«ты же взрослый!» как ошибки родителей влияют на жизнь старших детей

Ошибка 3. Старший всегда виноват, отвечает за проступки младшего

Бывает, что старшего ребёнка просят присмотреть за младшим, а потом ругают, если малыш ударился или заплакал. А когда дети немного подрастают, старшего автоматически считают виноватым во всех конфликтах и спорных ситуациях. 

Как поступить родителям 

Родителям нужно помнить, что старший — тоже ещё ребёнок. И ответственность за младшего брата или сестру для него непосильная задача. Старшего ребёнка нужно научить обращаться с младенцем так, чтобы не причинить ему вреда. А если разница между детьми меньше пяти лет, оставлять их без присмотра вообще может быть опасно.

Конфликты между детьми неизбежны. Винить в них только старшего ребёнка несправедливо. Не стоит и дотошно выяснять каждый раз, кто прав, а кто виноват. Так родители превращаются в судей, которые по несколько раз в день разбирают тяжбы. А дети будут ябедничать и подставлять друг друга. Если дети поссорились, психолог Екатерина Бурмистрова советует пожалеть пострадавшего ребёнка, а поведение второго никак не комментировать.

Ошибка 2. После появления младшего ребёнок резко стал «взрослым»

Чем больше разница в возрасте, тем легче родителям забыть о том, что старший — тоже ещё ребёнок. На детей обрушивают новые обязанности: их просят присмотреть за малышом и помочь по дому, забывая о потребностях самого ребёнка. Даже малышей ждут новые ограничения. Не шуметь, пока младенец спит. Позже — делиться игрушками и уступать в спорных ситуациях: «ты же старше!»

Как поступить родителям 

Новые обязанности должны быть скомпенсированы правами. Екатерина Бурмистрова рекомендует заранее продумать привилегии старшего ребёнка и подчёркивать их при любой удобной возможности

Например, обратите внимание малыша, что новорождённый ест только молоко, а старшему ребёнку можно и яблочко, и вафельку, и конфетку. Придумайте особенные ритуалы только для «взрослых»

Например, вместе смотрите мультфильмы по вечерам или обсуждайте за чаем, как прошёл день.

Екатерина Бурмистрова предлагает также запастись небольшим подарками перед появлением младшего. Это могут быть мыльные пузыри, конструктор или новая раскраска. Такие мелочи не только займут старшего ребёнка, когда маме понадобится время, но и лишний раз продемонстрируют любовь родителей.

Проявления регресса

Адаптивные реакции бывают самыми разнообразными, они могут затрагивать различные сферы жизни ребенка. Регресс в той или иной форме проявляется практически у всех детей

Важно понимать, что это лишь способ получить внимание и заботу

Еда. Очень часто дети начинают отказываться есть или существенно уменьшают порции. Бывает, что ребенок соглашается только на определенные блюда и продукты, требует что-то особенное. Причем после того, как мама постояла у плиты, и еда готова, малыш может потерять к ней всяческий интерес, поковырять две ложки и сказать: «Я больше не хочу». Постоянное желание сладкого – тоже очень распространенный пример. Многие дети просят кормить их с ложечки или хотят пить из детской бутылочки.

Сон. Ребенок, который уже спал всю ночь, может начать периодически просыпаться и плакать, требовать укачивания. Привыкшие к отдельной кроватке или комнате дети часто просятся лечь с мамой и папой или приходят в родительскую постель ночью. Возможны также временные проблемы с укладыванием спать. Например, саботаж устоявшихся ритуалов перед сном: ребенок может бегать, кричать, будить родителей или новорожденного. Некоторые малыши просят, чтобы им читала книжку только мама (или наоборот, только папа, который на работе в это время).

Туалет. Очень часто новоиспеченные старшие братья и сестры проявляют сильный откат в навыках пользования горшком. Днем некоторые дети мочат штанишки так часто, что мама может даже заподозрить цистит. Однако по результатам анализов ребенок будет совершенно здоров. Энурез и энкопрез (недержание мочи и кала) могут причинять существенные неудобства. Особенно тревожными кажутся родителям ночные промахи, к тому же это сильно влияет на качество сна всей семьи.

Навыки самообслуживания. В зависимости от возраста и умений, дети могут отказываться одеваться, застегивать пуговицы и кнопки, завязывать шнурки, самостоятельно есть и ходить в туалет, умываться, чистить зубы, расчесываться, мыть руки – делать все, к чему вроде бы давно уже привыкли и не выказывали сопротивления. Ребенок может жаловаться, что не может сам включить свет или налить воды, снять колпачок с фломастера, разъединить детальки конструктора и т.д.

Язык. Распространенное проявление регресса — откат в речевых навыках. Даже если раньше малыш прекрасно говорил и рассказывал о своих чувствах и желаниях, он может начать ныть и капризничать или показывать пальцем вместо того, чтобы попросить что-то. Часто дети начинают намеренно картавить или коверкать слова, чем изрядно раздражают взрослых.

Коммуникация с миром. Даже самые общительные ребята могут вдруг начать стесняться знакомых и незнакомых людей, при встрече опасливо выглядывать из-за мамы и молчать как рыба. Ребенок может отказываться идти в детский сад или на кружки и занятия, хотя раньше ходил с удовольствием и уже нормально адаптировался.

Эмоциональная сфера. Учащаются истерики, капризы, нытье, беспричинные слезы. Прежний ребенок-ангел может стать раздражительным и угрюмым, начать проявлять агрессию к родителям или окружающим – драться, кусаться, брыкаться.

Грудное вскармливание. Если старший ребенок еще маленький, и мама продолжает кормить его грудью во время беременности и планирует тандемное кормление двоих детей после родов, то она должна быть готова к регрессу старшего в режиме кормлений. Даже если к моменту появления братика или сестренки ребенок прикладывался к груди раз в несколько дней, после родов он может удивиться и обрадоваться тому, что молока у мамы стало снова много, и начать кормиться в режиме новорожденного.

К сожалению, среди некоторых психологов распространено мнение, что грудное вскармливание является причиной регресса у старшего. Кормящая мама может услышать, что ее ребенок после родов непременно перестанет разговаривать, есть, спать и обязательно начнет мочиться в штаны, если не отлучить его от груди. Однако, как мы уже упоминали, регресс в той или иной форме проявляется практически у всех детей, и с наличием или отсутствием грудного вскармливания это никак не связано. Напротив, многие матери считают, что кормление грудью обоих детей помогло им сгладить ревность и дало возможность проявить любовь и уделить время каждому малышу.

Что такое регресс и в чем его причина?

Регресс – это форма психологической защиты в ситуации стресса, когда ребенок бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным реакциям. В основе такого приспособления лежит объективный факт, что малыша люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого. Поэтому наши дети бессознательно используют, на первый взгляд, такой парадоксальный способ защиты от неприятностей – это поведение кажется им гарантирующим защиту и безопасность.

С кратковременным регрессом мы часто сталкиваемся, когда ребенок ослаблен, например, во время болезни, в условиях эмоционального истощения, в состоянии усталости или страха. Навыки, находящиеся в стадии формирования, могут в этот период оказываться недоступными для него.

Почему у ребенка происходит регресс после рождения младшего братика или сестрички? Вначале это может быть реакция на стресс от разлуки с мамой, особенно если это первая длительная разлука. Безусловно, появление новорожденного связано с изменением всей системы жизненных стереотипов семьи. Меняются роли и обязанности, распорядок дня, распределение ресурсов. Ребенку достается меньше внимания мамы и папы, от него требуют большей самостоятельности, ведь он кажется таким большим по сравнению с младенцем. Привычный мир малыша рушится.

Легко ли быть арбитром

Конечно, не позавидуешь и родителям таких детей. Ведь какими бы разными, капризными ни были, это все родные дети, каждого из которых родители любят и ценят, хоть и делают это как умеют.

Они оказываются между двух или даже трех огней. Кого поддержать в конфликте, за кого заступаться, если все они родные любимые дети?

Часто родители не успевают осознать ситуацию и поддаются стереотипам. Становятся либо на сторону старшего, ведь он старше, а значит надо слушаться его. Либо на сторону младшего, ведь младших надо защищать. Либо вообще не вмешиваются, думают, пусть лучше дети разбираются сами.

Что чувствует средний: «Незолотая середина»

Самые обделенные — средние дети. Старший в свое время успел побыть единственным. А сейчас он старше, сильнее, успешнее остальных

Он привлекает внимание родителей своими успехами и достижениями. Младший еще совсем малыш

Его просто невозможно не заметить. Он доберет себе нужное количество внимания криком и плачем и вынудит родителей быть рядом любой ценой.

Средний младшим побыть не успел, не насладился родительской любовью сполна. До старшего ему еще расти и расти. Он никогда не станет взрослее, сильнее него просто потому, что у него меньше опыта, он младше.

Даже если вдуматься в значение слова «средний», это означает что-то между, не хороший и не плохой, никакой, «ни рыба ни мясо»… Вот и чувствует себя ребенок никаким. Ни старшим и успешным, ни младшим и любимым. Его просто нет, его не замечают. Часто из средних людей вырастают закрытые, неуверенные в себе, склонные к депрессии люди. Либо наоборот, чересчур агрессивные, озлобленные. Именно средние могут болеть чаще остальных, ведь как еще получить хоть немного родительского внимания.

Кризис отношений

Любая, даже самая любящая, пара проходит через кризисы — периоды, когда отношения приближаются к новому этапу и ощущается необходимость изменений. Первый кризис — это первый год семейной жизни, за который люди должны узнать друг друга и понять, как им жить вместе. Второй — рождение первого ребенка, третий возникает на четвертом — пятом году совместной жизни, четвертый — на седьмом — восьмом. И в отличие от предыдущих проходит мирно. Отношения становятся стабильными, спокойными и… немного скучными. С одной стороны, все хорошо, и люди уверены, что их выбор спутника жизни — единственно верный, с другой — чего-то не хватает.

Желание оживить отношения, добавить в семью эмоций — вторая по распространенности причина желания родить ребенка через большой промежуток времени. Но отношения после рождения второго ребенка часто приносят разочарование.

Неудивительно, что в семье бывают ссоры. И неудивительно, что муж задерживается на тренировке все дольше. Отнеситесь к проблемам в общении как к явлениям природы. Вы ведь не будете впадать в отчаяние и считать, что ваша жизнь разрушена, если на улице пойдет град или снег? «Он скоро перестанет», — решите вы и будете ждать солнца.

Но не позволяйте мужу увиливать от забот о ребенке слишком часто. Чем больше мы о ком-то заботимся, тем больше его любим.

Больше полезных и интересных материалов о детской психологии — в нашем канале на .

Старшие дети

Старший ребенок, как правило, во многом похож на родителя – этакий маленький папа или маленькая мама. Они нередко и берут на себя функции воспитателя, принимают ответственность и стремятся к лидерству. Больше половины президентов США были старшими сыновьями, 21 из 23 американских астронавтов были первыми или единственными сыновьями в семье. Старшие ориентирован на высокие достижения, вплоть до маниакальности (Гитлер, к примеру, тоже был старшим ребенком в семье).

Для развития личности старшего ребенка имеет значение, кто родился после него – братья, сестры или те и другие. Например, если у мальчика есть младший брат и сестра, то в его характере будут сочетаться черты старшего брата братьев и старшего брата сестер.

Старшая сестра сестер

Обычно это яркая, сильная и независимая личность, которая способна проявить заботу и о себе, и о других. По любому поводу у нее есть свое мнение, и она с трудом принимает помощь и советы других людей. Чем больше у нее сестер, тем меньше у нее шансов на удачный брак: она стремится устраивать сначала чужую жизнь, так что на свою собственную порой ни времени, ни сил не остается.

Идеальный партнер: младший брат сестер, привыкший находиться рядом с сильной женщиной. Может признать ее лидерство и младший брат братьев, а также единственный сын, который не настроен на равноправное общение и воспринимает ее в роли матери.

Сложные взаимоотношения: со старшим братом братьев. Оба стремятся к лидерству и постоянно делят власть.

Лучшие подруги: обычно это младшие и средние сестры. Со старшей сестрой они наверняка найдут много общего, но это лишь до того момента, пока им нечего будет делить.

Старшая сестра братьев

Мужчина для нее – это «любимая игрушка». Она способна пожертвовать собственной работой, чтобы позаботиться о муже. Такая жена нередко заменяет мужчине мать – настолько, что собственно супружеские отношения отходят на второй план.

Идеальный партнер: младший брат сестер. Все довольны: ей есть, кого воспитывать, ему есть на кого возложить ответственность.

Сложные взаимоотношения: со старшим братом братьев. Кстати, когда в такой семье появляются дети, они нередко снимают напряжение в супружеской борьбе за лидерство. Ведь обоим родителям нравится, когда есть младшие.

Лучшие подруги: как и в предыдущем случае, это младшие и средние сестры. Неплохо складываются отношения и с единственными дочерьми.

Старший брат братьев

Из таких мальчиков обычно получаются шефы, политические деятели, астронавты и даже президенты. Им нравится быть первым во всем, к своей персоне они обычно относятся очень педантично и всячески стремятся к совершенству. Обычно старший брат бывает успешным, но очень редко «открывает душу». Много ожидает от жены – гораздо больше, чем получает в реальности.

Идеальный партнер: младшая сестра братьев, которые были для нее авторитетом.

Сложные взаимоотношения: со старшей сестрой сестер. Возможны сексуальные конфликты и постоянная борьба за власть.

Старший брат сестер

По сравнению со старшим братом братьев, с этим типом мужчины гораздо легче общаться, обычно он очень предупредителен с женщинами и внимателен к ним. С мужчинами он тоже неплохо ладит, но все-таки в мужской компании он чувствует себя менее комфортно. Любит быть лидером, но не авторитарен.

Идеальный партнер: младшая сестра братьев. Она создает в их общении именно такие ситуации, к которым он привык.

Сложные взаимоотношения: со старшей сестрой сестер. Причина все также – конфликты из-за лидерства. Однако привычка постоянно общаться с женщинами, возможно, сгладит эти сложности.

Искаженные реакции старших детей:

Обучение

Оксана Петровна Решетова
Вебинар
ВЕБИНАР: Сиблинги в семье. Профилактика и коррекция психологических проблем

Участвовать

1.Проявление агрессии и жестокости по отношению к младшему, к маме, к домашним животным. Так бывает, если старший ребёнок рос один, был залюбленным, изнеженным, был в центре внимания. И, когда появляется младенец, старший ребёнок перестаёт занимать место короля.

2.Ложь. Старший начинает много лгать, эта ложь может быть сильно связана с фантазированием

Часто за обманом скрывается желание быть хорошим, чтобы мама обратила внимание

3.Дистанцирование старшего ребёнка от родителей, категорическое «Нет» в отношении взаимодействия с младшим братом или сестрой. Он не относится к младшему плохо, он не проявляет к нему агрессию, но при этом родители отмечают, что ребёнок отгораживается от них, уходит в себя. Часто дети отгораживаются через деятельность: компьютерные игры, просмотр мультфильмов.

4.Протест. Родитель говорит, что ребёнок всё делает назло, игнорирует, тянет время.

5.Ревность. Лёгкая форма ревности для сиблингов нормальна, это соперничество, конкуренция. Причину ярких проявлений ревности надо искать в детско-родительских отношениях

В случае ревности войну всегда начинает старший ребёнок, потому что именно он оказывается в ущемлённой позиции, он теряет родительское внимание

У ребёнка, испытывающего ревность к сиблингу, стоит главный вопрос: «Что будет, если меня совсем перестанут любить?». И ребёнок начинает за эту любовь драться, её к себе тянуть.

Младшие

Они, сколько себя помнят, окружены заботой. Их лелеют родители и опекают старшие дети. Их всегда защитят, им всегда помогут. От них меньшего ожидают, с них меньше спрос. Им так удобно оставаться маленькими, что порой совсем не хочется расти.

Со старшими им, конечно, не просто. Те же всегда все лучше знают, все лучше умеют, их постоянно ставят в пример. А как они любят командовать! Они ведь все сделают по-своему. Можно, конечно, пореветь, тогда придет мама, и еще посмотрим, чья возьмет. А что делать, они же сильнее, умнее и взрослее…

Младшие донашивают одежду. Старшему брату покупали все новое, а я должен носить эту дурацкую куртку с дыркой в кармане, откуда вываливаются ценные камушки. И еще – они постоянно напоминают тебе о том, что ты маленький. Ты с каждым годом становишься взрослее, так хочется побыстрее вырасти, но тебе повторяют как заклятие – ты еще маленький!

Драма младших детей в том, что с появлением второго ребенка у многих родителей непременно рождается искушение сравнивать своих детей друг с другом, и это сравнение зачастую не в пользу младших, даже если оно никогда не было озвучено.

Младшим так нелегко видеть рядом с собой всегда почти такого же человечка, только всегда чуть более взрослого, более сильного и более умного. Поэтому самооценка младших детей, как правило, занижена, они менее уверены в своих силах, часто пасуют перед старшими, встречающимся на их жизненном пути (перед начальством, например), менее способны проявлять и защищать свое «я». А поскольку в их семье нередко происходит так, что за них все решается старшими детьми или взрослыми, то младшие, даже вырастая, иногда не знают, что они хотят от жизни вообще и в данный момент в частности.

Таким образом, если вы встречаете человека неуверенного, возможно, слегка инфантильного, чувствительного, не особенно стремящегося к власти, не умеющего постоять за себя, располагающего к заботе о нем – это наверняка младший ребенок. Но то, что он будет уметь блестяще – старшему не по силам. Никто так не умеет приспосабливаться к любым условиям, любым обстоятельствам, любым людям! Никто так не умеет просить о помощи и находить покровителей.

Никто лучше не умеет виртуозно манипулировать окружающими его людьми. Он может долго оставаться ребенком со всеми плюсами и минусами этого состояния.

Но младшие, как показывает опыт, вырастают более счастливыми и гармоничными в тех семьях, только в тех семьях, где их сравнивают только с самими собой, поддерживают в них право на поступок и собственные желания, где им дают возможность выбора и помогают научиться находить опору в самом себе, где не поддаются на их манипуляции и умеют разделять ответственность. Там, где им позволяют взрослеть.

Вопрос о том, сколько детей иметь в семье, каждый решает для себя – кто спонтанно, даже не успев над ним поразмыслить; кто сознательно, взвешивая все «за» и «против». Кто знает, какой путь лучше для решения такого вопроса? Главное умение находить взаимопонимание со всеми детьми, независимо от их возраста.

Младший ребенок

Младшие дети собирают сливки с родительской любви, и чем старше родители, тем нежнее и заботливее они по отношению к самому маленькому ребёнку в семье.

Опробовав педагогические приемы на старшем или старших детях, родители гораздо более склонны баловать младшего ребёнка, ему достается максимум внимания. С позицией единственного ребёнка его роднит возможность испытать на себе чрезмерную опеку родителей. В отличие от старшего ребёнка, младший чаще довольствуется безусловной любовью родителей, бабушек и дедушек. Младшим детям, как правило, не нужно ничего доказывать, от них не ждут подвигов и успехов, они могут позволить себе такую роскошь, как быть самими собой.

Чувствуя такую безграничную любовь родителей, младший ребёнок не испытывает тревоги и страха по поводу того, что он может не оправдать надежд семьи. От родителей он ждет защиты и поддержки. В этом, возможно, суть привязанности младшего ребёнка.

Младшие дети не всегда отличаются послушанием, прилежанием и подчинением воле родителей, и они не стремятся контролировать окружающих. Зато, вероятно, младшие дети лучше других могут угадывать мысли и желания родителей и старших детей в силу развитой с детства наблюдательности и чуткости.

Не обладая силой, интеллектом и авторитетом старших детей, младшие вырабатывают противоположную стратегию борьбы с сиблингами: они все делают исподтишка, а также в ход пускают слезы, жалобы родителям на несправедливость старших. Наказывая старшего ребёнка в ответ на жалобу младшего, родители закрепляют эту линию поведения самого младшего.

Младшим детям больше свойственно желание перемен и смелость в изменении своей жизни. Исследователи влияния очередности рождения на характер человека объясняют склонность младших детей к бунту, протесту и неординарным решениям задачей эволюции. Страсть к риску у младших детей эволюционно заложена очень глубоко.

В то же время, младшие дети могут оказаться в позиции единственных детей, когда старшие покидают родительское гнездо, а они остаются с уже немолодыми родителями. Младшим приходится брать на себя функцию заботы о родителях, выучить новый репертуар поведения. В такой ситуации привязанность стареющих родителей к младшему еще сильнее – он для них главный стимул к жизни, отрада и отдушина.

Младший ребёнок может сыграть роль связующего звена между родителями. Если отношения между супругами стали очень непрочными, то они могут надеяться на то, что рождение младшего ребёнка поможет их воссоединению. Если старшие дети родителей рождены от предыдущих браков, то младший, их общий ребёнок, может рассматриваться как общий знаменатель.

Младшим детям свойственно устанавливать более тесный эмоциональный контакт с родителями. Они, скорее всего, наиболее чувствительны к эмоциональному состоянию родителя, легче остальных могут различить перемену настроений отца или матери. Родители опекают, заботятся о младшем ребёнке и принимают его таким, какой он есть.

Еще по теме «Детская ревность и соперничество между детьми. Воспитание младших братьев и сестер»:

А ваши старшие дети любят младших?

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Поделитесь вашим опытом. Я сама единственный ребенок в семье и совершенно не знаю, какие отношения между братьями и сестрами являются нормой в таком возрасте.

!!Посоветуйте книги по воспитанию старшего ребенка по отношению к младшему!

Как воспитать дружных детей. Многодетная семья : воспитание детей, взаимоотношения братьев и сестер, социальные льготы и Посоветуйте книги о детях ,чтобы воспитывать характер. Книги о воспитании : библиотека заботливых родителей. а во всех книжках по…

Ревность подростка к младенецу

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Братья и сестры : как избежать ревности ? Ревность младшей сестры. Причем один нюанс, сестренка у меня самой приемная ( от дальних родственников).

Как воспитать детей дружными?

Как воспитать детей дружными ? Как вы думаете, что нужно и что нельзя делать, чтобы дети были дружны ? Имеется двое детей. И родители, которые явно больше любят младшую( Старший очень ревнует и ревность эта только усиливается. Я стараюсь уделять ему больше…

Про ревность между детьми

Про ревность между детьми. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Обсуждение семейных вопросов: любовь и ревность, брак и измена, развод и алименты, отношения соперничество между детьми. Детско -родительские отношения. Детская психология.

про братьев и сестер

Старший и младший ребенок в семье : как Братья и сестры с маленькой разницей в возрасте: как Как научить детей дружить. Отношения между братьями и сестрами в семье : любовь родителей Про братьев и сестер (нижним навеяно). Многодетная семья : воспитание детей …

соперничество между детьми

соперничество между детьми. Детско -родительские отношения. Детская психология. Там так тонко описывается психология взаимоотношений двух братьев и сестры. Детско -родительские отношения. Детская психология. Старший и младший ребенок в семье : как…

Как развить амбиции?

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Как воспитать дружных детей. Воспитание и начальное образование в США.

Старшие дети – влияние младших (и наоборот)

Братья и сестры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка Старший и младший ребенок в семье : как достичь гармонии и избежать соперничества между детьми.

Ненависть к двоюродному брату

Ненависть к двоюродному брату. Братья и сестры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Раздел: Братья и сестры (если двоюродные старшие братья бойкотируют младшего ). Ненависть к двоюродному брату.

Игры сестры и брата

Как воспитать дружных детей. А у тебя есть друзья, свои интересы, но куда бы ты ни пошла, за тобой увязывается сестренка. Братья и сестры с маленькой разницей в возрасте: как воспитывать без ссор. Разница в возрасте между детьми : на что влияет.

Ревность к младшему брату

Ревность к младшему брату. Детско -родительские отношения. Детская психология. Ревность к младшему брату. Здравствуйте. Я бы хотела посоветоваться по поводу следующей проблемы: у меня есть дочка, ей 2 года и 10 месяцев.

Старшая обижает младшую

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Как воспитать дружных детей. У младшей сестренки детство тоже было не сахар.

Воспитание двух детей

Как воспитывать двух детей, чтобы они были не просто друзьями, а родными людьми в истином смысле этого слова? В нашей семье и по маминой и по папиной линии всегда было много детей и всех воспитывали в любви, заботе, помощи, ответственности по отношению к…

Как вы воспитываете вашего ребенка

Как воспитать дружных детей. Если вы воспитываете такого ребенка, вы знаете, что простые методы воздействия часто не срабатывают. ребенку через 2 месяца будет 8 лет и последнее время — с начала зимы — появилось какое-то просто ослиное упрямство.

Ошибка 6. Родители подчёркивают сходство детей, не видят их уникальности

Родителям нравится замечать в детях похожее, особенно если они одного пола и с небольшой разницей в возрасте. Бывает, что сестёр одинаково одевают и причёсывают — взрослым это кажется это милым. Водят в одни и те же секции и кружки — это просто удобно. Родители воспринимают детей как единое целое, обобщают их интересы, не видят индивидуальности.

Как поступить родителям 

Конечно, братья и сёстры похожи. Но родителям лучше  сосредоточится на том, в чём они отличаются

Екатерина Бурмистрова говорит о том, что важно учить детей позитивно воспринимать свою уникальность и уникальность второго ребёнка. Чтобы помочь в этом, надо описывать свойства личности без оценок, просто отмечая их

Например, не «ты тормоз», а «ты медлительный».

Родители должны помочь каждому ребёнку найти собственную зону успешности. Если один из детей спортивный, это вовсе не значит, что другой тоже полюбит спорт. Нужно постараться воспринимать каждого ребёнка в отдельности, помогать ему раскрыть его индивидуальность.

Какой ревнивый!

Она есть всегда — при любой разнице в возрасте и при любой семейной ситуации. И не только у старшего — младший ребенок тоже будет испытывать ревность, когда поймет, что между родителями и старшим есть что-то, к чему он сам не имел никакого отношения. Ревности не стоит бояться, ее не нужно стараться искоренить, ведь, помимо того что она естественна, она еще и полезна: стимулирует к росту, развитию, стремлению стать лучше. Но проблема семи-, восьмилетнего ребенка в том, что скрывать свои чувства он уже научился, а вот работать с ними по-настоящему — еще нет. Его ревность больше похожа на затаенную обиду. Он понимает, что говорить об этом нельзя — да и стыдно признаваться в своих неблаговидных чувствах, но и справиться с ними тоже не в состоянии. Он начинает чаще плакать — только по другим, видимым и объяснимым причинам. Например, ударившись нечаянно о край стола. Родители в недоумении: разве это такая сильная боль, чтобы так плакать? Нет, конечно, нет. Просто эмоции нуждаются в выходе и «ждут» подходящего момента. Еще ребенок может ругаться и проявлять недовольство — но тоже по другим, не относящимся к истинной причине поводам. Или — шутить…«Как же мы Мишу, такого маленького, повезем на самолете?» — переживает мама. «Давайте заранее приучать. Можно замотать его в одеяло и размахивать им на улице. Или на балкон вывесить», — предложил семилетний Олег.

Как ни странно, такие высказывания — тоже норма. И ирония, и черный юмор — все это позволяет человеку пережить свои внутренние страхи, дискомфорт. Поэтому не старайтесь жестко пресекать подобные выходки и тем более наказывать за них. Кроме того, помогите ребенку выражать свои эмоции и другими способами. Например, рисованием. Можно рисовать что угодно (рисование само по себе занятие психотерапевтическое), можно мягко и ненавязчиво задать тему. Предложите нарисовать сцены семейного дня рождения, летнего отдыха, выходного дня — и вы увидите истинное отношение ребенка к своему младшему брату или сестре. Не ругайте его за то, что для младшего место нашлось только в багажнике («А что, он все равно спит») или его вообще на рисунке нет («А мы его дома оставили»). Не драматизируйте ситуацию, в подавляющем большинстве случаев добрых чувств у старшего больше, чем недовольства. Но выводы сделайте — и постарайтесь, чтобы старшему тоже хватало вашего внимания.

Проблема семи-, восьмилетнего ребенка в том, что скрывать свои чувства он уже научился, а вот работать с ними по-настоящему — еще нет. Отношение старшего ребенка к младшему во многом определяется отношением родителей к ним обоим. Внимания должно хватать всем.

Перераспределение чувств

Кто «выбирает» для своих детей такую разницу в возрасте? По большей части родители, для которых рождение первого ребенка было не вполне осознанным. Нет, они были ему рады и занимались воспитанием ответственно, но просто… слишком рано он родился, не дав родителям возможности насладиться свободой и обществом исключительно друг друга. И поэтому как бы вы его ни любили, но из вариантов: провести выходной с ребенком или отправить его к бабушке — чаще выбирали второй. А вот сейчас родители стали готовы к появлению ребенка по-настоящему. Захотелось держать маленького человечка на руках, баюкать его и возить в коляске. Захотелось им заниматься. Только он-то уже вырос…

Так в чем же проблема? Только в том, что ко второму ребенку чувства совершенно другие. И можно сколько угодно говорить про то, что «мы вас любим, но — по-своему», разница эмоций все равно улавливается. Особенно если родители сами подчеркивают то, насколько другим им кажется воспитание сейчас. «Я могу часами гулять с ребенком, а раньше этого не ценила», «Буду кормить грудью, сколько получится, с первым не могла себе этого позволить», «Нет, бабушкам мы не очень доверяем, этого ребенка сами вырастим» — все эти фразы не звучат обидно. Они просто показывают старшему, какая она бывает — любовь родителей к своему ребенку. А ему, видимо, просто не повезло… Постарайтесь избежать таких разграничений в отношениях — ведь со временем это может привести к полному отчуждению. И на взрослой жизни старшего ребенка скажется очень негативно — дети, не получившие маминой ласки в полном объеме, становятся очень требовательными и эгоистичными взрослыми.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: