Список источников:
- Институт ЮНЕСКО: в России до трети школьников подвергаются травле (https://tass.ru/obschestvo/3541574)
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям (Радянська школа, 1974 г.)
- Алипова Л. В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.) (https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7685/)
- Дмитриева Е. В. Развитие доброжелательности в структуре нравственного воспитания подростков // Педагогические науки (г. Санкт-Петербург, выпуск № 12(66), декабрь 2017 г.) (https://research-journal.org/pedagogy/razvitie-dobrozhelatelnosti-v-strukture-nravstvennogo-vospitaniya-podrostkov/)
Почему важно уделять внимание воспитанию доброжелательности
Доброжелательность — совокупность позитивных качеств личности: склонности желать людям добра, поступать по-доброму, проявлять сочувствие и дружеское расположение к людям на бескорыстной основе. Ценность доброжелательного отношения заложена в самой культуре общения: приветствуя друг друга, мы желаем здоровья («Здравствуй!») и добра («Доброе утро!»). Дружелюбный ребёнок стремится видеть лучшее в человеке, разделять радость и сопереживать в трудностях. Это помогает ему находить друзей, получать помощь и поддержку, легче находить решение в трудных ситуациях.
Научим быть честным и правдивым
Недоброжелательность — отрицательное качество: неприязненное, недружелюбное, нерадушное отношение к кому бы то ни было. Оно выражается формами вербальной агрессии: обзывание, высмеивание, колкости и дерзость по отношению ко взрослым или ровесникам, настырные жалобы.
Если игнорировать вербальную (словесную) агрессию, существует риск её перехода в иную форму — физическую.
Сегодня, когда в СМИ всё чаще попадают случаи жестоких способов травли, избиений и даже применения оружия в школьных стенах, вопросы нравственного воспитания особенно актуальны.
Причины недоброжелательного поведения
Обзывать, грубить, хамить, огрызаться — эти привычки ребёнок приобретает в процессе социализации.
Почему же дети склонны проявлять себя недоброжелательно по отношению друг к другу?
1. Сниженный уровень эмпатии у ребёнка
Эмпатия — способность воспринимать мысли и эмоциональное состояние другого человека. Дети очень редко открыто выражают свою реакцию на действия окружающих, говоря: «Мне обидно! Твои слова меня ранят». А взрослые не уделяют достаточного времени воспитанию эмпатии. Не зная, что чувствует человек, к которому отнеслись недоброжелательно, ребёнок может не осознавать последствий своего поведения. Рекомендации, как развивать эмпатию у детей, приведём в заключительной части статьи.
2. Отсутствие самоуважения
Самооценка ребёнка основывается на родительской любви и одобрении. Младенцем он считывает любовь и реакцию близких. Подрастая, начинает понимать, относятся ли окружающие с уважением к нему, его потребностям и желаниям. Затем приходит к ощущению собственной значимости, достигая успехов в занятиях: чтении, обучении, гимнастике… Если же он недополучает поддержки и одобрения, чувствует свою несостоятельность, может возникать желание высмеять или унизить другого человека, чтобы выглядеть лучше за его счет.
3. Потребность отомстить
В таких ситуациях ребёнок действует по принципу логичного перехода из объекта в субъект: когда-то его самого обидели, а теперь он хочет «отыграться». Не всегда месть направлена на обидчика. Например, обиду на родителей за более внимательное отношение к младшим брату или сестре, за частые семейные конфликты он будет скрывать от самих родителей, а вымещать — на сверстниках. Родители же будут недоумевать и задаваться вопросом: «Мой ребёнок обзывается, что делать?».
4. Желание быть принятым в группе
Стремясь быть причастным к какой-либо группе, ребёнок перенимает позицию её лидеров и подавляет аутсайдеров. Как правило, группа имеет чёткое понимание того, что есть «круто», а что — «отстой»:
— У Миши дома нет компьютера? Лузер!
— Настя ходит со старым телефоном? Неудачница!
5. Неспособность к решению проблем
Умение выходить из конфликтов — навык, который школьники выносят из школы вместе с выученными уроками. Едва ли не такой же ценный, как знания. Неумение разрешать по-другому детские споры — одна из наиболее частых причин, почему дети обзываются.
6. Зависть
Зачастую взрослому даже в голову не придёт, что его ребенка гложет зависть. Причиной возникновения горького чувства может быть не столько желание обладать определённым благом, доступным другому, сколько нехватка внимания. Завистливый ребёнок склонен унижать кого-то, чтобы почувствовать себя лучше.
7. Недоброжелательность, направленная на самого ребёнка
Бывает, что в семье не приняты проявления трепетной заботы. Большую часть времени с ребёнком обращаются недружелюбно, и он перенимает такое поведение. В отличие от мести, здесь нет явных негативных стимулов. Подобное обращение становится нормой.
8. Желание властвовать
Ребёнок, обладающий лидерскими качествами, склонен подкреплять свой авторитет, выражая неодобрение по отношению к более слабым детям. Он чувствует своё превосходство, когда дразнится.
9. Невостребованность доброжелательности
Часто, закрывая книгу или заканчивая совместный просмотр мультфильма, родители не побуждают ребёнка к обсуждению, не помогают понять посылы произведения, не объясняют, что недоброжелательность — это плохо.
Другой пример — родители провоцируют подмену понятий. Завершая разговор по телефону на повышенных тонах, мама эмоционально прощается с собеседником: «Ага, удачи! Всего хорошего!». Добрые пожелания, произнесённые с неодобрительной интонацией, обесценивают их смысл.
10. Отсутствие навыков общения
Коммуникабельность — ключевой элемент в построении гармоничных отношений с социумом. Не умея выслушивать, поддерживать и действовать в команде, ребёнок стремится подавлять собеседников.
Вам может быть интересно
31.05.2019 Займ, пропажа или кража? Как распознать и решить проблему детского воровства
29.07.2019 Как распознать в себе компьютерного игромана
03.06.2019 Может ли беременность разрушить карьеру?
21.07.2019 Переходим на светлую сторону ЗОЖ: как изменить поведение, чтобы лучше себя чувствовать
23.09.2019 Большой вес — большие проблемы. Как женщине победить ожирение?
26.09.2019 Устали на работе? Нужен перерыв? Только не смотрите в телефон!
13.06.2019 Наши мысли — это наша жизнь: 7 способов стать оптимистом
24.10.2019 Все, что нужно знать о компьютерной игровой зависимости: причины, признаки, методы борьбы
25.09.2019 Что в голове у поджигателя?
07.03.2019 Купил, очнулся — банкрот. Как перестать решать все проблемы с помощью шопинга
15.04.2019 Режим дня ребенка: как четкий график помогает расти и развиваться?
05.06.2019 Девять способов стать смелее
Диагностика уровня доброжелательности у ребёнка: тест
Кажется, что в мире нет человека, который знает вашего ребёнка лучше? Сделайте паузу. Знаете ли вы, что смотрит ребенок по телевизору и в интернете? Насколько точно представляете содержание бесед с окружающими? Вероятно, сейчас вы засомневались в твёрдости своего убеждения. Представьте, что ребёнок, который проснулся сегодня — новый для вас человек. Пригласите его на доверительную беседу, познакомьтесь с ним. Вот несколько вопросов, которые помогут выстроить диалог:
Если я дам тебе деньги, сможешь ли ты потратить их на подарки друзьям?
Если твой приятель начнёт рассказывать тебе что-то неинтересное, но очень важное для него, ты выслушаешь его или скажешь, что тебе скучно?
Ты замечаешь, что друг играет в игру хуже. Станешь ли ты высмеивать его неудачи?
В игре ты понимаешь, что шансов на победу не остаётся
Бросишь или продолжишь игру?
Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Надолго ли ты запоминаешь обиду? Будешь ли мстить?
Часто ли ты шутишь над кем-то, осознавая, что шутка может быть обидной?
Тебе нравится помогать другим, когда ты точно знаешь, что справишься с делом?
Тебе нравится говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
Когда ты уверен в своей правоте, выслушаешь ли мнение или совет другого человека?
За каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 9 и за каждый отрицательный ответ на вопросы 4, 5, 6, 7, 8, 10 запишите по одному баллу и подсчитайте сумму. Результат свыше 6 баллов говорит о высоком уровне доброжелательности к окружающим. От 3 до 6 баллов — о том, что ребёнок избирателен и добр далеко не с каждым. Менее 3 баллов — повод задуматься над поведением.
За более детальным анализом и помощью в воспитании дружелюбия можно обратиться к специалистам по детской психологии. Существует множество форматов психологической помощи, в том числе дистанционной. Например, можно заказать курс модификации поведения по технологии 7Spsy. Прежде чем приступить к выполнению занятий, ребёнок пройдет полностью анонимное диагностическое тестирование. Плюс такой диагностики: работать с вопросами можно самостоятельно, без оглядки на возможное неодобрение ответов взрослым.
Презентация на тему: » РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ОТЗЫВЧИВОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ В СИТУАЦИИ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Консультация для педагогов.» — Транскрипт:
1
РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ОТЗЫВЧИВОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ В СИТУАЦИИ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Консультация для педагогов Разработала Смирнова Елена Анатольевна
2
Общение – главное условие и основной способ жизни человека Критерии общения Критерии общения 1
Внимание и интерес к другому 2. Эмоциональное отношение к другому 3
Инициативные акты( стремление вызвать интерес к другому) 4. Чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер.
3
ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ: -оценка действий ребенка; — передача новой информации СО СВЕРСТНИКОМ: управление действиями партнера; контроль действий другого; навязывание собственных образов; объект для сравнения
4
Специфические черты общения со сверстниками: Особо яркая эмоциональная насыщенность (примерно в 10 раз большая интенсивность экспрессивно – мимических проявлений). Особо яркая эмоциональная насыщенность (примерно в 10 раз большая интенсивность экспрессивно – мимических проявлений). Нестандартность детских высказываний (звукоподражание, «неправильные» слова). Нестандартность детских высказываний (звукоподражание, «неправильные» слова). Преобладание инициативных высказываний над ответными (ребенку важнее сказать, чем выслушать). Преобладание инициативных высказываний над ответными (ребенку важнее сказать, чем выслушать). Общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям. Общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям.
5
ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЭГОИСТИЧЕСКОЕ: -безразличие к другим; -интересы сосредоточены на предметах; — грубость и агрессивность как метод достижения желаемого; — высокомерная позиция по отношению к другим детям.
6
Конкурентное ( характерное для детей 3-5 дет как естественное): — стремление к первенству во всем; — знает, как добиться похвалы, как делать правильно; — другой – конкурент, которого нужно превзойти; — стремление привлечь внимание (как «+», так и «-»); -завистливость, обидчивость
7
Гуманное: -другой как ЧЕЛОВЕК; -чувствительность к желаниям и интересам других; — охотно оказывает помощь, так как сам получает от этого радость.
8
Пути успешного взаимодействия: 1.организация совместной предметной деятельности. ТОГДА Ребенок сосредотачивается на игрушке, а акт общения сводится к тому, чтобы отнять у сверстника привлекательный предмет. 2.формирование субъективного взаимодействия между детьми. ТОГДА Гуманные чувства, чуткость к состояниям другого.
9
Педагогам нужно: снизить безапелляционность требований, снизить безапелляционность требований, ярче выражать доброжелательность ко всем детям, ярче выражать доброжелательность ко всем детям, увеличить число позитивных оценок, увеличить число позитивных оценок, поощрять и успехи в познании, и доброжелательное отношение детей друг к другу, поощрять и успехи в познании, и доброжелательное отношение детей друг к другу, индивидуализировать общение, индивидуализировать общение, аргументировать требования, аргументировать требования, не давать ярлыков. не давать ярлыков.
10
В повседневной жизни: направлять чувства и эмоции детей на сверстника в конкретных действиях, а не на приобретение знаний и умений хорошего поведения; формировать чувство общности, группы(«секретные совещания», постановка детей в ситуацию зависимости друг от друга); снизить соревновательное начало; минимизировать предметность общения; учить детей выражать свои эмоции мимически и жестами ( предупреждение распространения бранных слов детском лексиконе).
11
Список литературы Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. _ М.: ТЦ Сфера, Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: «Центр педагогического образования», 2007.