Ограничения мужской ролевой модели
Мужская модель включает ряд ограничений, направленных на формирование личности, сочетающей качества, противоположные темы, которые общество определяет как феминные. Предполагается, что мужчина должен:
- обеспечивать семью;
- сдерживать эмоции;
- стремиться к лидерству.
В патриархальном обществе мужчина занимает активную социальную роль, а женщина — пассивную. Получая экономические и социальные преимущества, он в то же время вынужден постоянно утверждать свой статус, сознательно отказываясь от проявления мягких черт характера. Это приводит к развитию различных личностных нарушений, подавлению эмпатии, невозможности создать полноценные отношения.
Гендер — это …
Гендер — это широкое понятие, которое означает смоделированную в обществе систему ценностей, норм и характеристик в мужском и женском поведении, стиля жизни, образа мышления, установленных коммуникаций и пр., которые составляют общее представление о человеке в зависимости от его пола.
Почему же люди по-прежнему путают эти понятия? Ответ можно найти в Википедии: из-за большого количества источников, авторы которого просто незнакомы с теориями социального конструирования гендера и гендерных отношений.
Кроме того, большую роль в этом вопросе играет и политика, которая умалчивает о гендерном равенстве, то есть об абсолютном равноправии женщин и мужчин, а также препятствует их продвижению. В результате этого и произошло такое смешение понятий.
Четкое разграничение этих двух терминов произошло в 1968 году с выходом книги американского профессора психиатрии Роберта Столлера, которая называлась «Sex and Gender» (от англ. «Пол и гендер»).
В своей работе автор дает определения этим понятиям и призывает точно разделять половые признаки человека или его биологические характеристики (то, что мы называем полом) с социально организованными (гендером).
История слова «гендер»
Английское слово «гендер» («gender») имеет латинские корни. Оно произошло от «genus», то есть «род» в переводе на русский. Примечательно, что его преимущественно использовали в лингвистике, а не в социологии.
Термин применялся для обозначения грамматической категории «род». Частично эта тема начала освещаться в 30-е годы, но бурно обсуждается в разных сферах по сей день:
- 1935 г. Маргарет Мид впервые высказала свои идеи различия биологического и социального пола.
- 1955 г. Первое упоминание слова «гендер» звучит в работах американского сексолога Джона Мани, который использует его, чтобы обозначить терминологическое различение биологического пола и социальной роли.
- 1968 г. Следующим этапом в развитии уже стали труды Столлера, который, можно сказать, и ввел данный термин в массовое употребление.
Трактовка термина в разных сферах
Фактически термин «гендер» начал фигурировать в западной науке только в 1970-х гг., а в отечественной и вовсе в 1990-е. В большинстве словарей он приравнивается к понятию «социальный пол», однако в современных феминистских и гендерных исследованиях такое понимание уже считается устаревшим.
На сегодняшний день существует множество трактовок этого термина, наиболее распространенные среди которых мы рассмотрим далее:
- Классическая трактовка. Согласно ей, как мы уже говорили ранее, понятие основывается на биолого-эволюционных представлениях о сексуальности человека.
- Модернистская. Строго разделяет понятия «пол» и «гендер». Второе — так называемый субъективный образ, содержание которого определяется социокультурными факторами, влияющими на то, как будет развиваться человек в личностном плане.
- Постмодернистская. Пол и гендер — два принципиально разных подхода к социальному конструированию сексуальности в межличностном общении.
Если классическая трактовка в свое время подразумевала, что гендер является одной из разновидностей более широкого термина «пол», то сейчас ученые придерживаются противоположного мнения.
При этом пол может быть частным случаем гендера, при котором могут быть предусмотрены разные критерии:
- биологические половые различия (мужчина — женщина — гермафродит>);
- психо-сексуальная ориентация (гомосексуал — гетеросексуал — бисексуал>);
- культурная ориентация пола (метросексуал — ретросексуал — асексуал).
Врождённое или приобретённое?
Сторонники теории «биология как судьба» настаивают на врождённости всех необходимых гендерных черт в каждом ребёнке. Любые отклонения от шаблона воспринимаются как извращение или болезнь. Однако становление гендерной идентичности во многом зависит от социума, и даже если ребёнок воспитывается исключительно в семье, он видит соответствующее поведение родителей и других родственников.
Если родители разочарованы тем, что родился ребёнок не того пола, о котором мечталось, может появиться полусознательное стремление «переделать» отпрыска под сложившийся в мечтах образец. Подобные случаи отмечаются не только в художественной литературе, но и в реальной жизни. Формирование гендерной идентичности происходит под давлением, причём чаще девочек воспитывают как мальчиков, чем наоборот. Во многом это обусловлено бытующей в нашем обществе установкой, что у настоящего мужчины обязательно должен родиться сын. Отсутствие ребёнка нужного пола побуждает отцов и матерей сублимировать, подстраивая «неудавшегося потомка» под какой-то умозрительный образец.
Ограничения женской ролевой модели
Традиционная феминная модель предписывает женщинам:
- подавлять негативные эмоции, культивировать эмпатию, покорность, желание соответствовать ожиданиям;
- реализоваться через роль жены и матери, брать на себя обязанность по воспитанию детей;
- выражать себя через тело, стремясь подгонять себя под принятые стандарты красоты.
Рамки гендера вгоняют женщин в парадигму матери-карьеристки. В обществе женщина зачастую воспринимается только в роли матери и домохозяйки, и стремление создать карьеру или соединить обе роли получает негативную реакцию вплоть до отказа в идентичности.
История появления понятия
В качестве категории анализа понятие «гендер» было впервые использовано в социальных науках в 1955 году, когда антрополог Джон Мани предложил термин «гендерная роль» и «гендерная идентичность» для описания поведения, социально приписываемого мужчинам и женщинам.
В 1968 году психолог Роберт Столлер определил эту «гендерную идентичность», которая определяется не биологическим полом, а тем фактом, что с рождения приобрели опыт, обряды и обычаи, модель поведения, приписываемые каждому полу.
В 70-е годы англо-саксонский феминизм продвигал использование этой концепции, чтобы подчеркнуть неравенство между мужчинами и женщинами, которое является социально сконструированным, а не биологическим.
Следовательно, различие между половой дифференциацией, определяемой хромосомным, гонадным, гормональным, анатомическим и физиологическим полом людей и интерпретациями, которые делает это каждое общество, позволяет лучше понять социальную реальность. Это также показывает, что человеческие характеристики, считающиеся женскими или мужскими, приобретаются в ходе сложного индивидуального и социального процесса.
В 1980-х годах термин «гендер» начал использоваться в различных дисциплинах социальных наук, потому что он оказался полезной категорией для более точного разграничения: как разница (биологическая) становится неравенством (экономическим, социальным и политическим) между женщинами и мужчинами, размещая детерминанты неравенства полов на символической, культурной и исторической основе.
Период философов. Платон
Согласно общепринятому мнению, гендерная психология своим появлением во многом обязана Платону. Так, он впервые заострил внимания на гендерной проблеме отношений полов. Платон в ряде своих произведений развивает учение об их взаимодополняемости и вводит термин андрогина – существа, соединяющего в себе мужские и женские признаки. Он первый высказывает мысль о том, что полы в своих отношениях равноправны. Женщины в платоновской теории идеального общества могут участвовать вместе с мужчинами во всех социальных делах, а также быть воинами, философами. Потомство же они воспитывают наравне с мужьями.
Традиционная семья и половые роли
Большинство современных семей придерживаются традиционной модели, в которой мужчина занимается финансовым обеспечением семьи, а женщина — воспитанием детей. Такая модель семьи приводит к социальной изоляции женщин, невозможности нормальной самореализации, дискриминации, созданию предпосылок для семейного насилия.
Современные психологи полагают, что традиционная модель семьи является устаревшей и в скором времени будет преобразована в более актуальную. Они представляют различные модели семьи, в которых обязанности «добытчика» и «домохозяйки» делятся поровну, становятся сменными, полностью исключаются. Это позволит эффективнее распределять личное время мужа и жены, позволить им реализоваться как профессионалам и родителям.
Третий этап в России
В нашей стране после революции тон исследований в области гендерных различий несколько изменился. С приходом советской власти было законодательно закреплено равенство полов. Первоначально женщин пытались оторвать от семьи, чтобы привлечь к производству и труду, однако затем правительством был запущен обратный процесс. Казалось бы, это были лучшие условия для развития объективных взглядов по гендерным вопросам. Но на практике все это привело к отрицанию разницы полов. Советской наукой в принципе не признавались гендерная психология и педагогика.
Хотя ради справедливости стоит сказать, что в СССР были некоторые ученые, не согласные с такой позицией. Они пытались продвинуться в области гендерных исследований. К их числу можно отнести выдающихся ученых П. П. Блонского и Е. П. Аркина. Но к 1930-м годам их работу запретили, соответственно, прекратилась и публикация их трудов, а все исследования в данной области на просторах Советского Союза были заморожены до самого распада страны.
Научные работы
Появляются в это время и научные труды. Например, в конце XIX века издаются две книги П. Е. Астафьева, посвященные психологии полов и психологии женщины.
Примерно в это же время австрийский исследователь Отто Вейнингер опубликовал свой труд «Пол и характер». Во многом эта книга оказалась знаковой, а проблемы, поднятые в ней, как и споры вокруг них, актуальны до сих пор.
Вместе с тем Германия, Франция и ряд других европейских государств развертывают широкое научное изучение женской психологии. Этот период рождает плеяду выдающихся исследователей как среди мужчин, так и женщин: Т. Хиггинсон, Х. Марион, Э. Кей и другие.
Как освободиться от гендерных стереотипов
На западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт.
Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.
Альтернативный способ — воспитывать ребёнка как мальчика или девочку, но свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола.
1. Подавайте пример
Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности.
Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт.
2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции
Необходимо транслировать детям: я ≠ эмоция, я злюсь ≠ я плохой, я испугался ≠ я трус. Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.
Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово. Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу. Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?
<<Форма бесплатного курса>>
3. Позвольте ребёнку выбирать занятия
Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.
<<Перелинковка2>>
У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь. Если тебе нравятся точные науки, изучай их. Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие.
4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх
Запустите Барби в космос или сделайте Человека-паука любящим отцом, который убаюкивает дочку. Покупайте игрушки, не глядя на гендер, — любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.
Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки. Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения.
Третий этап в России
В нашей стране после революции тон исследований в области гендерных различий несколько изменился. С приходом советской власти было законодательно закреплено равенство полов. Первоначально женщин пытались оторвать от семьи, чтобы привлечь к производству и труду, однако затем правительством был запущен обратный процесс. Казалось бы, это были лучшие условия для развития объективных взглядов по гендерным вопросам. Но на практике все это привело к отрицанию разницы полов. Советской наукой в принципе не признавались гендерная психология и педагогика.
Хотя ради справедливости стоит сказать, что в СССР были некоторые ученые, не согласные с такой позицией. Они пытались продвинуться в области гендерных исследований. К их числу можно отнести выдающихся ученых П. П. Блонского и Е. П. Аркина. Но к 1930-м годам их работу запретили, соответственно, прекратилась и публикация их трудов, а все исследования в данной области на просторах Советского Союза были заморожены до самого распада страны.
Использование термина на современном этапе
Национальные правительства и общественные организации давно и плотно используют термин «гендер». Они разрабатывают ряд стратегий, инструментов и ресурсов, чтобы гарантировать, что их программы развития учитывают гендерное неравенство.
Эти стратегии включают учет гендерной проблематики в организации, проведение гендерного и полового анализа и гендерную оценку для определения воздействия программ, стратегий и законов.
https://youtube.com/watch?v=5V9AG1g2BP0
Прогресс в реализации этих стратегий и, следовательно, в повышении осведомленности о гендерных вопросах и обеспечении гендерного равенства медленный. Причины этого включают отсутствие обязательств со стороны заинтересованных сторон и недостаточное выделение ресурсов.
Пробелы в сборе, обработке и представлении гендерно чувствительных данных также представляют собой серьезную проблему для эффективного гендерного анализа.
Хотя гендерные вопросы часто признаются важными и их четко отделяют от половых, государства и общественные организации часто уделяют им меньшее внимание, считая другие аспекты развития, такие как демократия, бедность или конфликты, более актуальными
Регулярные занятия8
Воскресенье с 15:00 до 17:00 |
Практика «Женская гармония. Даосский цигун для женщин» 2 часа Москва |
|
Понедельник с 19:30 по 22:00 |
Еженедельная мужская психологическая группа 2,5 часа Москва |
|
Суббота, воскресенье с 12:00 до 14:00 |
Завтрак с психологом «Родовые программы» 2 часа Москва |
|
Среда с 19:00 до 21:00 |
Женщинам 2 часа Москва |
|
Каждый вторник с 19:00 до 22:00 |
Психологическая группа «Я и мои отношения». Еженедельная группа по вторникам 3 часа Москва |
|
По четвергам с 18:30 по 21:30 |
Еженедельная трансформационная игра про отношения «В поисках друг друга» 3 часа Москва |
|
Четверг с 19:00 до 20:00 |
Встречи-посиделки «Четверги с Таро» 1 час Москва |
|
Ограничения мужской ролевой модели
Мужская модель включает ряд ограничений, направленных на формирование личности, сочетающей качества, противоположные темы, которые общество определяет как феминные. Предполагается, что мужчина должен:
- обеспечивать семью;
- сдерживать эмоции;
- стремиться к лидерству.
В патриархальном обществе мужчина занимает активную социальную роль, а женщина — пассивную. Получая экономические и социальные преимущества, он в то же время вынужден постоянно утверждать свой статус, сознательно отказываясь от проявления мягких черт характера. Это приводит к развитию различных личностных нарушений, подавлению эмпатии, невозможности создать полноценные отношения.
Расписание тренингов и семинаров34
21 марта Суббота, 11:00 |
Тренинг-интенсив «Как привлечь мужчину по правилам и без» Скидка 2000Р 7 часов Москва |
|
21 марта Суббота, 12:00 |
Сертификационный курс «Имиджтерапия для женщин» Подать заявку 1,5 часа Москва |
|
21 марта Суббота, 18:00 |
Семинар «Куда уходит энергия и как её пополнить?» Бесплатное 2 часа Москва |
|
22 марта Воскресенье |
Практический класс для женщин «Исцеление прошлых отношений» Скидка 10% 3 часа Москва |
|
22 марта Воскресенье, 10:00 |
Открытая встреча с Юлией Хадарцевой Бесплатное 2 часа Москва |
|
22 марта Воскресенье, 12:00 |
Курс по арт-терапии «Техники арт-терапии для улучшения качества жизни» Бесплатное 1,5 месяца Москва |
|
22 марта Воскресенье, 12:00 |
Бесплатный тренинг «Идеальная любовница: лучшие техники» Бесплатное 1 час 45 минут Москва |
|
22 марта Воскресенье, 16:30 |
Трансформационная психологическая игра «Встреча с собой» Подать заявку 3,5 часа Москва |
|
23 марта Понедельник, 19:00 |
Бесплатный тренинг «Секс-игрушки: зачем, почему и как использовать» Бесплатное 1,5 часа Москва |
|
23 марта Понедельник, 19:00 |
Семинар «Женский магнетизм» Подать заявку 2,5 часа Санкт-Петербург |
|
24 марта Вторник, 19:00 |
Бесплатный тренинг «Идеальная любовница: лучшие техники» Бесплатное 1 час 45 минут Москва |
|
26 марта Четверг, 19:00 |
Бесплатный тренинг «Идеальная любовница: лучшие техники» Бесплатное 1 час 45 минут Москва |
|
26 марта Четверг, 19:00 |
Новый мастер-класс Дмитрия Хара и Александра Гора «Стой! Кто ведёт?» Подать заявку 2 часа Москва |
|
28 марта Суббота, 11:00 |
Тренинг-проект «Я уникальная» Скидка 500Р 7 часов Ростов-на-Дону |
|
28 марта Суббота, 19:00 |
Бесплатный тренинг «Секреты успешной женщины» Бесплатное 1,5 часа Москва |
|
29 марта Воскресенье, 15:00 |
Новый семинар Руслана Нарушевича в Воронеже Скидка 500Р 4 часа (с перерывом) Воронеж |
|
29 марта Воскресенье, 19:00 |
Бесплатный тренинг «Мозг и секс: как через одно улучшить другое» 18+ Бесплатное 1,5 часа Москва |
|
30 марта Понедельник, 19:00 |
Бесплатный тренинг «Идеальный любовник» 18+ Бесплатное 1 час 45 минут Москва |
|
31 марта Вторник, 19:00 |
Бесплатный тренинг «Идеальная любовница: лучшие техники» Бесплатное 1 час 45 минут Москва |
|
1 апреля Среда, 19:00 |
Психологический тренинг «Раскрытие женской энергии» Скидка 1000Р 3 часа Москва |
|
Научные исследования
Социальные науки изучают личность структурно, рассматривая различные аспекты. Среди основных разделов гендерной психологии выделяют:
- Различия — динамику развития личности, оценку природы возникающих различий, влияние различий на перспективы и возможности самореализации.
- Социализацию — соответствие развития людей разных полов в контексте социальных, исторических, культурных особенностей.
- Характеристики личности — личностные идентичности, связанные с соответствием тактикам поведения, направленных на соответствие или преодоление стереотипов, анализ развития, закрепления и влияния стереотипов на индивида и социальные группы.
- Отношения — изучение взаимоотношений представителей разных полов, формирование моделей поведения, возможность формирования иных видов взаимодействия.
Основная задача исследований — изучение развития личности и методов взаимодействия мужчин и женщин, формирование принципиально новых методов развития личности и моделей поведения индивида в социуме, дающих возможность для полноценной самореализации.
Традиционная семья и половые роли
Большинство современных семей придерживаются традиционной модели, в которой мужчина занимается финансовым обеспечением семьи, а женщина — воспитанием детей. Такая модель семьи приводит к социальной изоляции женщин, невозможности нормальной самореализации, дискриминации, созданию предпосылок для семейного насилия.
Современные психологи полагают, что традиционная модель семьи является устаревшей и в скором времени будет преобразована в более актуальную. Они представляют различные модели семьи, в которых обязанности «добытчика» и «домохозяйки» делятся поровну, становятся сменными, полностью исключаются. Это позволит эффективнее распределять личное время мужа и жены, позволить им реализоваться как профессионалам и родителям.
Этапы истории гендерной психологии
Чаще всего психология гендерных различий разбивается на пять последовательных временных этапов. В общем своем виде они выглядят следующим образом:
1. Исследование проблем, соответствующих области гендерной психологии, философами. Начало этого периода уходит в античность, а конец приходится на XIX век. Как видно, это самый продолжительный этап, имеющий довольно обширную внутреннюю периодизацию.
2. С конца XIX века до начала века XX происходит обозначение предмета и общее формирование основных разделов гендерных исследований.
3. Третий период связывается с Фрейдом, отчего он также носит название фрейдовского. Ведущая роль в нем отводится развитию идей психоанализа в их связи с общей канвой гендерных исследований. Временные пороги этого этапа можно обозначить, как начало – 30-х годов XX века.
4. Далее следует эпоха практических экспериментов и, как следствие, происходит накопление теоретической базы. Этот период продолжается до 1980-х годов.
5. Пятый, заключительный период, продолжающийся по сей день, выводит гендерные исследования в психологии на новый уровень. Наблюдается активный рост заинтересованных исследователей, увеличивается число экспериментов. Происходит стремительное накопление материала, что обеспечивает благоприятную базу для дальнейшего изучения предмета.
Пятый период
Последний на данный момент этап в истории гендерной психологии, длящийся уже четверть века, характеризуется огромным, как никогда прежде, размахом исследований, широтой проводимых экспериментов и развитием движения гендерных исследований. Появляются новые теории, разрабатываются методики изучения проблем отношений полов.
С другой стороны, детализация исследований привела к тому, что внутри гендерной психологии начали выделяться не только отдельные школы, но и новые направления и разделы науки. Некоторые из них в своих теоретических взглядах и практических принципах довольно далеко ушли друг от друга.
Среди бесчисленных имен и трудов этого этапа отметим блестящую книгу Меган Берн — «Гендерная психология».
Что касается российского мира науки, то, к сожалению, годы застоя привели к отсутствию базы, на которой можно было выстроить конкурентоспособную исследовательскую школу. В нашей стране гендерная психология только начинает развиваться, что не лишает нас перспективы занять ведущее положение в будущем. Предпосылкой к этому служит то обстоятельство, что западные исследователи вместе с грандиозным опытом накопили и значительное количество неразрешенных проблем и противоречий
Слабость этих школ заключается в том, что они уделяют основное внимание частностям, тогда как до сих пор очень слабо разработаны теории, которые позволили бы обобщить весь опыт гендерных исследований и создать целостный взгляд на природу этого явления. Эта перспектива раскрывается сегодня перед российскими исследователями
Среди последних достижений наших соотечественников можно отметить такие важные труды, как «Гендерная психология» (Клецина И.С.) и «Гендерная социализация» (Курамшев А. В.).
Вебинары8
21 июля |
Курс «Обучение на сексолога онлайн». Раннее бронирование до 1 апреля — бонусы 6 месяцев, 24 занятия — 96 часов «Базовый тариф» |
|
24 марта |
Онлайн-курс «Обучение Метафорическим Картам». 1, 2 или 3 модуля по желанию 4 занятия по 3 часа |
|
28 марта |
Тренинг «Хранительница семейного очага любви. Как создать и сохранить любовь» 2 часа |
|
30 марта |
Курс Л.Н. Собчик «Психология индивидуальности. Искусство психодиагностики» 1 месяц, 72 академических часа |
|
2 апреля |
Обучающая программа «Сексология». Базовый курс для психологов 10 занятий, каждый четверг, 11 недель |
|
14 апреля |
Курс «Семья. Партнёрство. Зрелость!». Расстановки для жизни 2 часа |
|
21 апреля |
Онлайн-курс Юлии Свияш «Женское Дао» 10 практических уроков |
|
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.
Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».
Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности.
Ещё до XX века розовый цвет считался «мужским», а голубой — «женским». Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.
<<Перелинковка>>
Стереотипы не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.
<<Форма демодоступа>>
Связанные понятия
Чтобы лучше понять, что такое гендер, необходимо знать два ключевых понятия:
Маскулинность. Это совокупность телесных (мужская фигура, растительность на лице и на теле), психологических (грубость) и поведенческих (соперничество, стремление делать карьеру) признаков, свойственных мужчинам. Ближайший по значению синоним этого слова – «мужеподобность». Не следует путать маскулинность с мужественностью (называя женщину мужественной, подразумевают её храбрость и самостоятельность, а не схожесть с мужчиной).
Фемининность. Это совокупность признаков, свойственных женщинам. Сюда относятся внешние признаки (женственная фигура, отсутствие волос на теле), психологические (нежность, чувствительность) и поведенческие (заботливость, участливость, капризность).
И маскулинность, и фемининность подразумевают широкий спектр характеристик. Часть из них обусловлена природой, часть – воспитанием и стереотипами, бытующими в обществе, а часть – личным выбором человека и его занятиями (к примеру, женщины, занимающиеся греблей, имеют очень низкий голос и мужеподобную фигуру).
Есть ещё несколько терминов, напрямую связанных с понятием гендера, которые полезно знать, поскольку они встречаются в литературе и прессе всё чаще:
- гендерная идентичность – внутреннее самоощущение принадлежности к определенному полу, стремление выглядеть и вести себя определенным образом (не связано с половой ориентацией);
- постгендеризм – социальное движение за полное устранение гендерных различий в человеческом обществе;
- метросексуал – современный мужчина, которому свойственны женские особенности поведения (стремление выглядеть стильно и ухоженно), взгляды на отношения и отсутствие гендерных стереотипов;
- ретросексуал – мужчина, отстаивающий стереотипные (традиционные) взгляды на отношения мужчин и женщин.