Если ребенок изгой в классе
Ребенок-изгой в классе. Советы учителям и родителям
Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100
Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли «козла отпущения», «гадкого утенка»
Классу к шестому это будет сделать намного труднее, ведь для подростков голос учителя — совещательный. А пока дети, как маленькие локаторы, считывают реакцию педагога и автоматически перенимают его отношение к одноклассникам. Ваша задача — просто подать правильный сигнал.
Если в классе есть ребенок, рядом с которым действительно опасно находиться другим детям, решение о его судьбе следует принимать вместе с коллегами и администрацией школы, не привлекая для этого «общественность». Не превращайте тяжелое, но необходимое административное решение в акт коллективного осуждения и изгнания «паршивой овцы». Отверженность и озлобленность сцеплены друг с другом, одно непременно вызывает другое. Надеюсь, ни вы, ни возмущенные родители не хотите, чтобы впоследствии подросший и доведенный до крайней степени озлобления ребенок встретил их собственных «нормальных» детей где-нибудь в темном углу.
Многие педагоги, застав детей дерущимися, говорят: «Мне не важно, кто первый начал, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, оба виноваты». Это здравый подход, когда речь идет о стычке на равных
Но если в классе систематически обижают кого-то, а он вынужден обороняться, нельзя приравнивать вину преследователя и жертвы: это еще больше ранит ребенка-жертву, который чувствует себя абсолютно незащищенным даже в присутствии взрослых. Такой подход развращает ребенка-преследователя, и он очень скоро научится доводить исподтишка, так, чтобы самому оставаться в глазах педагога «белым и пушистым». Если при этом у жертвы сильный характер, она сделает свои выводы и в следующий раз будет драться уже не на жизнь, а на смерть — ведь поймет, что рассчитывать может только на себя.
Если травля в классе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем классе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в классном коллективе.
Поговорите с ребенком, выступающим в роли жертвы. Во-первых, объясните ему, что вы не сможете защищать его, если не будете твердо уверены, что сам он никогда драку не начинает
Скажите, что вам очень важно быть справедливым учителем и никого не наказывать напрасно; возьмите с него слово, что он не будет переходить к рукоприкладству, даже если его дразнят. Во-вторых, подскажите ему, как лучше себя вести, чтобы скорее отстали
Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от эффекта, которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть над ней. Если же бывшая жертва отвечает сама весело и технично, к ней перестают приставать. М.Кравцова
Как нельзя реагировать
Нельзя искать причину травли в ребенке, думать, что он повел себя как-то не так, раз над ним издеваются.
Как не надо говорить | Почему это не работает |
Просто не обращай внимания. Им надоест, и они перестанут над тобой шутить. | Избегать ситуации и надеяться, что она пройдет сама — это плохая стратегия. Когда родители так говорят, дети чувствуют себя брошенными, как будто они остаются с обидчиком один на один. Кроме того, если ребенку будут постоянно говорить, что он тупой, и родители не будут в это вмешиваться, рано или поздно ребенок поверит, что так оно есть. |
Тебе нужно научиться справляться самому, папа же не вечный. Дай отпор, издеваются только над слабаками. | Такие советы обычно дают мальчикам. Из-за этого они стремятся подавить свои чувства, что со временем приводит к тревожности и депрессии. А еще такой ответ перекладывает всю ответственность на ребенка. |
Все дети через это проходят. У вас просто переходный возраст, это пройдет. | Травля — это не обычное явление, которое ребенок должен принимать как данность. Над ребенком, которого учат терпеть несправедливое отношение, будут издеваться и во взрослом возрасте. |
Родителям хочется воспитать ребенка самостоятельным, независимым и смелым. Но раз над ребенком издеваются, значит, он не может дать отпор сам и ему нужна помощь. Ни один ребенок не хочет быть жертвой, и если бы он мог решить проблему в одиночку — он бы сделал это.
Что делать дальше
Для начала можно попытаться поговорить с родителями обидчика. Если они не воспринимают проблему всерьез и считают, что их ребенок — ангел, стоит заручиться поддержкой школы и поговорить с классным руководителем. Делать это нужно вежливо и спокойно, потому что главная цель — решить проблему ребенка, а не выплеснуть свой гнев
В разговоре с учителем важно обговорить стратегию: конкретные шаги и сроки.
Неправильно | Правильно |
Вы вообще в курсе, что у вас в классе происходит?!Как вы такое допустили, какой из вас педагог! Мы доверили вам своего ребенка, а вы что?У меня ребенок не ест, не спит, постоянно плачет, а все потому, что кто-то не может нормально делать свою работу! | Моя дочка сказала, что ее обижает одноклассница, а другие девочки просто смотрят. Вы знали об этом?Что вы делаете для того, чтобы решить проблему?Я видела, что эта девочка создала Вконтакте группу, куда выкладывает фотографии моей дочери со всякими обидными надписями. Фото сделаны на уроке и во время перемен. Что вы планируете делать с этим? |
Если разговоры с учителем ни к чему не привели, можно создать согласительную комиссию. В этом случае родители, администрация школы, медиаторы и психологи собираются, чтобы решить конфликт. В комиссию могут войти и сами ученики. Решение, которое примут на заседании, станет обязательным для исполнения на территории школы.
Обидчиком может быть и учитель, и тогда решить проблему труднее. Для начала нужно понять, действительно ли он ведет себя непрофессионально или ребенок слишком остро реагирует на замечания. Стоит поговорить с родителями одноклассников, узнать, как они видят ситуацию. Если проблема есть — обратиться к директору школы, если это не сработает — в местное управление образования и администрацию.
Иногда родители считают, что легче перевести ребенка в другую школу, потому что гласность и шумиха могут только усилить травлю. Это не всегда так. Травля существует из-за безнаказанности. Обычно проблема решается, как только обидчика привлекают к ответственности. Однако если школа не может помочь, а издевательства продолжаются, главное — обезопасить ребенка. Можно перевести его в другую школу и продолжать решать проблему.
Настя, 19 лет:
— В начальной школе у меня была очень суровая учительница, она могла наорать на нас без причины, сказать что-то грубое, ударить линейкой или кинуть в кого-нибудь мелом. К фамилиям мальчиков она любила добавлять слово «пан». Однажды она вызвала к доске мальчика с фамилией Носов и спросила: «Ну, пан Носов, что вы нам сегодня расскажете?». Класс рассмеялся, и за мальчиком на долгое время закрепилась кличка «понос».
Девочек учительница звала «секретутками», я не понимала, что это значит, и спросила у родителей. Родители были в шоке и стали расспрашивать о том, что происходит в нашем классе. После этого они решили поговорить с учительницей, но директор был на ее стороне и не видел никакой проблемы. Тогда родители сказали, что если учительница начнет кричать или бить кого-то линейкой, я должна записать все это на телефон. Я так и сделала.
С записями родители сразу пошли в городскую администрацию — знали, что от директора помощи ждать бессмысленно. Встал вопрос об увольнении учительницы, но внезапно половина класса оказалась против этого. Многие родители считали, что строгость — это не плохо, и что учитель — сильный педагог, который обеспечит нам хорошее будущее, поэтому можно и потерпеть.
Учительницу в итоге уволили, но стало только хуже. Если раньше у нас с одноклассниками был общий враг — строгая класснуха, то теперь изгоем стали я и моя семья. Родителей игнорировали на собраниях, удалили из общего чата. Надо мной постоянно подшучивали: говорили, что новая классная руководительница ставит мне пятерки только из-за страха, что я и ее сниму на видео. Наверное, дети просто повторяли то, что слышали дома от своих родителей.
Город у нас маленький, и переводиться в другую школу не было смысла. Поэтому мы всей семьей переехали в другой город.
Некоторые родители, которые сталкивались с травлей детей в школе, советуют сразу же забирать ребенка из учебного заведения. Они считают, что бороться с травлей бессмысленно — раз она есть, значит, учителя и администрация не сумели выстроить правильные отношения между учениками. А значит, проблема возникнет снова. Поэтому нужно искать не просто новую школу, а ещё и хорошего классного руководителя. В идеале он способен устанавливать правила жизни в классе и контролировать их, брать на себя ответственность. Определить это сходу практически невозможно. Можно ориентироваться на желание учителя решить проблему — если оно не меньше, чем у родителей, значит, есть шанс, что ситуация не повторится.
Роли ребенка изгоя в школе, в классе
Характер и личность ребенка закладываются именно родителями и поэтому, если они стали замечать, что ребенка отвергает школьный коллектив, то им следует проанализировать первичные установки своей воспитательной методики.
Возможно, причина негативного отношения со стороны одноклассников кроется именно в том, что родители сами заложили в ребенка деструктивную модель поведения, которую он впоследствии перенес и в школьный коллектив.
Психологи выделили несколько самых распространенных ролей изгоев в группе одноклассников:
Шестерка. Ребенок, привыкший в семье наблюдать за тем, что один из родителей постоянно показывает жертвенное поведение, начинает воспринимать его как норму
Для него модель поведения «чужие интересы важнее моих» становится единственно верной, и он упорно ей следует, надеясь тем самым привлечь к себе внимание окружающих и доказать свою полезность. Только в итоге все выходит с точностью наоборот
Сверстники не испытывают уважения к «подлизе», он вызывает лишь глухое раздражение и неприятие.
Заучка. В разных семьях существуют различные модели поведения. Некоторые родители стараются воспитывать ребенка как равного себе в надежде вырастить из него уверенную в себе целеустремленную личность. Другие же родители приучают свое чадо к тому, что его похвалят только если он будет аккуратно себя вести, тихо говорить, учиться на одни пятерки. Ребенок привыкает к тому, что он должен обязательно выполнить какое-то задание, чтобы в результате получить признание в ответ. Такие дети чаще всего становятся доносчиками, «ботаниками», желающими выслужиться перед взрослыми.
Тихоня. В некоторых семьях принято доминирование одного родителя над другим, чаще всего в роли авторитарного тирана выступает отец. В такой семье у матери второстепенная роль, между родителями нет равноправного партнерства. Женщина не решается оспаривать мнение или требования своего супруга, а в случае конфликтной ситуации она всегда соглашается со своей виной. Ребенок в такой семье вообще находится в самом низу иерархической лестницы. Зато первым, что он усваивает с детства, является принцип «не хочешь проблем — молчи». В результате, когда он приходит в школу, то отличается замкнутостью, стеснительностью и нерешительностью. Если кто-то решает над ним подшутить, то он никогда не даст отпор. Дети порой бывают достаточно жестоки, этакие маленькие хищники, стоит им только почувствовать, что рядом находится бессловесный тихоня, то он сразу же становится объектом травли.
Козел отпущения. В некоторых семьях в случае конфликта неким буфером или громоотводом выступает именно ребенок. Вечно раздраженные родители срываются на нем, обижают его и упрекают в чем-либо. В итоге ребенок привыкает быть вечно «крайним». Эту его особенность достаточно быстро распознают одноклассники и в итоге ребенок становится «козлом отпущения» еще и в школе.
Агрессор. Если ребенок с детства сталкивается с плохим отношением со стороны родителей, то он ожесточается и начинает учиться давать отпор. В результате у него формируется модель поведения «обидели – надо отомстить». Сталкиваясь с неприятием в школьном коллективе, ребенок реализует именно эту модель и взаимодействие с одноклассниками обретает некую цикличность: пытались толкнуть – толкнул в ответ, обозвали – обозвал еще хуже и т.п. В итоге ребенок становится изгоем, с ним никто не хочет контактировать, считая его злобным и нелюдимым.
Важно
Изгоями становится именно те дети, родители которых отличались неправильным поведением, эмоциональной черствостью и невнимательностью по отношению к ребенку.
Как родителям определить, что ребенок стал школьным изгоем
Да, можно вовремя распознать то, что ребенок — изгой в классе. Что делать родителям в данном случае? Быть внимательными к потребностям ребенка, слушать его, не отрицать проблемы.
Просто заподозрить неладное, если ребенок:
- потерял желание ходить в школу, либо уже пропускает уроки;
- не зовет в гости друзей из школы;
- уходит от вопросов о школе, не желает распространяться об оценках и одноклассниках;
- находится на выраженном эмоциональном спаде каждый день после школы;
- игнорирует праздники и собрания в классе;
- не ведет страницу в социальной сети или на ней в друзьях нет одноклассников;
- не перезванивается с одноклассниками;
- часто беспричинно плачет без объяснения причин;
- имеет физические или социокультурные признаки отклонений от нормы (лишний вес, брекеты, хромота, слепота, косоглазие, заикание, смуглая кожа, акцент, восточный разрез глаз и так далее) и начинает неожиданно стыдиться их.
Приходил с улицы весь мокрый, от него несло «химией»
Конечно, часто родителям сложно добиться от ребенка правды. Многие дети (особенно мальчики) не хотят жаловаться на нападки в школе, поскольку боятся заработать репутацию «маменькиных сынков». Так было и с сыном Евгении: когда она предложила помочь ему разобраться с обидчиками, мальчик воспринял это в штыки.
Кроме того, женщина боялась, что психика ребенка не выдержит, и он, решив отомстить обидчикам, совершит какие-то плохие поступки. От таких мыслей у любой матери, естественно, мороз по коже.
«Вы знаете, ребенок может так постоять за себя, что родителю придется уже разбираться с судебными исками, – соглашается Ксения Ферзь. – Поэтому я рекомендую все-таки в превентивной манере это решать. Ведь, вы знаете, это нередкая история, когда дети, понимая, что они не хотят иметь славу «маменькиных сыночков», пытаются решить проблему своими силами, и делают это почти криминальными методами. Лучше до этого не доводить. Одно дело, когда ребенок в принципе не рассказывает о конфликте – это его выбор, вы не можете из него изъять эту информацию. А если ребенок все-таки жалуется дома, мы не можем его отправить с этой проблемой назад, чтобы он искал решение сам».
Защита ребенка от всех внешних нападок – это прямая функция родителя, подтверждает психолог, психотерапевт Елена Лосева.
«Если доверие между родителем и ребенком сохраняется, то безусловный рефлекс родителя – защитить ребенка. Но после этой первичной реакции, которая опирается на безусловную любовь и привязанность к ребенку, ситуацию нужно разобрать. Причем разобрать со стороны всех участников конфликта. Как правило, кого-то безусловно неправого и безусловно правого в конфликте нет: все стороны так или иначе задействованы, принимали участие и виновны в конфликте
Здесь важно помнить, что каждая ситуация индивидуальна. У нас есть неадекватные учителя, неадекватные дети, неадекватные родители, и в каждой конкретной ситуации набор участников и их характеристики будут уникальны, поэтому какого-то единого рецепта здесь нет
Важно сохранять трезвый ум, выслушать все стороны и только потом обдуманно принимать какое-либо решение и выстраивать свою линию поведения. Не рубить сгоряча – это правило для любого конфликта», – считает Лосева.
Видя, что у ребенка не складываются отношения с коллективом, многие родители находят единственный выход в смене учебного заведения. Но всегда ли перевод в другую школу решает проблему? Не стоит поддаваться этой иллюзии, считает Елена Лосева.
«Травля может не иметь под собой каких-либо объективных оснований, и перевод в другую школу и смена детского коллектива во многих случаях действительно может решить проблему
Но здесь очень важно разобрать поведение самого ребенка. Мне недавно рассказали такой случай из практики, когда девочку защищали и мама, и учитель, и директор, а она сама задирала одноклассников в духе: «Ты мне ничего не сделаешь, ты получишь от моей мамы и от директора!»
Здесь проблема в поведении ребенка, и речь идет уже не столько о воспитании, сколько о коррекции поведения и формировании социально одобряемых стилей поведения. То есть каких-то в случаях жертва действительно бывает сама виновата – зачинщиком конфликтом иногда становится сам ребенок. Поэтому здесь, опять же, требуется разбор каждой конкретной ситуации», – отмечает психотерапевт.
«Теперь я смотрю на травлю со стороны пострадавшего»
«Девочка, судя по всему, нравилась мальчику, который пытался обратить на себя ее внимание, как-то издеваясь над ней. В какой-то момент она со своей компанией сидела на задней парте, и он решил сунуть ей таракана за шиворот
У нее с тех пор большая боязнь насекомых в целом и тараканов в особенности», – пересказывает Саша очередную историю из тех, что услышал от прохожих на улице.
Он и его друзья опросили несколько десятков человек, не устанавливая строгих рамок по возрасту: среди рассказчиков были и 14-летние подростки, и люди предпенсионного возраста. Истории про девочку и таракана уже 20 с лишним лет – казалось бы, такой невинный и в чем-то даже анекдотический случай. Но далеко не всегда насмешки оказываются безобидными.
«К счастью, были люди, которые сообщали, что в принципе серьезного впечатления на них это не произвело, но были и тяжелые истории, которые некоторые рассказывали о своих знакомых», – произносит Саша, и в разговоре повисает тяжелая пауза.
Часть людей, с которыми ему довелось пообщаться, призналась, что издевательства в школе вынудили их обратиться к психологам, кто-то находил утешение в обществе друзей, но «в основном это оставляло довольно серьезный след на психике».
Спектакль, которые поставили ребята, произвел на зрителей сильное впечатление. Саша и его друзья видели, как менялись лица людей, сидевших в зале: было видно, что у многих в душе всколыхнулось что-то тяжелое и неприятное, о чем хотелось бы навсегда забыть.
«Мы поставили достаточно антиутопичный спектакль: все было в темных тонах, в том числе мы сами, и некоторые зрители испытали довольно серьезное расстройство, потому что, судя по всему, у многих есть связанный с этим отрицательный опыт. Спектакль и вообще открытие этой темы производит довольно большое впечатление на смотрящих. Мы не подводили никакого итога, мы просто сообщали миру, что такая проблема есть и ее нужно решать. Она не будет решена до тех пор, пока ей не займется серьезная часть людей», – убежден Саша.
Он и сам когда-то был изгоем среди сверстников: в детском саду с ним никто не дружил, большую часть времени он был предоставлен сам себе. Со временем воспоминания стерлись, но теперь Саша точно знает: унижения, издевательства, насмешки – все это, может, и пройдет для человека относительно легко, но бесследно – никогда.
Заставил выйти к доске и проговаривать слово «рефрижератор»
Мы привыкли видеть в учителях блюстителей дисциплины в классе, и именно у педагога школьник может искать защиты, если его третируют одноклассники. Но, как это ни парадоксально, во многих случаях учителя поддерживают издевательства в классе и даже сами становятся зачинщиками травли.
Об одном из таких случаев нам рассказал ученик 7 класса Саша. Он занимается в подростковой театральной студии, и недавно ее художественный руководитель предложил ребятам поставить спектакль, посвященный теме буллинга. Чтобы собрать материал для постановки, школьники решили пройтись по району и расспросить случайных прохожих о том, приходилось ли им сталкиваться с травлей. Кто-то отвечал отрицательно, многие, очевидно, стеснялись рассказывать о подобных вещах, но некоторые все же поделились своими историями.
Когда к вашему ребенку придирается (или откровенно издевается, как в данном случае) сам учитель, то тут уже всякие сомнения отпадают: родителям необходимо действовать. Ксения Ферзь советует сначала поговорить с самим педагогом и выяснить, что послужило причиной конфликта: возможно, ребенок сам своим поведением спровоцировал преподавателя.
«Здесь, опять же, начинаем с локальных методов – пробуем в какой-то определенной форме поставить этого человека на место, – советует Ксения. – Если родитель должен объясниться с учителем, он говорит так: «Могу я попросить вас в случае, если мой ребенок ведет себя как-то, на ваш взгляд, не так, сразу сообщить мне причину вашего негодования, не применяя воспитательных мер на месте происшествия, в том числе публично?».
Если же договориться с педагогом напрямую не получается, и он не может вам толком объяснить, что именно в поведении ребенка вывело его/ее из себя, то проблему необходимо решать через завучей, директора, говорит Ферзь. Если и этот метод оказывается неэффективным, то стоит обращаться в более высокие инстанции.
В последние годы на помощь родителям пришли так называемые службы школьной медиации, рассказывает Елена Лосева. Служба школьной медиации – это служба, созданная внутри школы и состоящая из учителей, учащихся и их родителей, главной целью которой является урегулирование конфликтов. Пару лет назад такие службы стали появляться в Москве и Подмосковье, а также в некоторых других регионах в рамках развития психологического сопровождения школ, объясняет Лосева.
Очень радует, что эта система развивается, положительные тенденции есть. Здесь большой толчок дало освещение в СМИ различных случаев буллинга. Сейчас можно встретить множество историй, в том числе тех, которые публикуют родители – о том, как они по большому счету победили школу и систему, обращались в полицию и прочее. Это как раз случаи, когда директор закрывал глаза, а учитель поддерживал травлю», – говорит психолог.
Почему ребёнок становится в школе изгоем
Мы рассмотрели семь основных причин, из-за которых над ребёнком могут издеваться в школе.
Причина 1. Нестандартная внешность
Разноцветные волосы, очки, пирсинг, короткие волосы у девочки или длинные у мальчика — всё это может стать факторами агрессивного поведения со стороны одноклассников.
Причина 2. Проблемы физического плана
Заикание, энурез, нестандартная фигура, слуховой аппарат — если ребёнок чем-то отличается от других, велика вероятность насмешек.
Причина 3. Неумение за себя постоять
Легче издеваться над ребёнком, который не может в ответ сказать ни слова, который проглатывает обиду.
<<Форма демодоступа>>
Причина 4. Чрезмерная опека со стороны родителей
Про такого ребёнка можно услышать «маменькин сынок», что и становится поводом для насмешек. Обидчики уверены, что такой одноклассник сам не сможет себя защитить, как и в предыдущем пункте.
Причина 6. Отличник в старших классах и двоечник в младших
В началке почётно хорошо учиться, а в средних и старших классах отличники превращаются в «выскочек». Снова выделение из толпы.
Причина 7. Частые пропуски школы
Когда ребёнок редко находится в коллективе, и его интересы перестают совпадать с общими.
Получается, что все причины можно свести к тому, что ребёнком-изгоем становится тот, кто «не такой, как все» или просто не в состоянии за себя постоять.
Ошибки, которые часто допускают родители
Узнав о том, что ребенок не пользуется популярностью и подвергается нападкам со стороны сверстников, родители, как правило, впадают в одну из двух возможных крайностей.
В первом случае взрослые объявляют ребенка жертвой и начинают вести активную борьбу с обидчиками и их родителями, учителями. В случае если причиной неприятия ребенка коллективом является его склонность к агрессии, плохие привычки или какие-нибудь отклонения в поведении – ситуация только усугубляется. Ребенок, опираясь на поддержку семьи, начинает вести себя более безнаказанно и в итоге от его поведения страдают сами родители. Иногда, чтобы решить проблему, аутсайдера переводят в другое учебное заведение, но в большинстве случаев, ситуация повторяется заново.
Вторая крайность – когда родители начинают обвинять в происходящем самого ребенка, мотивируя это тем, что раз его обижают, значит, есть за что. Оставаясь наедине со своими проблемами, такие дети становятся еще более замкнутыми и неуверенными в себе. Если на ранних сроках у такого ребенка не наблюдается склонность к агрессии, впоследствии могут появляться вспышки жестокости и проявления озлобленности по отношению к сверстникам, учителям и даже родителям.