Марианна лукашенко тайм-менеджмент для детей: книга продвинутых родителей

Составляйте план на день

Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня. Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому,
то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра!» Только, пожалуйста, удержитесь от соблазна упрекать ребенка в забывчивости: «Ты что, опять забыл? А план тебе на что?» Так вы отобьете все желание планировать. А нам это не нужно, сами понимаете.

ЛАЙФХАК: C первоклашками или очень творческими детьми можно дела рисовать, а не записывать: например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно убрать лего и кукол, а карточка с книгами — что пришла пора почитать.

Прививайте ребенку проактивный подход к жизни

Что это значит? То, что мы учим ребенка быть не только наблюдателем, но и деятелем, учим не только реагировать на происходящие события, но и самостоятельно планировать свою жизнь.

Приведу пример: чтобы окончить школу с медалью, нужно не «вообще учиться», а определять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный момент направления. Можно составить таблицу текущих оценок. Если по всем дисциплинам стоят пятерки, а по алгебре четверки, то нацеливать усилия нужно именно на этот предмет. Проблема решена? Отлично, ищем, к чему теперь нужно приложить силы (и прикладываем, разумеется).

Предисловие

Уважаемый читатель!

Вспомните себя в последние, самые сложные, школьные годы – 9, 10 классы, подготовка к поступлению в вуз. Едва ли сейчас, будучи руководителями, специалистами, профессионалами своего дела, мы испытываем такие ежедневные нагрузки, как среднестатистический школьник. Учеба в школе, затем различные кружки, секции, затем домашние задания… И выходные, которые учителя воспринимают как повод задать побольше «на дом». И непростой выбор «куда поступать», и подготовка к поступлению…

Сумасшедший темп и постоянный цейтнот порождают стрессы и неврозы. Отличники пьют успокоительные и, стиснув зубы, пытаются успешно и достойно завершить «школьные годы чудесные». Троечники же сосредотачиваются на том, чтобы просто «выплыть из бурного течения» реки школьного обучения, а там как получится. Неприглядная картина, не правда ли? Как же ее не допустить?

Это возможно, когда сложный и самый ответственный период в жизни ребенка организован: время распределено так, чтобы его хватило и на учебу, и на отдых. И чем раньше ребенок научится грамотно организовывать свое время, тем более спокойно, бесстрессово и эффективно пройдут его школьные годы, тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.

Книга Марианны Лукашенко обобщает многолетний опыт «детского» тайм-менеджмента и предлагает технологии, с помощью которых родители смогут сами освоить с детьми весь инструментарий организации времени. И я очень рад, что наконец появилась эта книга. Книга, в которой описано множество тайм-менеджерских приемов, адаптированных для использования школьниками и помогающих им стать более успешными и эффективными: успевать больше, уставать меньше, смело и решительно идти к своей цели.

Эта книга не для школьников, а для родителей: во-первых, тайм-менеджмент легче и интереснее осваивать всей семьей, и, во-вторых, привлечь внимание ребенка ко времени и его эффективной организации стоит как можно раньше, например сразу же, как только ребенок пошел в школу, а лучше всего это смогут сделать только родители. Эта книга легко читается

Она изобилует множеством примеров, забавных и серьезных, трогательных и впечатляющих. Желаю читателям этой книги не просто получить удовольствие от прочитанного. Главное – найти время, терпение и энтузиазм для того, чтобы внедрить в жизнь своих детей (а лучше семьи в целом) инструменты организации времени. Ведь только если нам хватает времени, мы можем сделать нашу жизнь насыщенной, долгой и счастливой

Эта книга легко читается. Она изобилует множеством примеров, забавных и серьезных, трогательных и впечатляющих. Желаю читателям этой книги не просто получить удовольствие от прочитанного. Главное – найти время, терпение и энтузиазм для того, чтобы внедрить в жизнь своих детей (а лучше семьи в целом) инструменты организации времени. Ведь только если нам хватает времени, мы можем сделать нашу жизнь насыщенной, долгой и счастливой.

Успевайте жить!

Глеб Архангельский, генеральный директор ОАО «Организация Времени»

Не откладываем на потом

Постарайтесь донести до ребенка, что уроки следует начать делать, отдохнув после школы час или два, не откладывать на поздний вечер, когда голова тяжелая и хочется только одного – спать.

Еще один совет – все уроки лучше постараться сделать в течение недели, не оставляя ничего на выходные. Тогда ваш школьник получит хорошее настроение и два абсолютно свободных дня, в которые сможет заниматься тем, что ему нравится. Это гораздо лучше, чем тревожиться о несделанных уроках (все равно мысль о них будет висеть дамокловым мечом, отравляя отдых), откладывать их на вечер воскресенья, а потом лечь далеко за полночь и не выспаться.

Научите ребенка планировать свою неделю

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом. ЛАЙФХАК: В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи

Когда ребенок много раз в день проходит мимо планинга, забыть о делах гораздо сложнее, чем в том случае, если бы мы обговаривали предстоящие дела. Все остальное время он может заниматься всем, чем душе угодно, но эти дела должны быть выполнены. Такой todo-лист позволяет структурировать свободную жизнь и сэкономить родителям нервы, освободив от бесконечных напоминаний из области «А ты помнишь, что должен?..»

Ребенок, подходя к доске, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. Когда ребенок много раз в день проходит мимо планинга, забыть о делах гораздо сложнее, чем в том случае, если бы мы обговаривали предстоящие дела. Все остальное время он может заниматься всем, чем душе угодно, но эти дела должны быть выполнены. Такой todo-лист позволяет структурировать свободную жизнь и сэкономить родителям нервы, освободив от бесконечных напоминаний из области «А ты помнишь, что должен?..»

ЛАЙФХАК: В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. Когда ребенок много раз в день проходит мимо планинга, забыть о делах гораздо сложнее, чем в том случае, если бы мы обговаривали предстоящие дела. Все остальное время он может заниматься всем, чем душе угодно, но эти дела должны быть выполнены. Такой todo-лист позволяет структурировать свободную жизнь и сэкономить родителям нервы, освободив от бесконечных напоминаний из области «А ты помнишь, что должен?..».

Хорошее подспорье — магнитная или маркерная доска. От ежедневников ученикам младших и средних классов я бы посоветовала отказаться. Ничего личного: в силу возрастных особенностей памяти дети забудут свериться с планом. А значит, и эффективность такого планирования будет стремиться к нулю.

Тайм-менеджмент для школьников

Любители прокрастинации не ладят со своим временем. Домашнее задание продолжается бесконечно, потому что постоянно что-то придумывается. Карандаш необходимо заточить. Потом пиликает телефон, и, конечно же, ребенок должен подбежать туда и узнать, кто звонит. Страницы в тетради просто не хотят заполняться, потому что сейчас гораздо приятнее продолжать строить домик из Лего или листать книгу. По прошествии двух часов задачи все еще не усвоены, и ребенок по понятным причинам раздражен, потому что большую часть работы еще предстоит сделать. Свободное время, необходимое для игры, тратится на всё то же домашнее задание. Такому школьнику нужна помощь родителей.

Важно относиться серьезно к домашнему заданию ребенка

Дать ему почувствовать, что он делает что-то важное и что родители доверяют ему выполнение работы. Если объяснить ученику, что домашнее задание – это побочная рутинная работа, как он научится подходить к этому с необходимой серьезностью?

Помочь подготовить домашнее задание

Интересно: В чем плюсы, если в семье двое детей

Это не означает – сесть рядом и делать вместе. Задача другая: тетради должны быть готовы, карандаши заточены, и ребенок должен точно знать, что делать, прежде чем приступить к работе. Школьник, который не понял своей задачи, будет продолжать бегать к матери или отцу и задавать вопросы. Это стоит времени и сил детям и родителям.

Помочь ребенку сосредоточиться

Создать рабочую атмосферу, которая оставляет как можно меньше места для отвлечения внимания

Тишина и покой – важное условие при выполнении домашних заданий. Младший брат или сестра не имеют доступа в комнату старшего ребенка во время уроков

Бабушка в это время может разговаривать только с матерью, но не с работающим ребенком. Телевизор остается выключенным, звонки друзей откладывается. Если ребенок замечает, что развлечения поставлены на паузу, у него не возникает ощущения, что он что-то упускает.

Если необходимо, можно посидеть с ребенком, пока он делает домашнее задание

Этот социальный контроль иногда творит чудеса. Даже если мама просто сидит на диване и листает журнал, её присутствие само по себе является основой для концентрации. Когда родители заметят, что ваш ребенок усвоил основы самодисциплины, от контроля можно отказаться.

Помочь содержать рюкзак в порядке

Множество скопированных рабочих листов, книг, тетрадей и ручек… Хорошо выделить время, чтобы собрать рюкзак вечером, если возможно, в одно и то же время, потому что дети отлично воспринимают то, что вошло в привычку. Что понадобится завтра? Что можно оставить дома? Что можно выкинуть? Это сэкономит время и нервы.

Держать детскую комнату в порядке

Если ребенок точно знает, какую игру и где можно найти, у него все будет под рукой, и ему не придется долго искать нужную вещь. Можно вместе с ним убирать, весело и без всякого давления. По вечерам куклы ложатся спать в своих По вечерам куклы ложатся спать в своих кроватках, машины заезжают в гараж, а книги находят свое место на полке или на тумбочке.

Устраивать утренние ритуалы

Ребенок, который утром всегда одинаково готовится к урокам, со временем выработает необходимый распорядок: встать, сходить в туалет, позавтракать, пойти в школу. Детям нужны такие фиксированные ритуалы.

Расставить приоритеты

Как и в случае со взрослыми, важно также определить приоритеты для детей. Что важнее всего помимо школы? Урок скрипки? Обед у бабушки? Футбольный клуб? Встреча с друзьями? В свободную минуту нужно сесть и записать на листе бумаги все, что делает ребенок

Затем отсортировать список по важности: на первом месте – самое главное, а в конце – второстепенное.

Занятия, которые находятся в верхней части списка, должны занимать место в повседневной жизни ребенка. Нужно выделить для этого время. К другим занятиям, которые появляются ближе к концу списка, следует относиться критически

Что можно уменьшить? Что можно отбросить полностью? Затем надо удалить из списка все, что не важно. Конечно, всё должно делаться в соответствии с характером сына или дочки

Если это активное существо, полное любопытства и стремления к действию, оно определенно может получать больше занятий вне дома, чем ребенок, который нуждается в отдыхе и часто мечтает. Родители знают своих детей и могут оценить, что им нужно и что для них вредно.

Дробите сложные задачи

Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И это касается не только детей, но и взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить объемную сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему легче будет справиться. При этом более мелкие задачи должны быть очень четкими и конкретными. Например, я не прошу своего ребенка «много читать» — такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и меня, и его. Вместо этого мы договорились, что каждый месяц будем прочитывать минимум четыре книги.

А это одна книга в неделю, или 20–30 страниц (в зависимости от объема книги) ежедневно. Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.

План – всему голова

Чтобы грамотно распоряжаться своим временем и все успевать, школьнику придется научиться планировать свои день и даже неделю. Облегчить эту задачу можно, составив расписание в бумажном ежедневнике или в мобильном приложении, − главное, чтобы в план всегда можно было заглянуть. В первый раз родителям лучше сделать это вместе с ребенком, а дальше он научится справляться сам.

Для начала составляем список всех учебных дел на ближайшую неделю: домашние задания по всем предметам (не только школьные, но и от репетитора, с курсов и т. д.), все дополнительные занятия, кружки, секции. Пусть ребенок посчитает, сколько времени займут эти занятия в каждый из дней и сколько времени он сможет выделить на домашние задания. 

Следующий шаг – прикинуть, сколько времени потребуется на выполнение конкретного задания. Стоит добавить к этому времени небольшой запас − лучше запланировать на решение задачек 40 минут и справиться за 20, чем сделать наоборот и в итоге опоздать на тренировку.

Выполнение объемных заданий лучше разделить на несколько дней. К примеру, если к пятнице нужно подготовить эссе или реферат, в четверг тренировка по плаванию, а во вторник в расписании нет ничего, кроме школьных уроков, то черновик или план работы лучше написать в понедельник, во вторник написать текст эссе, а в четверг проверить ошибки и переписать все на чистовую.

Начинаем с приятного и легкого

Гуру тайм-менеджмента Брайан Трейси советует сначала «съесть лягушку», то есть выполнить наиболее сложное и неприятное дело, а потом с легким сердцем браться за остальную работу. С уроками этот номер не пройдет. Начинать всегда лучше с самой легкой или интересной для ребенка задачи.

Во-первых, из-за слишком сложного задания (которое может и вовсе не получиться) велика вероятность, что ребенок устанет, расстроится, потеряет всякую охоту сидеть с уроками. А вот если он выполнит сначала легкое задание, это доставит радость, появится прилив сил и желание работать дальше.

Во-вторых, если школьник потратит слишком много времени на выполнение пусть и суперсложного, но одного (!) задания, он может просто не успеть сделать остальные. 

Благодарности

Выражаю огромную благодарность человеку, без которого не состоялась бы эта книга, – гуру российского тайм-менеджмента, создателю тайм-менеджерского сообщества, руководителю компании «Организация Времени» Глебу Архангельскому, который воодушевил и вдохновил меня идеей детского тайм-менеджмента и дал множество ценных советов во время написания книги.

Сердечно благодарю моего руководителя, ректора Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Юрия Борисовича Рубина, – за то, что он научил меня не бояться ставить яркие и высокие цели, и за постоянную помощь и поддержку во всех начинаниях.

Глубоко благодарна творческим и невероятно приятным людям, инициировавшим первые тренинги «Успешный ребенок: тайм-менеджмент для бизнес-родителей» в Санкт-Петербурге и Москве, – директору компании «Группа Встреча» Юлии Мезиной, потрясающему организатору, и Анне Москвичевой – арт-директору, педагогу, психологу и просто очаровательному человеку, фонтанирующему новыми интересными идеями и оказавшему большую помощь в подготовке тренингов.

Очень благодарна своей дочери, Екатерине Лукашенко – за всевозможную помощь в процессе подготовке книги и не только, неизменное понимание и поддержку во всем.

Особую благодарность выражаю замечательным детям, которые вместе со своими родителями-энтузиастами освоили инструменты тайм-менеджмента и поделились своими результатами с читателями книги:

Александру Бакину,

Иосифу Гитарцу,

Анжелике и Яне Загашвили,

Ивану Ильинскому,

Дане Москвичеву,

Юле Наконечной,

Павлу Руденко.

Выражаю свое восхищение, невероятную благодарность и признательность всем родителям, которые дали свои комментарии к книге, – за откровения, за опыт, за новые придуманные приемы, направленные на то, чтобы помочь детям стать более успешными и эффективными:

Татьяне Сергеевне Новашиной,

Ирине Викторовне Бывальд,

Антонине и Петру Сидельниковым,

Маргарите Бакиной,

Елене Хлебниковой,

Виктору Бельченко,

Татьяне Мамакаевой,

Ларисе Эпштейн.

Приношу глубокую благодарность моим коллегам – руководителям и преподавателям Московского финансово-промышленного университета «Синергия», выступившим на страницах этой книги, а также давшим ценные устные советы и рекомендации:

Ирине Павловне Бояриновой,

Георгию Омаровичу Заблоцкому,

Татьяне Александровне Семкиной,

Татьяне Викторовне Телегиной,

Елене Валерьевне Улитиной.

Огромное спасибо внешним экспертам – истинным профессионалам своего дела: педагогам, психологам, авторам книг, руководителям и специалистам в сфере образования:

Александру Владимировичу Горячеву,

Сергею Михайловичу Рукавишникову,

Марине Евгеньевне Чарыковой,

Наталье Леонидовне Шейкиной,

Ирине Николаевне Янчук.

Большую признательность выражаю вчерашним школьникам и студентам, а ныне целеустремленным молодым специалистам, за изложение искреннего мнения, важного для родителей и касающегося выбора профессии и темы промедления у школьников:

Ирине Соболевой,

Олегу Юдину.

Выражаю большую благодарность сотрудникам компании «Организация Времени», организовавшим в Москве пилотные тренинги «Успешный ребенок: тайм-менеджмент для бизнес-родителей», особенно Юлии Бестугиной и Елене Паремузян.

Сердечно благодарю всех участников пилотных тренингов «Успешный ребенок: тайм-менеджмент для бизнес-родителей», прошедших в Москве и Санкт-Петербурге в 2010–2011 годах.

Особая благодарность сотрудникам издательства «Альпина Паблишер» за высокопрофессиональную и креативную работу над книгой: главному редактору Сергею Турко, руководителю проекта Екатерине Гулитовой, иллюстратору Георгию Мурышкину, автору макета Александру Лаптеву, арт-директору Сергею Тимонову, редактору Наташе Лауфер, корректору Елене Чудиновой, верстальщику Кириллу Свищёву.

Всем вам, дорогие коллеги, огромное спасибо за первые совместные шаги становления и развития детского тайм-менеджмента – технологии, которая позволит нашим детям жить более насыщенной, осмысленной и счастливой жизнью!

Слушаем учителя на уроке

Внимательно слушать учителя на уроке почти всегда означает, что полдела уже сделано. Во-первых, так ребенок точно поймет материал, а значит, справится с домашней работой. Если что-то неясно, он может задать вопрос сразу на уроке либо подойти к учителю на перемене. Объясните ребенку, что стесняться здесь не нужно. Во-вторых, школьник будет четко знать, что задано на дом и какие у учителя требования (на двойном листе или одинарном принимается работа, какие источники лучше использовать, как правильно все оформить и т. д.). Не придется вечером обзванивать друзей, выясняя детали, – он сэкономит время. Учитель не снизит оценку из-за, допустим, неправильного оформления – он сэкономит еще и нервы.

Порядок на столе – порядок в голове

Научите ребенка с первого класса поддерживать порядок на столе. Перед тем как сесть за уроки, убираем со стола все лишнее, что будет отвлекать, оставляем только самое необходимое − учебники, тетради, пенал. Телефон лучше перевести в беззвучный режим. Хорошо бы предупредить домашних, чтобы они не отвлекали ребенка от занятий: делать уроки лучше всего в тишине. Можно включить классику или просто музыку без слов: некоторым она помогает сосредоточиться.

Рабочее место должно быть хорошо освещено, чтобы ребенок не перенапрягал глаза во время чтения. Свет должен падать слева, если ребенок правша, и справа, если левша.

Никакого навязывания

Дети, особенно в школьном возрасте, очень любят взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на ура. Однако хочу вас предупредить: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее идти путем
договоренностей, может, даже выполнять задачи на спор. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

И еще несколько слов. При правильном и аккуратном использовании тайм-менеджмент научит ребенка копить победы, а не поражения, ставить собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни.

А вообще внимательно наблюдайте за детьми и отмечайте, что им важно и интересно в определенный момент жизни. Старайтесь заметить искру до того, как она потухнет, не подпитанная родительской поддержкой.

И добавлю еще пару слов, пока не перейдем к следующей теме

Детство — это реальная жизнь, а не подготовка к ней. В школьные годы ребенку нужно не только освоить ту или иную сферу человеческого знания. Перед ним стоит куда более сложная и интересная задача: научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. А еще видеть, как много вокруг возможностей и дорог, по которым можно идти. Вам близок такой подход к родительству?

И добавлю еще пару слов, пока не перейдем к следующей теме. Детство — это реальная жизнь, а не подготовка к ней. В школьные годы ребенку нужно не только освоить ту или иную сферу человеческого знания. Перед ним стоит куда более сложная и интересная задача: научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. А еще видеть, как много вокруг возможностей и дорог, по которым можно идти. Вам близок такой подход к родительству?

* Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. — М.: Альпина Паблишер, 2017.

Автор статьи — Лейла Сазонтова, мама хоумскулера из Перми, член Союза журналистов России, автор книги “Жизнь без школы” и консультант по хоумскулингу. 

Зачем детям планирование

Современные дети вовлечены в дела и обязательства. Уроки музыки во второй половине дня призваны восполнить недостаток музыкального образования в системе государственных школ, а балет или гимнастика должен компенсировать дефицит движения. Репетитор, творчество, танцы, пение, занятия йогой, игра в футбол… У некоторых детей список дел длиной в километр. Но, несмотря на важный опыт и дополнительные знания, каждому ребенку также нужно незапланированное время, чтобы мечтать, бездельничать и играть.

То, что верно для взрослых, особенно верно для детей. Недаром все больше школьников жалуются на симптомы стресса, такие как мигрень или боли в животе. Они могут быть криком о помощи от души и тела: мне нужно больше отдыха! Родители, должны обеспечить детям необходимый отдых и расслабление. И дать им подходящие для жизни техники. Квалифицированный тайм-менеджмент может включать фазы досуга и расслабления в повседневную жизнь, даже если волны требований иногда достигают максимума.

Что «свободное время» означает для детей

Каждому ребенку, даже самому активному и подвижному, нужно время для себя. Просто посидеть в одиночестве в комнате и пролистать комикс или книгу, побездельничать перед телевизором и расслабиться за просмотром мультфильмов, помечтать или порисовать на листе бумаги. Должно быть время подумать и рассмотреть фигуры в узорах штор. Истинное творчество возникает не во время занятия, а из досуга, обработки пережитого.

Очень маленький ребенок показывает, как происходит эта обработка. Он что-то переживает, учится, практикует то, что узнал, до тех пор, пока не овладеет этим навыком. Снова и снова он пытается подтянуться и встать на ноги, даже если в десятый раз плюхнулся на пол. Природа велит ему практиковать до тех пор, пока он не сможет делать то, что необходимо для его развития. Почему должно быть иначе со старшими детьми? Только тот, у кого есть время спокойно осмыслить свои впечатления, может закрепить их и извлечь уроки.

Но для этого нужно свободное время, а не забитый делами календарь. Нужно относиться серьезно к потребности детей в незапланированной и неконтролируемой работе! Это не пустая трата времени, а необходимое пространство.

“Мама, мне так скучно!”

А что, если ребенок ничего не может делать в свободное время? Когда привык действовать по плану и постоянно ждать предложений извне? Потом встревоженная мама перепрыгивает, предлагает то или иное занятие, приносит ручки и бумагу, зовет друзей. А ребёнок просто не умеет сам себя развлечь.

Скука разрешена, каждый способен ее вынести. И вскоре от тоски возникнет идея, и эта идея станет занятием, в котором ребенок забывает пространство и время. Дать поскучать – это помочь развитию.

Правильная организация и распорядок важны и для родителей. Будет намного проще справится с собственными делами, когда ребёнок живёт по графику, но без лишнего стресса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: