мужчины и женщины разного пола, разных взглядов, приоритетов, особенностей мышления и так далее, но на протяжении многих веков тянутся друг к другу. Чтобы стало еще понятнее, стоит рассмотреть примеры конвергенции полов:

  • зарождение интереса в противоположном поле у детей школьного возраста;
  • детские игры с разнополыми участниками;
  • возникновение чувства влюбленности;
  • отношения партнеров сексуального характера;
  • супружеские отношения;
  • деловые отношения.

Теория созревания А.Гезелла

А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов. Он сделал весомые шаги к тому, чтобы поставить изучение проблем развития маленьких детей на научную основу, проследить фазы развития отдельных слагаемых от рождения до подросткового возраста. А.Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с возрастом, он хотел составить примерный временной график появления конкретных форм психической активности, начиная с двигательных умений ребенка, его предпочтений в занятиях, включая и интеллектуальные интересы. Сам А.Гезелл называл свой метод исследования «биографическилабораторным». В созданном им центре (лаборатории) использовалась специальная аппаратура для объективной регистрации (фото- и киносъемки) моторики, речи, социального взаимодействия детей, применялось стекло с односторонней проницаемостью («зеркало Гезелла»). Он стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни ребенка. В специально оборудованной экспериментальной комнате ребенку предоставлялась возможность выбрать род занятий – игра с песком или с водой, приготовление еды, подвижные игры (в одиночку или в общении с другими детьми). Диагносты и консультанты могли понаблюдать за характерными способами поведения ребенка, а не ориентироваться только на сообщения родителей.

А.Гезелл также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов, развития в норме и патологии (например, у слабовидящих детей). В результате им был составлен «Атлас поведения младенца» из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология развития (роста) детей до 16 лет, выведены показатели норм развития в отношении моторики, речи, поведения. Система тестов А.Гезелла составила основы практической диагностики психического развития ребенка в рамках нормативного подхода.

Согласно теории созревания А.Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные А.Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный А.Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходят замедление, затухание скорости развития.

Периодизация возрастного развития (роста) А.Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста:

  • от рождения до 1 года – наиболее высокий темп развития;
  • от 1 года до 3 лет – средний;
  • от 3 до 18 лет – низкий темп развития.

В центре научных интересов А.Гезелла было именно раннее детство – до трехлетнего возраста. А.Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма.

Суть опыта

Опыт состоял в следующем: пучок атомов серебра пропускали через сильно неоднородное магнитное поле, создаваемое мощным постоянным магнитом. При прохождении атомов через это поле, в силу наличия у них магнитных моментов, на них действовала зависящая от проекции спина на направление магнитного поля сила, отклонявшая летящие между магнитами атомы от их первоначального направления движения. Причём, если предположить, что магнитные моменты атомов ориентированы хаотично (непрерывно), то тогда на расположенной далее по направлению движения атомов пластинке должна была проявиться размытая полоса. Однако вместо этого на пластинке образовались две достаточно чёткие узкие полосы, что свидетельствовало в пользу того, что магнитные моменты атомов вдоль выделенного направления принимали лишь два определённых значения, что подтверждало предположение квантово-механической теории о квантовании магнитного момента атомов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: