Деятельностный подход в психологии

Принципы психологической теории А. Н. Леонтьева

Ключевые принципы теории Леонтьева:

  • принцип предметности — предмет подчиняет и преобразует деятельность субъекта;
  • принцип активности — жизнедеятельность субъекта зависит от активности психического отражения реальности, включающей потребности, мотивы, установки человека;
  • принцип интериоризации и экстериоризации — внутренние действия формируются в процессе перехода внешних, практических действий во внутренний план сознания;

принцип неадаптивной природы предметной деятельности — психическое отражение реальности порождается не внешними воздействиями, а процессами с помощью которых субъект вступает в контакт с предметным миром.

Происхождение и эволюция психики в филогенезе (по а.Н.Леонтьеву).

Филогенез
– историческое формирование группы
организмов. В психологии филогенез
понимается как процесс возникновения
и исторического развития (эволюции)
психики и поведения животных; возникновения
и эволюции форм сознания в ходе истории
человечества. Филогенез изучают
зоопсихология, этнопсихология,
историческая психология, а также
антропология, этнография, история,
другие социальные дисциплины. Основными
проблемами при изучении филогенеза
считаются:

  • выделение
    главных этапов эволюции психики животных
    (в связи с особенностями среды обитания,
    строения нервной системы и т. д.;

  • одной
    из наиболее известных остается схема
    К. Бюлера: инстинкт — навык — интеллект);

  • выявление
    условий перехода от этапа к этапу, общих
    факторов эволюции;

  • выделение
    главных этапов эволюции форм сознания
    (в связи с особенностями производственной
    деятельности, социальных отношений,
    культуры, языка и т. д.);

  • установление
    соотношения основных этапов филогенеза
    (в частности, человеческой психики) и
    онтогенеза.

Развитие
психики – закономерное изменение
психических процессов во времени,
выраженное в их количественных,
качественных и структурных преобразованиях.
Развитие психики характеризуется
относительной обратимостью изменений,
направленностью (то есть способностью
к накапливанию изменений, «надстраиванию»
новых изменений над предшествующими)
и их закономерным характером (например,
воспроизводимостью однотипных изменений
у особей одного вида). Развитие психики
реализуется в форме филогенеза и
онтогенеза. Особый предмет исследования
составляют формирование и распад
мозговой организации психических
структур. Теории развития психики
различаются в зависимости от трактовки
структуры психики и условий, определяющих
ее преобразование. Можно указать лишь
на два общих положения, характерных для
большинства концепций. Выделяются две
группы факторов, обусловливающих
развитие психики: природные задатки и
внешнее окружение (наиболее четко у В.
Штерна, К. Бюлера и их последователей).
Иногда выделяют в особую группу факторов
личностную активность, отличную от
природных задатков (Г. Олпорт)

Во внешнем
окружении, когда речь идет о человеке,
обычно обращают внимание на присвоение
социальных норм и культуры, зафиксированных
в знаково-символических формах (Д.
Брунер, Д. Мид, Ж. Пиаже, К

Г. Юнг, Л. С.
Выготский). Отмечается, что под влиянием
этих форм происходит перестройка
порождающих структур психики

Пиаже, К. Г. Юнг, Л. С.
Выготский). Отмечается, что под влиянием
этих форм происходит перестройка
порождающих структур психики.

Признается
наличие некоторых универсальных законов
развития психики, в частности объединяющих
онтогенез и филогенез человеческой
психики. Наиболее отчетливо эта идея
под прямым влиянием биогенетического
закона
Э. Геккеля была высказана С.
Холлом в его теории рекапитуляции,
согласно которой онтогенетическое
развитие психики ребенка воспроизводит
филогенез человечества. В 20-30-х годах в
отечественной психологии проблематика
развития психики разрабатывалась в
основном в рамках детской психологии,
а в дальнейшем и на материале зоопсихологии,
патопсихологии, исторической психологии.
Развитие психики рассматривалось при
этом как процесс последовательного
включения человека в ряд социально-предметных
деятельностей. Интериоризация структур
этих деятельностей определяет формирование
многоуровневых базовых структур психики.
Л.С. Выготским было обосновано положение
о ведущей роли обучения в развитии
психики: обучение должно идти впереди
развития. Он критически оценивал
представление об отождествлении развития
с обучением и отрыве развития психики
от обучения. Развитие психики человека
выступает в единстве с развитием его
личности, хотя эти процессы не являются
тождественными

По
А.Н. Леонтьеву развитие психики в
филогенезе – качественные изменения
психики, происходящие в рамках
эволюционного развития живых существ,
обусловленные усложнением их взаимодействия
с окружающей средой. Данные изменения
могут происходить на биологической и
общественно-исторической основе. Сама
психика как способность ощущения
возникла из раздражимости живых существ
и развивалась в связи с образованием и
развитием их нервной системы. В своей
эволюции психика прошла ряд стадий: от
сенсорной к перцептивной и далее к
интеллектуальной стадии и к формированию
сознания. При этом сознание как особенность
психики человека является продуктом
общественно-исторического развития
человеческого общества, возможность
существования которого обусловлена
использованием и изготовлением орудий
труда, элементов языка, знаний, норм
поведения.

Роль активности в деятельностном подходе

Ключевым для подхода является понятие активности. Смирнов провел анализ содержания данного определения и выяснил, что движение от полюса пассивности к полюсу активности связано с нарастанием показателей по трем аспектам:

  • активность присутствует тогда, когда действие осуществляется инициативно;
  • чем активнее человек, тем преобразующее является действие;
  • мера активности – временная и пространственная дистанция между началом действия и результатом.

Когда эти три параметра проявляются вместе, то можно считать, что деятельность субъекта максимально активна. Смирнов считал – активность толкает человека к развитию. Петровский трактовал схоже. Он считал: активность заключается в том, что личность выходит за рамки реализации исходных отношений его деятельности.

Леонтьев тоже дает формулировку этому определению: внутреннее воздействует через внешнее и тем самым трансформируется. Т.е., по его мнению, человек способен самостоятельно развиваться, формировать какие-то определеннее качества за счет реализации разных деятельностей.

Но не всегда возможно вести активную жизнь. Например, в инженерной психологии часто используется терминология «профессиональная деформация». Она подразумевает перенос свойств работы, на качества человека. Например, учитель дома обращается с ребенком как с экзаменуемым. Или врач, который во всех людях видит их недуги. Или полицейский, о котором сложился стереотип жесткого человека благодаря профессиональной деформации.

Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века

В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека. Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание

Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.

В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:

  • изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
  • управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

  • Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
  • Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
  • В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
  • Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость — лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
  • Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
  • Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
  • Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.

Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Понятие о деятельности в трудах а. Н. Леонтьева.

Алексей
Николаевич Леонтьев
(1903-1979) в своих
трудах развивал общее понятие о
деятельности. Он разработал обще
психологическую теорию деятельности,
ставшую фундаментальной для отечественной
науки. Главным трудом, раскрывающим
суть деятельностного подхода, стала
работа Леонтьева -Деятельность. Сознание.
Личность». В своей теории деятельности
Леонтьев выдвигал следующие научные
идеи.

1.
Деятельность есть процесс, осуществляющий
жизнь субъекта, и его целью является
удовлетворение предметных потребностей
субъекта.

2.
Предметные потребности определяются
как внутренние состояния организма.

3.
Развитие деятельности приводит к
возникновению психического отражения
реальности в ходе эволюции, т. е.
деятельность порождает психическую
жизнь.

4.
Деятельность, помимо объективного
отражения реальности, переводит образ
в объективно-предметную форму, которая
может быть вещественной или идеальной
(т. е. нематериальной). Язык является
формой отражения образа в индивидуальном
сознании.

5.
Существует несколько стадий развития
психики в онтогенезе:


элементарная сенсорная психика;


перцептивная психика (т. е. формирование
образа);


стадия интеллекта (т. е. обеспечение
ориентации и адаптации организма в
среде).

6.
В каждом возрасте у человека существует
ведущая деятельность. (Это положение
послужило основой для созданной Д, Б,
Элькрниным периодизации психического
развития ребенка
).

7.
(Зою совокупность человеческого опыта
можно разделить На три Вида: индивидуальный,
видовой и социальный, которые наличествуют
у каждого человека.

Идеи
А. И. Леонтьева оказали сильнейшее
влияние т развитие большинства отраслей
отечественной психологии -социальной,
детской, педагогической, инженерной,
патопсихологии, зоопсихологии, эргономики.
Более того, идеи его положили начало
развитию этих отраслей психологии в
СССР. Как и С, Л, Рубинштейн, Леонтьев
является одним из основателей отечественной
психологии.

88.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ
ПЕРИОД
.

Наравне
с общим историческим кризисом в России
в середине 90-х гг. XX в. сложился и внутренний
научный кризис в развитии психологии.

1.
Отказ от марксистской ориентации в
научном познании, серьезная критика
отечественных теорий, разработанных в
советское время, в частности теории
деятельности и ее принципа о неразрывной
связи сознания и деятельности. Сегодня
эта теория, пересмотрев некоторые
положения, не отвечающие современной
реальности, пользуется авторитетом как
у нас в стране, так и на Западе.

2.
Анализ и корректировка тех теорий,
которые были созданы в советский период,
и адаптация этих теорий к современной
жизни и выдвигаемым ею требованиям.

3.
Распространение аутентичных концепций
советских психологов, претерпевших
гонения и запреты, налаживание связи с
мировой психологической общественностью,
потерянной в годы «железного занавеса-,
интеграция западных научных подходов
и концепций.

4.
Психологические разработки во многих
областях: исследования познавательных
процессов в общей психологии, создание
новых направлений и выработка отвечающих
современности идей в теории личности
и социальной психологии.

5.
Создание в 1995 г. Российского психологического
общества при президиуме РАН и начало
выхода журнала *Психологическое
обозрение’. 31 января 1996 г. в Москве
состоялась Первая всероссийская
конференция по психологии «Психология
сегодня».

6.
Сближение науки с практикой е учетом
современного развития общества, появление
новых отраслей практической психологии:
психологии менеджмента, рекламы, активное
использование психологических знаний
в области управления и развития
человеческих ресурсов в бизнесе.

7,
Развитие психологического консультирования
и психотерапии, психологической службы
в школе, где основная задача — работа с
индивидуальными трудностями человека.

Психология
из академической науки превращается в
практическую дисциплину, имеющую широкий
спектр применения и позволяющую
использовать свои знания и наработки
е большинстве сфер современной жизни
— политике, экономике, праве, медицине,
военном деле, образовании, менеджменте
и др.

Понимание деятельности в работах Сергея Л. Рубинштейна

Концепция психологической структуры деятельности Рубинштейна, хотя и выглядит почти идентичной по составу структуре деятельности, установленной Леонтьевым, совершенно иная.

Рубинштейн определяет деятельность как осуществляемую набором действий, которые могут быть разделены на частичные действия или операции, которые, в свою очередь, выполняются движениями. Если Леонтьев определяет действия по целям и операции по условиям, то Рубинштейн (1999) утверждает, что любое действие, направленное на цель, исходит из импульса, который является более или менее осознанным мотивом. В то время как Леонтьев определяет операцию как преобразование действия с учетом условий его реализации, Рубинштейн определяет операцию как действия или части, разделяющие деятельность. Они рассматриваются как частичные действия (Рубинштейн, 1999).

Если учесть, что «движения, особенно так называемые волевые движения, обычно используются для выражения действий, через которые происходит поведение», то психологическая структура деятельности сводится к двум составляющим: деятельности и действиям.

В системе деятельности есть четыре источника напряженности:

  • внутри элементов деятельности, например, недостаток используемых инструментов;
  • между элементами деятельности, например, вопросы удобства использования между пользователем (субъектом) и инструментом;
  • между деятельностью в одно время и более поздней, более продвинутой формой (если новые инструменты автоматизируют операции деятельности, то человек может больше не нуждаться в этих операциях, например, поезда без водителя);
  • между различными видами деятельности, например, непонимание между преподаванием учителя и обучением учащегося.

Надо сказать, что фактически в трудовой деятельности деятельность обычно разлагается либо на действия, либо на операции. Термин «операция» часто используется в рабочих листах. В ряде случаев, чаще всего в спорте, действие трансформируется в движение

Что еще более важно, термин «результат» включен Рубинштейном в его систему понятий, характеризующих деятельность, однако он работает не полностью так, как это было описано

Взаимосвязь между целью и условиями ставит задачу, которая должна быть выполнена действием. «Человеческое действие, направленное на достижение цели, по своей сути является решением задачи» (Рубинштейн, 1999). В связи с этим можно сказать, что мотивы деятельности имеют первостепенное значение при постановке задачи, и в процессе их определения необходимо учитывать, как внешние (объективные), так и внутренние (субъективные) условия деятельности. Поэтому можно увидеть существенное различие во взглядах Леонтьева и Рубинштейна на структуру деятельности.

Деятельность и активность

Деятельность не возникает просто так, она всегда сопряжена с некоторой потребностью, субъект нуждается в чем-то, осознает свое желание, потом понимает мотив и начинает действовать. Без мотива деятельность не происходит, если его не видно, значит, есть скрытый мотив, о котором человек говорить не хочет. Без деятельности человек не может стать частью социума, быть личностью, взаимодействовать с другими людьми. Но она может вызывать сопротивление, создавать препятствия, среда вокруг индивидуума может оказаться враждебной, но если мотив сильный, то человек начинает преодолевать трудности. Отдельно стоит отметить социокультурные сопротивления в виде морали, этики, запретов, нормативов

Деятельность человека социальна, и ее становление важно изучить

Человек рожден существом активным, пока он не будет вовлечен или не инициирует деятельность, он не сможет раскрыться ни перед собой, ни перед той средой, в которой находится. Он является творцом и создателем той деятельности, которой занимается. И отвечает за ее результат. Животные, в отличие от человека, совершают движения и создают деятельность для того, чтобы выжить, тогда как человек совершает деятельность, чтобы выразить себя, он знает свои мотивы и ставит цели. Активность формируется как зеркало личности, реализуется в конкретной деятельности и затем становится психологическим качеством индивидуума. На экзамене преподаватель оценивает уровень подготовки студента. Анализируя учебный процесс в целом, преподаватель делает выводы о его склонностях, качестве его мышления, уровне запоминания материала. По тому, каким он наблюдался в течение процесса обучения, можно сделать выводы о личности, характере, силе воли.


Любая деятельность сопряжена с физическим действием, двигается рука или нога, задействуются ли мышцы голосовых связок при выступлении перед аудиторией — все это физиологические процессы. Причем возникают они у человека в очень раннем возрасте, буквально на стадии формирования, то есть еще до рождения. В утробе зародыш двигается, а новорожденный совершает хаотичные движения сразу после появления на свет. Некоторые движения закладываются еще на стадии развития и являются врожденными, например, способность моргать, а другие приобретаются в процессе жизни, человек учится ходить, бегать, рисовать, лепить.

Вклад Рубинштейна С.Л. в развитие деятельностного подхода

В России деятельностный подход в психологии начал развиваться практически одновременно с культурно-историческим подходом в 20-х годах ХХ столетия. В основе культурно-исторического подхода лежит изучение знаковых систем как структуры развития психики человека, а база деятельного подхода в психологии является мотивация, которая дает ответы на вопросы:

  • «Почему происходит развитие?»
  • «Зачем он происходит?»

Теория знакового опосредования была дополнена положением о его деятельности. Это суждение было внесено Выготским Л.С.

Основоположниками подхода являются:

  • Рубинштейн С.Л. (1889 – 1960 гг.);
  • Леонтьев А.Н. (1903 – 1979 гг.)

Рисунок 1. А. Н. Леонтьев

Пафос подхода к психике можно отразить в словах, сказанные Рубинштейном. Он говорил, что человек обнаруживается, проявляется, созидается, определяется в поступках. Иными словами, действия субъекта показывают его истинное лицо. В главном труде Рубинштейна «Основы психологии» (1946 г.) говориться о первичности практической деятельности человека по отношению к психологическому развитию. Например, с первых дней ребенка окружают предметы, которыми пользуются люди. Дитя практически овладевает человеческим отношением к ним. Базой развития человеческих практических действий у ребенка является взаимодействие с людьми, которые могут удовлетворить его нужды. Это та практическая основа, которая позволяет выстроить речевое развитие. Таким образом, когда ребенок начинает вовлекаться в практическую деятельность, происходит его трансформация в «человека» и формирование сознания. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, которые гармонично сосуществуют и являются предпосылкой (мотивы, цели) и результатом (состояние, навыки и т.д.) Субъект и объект — человек и мир рассматриваются как единое целое. В процессе какой-либо деятельности они переходят друг в друга, т.е. объект трансформируется в субъективный образ, а образ – в продукты деятельности. При этом психический образ – это «слепок» от деятельности субъекта.

Замечание 1

В данной психологии особое место занимает способ рассуждения, который преодолевает дуализм внутреннего – внешнего, идеального – материального, и монизм, который решает психофизиологическую проблему. Психика является неотъемлемой частью деятельности.

Принцип, предложенный Рубинштейном, выявил 2 стороны:

  • самостоятельный предмет психологического исследования;
  • объяснительный принцип.

Т.е. объясняя деятельность – объясняется психика человека. Деятельность от реакции отличает процесс активного отношения лица к работе, поэтому центральное место в данной психологии занимает личность и мотивация.

Деятельность – самостоятельный предмет психологического исследования

Ключевым фактором в понимании человеческой деятельности является термин «субъект», разработанный в работах ближайших последователей Рубинштейна, таких как А.В. Брушлинский (1996) и К.А. Абулханова (1973, 1991). По мнению А. Абулхановой, «субъект деятельности» – это комплекс характеристик психологических условий деятельности:

  • во-первых, по отношению к способностям, состояниям субъекта и его связи с поставленной задачей;
  • во-вторых, по отношению к его стратегиям и тактикам;
  • в-третьих, по отношению к объективной динамике деятельности (события и фрагменты деятельности) (Абулханова-Славская, 2007, с. 122).

Общеизвестно, что наука психология появилась для обеспечения выживания живых организмов и ее развитие связано с возрастающей сложностью окружающей среды.

Психика полностью проявляется в деятельности; человек развивается через деятельность. Не обращаясь к категории деятельности, не раскрывая сущности, невозможно объединить фундаментальные проблемы психологии. Парадигма деятельности легла в основу многих исследований:

  • Л.С. Выготского (1982) по разработке методологических проблем в психологии;
  • С.Л. Рубинштейна (1946) по анализу структуры деятельности и ее значения в исследованиях фундаментальных проблем психики;
  • А.Н. Леонтьева (1972) по разработке методологических основ современной психологии; Д.А. Григорьева (1972) по разработке методологических основ современной психологии;
  • А. Ошанина (1999) – в изучении объективного действия и формировании операционного образа;
  • К.А. Абулхановой-Славской (1973) – в разработке проблем субъекта деятельности;
  • Г.С. Никифорова (1988) – в изучении проблем самоконтроля в деятельности;
  • О.А. Конопкина (1980) – в исследовании проблем регуляции деятельности.

Изучение деятельности позволяет навести мосты между различными школами и направлениями в психологии, способствует развитию содержательной психологической методологии.

Общая характеристика деятельности. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Проблема интериоризации.

Виды
деятельности (игра, учение, труд).

Деятельность
– это активное взаимодействие человека
со средой, в котором он достигает
сознательно поставленной цели, возникшей
в результате появления у него определенной
потребности, мотива.

Различают
две формы деятельности: внешнюю
(практическую, видимую для других людей)
и внутреннюю (мыслительную, невидимую
для посторонних). Долгое время психология
занималась исключительно внутренней
деятельностью. Считалось, что внешняя
деятельность лишь выражала внутреннюю
(или «деятельность сознания»). Потребовалось
много времени, чтобы прийти к выводу о
том, что обе эти формы деятельности
представляют собой общность, через
которую человек взаимодействует с
окружающим его миром. Обе формы имеют
принципиально одинаковое строение, т.
е. побуждаются потребностями и мотивами,
сопровождаются переживаниями и
направляются целями. Внутреннюю
деятельность отличает от внешней лишь
то, что в нее включены не реальные
предметы, а их образы. Кроме того,
результат внутренней деятельности
выражен не в реальном продукте, а в
мысленной форме.

Единство этих
двух форм деятельности проявляется и
в их взаимных переходах друг в друга
через процессы интериоризации и
экстериоризации.

Интериоризация
– процесс перехода от внешнего,
материального действия к внутреннему,
идеальному действию.

Экстериоризация
– процесс превращения внутреннего
психического действия во внешнее
действие.

Процесс
интериоризации выражает способность
психики оперировать образами предметов
и явлений, которые в данный момент
отсутствуют в поле зрения человека.
Такая способность появляется у человека
благодаря его предыдущему опыту
оперирования с предметами, познанию
закономерностей взаимосвязей между
предметами и явлениями реального мира.
В процессе оперирования с реальными
предметами (внешняя деятельность)
человек на практике осваивает опыт
отношений с ними, или, иными словами,
формирует свой внутренний план действий
с подобными предметами. В таких случаях
говорят, что внешнее оперирование (или
действие) интериоризируется, «вращивается»
в психику человека, становится психическим
(внутренним) действием. В психологической
литературе имеется удачный пример
интериоризации, связанный с обучением
ребенка счету. Сначала он считает палочки
(реальный объект оперирования),
перекладывая их на столе (внешняя
деятельность). Затем он обходится без
палочек, ограничиваясь лишь внешним
наблюдением за ними. В конце концов
палочки становятся совершенно ненужными
и счет превращается в умственное действие
(внутренняя деятельность). Объектом
оперирования становятся числа и слова
(мысленные объекты).

Благодаря
интериоризации человек может
прогнозировать, предвидеть будущие
явления и состояния объектов окружающего
мира. Тонкий механизм интериоризации
в психологии еще не изучен. Но ясно одно,
что внутренняя психическая деятельность
есть результат интериоризации внешней
физической деятельности.

Подход в психологии

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое «подход в психологии» в других словарях:

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) — (англ. holistic approach) совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с нач. XX в., г. о. в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее элементаристскому подходу.… … Большая психологическая энциклопедия

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) — (англ. activity approach) совокупность теоретико методологических и конкретно эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых… … Большая психологическая энциклопедия

Деятельностный Подход В Психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность , опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в… … Психологический словарь

деятельностный подход в психологии — Категория. Система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Исследования. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в… … Большая психологическая энциклопедия

микроструктурный подход в психологии — теоретико экспериментальное направление в современной психологии, особое внимание уделяющее изучению деятельности человека на уровчне ее микроструктур – действий, операций, движений, а также исследованию микрогенеза восприятия, запоминания,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Гендерный подход в психологии — см. Психология гендерных отношений … Термины гендерных исследований

Экологический подход в психологии — направление в теории социального научения, рассматривающее развитие личности ребенка в контексте его взаимодействия с социальной средой. Название «Э. п.» предложено У. Бронфенбреннером по аналогии с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ — ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ. Базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать. Выступает как самая общая… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

подход деятельностный — 1. Подход деятельностный к коррекции психологической формировался преимущественно в отечественной психологической школе; предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе коего клиент овладевает психологическими средствами … Большая психологическая энциклопедия

ПОДХОД — комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или … Новейший философский словарь

Влияние теории А. Н. Леонтьева на развитие отечественной психологии

Отечественная теория Леонтьева затрагивает широкий круг теоретических и практических проблем в психологии. Предложенная Леонтьевым структура деятельности стала основой для изучения практически всех психических явлений, благодаря чему возникли и получили развитие новые психологические отрасли. В его трудах освещены такие теоретические вопросы психологии, как: личность человека, развитие его психики, возникновение сознания людей, формирование высших психических функций человека. Совместно с другими учеными, он разработал культурно-историческую теорию деятельности, а также повлиял на развитие инженерной психологии.

В контексте деятельностной теории, совместно с П. Я. Гальпериным, была разработана теория поэтапного формирования умственных действий. Предложенное Леонтьевым понятие «ведущая деятельность» позволило Д. Б. Эльконину, соединив его с рядом представлений Л. С. Выготского, построить одну из основных периодизаций психического развития. Без сомнений, А. Н. Леонтьев является выдающимся ученым своего времени, теоретиком и практиком внесшим огромный вклад в развитие отечественной психологии.

Жизнь человека немыслима без деятельности (человек действует — значит существует). Она неразрывно связана с физическим, психическим и духовным развитием человека. Действия человека распространяются как на самого человека и окружающих его людей, так и на весь мир в целом.

Совершая действия человек влияет на окружающий мир и изменяет действительность. Человек влияет на реальность в которой живет, он может повышать свой материальный достаток, приобрести статус и влияние в обществе, развивать свои способности и возможности. Все это возможно осуществить через деятельность.

Более того, человеческая цивилизация — это результат действий всех людей, в общемировом масштабе. Она постоянно развивается и видоизменяется вместе с людьми, создающими ее.

Вклад Леонтьева А.Н.

Исследователь был учеником Выготского, а после организатором факультета психологии в МГУ. Он был первым, кто в деятельном подходе поставил вопрос о происхождении и развитии психики в филогенезе. Леонтьев расширил принцип и выдвинул тезис о единстве психики и деятельности. Он считал, что для решения проблемы адаптации к изменчивой среде эволюция породила революционной способ психического отражения, открывающий новые возможности. Сущность способа: установка связи между биологически важными для организма раздражителями и сигнальными раздражителями. Способность реагировать на сигналы позволяют организму плавно адаптироваться к смене условий, что повышает потенциал выживания вида. Развитие психики можно представить в виде линии усложнения отражаемых связей между объектами, что приближает ее к формированию целостного образа мира, воплощенный в сознании человека. При этом психика отражает те стороны мира, которые входят в деятельность. Например, британские ученые выполнили программу «Городской пейзаж», а после они увидели, что на схемах Бирмингема, которые составили жители, не было признанного туристического символа города – Почтовая башня (по Голду, 1990 г.)Объяснение ситуации простое: жители города делали акцент на предметах важные для их жизнедеятельности: магазины, транспорт и пр. Они не думали, как туристы, которые приезжают полюбоваться архитектурой. Описание этого явления заключается в понятии двойного уподобления, т.е. в образе представлены:

  • свойства воздействующего объекта;
  • состояния субъекта, ради которых он начал взаимодействовать с объектом.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: