Саморазвитие
Этот вид мотивации основывается на стремлении личности к развитию уже имеющихся талантов, природных способностей, или качеств. С точки зрения Абрахама Маслоу, мотивация саморазвития заставляет личность прикладывать максимум усилий для развития своих способностей с целью почувствовать компетентность в определенной сфере. Саморазвитие позволяет человеку почувствовать собственную значимость и нуждается в самообнажении – понимании себя настоящего.
Кроме того, этот вид мотивации требует мужества, решимости и отваги для преодоления страха перед потерей стабильности и комфорта. Людям свойственно держаться за былые достижения и возвеличить их, что часто становится основным препятствием на пути к дальнейшему развитию. Становясь на путь саморазвития, человек предпочитает отказаться от спокойствия в пользу стремления стать лучше. Как утверждает Маслоу, саморазвитие возможно только в том случае, когда каждый шаг вперед приносит более сильное удовлетворение, чем былые достижения. Несмотря на внутренний конфликт мотивов, саморазвитие в чистом виде не нуждается в насилии над собой.
Виды мотивов
По отношению к состоянию системы, мотивы делятся на 2 основных типа:
• положительные, «К» новому состоянию: включаются желаниями, побуждающими достичь желаемого состояния. Вызывают позитивные эмоции от образа нового состояния (вдохновение, счастье, энтузиазм…);
• отрицательные, «ОТ» текущего состояния: включаются внешними стимулами, ухудшающими текущее состояние или побуждающими его изменить. Вызывают негативные эмоции от неудовлетворенности текущим состоянием (разочарование, стресс, депрессию…).
Тип мотива очень сильно влияет на количество получаемой энергии для его реализации. Положительные мотивы дают гораздо больше энергии, чем отрицательные, т.к. образ более лучшего состояния притягивает гораздо сильнее, чем отталкивает текущее, неудовлетворительное состояние. И позитивные эмоции принципиально сильнее негативных, т.к. создают большее напряжение, больше вдохновляют.
В зависимости от причин, побуждающих действовать, мотивами могут быть:
• потребности: физиологические, в защите, признании, самореализации…;
• желания: купить квартиру, машину, стать врачом, учителем…;
• мысли и идеи: понял, как создать какой-то инструмент, метод…;
• ценности: комфорт, свобода, гармония…;
• инстинкты и рефлексы: реакция на горячее, холодное, яркое, вкусное…
Базовым мотивом для системы является потребность.
Потребность — это отсутствующий у системы ресурс, необходимый ей для достижения желаемого состояния
При наличии у системы потребностей она находится в состоянии дискомфорта, когда она не может либо достичь желаемого состояния, либо сохранить текущее состояние, либо предотвратить его ухудшение. Такое состояние создает негативные эмоции, от которых система стремится избавиться, т.е. это мотив «ОТ».
Для удовлетворения потребности системе нужно найти и воспользоваться соответствующим благом – средством удовлетворения потребности для сохранения или изменения состояния.
Например, благом может быть другая система, которая даст недостающие ресурсы на взаимовыгодных условиях или просто отдаст их. Или это может быть личный ресурс, который можно обменять на недостающий.
Чтобы найти благо, нужен опыт и идеи для определения, где оно может находиться и как его можно получить. А чтобы воспользоваться им, нужно поставить цель – получить требуемый ресурс, составить план действий, реализовать его и достичь цели.
Дискомфорт + Мотив + Цель = Действия
Например, голод — это потребность, дискомфортное состояние; намерение поесть — это мотив; образ тарелки с определенной едой, которую можно приготовить и съесть — это цель. Остается только выполнить конкретные действия для приготовления еды, потратив имеющиеся ресурсы (продукты), и съесть ее.
Мотивами также являются желания, мысли и идеи человека. Они формируют образ возможного состояния, которое будет лучше текущего. Тогда человек может поставить цель, составить план и перейти в это состояние. Такие мотивы являются положительными – «К» желаемому состоянию.
Также к положительным мотивам относятся ценности.
Ценность — это идеал, который является причиной для развития и самореализации системы и мотивирует ее на постановку и достижение целей
Ценностью может быть:
• система: семья, друзья, дом, автомобиль…
• признак: доброта, щедрость, мужество, мудрость…
• состояние: гармония, свобода, комфорт, богатство, безопасность…
• чувство, эмоция: любовь, счастье, радость, смех…
• отношение: дружба, партнерство…
• процесс: развитие, творчество, путешествия.
Ценности являются некими «звездами», которые «притягивают» системы и вызывают стремление развиваться. Достигнув одной «звезды», система сама начинает «гореть ярче», у нее появляется больше личных ресурсов для достижения более сложных и важных целей. Подробнее о ценностях написано в продукте Книга «Личное развитие как система. Часть третья. Гармония».
У человека также есть автоматические, подсознательные мотивы – это его инстинкты и рефлексы. Они позволяют мгновенно реагировать на определенные воздействия для предотвращения ухудшения текущего состояния. Их можно считать отрицательными – «ОТ» более худшего состояния.
Знание своих мотивов позволяет наиболее эффективно действовать и достигать любых поставленных целей. Также это помогает защищаться от внешних стимулов, которые могут привести к ухудшению состояния и трате личных ресурсов на чужие цели.
Самоутверждение
Самоутверждением называют потребность человека в признании и оценке со стороны общества. Развитие мотивации в таком случае основывается на чувстве собственного достоинства, самолюбии и честолюбии. Желая самоутвердиться, человек старается проиллюстрировать окружающим, что он достойная личность. Исходя из этих желаний люди стремятся получить определенный статус или положение, добиться признания, почитания и уважения. По сути, этот вид мотивации синонимичен с мотивацией престижа – жаждой достичь и в дальнейшем сохранить высокий общественный статус. Такой мотив, как самоутверждение, является весьма значимым фактором в мотивации активной деятельности субъекта, побуждающим его работу над собой и личностное развитие.
Потребность в котятах
Совершенно очевидно что потребности у человека были всегда одни и те же. Ну может, чуть изменялись в связи с развитием мозга. Но это мы уж совсем в глубь веков забрались. Скажем, люди, жившие в эпоху Римской Империи, имели совершенно такие же потребности что и мы с вами.
Отличие в том, что способы удовлетворения этих потребностей изменились. То есть, если раньше для удовлетворения голода человек выбирал из узкого меню, построенного на том, что в данной местности произрастает, то сейчас практически каждый может позволить себе чуть ли не любую еду любой страны мира.
Можно сказать что сейчас люди хотят больше. Хотят новый компьютер, хотят быстрый интернет, хотят лайков под аватаркой. Таких вещей не было в древнем Риме, значит хотеть можно большего? Не следует забывать что это — лишь способы удовлетворения потребностей. Не бывает потребности в лайке, не бывает потребности в айпаде, нет «нехватки котиков в организме» или «насущной потребности в лексусе». Все это — в лучшем случае цели, а чаще — желания.
Человек хочет айпад не чтобы удовлетворить потребность в айпаде, а для чего-то другого. Какая потребность у него обслуживается этим желанием — индивидуальный аспект, который можно изучить во время консультирования или терапии. Это может быть желание признания (вау какой ты крутой), социализации (у тебя тоже есть айпад? круто! а какие у тебя игры?), комфорта (удобней читать ленту, лежа на диване) и так далее.
Очень много можно о себе узнать, пытаясь уяснить потребность, которая обслуживается тем или иным желанием. Попробуйте как-нибудь.
↑ Интересы и склонности
Интересы возникают на основе потребностей.
Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.
Существует несколько классификаций интересов
- по направленности: социальные, экономические, политические, духовные;
- по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные;
- по содержанию: непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);
- по характеру субъекта: национальные, государственные;
- по уровню деятельности: пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).
- по возможности их реализации: реальные, мнимые;
Рассматривая понятие «интерес», мы должны сравнить его с понятием «склонности», так как они являются результатом потребности человека в определённой деятельности. Интерес — это направленность человека на предмет, а склонность — на деятельность. Например, когда говорят, что юноша интересуется футболом, то подразумевают, что он любит смотреть футбольные матчи, собирает информацию о знаменитых футболистах или командах, а когда говорят, что у юноши склонности к футболу, то это означает, что он хорошо играет в футбол.
Склонность — направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Виды и функции
Различают следующие функции мотивов:
побудительная , побуждение к какому-либо действию,
направляющая , при этом мотив направляет на себя действие человека,
целепорождающая , мотив ведет к действию, которое направлено на удовлетворение той или иной потребности,
смыслообразующая , придание действию субъективной значимости и важности.
Основной функцией мотива является побуждение и направление человека на какую-либо деятельность. При этом не все мотивы будут равнозначны , они будут находиться в определенной иерархической системе.
Также некоторые из них могут и не осознаваться человеком. В процессе деятельности и развития человека могут исчезать одни мотивы и рождаться другие.
Виды мотивов классифицируются по следующим признакам:
- Актуальные и потенциальные. Актуальные , это те, которые побуждают к текущим совершаемым действиям , например, человек трудится на высокооплачиваемой работе, проживает в комфортабельной квартире и основным мотивом есть сохранение текущего положения. Потенциальные , те, которые способны побудить к действию в случае изменения ситуации , тот же человек под угрозой сокращения будет мотивирован на поиски другой работы или развития в другом направлении.
Ведущие и второстепенные. Мотивационная сфера имеет иерархию, которая хорошо просматривается при конфликте мотивов у человека. Например, друзья сделали предложение провести выходные дни на рыбалке, в то время как в эти самые выходные взята сверхурочную работа на дом. В итоге ведущим оказывается последний, так как благосостояние и поощрение руководства важнее, чем отдых, которому также хочется посвятить время.
Смыслообразующие и мотивы,стимулы.
В основе какой-либо деятельности может лежать одновременно несколько мотивов, причем, чем их больше, тем более они способны спровоцировать личность на конкретные действия.
Например, человек желает получить высокооплачиваемую работу, связанную с поездками в другие страны. Основным, смыслообразующим мотивом будет выступать высокое поощрение труда, второстепенным, мотивом-стимулом , расширение кругозора, общение с новыми интересными людьми.
По обобщенности. Например, можно любить слушать музыку в стиле рок, а можно любить произведения только лишь какой-то определенной рок-группы.
Сознательные и бессознательные. Одни мотивы можно четко осознавать , например, получить какое-либо образование для того, чтобы найти хорошо оплачиваемую работу и получить возможность себя реализовать. Другие могут не осознаваться , например, арахнофобия, когда человек может бояться и избегать маленького паука, на самом деле не способного причинить ему вред.
По предметному содержанию:
-
предметные. Определяют конечный результат деятельности , например, построить дом, приобрести автомобиль,
При этом они могут не только отражать предмет, но и отношение к нему , взять, приобрести, отказаться, создать, сохранить, избежать чего-либо.
- функциональные. Например , потребность человека в общении. Данное действие не имеет какой-либо конечной цели. Мотивацией выступает сама вовлеченность в тот или и ной процесс. Также примером может являться игровая деятельность,
- нормативные. Данные мотивы не побуждают к деятельности, а ограничивают ее , например, нравственность.
Примеры
Первый
Ученик мечтает пореже корпеть над учебниками, а побольше проводить времени с друзьями.
Но впереди экзамен по литературе и необходимо готовиться.
В процессе подготовки данных для ответов, на глаза учащемуся попадается материал о пути становления одного из писателей. И в чем-то ребенок увидел связь между собой и биографией известного человека.
Начав более глубоко интересоваться трудами писателя, ученик стал воспринимать литературу уже не с точки зрения человека, вынужденного штудировать тонны «скучной» информации, а превратился в исследователя, получившего доступ к массе интересных данных.
Так желание сдать хорошо экзамен открыло дорогу к новому увлечению, а изучение литературы превратилось из скучной обязанности в привлекательное занятие.
Второй
Закомплексованный молодой человек с излишним весом решил прибегнуть к спорту, чтобы изменить фигуру и стать более привлекательным для девушек.
Тщательное соблюдение рекомендаций тренера в фитнес-клубе, систематические упорные тренировки привели к блестящему результату — внешний вид мужчины претерпел кардинальные изменения.
Но со временем молодой человек стал тренироваться не столько для поддержки привлекательного вида, сколько из-за приятных ощущений, возникающих при понимании, что теперь управлять своим телом, заставлять его выполнять трудоемкую работу гораздо приятнее и легче.
Третий
Для пропитания и возможности платить за кров вчерашний клерк, уволенный из-за сокращения штатов, хватается за первую подвернувшуюся вакансию и устраивается в автосервис рабочим на подхвате.
Благодаря опыту из юношества и родителю с «золотыми руками», имеемый опыт в починке железок и интуиция, позволяют человеку выбиться в мастера на хорошем счету.
При этом сохранилась привычка интересоваться новинками прогресса в сфере, где приходится зарабатывать на хлеб.
В результате мужчина понимает, что умений и знаний достаточно для того, чтобы начать свое дело.
После некоторых раздумий, он увольняется и начинает свой бизнес, который, как выясняется, стал не только источником денег, но и приносит гораздо больше удовлетворения, чем работа, оставшаяся далеко в прошлом.
Что такое соподчинение мотивов?
Соподчинение мотивов – одно из важнейших новообразований в развитии и формировании личности. Этот период начинается еще в дошкольном возрасте. Соподчинение мотивов происходит в тот момент, когда разные мотивы утрачивают свое равноправие, выстраиваются в свою индивидуальную систему (мотивационную схему). Появляются новые и доминирующие мотивы, из которых выстраивается иерархия.
В этом возрасте в приоритете социальные мотивы: соревнования, достижения успеха, самоутверждение, нравственные мотивы и т.д. Появляется стремление быть как взрослый и оценивать свое поведение.
Но чтобы предотвратить неблагоприятно складывающиеся основы личности, необходимы воспитательные меры перестроечного характера
Важно понимать, что это не значит, что ребенок будет постоянно прибегать к одним и тем же мотивам. Так не бывает даже у взрослых, т.к
у любого человека в поведении присутствует множество мотивов.
Самый сложный выбор происходит между общественным и личным. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы, но что поделать: вся жизнь – борьба.
ппп
Наталья Шахова
Идентификация
Речь идет о стремлении индивида быть похожим на кумира. Кумиром может выступать как другой человек (учитель, отец, артист), так и вымышленный персонаж (герой фильма или книги). Мотив идентификации является весомым стимулом для развития человека и прикладывания им усилий, нацеленных на обретение определенных черт. В ювенальном периоде мотивация идентификации с кумиром особенно сильна. Под ее влиянием подростки обретают большой запас энергии
Наличие мотива идентификации является важной оставляющей социализации подростка, так как оно придает вдохновения, формирует чувство ответственности и целеустремленность
Мотивы поведения личности
Людей всегда интересовал вопрос «Почему?». Почему другой человек совершает то, а не иное действие? Как на него можно повлиять? Можно ли изменить поведение другого человека? Если поначалу человека воспитывают, отчего в нем закладываются определенные мотивы, убеждения, взгляды, то потом он сам может управлять своим поведением или подчиняться внутренним посылам, что и будет его мотивами личности.
До сих пор люди задаются вопросом «Почему?», ответ на который заключается в том, что мотивы личности зависят от ситуации, внешнего давления, внутренних желаний и целей, даже личных качеств характера человека.
Мотивы поведения не являются статичными. Есть мотивы, которые лежат глубоко в подсознании. Обычно человек на них не обращает внимания. Однако есть мотивы, которыми человек может управлять. Например, постановка цели – это мотив, который побуждает человека действовать в направлении достижения желаемого. Однако самой постановкой цели занимается тоже человек, другими словами, он сам себя мотивирует.
Глубинными мотивами поведения личности можно назвать базовые потребности, которые были рассмотрены Абрахамом Маслоу и представлены в виде таблицы:
- В первую очередь человек будет заботиться о своей жизни и физиологии. Он нуждается в еде, воде, воздухе, сексе, физическом здоровье и т. д.
- Если предыдущая потребность удовлетворена полностью, тогда человек может заниматься собственной безопасностью, которая включает создание семьи, благоустройство дома, устройство на работу, профилактика здоровья и пр.
- Уже на третьем этапе после удовлетворения предыдущих потребностей человек занимается межличностными отношениями, поскольку он является социальным существом, которому хочется любить, дружить, общаться, получать эмоции и самому их дарить.
- При нормализации предыдущих уровней потребностей человек начинает заниматься развитием определенного отношения к себе: самоуважение, признание, одобрение и пр.
- Уже на последнем уровне потребностей лежат нравственное развитие, творчество, достижение собственного «Я» и пр., то есть духовное развитие. Однако оно постигается лишь тогда, когда человек доволен предыдущими 4-мя уровнями своей жизни.
Потребностями называются нужды, в которых человек нуждается в конкретный промежуток времени. Некоторые нужды являются временными, то есть их удовлетворение происходит достаточно быстро, другие – периодическими, то есть потребность в них возникает время от времени, третьи – постоянными, когда человек должен их постоянно удовлетворять.
Исходя из пирамиды Маслоу, видно, что человек в первую очередь нуждается в физиологических потребностях. И лишь после их удовлетворения он может переходить к достижению более духовных нужд.
Мотивация деятельности личности
Мотив — это осознанное побуждение, направленное на достижение конкретной цели и принимаемое индивидом за личную необходимость.
Мотивация деятельности личности зачастую побуждается несколькими мотивами. Определенные мотивы имеют ведущее значение и придают смысл деятельности личности. Мотивы способны конфликтовать с возможностями их реализации. В этих случаях у личности идет подавление мотива или его изменение.
Все мотивы необходимо отличать от мотивировки. Под мотивировкой понимаются оправдательные высказывания относительно совершенного действия. Малоосознанные импульсивные действия происходят на основании бессознательных мотивов.
Мотивация деятельности личности определяется установками. Установка это готовность к определенному поведению. Установка выступает наиболее константной, устойчивой основой поведения человека. Выделяют два вида установки – дифференцированную и общую. Установки находятся в основе стереотипов поведения, освобождающих от принятия решений.
Сложный механизм поведения включает такие компоненты: мотив, цели, программирование, решения, выбор средств реализации.
Итак, мотивация деятельности личности включает комплекс взаимосвязанных факторов. А сама мотивация личности выступает, как проявление потребностей. Для осознания мотива личности необходима внутренняя работа. Термин мотивация впервые был упомянут Шопенгауэром. В настоящее время имеется множество трактовок мотивации личности. Мотив зачастую путают с целью и потребностью. Под потребностью понимают неосознаваемое желание убрать дискомфорт, а под целью понимают результат сознательного желания. Например: голод — это потребность, желание утолить голод — это мотив, а персики, к которым человек тянется — это цель.
Мотивация личности как основа формирования организационного поведения
В наше время современные требования, предъявляемые к руководителям, включают умение работать результативно с людьми
Очень важно, чтобы руководитель мог понимать механизм формирования всех поступков, а также мотивов поведения. Разобравшись с мотивами, станут понятны и причины, провоцирующие поступки
Поэтому важно находить эффективные пути воздействия на сотрудников для достижения высоких организационных результатов. Основные факторы, формирующие поведение личности — это среда, интересы, потребности, мотивы поведения, решение действовать, установка, поступок, действие.
Среда включает объективные условия — производство, природа; общественную часть — уровень развития общества, а также взаимоотношения в соц. группах, сознание человека, общественное мнение. Среда напрямую влияет на возникновение потребностей у человека. Потребности формируются с рождения ребенка. Малыш обладает врожденными физиологическими и физическими потребностями. Осознание индивидом потребностей определяет ее цели, интересы, желания.
Основой формирования организационного поведения выступают внутренний климат, культура организации, личностные черты
От руководителя зависит выполнение целей организации, а для этого важно учитывать способности сотрудников и создать рабочую среду, способствующую поддержанию таких черт. Важно понимать, что любая организация существует, а также функционирует только благодаря людям
Цель деятельности – ведущий мотиватор
Уровень заявленной человеком цели зависит от его культуры, возможностей, среды, социальных условий. Не всегда он может точно сформулировать цель. Чаще происходит подмена личных целей внешней атрибутикой успешности и ценностями, характерными для определенной нравственной среды общества. Умение сформулировать личную цель деятельности – показатель персонального развития человека.
Цель деятельности – это осмысление ее результата. Эта идея материальная, имеющая пространственно-временную локализацию.
Цели могут быть внутренними, имманентными (внутренне присущими) природе человека и внешними, определяющими деятельность индивида. Внешняя и внутренняя цели могут совпадать. Это лучший вариант во благо общества и личности, поскольку он не провоцирует конфликт интересов.
Если внешняя цель не соответствует интересам личности, то деятельность может достичь результата, но говорить об эффективности допустимо в том случае, если имеется сильный мотив для достижения результата. Если же цель решает важные для личности задачи, она сама по себе может выступить мощным побуждающим фактором. Итак, что такое мотив деятельности? Какую роль он играет?
Что такое мотивация и мотив?
Мотивация определяет состояние человека на эмоциональном и поведенческом уровне. Уровень мотивирование характеризуется такими факторами:
- направленность деятельности (ориентация, вектор);
- целеустремленность, организованность, упорство;
- активность личности;
- стабильность выбранного мотива.
Вид и сила мотивированности зависит от основного мотива. Под этим термином понимают предмет или нематериальную ценность, ради которой человек готов прикладывать реальные усилия.
Выбор мотива определяется уровнем мышления и внутренней ориентацией личности. Наиболее авторитетное мнение относительно характера выбора мотивов в психологии принадлежит знаменитому психологу-гуманисту Абрахамом Маслоу. Этот ученый предложил эталонную теорию, классифицирующую все потребности людей по уровням. Сегодня пирамида потребностей Маслоу применяется психологами в качестве индикатора для поиска мотивов личности.
Принцип Маслоу заключается в возрастании потребностей (мотивов) от дифицитарных (сон, еда, вода, воздух) к более сложным (безопасность, любовь, уважение, власть, самовыражение, эстетика).
Проблема борьбы мотивов
В сфере волевой деятельности в психологии существует понятие «борьба мотивов».
В процессе определения наиболее значимого стимула волевого действия происходит борьба мотивов — это столкновение сразу нескольких желаний, либо побуждений к действию. Исходом этой борьбы является осмысление цели и принятие решения.
Как правило, происходит одна из ситуаций:
Приближение – избегание | Ситуация, когда человек попадает тогда, когда сталкивается с целью, имеющей амбивалентное мотивационное значение. Например: стоит ли принимать необходимую сейчас помощь от неприятного человека. |
Приближение – приближение | Ситуация характеризуется наличием двух позитивных целей. Выбор из двух благ. |
Избегание – избегание | Ситуация характеризуется наличием двух негативных целей. Выбор из двух зол. |
Двойное приближение – избегание | Ситуация, при которой перед субъектом стоит выбор между амбивалентными, т.е. одновременно и позитивными, и негативными целями. |